9. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45
Tleuzhev Mukhamed Karalbievich, Senior Lecturer, Department of Physical Education FSBEI HE Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova THE IMPORTANCE, PURPOSE AND OBJECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
The article reveals the importance ofphysical education in the life of students. Physical exercise is the main factor in counteracting the negative consequences of physical inactivity, as well as mental and neuro-emotional stress. At the same time, the time spent on physical exercise is compensated by an increase in overall performance, including mental performance. The purpose ofphysical education of students is the formation ofphysical culture of the individual.
Key words: physical culture, education, higher education, health.
УЧЕБНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ Цыганенко Наталия Викторовна, к.с.н., доцент (е-mail: [email protected]) Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г.Барнаул, Россия
В статье рассмотрены проблемы учебной успеваемости работающих студентов. Приведены данные социологического исследования о влиянии вторичной занятости на некоторые объективные параметры учебной деятельности. Дано описание особенностей учебной мотивации работающих студентов.
Ключевые слова: учебная успеваемость, работающие студенты, вторичная занятость.
Проблема совмещения учебной и трудовой деятельности студентов представляет интерес для социологов как специфический феномен современного российского общества, вызванный кардинальными социальными трансформациями 1990-х -2000-х гг.: переходом к рыночной экономике, формированием свободного рынка труда, появлением платного образования, изменением системы терминальных и инструментальных ценностей. Феномен работающего студента особенно активно начал обсуждаться в социологической науке на рубеже указанных лет: был предложен обзор факторов, вызвавших возрастание доли работающих студентов, дано объяснение термина «вторичная занятость» [1].
И хотя сложности переходного периода сегодня отошли на второй план, современные студенты, как и их предшественники, стремятся «подработать» и, по-прежнему, часто оказываются в ситуации конфликта социальных ролей «студент» и «работник». Ролевая конфликтность усугубляется социальным противоречием: высшее образование является требованием рынка труда и своеобразным маркером успеха, но при этом наличие диплома о высшем образовании не является гарантией трудоустройства и ус-
ловием успешной самореализации. И хотя вторичная занятость не дает стопроцентных гарантий трудоустройства, она все же сдвигает приоритеты в пользу получения трудового опыта еще в период студенчества хотя бы потому, что позволяет повысить уровень материального благополучия. Позволяя студенту приобрети профессиональные и коммуникативные навыки, способность к высокой самоорганизации и мобильности, вторичная занятость вызывает и негативные последствия: психофизические перегрузки,
пропуски занятий, снижение успеваемости. Именно последнему аспекту - влиянию вторичной занятости на учебную успеваемость студентов вуза, посвящена данная работа. Ее эмпирическую базу составляют результаты объемного социологического исследования проблем учебной успеваемости студентов АлтГТУ (Алтайского государственного технического университета им. И И. Ползунова). Метод исследования: социологический опрос в форме онлайн-анкетирования с использованием интернет-ресурсов Google Forms и возможностей электронных образовательных ресурсов АлтГТУ (личных кабинетов студентов и преподавателей). Анкета включала в себя 33 основных вопроса, позволяющих выявить факторы и проблемы, связанные с учебной успеваемостью и получить обратную связь со студентами. 10 вопросов включали подпункты, в которых студентам предлагалось не просто выбрать вариант ответа, но и предложить свои комментарии, замечания и предложения.
В опросе приняли участие 980 студентов АлтГТУ очной формы обучения; 59% юношей и 41 % девушек. 77% опрошенных обучаются за счет средств государственного бюджета; 23% - за счет внебюджетных средств. 26% совмещают учебу с работой. Такой объем выборочной совокупности и анонимность опроса, проведенного с применением Интернет-технологий, обеспечивает достоверность полученных данных. Надежность результатов характеризуется как обыкновенная (возможные ошибки выборки варьируются в интервале 3- 10%).
Цель представленного в данной работе исследования: выявление факторов, влияющих на учебную успеваемость работающих студентов. Предполагаемый итог исследования - получение социологических данных о факторах, способствующих или препятствующих учебной успеваемости работающих студентов с целью их последующего использования во взаимодействии с работающими студентами.
Рассмотрим, как характеризуется учебная успеваемость работающих студентов на фоне все выборочной совокупности.
Среди работающих студентов на 9% больше тех, кто учится на внебюджетной основе, в сравнении с неработающими студентами. Этот факт подтверждает гипотезу о том, что одной из причин совмещения учебы с работой является материальный фактор.
Кроме того, студенты старших курсов стремятся найти работу не только из-за дополнительного дохода, но и для приобретения практического опыта, пусть и не всегда связанного с профилем обучения. Наше исследование
показывает, что по мере взросления студентов возрастает их вовлеченность в трудовые процессы. Так, среди студентов первого курса подрабатывают 17%, на втором курсе 21%, на третьем курсе - 28%, на четвертом -43%, на пятом курсе - уже 83% опрошенных студентов.
Таблица 1 - Формы финансирования обучения студентов
Обучаются за счет средств госбюджета Обучаются на внебюджетной основе
Работающие студенты 71% 29%
Неработающие студенты 80% 20%
Согласно результатам опроса, большинство респондентов учатся на отлично и хорошо. 14 % - это студенты, у которых преобладают оценки «отлично»; «отлично» и «хорошо» - у 55%; «хорошо» и «удовлетворительно» преобладают у 26% опрошенных, оценки «удовлетворительно - у 5% респондентов. Среди работающих студентов 13% учатся преимущественно на «отлично», 45% на «отлично» и «хорошо», 32% - «хорошо» и «удовлетворительно», 10 % -«удовлетворительно» (табл.2). Эти данные подтверждают гипотезу о том, что неработающие студенты обладают преимуществом в академической успеваемости.
Таблица 2 - Данные об успеваемости студентов11
Преобладающие оценки Все опрошенные (%) Работающие студенты (%)
Отлично 14 13
Отлично и хорошо 55 45
Хорошо и 26 32
удовлетворительно
Удовлетворительно 5 10
Среди всех опрошенных студентов имеют задолженности 22,7%; среди работающих их доля составляет 34%.
Таблица 3 - Данные о количетстве задолженностей студентов
Все опрошенные Работающие студенты
Имеют задолженности 22,7% 34%
11 Здесь и при последующем анализе следует учесть тот факт, что в целом степень ответственности отличников и хорошистов выше, они более дисциплинированно откликаются на просьбы и поручения деканатов. Полагаем, что и на просьбу принять участие в опросе более активно откликнулись именно эти категории.
Одной из основных причин, приводящих к снижению успеваемости, являются пропуски занятий по неуважительной причине. В целом во всей совокупности опрошенных 37,8% никогда не пропускают занятия, 50% пропускают редко (несколько раз в месяц), часто (несколько раз в неделю) пропускают 10,4%; очень часто (количество пропусков больше количества посещений) - 1,6 % опрошенных.
18 % работающих студентов не пропускают занятия никогда, пропускают редко -59,5%, часто -19%, очень часто -3,5%. Таким образом, на общем фоне работающие студенты чаще пропускают занятия. При этом причины пропуска занятий работающих студентов отличаются от среднестатистическиой картины во всей выборочной совокупности (табл.
4).
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Чем бывают вызваны пропуски занятий?»
Вариант ответа Все опрошенные, % Работающие студенты, %
ленью 37% 14%
нежеланием рано вставать (пропускаю 30% 19%
первые пары)
уверенностью в собственных силах, 28% 15,5%
считаю, что смогу самостоятельно изу-
чить материал
пропускаю предметы, которые мне не- 25% 19%
интересны
пропускаю занятия тех преподавателей,
которые не контролируют посещае- 22% 12%
мость
пропускаю пары тех преподавателей, 26%
которые неинтересно ведут занятие 19%
пропускаю занятия из-за того, что ра- 15% 59%
ботаю
Следует отметить, что на общем фоне работающие студенты отличаются большей дисциплинированностью: они чаще других пропускают занятия в силу того, что работают (59%); однако при этом выраженность иных причин пропусков занятий существенно меньше, чем во всей опрошенной совокупности. Работающие студенты реже пропускают занятия, которые для них неинтересны или на которых нет контроля посещаемости, из-за собственной лени и нежелания рано вставать, меньше склонны надеяться на способность самостоятельно изучить учебный материал. При этом они позволяют себе чаще пропустить занятия тех преподавателей, которые неинтересно преподносят учебный материал.
Общий анализ причин пропусков позволяет выделить сочетание субъективных и объективных факторов. Первые связаны с личностными особенностями или обстоятельствами жизни студентов: их недисциплинированностью, определенной самонадеянностью, желанием обрести финансовую независимость. Вторые связаны с особенностями и проблемами организации учебных занятий. Так, студентов может «расхолаживать» отсутствие контроля за посещаемостью или неинтересное проведение занятий.
Помимо названных выше причин пропусков занятий, существуют так же различные факторы (психологические, социальные, не связанные непосредственно с организацией учебного процесса) которые могут снижать мотивацию студентов к учебе. Мы предложили студентам определить, какие из них актуальны лично для них. 19,7% (каждый пятый из опрошенных студентов) ответили, что таких причин нет. Демотивирующие факторы в том или ином сочетании есть у 80% опрошенных. Некоторые студенты называли один фактор, некоторые - несколько (поэтому сумма % более 100). Среди работающих студентов отсутствие демотивирующих факторов отметили 10,5% (табл.5).
Таблица 5 - Распределение ответов на вопрос «Существует множество различных причин, которые могут снижать мотивацию студентов к учебе. _Какие из них актуальны лично для Вас?» _
Вариант ответа Все опрошенные, % Работающие студенты,%
таких причин нет 19,7 10,5
собственные неорганизованность и 32,7 25,6
лень
плохая организация занятий, низкое 21,4 26
качество преподавания
обучение в вузе не открывает для меня никаких перспектив в будущем (полагаю, что будут проблемы с трудоустройством, невысокая заработная плата) 20,5 30,7
совмещение учебы с работой 17,1 53,6
проблемы в семье, в личной жизни 17 20,6
проблемы со здоровьем 15,7 20
ошибка в выборе специальности\ на- 14,3 17,5
правлении
платное обучение и отсутствие сти- 13,1 17,5
пендии
низкий уровень школьной подготовки, ограниченные способности к учебе 12,9 11,3
плохие отношения с преподавателями 11,8 11,3
моя увлеченность Интернетом, зави- 8,4 3
симость он него
возможность более интересного проведения времени с друзьями 8,2 4,2
условия проживания в общежитии 7,7 7,4
мне нужен диплом о высшем образовании, а не знания и профессиональная подготовка 6 7,7
учусь в вузе, чтобы не идти в армию 4 4,7
плохие отношения с одногруппниками 3,7 3,5
изначально не хотел(а) учиться, но заставляют родители 2,6 2,3
(сумма % более 100, так как можно было выбрать несколько вариантов ответа)
Анализ данных показывает, что «лидирующие позиции» в числе демо-тивирующих факторов занимают лень и собственная неорганизованность студента. Они названы почти 33% респондентов, и эти качества могут быть изначально присущими личности студента, и в то же время, могут быть своеобразной реакцией на те погрешности, которые есть в организации учебной деятельности. Например, отсутствие контроля за посещаемостью может способствовать развитию безответственности. 21,4 % опрошенных (каждый пятый) отмечает в качестве демотивирующего фактора плохую организацию занятий, низкое качество преподавания. Так же высока доля студентов (20,5%), испытывающих пессимизм относительно будущего трудоустройства и жизненных перспектив, которые может дать получаемое им образование и будущая профессия. 14% опрошенных отмечают, что ошиблись в выборе специальности. Правда, не ясно, была ли допущена ошибка изначально, или разочарование наступило уже в процессе обучения.
Следует отметить, что в структуре демотивирующих факторов работающих студентов есть особенности, отличающие их от всех опрошенных студентов: они меньше склонны лениться, чаще разочарованы в обучении в целом и не связывают будущие перспективы с университетским образованием, у них несколько чаще проявляются проблемы со здоровьем и проблемы в личной жизни, они чаще не удовлетворены качеством преподавания и выбором будущей специальности, при этом они реже, чем неработающие студенты, отмечают демотивирующее влияние на учебу увлеченностью Интернетом и встречами с друзьями. 53,6% работающих студентов отмечают, что совмещение учебы и работы снижает их учебную мотивацию. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что студенческая трудовая занятость несет определенную угрозу негативного влияния на учебный процесс.
Наш опрос позволил зафиксировать, что работающим студентам приходится справляться с двойной нагрузкой, они чаще вынуждены пропус-
кать занятия, их мотивация к учебной деятельности ниже, чем у неработающих студентов. Данные других исследований также подтверждают, что дисциплинированность студентов уменьшается пропорционально росту их занятости [2]. Судя по этим данным, трудовая занятость несколько снижает успеваемость работающих студентов, хотя такая связь неочевидна, поскольку невозможно получить информацию о том, как бы учились работающие студенты, если бы они не работали. В любом случае есть основания полагать, что время, затрачиваемое на работу, ведет к сокращению времени, затрачиваемому не только на собственно занятия в вузе, но и на подготовку к ним, и, соответственно, к снижению уровня подготовки специалиста.
В ходе дополнительных исследований нам еще предстоит выяснить, насколько сегодняшняя работа студентов способствует их профессионализации, помогает овладению специальностью, обеспечивает лучшие условия будущего трудоустройства.
Список литературы
1. Шереги Ф. Э., Харчева Г. В. Социальные проблемы вузовской науки// Социологические исследования,1996., №6 , С 76-81
2. Ворона А. М. Мотивы студенческой занятости// Социологические исследования, 2008, №8, С.106-115
3. Особенности мотивации к занятим физической культурой у студентов - психологов/ Гюлмамедова Т.И., Гут Ю.Н., Плахотникова Е.Н. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр.4-10
4. К вопросу о мотиваторах лидерской активности/ Ковшова Т.П./ Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 11-18
5. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении/ Малышев К.Б., Малышева О.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 19-26
6. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33
7. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40
8. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45
9. Создание учебных моделей, оптически передающих аудиосигналы, при подготовке высококвалифицированных инженеров в вузах/ Карпович Э.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.36-43
10.Учебное моделирование как основа развития профессиональных навыков будущих инженеров/ Карпович Э.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.44-52
Tsyganenko NataliyaV., Ph.D. in Sociology, Associate Professor «Foreign Languages», I.I. Polzunov
Altai State Technical University, Barnaul, Russia ACADEMIC PERFORMANCE OF WORKING STUDENTS
Abstract. The article deals with the problems of academic performance of working students. The data of a sociological study on the influence of secondary employment on some objective parameters of educational activity are presented. The description of the features of the educa-
tional motivation of working students is given. academic performance, working students, secondary employment.
Keywords: academic performance, working students, secondary employment.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Черевишник Наталия Николаевна, к.с.н., доцент
(e-mail: с[email protected]) Ерохина Наталья Александровна, к.с.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Гарина Олеся Геннадьевна, к.филос.н., доцент (e-mail: [email protected]) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. г.Саратов, Россия
На сегодняшний день нельзя найти ни одной сферы деятельности человека, которая не была бы связаны с физической культурой и спортом, так как физическая культура и спорт является общепринятыми материальными и духовными ценностями всего общества. Физическая культура помогает объединить социальное и биологически развитие человека, значительно влияет на состояние организма.
Физическая культура оказывает положительное влияние на физическое и психологическое здоровье человека, помогает в моральном и личностном развитии. Важнейшей целью физической культуры является всестороннее развитие духовных и физических качеств человека[2].
Ключевые слова: физическая культура, спорт, пандемия, здоровье, активность.
Введение. В современном мире спорт является неотъемлемой частью жизни каждого человека, и молодежь не будет исключением. Об этом свидетельствует ряд важнейших международных документов: План действий ЮНЕСКО по укреплению правопорядка в спорте и обеспечению его общедоступности, Резолюция Совета по правам человека ООН «Поощрение прав человека через спорт и идеалы Олимпийского движения», Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Актуальностью данной темы является проблема влияния карантинных мер на занятия физической культурой в ВУЗах.
Вспышка коронавируса вызванная SARS-CoV-2 приостановила проведение многих мировых спортивных соревнований, а также привычные любительские походы в спортивные залы и общественные места. Таким образом, спортивный календарь полностью изменился, как и у профессиональных спортсменов, так и у любителей, что откладывает определенный отпечаток на спортивную жизнь каждого человека. Ограничительные меры в связи с пандемией коронавирусной инфекции привели к изменениям в