Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГИГИЕНЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВРАЧА'

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГИГИЕНЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГИГИЕНЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВРАЧА»

общественной работе за счет обучающихся на младших курсах. С целью снижения заболеваемости студентов необходимо повысить качество комплексных медицинских осмотров, обеспечить более полный учет заболевших, расширить объем лечебных мероприятий среди диспансерных больных, особенно стоматологических. Требуются меры по

улучшению организации горячего питания студентов в буфетах учебных корпусов и общежитий, чаще контролировать их работу гигиеническим патрулем, увеличить объем диетического питания лиц диспансерной группы, страдающих болезнями зубов и органов пищеварения.

Поступили IЧ.05 81

УДК 378. 661

Н. М. Паранько

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГИГИЕНЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

Днепропетровский медицинский институт

В решениях XXV съезда КПСС и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) перед высшей школой становится задача значительно повысить качество выпускаемых врачей.

Для успешного решения этой сложной и ответственной задачи необходимы глубокий анализ существующих форм и методов обучения, разработка и внедрение в учебный процесс новых научно обоснованных методов и постоянное совершенствование традиционных форм.

В данном сообщении рассмотрено преподавание одного из важных предметов «в системе медицинского образования врачей лечебного, педиатрического и стоматологического профилей гигиены.

Значение этой дисциплины в системе образования врача лечебного профиля вряд ли стоит доказывать, так как профилактическое направление советского здравоохранения является ведущим. Это особенно важно в век научно-технического прогресса и приобретет еще большую значимость в будущем.

Научно-техннческий прогресс, рост народонаселения, возникновение крупных городских агломераций меняют облик и внешнюю среду обитания человека. Вполне естественно, что все эти и многие другие перемены должны играть роль в формировании взглядов будущего врача лечебного профиля. Научно-техническая революция не только побуждает к интенсификации образования с учетом профилактической направленности врача, она же открывает огромные возможности и для улучшения преподавания.

Известно, что в 1976 г. Минздрав СССР и Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию утвердил новую учебную программу по гигиене для студентов лечебного факультета. В 1978—1979 гг. были утверждены программы для студентов педиатрических и стоматологических факультетов. Следует отметить, что программа 1976 г. по гигиене, разработанная кафедрой общей гигиены I ММИ им. И. М. Сеченова под руководством проф. Г. И. Румянцева, претерпела довольно существенные изменения по сравне-

нию с предыдущей. По сути дела, курс гигиены преподается на базе лечебных учреждений. Кстати сказать, раздел гигиены лечебных учреждений составляет 1/3 ч программы — 22 из 70 ч, отведенных на практические занятия. Около */3 времени (18 ч) запланировано на гигиену труда, по 10 ч — на гигиену питания и спецпредмет и 6 ч — на составление и разбор рефератов. Для перестройки преподавания по новой программе, естественно, потребовалась большая работа кафедр.

Кафедра общей гигиены Днепропетровского медицинского института полностью перестроила учебный процесс, последние 2 учебных года ведет преподавание по новой программе и приобрела некоторый опыт. Мы начинаем преподавание (после вступительной лекции) с курса гигиены питания с учетом особенностей питания больных. Затем переходим к другим вопросам гигиены лечебных учреждений, причем преподавание по некоторым из них (требования к земельному участку, планировка больничного отделения, требования к санитарно-техническому оборудованию, способы защиты от вредностей в рентгеновском кабинете, условия пребывания больных в лечебных учреждениях) проводится на базе Областной больницы им. Мечникова. Студенты под руководством преподавателя обследуют земельный участок, рентгеновское отделение, больничные палаты, после чего оформляют протоколы на каждое занятие, дают заключение и проводят сопоставление с нормативными документами. В ходе занятий студенты самостоятельно определяют микроклимат, освещенность, шум в палатах и коридорах больницы и дают гигиеническое заключение. Для реализации раздела по рассмотрению проектов нами в «Гражданскпроекте» (Днепропетровск) и «Центросоюзпроекте» (Москва) приобретены типовые проекты больниц. В течение 6 ч студенты рассматривают проект и дают заключение по одному из отделений больниц. Все эти занятия проводятся как изучение роли внешней среды, условий пребывания больных в стационаре в выздоровлении. В самом начале занятий по гигиене, т. е. с VI семестра, студентам предлагается для реферата на выбор одна из тем (на кафедре их

2 Гигиена и санитария № 1

— 33 —

более 30), например, «Применение лазерного излучения в медицинской практике и профилактика его вредного влияния на персонал», «Гигиена труда врача-хирурга», «Гигиенические основы применения гнпербарической оксигенации в хирургической практике» и др. Следует подчеркнуть, что студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов охотно с большой добросовестностью и ответственностью работают на практических занятиях и готовят рефераты, докладывают на научных студенческих конференциях, участвуют в конкурсах.

Не менее важным в программе по гигиене является раздел гигиены труда, включающий изучение производственной обстановки, деятельности цехового ординатора и знакомство с наиболее распространенными формами профессиональной патологии. При изучении этого раздела главное внимание уделяется характеристике производственных вредностей, влиянию их на организм человека, роли и месту врача лечебного профиля в предупреждении профессиональной патологии рабочих. Поскольку наибольшее значение его, по нашему мнению, в проведении ежегодных предварительных и периодических медицинских осмотров рабочих, одно-и двухчасовое занятие мы посвящаем изучению разделов приказа Минздрава СССР № 400 с решением ситуационных задач. Для ознакомления с условиями труда рабочих и деятельностью цехового врача студенты посещают промышленное предприятие и медсанчасть. Оба занятия проводят специалисты — инженеры по технике безопасности и опытные цеховые врачи вместе с преподавателями кафедры.

. Работа по перестройке учебного процесса по новой программе начиналась с подготовки учебно-методической документации для преподавателей и учебных пособий для студентов. Нами составлены методические указания для студентов и преподавателей и в течение 2 учебных лет апробированы все 36 практических занятий. После двухгодичной апробации, изменений и доработок, систематизации учебного материала, структуры и логической последовательности разделов нами изданы «Методические указания к практическим занятиям по курсу гигиены для студентов лечебного факультета», которые дают возможность студенту подготовиться к выполнению работы. При этом рекомендуется использовать учебник (если в нем имеется этот раздел) и материалы лекций. Естественно, что в соответствии с требованиями программы претерпел существенные изменения и лекционный курс.

Если рассматривать учебную программу 1976 г. в преддверии пересмотра и утверждения очередной программы, то нам представляется оценить ее в целом положительно. Она максимально учитывает специфику работы врача лечебного профиля. Например, микроклимат будущий врач лечебного профиля изучает не вообще, а конкретно, в палате больницы, учитывая роль микроклимата в выздоровлении пациента в зависимости от характера за-

болевания. Занятия построены с учетом учебно-исследовательской работы студентов, творческой активности каждого из них.

Ценным в программе, нам кажется, следует считать введение изучения условий труда врачей различных специальностей: хирургов, терапевтов, стоматологов и др. О необходимости серьезного изучения условий труда врачей и повышения занятий медицинского персонала относительно основных вредностей и их влияния на организм свидетельствуют данные о заболеваемости среди медицинских работников.

Обсуждаемая программа не лишена недостатков. Весьма существенным упущением следует считать отсутствие планирования изучения гигиенических проблем сельского населения и особенно гигиены труда в сельском хозяйстве. Известно, что сельскохозяйственный труд благодаря механизации и химизации изменил свои формы и содержание. К тому же сейчас мы готовим врачей в основном для работы на селе.

Нам представляется необходимым в начале зна: комства с каждым разделом гигиены иметь время на изучение понятий, методов исследования. Например, после раздела «Гигиена питания» в программе следует «Гигиеническая характеристика условий пребывания больных в лечебном учреждении» (4 ч). Можно ли изучить характеристику условий пребывания, если студент не знает, что такое микроклимат, шум, освещенность, и не имеет понятия, как и какой аппаратурой их исследовать. Конечно, нет. Еще пример. В тематическом плане лекций после вступительной идет лекция« Научно-техническая революция и современные проблемы охраны внешней среды». Поскольку студенты ке имеют достаточных гигиенических знаний, такую лекцию нМ можно прочитать только в популярной форме. Однако вряд ли это будет оправдано при подготовке специалистов высшей квалификации. Поэтому она читается в конце I семестра как заключительная. Мы понимаем, что кафедра вправе делать в пределах программы перестановки, но составители обязаны были предусмотреть и логическую последовательность.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Если сопоставить три программы по гигиене для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, то видно, чго авторы их не стремились к максимальной унификации (специфика факультета, конечно, должна быть). Особенно это касается программы для будущих стоматологов (1979). Опять в ней разделы: «Гигиена воздуха», «Гигиена воды и водоснабжения», «Гигиена почвы и очистка населенных мест». Что же получается? Врачи-стоматологи должны изучать санитарные требования к качеству воды, требования к источникам водоснабжения, способы очистки и обеззараживания воды, ГОСТ 2874—73 «Вода питьевая» и другие вопросы, а в программе для студентов лечебного и педиатрического факультетов эти разделы отсутствуют. Где же логика? И может ли мно-

гофакультетная кафедра общей гигиены, если еще добавить к тому же существование на подобных кафедрах самостоятельных курсов по военной и радиационной гигиене для санитарно-гигиенического факультета с их спецификой, осилить столь большое разнообразие особенностей программ. Утвержденную программу, разумеется, кафедры обязаны четко реализовать в-учебный процесс. Однако при

существующей нагрузке преподавателей и имеющихся учебных площадях выполнить это полностью невозможно. Столь разные подходы к преподаванию дисциплины врачам лечебного профиля отрицательно скажутся на качестве подготовки будущих специалистов.

Поступила 27.02.81

УДК 613.378.661

О. А. Ластков

О ПРОГРАММАХ ПО ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Донецкий медицинский институт

Рост научной информации и усложнение задач практического здравоохранения обусловливают необходимость систематической корректировки и перестройки программ для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

Наиболее полно перестройка курса гигиены осуществлена в последней программе для студентов лечебного факультета. В ней, несмотря на спорность отдельных подходов, нуждающихся в уточнении, видно стремление строить курс с учетом того, какими гигиеническими знаниями навыками должен овладеть студент для решения задач медицинского обслуживания населения при работе на городском или сельском участке, в стационаре, на предприятии. Отказ от традиционной системы построения программы в целом хорошо согласуется со значительными изменениями окружающей среды, условий и характера труда и быта, уровня и структуры заболеваемости населения и др.

Другие программы по гигиене существенно отличаются друг от друга и от программы для студентов лечебного факультета. Эти особенно заметные в многофакультетном вузе различия, по нашему мнению, заслуживают особого внимания, так как речь идет о преподавании одного и того же предмета.

Следует подчеркнуть, что каждая из программ к моменту выхода (правда, в разной степени) отражает достижения гигиенической науки, потребность в пересмотре сложившихся представлений и, таким образом, способствует повышению качества подготовки врачей.

Существенно отличаются в программах подходы к группировке основных материалов и время, выделяемое для их преподавания. Например, на преподавание раздела гигиены питания на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах предусмотрено соответственно 18, 28 и 28 ч лекций и практических занятий, на преподавание вопросов гигиены воды и водоснабжения — 2, 8 и 12 ч. Подобные различия характерны и для других разделов. При этом в одной программе вопросы гигиены воды и водоснабжения представлены в виде само-

стоятельного раздела, в другой — в разделе «Окружающая среда и ее охрана», в третьей — в разделе «Условия жизни в крупных городах и состояние здоровья населения».

Можно согласиться с тем, что структура гигиены отстает от фактической дифференцировки. Однако разный подход к планированию в программах не обоснован ни накопленным опытом преподавания, ни спецификой изучения соответствующих материалов, ни практикой здравоохранения и поэтому представляется в известной мере произвольным. При дальнейшем сопоставлении программ обнаруживаются и другие моменты, требующие уточнения. Так, в разделе гигиены труда программы для студентов педиатрического факультета намечено изучение профессиональных отравлений свинцом, ртутью и органическими растворителями, а в программе для стоматологов — ртутью, свинцом, фосфором, фтором, парами кислот и др. Нужно подчеркнуть, что в пределах отведенного на весь раз-; дел гигиены труда времени (20 ч на педиатрическом и 6 ч на стоматологическом факультетах) программами ставится заведомо нереальная и для студентов, и для преподавателей задача сколько-нибудь серьезного рассмотрения отдельных профессиональных заболеваний.

Нельзя согласиться и с постановкой вопроса о тепловых поражениях. В программах они ограничены лишь тепловым ударом, хотя существуют тепловой шок, тепловые судороги и др. Ни в одной из программ не предусматривается изучение гигиены отдыха и физической культуры, транспорта, возросшего контингента пожилого населения и др.

Гигиена в образовании врача лечебного профиля в настоящее время является одним из важнейших «мостов», соединяющих медицину с техникой, окружающей средой и общественными науками. Поэтому изучение путей и методов сохранения и укрепления здоровья населения, очевидно, должно стать базой для систематизации знаний нашей сравнительно фрагментарной дисциплины.

Учение о нормировании факторов окружающей среды и соответствующие нормативы составляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.