УДК 37.013.32
Huderichaolu, postgraduate, Department of Fine Arts of the Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University; senior lecturer, Department of Fine Arts,
Inner Mongolia Honder College of Arts and Science (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE IMPORTANCE OF PLEIN AIR PAINTING IN ART EDUCATION. The article reveals goals and objectives of educational practice in conditions of nature, the role of plein air painting in the process of obtaining professional skills, in the development of artistic and imaginative thinking, creative imagination, transmission of light and air environment. Plein air technique occupies an important place in teaching fine arts, the program of art universities and colleges provides for the passage of this practice both in junior and senior courses. Plein air painting, as a kind of artistic activity, activates creative thinking, develops an eye, a sense of color and shape, forms both general cultural and professional competencies. Teachers set various tasks for the student-artist, in the process of solving which, the student must create an artistic image through the image of nature - to express feelings and emotions through a picture. The main advantage of plein air painting is that no other artistic activity can convey the fullness of feeling and perception of the surrounding world. It is in the open air that a student, immersed in nature, plunges into the world of art, learns to convey fleeting impressions and states of nature. This technique affects not only knowledge, skills and abilities, but also the spiritual and moral development of a person. Art-oriented educational institutions have their own peculiarities concerning the tasks and goals of training. As pedagogical practice shows, students experience difficulties in the learning process, which is due to insufficient visual experience and ignorance of basic things in the process of drawing. Thus, the methodology of teaching fine art in art schools requires further research.
Key words: composition, plein air painting, landscape, oil painting, sketch.
Худэжичаолу, аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доц., Колледж искусств и наук Хондера
во Внутренней Монголии, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрываются цели и задачи педагогической практики на природе, роль пленэра в процессе овладения профессиональными навыками, развитие художественного мышления, творческого воображения, передача среды света. Пленэрная практика занимает важное место в обучении изобразительному искусству, программа художественных вузов и колледжей предусматривает прохождение данной практики как на младших курсах, так и на старших. Пленэр как вид художественной деятельности активизирует творческое мышление, развивает глазомер, чувство цвета и формы, формирует как общекультурные, так и профессиональные компетенции. Перед студентом-художником педагоги ставят разные задачи, в процессе решения которых студент должен через образ природы создать художественный образ - выразить чувства и эмоции через картину. Главное преимущество пленэрной практики состоит в том, что никакая другая художественная деятельность не может передать полноту ощущения и восприятия окружающего мира. Именно на пленэре студент, окунаясь в природу, погружается и в мир искусства, учится передавать мимолетные впечатления и состояния природы. Данная практика влияет не только на знания, умения и навыки, но и на духовно-нравственное развитие человека. Учебные заведения художественной направленности имеют свои особенности, касающиеся задач и целей обучения. Как показывает педагогическая практика, студенты испытывают трудности в процессе обучения, что связано с недостаточным зрительным опытом и незнанием базовых вещей в процессе рисования. Таким образом, методика преподавания изобразительного искусства в художественных учебных заведениях требует дальнейшего исследования.
Ключевые слова: композиция, пленэр, пейзаж, масляная живопись, этюд.
Актуальность исследования обусловлена изменением подхода к системе художественного образования, все больше внимания уделяется получению необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное художественное образование заключается в освоении системы определенных знаний и навыков в области теории и практики искусства, а также в формировании понимания сущности творческого процесса.
Непосредственно на практике за стенами учебного заведения у студента появляется необходимость в самостоятельной систематизации, обобщении и применении знаний на практике. Во время пленэра студент находится в окружении природы, что плодотворно влияет на его способности, помогая синтезировать полученные ранее навыки и теоретические знания. Пленэр как вид творческой практики довольно давно занимает особое место в процессе обучения, но именно сейчас приобретает особую актуальность в связи с процессами урбанизации и глобализации.
Новизна научного исследования заключается в следующем: известно, что процесс формирования профессиональных навыков рисования наиболее успешно и качественно реализовывается при наличии определенных педагогических условий. Пленэрная практика является прекрасной основой для реализации данных условий.
Сегодня живописный пленэр распространен не только в практике профессиональных художников, но и в обучении студентов. И новички, и опытные художники изучают природу с постоянным вниманием и энтузиазмом.
Цель исследования состоит в раскрытии роли и значения пленэрной практики в процессе обучения.
Задачи исследования состоят в том, чтобы:
1. Показать на основном материале практическую значимость пленэрной практики в системе художественного образования.
2. Обосновать проблему реализации и организации пленэрной практики.
3. Проанализировать особенности процесса выполнения пейзажных этюдов, их классификацию и основные моменты.
4. Выявить необходимые педагогические условия для получения профессиональных компетенций.
Теоретическая значимость обоснована кризисом в образовании, необходимостью выявления новых аспектов в развитии профессиональных компетенций, широким представлением о структуре и качестве обучения и его отдельных элементов, таких как практики, которым, в свою очередь, отводится все большая значимость. Пленэрная практика является основной, на ней строится процесс обучения, получения и совершенствования профессиональных навыков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении методических рекомендаций по проведению практики, а также реализации необходимых условий в реалиях современного образования.
Значения пленэрной практики в художественном образовании
В связи с быстрыми темпами развития образования в Китае государство оказывает поддержку не только в области традиционных предметов (математика, китайский язык и другие), но и в области гуманитарного образования, прежде всего, искусства. Как одно из важнейших направлений в художественном образовании, масляная живопись способствует развитию и совершенствованию изобразительных навыков учащихся, умения наблюдать, обобщать и перерабатывать накопленные впечатления в художественные образы, а также содействует формированию эстетических качеств, творческих способностей. Наличие базовых знаний, умений, навыков и сформированного индивидуального стиля обучающихся художественных образовательных учреждений составляет хорошую основу для дальнейшего развития искусства.
Этюды пейзажа занимают особое место в системе преподавания масляной живописи. Помимо совершенствования технических навыков работы с масляными красками развивается способность обобщать и структурировать информацию, воспринимать и наблюдать объекты действительности. Полученный опыт учащиеся отражают в учебных и творческих работах. Чтобы достичь высокого уровня подготовки студентов, занятий в аудитории недостаточно, поэтому современная система обучения предполагает освоение знаний учащимися путем самостоятельной работы и практики, в том числе - пленэрной. Проведение занятий в условиях пленэра требует определенной методической последовательности и соблюдения педагогических условий. Таким образом, пленэрная практика направлена не только на развитие технических навыков рисования, но и на формирование знаний и умений методически правильно вести работу над живописным произведением, что создает прочную основу для дальнейшего изучения искусства.
Классификация этюдов
Работа с натуры создает идеальные условия для основательного изучения и анализа окружающей действительности средствами живописи и графики. Этюды в условиях пленэра выполняются непосредственно с натуры в период от пятнадцати минут до трех часов. Данный процесс основывается на трех аспектах академической системы: ремесло, мастерство, творчество. В связи с этим преподаватель строит систему практических занятий по принципу «от простого к сложному». Часть заданий направлена на освоение определенных навыков и приемов - это ремесло. Другой блок заданий нацелен на профессиональное
овладение инструментами и материалами - это мастерство. Выполнение живописных этюдов и набросков уже предполагает создание образа, следовательно, творческое начало. Условно этюды можно разделить на три группы:
- этюды-«нашлепки» (продолжительность выполнения - до 15 минут);
- этюды-наброски (продолжительность выполнения - до 30 минут);
- этюды (продолжительность выполнения - до трех часов).
Этюды-«нашлепки» носят вспомогательный характер. Основная их задача - зафиксировать первое эмоциональное впечатление. Подобные упражнения очень полезны, так как ограниченный формат и временной промежуток заставляют студентов фиксировать внимание на самом главном. Преподавателю стоит обязательно включать такие упражнения в пленэрную практику. При этом ежедневно нужно выполнять по 7-10 этюдов. Основные задачи: поиск композиционного и цветового решения.
«Этюд-набросок, или живописный набросок, - цветовое живописное изображение небольших размеров, чаще без фона, с натуры или по памяти» [1, с. 86]. Данный вид этюдов характеризуется большей детализацией, степенью проработки формы. Основные задачи: передача пропорций, движения и характера, тональных и цветовых отношений; освоение навыков работы с материалом и инструментами; выход на художественный образ.
Этюд - это краткосрочное живописное произведение, выполняемое с натуры, по памяти или представлению. Этюды служат, прежде всего, качественному изучению натуры. Также этюд может выступать как подготовительный материал для картины или в качестве самостоятельного произведения.
В учебных упражнениях студентам необходимо применять полученные профессиональные знания, чтобы преобразовать абстрактные вещи в конкретные графические изображения. Также особое значение в обучении имеет эмоциональный компонент в восприятии натуры. В повседневной жизни учащиеся должны выработать хорошую привычку фиксировать свои впечатления с помощью зарисовок, набросков, этюдов, чтобы тренировать свою способность обобщать и выделять главное.
Пленэрная практика может включать следующие задания:
- этюды-наброски животных, птиц;
- этюды-наброски одетой фигуры человека на природе;
- этюды промышленных, общественных, хозяйственных построек;
- этюды по мотивам сельского пейзажа;
- краткосрочные этюды пейзажей при различных условиях освещения;
- продолжительные этюды сложные по сюжету: многоплановый пейзаж;
- композиционно-тематическая работа (длительный этюд пейзажа с предварительными поисками колористического решения).
Методика работы над этюдом пейзажа с натуры
Курсы масляной живописи в Общей академии изящных искусств разделены на две части: городской пленэр и выезд за город. Учебный процесс строится таким образом: преподаватель объясняет основные этапы работы над этюдом, и на основе данных рекомендаций студенты выполняют задание. Объекты для рисования в городе обычно выбираются преподавателем. В основном это архитектурные строения и растительность на территории учебного заведения или в пределах города. Принцип выбора объектов изображения заключается в том, чтобы ранее полученные на аудиторных занятиях теоретические знания и навыки были отработаны на практике (перспектива, композиция, форма, цвет и так далее). Кроме того, педагог также будет давать указания и рекомендации в течение выполнения этюдов маслом. Основные методы работы с учащимися: индивидуальное обучение и групповое объяснение. Групповое объяснение заключается в том, что педагог на примере какой-либо работы студента объясняет типичные ошибки, дает рекомендации для последующей деятельности. Необходимо устраивать просмотры, на которых учащиеся могут разобрать ошибки друг друга, сравнить работы, проанализировать собственные работы и предложить варианты исправления. Конечно, у практики на открытом воздухе есть определенные преимущества, но они по-прежнему не могут заменить роль традиционных аудиторных занятий, обеспечивающих преподавание базовых знаний, умений, навыков.
При выборе объекта изображения стоит посмотреть на пейзаж, а потом отвернуться и мысленно представить его со всеми деталями и особенностями. Затем снова посмотреть и оценить, сохранилось ли первоначальное впечатление. Таким образом совершенствуется процесс восприятия, памяти и воображения, а также выявляется отношение художника к окружающей действительности.
Этюды пейзажа выполняются в определенной методической последовательности:
1. Формирование замысла, композиционный этап. На данном этапе происходит выбор формата, точки зрения, мотива. Подготовка материалов и инструментов. Выполнение серии поисковых этюдов позволяет выбрать лучший в композиционном и цветовом отношении вариант и взять его за основу.
2. Живописное изображение. Определение тонально-цветовых отношений. Лепка объемной формы цветом. В условиях пленэра можно писать пастозно.
Библиографический список
3. Завершающий этап. Выявление композиционного центра. Определение главного и второстепенного в композиции. Обобщение и подчинение деталей целому.
Выполнение этюдов пейзажа с натуры в условиях пленэра способствует совершенствованию у обучающихся колористической подготовки, развитию целостного восприятия, образного мышления, освоению техники масляной живописи. Формирование и развитие данных компетенций возможно только при соблюдении ряда педагогических условий.
Педагогические условия
Педагогические условия - это особенности содержания и организации образовательного процесса, от которых зависит качество полученных знаний умений и навыков, необходимых в дальнейшей творческой и профессиональной деятельности.
В соответствии с задачами пленэрной практики можно выделить следующие педагогические условия обучения:
1. Квалифицированный педагог
Преподавание живописи в учебных заведениях требует от учителя знания самого предмета, основных принципов педагогики, психологии, физиологии и понимание методологии для организации учебного процесса и умение творчески использовать все эти знания в учебном процессе на практике. Н.М. Сокольникова отмечает, что «учителю необходимо постоянно работать над собой, овладевать новыми методиками, изучать передовой опыт» [2].
2. Создание положительной мотивации к обучению. Мотивации при обучении живописи отводится большая роль как движущей силе учебного изобразительного процесса. Создание положительной мотивации при обучении живописи, а также непосредственная активизация мыслительной деятельности на занятии имеет большое значение, так как от этого зависит качество и скорость усвоения материала, а также успех в дальнейшей учебно-творческой деятельности.
3. Применение эффективных принципов и методов обучения. Разнообразие используемых принципов и методов при обучении масляной живописи является важнейшим педагогическим условием, обеспечивающим успешность учебной деятельности. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами обучения [3].
Принцип систематичности и последовательности заключается в последовательности изложения учебного материала. Также важным условием считается постепенное усложнение учебных задач, как теоретических, так и практических, создание учебного плана и методических разработок, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся.
Принцип научности базируется на использовании в процессе обучения масляной живописи научных знаний, применимых в изобразительном искусстве, -законы композиции, ритма, цветоведения, научные разработки по анатомии животных и человека и так далее.
Принцип доступности заключается в соблюдении возрастных и психологических особенностей учащихся.
Принцип наглядности представляет собой один из важнейших методов обучения живописи и изучения особенностей воздушной перспективы, цветовых гармоний, колорита. Без применения наглядных пособий, а именно - цветового круга, репродукций картин известных художников прошлого, примеров учебных работ (этюдов), а также наглядного показа преподавателем этапов ведения работы на занятиях живописью невозможно развить у обучающихся колористическое видение.
«Метод проблемного обучения является одним из основных методов развития целостного восприятия натуры у учащихся. Через постановку проблемы и демонстрации ее решения этот метод определяется определенной системой правил объяснения и подготовки учебного материала» [4]. У студентов есть идеи о методах поисковой деятельности, а также о способах решения педагогических и творческих задач и способах творческой деятельности. Во время проблемного обучения студент «изучает» способность мыслить, как определенную категорию, так как можно умозрительно спроектировать проблему для любого рода задачи и разработать решение ситуации и проблемы самостоятельно.
Задача обучения художников в высшем учебном заведении требует четкой и прозрачной методической системы.
Пленэрная практика имеет огромное значение для процесса обучения изобразительному искусству. При создании необходимых педагогических условий реализуется процесс получения и систематизации профессиональных знаний, умений и навыков. Необходимо методически грамотно выстроить систему проведения пленэрной практики, именно потому, что полученный опыт работы на пленэре, а также теоретические и практические знания - это и есть необходимые компетенции для студента-художника.
Художник должен обладать способностью чувствовать состояние мира и видеть его в художественной форме, глубоко проникать в колорит и образ природы. Пленэрная живопись, как никакая другая, поддерживает и развивает эти качества.
1. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект, 2012.
2. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2012.
3. Сидоров С.В. Педагогика (теория обучения): методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
4. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010; № 125. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniyashkolnikov-4-5-klassov
References
1. Tyutyunova Yu.M. Plen'er: nabroski, zarisovki, 'etyudy: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2012.
2. Sokol'nikova N.M. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.
3. Sidorov S.V. Pedagogika (teoriya obucheniya): metodicheskie materialy dlya podgotovki studentov k seminarskim zanyatiyam. Shadrinsk, 2004.
4. Borisov V.Yu. Razvitie hudozhestvenno-obraznogo myshleniya shkol'nikov 4-5 klassov. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2010; № 125. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniyashkolnikov-4-5-klassov
Статья поступила в редакцию 19.05.22
УДК 378
Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of General and Clinical Psychology, Moscow International Academy of Education
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Khokhlova D.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kolosova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF THE USE OF THE METHOD OF CHILDREN'S EXPERIMENTATION. The article studies a problem of development of cognitive activity of preschool children, where the method of children's experimentation is the main tool that contributes to this. The article also discusses the importance of using the method - children's experiments in pedagogical practice, which is effective and necessary for the development of research activities, cognitive activity among preschoolers and an increase in knowledge and skills. It is noted that experimentation is an effective way of teaching children research activities in all its forms and types and is a method of increasing the child's independence. It gives the prerequisites for the active development of cognitive interest in the purposeful perception of the world around and is the leading activity in learning. The main categories that reflect the features of the cognitive activity of preschoolers are revealed.
Key words: experiment, cognitive activity, children's experimentation, intellect, intellectual activity, interest.
Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, Е-mail: [email protected]
Д.А. Хохлова, канд. ист. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]
Н.В. Колосова, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме развития познавательной деятельности дошкольников, где метод детского экспериментирования выступает основным инструментом, способствующим этому Также в статье рассматривается важность использования метода «детские эксперименты» в педагогической практике, который является эффективным и необходимым для развития научно-исследовательской деятельности, познавательной деятельности у дошкольников и увеличения объема знаний и навыков. Отмечается, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Раскрываются основные категории, которые отражают особенности познавательной деятельности дошкольников.
Ключевые слова: эксперимент, познавательная деятельность, детское экспериментирование, интеллект, интеллектуальная деятельность, интерес.
Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы статьи обусловлена проблемой развития познавательного интереса и познавательной активности дошкольников, что является одной из актуальных проблем педагогической науки, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а также активность является источником формирования интеллектуальных качества человека, его предприимчивости и самостоятельности.
В настоящее время перед педагогикой стоит задача воспитания ребенка как творческого, активного человека. Как показывают исследования в области интеллектуального образования, для этого есть много резервов. Для их применения важно экспериментально разработать такие вопросы, как особенности познавательного интереса дошкольников, способы его выявления и создания условий для его развития. Детское экспериментирование выступает как метод, где ребенок проявляет любопытство, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причиной и следствием отношения, пытается самостоятельно придумать объяснения природным явлениям, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает базовыми знаниями о себе, природе и социальном мире.
Цель данной статьи заключается в исследовании сущности развития познавательной деятельности дошкольников на основе использования метода детского экспериментирования.
Основные задачи статьи можно определить следующим образом:
- выявить уровень развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;
- определить роль метода детского экспериментирования при развитии познавательной деятельности дошкольников.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты, заключающиеся в диагностике уровня развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования детского экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследовательская деятельность дошкольников получила новый импульс в развитии с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация образовательного поля «Когнитивное развитие» в условиях развития познавательной исследовательской деятельности гарантируется такими формами работы, как эксперименты, проектирование и другие [1; 2].
Практическая значимость состоит в том, что подготовленные и проведенные мероприятия по экспериментам с детьми, направленные на развитие познавательной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, могут быть рекомендованы педагогам, родителям и специалистам.
Анализ педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детских экспериментов [3-26]:
- экспериментирование понимается как особый метод духовного и практического развития реальности, направленный на создание условий, в которых объекты более четко раскрывают свою сущность;
- эксперимент является методом обучения, если он используется для передачи новых знаний детям;