Научная статья на тему 'Занятость студентов на рынке труда: "старые" или новые тенденции?'

Занятость студентов на рынке труда: "старые" или новые тенденции? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1403
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОТИВЫ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СФЕРА УСЛУГ / МАТЕРИАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / LABOUR MARKET / EMPLOYMENT OF STUDENTS / MOTIVATION / LABOR RELATIONS / SERVICES / FINANCIAL INDEPENDENCE / SOCIAL AND PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яркова Татьяна Андреевна, Михайлова Надежда Константиновна

В данной статье на основе сравнительного анализа результатов исследований 2008 и 2018 гг. выявляются новые тенденции занятости студентов на рынке труда. Определены масштабы, мотивы и направления концентрации студенческой занятости, выявлены каналы и способы поиска работы, особенности закрепления трудовых отношений между работодателями и работающими студентами, условия и оплата труда занятых студентов, качество рабочих мест, предоставляемых студентам и пр. В ходе исследования «вторичной занятости» студентов применялись количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Выявлены следующие тенденции студенческой занятости на современном этапе: нерегулярность и краткосрочность, ее концентрация преимущественно в сфере услуг. Главными мотивами совмещения учебы и работы являются стремление к материальной независимости, а также нематериальные преимущества желание приобрести опыт трудовой деятельности, социальные и профессиональные навыки. Выявлено, что рабочие места в областях занятости студентов в основном характеризуются низким качеством, новые формы занятости локализованы в неформальном секторе, часто требуют личных инвестиций в профессиональную подготовку. Авторы приходят к выводу, что, учитывая сложившиеся тенденции на рынке труда, спрос работодателей на труд студентов будет расти, а студенческая занятость в период обучения в вузе способствует переходу к профессиональной деятельности после окончания вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яркова Татьяна Андреевна, Михайлова Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student employment in the labour market: "old" or new trends?

In this article, on the basis of comparative analysis of the results of research 2008 and 2018, there have been highlighted new trends of employment of students on the labour market. We defined the scope, motives and areas of concentration of student employment, identified channels and methods of seeking work, especially the consolidation of labor relations between employers and working students, the conditions and wages of the employed students, the quality of jobs provided to students and others In the study, "secondary employment" students used quantitative and qualitative methods of collecting and analyzing information. Following trends were identified for student employment at the present time: the irregularity and the short duration, it is concentrated mainly in the service sector, the main motive of combining study and work is the quest for financial independence, as well as the intangible benefits the desire to acquire work experience, social and professional skills. Revealed that jobs in the fields of employment of students mainly are of poor quality and new forms of employment is localized in the informal sector, often require a personal investment in training. The authors conclude that given current trends in the labour market, the demand of employers for labor students will grow, and student employment during the period of study at the University facilitates the transition to professional activities after graduation.

Текст научной работы на тему «Занятость студентов на рынке труда: "старые" или новые тенденции?»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции?

Яркова Т.А. 1, Михайлова Н.К. 1

1 Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Кемеровский государственный университет, Новокузнецк,

В данной статье на основе сравнительного анализа результатов исследований 2008 и 2018 гг. выявляются новые тенденции занятости студентов на рынке труда. Определены масштабы, мотивы и направления концентрации студенческой занятости, выявлены каналы и способы поиска работы, особенности закрепления трудовых отношений между работодателями и работающими студентами, условия и оплата труда занятых студентов, качество рабочих мест, предоставляемых студентам и пр. В ходе исследования «вторичной занятости» студентов применялись количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Выявлены следующие тенденции студенческой занятости на современном этапе: нерегулярность и краткосрочность, ее концентрация преимущественно в сфере услуг. Главными мотивами совмещения учебы и работы являются стремление к материальной независимости, а также нематериальные преимущества - желание приобрести опыт трудовой деятельности, социальные и профессиональные навыки. Выявлено, что рабочие места в областях занятости студентов в основном характеризуются низким качеством, новые формы занятости локализованы в неформальном секторе, часто требуют личных инвестиций в профессиональную подготовку. Авторы приходят к выводу, что, учитывая сложившиеся тенденции на рынке труда, спрос работодателей на труд студентов будет расти, а студенческая занятость в период обучения в вузе способствует переходу к профессиональной деятельности после окончания вуза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, занятость студентов, мотивы, социально-трудовые отношения, сфера услуг, материальная независимость, социальные и профессиональные навыки.

Student employment in the labour market: "old" or new trends?

Yarkova T.A. 1, Mikhaylova N.K. 1

1 Novokuznetsk institute (branch) of the Federal State Budget Educational Institution of Higher

Education, Kemerovo State University, Russia

Введение

Российское студенчество является активным участником рынка труда, оно формирует предложение и конкурирует с другими субъектами данного рынка. Статистические данные на протяжении последнего десятилетия фиксируют рост числа занятых среди студентов, что подтверждает общемировую тенденцию увеличения масштабов и интенсивности совмещения учебной и трудовой деятельности

Россия

АННОТАЦИЯ:

студентов [1, 2]. По данным последних общероссийских исследований, более половины студентов вузов в России имеют опыт совмещения учебы и работы [1, с. 35]. Согласно результатам опросов НИУ ВШЭ и Левада-Центра «Мониторинг экономики образования», 65% студентов вузов в России имеют «вторичную занятость» со средней интенсивностью около 26 часов в неделю [3, с. 162-163] (Roschin, Rudakov, 2014). По некоторым оценкам, в странах ЕС и США в настоящее время работают около половины студентов. Так, доля работающих студентов во Франции составляет 49%, а в Нидерландах 78% [4, с. 468] (Tikhomirova, Myltasova, 2018). В качестве особенностей трудовой занятости студентов в странах Западной Европы следует выделить строгую регламентированность и ограниченность в семестровый период.

Явление «работающих студентов» в отечественных исследованиях характеризуется, как «вторичная занятость», часто имеющая теневой характер [4] (Tikhomirova, Myltasova, 2018). Главными мотивами временной занятости студентов вузов в период обучения служат необходимость оплаты получения высшего образования, разочарование в выборе направления подготовки, желание найти себя в другой профессиональной сфере [5, 6] (Shinkarenko, 2014; Prokhorova, Vaganova, 2018). Также отмечается

ABSTRACT:_

In this article, on the basis of comparative analysis of the results of research 2008 and 2018, there have been highlighted new trends of employment of students on the labour market. We defined the scope, motives and areas of concentration of student employment, identified channels and methods of seeking work, especially the consolidation of labor relations between employers and working students, the conditions and wages of the employed students, the quality of jobs provided to students and others In the study, "secondary employment" students used quantitative and qualitative methods of collecting and analyzing information. Following trends were identified for student employment at the present time: the irregularity and the short duration, it is concentrated mainly in the service sector, the main motive of combining study and work is the quest for financial independence, as well as the intangible benefits - the desire to acquire work experience, social and professional skills. Revealed that jobs in the fields of employment of students mainly are of poor quality and new forms of employment is localized in the informal sector, often require a personal investment in training. The authors conclude that given current trends in the labour market, the demand of employers for labor students will grow, and student employment during the period of study at the University facilitates the transition to professional activities after graduation.

KEYWORDS: labour market, employment of students, motivation, labor relations, services, financial independence, social and professional skills

JEL Classification: J21, J24, J38 Received: 08.02.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Yarkova T.A. (tayarkova0yandex.ru)

CITATION:_

Yarkova T. A., Mikhaylova N.K. (2019) Zanyatost studentov na rynke truda: «starye» ili novye tendentsii? [Student employment in the labour market: "old" or new trends?]. Ekonomika truda. 6. (1). - 587-598. doi: 10.18334/et .6.1.39880

необходимость получения опыта работы и трудового стажа для демонстрации и повышения личных конкурентных преимуществ на рынке труда после окончания высшего учебного заведения. Значительная доля студентов считает, что трудовая деятельность позволит установить профессиональные контакты и наладить необходимые связи [4, 5] (Tikhomirova, Myltasova, 2018; Shinkarenko, 2014). Рост активности студентов на рынке труда потребовал внимания со стороны исследователей создания теоретических моделей изучения данного феномена «работающих студентов» и накопления эмпирических данных [7, 8, 9, 10] (Loktyukhina, 2009; Ivanova, 2010). Актуальность исследования проблемы трудовой занятости студентов сохраняется из-за фрагментарного изучения причин совмещения учебы и работы, масштабов данного феномена, значимости студенческой занятости для формирования профессиональных компетенций, необходимости определения различий трудовой занятости студентов в настоящее время и в недавнем прошлом. В работах, посвященных трудовой занятости студентов, авторы часто рассматривают совмещение учебы и работы с позиции влияния на академическую успеваемость, размер будущих доходов и выбор траектории карьеры [4, 5] (Tikhomirova, Myltasova, 2018; Shinkarenko, 2014).

Эмпирическая база исследования

Для сбора и анализа эмпирических данных были использованы следующие методы: анкетный опрос, анализ статистических данных, количественные и качественные методы сбора и анализа информации, вторичный анализ результатов социологических исследований. Исследования авторов основываются на данных, полученных методом анкетирования среди студентов очной формы обучения Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, являющегося структурным подразделением крупнейшего вуза Кемеровской области и самым крупным филиалом Урала, Сибири и Дальнего Востока. Всего было опрошено 22% от количества студентов очной формы обучения, что составило 633 человека. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности государственной системы содействия занятости населения, рекрутинговыми агентствами, центрами занятости населения, для разработки рекомендаций по оптимизации занятости на рынке труда, а также для придания

ОБ АВТОРАХ:_

Яркова Татьяна Андреевна, доцент кафедры экономики и управления, канд. эконом. наук, доцент (tayarkova0yandex.ru)

Михайлова Надежда Константиновна, доцент кафедры экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент (nkm.570bk.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 587-598. doi: 10.18334/et.6.1.39880

системе высшего образования большей гибкости и ее адаптации к новым условиям на рынке труда и пр. Авторами данной статьи был проведен ряд исследований по изучению различных аспектов студенческой занятости на рынке труда, их результаты были опубликованы в научных изданиях [11, 12, 13] (Mikhaylova, 2015; Mikhaylova, 2012; Mikhaylova, Yarkova, 2016). Сопоставление результатов проведенного ранее анализа (2008 г.) и нового (2018 г.) позволяет выявить новые тенденции в трудовой занятости студентов вузов, что явилось целью данного исследования. Сравнительный анализ занятости студентов вузов осуществлялся с учетом следующих параметров: масштаб, направления концентрации занятости, мотивы студенческой занятости, каналы и способы поиска работы, способы оформления трудовых отношений между работающими студентами и работодателями, условия и оплата труда студентов, качество рабочих мест, которые предоставляются студентам.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования выявлено, что масштабы занятости студентов имеют следующие характеристики: значительный рост числа студентов среди обучающихся на очной форме обучения вуза, которые работают или имели опыт работы, с 28,8% в 2008 г. до 39,4% в 2018 г. Число работающих студентов возрастает при переходе к старшим курсам обучения, что подтверждает гипотезу о росте связи студентов вузов с рынком труда при переходе на старшие курсы (45,8% в 2018 г. против 43,2% в 2008 г.). Это подтверждает вывод ранее проводимых исследований о том, что на младших курсах преобладают временные подработки, тогда как на старших преобладает в трудовой занятости постоянная работа.

Исследуя сферы концентрации студенческой занятости, были получены результаты, представленные на рисунке 1. Анализ отраслевой структуры занятости студентами рабочих мест показывает концентрацию трудоустройства в сфере обслуживания (43% в 2018 г. против 38% в 2008 г.).

■ промышленность

■ сфера обслуживания

■ торговля

■ другая сфера

Рисунок 1. Отраслевая структура занятости студентов по данным Источник: составлено авторами.

■ работают поттоянно (в течение втего года)

■ регулярно (периодически в течение года)

■ эпизодически (время от времени)

Рисунок 2. Оценка характера занятости студентов Источник: составлено авторами.

Отметим сферы, в которых преобладает, согласно опросу, «вторичная занятость» студентов: программирование и информационные услуги, охрана, ремонт, услуги образования и воспитания, строительные и погрузочные работы, а также новые, относительно исследовалия 2008 г., услбги в области дизайна, туризма и спорта, социальная деятельность, которые становятся весьма привлекательными для студентов. Второе место занимает, как и в раннем исследовании, сфера торговли, что объясняется потреб ностью в энергичных работниках вктчестве торговых представит елей, агентов и продавцов. Это подтверждает анализ резюме претендентов сайтов поиска работы юга Кемеровской об ласта, согласно которо му одной из наиболее привлекательных сфер для начинающих соискателей является сфера продаж (резюме в данном разделе разместили 34% соискателей [14]). Доля занятых студентов в промышленности остается старильной (около 10%>).

Совмещение учебы и работы носит нерегулярный характер, что подтверждают исследования как 2008 г., так и 2018 г., - 57% опрошенных работали эпизодичи-ски (время от времени). Временно были заняты по договору только 27% студентов. Однако постоянную работу имели всего 16% респондентов (рис. 2). Численность нтудентов,конорые были заняты на рынке труто эпизодически,тократилась на 10%. Следовательно, работодатели стали активнее использовать труд студентов и преимущественно в сфере обслуживания, предлтгая при этом ги!кий орафик занятости и приемлемые условия работы для студенчества.

Одной из задач исследования было выявить мотивы, повлиявшие на решение студентов совмещаоь учебн и работу. Реаультаты опроса предсоавлены на рисунке 3. В качестве преобладающих факторов, побуждающих студентов совмещать работу с учебой!, в иссладовании 2011 г. указывались желание рыть «материаньно независимыми от родителей» (44%) и наличие «материальных трудностей» (35%). Другие причины, такие как «интерес к данному виду деятельности» (отметили 15% опрошенных), «стремление приобрести профессионаоьные и практиченкие навыки работы»

(6%), назывались значительно реже. Результаты опроса соответствуют ранее проводимому исследованию, где в качестве главного мотива занятости выступает стремление добиться материальной независимости от родителей (42,4%), а также заработать деньги на карманные расходы, досуг и отдых.

Очевидно, стремление студентов к поиску работы тесно связано с уровнем доходов их семей, на что указывает сохранение тенденции роста числа студентов, вынужденных оплачивать обучение в вузе и обеспечивать себя. Доля их снизилась, составив 35% в 2018 г. против 32,3% в 2008 г.

Решая проблему трудоустройства, студенчество все активнее использует формальные каналы, прежде всего, сайты по поиску работы в сети Интернет. Число студентов, которые используют неформальные связи, заметно уменьшилось (с 26% до 21% в исследуемые периоды), что свидетельствует о совершенствовании самой системы информирования о вакансиях на рынке труда и широком использовании информационных технологий в этих целях.

Среди факторов, которые способствуют трудоустройству, студенты называют коммуникабельность (18% опрошенных), наличие свободного времени (16%), стаж работы, активность в поиске работы, опыт стажировки (10%), приятная внешность (9%), владение компьютером (7%), знание иностранных языков (6%), профессиональные знания и навыки (8%) и поддержка друзей или близких (5%). Следовательно, личные качества студента, наличие свободного времени, поддержка друзей и родных являются важными условиями получения рабочего места, а не профессиональные навыки и умения. Эксперты компании Неа^иП:ег, рассматривая вакансии для соискателей без опыта, также подтверждают выводы, что работодатели желают в будущем сотруднике видеть такие навыки и умения,как «грамотная письменная и устная речь», знание различных компьютерных программ и умение продавать [14].

интерес к дтннонд отдд деятельности сврьмльнть приобрести профессиональная т патквтчьскть нтиыкт работы сврьмльнть к материальной независимости ов родтвьльй нттьрттльныь трудности 15 % к

6 %

44 %

\

35 %

'> ) ) ) 1 1 1 ч

Рисунок 3. Мотивы занятости ствдентов Источник: составлено авторами.

Согласно исследованию авторов, участие родителей в трудовой занятости студентов зависит от их социального и профессионального статуса. Родители, занимающие руководящие должности в организациях, чаще других способствуют трудоустройству своих детей. Материально обеспеченные родители предоставляют стартовый капитал, когда речь идет об организации собственного дела (бизнеса). Сохраняется закономерность, что при снижении статуса родителей уменьшается их участие в трудоустройстве детей-студентов.

По результатам анкетирования, 12% всех опрошенных студентов в 2018 г. (10,8% в 2008 г.) заявили, что создали рабочие места для себя сами. Как правило, такие студенты активны, предприимчивы, обладают необходимыми ресурсами, включая определенные способности или особые личные качества. В группе самозанятых по-прежнему видим работающих студентов, у которых занятость на рынке труда совпадает с направлением подготовки в вузе. Следовательно, трудоустраиваясь, студенты могут реализовать на практике профессиональные навыки и умения, сформированные в процессе обучения, но число таких студентов незначительно.

По причине того, что работа студентов носит чаще временный и нерегулярный характер, они проявляют равнодушие к своему юридическому статусу как работника. Значимой характеристикой студенческой занятости является то, что она выступает как формальная, так и неформальная форма трудовых отношений. Сфера частного предпринимательства характеризуется большей мобильностью и гибкостью, в ней менее регламентированы условия найма. Если в 2008 г. 35,6% опрошенных признались, что работали неформально (на основе устных договоренностей), то в 2018 г. этот показатель вырос до 42%. Как правило, формальные трудовые отношения имеют место в крупных предприятиях и государственных и муниципальных организациях, а также в случаях, когда работа совпадает с планами студента продолжить трудовую деятельность там же после окончания обучения. Это рассматривается студентом как возможность обретения практических навыков и умений, а также в качестве перспективы трудоустройства в будущем. Численность таких студентов выросла незначительно (с 35% до 37,2%).

Заметное развитие получили новые формы занятости студентов (фриланс, волон-терство, дистанционная и агентская деятельность), которые локализованы преимущественно в неформальном секторе экономики (отметили 6% респондентов), на что ранее указывали и другие авторы [15] (Zabelina et.al, 2018).

Остановимся на условиях и оплате труда студентов. Половина респондентов имеют свободный/гибкий график работы. Вторая половина опрошенных делится на тех, кто работает полный рабочий день (23%), и тех, кто имеет сменный график (27%) (результаты опроса представлены на рисунке 4). Свободный/гибкий график является предпочтительным для занятых студентов. При этом студенты признаются, что график работы не связан с расписанием занятий в вузе, опрашиваемые работают там, где есть возможность студенческой занятости, и в то время, когда есть работа. Студенты, как

■ полный рабочий день

■ сменный график

■ свободный/гибкий график

Рисунок 4. Режим занятости студентов Источник: составлено авторами.

до 5 000 руб.

■ от 5 000 до 10 000 руб. от 10 000 до 20 000 руб.

■ более 20 000 руб.

Рисунок 5. Среднемесячный номинальный размер получаемого дохода (заработной платы)

студентов Источник: составлено авторами.

показало и ранее проводимое исследование, трудятся преимущественно в вечерне-ночное время (62%), к сожалению, сокращая время для подготовки к занятиям в вузе и физического восстановления.

В этой связи представляет интерес вопрос уровня номинальной заработной платы студентов. Большая часть опрошенных в 2018 г. работающих студентов (40%) получают зар плату в размере от 5 000 д о10 0о0 руб. в мссяц, 23 % респондентов имеют доход от 10 000 до 20 000 руб. в месяц, 20% опрошенных зарабатывают до 5 000 руб., 17% составляют молодые люди, получающие более 20 000 руб. в месяц (рис. 5).

Относительно больше других групп занятых студентов зарабатывают те студенты, которые работают на постоянной основе. Полученные данные позволяют сделать вывод о значительном росте, по сравнению с исследованием 2008 г., тех групп студентов, чья зарплата выше средней. Однако в целом среднемесячный размер получаемого дохода (зарплаты) студентов ниже данного показателя в регионе (36 179 руб. в Кемеровской области в 2018 г.) [16].

Заключение

Анализ полученных данных позволяет заключить, что «вторичная занятость» студентов выгодна и обучающимся в вузе, и работодателям. Студенты зарабатывают и приобретают опыт, работодатели получают относительно дешевую рабочую силу, которая готова трудиться по гибкому графику, часто без заключения трудового договора.

Сравнительный анализ занятости студентов вузов в исследуемые периоды показал:

1. Вторичная занятость студентов характеризуется нерегулярностью и краткосрочностью, концентрируясь преимущественно в сфере обслуживания.

Доминирующим мотивом занятости студентов является недостаточный доход, далее следуют неденежные преимущества (приобретение опыта работы, социальных и профессиональных навыков и др.).

Рабочие места в секторах занятости студентов в основном характеризуются низким качеством, однако рост занятости в сфере услуг обуславливает потребность в специальных и профессиональных знаниях, что диктует необходимость внедрения внутрифирменных программ обучения и развитие практики наставничества на предприятиях и в организациях.

Развитие новых форм занятости студентов (фриланс, волонтерство, дистанционная деятельность и т.д.), которые локализованы в неформальном секторе. Однако именно они требуют личных инвестиций в профессиональную подготовку (обучающие курсы, программы, мастер-классы и пр.).

5. Студенты готовы работать на условиях, неприемлемых для постоянного персонала: неформально, без социальных гарантий, за небольшую зарплату, - что способствует, по мнению авторов, увеличению спроса на труд студентов со стороны работодателей.

Учитывая сложившиеся тенденции, работа во время обучения в вузе, при всех ее недостатках, облегчает переход от учебы к профессиональной деятельности, способна снизить продолжительность фрикционной безработицы после окончания учебы, а также страхует от низкой заработной платы на начальном этапе трудовой деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Труд и занятость в России - 2017. Федеральная служба государственной статисти-

ки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.html (дата

обращения: 30.01.2018).

2. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государствен-

ной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages (дата обращения: 10.01.2018).

3. Рощин С.Ю., Рудаков В.И. Совмещение учебы и работы студентами российских ву-

зов // Вопросы образования. - 2014. - № 2. - С. 152-179.

4. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в формиро-

вании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. - 2018. - № 4. - С. 467-475.

5. Шинкаренко Е.А. Взаимодействие вузов и бизнеса в трудоустройстве студентов //

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 2 (30). - С. 156-167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Тенденции совмещения трудовой деятельности и

учебы в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 6 (32). - С. 174-177.

7. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. Ispu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/ VoprEconomik-6-2008.pdf (дата обращения: 26.01.2018).

8. Правоторов В. Студенческая занятость. Examen.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles (дата обращения: 21.12.2018).

9. Локтюхина Н.В. О направлениях государственной политики по содействию в трудо-

устройстве выпускников вузов // Право и образование. - 2009. - № 11. - С. 32-39.

10. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 63-69.

11. Михайлова Н.К. Студенческая занятость и ее роль в формировании компетенций бакалавров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. -№ 12 5. - С. 25-27.

12. Михайлова Н.К. Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 1 (49). - С. 269-271.

13. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические проблемы студенчества в современных условиях // Научное обозрение. - 2016. - № 14. - С. 182-186.

14. Работа в Новокузнецке, вакансии в Новокузнецке, поиск работы в Новокузнецке. Novokuznets. [Электронный ресурс]. URL: https://novokuznetsk.hh.ru (дата обращения: 16.01.2018).

15. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. - 2018. - № 2. - С. 419-432.

16. Средняя зарплата в России по регионам в 2018 году. Fincan.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fincan.ru/articles/16_srednyaya-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2018-godu (дата обращения: 15.01.2018).

17. Бондаренко Н.В., Войнилов Ю.Л., Волкова Г.С. и др. Российская молодежь: образование и наука: словарь. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 72 c.

REFERENCES:

Bondarenko N.V., Voynilov Yu.L., Volkova G.S. i dr. (2017). Rossiyskaya molodezh: obrazovanie i nauka[Russian youth: education and science] M.: NIU VShE. (in Russian).

Ivanova I.N. (2010). Molodezhnyy rynok truda v kontekste sotsialnoy politiki [Labour market for young people in the context of social policy]. Higher education in Russia. (2). 63-69. (in Russian).

Loktyukhina N.V. (2009). O napravleniyakh gosudarstvennoy politiki po sodeystviyu v trudoustroystve vypusknikov vuzov [On the directions of the state policy on assistance in employment of graduates].Pravo i obrazovanie. (11). 32-39. (in Russian).

Mikhaylova N.K. (2012). Zanyatost studentov i ee rol v formirovanii professionalnyh kompetentsiy buduschikh spetsialistov [Students employment and its role in the formation of the professional competence of the future specialists]. Bulletin of Kemerovo State University. (1 (49)). 269-271. (in Russian).

Mikhaylova N.K. (2015). Studencheskaya zanyatost t ee rol v formirovanii kompetentsiy bakalavrov [Student employment and its role in the formation of competences of bachelors]. Current problems of the humanities and natural sciences. (12-5). 25-27. (in Russian).

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A. (2016). Ekonomicheskie problemy studenchestva v sovremennyh usloviyakh [Economic problems of students in modern conditions]. Science Review. (14). 182-186. (in Russian).

Prokhorova M.P., Vaganova O.I. (2018). Tendentsii sovmescheniya trudovoy deyatelnosti i ucheby v vuze [The trend of combining work and studying at the university]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (6 (32)). 174-177. (in Russian).

Roschin S.Yu., Rudakov V.I. (2014). Sovmeschenie ucheby i raboty studentami rossiyskikh vuzov [Combining Work and Study by Russian Higher Education Institution Students]. Voprosy obrazovania /Educational Studies Moscow. (2). 152179. (in Russian).

Shinkarenko E.A. (2014). Vzaimodeystvie vuzov i biznesa v trudoustroystve studentov [Interaction of university and business in students' job placement]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. (2 (30)). 156-167. (in Russian).

Tikhomirova A.M., Myltasova O.V. (2018). Rol vtorichnoy zanyatosti studentov v formirovanii trudovyh kompetentsiy [The role of secondary employment of students in the formation of labor competencies].Moscow Economic Journal. (4). 467-475. (in Russian).

Zabelina O.V., Mayorova A.V., Matveeva E.A., Safonov A.S. (2018). Novye formy zanyatosti v rossiyskoy ekonomike kak obekt gosudarstvennogo regulirovaniya [New forms of employment in the Russian economy as the object of state regulation]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (2). 419-432. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.