Научная статья на тему 'Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов'

Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление студентов / вторичная занятость / трудовые ценности / способы трудоустройства студентов. / professional advancement of students / secondary em- ployment / labor values / ways of employment.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бегинина Ирина Александровна, Ивченков Сергей Григорьевич, Шахматова Надежда Владимировна

По результатам социологического исследования методом анкетирования и данным статистики анализируются динамика вторичной занятости студентов, род их деятельности, способы трудоустройства, стаж работы, доход и прочие характеристики. Акцентируется внимание на степени соответствия вторичной занятости будущей специальности студентов, особенно в ракурсе трудовых ценностей. В условиях экономического кризиса в адаптивных стратегиях студентов в большей степени проявляется желание найти работу, подавляющее большинство из них хотели бы подрабатывать, однако только каждому пятому удается реализовать свои профессиональные цели. Это во многом является следствием дефицита вакансий и низкого уровня заинтересованности работодателей. Они не готовы предоставить высокую заработную плату, хорошую должность, особенно по специальности, и гарантии по трудовому кодексу. Работающая часть студенческой молодежи в целом удовлетворена своей работой, их устраивают условия, предоставляемые работодателем, заработная плата, должностной статус, но большое количество респондентов задерживаются на определенном рабочем месте не более трех месяцев. Возможно, это обусловлено непостоянством взглядов и целей при выборе сферы трудовой деятельности. Наблюдается постепенный спад вторичной занятости студентов по сравнению с предыдущими годами. Увеличилась доля тех респондентов, которые не работают и не желают трудоустраиваться, так как их обеспечивают родители. Они достаточно высоко оценивают материальное положение своей семьи и не считают необходимым зарабатывать деньги самим. Сегодня студенты рассматривают работу как средство достижения материальных ценностей и удовлетворения своих потребностей. Одной из главных ценностей они считают хорошее материальное благополучие и реализацию себя как личности, а это – свидетельство того, что прагматические ценности вышли на первый план, роль же профессионализма, творчества, известности постепенно утрачивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бегинина Ирина Александровна, Ивченков Сергей Григорьевич, Шахматова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Advancement of Future Experts in Terms of Secondary Employment

The dynamics of secondary employment of students, their occupations, ways of employment, work experience, income and other characteristics are analyzed by means of the sociological research based on questionnaire and statistics. The special emphasis is put on the extent of correspondence of secondary employment with students’ future profession, labor values in particular. In the context of economic recession more students applying adaptive strategies tend to find a job, most of whom aspire to find a part time job. However, not everyone manages to achieve his/her professional goals. This is largely due to the vacancy shortfall and low employers’ interest who are not able to provide high wages, good posts (especially in correspondence to professional education) and labor code insurance. In general, the working students are satisfied with their jobs, terms provided by employers, wages, job title. But many respondents occupy the exact same post for not more than three months. Perhaps it partly accounts for inconsistent views while choosing the area of occupation. A gradual decline in secondary education compared with previous years is observed. The percentage of those who do not work and do not want to be employed increased because of the parents who provide money for them. They view their financial status as being quite high and do not consider it necessary to work themselves. Nowadays students regard work as means of fulfilling material values and satisfying their own needs. They consider material welfare and personal fulfillment to be one of the key values. It proves the fact that pragmatic values come into forefront. The role of professionalism, creativity, popularity is gradually decreasing.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов»

УДК 316.334.22-057.857

Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов

И. А. Бегинина, С. Г. Ивченков, Н. В. Шахматова

Бегинина Ирина Александровна, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии регионов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, begininaia@yandex.ru

Ивченков Сергей Григорьевич, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии молодежи, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ivchenkovsg@mail.ru

Шахматова Надежда Владимировна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, nadezhdashakhmatova@yandex.ru

По результатам социологического исследования методом анкетирования и данным статистики анализируются динамика вторичной занятости студентов, род их деятельности, способы трудоустройства, стаж работы, доход и прочие характеристики. Акцентируется внимание на степени соответствия вторичной занятости будущей специальности студентов, особенно в ракурсе трудовых ценностей. В условиях экономического кризиса в адаптивных стратегиях студентов в большей степени проявляется желание найти работу, подавляющее большинство из них хотели бы подрабатывать, однако только каждому пятому удается реализовать свои профессиональные цели. Это во многом является следствием дефицита вакансий и низкого уровня заинтересованности работодателей. Они не готовы предоставить высокую заработную плату, хорошую должность, особенно по специальности, и гарантии по трудовому кодексу. Работающая часть студенческой молодежи в целом удовлетворена своей работой, их устраивают условия, предоставляемые работодателем, заработная плата, должностной статус, но большое количество респондентов задерживаются на определенном рабочем месте не более трех месяцев. Возможно, это обусловлено непостоянством взглядов и целей при выборе сферы трудовой деятельности. Наблюдается постепенный спад вторичной занятости студентов по сравнению с предыдущими годами. Увеличилась доля тех респондентов, которые не работают и не желают трудоустраиваться, так как их обеспечивают родители. Они достаточно высоко оценивают материальное положение своей семьи и не считают необходимым зарабатывать деньги самим. Сегодня студенты рассматривают работу как средство достижения материальных ценностей и удовлетворения своих потребностей. Одной из главных ценностей они считают хорошее материальное благополучие и реализацию себя как личности, а это - свидетельство того, что прагматические ценности вышли на первый план, роль же профессионализма, творчества, известности постепенно утрачивается.

Ключевые слова: профессиональное становление студентов, вторичная занятость, трудовые ценности, способы трудоустройства студентов.

Professional Advancement of Future Experts in Terms of Secondary Employment

I. A. Beginina, S. G. Ivchenkov, N. V. Shahmatova

Irina A. Beginina, https://orcid.org/0000-0003-3944-5237, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, begininaia@yandex.ru

Sergey G. Ivchenkov, https://orcid.org/0000-003-1939-214X, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, ivchenkovsg@mail.ru

Nadezhda V. Shakhmatova, https://orcid.org/0000-0003-2413-1534, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, nadezhdashakhmatova@yandex.ru

The dynamics of secondary employment of students, their occupations, ways of employment, work experience, income and other characteristics are analyzed by means of the sociological research based on questionnaire and statistics. The special emphasis is put on the extent of correspondence of secondary employment with students' future profession, labor values in particular. In the context of economic recession more students applying adaptive strategies tend to find a job, most of whom aspire to find a part time job. However, not everyone manages to achieve his/her professional goals. This is largely due to the vacancy shortfall and low employers' interest who are not able to provide high wages, good posts (especially in correspondence to professional education) and labor code insurance. In general, the working students are satisfied with their jobs, terms provided by employers, wages, job title. But many respondents occupy the exact same post for not more than three months. Perhaps it partly accounts for inconsistent views while choosing the area of occupation. A gradual decline in secondary education compared with previous years is observed. The percentage of those who do not work and do not want to be employed increased because of the parents who provide money for them. They view their financial status as being quite high and do not consider it necessary to work themselves. Nowadays students regard work as means of fulfilling material values and satisfying their own needs. They consider material welfare and personal fulfillment to be one of the key values. It proves the fact that pragmatic values come into forefront. The role of professionalism, creativity, popularity is gradually decreasing.

Keywords: professional advancement of students, secondary employment, labor values, ways of employment.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2019-19-2-136-140

Молодежь - это особая социально-демографическая группа, обладающая присущими ей потребностями и интересами и занимающая специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений. Именно она наиболее полно и

© Бегинина И. А., Ивченков С. Г., Шахматова Н. В., 2019

остро отражает проблемы в сфере экономики, политики, общественных отношений и уровень развития каждой из этих сфер, является энергичной, работоспособной, быстро обучаемой группой. Успешный старт на рынке труда - ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Этот старт способен заложить прочный фундамент для формирования личности и профессионального роста в дальнейшем, и, напротив, последствия неудач в начале трудовой деятельности могут быть самыми серьезными. Старт зависит, в первую очередь, от того, насколько правильно молодые люди смогли определиться с выбором профессии в период их профессионального становления, с выбором специальности для обучения в вузе.

Наличие работы у вторично занятых студентов является основной характеристикой, которая может отражать картину трудоустройства студентов г. Саратова. Социологическое исследование, выявляющее отношение студенчества к профессиональному становлению, было проведено в июле - сентябре 2013 г. В исследовании была использована квотно-районированная выборка по критерию обучения респондента в определенном вузе. В опросе участвовали 469 респондентов, из которых 32% - студенты Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 25% обучаются в Саратовском государственном техническом университете, 24% - в Саратовском государственном аграрном университете, 19% получают высшее образование в Саратовском государственном социально-экономическом институте (филиале) РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Не имеют работы, но стремятся различными способами ее найти 63% студентов. Имеют постоянное место работы 19% от общего числа опрошенных. Не работают и не имеют желания ее искать 18% студентов. В 2007 году в г. Саратове количество работающих студентов равнялось 34%, что почти в два раза больше, чем в настоящее время. По данным социологов, число работающих студентов в период с 1995 по 2006 г. колеблется в пределах 40-45%1. По данным Рос-стата, в июне 2010 г. лица моложе 25 лет составляли 27,8% от всех безработных. В среднем из россиян в возрасте 15-24 не имел работы примерно каждый шестой2. Наблюдается постепенный спад вторичной занятости, на что, вероятнее всего, повлиял экономический кризис в стране, что поставило под удар в первую очередь не имеющих стажа и опыта работы студентов.

Данные исследования показали, что 57,0% студентов трудятся рабочими, 24,0% - специалистами, 16,0% - служащими и 3,0% имеют свой бизнес. Подавляющему большинству работающих студентов (более 50,0%) работу подсказали друзья. При помощи родителей, родственников нашли рабочее место 39,5% опрошенных, 5,3%

смогли трудоустроиться через объявление на улице, а 2,6% - через газетное объявление. Толь -ко 2,6% студентов смогли зарекомендовать себя на рабочем месте в период прохождения практики, после чего их приняли на постоянную должность. Это свидетельствует о том, что производственная практика студентов должна больше ориентироваться на рынок труда.

Использование эффективных источников информации при трудоустройстве увеличивает шансы нахождения высокооплачиваемой и интересной работы (таблица). Наиболее эффективным источником информации, по мнению студентов, являются личные связи, знакомства (78,6%), на втором месте - средства массовой информации (50,8%). Также популярностью пользуется и Интернет (39,7%). В службу занятости, кадровые агентства хотят обратиться 20,6% студентов. При помощи факультета, кафедры планируют искать работу 15,9% респондентов. Хотят посетить ярмарки вакансий, карьерные форумы 3,2% опрошенных. Затруднились с ответом 4,0% студентов.

Эффективные для студентов источники информации при поиске работы, % к ответам

Источники информации при поиске работы %

Факультет, кафедра 15,9

СМИ 50,8

Интернет 39,7

Личные связи, знакомства 78,6

Служба занятости, кадровые агентства 20,6

Ярмарки вакансий, карьерные форумы 3,2

Затрудняюсь с ответом 4,0

Итого 212,7*

Примечание. * Сумма ответов не сводима к 100%, так как респондент мог предложить несколько вариантов ответа.

По сравнению с исследованием, проведенным московскими учеными в 2000 г., можно заметить, что в настоящее время частично утратили свое значение в нахождении работы для студентов специализированные государственные институты рынка труда. Помощь государственных структур по трудоустройству, молодежных, студенческих бирж труда, кадровых отделов вузов практически не оказывается современному студенту. Но возросла роль средств массовых коммуникаций, Интернета3.

Наличие у респондента работы по специальности говорит о правильности выбора факультета, на котором он обучается. Работа по специальности помогает ему приобрести практические навыки, которые облегчат понимание теоретических знаний. Однако данные исследования показывают, что большинство студентов (76,3%) реализовали себя совершенно в других областях,

никак не относящихся к получаемой ими специальности в вузе, и лишь 23,7% респондентов работают по специальности.

В ходе исследования был выявлен личный доход работающего студента в месяц. Так, 13,2% респондентов получают 1000-3000 рублей, 26,3% - 3001-5000 рублей. У 28,9% студентов личный доход составляет 5001-10 000 рублей, у 13,2% - 10 001-20 000. Зарабатывают 25 00030 000 рублей в месяц 2,6% опрошенных. 15,8% не смогли ответить на данный вопрос. При этом от 1 часа до 5 работают 39% студентов, от 6 часов до 10 - большая часть респондентов - 56%, и свыше 11 часов - 5% от общего числа опрошенных.

Трудовой стаж является одной из характеристик, отражающих стратегические мотивы поиска и наличия работы. Однако у большинства респондентов стаж менее 3 месяцев (31,0%), что подчеркивает преобладание тактических мотивов - с целью заработка, и невысокую заинтересованность работодателей в трудоустройстве студентов в своей организации. 24,0% работают от 3 месяцев до полугода; от полугода до года -21,0% студентов; более года - 24,0% опрошенных. При таких условиях работы полностью удовлетворены своим рабочим местом лишь 26,3% опрошенных. Скорее довольны, чем недовольны 34,2% респондентов. Затруднились с ответом 26,3%. Частично недовольны занимаемой должностью и условиями труда 2,6% и совсем не устраивает рабочее место 10,5% студентов.

Существуют определенные факторы, законы, положения Трудового кодекса, которые должны соблюдаться работодателем при найме на работу. Однако далеко не всегда это правило соблюдается. Наиболее часто работодатель оформляет трудовой договор с записью в трудовой книжке (68,6%). Полная официальная заработная плата с учетом всех налогов у 45,7% респондентов. Такое положение Трудового кодекса, как отпуск в полном объеме, соблюдается у 34,3% опрошенных. Оплата больничных листов производится у 25,7% работающих студентов. Работодатель предоставляет услуги по медицинскому страхованию и производит выплату отпускных в полном объеме и в установленный ТК срок 17,1% респондентов. Своевременно выплачивают зарплату 5,7% от общего числа опрошенных. Работают неофициально 5,7% студентов.

Таким образом, работающая часть студенческой молодежи в целом удовлетворена своей работой, довольна условиями, предоставляемыми работодателем, заработной платой, должностным статусом, но большое количество респондентов задерживаются на определенном рабочем месте не более трех месяцев. Возможно, это обусловлено непостоянством взглядов и целей при выборе сферы трудовой деятельности.

Самую большую часть опрошенных (63,0%) составляют неработающие студенты, которые

хотят найти работу, но по тем или иным причинам пока не смогли реализовать себя в трудовой сфере. Основным мотивом поиска работы является желание иметь свои собственные деньги (56,2%); 19,0% респондентов необходимо обеспечивать себе средства для существования, а для 14,0% работа является основным способом реализации себя как личности. Для 9,9% опрошенных работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем, а 0,8% студентов приходится материально поддерживать родителей.

Наиболее важными для респондента причинами совмещения работы и учебы выступают: желание иметь свои личные деньги (52,4%), желание улучшить материальное положение своей семьи (44,9%), приобрести опыт по будущей специальности (39,5%). Рассматривают работу как способ собственной самореализации 37,8% респондентов, а 25,4% таким образом стремятся обрести независимость от родителей. Работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем, 25,4% студентов. Желание иметь, расширить свой круг общения при помощи трудоустройства есть у 17,8% респондентов. Необходимо обеспечивать собственную семью 8,1% студентов, а платить за учебу - 6,5%. Хотят заработать необходимые деньги для оплаты жилья 5,4%, работать в свободное от занятий время - 0,5% опрошенных.

В отличие от уже работающих, многие незанятые студенты рассчитывают в будущем трудиться по специальности, что говорит о правильно сделанном выборе специализации в высшем учебном заведении (57,9%). Еще не определились с выбором будущей профессии 25,4% респондентов; 16,7% опрошенных категорически отказываются работать в своей сфере. Можно сделать вывод, что для современного студента основными мотивами поиска работы являются сиюминутные установки на получение дополнительных денег на карманные расходы или средств к существованию. И лишь 14,0% респондентов имеют стратегический мотив - стремление приобрести репутацию, стаж и опыт работы. Также многие еще не представляют, с какими трудностями им придется столкнуться, устраиваясь по специальности, так как лишь небольшое количество студентов смогло уже найти работу по своей специализации.

Не работают и не желают искать работу 18,0% от общего числа опрошенных. У подавляющего большинства респондентов есть возможность не спешить с работой, так как их обеспечивают (52,8%); 19,4% студентов решают другие, более важные вопросы; 8,3% хотят отдохнуть, набраться сил. Обладают пессимистичным взглядом на трудоустройство, считая, что все равно нет вакансий по своей специальности, 5,6% опрошенных. Не хотят устраиваться на ра-

боту, так как не желают совмещать ее с учебой; копят деньги, чтобы в будущем заняться своим делом; просто боятся искать работу - по 2,8% сответственно. Затруднились с ответом 5,6%. Данные исследования показывают, что у большинства студентов, не имеющих желания к поиску работы, нет необходимости устраиваться на нее, у них отсутствует мотив, поскольку уровень жизни достаточно высок.

Изучение синхронизации учебы и работы -важный момент вторичной занятости. Негативный характер влияния студенческой занятости на академическую успеваемость студентов является общепризнанным фактом и проявляется, прежде всего, в пропусках занятий и отсутствии возможности или желания активного участия в учебном процессе. Снижение дисциплинированности студентов пропорционально росту их занятости, что подтверждается данными других исследователей: «Посещаемость занятий заметно меняется в зависимости от наличия работы у студентов всех вузов и специальностей - те, кто занят на более или менее постоянной работе, в основном появляются в начале и конце семе-стра»4. По данным нашего исследования, 79,0% опрошенных не пропускают занятий, а 21,0% имеют неоднократные прогулы. Но при этом частота пропусков занятий из-за работы невысока: 1-3 пары в неделю пропускают 40,0% респондентов, 4-6 пар - 27,5%, 7-9 пар - 15,0% студентов, не ходят на занятия вообще 5,0% опрошенных, затруднились с ответом 12,5%.

Роль ценностных ориентаций в выборе жизненного пути, профессиональной и социальной ориентации очень высока. Все люди имеют различные ценности в жизни и вследствие этого ставят перед собой разные цели. Работа для одних является смыслом жизни, а для других -просто средством удовлетворения своих потребностей. Так, 52,0% респондентов рассматривают работу как способ заработка, а для 18,9% студентов - это реализация своих идей, творческого потенциала. Для 16,8% опрошенных работа является возможностью карьерного роста, а для 5,6% важно получение престижа посредством этого вида деятельности. Таким образом стремятся повысить свой социальный статус 6,5% респондентов. Рассматривают работу как способ заработка, возможность карьерного роста и получение при этом удовольствия 0,5% респондентов и столько же включают в понятие «работа» все вышеперечисленное.

При расчете среднего взвешенного значения жизненных ценностей было выявлено, что наибольшую ценность в жизни у студенческой молодежи составляют хорошее материальное благополучие (90,04) и самореализация себя как личности (89,76), что говорит о прагматическом взгляде на жизнь. На третьем месте по популярности - теплые, заботливые отношения с людьми (86,52), а на четвертом - физическая привле-

кательность, внешность (84,44). Также имеют значение уважение и помощь людям, отзывчивость (83,28) и высокое социальное положение в обществе (82,96). Гораздо ниже по популярности любовь к природе и бережное отношение к ней (75,4), эта ценность находится на седьмом месте. Практически не имеют значения в этой цепочке ценностей творчество (73,94) и известность, популярность (62,04). Несколько иные данные были выявлены в ходе опроса в Латвии. Основными критериями трудовой деятельности респондентов стали «возможность самореализации в труде» (60%), «поддержка и уважение других людей» (54%) - т. е. более половины рассматривают профессиональную трудовую деятельность как способ самореализации личности, а не только как средство заработка5.

Наличие ценности труда в жизни респондента отражает его отношение к будущей или уже имеющейся работе. Большинство студентов воспринимают труд как способность человека зарабатывать деньги и обеспечивать себя и рассматривают его как удовлетворение своих потребностей (39,8%). Это говорит о прагматическом взгляде на вещи, во главу угла студенты ставят материальные ценности. Труд как умственная и физическая деятельность, работа, требующая специальных навыков и сил, затрата времени и физическая нагрузка рассматривается 17,3% респондентов. По 11,0% опрошенных считают, что это определенный способ реализации себя как личности, при помощи труда можно достичь вершин успеха и совершить карьерный рост, а также что работа - это общественно полезная деятельность, направленная именно на благо своей страны и общества. Для 8,6% респондентов труд является смыслом жизни, без которого он не мог бы существовать и при реализации которого происходит самообучение. Зато 3,1% студентов рассматривают труд как тяжелую необходимость, а 1,6% - как способ уйти от скуки. Затруднились ответить на данный вопрос 4,7% от общего числа опрошенных.

Образование как социальный институт способствует интеграции и адаптации студента в общественную жизнь, достижению определенных целей. Однако в последнее время ценность образования не занимает лидирующих позиций в плане профессионального становления и самоопределения: 40,7% респондентов рассматривают образование как необходимое, но не главное условие успеха, для них важнее полезные связи, поддержка родителей, друзей, удача, лишь 32,8% рассматривают хорошее образование как главное условие успеха в жизни. Что образование желательное, но не обязательное условие успеха, что добиться успеха можно, не имея образования, считают 21,2% студентов. По мнению 2,6% респондентов, образование мешает добиваться успеха, успех приходит к тем, кто забывает о полученном образовании. 0,5% от общего числа опрошенных считают, что хорошее

образование необходимо, но чтобы добиться успеха, нужна дополнительная инициатива. Затруднились с ответом 2,1% студентов.

Иные данные приведены в работе М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. В ходе исследования было выявлено: большинство молодых людей считают, что получить хорошую работу помогает в первую очередь наличие высокой квалификации и знаний (50,4%), и лишь второе требование - наличие связей и знакомств (39,7%). Причем отмечается тот факт, что в течение последних 15 лет значительно уменьшилась доля тех, кто считает важными для получения хорошей работы опору на связи и знакомства: с 62% в 1997 г. до 53% в 2007 г. и до 40% в 2009 г.6

Можно сделать вывод, что сегодняшние студенты обладают прагматическим мировоззрением. Они рассматривают работу, труд, образование с точки зрения выгоды для себя. При помощи работы они хотят добиться вершин успеха и обеспечить свою жизнь и жизнь своей семьи в материальном плане. Для них огромную роль играют хорошее материальное благополучие, а также реализация себя как личности. Однако гипотеза о том, что высшее образование является одним из главных факторов успеха, не подтвердилась - большинство респондентов считают, что важнее полезные связи, и только это поможет им в будущем трудоустроиться и добиться высокого социального положения.

Таким образом, эмпирическое исследование позволило выявить ряд особенностей, характерных для студенческой молодежи в ракурсе профессионального становления в регионе. В условиях экономического кризиса в адаптивных стратегиях респондентов в большей степени проявляется желание найти работу, подавляющее число студентов высших учебных заведений хотели бы подрабатывать, однако только каждому пятому удается реализовать свои профессио-

нальные цели - 19% от общего числа опрошенных смогли устроиться. Это во многом является следствием дефицита вакансий и низкого уровня заинтересованности работодателей. Они не готовы предоставить высокую заработную плату, хорошую должность, особенно по специальности, и гарантии по Трудовому кодексу. Наблюдается постепенный спад вторичной занятости студентов по сравнению с предыдущими годами. Но увеличилась доля респондентов, которые не работают и не желают трудоустраиваться, так как их обеспечивают. Они достаточно высоко оценивают материальное положение своей семьи и не считают необходимым зарабатывать деньги самим. Сегодня студенты рассматривают работу как средство достижения материальных ценностей и удовлетворения своих потребностей. Одной из главных ценностей они считают хорошее материальное благополучие и реализацию себя как личности, что говорит о том, что прагматические ценности вышли на первый план, а роль профессионализма, творчества, известности постепенно утрачивается.

Примечания

1 См.: Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социс. 2008. № 8. С. 107.

2 См.: Глобальные тенденции молодежного рынка труда -2010 : МОТ от 15 августа 2010 г. // Ведомости. 2010. С. 12.

3 См.: ВоронаМ. А. Указ. соч. С. 111.

4 Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза // Социс. 1999. № 8. С. 35.

5 См.: Воронов В. В. Экономическое сознание и ценностные ориентации выпускников вузов Латгалии // Социс. 2010. № 2. С. 66.

6 См.: ГоршковМ. К., Шереги Ф. Е. Молодежь России : социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 169.

Образец для цитирования:

Бегинина И. А., Ивченков С. Г., Шахматова Н. В. Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 136-140. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-136-140

Cite this article as:

Beginina I. A., Ivchenkov S. G., Shahmatova N. V. Professional Advancement of Future Experts in Terms of Secondary Employment. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 136-140 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-136-140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.