Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛТЕТА'

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / ПЕЙЗАЖ / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ЖИВОПИСЬ ПЕЙЗАЖА / ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / PLEIN AIR / LANDSCAPE / ARTIST-TEACHER / ART-GRAPHIC FACULTY / LANDSCAPE PAINTING / PLEIN AIR PRACTICE / PROFESSIONAL MASTERSHIP / МУСАВВАРӣ / ФАЗОИ БОЗ (ПЛЕНЭР) / ОМӯЗГОР-РАССОМ / ФАКУЛТЕТИРАССОМӣ-ГРАФИКӣ / ТАСВИРИ МАНЗАРА / ТАҷРИБА ДАР ФАЗОИ БОЗ / МАҳОРАТИ КАСБӣ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Малика Абдукадыровна, Исаев Акбар Буховардинович

В статье рассматриваются методы обучения пленэрной живописи и ее значение в развитии творческой индивидуальности студентов-художников. Подчеркивается, что навыки и знания, приобретенные в процессе обучения живописи на пленэре, формируют профессиональное мастерство будущих живописцев. Уместно отмечается, что изучение художником природы и живописи пейзажа служит неисчерпаемым по возможностям средством воспитания любви к природе родного края. Указывается важность знания природы и воспитания творческой индивидуальности студентов ХГФ. Отмечается, что современное художественнопедагогическое образование в Республике Таджикистан занимает значительную нишу в отечественной культуре, а рассуждения об идеалах национальной культуры невозможны, если в системе высшего образования будут отсутствовать художественно-графические факультеты, поскольку они представляют собой феномен не только в образовании, но и в искусстве и культуре Таджикистана, здесь им нет альтернативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Малика Абдукадыровна, Исаев Акбар Буховардинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF TEACHING PLENARY PAINTING FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS OF THE FACULTY OF ARTS AND GRAPHS

The article under consideration dwells on the methods of teaching in reference to open-air painting and its importance in the development of creative individuality of students-artists. The authors lay an emphasis upon the idea that skills and knowledge acquired in the process of teaching painting in the open air form the professional skills offuture painters. The authors aptly emphasize that the artist's study of nature and landscape painting serves as an inexhaustible means offostering love for the nature of his/her native land. The importance of knowledge of nature and upbringing of a creative individuality with the students of AGF is indicated. It is underscored hat modern art and artistic-pedagogical education in the Republic of Tajikistan occupies a significant niche in the domestic culture and discussions about the ideals of national culture are impossible if there are no art and graphic faculties in the higher education system, since they are a phenomenon not only in education, but also in the art and culture of Tajikistan either; here they have no alternative.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛТЕТА»

УДК 371 ББК 74.03 (5Т)

Ганиева Малика Абдуцодировна, сармуаллимаи кафедраи санъати тасвири ва уунаруои халци;Исаев Акбар Буховардинович, номзади илщои санъатшиноси, дотсенти кафедраи санъати тасвири ва уунаруои халции МДТ "Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи акад. Б.Гафуров" ( Тоцикистон, Хуцанд)

Ганиева Малика Абдукадыровна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и народных промыслов;Исаев Акбар Буховардинович, кандидат искусствоведенических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и народных промыслов факультета изобразительного искусства и технологии ГОУ "ХГУ им. акад.Б.Гафурова (Таджикистан, г. Худжанд)

Ghanieva Malika Abdukadirovna, senior lecturer of graphic arts and national trade attached to the faculty of fine arts and technology E-mail: bonumalika78@mail.ru ;Isaev Akbar

Bukhovardinovich, candidate of Art Histori Sciences, Associate Professor of the department of Art and Technology under Khujand state University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand) E-mail: akbarisaev55@mail.ru

Вожа^ои калиди: мусаввари, фазои боз (пленэр), омузгор-рассом, факултетирассоми-графики, тасвири манзара, тацриба дар фазои боз, мауорати касби.

Дар мацола усулуои таълими наццошии фазои боз ва ауамияти он дар ташаккули шахсияти эцодии донишцуёни бахши рассоми тауциц гардидааст. Таъкид карда мешавад, ки малака ва донишуое, ки дар раванди таълими наццошии фазои боз ба даст оварда шудаанд, мауорати касбии рассомони ояндаро такмил медщанд. Муаллифон таъкид мекунад, ки омузиши табиат ва мусавварии он аз цониби рассомон уамчун як манбаи бепоёни тарбияи мущббат ба табиати ва Ватан ба шумор меравад. Дар мацола ауамияти донишуо доир ба табиат ва нацши он дар тарбияи шахсияти эцодии донишцуёни факултети рассоми-графики цайд карда шудааст. Таълими муосири санъати тасвири ва педагоги дар Цумуурии Тоцикистон як цузъи мууим дар фарщнги милли буда, мууокимаи гояуои фарщнги милли бидуни таълими рассоми-графики дар низоми маълумоти оли гайриимкон аст, зеро ощо на тануо падидаи соуаи таълим, балки санъат ва фаруанги Тоцикистон буда, беназир ба шумор мераванд.

Ключевые слова: пленэр, пейзаж, художник-педагог, художественно-графический факультет, живопись пейзажа, пленэрная практика, профессиональное мастерство.

В статье рассматриваются методы обучения пленэрной живописи и ее значение в развитии творческой индивидуальности студентов-художников. Подчеркивается, что навыки и знания, приобретенные в процессе обучения живописи на пленэре, формируют профессиональное мастерство будущих живописцев. Уместно отмечается, что изучение художником природы и живописи пейзажа служит неисчерпаемым по возможностям средством воспитания любви к природе родного края. Указывается важность знания природы и воспитания творческой индивидуальности студентов ХГФ. Отмечается, что современное художественно-педагогическое образование в Республике Таджикистан занимает значительную нишу в отечественной культуре, а рассуждения об идеалах национальной культуры невозможны, если в системе высшего образования будут отсутствовать художественно-графические факультеты, поскольку они представляют собой феномен не только в образовании, но и в искусстве и культуре Таджикистана, здесь им нет альтернативы.

АСОС^ОИ ТАЪЛИМИНАЩОШИИ ФАЗОИ БОЗ ДАР ТАШАККУЛИ ФАРДИЯТИ Э ЦОДИИ ДОНИШЦУЁНИ ФАКУЛТАИ РАССОМИЮ ГРАФИКИ

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕНО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛТЕТА

FUNDAMENTALS OF TEACHING PLENARY PAINTING FOR THE DEVELOPMENTOF CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS OF THE FACULTY OF ARTS AND

GRAPHS

Key words: plein air, landscape, artist-teacher, art-graphic faculty, landscape painting, plein air practice, professional mastership.

The article under consideration dwells on the methods of teaching in reference to open-air painting and its importance in the development of creative individuality of students-artists. The authors lay an emphasis upon the idea that skills and knowledge acquired in the process of teaching painting in the open air form the professional skills offuture painters. The authors aptly emphasize that the artisfs study of nature and landscape painting serves as an inexhaustible means offostering love for the nature of his/her native land. The importance of knowledge of nature and upbringing of a creative individuality with the students of AGF is indicated. It is underscored hat modern art and artistic-pedagogical education in the Republic of Tajikistan occupies a significant niche in the domestic culture and discussions about the ideals of national culture are impossible if there are no art and graphic faculties in the higher education system, since they are a phenomenon not only in education, but also in the art and culture of Tajikistan either; here they have no alternative.

Подготовка художников-педагогов считается одной из государственных задач, требующих новых подходов, соответствующих духу времени. Именно об этом говорится в Послании Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона к Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 декабря 2018 года: «Укрепление научного потенциала страны, внедрение изобретений в производство, упрочение материально-технических основ научных учреждений, повышение качества обучения на всех звеньях образования, большее привлечение молодых талантов к изучению современных технологий, к творческим и техническим деяниям являются важнейшими задачами сферы науки и образования.

Поэтому мы придаем первостепенное значение сферам науки и образования, и будем поэтапно продолжать реформы на всех уровнях образования и уверенно устранять имеющиеся проблемы» (7).

При выборе средств обучения на художественно-графических факультетах, повышающих заинтересованность в обучении, расширяющих возможности наблюдений, широкого и глубокого развития органов чувств студентов, активизирующих мышление и творческие способности внимания, заслуживает природа, во всем ее разнообразии. Художника и природу в искусстве принято воспринимать как единое целое, поскольку природа и пленэр (работа на воздухе) - это постоянное окружение художника. Это естественная и органичная среда, в которой он живет и которая, независимо от него, постоянно влияет на его духовный мир и мироощущение. Пленэрный пейзаж, в отличие от работы в замкнутых помещениях, где все по-другому, - освещенность, перспектива и т.д. - один из самых распространенных и любимых среди художников жанров изобразительного искусства. Ни один из известных художников прошлого и настоящего во время своего обучения не обошелся без живописи на пленэре, о которой слышал практически каждый. Однако на практике все обстоит несколько иначе, осведомленность о пленэрной живописи крайне низка. Перечислить виды пленэрных пейзажей, назвать средства живописи пейзажа, знать, что такое ритм, симметрия и асимметрия, масштабность и соразмерность и т.д., могут далеко не все. Сегодня в сознании многих преподавателей художественно-графических факультетов стерлось истинное значение живописи пейзажа, из-за стереотипов и шаблонов, мешающих прочувствовать образовавшуюся проблему. Вместо системного, целенаправленного обучения пленэрному пейзажу отводятся кратковременные и разрозненные задания по рисунку, живописи и композиции. Изучение художником природы и живописи пейзажа служит неисчерпаемым по возможностям средством воспитания любви к природе родного края. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Родная природа входит в нашу душу, как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды, из которого мы взяли и радостное пробуждение в далекое утро нашего детства, и чудесную родную песню, и сказку о доброй матери...» (8,47). «Пейзажная живопись - это зеркало, в котором отражается дорогой облик горячо любимой матери-Родины», - писал К.Ф. Юонн (10,30). А известный русский художник Константин Коровин как-то сказал: «Я язычески поклоняюсь природе и восхищаюсь ею и думаю, что рай -на земле» (3,167).

Подтвердить эти справедливые слова о роли и значении подготовки художника-педагога могут пленэрные практики. Однако не всегда с их проведением было все гладко. Несколько лет из-за проблем с финансированием пленэрные практики не проводились, и это неизбежно сказалось на качестве художественной подготовки студентов. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать перерывов в организации и проведении пленэрных практик, они должны проходить организованно и системно.Пристального внимания также требует ценностная сфера студентов

художественно-графических факультетов - будущих художников-педагогов, учителей изобразительного искусства, так как от уровня развитости личности самого учителя зависит формирование личности ребенка, его индивидуальность, способность созидать и творить, быть духовно богатой и образованной, обладать чувством гражданского долга и любви к Родине. На учителя возлагается ответственность за помощь детям в обретении системы ценностей, соответствующей духовным и культурным традициям народа. Таким образом, необходимо наиболее полно и активно использовать потенциал, заложенный в пленэрной живописи. В ней накоплен многовековой опыт человеческих переживаний, затрагивающих самое ценное -духовный мир художника-педагога. Общение художника-пейзажиста с природой предполагает индивидуальный характер общения с ней. В пейзаже присутствует личностное начало художника, так как пейзаж отражает в себе самую интимную, задушевную область творчества любого художника, где автор «^е^а^еЪ» беседует с природой, независимо и открыто выражает свое отношение к жизни. Формирование художника как профессионала невозможно без воспитания у него возвышенного - любви к природе, умения тонко и глубоко понимать и чувствовать ее красоту и обаяние. Этим и объясняется включение живописи пейзажа в процесс формирования высокой духовной художественно-эстетической культуры будущего художника-педагога, развитие в нем гражданских, патриотических качеств и гуманизма.Из истории отечественного художественно-педагогического образования следует, что без живописи пейзажа процесс подготовки художников-педагогов невозможен, и это обязывает непрерывно и досконально изучать природу родного края - богатейший источник творчества и формирования способностей учащихся. Преподавание живописи пейзажа на художественно -графических факультетах предполагает использование определенной методики обучения. Однако, независимо от того, какие бы методы не использовались для построения изображения пейзажа, они должны отвечать основным принципам дидактики. В ходе обучения студенту надлежит усваивать знания, умения и навыки в логически последовательной системе. По нашему мнению, эффективная подготовка художников-педагогов предполагает использование традиционного опыта обучения живописи пейзажа, наработанного веками. Современная жизнь настоятельно требует возврата к прежним зарубежным, советским и отечественным методикам преподавания живописи пейзажа и использования резервов, заложенных в них, с той лишь разницей, что они должны быть наполнены новым содержанием- образами, идеями, мотивами,сюжетами, а также современными художественными техниками и технологиями. Это наводит нас на мысль, что формирование творческой личности содержится в традициях, в старой школе живописи, но с новыми (инновационными) возможностями.

Выполнение учебных этюдов на пленэре, в отличие от работы в помещении, имеет ряд особенностей. К ним относятся обилие солнечного света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности в зависимости от состояния погоды и времени суток и года. Студентам, впервые вышедшим на пленэр, и не имеющим опыта, приходится адаптироваться к этим новым и первоначально непривычным условиям, усложняющим работу с натуры.

Живопись пейзажа- это триединство рисунка, живописи и композиции - этих своеобразных «китов» художественных средств изучения и эстетического освоения окружающей природы. Таким образом, под понятием «средства пленэрной живописи» понимают, во-первых, формирование диалектического мировоззрения, благодаря которому возникает реальная картина. Во-вторых, это авторская, по-особому увиденная композиция пейзажа. В-третьих, это наполнение сюжета образно-правдивой, полноцветной живописью. Благодаря этим особенностям пейзажа возникает необходимость раскрытия теоретических и практических основ обучения пленэрной живописи.

Курс обучения живописи в нашем вузе, как и в советское время, по-прежнему является одним из ведущих учебных предметов и относится к специальным предметам, обеспечивающим общую художественно-эстетическую подготовку и творческое развитие личности. Однако на успешное усвоение этого курса непосредственно влияют достижения в пленэрной практике. Здесь для студентов крайне важным становится усвоение творческих секретов профессионального мастерства. «Изюминка» в том, что открыть их в полной мере можно лишь в условиях пленэра.

В начале обучения живописи, как отмечает Л.А.Жданова, работа обычно начинается с натюрморта,выполняемая в замкнутом пространстве (учебном классе, аудитории, мастерских).

Прежде чем приступить к работе, студентам предстоит решить ряд задач: прочувствовать материальность, фактуру и форму предметов, входящих в состав натюрморта, специфичность и своеобразие красок (акварель, масленые краски), выразить свое видение натуры (4, 58).

После этого им требуется понять форму изображаемых предметов, умение их нарисовать, выявить при помощи светотеней объем и положение предмета в пространстве. После того, как студенты преодолели данный этап обучения, они переходят к изображению более сложных форм и отношений между изображаемыми элементами.

Пленэрная практика становится очередным этапом обучения и применяется для расширения профессиональных навыков, при этом, как считает П.П.Чистяков, «чувствовать, знать и уметь-полное искусство».В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника-знания,эмоциональная сфера и умения (9, 46).

Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности, как «уметь». В изобразительном искусстве под термином «уметь» принято понимать изобразительную технику художника, его живописные и графические навыки, умения и степень владения мастерством.

Изобразительная техника, в свою очередь, представляет собой умение художника пользоваться красками, кистями и другими принадлежностями, а также навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемы изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передача светотени, конструктивное строение объектов, наиболее выразительная передача изображаемого, а также индивидуальная изобразительная манера художника и тому подобное.

Изобразительная техника в этом ряду занимает особое место, и о ней профессионалы, в частности,П.П.Чистяков говорил следующее: «Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту» (9, 41).

Студентам при работе с красками на пленэре предстоит, прежде всего, прочувствовать натуру в реальной световоздушной среде и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов, научиться видеть рефлексы от неба, травы, земли и множества других компонентов среды, которые отражая, рассеивают свет. Учитывая, что наиболее выразительно игра рефлексов видна на белых предметах, отражающих световой поток, рекомендуется для постановок на пленере выбирать светлые тона, однако сложность работы на пленэре заключается в том, что, говоря словами Делакруа, «в сущности, нет теней вообще, есть только рефлексы» (2, 26).

Как мы уже отмечали, выполнение учебных этюдов на открытом воздухе отличается от работы в помещении. Прежде чем приступить к написанию учебного задания - этюда, картины, студент должен не только досконально изучить модель, объект, а, именно, ее (его) форму, линии, светотеневые отношения, но и цветовые выражения,другими словами, определить доминирующие цвета.Именно на этой основе студенту требуется составить цветовую гамму, краски. Анализируя натуру, он должен чётко представлять себе, какие цвета будут превалировать в композиции - холодные или тёплые. Например,серый или голубой, фиолетовый или зеленовато-голубой, или, напротив, жёлтый, красный, оранжевый и тёплые тона зелёного. Работа студента, будь то пейзаж, или человек, должна отражать интонацию, атмосферу действительности (5,1605).

Этим и другим азам профессионального мастерства наши студенты обучаются по учебному пособию Н.Я. Маслова «Пленэр: Практика по изобразительному искусству» (6,4).

Как и любой деятельный процесс, пленэрная живопись - это, прежде всего, творческий процесс создания художественного произведения, основные этапы которого заключаются в возникновении и вынашивании замысла, в поисках идейно-тематической основы произведения, в разработке образной системы ее воплощения, в совершенствовании изобразительно-выразительных средств (1, 43).

На пленэре необходимо подбирать цвет и тон красок таким образом, чтобы зритель поверил изображенному на картине фрагменту живой природы. Поэтому необходимо передавать реалистично все цвета, пытаться добиться сходства и гармонии с натурой. Нужно не выдумывать цвет, а добиться выразительности с помощью тепло - холодности и точной передачей общего тонального звучания (1,18).

Таким образом, из описанных выше особенностей живописи на открытом воздухе можно предположить перспективы дальнейшего исследования данной темы, так как обучение живописи на пленэре представляет собой многогранное и сложное явление, а расширение навыков и умений студентов является необходимой базой для развития творческой индивидуальности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Беда, Г.В. Живопись: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд»/Г.В. Беда. - М: Просвещение, 1986. 192 е., илл.

2.Богачева, М.И. Формирование творческой индивидуальности художника/М.И.Богачева: Автореф. дис. канд. философских наук. М., 1972. - 19 с.

3.Гусарова, А.П. Константин Коровин. Путь художника/А.П.гусарова.-М.:Советский художник, 1990.

4.Жданова,Л.А.Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов/Любовь Афанасьевна Жаданова: Диссерт..канд. педагог..наук. - 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2006. - 201 с.

5.Киселева, Н. Е.Учебная практика - пленэр - необходимая составляющая в системе художественного образования /Н.Е.Киселева,А.Н.Двухжилова//Молодой ученый - 2016.- № 11. - С. 1603-1606.

6.Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразит. Искусству/Н.Я.Маслов.- М: 1984. -112 с., ил.

7.Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 декабря 2018 года. //www.president.tj. (дата обращения 5.04.2019.)

8.Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5 т. Т. 5/В.А.Сухомлинский.-Киев, 1980.

9.Чистяков, П.П. Письма, записные книжки, воспоминания/П.П.Чистяков.-М.,1953.-386с.

10.Юонн, К.Ф. Об искусстве: В 2 т./К.Ф.Юонн.-М.: Советский художник, 1959.

REFERENCES:

1.The trouble G.V. Painting: a manual for students of ped. institutes for special. No. 2109 "Drawing, fine art and work" / G.V. Trouble. - M: Enlightenment, 1986. 192 e., Ill.

2.Bogacheva, M.I. The formation of the creative personality of the artist / M.I. Bogacheva: Abstract. dis. Cand. philosophical sciences. M., 1972. - 19 p.

3.Gusarova, A.P. Konstantin Korovin. The path of the artist/A.P.Gusarova.-M .: Soviet artist, 1990.

4.Zhdanova, L. A. Teaching of painting in the open air as a process of development of students' artistic and creative personality / Lyubov Afanasyevna Zhadanova: Dissert .. cand. teacher .. science. -13.00.02. - St. Petersburg, 2006. -- 201 p.

5.Kiseleva, N. E.Educational practice - plein air - a necessary component in the system of art education/N.E.Kiseleva, A.N.Dvuzhilova//Young scientist-2016.-№11.-P. 1603-1606.

6.Maslov, N.Ya. Plein air: The practice of depicting art/ N.Ya.Maslov. - M: 1984. -112 p., Ill.

7.Message from the President of the Republic of Tajikistan, the Leader of the nation Emomali Rahmon Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan dated December 26, 2018. //www.president.tj. (circulation date 04/05/2019.)

8.Sukhomlinsky, V.A. Selected works: In 5 vol. T. 5./V.A. Sukhomlinsky. - Kiev, 1980.

9.Chistyakov, P.P. Letters, notebooks, memories/P.P.Chistyakov.- M., 1953. - 386s.

10.Yuonn, K.F. About art: In 2 vols/K.F. Yuonn.-M.: Soviet artist, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.