Научная статья на тему 'Учебная миграция иностранных студентов в Россию'

Учебная миграция иностранных студентов в Россию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письменная Е. Е.

The article considers the question of educational migration of foreign students in Russia. The task to attract educational migrants to Russia can be very important for modern Russia from economic, demographic and politicaL paints of view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Migration of Foreign Students to Russia

The article considers the question of educational migration of foreign students in Russia. The task to attract educational migrants to Russia can be very important for modern Russia from economic, demographic and politicaL paints of view.

Текст научной работы на тему «Учебная миграция иностранных студентов в Россию»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Письменная Е.Е.

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЮ

(Исследование проведено при поддержке РФФИ грант № 08-06-00408-а)

Согласно прогнозам в мировом масштабе будет обостряться конкурентная борьба за иностранных студентов, которые многими странами рассматриваются как наиболее желательная категория мигрантов. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 50-60 млрд. долларов. Активно привлекают студентов экономически развитые страны (например, США, Швейцария, Великобритания, Германия, Франция и др.). В частности, Госдепартамент США на протяжении нескольких лет выделяет значительные средства на реализацию за рубежом программ по развитию студенческих обменов и привлечению иностранных студентов и преподавателей для учебы и стажировки в Соединенные Штаты. В 2002 г. в стране обучалось 500 тыс. иностранных студентов, а страна получила не менее 15 млрд. долларов.

Учитывая современную демографическую ситуацию, Россия могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи в странах СНГ и развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время число иностранных студентов в стране сократилось по сравнению с советским периодом, на иностранцев в российских ВУЗах приходится не более 2% студентов и аспирантов. Резервы российской системы образования не только не исчерпаны, но и будут увеличиваться в связи с сокращением контингента абитуриентов. Многие ВУЗы самостоятельно пытаются выходить на иностранные образовательные рынки. Однако, в условиях усиления конкуренции в мире, в этом вопросе требуется государственная политика продвижения за границей нашей системы образования и реклама российских учебных заведений.

Учебная миграция иностранных студентов и аспирантов в Россию имеет достаточно давнюю историю. В 1865 г. на заседании Совета при министре народного образования было принято решение начать обучение иностранных граждан в учебных заведениях страны. В Петербургский и Московский университеты и ряд гражданских и духовных образовательных учреждений прибыли на учебу студенты из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других государств. Правительство императора Александра II назначило для них специальные государственные стипендии [1. С. 28]. Однако широкого распространения обучение иностранных студентов в дореволюционной России получить не успело, ее граждане чаще сами обучались за границей, особенно по техническим специальностям.

В ведущих вузах Европы в начале XX века численность иностранцев достигала 10% от общего состава студентов. Например, в Берлинском политехническом институте из 2750 студентов 263 были иностранцами, в Промышленном институте в Лилле (Франция) из 364 студентов 31 были иностранцами. Все они обучались на платной основе и приносили западноевропейским вузам прибыль. Например, в Берлинском политехническом институте германский студент платил в год за обучение 60 марок, а студент-иностранец -160 марок [2, С. 90].

Советское правительство также проводило политику по привлечению иностранных студентов. В 1921 г. было создано специализированное учебное заведение - Коммунистический университет трудящихся Востока, в котором обучались иностранные граждане из 44 стран мира (в том числе из Турции, Персии, Афганистана, Монголии и пр.). Вплоть до Великой отечественной войны в СССР иностранные студенты, стажеры и аспиранты обучались в небольшом количестве в партийных, комсомольских и профсоюзных школах. После окончания войны в Советский Союз стали приезжать на учебу представители стран Восточной Европы и Азии, а позднее Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1945 г. в вузах СССР обучалось только 20 иностранных студентов [3, С.52-53].

В 1948 г. на учебу в советские вузы были приняты первые 25 студентов из Китая [4, С. 12]. В 1952 г. между СССР и КНР было подписано долгосрочное соглашение в области подготовки национальных кадров, требовавшихся для социальной и технической реконструкции народного хозяйства. По этому соглашению определялись условия обучения китайских граждан в советских вузах, согласовывалось их количество и специализации. Все китайские студенты и аспиранты обеспечивались общежитиями и стипендиями на одинаковых условиях с советскими гражданами. Всего в период с 1948 по 1966 гг. в Советском Союзе были подготовлены около 25 тыс. китайских специалистов (как в высших, так и в средних специальных учебных заведениях), преимущественно инженерно-технического профиля, в которых в наибольшей мере нуждалась национальная экономика. Советские вузы в тот период закончили ряд видных китайских государственных деятелей. После 1966 г. в советско-китайских связях в области образования по известным причинам наступил длительный перерыв, продолжавшийся вплоть до 1983 г., когда это сотрудничество по взаимному согласию возобновилось. В 1984 г. в московские и ленинградские вузы после почти 20-летнего отсутствия вновь приехали студенты и аспиранты из КНР. Их число постепенно увеличивалось и к началу XXI века советские и российские вузы окончили еще более 10 тыс. граждан КНР.

В 1960 г. в Москве решением Правительства СССР был создан Университет дружбы народов, названный позднее именем Патриса Лумумбы, первого президента независимой Республики Конго. Этот университет стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. Занятия на основных факультетах Университета начались 1 сентября 1961 г. Первый выпуск 288 молодых специалистов из 47 стран мира состоялся 29 июня 1965 г.

Решение учредить в Советском Союзе Университет дружбы народов было принято Советским руководством в ответ на пожелания правительств и общественности стран, освободившихся от колониальной зависимости. Основной целью Университета было оказание помощи в подготовке высококвалифицированных и воспитанных в духе дружбы между народами национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки, предоставление молодежи этих стран, прежде всего, из малообеспеченных семей, возможности получить образование. Прием студентов осуществлялся через общественные организации и правительственные учреждения, а затем посольства и консульства СССР. Учредителями РУДН стали Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС), Советский Комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД).

В феврале 1975 г. Университет награжден орденом Дружбы народов за заслуги в деле подготовки кадров специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки. В феврале 1992 г. решением Правительства страны переименован в государственное высшее учебное заведение Российский Университет дружбы народов, учредителем которого является Правительство Российской Федерации. За сорок пять лет, прошедших с момента основания Университета, он получил всемирную известность и завоевал заслуженный авторитет как крупный учебно-научный центр, занимающий третье место в рейтинге российских университетов. Более 47 тыс. его выпускников, 4300 кандидатов и докторов наук работают в 165 странах.

В общей сложности за 40 лет (с 1950 по 1990 гг.) количество иностранных студентов в Советском Союзе увеличилось более чем в 20 раз (табл. 1), [5, С. 10.) достигнув, накануне распада СССР, 126,5 тыс. человек, что составило около 11% от общемировой численности

иностранных студентов. Это позволило советским вузам формально занять 3-е место в мире после американских и французских вузов по количеству студентов-иностранцев (в США в 1990 г., по данным ЮНЕСКО, обучалось около 408 тыс. иностранных студентов, во Франции -136 тыс.) [5, С. 90].

Таблица 1

Динамика численности иностранных студентов в мире и в Советском Союзе в 1950-1990 гг.

Годы Численность иностранных студентов в мире, тыс. человек Численность иностранных студентов в СССР, тыс. человек Доля иностранных студентов обучавшихся в СССР, в составе общемировой численности иностранных студентов, %

1950 110 5,9 5,4

1960 231,4 13,5 5,8

1940 447,8 26,2 5,9

1980 915,8 88,3 9,6

1990 1168,1 126,5 10,8

Существует мнение, что фактическое число иностранных граждан, обучавшихся в 1970-1980-х гг. в СССР, было больше и составляло (без иностранных военных курсантов) в 1980 г. свыше 120 тыс. человек, в 1990 г. - свыше 180 тыс. человек [6. С. 66.]. Дело в том, что при проведении данного подсчета были учтены слушатели и аспиранты советских партийных, профсоюзных и комсомольских школ, имевших статус вузов и выдававших дипломы о высшем политическом и ином образовании. Соответствующие сведения в ЮНЕСКО, Государственный комитет по статистике и в Министерство образования не подавались, что и привело к статистическим расхождениям.

В 1990 г. иностранные студенты, стажеры, аспиранты обучались почти в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов и населенных пунктов СССР, в том числе 23,5 тыс. иностранцев обучалось в Москве, 16,5 тыс. - в Ленинграде, 8 тыс. - в Киеве, 5 тыс. - в Харькове, 4 тыс. - в Минске и т.д.

В советское время в подготовке зарубежных кадров доминировали политические мотивы, и обучение происходило на основе безвозмездной помощи развивающимся государствам. Готовились специалисты для тех промышленных, энергетических или военных объектов, которые возводились в этих странах при помощи СССР. Научно-педагогические контакты, обмен студентами и преподавателями осуществлялся, в основном, со странами социалистического лагеря, и почти 80% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы (рис. 1) [7, С. 301,403].

При экономическом и техническом содействии Советского Союза в 36 странах-союзниках СССР было создано 66 высших учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведения, свыше 400 учебных центров начального профессионально-технического образования и 5 общеобразовательных школ. Помимо помощи в строительстве данных образовательных учреждений. Советский Союз оснастил их современным по тому времени учебно-лабораторным оборудованием, обеспечил учебной и научно-методической литературой, силами советских специалистов содействовал организации учебного процесса (в 1980-е гг. для этих целей в командировку за границу ежегодно отправлялись до 5 тыс. советских преподавателей и специалистов) [1, С. 78-79]. Всего же в вузах Советского Союза, а потом России и других странах СНГ получили образование более 800 тыс. иностранцев.

Распад СССР в 1991 г. разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Весьма сложным периодом в международной деятельности российской высшей школы стали девяностые годы XX века. Она осуществлялась в нелегких социально-экономических условиях, в ходе постоянного и не всегда продуманного и обоснованного реформирования самой высшей школы. Фактически прекратилось финансирование многих направлений международной деятельности вузов. Из-за недостаточного финансирования были закрыты культурные центры в целом ряде развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также бывших социалистических странах Восточной Европы. Более 500 учебных заведений в зарубежных странах, созданных при содействии СССР, лишились российской поддержки и перешли под опеку других государств.

Россия, занимавшая в 1970-1980-е гг. третье место в мире после США по количеству студентов-иностранцев, утратила свои позиции на мировом рынке образования. Так, после распада СССР количество иностранных студентов из дальнего зарубежья в российских вузах сократилось в 2-3 раза. В 1992 г. был полностью прекращен набор иностранных граждан на обучение по государственной линии. В особенно сложном положении оказались многие крупнейшие вузы, которые занимались подготовкой специалистов для зарубежных стран длительное время и в большом объеме (МГУ, СПбГТУ, РУДН, МАДИ, ВГУ).

Прекращение практики представления государственных стипендий зарубежным странам для обучения и повышения квалификации их граждан в образовательных учреждениях России привело к снижению уровня двусторонних отношений со многими зарубежными странами, утрате возможности через подготовку специалистов влиять на поддержание геополитических интересов нашей страны.

После прекращения набора по государственным квотам, прием на договорную форму обучения оказался основной формой поступления иностранных граждан в вузы Российской Федерации. Переход от государственной системы набора к положению, когда каждый вуз в наборе иностранных учащихся мог рассчитывать только на собственные возможности, произошел не безболезненно. Каждый вуз испытывал отсутствие необходимых связей, опыта, нормативно-правовых основ, специалистов. Начался период, поставивший перед высшей школой России комплекс серьезнейших проблем, связанных с выходом на мировой рынок образования.

В настоящее время информация об иностранных студентах, обучающихся в российских вузах, собирается двумя ведомствами. Первое - Министерство внутренних дел, которое через систему паспортных столов продолжает фиксировать миграцию по причинам переезда, в том числе с учебными целями (затем данные поступают в обработку в Федеральную службу государственной статистики (Росстат)). Второе ведомство - это Министерство образования и науки, которое собирается отчетность с вызов по численности обучающихся иностранных граждан. Необходимо отметить, что эти данные сильно расходятся (табл. 2). Причина такого дисбаланса кроется в особенностях учета. В 2000-е гг. по объективным и субъективным причинам (в основном причины обусловлены изменением законов и

появлением новых ведомственных инструкций) в обработку перестали попадать данные на иностранных граждан некоторых категорий, в том числе выпали из учета и иностранные студенты.

Таблица 2

Сопоставление данных МВД (Росстата) и Минобрнауки об иностранных учебных мигрантах в России в 1999-2006 гг., человек

Источники данных 1999 2000 • 2001 2002 2003 2004 2005

МВД России (Росстат) 11.468 9.836 1.890 5.578 3.022 2.673 4.291

Минобрнауки России 61.317 57.907 53.918 60.674 64.341 67.784 82.25.1

Расхождение, раз 5,35 5,89 28,53 10,88 21,29 25,36 19,17

Необходимо отметить, что в 1990-2000-е гг. в российских вузах появляются студенты из стран СНГ и Балтии. Так, после распада Советского Союза в 1992-1993 гг. в вузах России обучались 112 тыс. человек из бывших советских республик, в том числе 8 тыс. - из стран Балтии и около 104 тыс. - из стран СНГ. В последующие годы (1995-2005 гг.) происходит резкое сокращение численности студентов из стран СНГ (табл. 3) [8, С. 258).

Таблица 3

Численность иностранных граждан из стран СНГ, обучавшихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях России (1995-2005 гг.), тыс. человек

Страны Учебные годы

1995- 1996 1997- 1998 1998- 1999 1999- 2000 2000- 2001 2001- 2002 2002- 2003 2003- 2004 2004- 2005

Численность студентов из стран СНГ, в том числе: 39,8 30,7 28,5 32,0 34,4 38,1 32,9 36,9 30,1

Азербайджан 1,7 1,0 1,0 1,0 1,2 3,1 2,0 0,9 1,5

Армения 1,7 1,1 0,9 0,8 1,1 0,8 1,4 1,0 1,6

Белоруссия 4,4 3,1 3,3 4,2 3,4 4,3 2,6 4,8 1,8

Грузия 3,1 1,4 1,2 0,8 0,8 0,7 0,8 0,9 1,3

Казахстан 11,6 10,7 11,5 13,6 16,7 17,9 16,4 18,1 13,4

Киргизия 1,7 1,2 0,7 1,0 1,2 1,2 0,6 0,7 0,7

Молдавия 1,5 1,6 1,5 2,6 1,0 1,1 1,1 1,1 1,0

Таджикистан 0,7 0,4 0,3 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 1,0

Туркмения 0,7 0,4 0,3 0,3 0,5 0,7 1,4 1,3 1,4

Узбекистан 3,2 3,3 2,8 2,8 3,2 2,4 1,4 2,3 2,6

Украина 9,5 6,5 5,0 4,7 5,0 5,5 4,7 5,2 3,8

Данные табл. 4 показывают, что удельный вес студентов из Казахстана в общей структуре численности иностранных студентов из стран - СНГ в период с 1995 по 2004 гг. имел устойчивую тенденцию к увеличению - практически каждый второй студент из СНГ прибыл в Россию из Казахстана. Лидерами в «поставке» на учебу в России студентов также можно считать Украину, Беларусь, Узбекистан и Туркмения. Следует отметить, что сократилось число студентов из стран Закавказья - Азербайджана, Армении, Грузии, а также Киргизии, что, скорее всего, обусловлено переориентацией учебной миграции из этих стран в другие регионы мира. В частности, известно, что в Киргизии активно развивают учебные проекты представители ЕС и Швейцарии.

Таблица 4

Удельный вес студентов из стран СНГ в общей структуре численности иностранных студентов в России в период с 1995 по 2005 гг., %

Численность студентов из стран СНГ, в том числе; 1995- 1996 1997- 1998 1998- 1999 1999- 2000 2000- 2001 2001- 2002 2002- 2003 2003- 2004 2004- 2005

100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Азербайджан 4,27 3,26 3,51 3,13 3,49 8,14 6,08 2,44 5,0

Армения 4,27 3,58 3,16 2,50 3,20 2,10 4,26 2,71 5,3

Белоруссия 11,06 10,10 11,58 13,13 9,88 11,29 7,90 13,01 6,0

Грузия 7,79 4,56 4,21 2,50 2,33 1,84 2,43 2,44 4,3

Казахстан 29,15 34,85 40,35 42,50 48,55 46,98 49,85 49,05 44,5

Киргизия 4,27 3,91 2,46 3,13 3,49 3,15 1,82 1,90 2,3

Молдавия 3,77 5,21 5,26 8,13 2,91 2,89 3,34 2,98 3,3

Таджикистан 1,76 1,30 1,05 0,63 0,87 1,05 1,52 1,63 3,3

Туркмения 1,76 1,30 1,05 0,94 1,45 1,84 4,26 3,52 4,7

Узбекистан 8,04 10,75 9,82 8,75 9,30 6,30 4,26 6,23 8,6

Украина 23,87 21,17 17,54 14,69 14,53 14,44 14,29 14,09 12,6

К сожалению, сократился поток учебных мигрантов и из государств Балтии. В этих регионах России следует занимать более активную позицию продвижения своих образовательных услуг, поскольку здесь проживает значительное число русскоязычного населения. Численность иностранных граждан, прибывших из стран Балтии и других зарубежных стран для обучения в России в период с 1998 по 2004 гг. представлена ниже (табл. 5) [8, С. 258].

Таблица 5

Численность иностранных граждан, прибывших из зарубежных стран для обучения в российских вузах

в период с 1998 по 2004 гг., тыс. человек

Численность иностранных студентов, в том числе: 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

59,9 56,6 54,5 59,7 60,9 54,2 52,2

Балтии 3,0 0,9 1,0 3,9 4,2 1,3 1,5

Европы 7,2 6,7 8,8 5,4 5,5 6,4 6,5

Азии 30,7 30,6 27,9 33,0 33,4 30,6 31,6

Ближнего Востока и Северной Африки 11,5 11,2 9,7 7,7 7,8 8,8 5,2

Африка 4,8 4,6 4,1 5,5 5,6 4,0 4,6

Латинской Америки 1,6 1,6 0,9 1,5 1,5 1,2 1,4

США 1,6 1,6 1,8 2,1 2,2 1,5 1,4

Канада ОД 0,1 0,2 0,3 0,3 0,3

Австралия и Новая Зеландия - - 0,1 0,3 0,3 0,1

Расчеты показывают, что традиционно лидерство сохраняется за студентами из Азии (около 57% в общей структуре численности иностранных студентов). На втором месте студенты Ближнего Востока и Северной Африки (более 16%), а на третьем месте студенты Европы (порядка 12%). Можно отметить, незначительные изменения удельного веса по группам стран за период с 1998 по 2003 гг., за исключением стран Балтии, удельный вес которых сократился к 2003 г. в половину от показателя 1998 г. В структуре иностранных студентов граждан США, доля которых составляет в среднем за рассматриваемый период около 3%.

Большие изменения произошли за 15 лет и в структуре специальностей, которые осваивают иностранные граждане в российских вузах. Если в 1989-1990 учебном году около 53% из них обучались по инженерно-техническим направлениям, 18% - по естественнонаучным и педагогическим, 17% - по медицинским, 7% - по сельскохозяйственным, 5% - по экономическим, то в 2003-2004 гг. на первое место вышли медицинские специальности, а инженерно-технические, точные и компьютерные науки оказались менее востребованными. Если в советский период почти все иностранные граждане обучались в российских вузах по 5-6 летним программа дипломированных специалистов, то в последние годы, в связи с присоединением России к Болонскому процессу, стала возрастать доля обучающихся в бакалавриатах и магистратурах.

Среднегодовая стоимость обучения в России иностранных граждан в 2003-2004 учебном году равнялась 2 тыс. долларов, в том числе в вузах Москвы - около 3 тыс. долларов. По подсчетам Центра социологических исследований, совокупная плата за обучение всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов, а также слушателей подготовительных отделений составила в 2003-2004 учебном году 114 млн. долларов. Их расходы на питание, досуг, плата за проживание, транспорт составили только за 10 месяцев этого же года 192 млн. долларов. Если из этих денег вычесть стоимость учебы и проживания иностранных граждан, которые обеспечены знаниями и кровом за счет средств российского федерального бюджета и бюджетов российских вузов (около 22 млн. долларов), то полученный в итоге вклад в экономику России в 2004 г. составил 284 млн. долларов [9, С.14].

В период существования Советского Союза страна являлась одним из признанных центров международного образования. Сегодня более чем в 150 странах работают около 500 тыс. выпускников бывшего СССР, около 70% из которых закончили вузы в России. В результате распада СССР престиж российского высшего образования снизился. По некоторым подсчетам, Россия занимает шестое - восьмое место в мире по количеству обучающихся иностранных студентов (включая граждан стран СНГ) [10, С. 23]. При неизменности существующих тенденций, разрыв по данному показателю между Россией и странами-лидерами на международном рынке образовательных услуг сохранится до 2010 г. [5, С. 159.]. Доля иностранных учащихся в составе всех студентов российской высшей школы в период с 1998 по 2003 гг.

не превышала 3% и в последние годы имела тенденцию к снижению.

К числу основных причин, тормозящих развитие международных связей российской высшей школы, можно отнести фактическое отсутствие единой государственной политики в этой области, недостаточное бюджетное финансирование; слабое информационное обеспечение международного сотрудничества; отсутствие стабильных связей с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки; малый опыт международной деятельности у части вузов.

Если отечественные вузы хотят выжить, им следует идти по пути включения в мировую образовательную систему и международный рынок образовательных услуг, адаптации к рыночным моделям. Конечно, решение этих задач требует усилий на всех уровнях - государственном, региональном, межвузовском, отдельного образовательного учреждения. Нужно формировать глобальное видение проблем, строить учебные планы на основе международных стандартов, активно развивать программы академических и студенческих обменов. Важно при этом привлекать иностранных студентов и преподавателей, налаживать контакты с зарубежными вузами, участвовать в совместных (двусторонних и многосторонних) проектах.

Некоторые сдвиги на государственном уровне в России уже наметились. Так, важную роль в разработке и реализации на практике соответствующих мероприятий играет созданная в декабре 2000 г. российско-китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Заседания ее подкомиссии по сотрудничеству в области образования ежегодно проходят в Китае и в России. Подписание в 2001 г. исторического по значению Договора о дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией придал новый импульс двустороннему взаимодействию в сфере высшего образования.

Одним из реальных результатов расширившегося международного взаимодействия между высшими школами КНР и РФ стало проведение в мае 2001 г. в Пекине выставки-конференции российских вузов «Российское высшее образование в третьем тысячелетии». Ранее подобных мероприятий в Китае в участием российских вузов не проводилось, в результате чего китайская молодежь была в целом очень слабо информирована о возможностях российского образования. В последующие годы состоялись аналогичные выставки образовательных услуг российских вузов в Шанхае и Пекине и китайских - в Москве и в Санкт-Петербурге, заметно расширились прямые двусторонние (партнерские) связи российских и китайских вузов, академический обмен студентами и преподавателями [4, С. 13].

В 2004 г. вице-премьером Правительства РФ А.Жуковым было объявлено о создании совместного вуза между Россией и Китаем, в котором планируется вести обучение по «совместным образовательным программа» вузов двух стран. Им подчеркнута необходимость «... всемерной взаимной поддержки изучения русского языка в Китае и китайского языка в России». Заместитель главы правительства также считает, что следует ускорить и утверждение плана сотрудничества в области образования до 2008 года, в котором заложено увеличение квот академических обменов по государственной линии со 100 до 500 человек в год [11, С. 8].

Концепция динамичного вхождения отечественной высшей школы в международное образовательное пространство предусматривает установление прямых партнерских связей отечественных вузов с зарубежными. Причем не только всемирно известных столичных, но и государственных вузов в различных регионах РФ. В частности, в рамках подписанного весной 2006 г. договора об академическом сотрудничестве Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) с Асьютским университетом (Египет) 13 студентов и три преподавателя в начале 2007 г. прошли двухмесячную стажировку в египетском вузе. Результатом обсуждения перспектив сотрудничества ПГЛУ и Чанчуньского педагогического университета (Китай) стало подписание Меморандума о взаимопонимании, закладывающего основу долгосрочного академического партнерства, а также ряда договоров, предусматривающих обмены студентами и преподавателями-стажерами. Еще одним направлением сотрудничества может стать создание на базе ПГЛУ совместно с Чанчуньским педагогическим университетом Центра китайского языка и культуры. Особое внимание вузами уделено учреждению совместной образовательной программы, в рамках которой российские студенты смогут пройти двухгодичное обучение в Чанчуне, получив диплом бакалавра китайского вуза, а затем завершить обучение в ПГЛУ, получив соответствующий российский диплом. Такая же возможность представится и китайским студентам, готовящимся стать преподавателями русского языка [12, С. 23].

Экспорт образовательных услуг - одна из значительных статей дохода большинства развитых стран [13, С. 28-35]. В настоящее время конкуренция стран-экспортеров образования выходит на новый виток, появляются новые игроки, и в ближайшее десятилетие вполне вероятен образовательный передел мира. К 2025 г. общее количество студентов в мире возрастет с сегодняшних 97 до 260 млн. человек. По прогнозу UNESCO, иностранных студентов к тому времени будет 5-7 млн., две трети из них составят выходцы из Азии. Лидерство по поставке студентов будет за Индией и Китаем, стало быть, борьба развернется именно за эти регионы.

В образовательном экспорте есть и обратная форма организации продаж - открытие филиалов и представительств вузов в разных странах. Мотивация покупателя прозрачна: получение «весомого» диплома без затрат на жизнь в другой стране. Мотивация продавца тоже ясна - тиражировать всегда выгодно. У ориентации на экспорт помимо очевидных экономических выгод есть и другой интерес. Выход на внешний рынок ужесточает требования к качеству образовательного продукта, к учебному содержанию и условиям обучения студентов. Как следствие, повышает качество всей национальной системы образования.

Есть и такой аргумент в пользу экспорта российского образования: если Россия займет позицию стороннего наблюдателя, а не активного участника, то достаточно быстро может превратиться в образовательную колонию. Планы мировых образовательных корпораций глобальны. С вступлением России в ВТО в страну быстро придут мощные западные центры (образование входит в перечень торговых услуг Генерального договора ВТО). Если к этому моменту российское образование не станет конкурентоспособным, то нам останется только наблюдать за действиями других. Экономисты оценивают объем потенциального экспорта российского высшего образования в 0,5-4 млрд. долларов. Стало быть, суммарный экономический эффект будет двукратен из-за студенческого жизнеобеспечения [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для нашей страны образование является главным конкурентным преимуществом. Во-первых, фундаментальность русского образования, признанная во всем мире, и которую удалось сохранить даже в последние крайне тяжелые пятнадцать лет. Во-вторых, в России накоплен солидный опыт обучения иностранных студентов. В-третьих, относительно невысокая цена образования: обучение в российских вузах обходится иностранцам в 2-5 тыс. долларов в год, т.е. на порядок меньше, чем в других странах. Да и проживание в России дешевле, чем, например, в Англии. Однако необходимо понимать, что низкие цены прельстят совсем небольшое число европейцев и американцев, но абсолютно точно будут аргументом для студентов из стран третьего мира и СНГ.

Отмеченные преимущества, оборачиваются пока для России и минусами. Например, западные университеты, прекрасно зная об основательности русского образования, сделали упреждающий ход: просто перекупили часть российского профессорско-преподавательского состава, подняв этим собственный рейтинг. Часть оставшихся отечественных ученых и педагогов, ездят за рубеж читать лекции. Для европейского или американского студента это более выгодный способ приобщения к российскому образованию, чем учеба непосредственно в нашей стране. К западникам претензий нет, это нормальные рыночные действия.

Для России учебная миграция иностранных студентов важна по нескольким причинам. Во-первых, она приносит прямые экономические эффекты: иностранные специалисты компенсируют нехватку определенных категорий высококвалифицированного персонала; иностранные выпускники могут рассматриваться как особо ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала; приток специалистов способствует относительно неинфляционному хозяйственному развитию страны; прием иностранных студентов - замет-

ный источник внешний поступлений финансовых средств; прием иностранных студентов и преподавателей дает позитивные импульсы развитию системы высшего образования.

Во-вторых, страна имеет в перспективе получает политические эффекты. Обучающиеся в наших ВУЗах иностранцы становятся элитой в своих странах, что дает возможность России устанавливать с развивающимися государствами прочные взаимовыгодные политические и экономические связи, закреплять свое геополитическое и экономическое положение в различных регионах мира.

В-третьих, демографические эффекты - иностранные студенты - это демографический потенциал для России, которая с 1993 г. уже столкнулась с проблемой сокращения численности населения, а скоро начнет испытывать сокращение трудовых ресурсов. В этой ситуации иностранные студенты, получившие российское образование, владеющие русским языком, понимающие русскую культуру, адаптированные к российскому рынку труда, могут рассматриваться как будущие граждане и работники.

Россия могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи (потенциальных студентов и аспирантов) в странах СНГ и развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время число иностранных студентов в стране сократилось по сравнению с советским периодом. В этом смысле резервы российской сист'емы образования не исчерпаны, тем более что вузы нуждаются в средствах и абитуриентах. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на правительства зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Однако, в условиях усиления конкуренции в мире, в этом вопросе требуется государственная политика продвижения за границей нашей системы образования и реклама российских учебных заведений.

Немаловажный аспект - проблемы и перспективы адаптации иностранных студентов в России. В последние годы в разных городах страны было зафиксировано множество нападений на иностранных студентов, сами студенты испытывают на себе недоброжелательное отношение некоторых людей, сложности языковой и бытовой адаптации и т.п. Подобные причины порождают негативное отношение к нашей стране, отталкивают настоящих и будущих студентов от приезда и обучения в России.

Сегодня в России отсутствует государственная политика в сфере международной миграции специалистов и студентов, которая учитывала бы опыт зарубежных стран. России необходимо включиться в развернутую конкурентную борьбу за привлечение определенных категорий специалистов и студентов, в которой активно участвуют США, Канада и Великобритания и др. Правительства этих государств применяют целый комплекс мер из арсенала миграционной политики для стимулирования возврата выехавших за рубеж студентов, эмигрировавших высококвалифицированных специалистов, создавая привлекательные условия для их проживания и перспективы профессионального роста. К таким мерам относятся: гибкая система квот для временной иммиграции специалистов; специальные программы, стимулирующие приток дефицитных категорий специалистов; упрощение процедуры и условий найма для высококвалифицированных специалистов; возможность работы на своей территории после окончания учебы для иностранных студентов.

В тесной связи с миграционными мерами должны осуществляться специальные мероприятия, относящиеся к области политики в сфере образования и инноваций и призванные не только содействовать возвращению высококвалифицированных специалистов, обучавшихся и работавших за границей, а также заинтересовывать проживающих в стране специалистов и студентов не уезжать, а работать на родине. К таким мерам можно отнести финансовую поддержку - наличие системы грантов, налоговые стимулы, программы содействия переселению ученых-эмигрантов.

Если ставить задачу освоения мирового рынка образовательных услуг, необходима национальная образовательная корпорация, которая и будет продвигать российское образование и русский язык за границей. Совершенно очевидно, что Российскому совету академической мобильности или Центру международных образовательных проектов и программ Минобрнауки, такую задачу решить не под силу. Основной вектор влияния должен быть направлен на страны Азии, в первую очередь Китай, Вьетнам и Индию, Африки, Латинской Америки и государства СНГ и Балтии. Таким образом, задачу привлечения учебных мигрантов в Россию можно считать очень важной для современной России с экономической, демографической и политической точек зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития// Материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 года. - Часть I. - М., 1999.

2.Голубев В.К., Горчаков Г.Е., Мышелов В.П., Хомяков А.М. Уроки прошлого в современном ракурсе// Высшее образование в России. - № 4. - 1994.

3.Арабская грамота// Newsweek - №19, 2004.

4.Арефьев А.Л. Тенденции в обучении граждан КНР в российских вузах. - М.: Центр социального прогнозирования, 2006.

5.Шереги А.Ф., Дмитриев А.Л., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). - М., 2002.

6.Бердыкчева Н.М., Григорьева А.А. Экономика образовательных услуг// Энергия. - 2005. - № 10.

7.UNESCO Statistical Yearbook. Pans. - 1990.

8.Российский статистический ежегодник, 2004. - М.: Росстат, 2004.

9.Беляева С. Обучение иностранцев в России - дело хлопотное, но выгодное// Поиск. - 3 июня 2005. - № 22

Ю.Чистохвалое В.Н. Основные направления интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.- М., 2002.

11.Отечество создает общий вуз с китайцами// Коммерсант-Деньги. - № 37, 2004.

12.Едут гости на Кавказ// Поиск. - №8. - 23 февраля 2007.

13.Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. - 2004. - № 28-29.

14.Коммерсантъ - № 193. - 22 октября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.