Научная статья на тему 'Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга)'

Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
946
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ИСТОЧНИК ДОХОДОВ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / МОТИВЫ ПОИСКА РАБОТЫ / ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТУ РАБОТЫ / STUDENTS / ECONOMIC SITUATION / SOURCE OF INCOME / COSTS BREAKDOWN / SECONDARY EMPLOYMENT / MOTIVES OF JOB SEARCH / REQUIREMENT TO THE PLACE OF WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гоголева Елена Николаевна, Маркина Наталья Леонидовна

На основании данных мониторингового исследования описано экономическое положение семей студентов Тульского государственного университета: основной источник их доходов, структура расходов, а также мотивы поиска работы студентами очной формы обучения; динамика показателей работающих студентов от младших курсов к старшим и сферы экономики, в которых труд учащихся находит свое применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND SOCIAL SITUATION OF STUDENTS (BYRESULTS OF SOCIOLOGICAL MONITORING)

In article on the basis of data of a monitoring research an economic situation of families of students of the Tula state university is described: main source of their income, costs breakdown and also motives of job search by students of full-time courses; dynamics of indicators of the working students from younger courses to seniors and spheres of economy in which work of pupils finds the application.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга)»

УДК 316.346.32-053.6

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)

E.H. Гоголева, Н.Л. Маркина

На основании данных мониторингового исследования описано экономическое положение семей студентов Тульского государственного университета: основной источник их доходов, структура расходов, а также мотивы поиска работы студентами очной формы обучения; динамика показателей работающих студентов от младших курсов к старшим и сферы экономики, в которых труд учащихся находит свое применение.

Ключевые слова: студенты, экономическое положение, источник доходов, структура расходов, вторичная занятость, мотивы поиска работы, требования к месту работы.

Студенты - особенная социальная группа молодежи, выделяемая на основании доминирующего вида деятельности - обучения на дневном отделении высшего (или среднего профессионального) учебного заведения. Также значимыми факторами, определяющими студентов как социальную общность и большую социальную группу, являются возраст (чаще всего от 18 - 22 лет для бакалавриата и 22 - 24 лет для магистратуры) и образ жизни. Говоря об образе жизни студентов, мы имеем в виду большое количество досугового времени и неполную экономическую самостоятельность. Развитие рыночных отношений сказывается на образе жизни студентов самым прямым образом: рынок в подавляющем большинстве случаев нацеливает товары и услуги на молодежную аудиторию. В условиях рынка быстро растет количество и качество предлагаемых услуг, как образовательных, так и рекреационных (число спортивных, до-суговых заведений, а также заведений общественного питания). При поверхностном наблюдении создается впечатление, что большинство посетителей этих заведений - преимущественно студенты. Тем не менее, это обстоятельство противоречит стереотипу, складывавшемуся в обществах десятилетиями, о том, что студент - человек «вечно голодный», ведущий весьма скромный образ жизни.

Каким является истинное экономическое положение студента - это сложный вопрос методологии и методики социологического исследования. Тем не менее, некоторые тенденции в описании сложившейся ситуации возможно выделить. Попробуем охарактеризовать ситуацию на примере Тульского государственного университета - крупнейшего вуза региона со скорее типовой социально-экономической ситуацией для субъекта РФ в ЦФО. В качестве эмпирического метода исследования использовался массовый опрос по месту учебы, эмпирический объект - студенты Тульского государственного университета (ТулГУ) 1-4-го курсов. Объем выборочной совокупности в 2018 году составил 329 человек. Исследование осуществлялось в рамках ежегодного мониторинга «Социальная адаптация студентов в Тульском регионе».

Начнем с описания того, где и с кем проживает типичный студент ТулГУ. Большинство респондентов проживает в родительских семьях (более 90 %), в студенческом общежитии проживают около 3 % опрошенных, столько же снимают комнату (квартиру). В настоящее время мы наблюдаем увеличение числа студентов, проживающих с родителями, предпочитающих тратить время на поездки в университет. Подобная ситуация, вероятно, связана, с одной стороны, определенным страхом перед проживанием в общежитии, с другой стороны -ростом спроса на места в студенческих общежитиях в связи с увеличением общего количества студентов вузов по сравнению с более ранними периодами (например, советским временем и эпохой 1990-х). В то же самое время признаем, что социальный состав студентов университетов в провинциальных городах и финансово-экономическое положение их семей часто являются барьерами для аренды квартиры учащимися на несколько лет.

Источник дохода - один из главных параметров, определяющих экономическое положение студентов ТулГУ и их семей. По данным проведенного опроса, в независимости от пола, института и возраста, основным источником дохода семей является заработная плата родителей - более 89 % выбрали данный ответ. Число семей, получающих доход от предпринимательской деятельности, фермерского хозяйства, собственности, составляют в среднем по выборке около 1,5 %, то есть не на много превышает статистическую погрешность. Очевидно, студенты, получающие образование в ТулГУ (как и во многих других региональных вузах), относятся преимущественно к семьям со средним и ниже среднего уровня достатка; финансово более благополучные семьи предпочитают давать образование своим детям в столичных учебных заведениях (рис. 1).

3,6 2,1

Критически низкий

■ Низкий

■ Удовлетворительный

■ Хороший — Высокий

Рис. 1. Уровень жизни студентов, %

(Как Вы оцениваете свой уровень жизни?)

Субъективные оценки своего уровня жизни подтверждают данное допущение: как средний его идентифицируют 47,1 % респондентов. О низком

уровне дохода заявляют 19,7 % опрошенных (по сути, каждый пятый). Это та категория обучающихся, которые не могут обеспечить себя вещами первой необходимости, поэтому, чтобы увеличить доход, им приходится устраиваться на работу уже на младших курсах. Тем не менее, в 2018 году можно отметить два положительных момента. Во-первых, по мнению 40,1 % респондентов, существенных изменений в материальном обеспечении их семей не произошло, а больше четверти студентов (26,1 %) утверждают, что доходы их семей даже выросли. Во-вторых, удовлетворительное финансовое положение многих студентов подтверждаются также тем фактом, что большая часть опрошенных (более 90 %) могут откладывать сбережения.

Наибольшие трудности в материальном плане испытывают студенты старших возрастов. Так, 66,7 % лиц в возрасте 23-24 лет заявляют об уменьшении своих доходов. Это связано, конечно, не только с социально-экономической ситуацией в стране, но и с изменением социального статуса этих студентов, которые создают собственные семьи и вынуждены полагаться только на свои доходы.

Заявляемая респондентами структура расходов свидетельствует о том, что финансовое благополучие их семей - скорее идеал, чем реальность (табл. 1). На первом месте остаются расходы на приобретение продуктов питания (47,9 %), на втором - оплата коммунальных услуг - 22,8 %, на третьем месте - покупка бытовых товаров - 12,3 %. Группы расходов, сконцентрированные на питании, оплате ЖКХ (у 70 % респондентов) в противовес затратам на здравоохранение, развлечения, отдых и т.д., позволяют охарактеризовать студентов как малообеспеченную группу населения с низким стандартом потребления.

Таблица 1

Основные расходы студентов, %

(Какие расходы в Вашей семье на протяжении 2017 г. были наиболее значимы?)

Ранг значимости

Варианты ответов

1 2 3 4 5 6

Приобретение продуктов питания 47,9

Оплата коммунальных услуг 22,8

Покупка бытовых товаров 12,3

Покупка предметов личной гигиены 6,3

Расходы на приобретение валюты 5,7

Другое 5,1

Описывая финансовую ситуацию в студенческих семьях, отметим одно из важных методологических допущений, касающихся уровня жизни молодых людей, особенно учащихся. Оно заключается в том, что идентификации уровень жизни вообще слабо поддается по причине того, что доходы студентов в подавляющем большинстве случаев определяются финансовыми возможностями их родителей и перераспределением средств от них в пользу «поколения детей».

Еще одним показателем, определяющим социально-эконмическое положение студентов, являются субъективные мнения студентов относительно направлений модернизации российской экономики в условиях кризиса. Учет мнений самой передовой социальной группы могло бы помочь в осуществлении обоснованных социальных реформ (табл. 2).

Таблица 2

Направления оптимизации российской экономики, %

(Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для улучшения ситуации в России?)

Варианты ответов Распределение ответов

Наладить производство 50,4

Создать более благоприятные условия для предпринимательской деятельности 35,3

Изменить законодательство 29,2

Увеличить экспорт отечественных товаров 22,4

Увеличить инвестиции 14,0

Уменьшить импорт 8,2

Ввести больший налог на импорт 7,0

Увеличить импорт 5,5

Уменьшить экспорт отечественных товаров 4,1

Наиболее важной мерой, по мнению респондентов, является налаживание производства (50,4 %). Вероятно, это обусловлено озабоченностью студентов перспективами дальнейшего трудоустройства, а перевод экономики страны на инновационный путь промышленного развития, внедрение новых технологий в производство товаров и услуг является ключевым фактором увеличения экономического потенциала страны. Около трети респондентов (35,3 %) убеждены в необходимости создания более благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Вероятно, эта та часть студенчества, которая гипотетически рассматривает для себя перспективы создания собственного бизнеса и поэтому заинтересованы в улучшении условий предпринимательской деятельности. Скорее всего, к данной группе примыкают и те, которые указывают на необходимость изменения законодательства (29,2 %). 1/5 часть респондентов акцентируют внимание на важности увеличения экспорта отечественных товаров, что позволит России занять лидирующее положение в системе мировых хозяйственных связей и отношений.

Еще один значимый показатель социально-экономического положения студентов - это их вторичная трудовая занятость. Современные реалии обусловливают тот факт, что современный выпускник должен обладать, помимо профессиональных знаний и умений, еще опытом и стажем работы, желательно по профилю обучения. Соответственно, отсутствие нужного опыта профессиональной деятельности серьёзно затрудняет процесс дальнейшего трудоустройства молодежи. Поэтому студенты даже из обеспеченных семей в процессе обучения ориентированы на совмещение трудовой и учебной деятельности.

Основным мотивом совмещения учебы и работы является желание быть материально независимым (36,2 %) и иметь «карманные деньги» (23,8 %). При этом структура мотивации вторичной занятости дифференцируется у студентов с различным уровнем материального дохода и детерминируется географически. Студенты, приехавшие в ТулГУ из городских и сельских поселений Тульской области, ориентированы, в первую очередь, на необходимость обеспечить себя средствами существования. Для тульских студентов, проживающих в родительских семьях, характерно стремление иметь «карманные деньги».

Хотя в ходе опросов студенты чаще всего ссылаются на желание «укрепить» свое материальное положение, но действительность значительно сложнее. Подобные тенденции вызваны комплексом факторов, главными среди которых российские исследователи [1, с. 185-190] отмечают следующие:

- расширение практики коммерческого (платного) образования;

- низкий размер величины стипендий и сокращение числа студентов, получающих стипендию;

- уменьшение возможности помощи со стороны родителей в связи с сокращением реальных доходов большинства семей;

- расширение сферы платных образовательных и рекреационных услуг для студентов, а также повышение доступности товаров престижного потребления.

Значимость трех последних названных обстоятельств еще предстоит выяснить в ходе дальнейших качественных социологических исследований. Тем не менее, согласно полученным нами данным, совмещающих работу и учебу, более 70 % опрошенных, причем если на 1-м курсе работает каждый пятый студент, то на 3-4-х курсах - уже каждый второй.

Вторичная студенческая трудовая занятость развивается заведомо как конфликтный феномен. С одной стороны, работодатели выдвигают жесткие требования к уровню компетенций и опыту трудовой деятельности выпускников высших учебных заведений, с другой - трудовая деятельность студентов негативным образом сказывается на их успеваемости, поскольку происходит процесс перераспределения бюджета времени студента, уменьшается доля посещаемых занятий, снижается учебная активность, как следствие, страдает качество обучения. В процессе совмещения учебной и трудовой деятельности нередко возникают ситуации, когда трудовые отношения приводят к проблемам в образовательном процессе, и большинство респондентов признают этот

факт (66 %). Естественно, график труда молодых людей, обучающихся в вузе, зачастую совпадает с учебным временем. Студенты вынуждены ежедневно решать задачу: пойти на занятия, или работать, или отдохнуть от непосильных нагрузок. Как следствие, у студентов резко снижаются показатели успеваемости, они оказываются на пороге отчисления и вынуждены либо переводиться с очной формы обучения, либо прилагать большие усилия для нормализации учебного процесса, либо прекращать трудовую деятельность.

Тем не менее, в большинстве случаев учащиеся идут на риск, начинают совмещать работу и учебу. При этом наблюдается странное явление: студентов чаще всего интересует уровень предлагаемой зарплаты (32,8 %), чем такие условия труда, которые позволят согласовывать рабочее и учебное время (27,4 %). Еще меньше студентов волнует собственно содержание труда и его соответствие направлению подготовки - 14,3 % (табл. 3). Тем не менее, в одном из десяти случаев работа рассматривается как способ самореализации (9,7 %) и как платформа для потенциального карьерного роста (8,8 %).

Таблица 3

Трудовые ориентации студентов, в %%

(Что является для Вас главным при выборе работы?)

Предпочтения выбора работы Распределение ответов

1. Уровень зарплаты 32,8

2. Возможность совмещения с учебой 27,4

3. Интерес к этому виду деятельности 14,3

4. Возможность самореализации 9,7

5. Возможности карьерного роста 8,8

6. Возможность дальнейшего трудоустройства в ор- 0,9

ганизации

7. Возможность получить трудовой стаж 0,9

8 Престиж этой профессии 0,9

9. Другое 0,3

10. Нет ответа 4,0

В последние годы, по мере осознания актуальности проблемы трудоустройства студентов, предпринимаются многочисленные попытки придать этому процессу организованные формы. Однако сферы трудовой деятельности студентов весьма ограничены. На рынке труда студенческая занятость сконцентрирована, преимущественно, в сфере услуг (34,5 %) и торговле (31,4 %), существенно реже в других отраслях (рис. 2).

Торговля Сфера социальных услуг Производство Предпринимательство Сфера обслуживания Медицина Иные варианты

10

15

20

25

30

35

0

5

Рис. 2. Сферы трудовой деятельности студентов, %

(В какой сфере Вам обычно удается подработать?)

Как мы видим, вторичная занятость тульских студентов преобладает в тех сферах, где не требуется высокий уровень квалификации, при этом она формируется под воздействием динамики рынка труда. Это актуализирует ряд проблем, связанных со структурно-функциональным дисбалансом рынка труда и ограниченностью связей в системе «образование - трудоустройство», что предстоит компенсировать именно образовательному учреждению [2, С. 41].

Подводя итоги, отметим следующее. Типичная семья студента Тульского государственного университета - это семья со средним достатком (по субъективным оценкам самих респондентов такова каждая вторая семья), которая около половины своих доходов тратит на продукты питания, но в то же самое время может откладывать сбережения (по крайней мере, так заявляют сами учащиеся). Экономическое положение семей студентов в основном не изменилось за прошедший год, а примерно в каждом четвертом случае даже улучшилось. Социально-экономическое положение студентов зависит от воздействия общих факторов экономического развития, что укладывается в рамки каузального объяснения социальных процессов: факторы роста ВВП и национального дохода определяются уровнем жизни населения, который будет положительно меняться в зависимости от динамики производительности труда. В результате анализа были зафиксированы низкие самооценки социального самочувствия по тем индикаторам, которые коррелируют с ожидаемым негативным воздействием факторов внешней среды [3, с. 114].

Работающий студент - это значимый факт социальной реальности, детерминирующий состояние социально-экономического положения студентов с точки зрения воспроизводства тех социальных отношений, которые представляют наибольшую актуальность в современном обществе. Примерно каждый пятый студент ТулГУ начинает работать на младших курсах, что связано с неудовлетворительным материальным положением их семей. Остальные ищут работу ближе к выпуску. Чаще всего они находят искомое (ожидаемый уровень зарплаты и гибкий график) в торговле и сфере услуг. Та

работа, которую студенты находят, крайне редко связана с направлением подготовки обучения, при этом она не способствует самореализации, выполняя лишь экономическую функцию.

В этих условиях системе образования следует проявлять свою гибкость и трансформировать учебный процесс под нужды работающих студентов. Процесс совмещения учебной и профессиональной деятельности студентов, нахождение оптимального баланса между этими сферами приводит к трансформации жизненных стратегий студентов, детерминируя реконверсию экономического капитала, когда улучшение производительной способности человека происходит не благодаря расходам на образование, а путем сокращения усилий, затрачиваемых на учебу, в пользу материальных стимулов экономической деятельности.

Список литературы

1. Чефранова С. В., Климова Л. В. Проблемы совмещения обучения и трудовой деятельности студентов. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. С. 185-190.

2. Батанина И.А., Шумилова О.Е. Траектории интеграционных процессов в системе профессионального образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 3-2. С.40-44.

3. Шлыкова Е.В. Профиль «адаптационного социального самочувствия» населения в условиях навязываемого риска // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. 2017. С.114-126.

Гоголева Елена Николаевна, канд. социол. наук, доц., elenagog@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Маркина Наталья Леонидовна, канд. полит. наук, доц., markina2068@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ECONOMIC AND SOCIAL SITUATION OF STUDENTS (BYRESULTS OF SOCIOLOGICAL MONITORING)

Gogoleva E.N., Markina N.L.

In article on the basis of data of a monitoring research an economic situation of families of students of the Tula state university is described: main source of their income, costs breakdown and also motives of job search by students of full-time courses; dynamics of indicators of the working students from younger courses to seniors and spheres of economy in which work of pupils finds the application.

Key words: students, economic situation, source of income, costs breakdown, secondary employment, motives of job search, requirement to the place of work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gogoleva Elena Nickolaevna, candidate of social science, docent, elenagog@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university,

Markina Natalya Leonidovna, candidate of political science, docent, marki-na2068@mail.ru, Russia, Tula, Tula state university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.