УДК 311.42
Бочкова Анастасия Геннадьевна Bochkova Anastasia Gennadievna, Кравченко Данил Дмитриевич Kravchenko Danil Dmitrievich
Студенты Students
Уральский государственный экономический университет
Ural State University of Economics Клейменов Михаил Вячеславович к.с.н., доцент
Уральский государственный экономический университет
ВЛИЯНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
THE IMPACT OF SECONDARY EMPLOYMENT ON THE ACADEMIC PERFORMANCE OF FULL-TIME STUDENTS
Аннотация. Данная статья включает в себя основные результаты социологического исследования, среди студентов Уральских вузов очного отделения. В статье рассматривается образовательный процесс студентов, имеющих вторичную занятость, а также незанятых: успеваемость, посещаемость студентов, причины трудовой деятельности. Кроме того, авторы рассматривают возможную пользу от вторичной занятости для образовательного процесса. Затем авторы приводят сравнение успеваемости студентов, а также выдвигают гипотезу о том, что работающие студенты не могут распределить приоритеты.
Abstract. This article includes the main results of a sociological study among students of the Ural universities of the full-time department. The article examines the educational process of students who have secondary employment, as well as those who are not employed. academic performance, student attendance, and the reasons for their work. In addition, the authors consider the possible benefits of secondary employment for the educational process. Then the authors present a comparison of student performance, as well as put forward the hypothesis that working students are unable to prioritize.
Ключевые слова. вторичная занятость, работающие студенты, успеваемость, статистика, очная форма обучения.
Key words. secondary employment, working students, academic performance, statistics, fulltime education.
Образование является важнейшей частью жизни каждого человека. В современной жизни нередко встречаются студенты, которые совмещают свою учебу с работой. На это есть множество причин, в первую очередь это объяснялось тем, что студенчество всегда было социальной группой, чьи доходы были одними из самых низких. Для тех студентов, кто получает стипендию, финансовых средств может не хватать для обеспечения жизни, не говоря уже о студентах, обучающихся на платной основе [0, с. 54; 0, с. 151; 0].
Несмотря на благие намерения многих студентов по улучшению своего материального положение, вторичная занятость по мнению преподавателей отрицательно влияет на образовательный процесс. Целью данной научной статьи стало изучение положительных и отрицательных сторон работы студента в период обучения в университете, а также его успеваемости.
Был проведен опрос среди студентов Свердловской области. Было опрошено 198 студентов женского пола и 74 студента мужского пола, всего 272 респондента. Возрастная категория опрашиваемых студентов колеблется в пределах 16 - 24 лет. В категорию 16-18 лет вошло 94 участника опроса. 173 участников возрастом от 19 до 24 лет.
Были опрошены студенты очного отделения бакалавриата и магистратуры (рис. 1).
Рис. 1. Курс обучения студентов
Студенты II курса составили наибольший процент от числа опрошенных -61%, студенты I курса составили 27%.
3% 1%
■ I курс бакалавриата
■ II курс бакалавриата
■ III курс бакалавриата
■ IV курс бакалавриата
■ I курс магистратуры
■ II курс магистратуры
Опрошенные студенты обучаются по направлениям экономики и менеджмента, медицины, торговли, гуманитарные и социальные специальности, а также технические/инженерные и информационные специальности (рис. 2).
90
80
70
85
60
50
в о т н
е
д
н о п с
е р
« 40
с е ч и л
3
30
20
10
0
30
13
61 I
83
■ Экономика и менеджмент
И Торговля, сервис и туризм
□ Медицина
Н Гуманитарные и социальные специальности
□ Технические/инжене рные/
информационные
Рис. 2. Направление обучения
Наибольшее число опрошенных составляют респонденты, обучающиеся на торговых и технических специальностях. Студенты, обучающиеся на гуманитарных и социальных специальностях, составляют 22% числа опрошенных.
Далее представлена диаграмма, характеризующая успеваемость студентов, не имеющих вторичную занятость (рис. 3).
2%
■ Отлично (5)
Ударно (5-4)
Хорошо (4-3)
■ Удовлетворительно (3-2)
Рис. 3. Успеваемость незанятых студентов
У студентов, не имеющих вторичную занятость, преобладают студенты, обучающиеся на «4» и «5». Отличники составляют 13% от общего числа опрошенных.
Для того, чтобы произвести сравнительную характеристику, были опрошены студенты, имеющие вторичную занятость. Общее число работающих студентов составило 98 человек (36% от общего числа респондентов).
Ниже представлена наглядная диаграмма успеваемости работающих студентов (рис. 4).
Из работающих студентов преобладают респонденты, обучающиеся на «5» и «4» - ударники. На 4 и 3 учатся 34% опрошенных студентов, а на отлично 14%.
1%
■ Отлично (5)
■ Ударно (5-4)
■ Хорошо (4-3)
■ Удовлетворительно (3-2)
Рис. 4. Успеваемость занятых студентов
Далее представлена информация о посещаемости студентов, имеющих вторичную занятость (рис. 5).
8%
■ Часто (максимум 6-8 пар в неделю)
■ Не так часто (максимум 45 пар в неделю)
■ Редко (максимум 2-3 пары в неделю)
■ Не пропускаю
Рис. 5. Количество пропусков занятий у студентов
Отмечено, что 53% работающих студентов не пропускают занятия в университете, а 24% опрошенных студентов пропускают максимум 3 учебных занятия в неделю.
Ниже представлена информация об основаниях трудовой деятельности студентов (рис. 6).
2%
Хочу быть финансово
независимым Вынужден
обеспечивать сам Набираю опыт работы
Всё выше перечисленное
Рис. 6. Причины трудовой деятельности
Отвечая на вопрос о причинах трудовой деятельности, 58% респондентов работают ради финансовой независимости, а 21% вынуждены обеспечивать себя сами.
«Инновационные аспекты развития науки и техники» Вторичная занятость по своей деятельности может совпадать с
направлением обучения. Далее представлена информация о данном сходстве
(рис. 7).
Рис. 7. Совпадение направления работы с направлением обучения
Выявлено, что 63% студентов выбрали деятельность, не связанную с направлением обучения. Это связано с отсутствием возможности трудоустройства на должность по специальности для студентов, ещё не получивших диплом и опыт работы в данной деятельности.
Далее представлена диаграмма о пользе трудовой деятельности в учебе (рис. 8).
■ Совпадает
■ Не совпадает
■ Полезен
■ Неполезен
■ Затрудняюсь
Рис. 8. Польза рабочего опыта в образовательном процессе
VМеждународная научно-практическая конференция
Из всех работающих студентов 48 рабочий опыт в учебе не помогает.
Рабочий опыт полезен учебе только 37% студентов. Независимо от схожести рабочей деятельности с направлением обучения, рабочий опыт может помогать в коммуникации, получении дополнительных и профессиональных знаний.
Те студенты, которым помогает вторичная деятельность в учебе, оставили развернутые ответы о пользе рабочего опыта. Из 30-ти ответов было выделено 10 наиболее интересных. Ниже приведена сводные данные ответов:
«Быстрее выполняю домашние задания, глубже понимаю некоторые предметы»;
«Облегчает понимание определенных моментов в изучении предмета. На практике легче воспринимается информация»;
«Множество ресурсов и умение общаться с людьми мне дает работа, прокачиваю свои социальные стрессоустойчивость, умение отстаивать свою точку зрения и обозначать границы»;
«Я работаю репетиром, поэтому мне помогают такие предметы как: методика преподавания русского языка и методика преподавания литературы»;
«Работ с клиентами помогает выстроить правильное направление общения с гостями, что не обходимо в моей специальности»;
«Я работаю переводчиком кино и видеоигр (фриланс) и опыт практики перевода позволяет набрать лексику, отточить навыки и понять принцип процесса перевода»;
«Моя работа связана с маркетингом и написанием текстов. Практика и знание работы пригождаются в творческих учебных проектах на направлении "Медиакоммуникации"»;
«Практическая реализация теоретических знаний»;
«Изучение психологии детей помогает лучше понимать преподавателей и выполнять некоторые задания»;
«Помогает управлять собственным временем».
Рабочий опыт помогает студентам практиковаться в своих умениях, развиваться в общении, получать новые навыки и самосовершенствоваться.
«Инновационные аспекты развития науки и техники»
В заключении можно сказать, что лучшее учатся студенты, не имеющие вторичную занятость так как ударники и отличники (в сумме) составляют 73%. Несмотря на это у работающих студентов отличников больше на 1%, чем у неработающих. Суммарное количество ударников и отличников у работающих студентов составляет 65%. Следуя полученным данным социологического опроса, можно выдвинуть гипотезу: плохая успеваемость работающих студентов может быть связана с нехваткой времени и энергии у студентов на образовательный процесс (построение индивидуальной образовательной стратегии поведения) [0; с. 359; 0, с. 154], а также с личной расстановкой приоритетов студента в процессе совмещения обучения и вторичной занятости.
Библиографический список:
1. Мылтасова О.В. Проблемы вторичной занятости молодежи в вузовской системе // Достойный труд - основа стабильного общества. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 5457.
2. Мылтасова О.В. Трудовая деятельность студента: как совместить и быть успешным? // Достойный труд - основа стабильного общества. Материалы X Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2018. С. 147-151.
3. Bannykh G., Myltasova O., Tikomirova A. Employment of Students as a Factor of the Development of Human Capital // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Pp. 032181. doi: 10.1088/1755-1315/272/3/032181
4. Корнильцева Е.Г. Образовательные стратегии студентов колледжей // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации. Материалы V Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Екатеринбург, 2018. С. 354-360.
5. Кузьмина О.В. Сравнительный анализ проявления компонентов компетентности во времени у лиц с разной мотивацией // Вестник Вятского государственного университета. Киров, 2011. С. 148 -154.