Научная статья на тему 'Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии?'

Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВМЕЩЕНИЕ РАБОТЫ И УЧЕБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИЯ / КАРЬЕРА / АДАПТАЦИЯ / МОТИВЫ / ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ / COMBINATION OF WORK AND STUDY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSION / CAREER / ADAPTATION / MOTIVES / EMPLOYMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Надежда Константиновна, Яркова Татьяна Андреевна

В статье на основе анализа результатов исследования 2018 г. выясняется влияние совмещения студентами учебы и работы на формирование профессиональных компетенций по выбранной профессии. Были определены мотивы совмещения, отраслевая структура трудовой занятости студентов, ее соответствие направлению подготовки в вузе и будущей профессии, влияние на формирование профессиональных компетенций. В ходе исследования совмещения учебы и работы студентами сочетались количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Установлено, что студенты связывают свою работу в организациях не только с материальными, но и профессиональными мотивами приобретение практического опыта, трудового стажа, повышение конкурентоспособности на рынке труда после окончания вуза. В случае соответствия сферы занятости и будущей профессии подобное совмещение может рассматриваться в качестве самостоятельного этапа в профессиональной карьере, в ходе которого формируются как общепрофессиональные, так и профессиональные компетенции. Во всех остальных случаях жизненный опыт трудовой деятельности в коллективе, в современных организациях оказывается весьма полезным, когда речь идет об отдельных общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, повышает шансы на трудоустройство и облегчает процесс адаптации после окончания вуза. Авторы приходят к выводу, что вузам следует адаптировать свою образовательную деятельность к росту совмещения студентами учебы и работы, требованиям рынка труда. При принятии решения о переходе на индивидуальный учебный график для работающих студентов важно учитывать сферу занятости, содержание работы, ее соответствие будущей профессии, сохраняя при этом образование в качестве главной цели, а занятость второстепенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Надежда Константиновна, Яркова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combining students' studies with work - the way to the profession?

In this article, based on the analysis of the results of the study of 2018, the influence of combining students' study and work on the formation of professional competencies in the chosen profession is revealed. The motives of combining, the sectoral structure of employment of students, its compliance with the direction of training at the university and future profession, the impact on the formation of professional competencies were determined. During the study of combining study and work students combined quantitative and qualitative methods of collecting and analyzing information. It is established that students associate their work in organizations not only with material, but also professional motives the acquisition of practical experience, work experience, improving competitiveness in the labor market after graduation. In case of correspondence of the sphere of employment and future profession, such combination can be considered as an independent stage in professional career, during which both General professional and professional competences are formed. In all other cases, the life experience of working in a team, in modern organizations is very useful when it comes to individual cultural and professional competencies, increases the chances of employment and facilitates the process of adaptation after graduation. The authors come to the conclusion that universities should adapt their educational activities to the growth of students ' combination of study and work, the requirements of the labor market, and when deciding on the transition to an individual training schedule for working students, take into account the scope of employment, the content of work, its compliance with the future profession, while maintaining education as the main goal, and employment secondary.

Текст научной работы на тему «Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии?»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 2 • Апрель-июнь 2011 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

Совмещение учебы студентов с работой -путь к профессии?

Михайлова Н.К. 1, Яркова Т.А. 1

1 Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье на основе анализа результатов исследования 2018 г. выясняется влияние совмещения студентами учебы и работы на формирование профессиональных компетенций по выбранной профессии. Были определены мотивы совмещения, отраслевая структура трудовой занятости студентов, ее соответствие направлению подготовки в вузе и будущей профессии, влияние на формирование профессиональных компетенций. В ходе исследования совмещения учебы и работы студентами сочетались количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Установлено, что студенты связывают свою работу в организациях не только с материальными, но и профессиональными мотивами - приобретение практического опыта, трудового стажа, повышение конкурентоспособности на рынке труда после окончания вуза. В случае соответствия сферы занятости и будущей профессии подобное совмещение может рассматриваться в качестве самостоятельного этапа в профессиональной карьере, в ходе которого формируются как общепрофессиональные, так и профессиональные компетенции. Во всех остальных случаях жизненный опыт трудовой деятельности в коллективе, в современных организациях оказывается весьма полезным, когда речь идет об отдельных общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, повышает шансы на трудоустройство и облегчает процесс адаптации после окончания вуза. Авторы приходят к выводу, что вузам следует адаптировать свою образовательную деятельность к росту совмещения студентами учебы и работы, требованиям рынка труда. При принятии решения о переходе на индивидуальный учебный график для работающих студентов важно учитывать сферу занятости, содержание работы, ее соответствие будущей профессии, сохраняя при этом образование в качестве главной цели, а занятость - второстепенной.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: совмещение работы и учебы, профессиональные компетенции, профессия, карьера, адаптация, мотивы, занятость студентов.

Combining students' studies with work - the way to the profession?

Mikhaylova N.K.1, Yarkova T.A.1

1 Novokuznetsk institute (branch) of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education, Kemerovo State University, Russia

Введение

Общемировой и российской тенденцией студенческой занятости последних десятилетий является увеличение масштабов и интенсивности совмещения учебной и трудовой деятельности обучающихся [1, 2]. В промышленно развитых странах в настоящее время работают около половины студентов, в частности, доля работающих студентов

во Франции составляет 49%, в Нидерландах 78% [3] (Tikhomirova, Myltasova, 2018). Как показывают российские исследования, более половины студентов вузов в России имеют опыт совмещения учебы и работы [1].

Трудовая деятельность студентов активизировала исследования как по накоплению эмпирических данных, так и созданию теоретических моделей [3-13, 15] (Roschin, Rudakov, 2014; Prokhorova, Vaganova, 2018; Apokin, Yudkevich M., 0; Pravotorov, 0; Loktyukhina, 2009; Ivanova, 2010; Mikhaylova, 2012; Yarkova, Mikhaylova, 2019; Filonenko, Skachkova, Filonenko, 2018; Mikhaylova, Yarkova, 2016; Zabelina, Mayorova, Matveeva, Safonov, 2018). Исследования последнего десятилетия позволили определить причины, масштаб и особенности занятости студентов [4, 6, 7, 9], а также выявить связанные с ней проблемы [10]. Появились исследования, которые обобщили обширный эмпирический материал и позволили установить тенденции вторичной занятости студентов, в том числе сравнить их в разные периоды времени [11, 12]. Были сделаны шаги

I ABSTRACT:_

In this article, based on the analysis of the results of the study of 2018, the influence of combining students' study and work on the formation of professional competencies in the chosen profession is revealed. The motives of combining, the sectoral structure of employment of students, its compliance with the direction of training at the university and future profession, the impact on the formation of professional competencies were determined. During the study of combining study and work students combined quantitative and qualitative methods of collecting and analyzing information. It is established that students associate their work in organizations not only with material, but also professional motives - the acquisition of practical experience, work experience, improving competitiveness in the labor market after graduation. In case of correspondence of the sphere of employment and future profession, such combination can be considered as an independent stage in professional career, during which both General professional and professional competences are formed. In all other cases, the life experience of working in a team, in modern organizations is very useful when it comes to individual cultural and professional competencies, increases the chances of employment and facilitates the process of adaptation after graduation. The authors come to the conclusion that

I universities should adapt their educational activities to the growth of students ' combination of study and work, the requirements of the labor market, and when deciding on the transition to an individual training schedule for working students, take into account the scope of employment, the content of work, its compliance with the future profession, while maintaining education as the main goal, and employment - secondary.

KEYWORDS: combination of work and study, professional competence, profession, career, adaptation, motives, employment of students

JEL classification: J21, J24, J38 Received: 29.04.2019 / published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Mikhaylova N.K. (nkm.570bk.ru)

CITATION:_

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A. (2019) Sovmeschenie ucheby studentov s rabotoy - put k professii? [Combining students' studies with work - the way to the profession?]. Ekonomika truda. 6. (2). - 763774. doi: 10.18334/et .6.2.40671

по созданию теоретических моделей и анализу мотивационной структуры занятости студентов, для которых учеба - основное занятие [3, 6, 16] (Bondarenko i dr., 2017). Достаточно часто авторы рассматривают совмещение учебы и работы с позиции влияния на академическую успеваемость, размера будущих доходов, не уделяя должного внимания его влиянию на формирование карьеры [4, 5].

Актуальность исследования совмещения студентами учебы и работы объясняется фрагментарным характером изучения его мотивов, недостаточной изученностью его влияния на формирование профессиональных компетенций и выбора траектории карьеры.

Эмпирическая база исследования

Для достижения данной цели были собраны и проанализированы эмпирические данные, полученные посредством как количественных (анкетный опрос), так и качественных методов сбора информации (case study, фокус-группа). В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета. Всего было опрошено 22% от количества студентов очной формы обучения, что составило 633 человека. Задачами исследования являлись определение мотивов совмещения учебы и работы студентами, сферы концентрации их трудовой занятости, влияния на формирование профессиональных компетенций. Исследование состояло из 3 этапов:

1. Изучение мотивов совмещения студентами учебы и работы.

2. Анализ отраслевой структуры занятости студентов.

3. Определение профессиональных компетенций, сформированных в процессе трудовой деятельности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования механизма адаптации системы высшего образования к новым условиям на рынке труда с целью придания ей большей гибкости.

Результаты исследования

Перед системой профессионального образования стоит задача адекватной реакции на требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны работодателей. Однако, с

ОБ АВТОРАХ:_

Михайлова Надежда Константиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления (nkm.570bk.ru)

Яркова Татьяна Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления (tayarkova0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии? // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 2. - С. 763-774. doi: 10.18334/et.6.2.40671

точки зрения работодателей, главной составляющей профессиональных компетенций являются не теоретические знания, а практические навыки и умения, поэтому при приеме на работу одним из главных критериев отбора потенциальных сотрудников служит наличие стажа работы по профессии. Следовательно, опыт сегодня ценится выше наличия диплома об образовании, даже обладателям «красных» дипломов не гарантируется рабочее место и приличная зарплата.

В этих условиях адаптации студентов к требованиям рынке труда может способствовать совмещение учебы в вузе с работой в различных организациях, на предприятиях и фирмах. Занятость студентов, на первый взгляд, позволяет обрести опыт работы и трудовой стаж, а следовательно, повышает шансы на трудоустройство после окончания вуза, является «шагом» к профессии.

Но так ли это? Для ответа на данный вопрос было проведено эмпирическое исследование, позволившее ответить на следующие проблемные моменты:

• какое место среди мотивов студенческой занятости занимает стремление приобрести практический опыт по выбранной профессии и наличие трудового стажа;

• соответствие сферы занятости и места работы будущей профессии;

• какие профессиональные компетенции формируются у студентов, совмещающих учебу с работой.

Анализ эмпирических данных, которые представлены на рисунке 1, позволяет сделать вывод, что основным мотивом совмещения студентами учебы и работы является желание быть «материаль но независимыми от родителей» (449°), далее следует наличие «материальных трудностей» (35%).Среди пр очихмотивов указывались, тькее как «интерес к данному виду деятельности» (отметили 15% опрошенных), «стремление приобрести профессиональны ипрактические навыки работы» (6%). Следовательно, только при мьрно пятая часть опрошонных студентов не связывали свою работу с

интерес а данному вдду деятельности стремление приобрести профессиональные и практические навыки работы стремление к материальной независимости от родителей материальные трудности ^ 1 1 15% к

6%

44%

к

35%

} ) ) \ \ \ К

Рисунок 1. Мотивы занятости студентов Источник: составлено авторами

материальными мотивами, к этому их побуждал, возможно, профессиональных интерес, желание и возможность обрести новые умения и навыки, которые повысят их конкурентоспособность после окончания вуза.

Чтобы уточнить данный вывод, студентам было предложено определить свое отношение к работе, выбрав одно из утверждений. Результаты опроса обобщены на рисунке 2, из чего ол едуат, что студенты видят в работе, во- пероых, потребность и возможность самореализации (37%); во-вторых, они считают, что работа открывает новые возможности в будущем (30%); в-третьих,является способом адаптации к условиям жизни (ез%).

Следовательно, по мере вовлеч енности студентов в трудовой процесс в организациях приходит понимание, что работа не только и не столько позволяет решить материальные прыблемы, а скорее, полученный опыт является предпосылкой тррдоу-стройства,достойной рабоаы и зарплаты после окончания вуза, а в случае, если имеет место совпадение, либо определенная связь настоящей работы с будущей профессией, еще и этапом в будущей карьере.

другое

работа - оокрывает новые возеожнооти в будущем

работа - это способ адаптации к условиям жизни

работа - потребность и возможность самореализации

работа - это необходимость

7%

30%

13%

37%

13%

V )

Рисунок 2. Отношение студентов к работе Источник: составлено авторами

Рисунок 3. Отраслевая структура занятости студентов Источник: состеплена авторамс

Выясняя соответствие сфер занятости студентов, места работы будущей профессии, были установлены сферы (отрасли) концентрации трудовых усилий студентами (рис. 3).

Рабочие места, занятые студентами, концентрируются в сфере обслуживания (43%): информационные услуги и программирование; ремонт, услуги образования и воспитания; охрана; строительные и погрузочные работы; услуги в области дизайна, туризма и спорта; социальная деятельность.

Второй по значимости сферой занятости студентов является сфера торговли (20%), третьей - промышленность (10%). Студенты активно осваивают новые формы занятости (фриланс, волонтерство, дистанционная и агентская деятельность), которые локализованы преимущественно в неформальном секторе экономики (отметили 6% респондентов).

Подобная структура концентрации труда студентов объясняется объективным процессом формирования постиндустриальной экономики, неудовлетворенным спросом на услуги и как следствие бурным развитием данной сферы, как в стране, так и в ее регионах. Анализ резюме соискателей на вакантные места на сайтах поиска работы г. Новокузнецка подтверждает привлекательность сферы продаж для претендентов на вакансии, резюме в данном разделе разместили 34% соискателей [14].

Отвечая на вопрос о том, в какой сфере (отрасли) они хотели бы работать после окончания вуза: 41% респондентов заявил, что планируют связать свое будущее со сферой услуг и торговли, 26% из опрошенных студентов хотели бы работать в промышленности, так как город Новокузнецк - крупнейший металлургический и угледобывающий центр России. Среди работающих студентов оказалось немало тех, кто хотел бы работать в сфере государственного и муниципального управления (5%) и образования всех уровней (8%). Следовательно, сферы применения труда студентов в настоящем и их будущие планы совпадают лишь частично, а, это значит, что профессиональный опыт за годы обучения в вузе у значительной части занятых не будет востребован. 67% опрошенных отметили, что их временная занятость не связана с направлением подготовки в вузе. Однако большинство тех, у кого работа не совпадает с профессиональными планами на будущее, хотели бы эту ситуацию изменить: найти занятие с учетом выбранного профиля подготовки, хорошо зарекомендовать себя, накопить опыт и стать штатным сотрудником этой организации после окончания вуза. При этом они отмечают, что важен сам жизненный опыт работы в коллективе, в организации, что он повышает, по их мнению, шансы на трудоустройство в дальнейшем. Только 18% опрошенных утверждали, что их работа сегодня связана с будущей профессией. Таким образом, примерно только пятая часть опрошенных могут рассматривать свою вторичную занятость как начальный этап овладения профессией, первые карьерные шаги.

Учитывая это, для выяснения влияния занятости студентов на профессиональное становление были сформированы 2 группы: 1) студенты, чья работа не связана с буду-

щей профессией; 2) студенты, чья работа связана с будущей профессией. Каждой из групп был предъявлен перечень профессиональных компетенций (составлен на основе ФГОС и профстандартов) и предложено отметить те из них, формирование которых имело место в процессе вторичной занятости, совмещения учебы с работой. Подобные группы были сформированы по шести направлениям подготовки. Результаты нашего исследования покажем на примере одного из них -направления подготовки 38.03.01 Экономика.

В процессе исследования все студенты независимо от группы отмечают формирование таких общекультурных компетенций, как способность работать в коллективе; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и самообразованию [17].

На основе описания Основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика была составлена таблица с указаниями общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) [17]. Студенты, входящие в каждую из групп, дали собственную оценку влияния занятости на формирование ОПК и ПК. Эти оценки отражены в таблице знаками «+» или «-», если большая часть группы отмечала, что имеет место влияние, то «+», не имеет влияние «-». Данные оценки были обобщены и внесены в таблицу.

Обе группы студентов отметили, что осуществляют сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2), используя для

Таблица

Влияние совмещения студентами учебы с работой на формирование оПк и Пк

общепрофессиональные компетенции Группа 1 Группа 2 Профессиональные компетенции Группа 1 Группа 2

ОПК-1 + + ПК-1 - +

ОПК-2 + + ПК-2 - +

ОПК-3 - + ПК-3 - +

ОПК-4 - - ПК-4 - -

ПК-5 - +

ПК-6 - +

ПК-7 - +

ПК-8 + +

ПК-9 - -

ПК-10 + +

ПК-11 - +

Источник: составлено авторами

этого информационно-коммуникационные технологии (ОПК-1). Однако студенты 2-ой группы, в отличие от первой, владеют приемами отбора инструментальных средств для обработки экономической информации в соответствии с поставленными задачами; навыками работы с профессиональными компьютерными программами, методами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия (ОПК-3). Поскольку студенты, как первой, так и второй группы являются, как правило, рядовыми сотрудниками организации и им не приходится принимать управленческих решений, мы получили отрицательные оценки по ОПК-4: способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность.

Студенты второй исследуемой группы указали, что совмещение учебы с работой по профессии способствует формированию восьми ПК из одиннадцати, связанных с расчетно-экономической (ПК 1-3), аналитической (ПК 5-8) и организационно-управленческой деятельностью (ПК 9-11).

Исключением явились следующие профессиональные компетенции: ПК-4 (способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты), ПК-9 (способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта), видимо, причиной являлось наличие уровня подготовки и отсутствие опыта [17].

Студенты первой группы, чья работа не связана с будущей профессией, положительно оценили только две из 11 ПК: ПК-8 и ПК-10, которые предполагают наличие навыков и умений в использовании современных технических средств и информационных технологий при решении аналитических и коммуникативных задач. Следовательно, совмещение учебы с работой, которая не связана с будущей профессии, формирует некоторые общепрофессиональные компетенции, но почти не влияет, когда речь идет о формируемой профессиональной компетенции.

заключение

Совмещение учебы и работы студентами обусловлено не только материальными, но и профессиональными мотивами - стремлением обрести новые умения и навыки, опыт, которые после окончания вуза становятся конкурентными преимуществами на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сферы применения труда студентами в настоящее время и их будущие планы совпадают лишь частично, а это значит, что профессиональный опыт за годы обучения в вузе части занятых не будет востребован, но полученный социальный опыт позволит им адаптироваться к требованиям рынка труда с меньшими издержками.

Часть студенчества, вторичная занятость которых связана с будущей профессией (сфера применения труда, рабочие места), формируют профессиональные компетенции, свою социально-профессиональную идентичность. Рассматривая карьеру, в пер-

вую очередь, как поступательное движение личности, связанное с ростом профессиональных навыков и статуса, студенты воспринимают это время, как промежуточный этап предварительной стадии будущей профессиональной карьеры. Следовательно, не нужно строить свою карьеру, исходя из одной только цели получения дохода.

«Проба сил» в студенческие годы, сочетание студентами учебы и работы, способствует их социальной и профессиональной адаптации в обществе. Однако этот процесс должен осуществляться не в ущерб главной цели - получению образования, поэтому вузам нужно реализовывать дифференцированный подход, когда речь идет об индивидуализации обучения занятых студентов. Необходимо создавать благоприятные условия для одних и ограничивать возможности совмещения учебы и работы, если это сопровождается пропусками занятий, хронической неуспеваемостью и пр. В противном случае студенты получат социальный опыт, но у них будет низкий уровень сформированности компетенций, что не позволит им продемонстрировать «конкурентные преимущества» на рынке труда и сделает невозможной работу по выбранной профессии.

ИСТОЧНИКИ:

1. Труд и занятость в России-2017. Федеральная служба государственной статистики.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm (дата обращения: 22. 04. 2019).

2. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государствен-

ной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages ( дата обращения: 22.04.2019 ).

3. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в форми-

ровании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. - 2018. -№ 4. - c. 25.

4. Рощин С.Ю., Рудаков В.И. Совмещение учебы и работы студентами российских ву-

зов // Вопросы образования. - 2014. - № 2. - c. 152-179. - doi: 10.17323/1814-95452014-2-152-179.

5. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Тенденции совмещения трудовой деятельности и

учебы в вузе// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2018. - № 6 (32).

6. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. Ispu.ru/. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/ VoprEconomik-6-2008.pdf (дата обращения: 20. 04. 2019).

7. Правоторов В. Студенческая занятость. Examen.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles (дата обращения: 20. 04. 2019).

8. Локтюхина Н.В. О направлениях государственной политики по содействию в трудо-

устройстве выпускников вузов // Право и образование, 2009. - № 11.

9. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики //

Высшее образование в России, 2010. - № 2.

10. Михайлова Н.К. Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета, 2012. - № 1 (49).

11. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда, 2019. - № 1. - doi: 10.18334/et.6.1.39880.

12. ФилоненкоВ. И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов во время обучения в вузе // Социологические исследования, 2018. - № 9 (413). - doi: 10.31857/ S013216250001970-0.

13. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические проблемы студенчества в современных условиях// Научное обозрение, 2016. - № 14.

14. Работа в Новокузнецке, вакансии в Новокузнецке, поиск работы в Новокузнецке. Novokuznetsk.hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://novokuznetsk.hh.ru (дата обращения: 16. 01. 2019).

15. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда, 2018. - № 2. - doi: 10.18334/et.5.2.39202 .

16. Бондаренко Н.В. и др. Российская молодежь: образование и наука: Словарь или справочник.- М.: НИУ ВШЭ, 2017.

17. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 38.03.01 Экономика. Skado.dissw.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://skado.dissw.ru/edprogramdescriptionfile/1201 (дата обращения: 22. 04. 2019).

references:

Bondarenko N.V. i dr. (2017). Rossiyskaya molodezh: obrazovanie i nauka [Russian

youth: education and science] M.: NIU VShE. (in Russian). FilonenkoV. I., Skachkova L.S., Filonenko Yu.V. (2018). Zanyatost studentov vo vremya obucheniya v vuze[Students Employment During Study at University]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (9(413). (in Russian). doi: 10.31857/ S013216250001970-0. Ivanova I.N. (2010). Molodezhnyy rynok truda v kontekste sotsialnoy politiki [Labour market for young people in the context of social policy]. Higher education in Russia. (2). (in Russian).

Loktyukhina N.V. (2009). O napravleniyakh gosudarstvennoy politiki po sodeystviyu v trudoustroystve vypusknikov vuzov [On the directions of the state policy on assistance in employment of graduates].Pravo i obrazovanie. (11). (in Russian).

Mikhaylova N.K. (2012). Zanyatost studentov i ee rol v formirovanii professionalnyh kompetentsiy buduschikh spetsialistov [Students employment and its role in the formation of the professional competence of the future specialists]. Bulletin of Kemerovo State University. (1(49)). (in Russian).

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A. (2016). Ekonomicheskieproblemy studenchestva v sovre-mennyh usloviyakh[Economic problems of students in modern conditions]. Science Review. (14). (in Russian).

Prokhorova M.P., Vaganova O.I. (2018). Tendentsii sovmescheniya trudovoy deyatelnosti i ucheby v vuze [The trend of combining work and studying at the University]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (6(32)). (in Russian).

Roschin S.Yu., Rudakov V.I. (2014). Sovmeschenie ucheby i raboty studentami rossiys-kikh vuzov [Combining Work and Study by Russian Higher Education Institution Students]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (2). (in Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2014-2-152-179 .

Tikhomirova A.M., Myltasova O.V. (2018). Rol vtorichnoy zanyatosti studentov v formirovanii trudovyh kompetentsiy [The role of secondary employment of students in the formation of labor competencies].Moscow Economic Journal. (4). 25. (in Russian).

Yarkova T.A., Mikhaylova N.K. (2019). Zanyatost studentov na rynke truda: «star-ye» ili novye tendentsii?[Student employment in the labour market: the "old" or new trends?]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 587-598. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39880.

Zabelina O.V., Mayorova A.V., Matveeva E.A., Safonov A.S. (2018). Novye formy zanyatosti v rossiyskoy ekonomike kak obekt gosudarstvennogo regulirovaniya [New forms of employment in the Russian economy as the object of state regulation]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (2).. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.2.39202 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.