СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ
DOI 10.24412/2541-9056-2021-1-78-87 УДК 316.477
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
А.С. Стоянов, П.В. Шестопалова
Статья поступила в редакцию 13 декабря 2020 г.
В данной статье рассматривается проблема влияния экономической независимости на успеваемость студентов, раскрывается вопрос о возможности совмещения работы и учёбы учащихся высших учебных заведений. На основании опроса был сделан вывод: экономическая независимость от родителей и их желание стать самостоятельными влияет на успеваемость студентов, что вызывает нехватку времени на подготовку учащихся к занятиям.
Данная статья может быть полезна при изучении влияния экономической независимости студентов на их успеваемость в ВУЗе.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, подработка, потребность, работа, самостоятельность, студенты, успеваемость, учащиеся, учеба, факторы, экономическая независимость.
ECONOMIC INDEPENDENCE AS A FACTOR OF STUDENT ACADEMIC PERFORMANCE
A.S. Stoyanov, P.V. Shestopalova
This article examines the problem of the influence of economic independence on student academic performance, reveals the question of the possibility of combining work and study of students of higher educational establishments. Based on the survey, it was concluded that economic independence from parents affects students' academic performance and their desire to become independent, as they lack of time to prepare for classes.
This article can be useful in studying the impact of economic independence of students on their academic performance.
Key words: higher education institutions, part-time work, need, work, independence, students, academic performance, students, study, factors, economic independence.
Актуальность данной темы статьи обусловлена тем, что в современном мире исследователи выделяют тенденцию к росту численности учащихся ВУЗов, совмещающих работу с учёбой, что, с одной строны, усугубляет коренное противоре-
чие между качеством получаемого образования и желанием как можно скорее стать экономически независимым. С другой стороны, идёт постоянное увеличение внебюджетных мест в ВУЗе, что подразумевает его ориентированность на эконо-
мическую компоненту студентов. Понимание того, каким образом желание обучающихся стать экономически независимым влияет на успеваемость, поможет студентам сделать правильный выбор, а сотрудникам ВУЗа - провести анализ данной проблемы и выработать новые подходы к её решению.
Студенческая жизнь и успеваемость по сей день являются объектом многих исследований [8, 10, 11]. Успеваемость студентов зависит не только от интеллектуального развития и способностей, но и от многих других факторов. В современном мире растёт численность учащихся высших учебных заведений, пытающихся быть самостоятельными, экономически независимыми от родителей. Чтобы реализовать данную потребность, студенты стали чаще совмещать работу с учёбой. Совмещение работы и учёбы студентов становится глобальной темой в современных междисциплинарных исследованиях.
Экономическая независимость связана с поиском работы по специальности. «Если среди работающих первокурсников по специальности работают чуть больше 8 % студентов, то к выпускному курсу их количество значительно возрастает и превышает отметку в 35%» [12, с. 989]. Эта тенденция указывает на особое отношение студента к планируемой профессиональной деятельности. Будущую работу такие студенты связывают не только с социальной карьерой, но и с профессиональным развитием.
В данном исследовании мы рассмотрим, каким образом экономическая неза-Humanities researches of the Central Russia
висимость влияет на успеваемость студентов. Объект исследования: студенты Академии гражданской защиты МЧС России (АГЗ МЧС России). Предмет исследования: экономическая независимость как фактор субъективной оценки успеваемости студентов АГЗ МЧС России. Цель исследования: изучить влияние экономической независимости студента на его субъективную оценку успеваемости.
Исследованием влияния экономической независимости на успеваемость учащихся высших учебных заведений занимались такие авторы как С.Д. Резник [2], И.В. Ковалева [3], В.Р. Цылев [7] и другие.
«Хорошая успеваемость - свидетельство надлежащего усвоения содержания образовательной программы по конкретной специальности и залог получения высококлассного специалиста, востребованного обществом» [1, с. 290]. «На успеваемость студента влияет его активная жизненная позиция, высокий уровень самоконтроля» [10].
Многие студенты совмещают работу с учебной деятельностью: «Более 60% студентов имеют опыт совмещения учёбы и работы, причём более 40% работают постоянно» [4, с. 369-370]. Если студент заинтересован в собственном обучении, то ему вряд ли помешает какая-либо другая деятельность. Одни авторы считают, что «студенты работают для заработка и получения трудового стажа, чтобы повысить свои «конкурентные преимущества» на рынке труда после окончания вуза, а не для реализации своих способностей и повышения профессионального статуса» [8, № 1 (18), 2021 79
с. 135] , что ведёт к росту вторичной занятости. Однако «вторичная занятость все же входит в серьёзное противоречие с учебным процессом очной формы обучения, предполагающим регулярное посещение студентами занятий» [7, с. 38]. Другие авторы отмечают, что «желание получить опыт работы является более значимым мотивом совмещения учёбы и работы, чем финансовые факторы [5, с. 105]. В связи с этим М.А. Ворона выделяет две группы поведенческих стратегий работающих студентов: "работа-деньги" и "работа-опыт" [9].
В рамках исследования был проведён социологический опрос. Случайная выборка при 90% доверительной вероятности и 9% доверительном интервале составила 78 человек только гражданских факультетов с ограничениями, характерными для военных ВУЗов, что совершенно оправдано в исследованиях такого типа. В большинстве своём (94,9%) это студенты бакалавриата. При опросе авторами был использован метод анкетирования. Респонденты заполняли анкету в режиме онлайн на специальном веб-сайте - «Google
Формы», при ответах сохранялся принцип анонимности. Были опрошены респонденты возрастных категорий 17-20 (35,9%) и 20-25 лет (59%), которые ещё не успели полностью состояться в жизни; 38,5% мужчин и 61,5% женщин; 91,0% опрошенных не состояли в браке, 9,0% имели собственную семью; 47,4% опрошенных проживали в Подмосковье, 52,6% в Москве. Большинство опрошенных учатся на очной форме обучения - 93,6%; 75,7% на платном отделении; у 61,5% респондентов нет собственного заработка.
29,5% опрошенных имеют доход на каждого члена семьи около 20-30 тыс., 19,2% - 16-20 тыс., 17,9% - 10-15 тыс., 16,7% - свыше 50 тыс., 15,4% - 30-50 тыс. По данным Росстата средний уровень заработной платы в России составляет 46,324 тыс. рублей. Если семья состоит из родителей и двух детей, оба родителя зарабатывают примерно 92648 тыс. рублей, то уровень дохода на каждого члена семьи составляет 23,162 тыс. рублей. Таким образом, 37,1% семей респондентов не дотягивают до среднего уровня доходов.
Результаты
Рисунок 1 - Необходимо ли быть финансово независимым от родителей на период обучения в ВУЗе? 10/-
Рисунок 2 - Считаете ли вы себя экономически независимым от родителей?
На вопрос «Необходимо ли быть финансово независимым от родителей на период обучения в ВУЗе?» респонденты ответили следующим образом: треть опрошенных (33,8 %) имеют собственный заработок, 32,4 % не имеют дохода (Рис. 1). На очной форме обучения некоторые студенты успевают работать. Но могут ли они полностью себя обеспечить и быть независимыми от родителей?
На вопрос «Считаете ли вы себя экономически независимым от родителей?»
только 11,5 % респондентов (Рис. 2) ответили утвердительно, несмотря на то, что имеют собственный заработок 33,8%. Так как большинство опрошенных учатся на очной форме, им тяжело совмещать работу с учёбой, и они живут с родителями. Также большинство респондентов учатся платно, и их учёбу оплачивают родители, они не могут назвать себя самодостаточными.
Рисунок 3 - Что, на ваш взгляд, позволит Рисунок 4 - Возможно ли, на ваш взгляд, достичь экономической независимости? совмещение работы с учёбой? (%)
На вопрос «Что, на ваш взгляд, позволит достичь экономической независимости?» большинство студентов (89,7 %) ответили, что для того чтобы стать экономи-
чески независимыми от родителей, необходимо иметь собственный доход (Рис. 3). Поэтому некоторые респонденты работают, имеют собственный заработок (33,8
%). По указанным данным можно отметить, что для 33,8 % опрошенных уже стоит вопрос о собственном доходе (Рис. 1)
На вопрос «Возможно ли, на ваш взгляд, совмещение работы с учёбой?» большинство студентов (57,7 %) ответили, что не имеют собственного дохода (Рис.
4), имеют работу 42,3 %. Это связано с тем, что на очной форме обучения очень сложно совмещать работу с учебой по причине нехватки времени. По данным анкетирования 93,6 % респондентов обучаются на очной форме обучения.
стипендия
заработная плата доход от подработок льготы (пенсии)
Экономически зависим Бизнес свой
Не работаю Не считаю эк Независ
■НН-8 (12.5 %)
■-1 (1.6 %)
■-1 (1.6 %)
1-1 (1,6 %)
В—1 (1,6%)
■-1 (1.6 %)
1-1 (1.6 %)
10
20
(—33 (51,6 %)
30
40
Рисунок 5 - В случае, если вы считаете себя экономически независимым, укажите ваш источник дохода. Укажите несколько вариантов ответа (%)
На вопрос «В случае, если вы считаете себя экономически независимым, укажите ваш источник дохода» большинство опрошенных (51,6 %) ответили, что получают исключительно материальную помощь родителей. Доходом от подработок студенты не могут оплачивать своё обучение, так как без высшего образования они не получают заработок в большом размере. Их нельзя назвать полностью экономически независимыми от родителей. Источником дохода у 50,0 % респондентов является заработная плата, 26,6 % получают доход от подработок (Рис. 5).
На вопрос «Иметь собственный доход, на ваш взгляд, возможно только при условии...» респонденты ответили следующим образом: 47,4 % студентов считают, что иметь собственный доход можно только при наличии свободного времени. Некоторые студенты не могут внести в свой график работу, так как и в данной ситуации у них не хватает на это времени. Многим долго добираться от места учёбы до работы и дома. Поэтому 32,4 % опрошенных считают, что работать возможно только по окончании высшего учебного заведения (Рис. 1).
Рисунок 6 - Если вы считаете себя зави- Рисунок 7 - Что стало причиной вашего симым от родителей, то когда вы сможе- совмещения работы с учебой? (%) те стать полностью самостоятельным? (%)
На вопрос «Если вы считаете себя зависимым от родителей, то когда вы сможете стать полностью самостоятельным?» студенты дали такие ответы: полностью самостоятельными себя считают 10,6 % респондентов (Рис. 6). Большинство утверждают, что экономически независимыми можно стать только по окончании высшего учебного заведения, из чего можно сделать вывод, что студентам сложно совмещать учёбу с работой. А если они
имеют собственный доход, то он всё равно не позволяет респондентам быть экономически независимыми от родителей.
На вопрос «Что стало причиной вашего совмещения работы с учёбой?» респонденты ответили таким образом: основной причиной совмещения работы с учёбой является желание стать финансово независимыми от родителей. Так считают 62,5 % опрошенных (Рис 7).
Рисунок 8 - Можете ли вы быть эконо- Рисунок 9 - Работаете ли вы по своей мически независимым благодаря своему специальности? доходу?(%
На вопрос «Можете ли вы быть экономически независимым благодаря своему доходу?» 82,1 % респондентов ответили отрицательно (Рис. 8). На основании данной диаграммы можно сделать следующие выводы. Личного дохода студентам не хватает, чтобы полностью обеспечить
себя, без участия родителей. По причине отсутствия высшего образования, невозможности работать полный рабочий день, студентов не берут на высокооплачиваемую должность. Поскольку их учебу полностью финансируют родители, респон-
денты не могут назвать себя экономически независимыми.
На вопрос «Работаете ли вы по своей специальности?» только 30,9 % студентов ответили, что находят работу по своей
Рисунок 10 - Чувствуете ли вы нехватку
времени на обучение в связи с работой? (%)
На вопрос «Чувствуете ли вы нехватку времени на обучение в связи с работой?» 85,5 % респондентов ответили положительно (Рис. 10). Можно заключить, что подработка вызывает нехватку времени на учебную деятельность, так как большинство опрошенных (93,6 %) - студенты очной формы обучения.
Рисунок 12 - Пропускали ли вы занятия в связи с работой? (%)
На вопрос «Пропускали ли вы занятия в связи с работой?» 71,4% респондентов ответили положительно (Рис. 12). Студенты, имеющие собственный заработок, часто пропускают занятия, так как их рабочий график не совпадает со временем
специальности (Рис. 9). Из этого следует, что подработки отрицательно отражаются на учебной и практической деятельности студентов.
ф нет я продолжаю учиться хорошо
# повлияла в худшую сторону г) моя успеваемость значительно
ухудшилась 0 Я не работаю
# Успеваемость улучшилась
• затрудняюсь ответить
• Я не работаю
Рисунок 11 - Повлияла ли ваша финансовая независимость на успеваемость в учебе? (%)
На вопрос «Повлияла ли ваша финансовая независимость на успеваемость в учёбе?» респонденты ответили следующим образом: большинство студентов (55,8 %) уверены в том, что подработка не влияет на их успеваемость (Рис. 11) в связи с тем, что у респондентов на приоритетном месте находится учеба, а не работа.
• да
ф скорее да
• скорее нет ф совсем нет
Рисунок 13 - Чувствуете ли вы, что ваша успеваемость ухудшилась в связи с работой? (%)
окончания пар. Среди опрошенных есть обучающиеся, которые видят, что их успеваемость ухудшилась в связи с работой, а также установлены студенты с задолженностями по ряду учебных предметов. Прогулы учебных занятий в связи с под-
• пропускал(а), и не раз ф иногда пропускаю занятия совсем не пропускаю занятая
работкой отрицательно влияют на успеваемость респондентов. Чаще всего студенты устраиваются на работу с ненормированным графиком и работают до позднего вечера. Поэтому им не хватает времени на подготовку к учебным занятиям.
На вопрос «Чувствуете ли вы, что ваша успеваемость ухудшилась в связи с работой?» большинство респондентов ответили отрицательно (65,5%) (Рис. 13), так как опрошенные студенты большее внимание уделяют учебной деятельности. Некоторые студенты (34,5 %) считают, что их успеваемость ухудшилась в связи с работой. Это напрямую связано с указанной ранее нехваткой времени на учебную деятельность большинства (93,6%) опрошенных, учащихся на очной форме. В связи с пропусками учебных занятий у студентов (71,4%) ухудшилась успеваемость.
Таким образом, обобщая данные, которые мы получили в ходе исследования, можно сделать следующие выводы: основными причинами вторичной занятости студентов являются экономические (62,5%), личностные (23,2%) и профессиональные качества студентов (14,3%). Среди студентов, обучающихся очно, 38,5% имеют собственный заработок. Но при этом они не могут быть полностью экономически независимыми, так как их учёбу оплачивают родители. Основной источник экономической независимости для большинства студентов (51,6%) - это материальная помощь родителей, что не является полноценной экономической самостоятельностью. Чуть меньше респондентов (50%) указали заработную плату, а также подработку (26,6 %) - именно они Humanities researches of the Central Russia
пытаются строитьэкономически независимую жизнь.
Наличие работы у 39,3% студентов вызывает нехватку времени на учёбу, а также вынуждает пропускать занятия. 32,1% респондентов имеют регулярные пропуски, что существенно влияет на их успеваемость. Также большинство студентов (69,1%) работают не по своей специальности, а это значит, что работа никак не помогает учебной деятельности, не развивает студентов именно в том направлении, в котором они обучаются. Однако по итогам опроса установлено, что лишь 20,5 % студентов имеют задолженности. Залог успешного совмещения работы с учёбой зависит от характера работы, требований работодателя, лояльности преподавателей, умения правильно распределять своё оставшееся от работы свободное время.
По результатам исследования можно сделать вывод, что стремление к экономической независимости оказывает незначительное влияние на исход сессии, так как большинство студентов (79,5%) заканчивают сессию без долгов. В то же время первое влияет на качество усваиваемых знаний, но даже благодаря этому стремлению студенты не могут считать себя экономически независимыми от родителей.
Данное исследование может быть полезно в дальнейшем при выработке решений ВУЗа по работе с новыми формами обучения, учитывающими совмещение учёбы и временной или постоянной трудовой занятости студентов дневных отделений (онлайн и смешанный формат), их желания экономической независимости. № 1 (18), 2021 85
В рамках ВУЗа это может привести к организации на постоянной основе предложений студентам работы по специальностям, характерным для осваиваемого направления (практика у будущего работодателя на коммерческой основе) или имеющим общественный характер (бир-
жа труда студентов). Также не теряет актуальности возможность дополнительной финансовой мотивации обучающихся (гранты, стипендии и т.п.), в том числе за счёт коммерческих и государственных структур - будущих работодателей.
Список литературы
1. Сагидуллина Л.С., Ксетаева Г.К. Факторы влияния на успеваемость студентов в вузе // Вестник казахского национального медицинского университета. - 2017. - № 4. - С. 290-294.
2. Резник С.Д., Черницов А.Е., Носова Е.В. Экономическая самостоятельность студентов высших учебных заведений как важное условие повышения их социальной устойчивости // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2018. - № 3 (27). - C. 40-46.
3. Ковалева И.В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий // Novainfo.ru. - 2016. - Т. 3. - № 48. - С. 382-385.
4. Чеджемов Г.А., Захарова А.А. Ролевой конфликт студент-работник: влияние вторичной занятости на состояние и успеваемость студентов // Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 5 (33). - C. 369-372.
5. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. - 2008. - № 6. - С. 98-110.
6. Старцева Н.Н., Брюхова О.Ю. Трудовая занятость студентов как объект социологического исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 8. - С. 48-68.
7. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 4. -С. 37-60.
8. Филоненко В.И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов во время обучения в вузе // Социологические исследования. - 2018. - 9 (413). - С. 135-140.
9. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. - 2008. - № 8 (292). - С. 106-115.
10. Малышкина А.М., Стоянов А.С. Посещаемость как фактор успеваемости: студент VS преподаватель [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег: государственное регулирование общественных отношений» [Сайт]. - Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2020. - № 3. - URL: http://gosreg. amchs.ru/tribuna-moloduh-uchenih/malyshkina-a-m-stoyanov-a-s-poseshhaemost-kak-faktor-uspevaemosti-student-vs-prepodavatel.html (дата обращения: 03.10.2020).
11. Шилин Л.Е., Стоянов А.С. Дополнительная работа как фактор самоутверждения студента (на примере Академии гражданской защиты МЧС России) // Современное медиапространство и информационная деятельность МЧС России: сборник трудов секции № 23 ХХХ Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь», 19 марта 2020 года. - Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2020. - С. 132-137.
12. Мылтасова О.В. Сложности совмещения работы и учебы студентов на примере студентов Уральского региона // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. - 2018. - № 21. - С. 986-995.
References
1. Sagidullina L.S., Ksetaeva G.K. Faktory vliyaniya na uspevaemost' studentov v vuze // Vestnik kazahskogo nacional'nogo medicinskogo universiteta. - 2017. - № 4. - S. 290-294.
2. Reznik S.D., Chernicov A.E., Nosova E.V. Ekonomicheskaya samostoyatel'nost' studentov vysshih uchebnyh zavedenij kak vazhnoe uslovie povysheniya ih social'noj ustojchivosti // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. - 2018. - № 3 (27). - C. 40-46.
3. Kovaleva I.V., Shtepa Yu.P. Analiz faktorov, vliyayushchih na uspevaemost' studentov, na osnove primeneniya informacionnyh tekhnologij // Novainfo.ru. - 2016. - T. 3. - № 48. - S. 382-385.
4. Chedzhemov G.A., Zaharova A.A. Rolevoj konflikt student-rabotnik: vliyanie vtorichnoj zanyatosti na sostoyanie i uspevaemost' studentov // Voprosy studencheskoj nauki. - 2019. - № 5 (33). - C. 369-372.
5. Apokin A., Yudkevich M. Analiz studencheskoj zanyatosti v kontekste rossijskogo rynka truda // Voprosy ekonomiki. - 2008. - № 6. - S. 98-110.
6. Starceva N.N., Bryuhova O.Yu. Trudovaya zanyatost' studentov kak ob"ekt sociologicheskogo issledovaniya // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2016. - № 8. - S. 48-68.
7. Cylev V.R. Vtorichnaya zanyatost' studentov vuzov na puti k professional'noj deyatel'nosti // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2012. - № 4. - S. 37-60.
8. Filonenko V.I., Skachkova L.S., Filonenko Yu.V. Zanyatost' studentov vo vremya obucheniya v vuze // Sociologicheskie issledovaniya. - 2018. - 9 (413). - S. 135-140.
9. Vorona M.A. Motivy studencheskoj zanyatosti // Sociologicheskie issledovaniya. - 2008. - № 8 (292). - S. 106-115.
10. Malyshkina A.M., Stoyanov A.S. Poseshchaemost' kak faktor uspevaemosti: student VS prepodavatel' [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshchestvennyh otnoshenij» [Sajt]. - Himki: FGBVOU VO AGZ MCHS Rossii, 2020. - № 3. - URL: http://gosreg. amchs.ru/tribuna-moloduh-uchenih/malyshkina-a-m-stoyanov-a-s-poseshhaemost-kak-faktor-uspevaemosti-student-vs-prepodavatel.html (data obrashcheniya: 03.10.2020).
11. Shilin L.E., Stoyanov A.S. Dopolnitel'naya rabota kak faktor samoutverzhdeniya studenta (na primere Akademii grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii) // Sovremennoe mediaprostranstvo i informacionnaya deyatel'nost' MCHS Rossii: sbornik trudov sekcii № 23 HKHKH Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Predotvrashchenie. Spasenie. Pomoshch'», 19 marta 2020 goda. - Himki: FGBVOU VO AGZ MCHS Rossii, 2020. - S. 132-137.
12. Myltasova O.V. Slozhnosti sovmeshcheniya raboty i ucheby studentov na primere studentov Ural'skogo regiona // Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya. - 2018. - № 21. - S. 986-995.
Для ссылки: Стоянов А.С., Шестопалова П.В. Экономическая независимость как фактор успеваемости студентов // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. -№1 (18). - С. 78-87.