УДК 316.3
DOI 10.24411/2541-9056-2020-12010
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ В РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ)
А.С. Стоянов, Д.С. Шишкина, Д.И. Купревич
В статье на основе социологических данных, а также проведённого опроса выявлены основные факторы, которые оказывают влияние на заинтересованность студентов в работе по специальности.
Результаты исследования показали, что большинство студентов заинтересованы в работе по специальности, но не готовы к активному поиску работы, так как работодатели предъявляют завышенные требования, а компетентность выпускников не совпадает с ними. Молодые специалисты видят выход в том, чтобы пойти работать не по своей специальности, проходить переквалификацию или надеяться на помощь со стороны государства.
Данная статья может быть полезна для изучения вопроса заинтересованности студентов в работе по специальности. Статья подготовлена в рамках учебной дисциплины «Методы и методология социологического исследования».
Ключевые слова: возможность, заинтересованность, мотивация, перспектива, работа, специальность, студент.
MOTIVATION OF STUDENTS TO WORK ACCORDING THEIR SPECIALIZATION
(USING THE THE CIVIL DEFENCE ACADEMY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA AS AN EXAMPLE)
A.S. Stoyanov, D.S. Shishkinа, D.I. Kuprevich
On the basis of sociological data, as well as the conducted survey, the article identifies the main factors that influence the students' interest in working according their specialty.
The results of the study showed that most students are interested in working according to their specialty, but are not ready for an active job search, as employers make excessive demands, and the competence of graduates does not correspond to them. Young specialists see a way out in going to work outside their specialty, undergoing retraining or hoping for help from the state.
This article may be useful for studying the issue of students' motivation to work according to their specialty. The article was prepared as part of the discipline "Methods and methodology of sociological research."
Key words: opportunity, interest, motivation, prospect, work, specialty, student.
Проблема данного исследования заключается в заинтересованности студентов в работе по специальности.
В современном мире одна из социальных ценностей - получение высшего образования и трудоустройство по специальности. Профессиональные планы у мо-
лодежи возникают под воздействием родителей, учителей, друзей и общества. Однако выбор ВУЗа и профессии чаще всего происходит, не исходя из ее содержания, а из внешних атрибутов.
Актуальной проблемой в работе является заинтересованность в устройстве на
работу по специальности, полученной в вузе. Многие выпускники образовательных учреждений вынуждены после получения образования проходить соответствующее переобучение по своей профессии. По данным Росстата, 60 % россиян не работают по специальности, полученной за время учёбы [13, с. 22], что, возможно, связано со склонностями и профессиональными интересами.
Интересы выражаются формулой «я хочу знать», а склонности можно выразить словами «я хочу делать». Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями [14, с. 44].
В статье проведен анализ факторов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на трудоустройство у студентов. Рассмотрим факторы заинтересованности у студентов в трудоустройстве по специальности:
1) заинтересованность на результат, то есть обучающимся необходимо открывать возможности практического использования знаний;
2) снисходительность к неопытности студентов - это означает, что без опыта очень сложно устроиться на работу, в связи с чем выпускники идут туда, где проще всего устроиться и начать зарабатывать деньги. В свою очередь, именно поэтому многие студенты начинают работать во время учебы в ВУЗе;
3) формирование положительного отношения к профессии, то есть необходимо подбадривать студентов в их выборе и акцентировать внимание на важных профессиональных и специализированных вопросах.
Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников зависит и от приобретения студентами практического опыта работы. В этих целях необходимо не только повышать эффективность учебных практик, но и расширять практику временного найма студентов старших курсов и молодых специалистов на разо-
вые работы (рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, занятость на общественных работах, деятельность в качестве волонтеров и др.) [13. с. 24].
Тема профессиональной заинтересованности студентов рассматривается как в работах социологов, так и учёных других направлений. Такими исследованиями занимались М.Н. Дахова [3], М.А. Ковзи-ридзе [4], К.В. Лутовина [7], Н.А. Мамаева, Ю.Б. Агапова [5], Т.К. Степаненко [9]. В контексте теории «Общества ожиданий» касается вопроса и А.С. Стоянов [11, 12, 15, 16].
М.Н. Дахова рассматривает заинтересованность студентов в своей специальности, которая обуславливает более широкие и глубокие, чем предусмотрено программой обучения, знания. Однако зачастую спектр предлагаемых и преподаваемых дисциплин в вузе не отражает в полной мере желаемых предметов, в освоении которых заинтересованы обучаемые. Тем самым обучающиеся теряют заинтересованность в обучении и дальнейшем развитии в работе по выбранным специальностям [3].
Т.К. Степаненко исследует заинтересованность студентов профессиональной деятельностью как развитие самостоятельного (заметим, что результатом самостоятельной работы является не просто некая сумма знаний, умений и навыков, а самостоятельность как черта личности), активного и творческого аспекта учебной работы. Это и творческое участие в семинарах, непосредственное участие в работе лабораторий, участие в конкурсах студенческих работ, конкурсах профессионального мастерства и т.п.
Исходный уровень заинтересованности к выбранной профессии определяется на первом курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной специальности, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотива-
ционной сфере профессионально значимые мотивы [10].
К.В. Лутовина рассматривает заинтересованность студентов, отталкиваясь не только от личных качеств самих обучающихся, но и от влияния внешних факторов. Большая часть работодателей убеждена, что выпускники не имеют необходимых знаний для реальной работы. Многие руководители отзываются о вчерашних выпускниках крайне нелестным образом: «Они хотят зарабатывать много, а умеют мало. Они считают, что диплом - гарантия трудоустройства, что они, выйдя из дверей университета, способны сразу начать профессионально работать. К сожалению, реальность доказывает обратное» [7, с. 69].
М.А. Ковзиридзе изучает влияние разных социально-экономических факторов на мотивацию профессиональной деятельности студентов: курс обучения, форма обучения, причины совмещения работы с учебой, социально-профессиональная принадлежность родителей, субъективная оценка материального положения, ценность высшего образования, пол, возраст [4, с.126].
По мнению Н.А. Мамаевой и Ю.Б. Агаповой, «..модель формирования учебной мотивации студентов ВУЗов обладает следующими признаками: активность (способность модели преобразовывать объект с учетом внешних и внутренних условий); структурность (состоит из компонентов, взаимосвязанных между собой); динамичность (дает возможность отслеживать происходящие изменения на различных этапах процесса); гибкость (допускает изменения в организации в случае изменения условий происходящего процесса); последовательность (переход с одного этапа на другой, каждый из которых в свою очередь содержит ряд последовательных мероприятий по формированию учебной мотивации студентов вузов)» [Цит. по 5, с. 70 - 71].
Таким образом, можно сделать вывал, что заинтересованность - это форма проявления познавательных потребностей человека, а мотивация - внутренняя побудительная сила. В нашей статье мы будем рассматривать заинтересованность студентов в работе по специальности с точки зрения их активности и готовности к трудоустройству, анализируя факторы, которые оказывают влияние на обучающихся.
Объектом исследования являются студенты АГЗ МЧС РФ 1-4 курсов гуманитарного факультета.
Предметом исследования является заинтересованность студентов в поиске и нахождении работы по специальности.
Задачами данного исследования являются анализ факторов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на своевременное трудоустройство студентов, и изучение заинтересованности студентов АГЗ МЧС в работе по специальности.
Авторы статьи провели социологический опрос среди обучающихся (студентов 1 - 4 курсов, 1 - 25%, 2 - 23,3%, 3 - 40%, 4 - 11,7%) Академии гражданской защиты МЧС РФ с целью исследовать заинтересованность студентов в работе по специальности. При опросе был использован метод анкетирования. Респонденты заполняли анкету в режиме онлайн-доступа на специальном веб-сайте - «Google Формы», при ответах сохранялся принцип анонимности. Количество опрошенных составило 60 человек в возрасте от 17 до 23 лет, проживающих в Москве (40%) и Московской области (60%), которые обучаются на гуманитарных направлениях (Реклама и связь с общественностью (31,7%), Юриспруденция (30), Государственное и муниципальное управление (13,3%), Экономика (13,3%), Педагогика (11,7%)). Никто из обучающихся не имеет детей и 90% не состоят в зарегистрированных отношениях. Выборка случайная гнездовая.
Исследуя тему «Заинтересованность студентов в работе по специальности (на примере АГЗ МЧС РФ)», авторы провили анкетирование, в ходе которого респонденты ответили на вопрос о цели своего обучения в ВУЗе. 40% опрошенных обучаются в академии с целью получить диплом. Поровну разделились мнения о
том, что необходимо получить знания (26,75%) и найти работу по выбранной специальности (26,75%). Можно сделать вывод, что заинтересованность у студентов преобладает только в том случае, когда им интересна выбранная профессия и они готовы развиваться.
Рис. 1. Работаете ли Вы по специальности во время учебы?
Рис. 2. Хотели бы Вы работать по своей специальности после выпуска из Академии?
Немногим студентам (10%) удаётся устроиться на работу по специальности во время учёбы, однако заинтересованность у студентов имеется(73,3%). Таким образом, можно сделать вывод, что обучающиеся заинтересованы в работе по специальности (Рисунок 1). Кроме того, обучающиеся ВУЗов ищут любой способ зара-
80,0% 60,0% 40,0%% 20,0% 0,0%
ботка во время учёбы, так как потребности возрастают, и каждому человеку в конечном итоге хочется чувствовать себя независимым, хотя бы в материальном плане. В связи с чем студенты устраиваются на подработку по другим профессиям (53,3%).
1-2 курс 3-4 курс
Заинтересованность в работе по специальности
Рис. 3. Сравнение заинтересованности студентов 1-2 и 3-4 курсов в работе по специальности
Рис. 4. Кто оказывает влияние на Ваш выбор работы?
По данным анкетирования, заинтересованность у студентов работать по специальности (см.: Рисунок 2) после окончания ВУЗа преобладает у 55% обучающихся. Однако в современном мире очень актуальной проблемой является то, что молодые специалисты не могут найти работу по полученной профессии, основной причиной чему является невостребован-
ность знаний, полученных в ВУЗе [7, с. 69]. На основе корреляционного анализа можно сделать вывод, что заинтересованность студентов старших курсов в работе по выбранной профессии падает на 24,4% (см.: Рисунок 3).
Анализируя мнение студентов и выпускников ВУЗов о заинтересованности в своевременном трудоустройстве, нельзя
не обратить внимания на тот факт, кто именно оказывает влияние на выбор профессии. Из-за того, что многие абитуриенты зависят от родителей, весьма
важным аспектом при выборе будущей профессии и работы является личное желание и заинтересованность (80%) (Рисунок 4).
Рис. 5. Выбранная специальность является для Вас:
Затрагивая тему о выборе будущей профессии (Рисунок 5), в ходе анкетирования мы задали вопрос: «Чем является для студентов выбранная ими специальность?» Анализируя ответы, мы видим, что 16,7% студентов считают выбранную
ими специальность видом занятия в рамках первой профессии, и 13,3% - будущей квалификацией. Таким образом, студенты хотят освоить профессию и заинтересованы в работе по специальности после выпуска из академии.
30% 20% 10%%
0°%
23% 20%
30% 30% 30%3
27% ,„,27%
13%% 25%«% 2'% 25%
%3 %
13%2%
0%
7% 23%
23% 17% 20%1 % Г ■ 17% Е
7%
I II I I 1
«р1
/ 4 ? / /
/ / г / / / -» ¿г
¿р У Ж ь А л?
^ У л4 ж
/ ч/ /
Рис. 6. Что может побудить Вас пойти работать по специальности (несколько вариантов)? (Оцените по 5-балльной шкале: 1- самая низкая мотивация; 5 - самая высокая).
62%
43%
Существует много факторов, которые могут побудить студентов трудоустроиться после окончания ВУЗа (Рисунок 6). Исходя из анкетирования, можно сделать вывод, что самыми значительными являются: личная заинтересованность (62%)
,что говорит о том, что студенты проявляют желание работать по специальности; ожидаемые материальные выплаты (43%) - фактор, который важен для всех людей, однако начинающим работникам следует понимать, что в начале своей карьеры за-
работная плата будет невелика, так как необходимы опыт работы и развитие своих навыков и знаний, полученных в университетах; влияние родителей, общества (38%) - этот фактор оказывает самое незначительное влияние на молодых людей, так как под их давлением абитуриент может сделать неправильный выбор будущей профессии; выражение самостоя-
Рис. 7. Оцените прилагаемые Вами усилия к трудоустройству по специальности
Студенты считают, что поиск работы может осуществиться сам собой (10%), что говорит о том, что будущие специалисты не готовы самостоятельно трудоустраиваться. Таким образом, личная заинтересованность и активность у обучающихся есть (61,6%), но мало кто из этих молодых людей готов работать над собой (13,3%), чтобы трудоустроиться по выбранной специальности (Рисунок 7).
Опрошенным был задан вопрос о том, должно ли государство способствовать поиску работы молодым специалистам. 76,7% студентов ответили, что государство обязано предоставлять варианты по трудоустройству на усмотрение выпускников
тельности мышления (30%) - молодые люди стараются быть независимыми и сами принимают важные решения в своей жизни; готовность к поиску работы (30%) -в современном обществе, где молодых людей опекают в семье, школе и иногда в ВУЗе, заинтересованность поиском работы является первым шагом к трудоустройству.
Ф никто никому ничего не должен # государство обязано трудоустраивать
выпускников О государство должно давать варианты на усмотрение выпускников
Рис. 8. Считаете ли Вы, что государство должно помогать в трудоустройстве выпускников?
(Рисунок 8). Однако в 2017 году было объявлено, что государство не должно создавать дополнительных стимулов и помогать молодым людям в трудоустройстве после окончания вуза [8].
В связи с этим сделан вывод о том, что студентам (86,7%) не хватает личной активности в принятии решений, связанных с поиском и нахождением работы, но больше половины обучающихся заинтересованы в своевременном трудоустройстве (55%, рисунок 2). На основе ответов можно сделать вывод, что студентам гораздо проще, когда государство берёт обязанность трудоустройства, чем активно искать работу самостоятельно.
Рис. 9. Каких целей вы бы хотели достичь в работе?
По данным анкетирования можно сказать, что 71,1% обучающихся ставят на первое место получение достойного заработка (Рисунок 9), то есть молодым специалистам не так важно работать по своей специальности, как получать хорошее вознаграждение за их труд. 70% студентов заинтересованы в карьерном росте, что приведет их к получению достойного заработка. И только 46,7% опрошенных хотят получить профессиональные навыки и знания, чтобы после окончания ВУЗа развиваться в выбранной специальности. Таким образом, можно сделать вывод, что обучающиеся заинтересованы в достойной заработной плате, нежели в развитии в профессиональной сфере.
Респондентам был задан вопрос о том, понимают ли они, что могут не устроиться на работу после окончания ВУЗа. 73,3% опрошенных ответили, что их волнует будущая карьера и они заинтересованы в трудоустройстве. Однако более 20% обучающихся уверены, что трудоустройство по специальности не является для них первостепенной задачей после окончания ВУЗа. Таким образом, заинтересованность в работе по специальности у студентов преобладает, но, как показывает практика, для того чтобы трудоустроиться на работу, необходима личная активность и работа над собой, а у опрошенных студентов не хватает личной активности в принятии решений, связанных с поиском и нахождением работы.
(13.3%)
1 [1,7
-24 (40 %>
-33 (55 %)
10 Сб.7%)
-5 (8,3 Ж)
12 [20 %) 10 [157%)
-3 [5 *)
I- 13 [30 %)
Щ- 3' (51,7%)
4' [68,3%)
Рис. 10. Какое из данных суждений выражает Ваше мнение о будущей работе?
Выберите до 3 суждений.
При анализе мнений студентов опрошенным был представлен список высказываний о работе, где надо было выбрать несколько вариантов ответов. По полученным результатам (Рисунок 10) можно
сделать вывод, что 68,3% опрошенных считают, что необходимо вкладывать душу в работу, 55% уверены, что без труда невозможно добиться результатов, а 51,7% уверены, что работать необходимо
*/ V п
с полной отдачей. В связи с чем следует сделать вывод, что студенты и будущие выпускники заинтересованы в будущем трудоустройстве, так как одним из наиболее важных факторов на данный момент для них - достойный заработок (Рисунок 8). Основными факторами, которые влияют на заинтересованность, являются заработная плата и самореализация в процессе работы. Благосостояние студентов является важной частью проблемы трудоустройства, низкий заработок и невозможность реализации своих способностей сводит на нет заинтересованность в работе по специальности, что ухудшает качество знаний выпускников и в серьезной степени мешает перспективе их трудоустройства.
Заключение
Большая часть трудоустроенных студентов работает не по специальности. Это связано с тем, что у одних студентов не хватает личной активности, а другие не имеют заинтересованности в этом.
Основной характеристикой для успешного трудоустройства является наличие опыта работы и трудовые навыки. Это является несомненным показателем при трудоустройстве, но многие выпускники надеются только на полученные в ВУЗе знания, что, несомненно, недостаточно при приёме на работу, так как практический опыт важен куда больше. Таким образом, можно сделать вывод, что больше половины студентов не готовы работать над собой, а именно - саморазвиваться и
самосовершенствоваться в профессиональной сфере (86,7%, рисунок 8), что показывает низкую активность при поиске работы по специальности.
Проведя исследование, можно сделать вывод, что студенты заинтересованы в трудоустройстве по специальности, но не готовы к активному поиску работы, так как работодатели предъявляют завышенные требования, а компетентность выпускников не совпадает с ними. Молодые специалисты видят выход в том, чтобы пойти работать не по своей специальности, пройти переквалификацию или надеяться на помощь со стороны государства.
На основе исследования было выявлено несколько причин, которые оказывают влияние на заинтересованность выпускников вузов в работе по специальности:
1. Непонимание цели получения своей профессии. Многие молодые люди выбирают специальность, не особо задумываясь, чтобы угодить родителям, или наперекор родителям или обществу, а позже настигает горькое осознание того, что специальность не по душе.
2. Несоответствие ожиданий от профессии и реальность. Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе, чем они будут заниматься, если выберут ту или иную специальность.
3. Низкооплачиваемость работы. Работа нравится, но она низкооплачиваема, поэтому заинтересованность к ней пропадает (рисунок 9.)
Список литературы
1. Бойко Л.И. Трансформация функции высшего образования и социальные позиции студенчества // Социология образования. - 2002. - № 3. - С. 78-83.
2. Воронкова Н.Ю. Психология воздействия информационных технологий на мотивацию студентов // Иннов: электронный научный журнал. - 2013. - № 3 (16). - С. 1-3.
3. Дахова М.Н., Ферару Г.С. Заинтересованность студентов вузов в формировании профессиональных знаний и компетенций [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. - 2016. - № 6 (66). - URL: https://sovman.ru/article/6602/
4. Ковзиридзе М.А. Факторы формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи // Социология власти. - 2010. - № 6. - С. 124-131.
5. Кисляк Ю.Ф. Особенности структуры учебной мотивации в условиях вузовского обучения // Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5. - № 3. - С. 69-71.
6. Лукьянова М.И. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. - 2001. - № 8. - С. 77-89.
7. Лутовина К.В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // Молодой ученый.
- 2017. - № 36. - С. 69-72.
8. Минтруд: Государство не должно помогать выпускникам с трудоустройством [Электронный ресурс] [2017]. - URL. https://politsturm.com/mintrud-gosudarstvo-ne-dolzhno-pomogat-vypusknikam-s-trudoustrojstvom/ (дата обращения: 24.12.2019).
9. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. псих.наук: 19.00.07. - Ярославль, 2005. - 28 с.
10. Степаненко Т.К. Профессиональный интерес студентов к выбранной специальности [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2017/12/07/ professionalnyy-interes-studentov-k-vybrannoy (дата обращения: 24.12.2019).
11. Стоянов А.С. Теоретико-методологические основы социологической концепции "Общество ожиданий" // Социология. - 2019. - № 5. - С. 136-154.
12. Стоянов А.С. Санкционно-нормативная спираль социума в контексте теории «Общества ожиданий» // Этносоциум и межнациональная культура. - 2018. - № 12 (126). - С. 18-27.
13. Черноскутов В.Е. Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов // Развитие территорий. - 2015. - № 2. - С. 22-25.
14. Шабалина С.М. Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройства // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 7 (120). - С. 43-46.
15. Григорьева Е.А., Стоянов А.С. Осознанность и ожидания при выборе ВУЗа и профессии [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег: государственное регулирование общественных отношений» [Сайт]. Химки: АГЗ МЧС России, 2020. № 2. - URL: http://gosreg.amchs.ru/voprosu-prof-orientatsii/grigoreva-e-a-stoyanov-a-s-osoznannost-i-ozhidaniya-pri-vybore-vuza-i-professii.html (дата обращения: 22. 05.2020).
16. Павлова И.Е., Стоянов А.С. Образование и оплата труда как факторы выбора профессии: ожидание и реальность [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег: государственное регулирование общественных отношений» [Сайт]. Химки: АГЗ МЧС России, 2020. № 1. - URL: http://gosreg.amchs.ru/voprosu-prof-orientatsii/pavlova-i-e-stoyanov-a-s-obrazovanie-i-oplata-truda-kak-faktory-vybora-professii-ozhidanie-i-realnost.html (дата обращения: 22. 05.2020).
References
9. Bojko L.I. Transformaciya funkciya vysshego obrazovaniya i social'nye pozicii studenchestva // So-ciologiya obrazovaniya. - 2002. - № 3. - S. 78-83.
10.Voronkova N.YU. Psihologiya vozdejstviya informacionnyh tekhnologij na motivaciyu studentov // Innov: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2013. - № 3 (16). - S. 1-3.
11.Dahova M.N., Feraru G.S. Zainteresovannost' studentov vuzov v formirovanii professional'nyh znanij i kompetencij [Elektronnyj resurs] // Sovremennye tekhnologii upravleniya. - 2016. - № 6 (66).
- URL: https://sovman.ru/article/6602/
12.Kovziridze M.A. Faktory formirovaniya motivacii professional'noj deyatel'nosti studencheskoj mo-lodezhi //Sociologiya vlasti. - 2010. - № 6. - S. 124-131.
13.Kislyak YU. F. Osobennosti struktury uchebnoj motivacii v usloviyah vuzovskogo obucheniya // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. - 2008. - T. 5. - № 3. - S. 69-71.
14.Luk'yanova M.I. Uchebnaya motivaciya kak pokazatel' kachestva obrazovaniya // Narodnoe obra-zovanie. - 2001. - № 8. - S. 77-89.
15.Lutovina K.V. Pochemu vypuskniki vuzov ne rabotayut po special'nosti // Molodoj uchenyj. -2017. - № 36. - S. 69-72.
16.Mintrud: Gosudarstvo ne dolzhno pomogat' vypusknikam s trudoustrojstvom [Elektronnyj resurs]. - URL: https://politsturm.com/mintrud-gosudarstvo-ne-dolzhno-pomogat-vypusknikam-s-trudoustrojstvom/ (data obrashcheniya: 24.12.2019).
17.Pavlova N.A. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. psih.nauk: 19.00.07. - YAroslavl', 2005. - 28 s.
18. Stepanenko T.K. Professional'nyj interes studentov k vybrannoj special'nosti [Elektronnyj resurs] // https://nsportal.ru/. [sajt]. [2017]. URL.https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2017/12/07/professionalnyy-interes-studentov-k-vybrannoy (data obrashcheniya: 24.12.2019).
19. Stoyanov A.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sociologicheskoj koncepcii "Obshchestvo ozhidanij" // Sociologiya. - 2019. - № 5. - S. 136-154.
20. Stoyanov A.S. Sankcionno-normativnaya spiral' sociuma v kontekste teorii «Obshchestva ozhidanij» // Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. - 2018. - № 12 (126). - S. 18-27.
21. Chernoskutov V.E. Aktual'nye problemy trudoustrojstva studentov i vypusknikov vuzov // Razvi-tie territorij. - 2015. - № 2. - S. 22-25.
22. Shabalina S.M. Faktory vliyaniya na formirovanie u studentov interesa k budushchej professii i ih trudoustrojstva // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2017. - № 7 (120). - S. 43-46.
23. Grigor'eva E. A., Stoyanov A.S. Osoznannost' i ozhidaniya pri vybore VUZa i professii [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshchestvennyh otnoshenij» [Sajt]. - Himki: AGZ MCHS Rossii, 2020. № 2. URL: http://gosreg.amchs.ru/voprosu-prof-orientatsii/grigoreva-e-a-stoyanov-a-s-osoznannost-i-ozhidaniya-pri-vybore-vuza-i-professii.html (data obrashcheniya: 22. 05.2020).
24. Pavlova I.E., Stoyanov A.S. Obrazovanie i oplata truda kak faktory vybora professii: ozhidanie i real'nost' [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshchestvennyh otnoshenij» [Sajt]. Himki: AGZ MCHS Rossii, 2020. № 1. - URL: http://gosreg.amchs.ru/voprosu-prof-orientatsii/pavlova-i-e-stoyanov-a-s-obrazovanie-i-oplata-truda-kak-faktory-vybora-professii-ozhidanie-i-realnost.html (data obrashcheniya: 22. 05.2020).
Для ссылки: Стоянов А.С., Шишкина Д.С., Купревич Д.И. Заинтересованность студентов в работе по специальности (На примере Академии гражданской защиты МЧС России) // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №3 (16). -С. 94-103.