УДК 316.
Б01: 10.12737/21209
Трудовая занятость студентов как социальная проблема Варламова Анна Викторовна, аспирант, anna-varlam@Jist.ru
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье представлен анализ понятия «социальная проблема» как отечественных, так и зарубежных исследователей, а также определены причины их появления и обострения, дана современная классификация социальных проблем. Особое внимание уделено современной социальной проблеме студенчества - совмещение обучения в вузе с трудовой деятельностью. Автором рассмотрен данный феномен в контексте спроса рынка труда на определённый, промежуточный тип работника -«студента вуза» и выявлено влияние трудовой деятельности студента на учебный процесс.
Представлены результаты авторского социологического исследования (анкетирования) студентов ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», проведённого в 2015 году. Определены объём и специфика вовлечённости студентов в трудовую деятельность, мотивация трудовой деятельности респондентов, основные проблемы, с которыми сталкивается студенческая молодёжь. Приведен также корреляционный анализ полученных данных с ранее проводимыми исследованиями по рассматриваемой проблематике как самого автора, так и других исследователей.
Ключевые слова: социальная проблема, классификация социальных проблем, студенты, учеба в вузе, трудовая деятельность студентов
В научной литературе существует несколько позиций к определению понятия «социальная проблема». По мнению американских учёных Р. Фуллера и Р. Майерса, понятие «социальная проблема» заключается в состоянии отклонения от общепринятых норм. Социальные проблемы определяются как социальные противоречия, осознаваемые субъектами. Из-за отсутствия средств для достижения целей и борьбы субъектов вокруг этих целей наблюдается неудовлетворение социальных потребностей [1, с. 138].
В определении, предложенном В.Н. Куценко, этот термин показан как противоречие между необходимостью совершать определённое действие и недостаточными условиями реализации этой необходимости [2, с. 68].
Российский социолог Ж. Т. Тощенко характеризует социальную проблему как олицетворение противоречия между теми целями, к которым стремится население,
общество, организации, и теми условиями, в которых реализуются их устремления [3, с. 141].
Таким образом, социальная проблема - это противоречивые ситуации, цели, осознаваемые субъектами. При этом, как отмечает И. Ясавеев, исследователь, изучающий данную проблематику, современное общество более насыщенно социальными проблемами, чем, например, 15 лет назад [4, с. 102].
Причинами появления и обострения социальных проблем в масштабах общества являются как объективные процессы в развити страны, так и просчёты политиков, определяющих преобразовательный курс и методы его осуществления. Наряду с объективными обстоятельствами обострению социльных проблем часто способствует субъективный фактор, выражением чего является социально-экономическая политика власти, выстроенная и осуществляемая определённым образом.
Однако неправомерно всю совокупность социальных проблем сводить лишь к общественному уровню их восприятия, поскольку затруднения социального характера могут определяться и конкретными особенностями межличностного взаимодействия. В связи с этим к причинам таких социальных проблем правомерно отнести следующие обстоятельства: внутриличностный кризис, тяжёлая болезнь одного из членов семьи, рождение ребенка-инвалида и т.д.
Что касается классификации социальных проблем, то в настоящее время существует несколько оснований для их выделения. Самыми распространенными являются следующие классификации:
-по масштабам (общенациональные, региональные, местные); -по продолжительности существования (краткосрочные (решение проблем в течение недели, месяца), среднесрочные (2-3 года) и длительные (3-7 лет)).
Социальные проблемы подразделяются и на материальные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные и социально-правовые, а также по сферам жизнедеятельности (проблемы сферы здравоохранения, образования, занятости, науки и т.д.) [5, с. 56].
В данной статье мы более подробно остановимся на одной из актуальных социальных проблем современного студенчества - совмещение студентами обучения в вузе с трудовой деятельностью.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»32 студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры. В данной статье мы более подробно остановимся на студенческой молодёжи, осваивающей программы высшего образования.
С 1990-х по 2009 год в нашей стране увеличивалось количество студентов, обучающихся в вузах. В 2008-2009 учебном году, достигнув максимума в 7,5 млн. человек, оно начало сокращаться в связи с демографическим спадом. В 2014-2015 учебном году в российских вузах, по данным Федеральной службы государственной статистики, обучалось только 5,2 млн. студентов, при этом из средств федерального бюджета - 2 млн., однако, как показывают проводимые социологические исследования, высшее образование является более востребованным среди современной молодёжи и российского общества в целом, чем среднее профессиональное33. Ещё одной тенденцией, характерной для современного студенчества, является совмещение обучения в вузе с трудовой деятельностью независимо от региона. Так, по данным Всероссийского опроса, проведённого ИС РАН в 2000 году, учёбу с трудовой деятельностью совмещало примерно 39,1% студентов [6, с. 136]. В 2007 году, по данным опроса, проведённого в вузах Санкт-Петербурга, доля студентов, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью, существенно увеличилась и составила уже 71,8% (постоянно работали - 44,8% респондентов, подрабатывали - 27% опрошенных) [7, с. 18]. По данным исследования, проведённого в 16 вузах Ростовской области, в 2011 году среди опрошенных постоянно совмещали - 46,6% и время от времени - 43,3% респондентов [7, с. 22].
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, сегодня более 50% студентов в зависимости от профиля вуза и специальности или направления подготовки совмещают обучение в вузе с трудовой деятельностью, при этом с каждым годом эта цифра увеличивается34.
32 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2016)
33 Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=2312008 (дата обращения: 12.05.2016)
34 Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/research/ (дата обращения: 10.05.2016).
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что массовая распространённость данного явления свидетельствует о формировании на современном рынке труда спроса на определённый тип работника промежуточного уровня квалификации. При этом спрос и предложение на студенческий труд совпадают, поскольку и рынок труда, и само студенчество заинтересованы во временной занятости.
С другой стороны, трудовая деятельность студентов не может не оказывать влияния и на академическую успеваемость, поскольку она вызывает перераспределение бюджета времени студента в сторону сокращения часов на посещение занятий и учебную подготовку. Можно предположить, что студент, концентрирующий свои интересы на учёбе, будет изыскивать время для работы за счёт сокращения времени досуга и развлечений, но так происходит, надо полагать, далеко не всегда. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что влияние трудовой занятости студентов на учебный процесс требует особого внимания.
В связи с этим в 2015 году было проведено социологическое исследование (анкетирование) среди студентов ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса». Выборочная совокупность анкетирования составила 200 респондентов, использовалась случайная выборка. Опрашивались студенты с первого по пятый курс дневного отделения следующих направлений подготовки и специальностей: «Гостиничное дело», «Туризм», «Социология», «Политология», «Юриспруденция», в т.ч. 17% студентов первого курса, 32% - второго, 20% - третьего, 22% - четвертого и 9% - пятого.
Анкета состояла из нескольких тематических блоков:
-объём (и специфика) вовлечённости респондентов в трудовую деятельность;
-мотивация трудовой деятельности студентов;
-корреляция трудовой занятости студентов и академической успеваемости в
вузе.
В анкете использовались как открытые, так и закрытые вопросы.
Рассмотрим результаты анкетирования более детально. В ходе исследования было выявлено, что в трудовую деятельность вовлечены 74% респондентов, по сравнению с 2011 годом [8, с. 85], когда обучение в вузе с работой совмещало 54% опрошенных, это доля существенно увеличилась. Что касается характера трудовой занятости, то постоянно совмещают учёбу в вузе с работой 38% респондентов, по сравнению с 2011 годом (21%), эта доля студентов увеличилась, при этом количество студентов, совмещающих учёбу в вузе с работой время от времени, сократилось. Так,
по данным анкетирования 2011 года, время от времени совмещали - 33% респондентов и, соответственно, в 2013 году - 26% опрошенных.
При этом число студентов, совмещающих обучение в вузе с работой, от курса к курсу постоянно растёт и достигает пика на третьем и четвертом курсах обучения. На четвертом курсе, как показал анализ анкетирования 2011 года и 2015 года, большинство студентов уже совмещают учёбу с работой, но здесь необходимо обратить внимание и на характер их трудовой деятельности, которая для большинства, является временной, а не постоянной и не перспективной, как отмечают сами респонденты (41%), поскольку в основном студенты трудоустроены в сферы услуг (64%).
Кроме того, большинство респондентов работают независимо от учебного семестра и каникул (рис. 1). В связи с этим график работыони не связывают с расписанием учебных занятий, а, наоборот, учебный график подстраивают под рабочий. В этом выражается специфика современного положения российского студента. Если, например, в США трудовая деятельность студентов носит в большинстве случаев семестровый характер: во время каникул, как это было распространено и в советский период, то сегодня ситуация значительно изменилась и усложнилась.
Рисунок 1 - Характер трудовой занятости респондентов
Большинство опрошенных отметили, что работают 2-3 дня в неделю (39%), затем идёт группа студентов, которая работает 1-2 дня в неделю, но независимо от учебной недели и выходных (29,6%). 4-5 дней в неделю работают 17,2% студентов. Достаточно высока доля студентов, работающих «ежедневно» (6,3%), в выходные
работают только 3,1% респондентов. Вариант «другое» отметили 4,7% опрошенных. Несмотря на то что занятость студентов, совмещающих обучение в вузе с трудовой деятельностью несколько дней в неделю и особенно по выходным, вполне сочетается с учебным расписанием, это не может не отразиться на их физическом и психическом здоровье, а также на качестве получаемого образования.
Большая часть респондентов работает 6-8 часов в день (35,9%), 4-6 часов -23,5%. Более 8 часов в день - 10,9% студентов. Вариант ответа «2-3 часа в день» выделили 29,7% опрошенных.
Как видно из диаграммы (рис. 2) большая часть студентов, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью, работают в дневное время и во второй половине дня. Меньшая часть студентов выбирает работу в ночное время. В связи с этим мы можем предполагать, что трудовая деятельность студентов все же отрицательно влияет на учебный процесс, а, вернее, на качество получаемого образования студентов.
31,3%
26,5%
15,6%
14,0%
4,8% 4,8%
3,1%
в утреннее во второй в дневное в вечернее в ночное другое не ответили время половине время время время
дня
350%
30,0%
25,0%
20,0%
15,0%
10,0%
5, 0%
0,0%
Рисунок 2 - Ответ на вопрос «В какое время Вы работаете?»
Необходимо отметить и долю респондентов, которые в момент анкетирования искали работу (12%), по данным анкетирования 2011 года, и 22% респондентов, по данным 2015 года.
Невозможность совмещения обучения в вузе с работой отметили лишь 14% опрошенных в 2011 году, в 2013 году доля этих студентов осталась в этих же пределах и составила 11%. Аналогичные тенденции были выявлены и в других исследованиях [9, с.152].
Что касается работы по направлению подготовки, то большинство студентов работают не по специальности (61%). Планируют в дальнейшем работать 41%
опрошенных, при этом большинство студентов направления подготовки «Гостиничное дело» и «Юриспруденция».
Необходимо обратить внимание также и на материальное положение респондентов. Большинство из них оценивают его как среднее (31%), меньше половины - «выше среднего» (23%), как «ниже среднего» - (26%) и 20% опрошенных отметили как «плохое». При анализе мотивов, побуждающих студентов совмещать обучение в вузе с работой, мы столкнулись с двоякой ситуацией (табл. 1). На первом месте среди причин, по которым студенты решают совмещать учебу в вузе с работой, стоит желание иметь личные деньги (81,2%). При этом мотив, связанный с необходимостью обеспечить себя средствами для существования, занимает только на второе место.
Таблица 1 - Рейтинг мотивов трудовой занятости студентов, в %.
Вариант ответа Мотив, в %
желание иметь свои личные деньги 81,2%
необходимость обеспечить себя средствами существования 64%
получить опыт работы для дальнейшего успешного трудоустройства 42,1%
занять свободное время 28%
стремление помочь родителям 23,4%
желание создать свое дело 20,3%
желание расшить круг знакомых 18,75%
желание как можно раньше начать профессиональную карьеру 10,9%
необходимость обеспечить собственную семью (жену, мужа, партнера, детей) 10,9%
необходимость платить за обучение 4,7%
необходимость платить за жилье 4,7%
духовная потребность в работе 1,5%
другое 1,5%
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что студенты, обучающиеся на коммерческой основе, вынуждены совмещать обучение в вузе с работой для оплаты обучения. Данная гипотеза в ходе исследования не подтвердилась, поскольку данный мотив занимает одну из последних ступеней в иерархии мотивов студенческой занятости.
Необходимо обратить внимание и на то, что 6% опрошенных входят в группу студентов, не совмещающих учёбу в вузе с работой, что ещё более не подтверждает данную гипотезу.
Таким образом, заработок занимает в мотивах вспомогательное место с точки зрения жизненно важных условий обеспечения. Его можно рассматривать как средство, обеспечивающее в первую очередь личные расходы студентов, их досуговое потребление, символические атрибуты жизни (одежду, услуги и т. д.).
Необходимо выделить и группу студентов (8%), которые начали совмещать учёбу с трудовой деятельностью для создания в будущем «своего дела», что показывает целеустремленность и инициативность студенческой молодёжи.
С целью анализа корреляции трудовой занятости студентов и академической успеваемости в вузе нами был задан блок вопросов по данной тематике.
В ходе анкетирования нами было выявлено, что большинство опрошенных студентов придерживаются нейтральной точки зрения в отношении влияния совмещения студентами обучения в вузе с трудовой деятельностью (40%), вторая группа студентов по иерархии ответов отмечают отрицательное влияние (33%). Положительное влияние выделили 14% студентов. Вариант «затрудняюсь ответить» отметили 13% опрошенных.
На диаграмме (рис. 3) приведены ответы студентов на данный вопрос по группам: работающие и неработающие студенты. Как видно из представленной диаграммы, ответы данных групп студентов значительно отличаются. Неработающие студенты более категоричны в своих ответах, чем работающие их одногруппники. Необходимо отметить, что студенты, выбравшие вариант ответа «положительное влияние трудовой занятости студентов на учебный процесс», имеют опыт работы по своей специальности или направлению подготовки или же в данный момент работают.
Что касается проблем, с которыми сталкиваются студенты, совмещающие учёбу с трудовой деятельностью, то каждый четвертый столкнулся с недостатком свободного времени и необходимостью пропускать учебные занятия, а 21,8% опрошенных - с несвоевременным выполнение заданий и, конечно же, снижением успеваемости (14,1%). Нет никаких проблем у 9,4% опрошенных студентов. Таким образом, мы видим, что большинство респондентов прямо или косвенно сталкиваются с рядом проблем, связанных с отрицательным влиянием трудовой занятости студентов на их учебный процесс в вузе.
В ходе исследования мы выявили, что большинство студентов в ходе совмещения учёбы с трудовой деятельностью пропускают примерно половину учебных занятий в вузе (39%), затем идет группа студентов, которая вынуждена пропускать меньшую часть занятий (32,8%). Третья группа студентов пропускает большую часть
занятий (17,1%). Практически равномерно распределились ответы респондентов, которые почти не пропускают учебные занятия (4,8%), и студентов, которые пропускают почти все занятия (6,3%).
никак не влияет
отрицательно
положительно
затрудняюсь ответить
_
%
50%
не работающая группа студентов работающая группа студентов
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%
Рисунок 3 - Отношение респондентов к влиянию студенческой занятости
на учебный процесс в вузе
Как видно из диаграммы (рис. 4), большинство студентов пропускают равнозначное количество как лекционных, так и семинарских занятий, не выделяя приоритетности среди них.
затрудняюсь
практические ответить; 4,7%
занятия; 12,5%Д
ц ^лекции; 40,6% }
* семинары; У
42,2%
Рисунок 4 - Типы учебных занятий, пропускаемые студентами
Что касается частоты самостоятельной подготовки студентов к учебным занятиям (табл. 2.), то у работающих студентов она значительно ниже, чем у неработающих.
Конечно, мы не можем утверждать, что это последствия совмещения студентами обучения в вузе с трудовой деятельностью, но, как отмечают авторы других исследований, у которых выборочная совокупность более массивная, посещаемость учебных занятий уменьшается пропорционально росту трудовой занятости студентов [7, с. 112].
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что студент, совмещающий учебную деятельность с трудовой, с одной стороны, новый, вынужденный социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, более адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. С другой стороны, необходимо учитывать отрицательное влияние (снижение частоты подготовки к учебным занятиям, пропуск учебных занятий и т.д.) трудовой занятости студентов на качество образования.
Таблица 2 - Частота самостоятельной подготовки студентов
Частота подготовки Группа работающих студентов Группа неработающих студентов
почти каждый день 3% 7%
раз в неделю 5% 12%
раз в месяц 1% 8%
реже одного раза в месяц 5% 12%
раз в два месяца 2% 6%
перед сдачей зачетов, экзаменов 25% 18%
во время зачета, экзамена 8% 2%
Высшее образование, которое призвано дать индивиду полное осознание своей деятельности, постепенно становится не тождественным «получению специальности» -высокой квалификации в избранной профессиональной сфере, что приводит в свою очередь к определённому кризису в высшей школе [10]. Умалчивание этой проблемы неизбежно приведёт к прогрессирующим социальным потерям уже в недалеком будущем.
Молодое поколение - это не только движущая сила инновационных изменений. В случае нарушения процесса общественного воспроизводства молодёжь может стать
возможным и весьма вероятным фактором социальной нестабильности и социальной дезинтеграции [11].
В связи с этим внимание к студенчеству, к их проблемам должно резко возрасти как со стороны государства и общественности, так и научных коллективов, поскольку от разрешения данных проблем зависит не только настоящее страны, но и будущее.
Литература
1. Контексты современности - II: хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и ред. С.А.Ерофеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. 188 с.
2. Симонова Т.М. Интегративный подход к исследованию социальных проблем // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII, №1. С. 66-74.
3. Тощенко Ж.Т. Социология управления: учебник. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. 300 с.
4. Ясавеев И. Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе // Социальная реальность. 2006. № 6б. С. 101-115.
5. Аникеева О.А. Социальная работа в сфере образования: понятие, теория, практика // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2007. № 2. С. 56-59.
6. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. 2005. №4. С. 136-139.
7. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: Изд-во ЦСП, 2002. 128 с.
8. Варламова А. В. Адаптация студентов к современным условиям рынка труда // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 4 (23). С. 83-87.
9. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Высшее образование. 2014. № 2. С. 152-179.
10. Варламова А.В. Академическая мобильность обучающихся в вузах (на примере ФГБОУ ВПО «РГУТиС») // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 1. С. 74-79.
11. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114-122.
LABOR ACTIVITY OF STUDENTS AS A SOCIAL PROBLEM Varlamova Anna, PhD student, e-mail: anna-varlam@list.ru
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
The article analyzes the concept of "social problem" in both domestic and foreign researchers, presents the reasons of their occurrence and exacerbation, and gives the current classification of social problems. The author pays special attention to the combination of study at University with work as a modern social problem of students. This phenomenon in the demand at the labour market for "student of University" as certain, intermediate type of worker is analyzed, and the impact of student's labour activity on the learning process is revealed.
The article presents the results of authorial sociological research (questionnaires) of the students of Russian State University of Tourism and Service" carried out in 2015. The scope and specifics of the students' involvement in work activities, the motivation of respondents, the main problems faced by students are identified. The author has also conducted correlation analysis of the obtained data with the results of previously conducted studies of different researchers.
Keywords: social problems classification of social problems, students, university studies, work activities of students
References
1. Contexts of modernity - II: Anthology. 2nd ed., rev. and enl. / Comp. and ed. S.A. Erofeev. Kazan: Publishing House of Kazan University, 2001. 188 p.
2. Simonova T.M. The integrative approach to studying social problems// Journal of Sociology and Social Anthropology [Zhurnal sociologii i social'noj antropologii]. 2009. Vol. XII, №1. Pp. 66-74.
3. Toshhenko Zh.T. Management Sociology: a textbook. Moscow: Social Forecasting and Marketing Center, 2011. 300 p.
4. Jasaveev I.G. Social problem in the sociological lexicon// Social Reality [Social'naja real'nost']. 2006. № 66. Pp. 101-115
5. Anikeeva O.A. Social work in education: the concept, theory, practice// Universities for Tourism and Service Association Bulletin [Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa]. 2007. № 2. Pp. 56-59
6. Bol'shakova O.A. Paid employment in the students' lives// Sociological Studies [Sociologicheskie issledovanija]. 2005. №4. Pp. 136-139
7. Konstantinovskij D.L., Cherednichenko G.A., Voznesenskaja E.D. Russian student today: Study plus work. Moscow: TSSP Publishing house, 2002. 128 p.
8. Varlamova A.V. Adaptation of students to modern conditions of the labor market// Universities for Tourism and Service Association Bulletin [Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa]. 2012. № 4 (23). Pp. 83-87.
9. Roshhin S.Ju., Rudakov V.N. The combination of study and work by Russian university students// Higher education [Vysshee obrazovanie]. 2014. № 2. Pp. 152-179.
10. Varlamova A.V. Academic mobility of Russian HE students (case study:: Russian State University of Tourism and Service)// Universities for Tourism and Service Association Bulletin [Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa]. 2014. № 1. Pp. 74-79.
11. Zubok Ju.A., Chuprov V. I. Young professionals: The problem of training and labor market position// Sociological Studies [Sociologicheskie issledovanija]. 2015. № 5. Pp. 114-122.