Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

Таблица 3

Оценка накопленной активности в организме ремонтного персонала АЭС (расчет на 250 рабочих дней)

Радионуклид Активность в легких. пКи (Бк) Активность в костях скелета, пКи (Бк)

область Р область L

•"Се 1 ••Со "Nb »•Pu "•Am »>«u 16 000 (592) 6 000 (222) 2 800 (103) 1.0 (3.7- Ю-2) 0.4(1,5.Ю-2) 0,6 (2.2- Ю-2) 550 (20.4) 2 000 (74) 60 (2.2) 1.8 - Ю-2 (б, 7- 10~4) 0,7- Ю-2 (2.6- 10"4) 1.0- Ю-2 (3.7- КГ4) 1 300 (48.2) Не определяли 220 (8,1) 2 (7, 4- Ю-2) 0 0.04 (|,5- Ю-3)

ки к установленным (расчеты проведены на основе данных, полученных при измерении на счетчике излучений человека). Таким образом, годовые дозы внутреннего облучения ремонтного персонала на АЭС с реактором РБМК-ЮОО в сотни раз меньше предельно допустимых.

Выводы. 1. Ингаляционное поступление Р-и 7-радиоактивных веществ в организм ремонтного персонала АЭС с реактором РБМК-ЮОО составляет от 2-Ю-9 до 8-Ю-9 Ки/сут (74—296 Бк/сут), а-активных — от 1 • Ю"13 до 3-10~13 Ки/сут (0,0037— 0,01 Бк/сут), что в десятки и сотни раз меньше предельно допустимого.

2. Годовое накопление в легких 144Се составляет 16 000 пКи (600 Бк), в0Со — 8000 пКи (300 Бк), 95ЫЬ — 3000 пКи (110 Бк), а-излучателей — 2 пКи (0,74 Бк), в костях скелета накопление примерно на 1 порядок ниже. Это во много раз меньше предельно допустимого содержания.

3. Расчетные дозы внутреннего облучения равны около 100 мрад/год (10 мкЗв/год) на легкие и 10 мрад/год (1 мкЗв/год) на кости скелета, что также в десятки и сотни раз ниже ПДД.

Литература. Архангельская И. Г., Воробьев А. М., Егорова М. С. и др. — Гиг. и сан., 1976, № 3, с. 45—48.

Kotrappa Р. — Hlth Phys., 1969, v. 17, p. 429—432. Morrow В. E. — Ibid., 1966, v. 12 p. 173—207. Poulheim K. F., Klucke H. — Kernen rgie, 1976, Bd 19, S. 189—194.

Поступила 26.03.81

Summary. The inhalational absorption and accumulation of radioactive substances and internal irradiation doses were evaluated during maintenance work in an atomic power station furnished with a PBMK-1000 reactor. Both the absorption and accumulation were found to be dozens or hundreds of times lower than the permissible levels. The calculated doses of internal irradiation of critical organs (mainly by 60Co) were likewise hundreds of times lower than the maximum permissible doses.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 378.661:371.71

С. Т. Дзюбак, В. А. Дешко, Н. А. Крутикова

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Ивано-Франковский медицинский институт

В связи с высокой напряженностью труда студентов изучение влияния социально-гигиенических условий учебы и быта на их успеваемость, а также выявление влияния учебной деятельности на состояние их здоровья вызывают большой интерес.

Сообщается об отдельных'исследованиях в вузах разного профиля, увязывающих успеваемость и заболеваемость студентов с каким-либо одним показателем их социального положения или одним видом работы — общественной или учебной.

Нашей задачей являлось динамическое комплексное изучение различных аспектов обучения студентов медицинского института.

Мы проводили изучение социально-гигиенических условий учебы, быта, успеваемости, бюджета времени и заболеваемости студентов.

Социально-гигиенические условия исследовали методом анкетирования. Собрано и статистически обработано 1511 анкет. Заболеваемость студентов изучали по данным обращаемости в медпункт и в другие лечебно-профилактические учреждения по статистическим талонам (форма № 25в). Всего в разработку было включено 3160 статистических талонов. Кроме того, изучали заболеваемость с временной утратой трудоспособности студентов (2363 случая).

При изучении возрастного состава заболеваемости студентов в зависимости от социального происхождения, стажа и профессии до поступления в институт установлено, что большинство обучающихся происходят из' крестьян и рабочих, ряд студентов до поступления в вуз работали. Стаж 1 —

2 года имели от 16 до 25% поступивших в институт, 2—3 года — от 9 до 31 %, 3—5 лет —"6%. Среди работавших до поступления в институт наибольший процент составляли колхозники. Семейных или состоящих в браке в целом по институту было 17,1%. Количество учащихся, состоящих в браке, возрастает с 2,9% на I курсе до 41,95% на V курсе, разведенных 5,1%.

Большинство (56—63%) студентов обеспечены общежитием. Наименьший процент (12,5—17) составляют студенты, снимающие частные комнаты, чаще всего это пятикурсники, поскольку среди них 42% состоящих в браке.

Анализ анкет показал, что большинство студентов медицинского института материально достаточно обеспечены: с учетом доходов родителей на 1 студента приходится в дреднем 70 руб. в месяц. Средний балл при сдаче экзаменов в последнюю перед исследованием сессию составил 4,06:.на I курсе — 4,02, на II курсе — 4,05, на III курсе — 4,05, на IV курсе — 4,12, на V курсе — 4,09, т. е. самый низкий балл был у первокурсников. У большей части (76,5%) студентов средний балл варьировал от 4,05 до 4,21. Таких студентов значительно больше (73%) на IV и V курсах.

Нами не выявлено зависимости между уровнем дохода и успеваемостью студентов. Выборочно была изучена успеваемость нескольких семей четверокурсников. Среди семейных балл, полученный при сдаче последних экзаменов, выше среднего (4,3). Выше среднего (79) у н^х и процент сдавших сессию на «хорошо» и «отлично». На успеваемость студентов, состоящих в браке, влияет наличие детей, их устроенность. Потребность студенческой семьи в дошкольном учреждении составляет в среднем 23,4%. При исследовании бюджета времени установлено, что первокурсники затрачивают больше усилий на самостоятельную работу. Затраты труда у них более чем в 3 раза выше, чем у пятикурсников. Относительно большие затраты времени первокурсников на внеаудиторную работу связаны преимущественно с отсутствием навыков самостоятельной деятельности.

Из общего числа опрошенных общественной работой занимались 73%. Нами установлено, что на всех курсах, за исключением II (56%), меньше половины студентов занимаются спортом. По данным исследования, в студенческом научном обществе (СНО) участвует 31,9% студентов; менее активны первокурсники. Невысокая активность участия в СНО выявлена на II и III курсах. Среди студентов IV и V курсов возрастает число студентов, участвующих в работе СНО (36—53%). Кроме того, отмечен явный рост числа студентов, участвующих в выполнении комплексных и хоздоговорных исследований кафедр, а также самостоятельных работ на старших курсах.

При изучении состояния питания студентов медицинского института учитывали кратность приема пищи, ее разнообразие и достаточность, а также где питаются студенты — дома, в столовой или же

всухомятку. Двукратное питание у относительно большого (60%) количества студентов, причем меньше всего уделяют внимание режиму питания первокурсники (84%). Разнообразное питание получают 58% студентов, питание остальных однообразно. Больше всего питается однообразно первокурсников. Процент студентов, питающихся всухомятку, составляет 23. Все указанные нарушения питания приводят к заболеваниям органов пищеварения, которые встречались чаще других заболеваний у обследованных. Они занимают третье место в структуре общей заболеваемости студентов (19 на 1000 случаев) и второе место по числу случаев заболевании с временной утратой трудоспособности (1,4 случая и 35,1 дня на 100 учащихся). Основной патологией органов пищеварения были болезни желчного пузыря — холангит (0,9 случая и 129 дней), гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Причинами являлись не только нарушение режима питания, но и изменение его характера, состава пищи, нарушение технологии ее приготовления.

Важную роль играет также заболеваемость зубов и полости рта. Согласно данным углубленного осмотра, каждый третий студент страдает заболеваниями зубов, причем из года в год число этих учащихся возрастает; за 5 лет обучения в институте количество их возросло на 53%. На первом месте среди заболеваний зубов и полости рта кариес (64,7%), затем идут периодонтит (17,1%), пульпит (14,0%), гингивостоматит (2,6%). В заболеваемости студентов 89% составляют болезни органов дыхания (включая респираторные). Они регистрируются в весенне-осенний период и связаны с климатическими условиями Прикарпатья, нарушением теплового режима жилых помещений в переходный период между началом и окончанием отопительного сезона, недостаточным контролем за работой бытовых помещений общежития и физкультурных залов, уплотнением сроков перехода между учебными корпусами и клиниками. К этой же группе относятся и болезни периферической нервной системы (невралгии, невриты, радикулиты). Их провоцирующими причинами являются факторы переохлаждения.

Число обращений за медицинской помощью на 1 студента составило 4,3 в год при среднереспубликанском показателе 7. На каждого обучающегося в институте студента приходилось 3—12 ч пропусков по поводу болезни, т. е. 2 рабочих дня в году.

Установленные показатели заболеваемости студентов имеют важное значение для разработки-ком-лексных мероприятий по улучшению состояния здоровья учащихся и уменьшению числа пропусков лекций и практических занятий ввиду болезни.

Полученные нами данные позволяют рекомендовать деканатам и учебной части проведение на первых курсах ряда мер. не допускающих превышения академической нагрузки студентов (более 36 ч в неделю) и суммарного учебного времени (9 ч в день). Следует расширить участие студентов в

общественной работе за счет обучающихся на младших курсах. С целью снижения заболеваемости студентов необходимо повысить качество комплексных медицинских осмотров, обеспечить более полный учет заболевших, расширить объем лечебных мероприятий среди диспансерных больных, особенно стоматологических. Требуются меры по

улучшению организации горячего питания студентов в буфетах учебных корпусов и общежитии, чаще контролировать их работу гигиеническим патрулем, увеличить объем диетического питания лиц диспансерной группы, страдающих болезнями зубов и органов пищеварения.

Поступили IЧ.05 81

УДК 378. 661

Н. М. Паранько

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГИГИЕНЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

Днепропетровский медицинский институт

В решениях XXV съезда КПСС и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) перед высшей школой становится задача значительно повысить качество выпускаемых врачей.

Для успешного решения этой сложной и ответственной задачи необходимы глубокий анализ существующих форм и методов обучения, разработка и внедрение в учебный процесс новых научно обоснованных методов и постоянное совершенствование традиционных форм.

В данном сообщении рассмотрено преподавание одного из важных предметов «в системе медицинского образования врачей лечебного, педиатрического и стоматологического профилей гигиены.

Значение этой дисциплины в системе образования врача лечебного профиля вряд ли стоит доказывать, так как профилактическое направление советского здравоохранения является ведущим. Это особенно важно в век научно-технического прогресса и приобретет еще большую значимость в будущем.

Научно-технический прогресс, рост народонаселения, возникновение крупных городских агломераций меняют облик и внешнюю среду обитания человека. Вполне естественно, что все эти и многие другие перемены должны играть роль в формировании взглядов будущего врача лечебного профиля. Научно-техническая революция не только побуждает к интенсификации образования с учетом профилактической направленности врача, она же открывает огромные возможности и для улучшения преподавания.

Известно, что в 1976 г. Минздрав СССР и Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию утвердил новую учебную программу по гигиене для студентов лечебного факультета. В 1978—1979 гг. были утверждены программы для студентов педиатрических и стоматологических факультетов. Следует отметить, что программа 1976 г. по гигиене, разработанная кафедрой общей гигиены I ММИ им. И. М. Сеченова под руководством проф. Г. И. Румянцева, претерпела довольно существенные изменения по сравне-

нию с предыдущей. По сути дела, курс гигиены преподается на базе лечебных учреждений. Кстати сказать, раздел гигиены лечебных учреждений составляет 1/3 ч программы — 22 из 70 ч, отведенных на практические занятия. Около */3 времени (18 ч) запланировано на гигиену труда, по 10 ч — на гигиену питания и спецпредмет и 6 ч — на составление и разбор рефератов. Для перестройки преподавания по новой программе, естественно, потребовалась большая работа кафедр.

Кафедра общей гигиены Днепропетровского медицинского института полностью перестроила учебный процесс, последние 2 учебных года ведет преподавание по новой программе и приобрела некоторый опыт. Мы начинаем преподавание (после вступительной лекции) с курса гигиены питания с учетом особенностей питания больных. Затем переходим к другим вопросам гигиены лечебных учреждений, причем преподавание по некоторым из них (требования к земельному участку, планировка больничного отделения, требования к санитарно-техническому оборудованию, способы защиты от вредностей в рентгеновском кабинете, условия пребывания больных в лечебных учреждениях) проводится на базе Областной больницы им. Мечникова. Студенты под руководством преподавателя обследуют земельный участок, рентгеновское отделение, больничные палаты, после чего оформляют протоколы на каждое занятие, дают заключение и проводят сопоставление с нормативными документами. В ходе занятий студенты самостоятельно определяют микроклимат, освещенность, шум в палатах и коридорах больницы и дают гигиеническое заключение. Для реализации раздела по рассмотрению проектов нами в «Гражданскпроекте» (Днепропетровск) и «Центросоюзпроекте» (Москва) приобретены типовые проекты больниц. В течение 6 ч студенты рассматривают проект и дают заключение по одному из отделений больниц. Все эти занятия проводятся как изучение роли внешней среды, условий пребывания больных в стационаре в выздоровлении. В самом начале занятий по гигиене, т. е. с VI семестра, студентам предлагается для реферата на выбор одна из тем (на кафедре их

2 Гигиена и санитария № 1

— 33 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.