Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА-ПЛЕНЭР. УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАМКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА-ПЛЕНЭР. УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАМКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПЛЕНЭР / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / EDUCATIONAL PRACTICE / PLEIN AIR / FINE ART / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева М. Н., Ганиева М. А.

В статье речь идет о углубленное изучение природы в рамках изобразительного искусства и говорится, что пленэрная практика открывает обучающимся широкие возможности для совершенствования владения ими изобразительными средствами, закрепления и углубления знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PRACTICE-PLENER. IN-DEPTH STUDY OF NATURE WITHIN THE FRAMEWORK OF ART

The article deals with an in-depth study of nature in the framework of fine art and states that open-air practice opens up wide opportunities for students to improve their possession of visual aids, to consolidate and deepen knowledge and skills in painting, drawing and composition in conditions of visual activity in nature.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА-ПЛЕНЭР. УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАМКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 371.012

Алиева М.Н. преподаватель

кафедра технологии и методики её преподавания

Ганиева М.А. старший преподаватель кафедра изобразительное искусство и народные промысли

ГОУ «Худжанский государственный университет имени ак.Б. Гафуров» Таджикистан, г. Худжанд УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА-ПЛЕНЭР. УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАМКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Аннотация: В статье речь идет о углубленное изучение природы в рамках изобразительного искусства и говорится, что пленэрная практика открывает обучающимся широкие возможности для совершенствования владения ими изобразительными средствами, закрепления и углубления знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.

Ключевые слова: учебная практика, пленэр, изобразительное искусство, творчество

Alieva M.N.

lecturer of the department of technology and methods of its teaching

attached Ganieva M. А. senior

lecturer, Department of Fine Arts and Crafts, State Educational Institution "Khujand State University named after Acad. B. Gafurova

Tajikistan, Khujand EDUCATIONAL PRACTICE-PLENER. IN-DEPTH STUDY OF NATURE WITHIN THE FRAMEWORK OF ART Abstract: The article deals with an in-depth study of nature in the framework of fine art and states that open-air practice opens up wide opportunities for students to improve their possession of visual aids, to consolidate and deepen knowledge and skills in painting, drawing and composition in conditions of visual activity in nature.

Keywords: educational practice, plein air, fine art, creativity

Творчество является частью профессионального успеха. Практика пленэра заставляет художника работать четко, ловко, без промедления, ухватывая главное в быстроменяющихся состояниях природы, требует от него накопления этих впечатлений в памяти, чтобы как инструмент ремесленника извлекать их из нее по мере необходимости. Это не только цель, но средство развития личности учащегося, его творческого потенциала, ведь интеллектуалами и творцами не рождаются.

В определении словаря «Академик» пленэр (от франц. Enplemair-«на открытом воздухе»)-живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Подразумевается передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы [4, с.254].

Нужно отметить что, пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Живопись на воздухе основа эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. Пленэрная живопись сложилась на основе изучения натуры при естественном освещении и использовалась в основном для создания эскизов, сейчас же она является обязательным этапом в обучении студентов, необходимым инструментом в освоении художественной специальности [1, С.127]. Проведение пленэрных практик играет огромную роль в творческой активности студентов, обогащает воображение и служит источником вдохновения, способствует развитию типов мышления: пространственного, образного, логического, технического, а также художественного вкуса и эстетической восприимчивости. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. На практике перед обучающимися ставятся такие задачи, как: развитие глубокой пространственной ориентации, применение навыков использования линейной и свето-воздушной перспективы, умение цельно воспринимать объекты и находить цветовые отношения в них, выдерживать тональные и цветовые масштабы, а также использовать различные техники живописи. Выполнение учебных этюдов на открытом воздухе отличается от работы в помещении. Прежде чем приступить к написанию этюду, картины, студент должен не только изучить модель, объект-имеется в виду форма, линии, светотеневые отношения, но также и цветовые выражения, то есть определить доминирующие цвета. Именно на этой основе студенту требуется составлять цветовую гамму, краски. Анализируя натуру, он должен чётко представлять себе, какие цвета превалируют-холодные или тёплые. Например, серый или голубой, фиолетовый или зеленовато -голубой, или, напротив, жёлтый, красный, оранжевый и теплые тона зелёного. Работа студента, будь то пейзаж, или человек, должна отражать интонацию, атмосферу действительности [3, с.132]. Существует несколько советов по пейзажной живописи в отношении выбора сюжета и исполнения. В пейзаже лучше смотрятся длинные и толстые кривые линии, чем ломанные. Можно сказать, что пейзаж написан хорошо, при условии, что не возникает желания что-либо убрать или добавить в композицию. Или если линии и форма

создают гармонию. Художник работающий над пейзажем на пленэре, должен обязательно периодически изучать своё творение в стенах студии. Это связано с тем, что контраст между светом и тенью на открытом воздухе кажется слишком ярким. Некоторые пейзажисты после выбора тематики, найдя подходящую натуру, предпочитают набросать несколько линий на пленэре, остальную же работу делают в студии. Это в основном относится к художникам, обладающим отменной зрительной памятью, изучающим внимательно натуру и пропускающим ее через себя. Чтобы набить руку необходимо упорно практиковаться с красками и палитрой [5, с.175].

Русский учёный Ю.М.Тютюнова в своей книге Пленер. Наброски, зарисовки, этюды отметил, что: «Китайский художник-портретист и теоретик живописи V века говорил, что существует 6 законов живописи. Во -первых, созвучие энергий в движении жизни. Во-вторых, прочная основа в работе кистью. В-третьих, соответствие действительности в изображении предметов. В-четвертых, следование категориям вещей в распределении цветов. В-пятых, правильно распределение предметов в композиции картины. В-шестых, точное воспроизведение образов в копировании картины. С давних времен все художники применяли эти правила» [5, с.128].

Помимо пейзажей на улице можно писать и портреты, зная некоторые нюансы: на воздухе другая цветовая гамма, нежели в студии, где свет направлен искусственно, цветовые отношения меняются, меняются цели и задачи студийной постановки, будь то натюрморт или живая натура. В студии свет электрической лампы несет жёлтый цвет на постановочные предметы, поэтому светлые части будут тёплыми, а тени холодными. На воздухе наоборот-свет холодный, так как его определяет рефлекс голубого (холодного) неба, а тени будут тёплыми. Вечером свет на предметах тёплый от электрических фонарей, а тени холодные. Пленэрная практика и днем и вечером, ранним утром и на закате дня одинаково необходима для обучающихся на художественных специальностях, чтобы они могли закрепить свои знания и умения, полученные в студии, могли проявить свои способности владения основными принципами работы над графическими и живописными изображениями на пленэре.

Н.Е.Киселева отмечал: «Пленэрная практика всегда была необходима как составляющая учебных программ художественных специальностей. Актуальна она и сейчас, так как является для студентов важным аспектом в освоении профессии художественного профиля: учит выполнять наброски, зарисовки и этюды в условиях пленэра с натуры, по памяти, по представлению и по воображению, способствует развитию визуального мышления, объемно-пространственного представления, формирует навыки работы различными художественными материалами [1, с.127].

Таким образом, в процессе пленэрной практики обучающиеся получают необходимые умения и навыки самостоятельной изобразительной деятельности. От того, как она будет организована, и сколь ответственно к ней отнесутся сами воспитанники, во многом зависит результативность

практики, а значит и их подготовленность к следующему году обучения или к профессиональному самоопределению.

Использованные источники:

1. Словари и энциклопедии на Академике / Ю.А. Астахов, В.Серов// Серия «Русская традиция».-М., Изд-во: «Белый город», 2016.-С.254

2. Киселева Н. Е. Особенности акварельной техники живописи на пленере и методы их решения /Н.Е.Киселева//Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Приложение к журналу «Ползуновский альманах», № 1- 2. 2007.

3. Никодеми Г. Б. Техника живописи / Пер. Г. Семеновой. -М.: Изд-во Эксмо, 2004.-144 с., илл. Шесть законов живописи

4. Тютюнова Ю. М. Пленер. Наброски, зарисовки, этюды: учебное пособие / Ю. М. Тютюнова//-М., Издательство: Академический проект, 2015.-С. 175.

5. Киселева Н. Е. Учебная практика-пленэр- необходимая составляющая в системе художественного образования /Н.Е.Киселева, А.Н.Двухжилова// Молодой ученый.-2016.- №11.-С. 1603-1606.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.