Научная статья на тему 'Учебная миграция в Россию: роль в социально-экономическом и демографическом развитии'

Учебная миграция в Россию: роль в социально-экономическом и демографическом развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письменная Е. Е.

The tendencies of educational migration of foreign students to Russia are considered. The authors outline four effects produced by the educational migration on the country. Some recommendations regarding the formation of migration policy for attraction of foreign education migrants to Russia are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational migration to Russia: Its role in social-economic and demographic development

The tendencies of educational migration of foreign students to Russia are considered. The authors outline four effects produced by the educational migration on the country. Some recommendations regarding the formation of migration policy for attraction of foreign education migrants to Russia are offered.

Текст научной работы на тему «Учебная миграция в Россию: роль в социально-экономическом и демографическом развитии»

вает сомнение у 54%. Завершение перехода на двухуровневую систему образования к 2010 году вызывает сомнение у большинства опрошеных (91% и 64%). Также многие (82%-ТюмГУ и 82%-ТюмГНГУ) считают, что после перехода на Болонский процесс, в стране не будет воспитано новое поколение элиты, которое бы стало глобальным по уровню компетенции и российским по наследию и культурной принадлежности.

Интересно мнение по вопросу «Повысит ли интеграция в международное европейское образование экономическое развитие нашей страны?». Мнение большинства (91% и 73%) - «Нет, у нас образование было всегда хорошим».

На основе проведенного социологического анализа выявлены положительные и отрицательные стороны современной модернизации образования, а также множество аспектов, влияние Болонского процесса на которые, не определено.

Большинство считает, что вхождение в Болонский процесс не улучшит структуру и содержание образования, искоренит традиционную систему, снизит качество, что повлечет к губительным последствиям для развития страны в целом.

Однако большинство опрошенных позитивно отреагировали на модернизацию образования, считая, что переход на европейский уровень необходим.

Сейчас можно лишь только дискутировать по поводу вводимых преобразований, так как результатов воздействия на качество образования нового поколения в данный момент не выявить.

Судить о правильности принятого решения можно будет судить спустя время, когда новая программа укоренится, будет прогрессировать и давать результаты или же произойдет поворот назад, к традиционной системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Университеты на пути к новому качеству образования». Сайт http//www.rsr-online.ш/"index2.php.

УДК 316.334.2

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Е.Е. Письменная

Учебная миграция, иностранные студенты, миграционная политика

Масштабы учебной миграции в условиях глобализации стабильно растут, в нее вовлекается все большее количество людей. Полных данных относительно точной численности всех участвующих в образовательной миграции нет. По данным ЮНЕСКО в мире в 2005 г. насчитывается не менее 3 млн. иностранных студентов, согласно прогнозам их численность к 2010 г. вырастет до 3,7 млн. человек. Наиболее крупными принимающими странами являются США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония, Канада и Испания.

Для более адекватной оценки роли международной учебной миграции лучше воспользоваться относительными цифрами. Согласно данным ЮНЕСКО в Швейцарии на иностранных студентов приходится около 16% от общего количества студентов университетов - это максимальный показатель в мире. В числе лидеров Австралия - 12,6%, Австрия - 11,5%, Великобритания - 10,8%, Германия - 8,2%, Франция - 7,6% и т.д. Россия с показателем около 2% располагается в конце второго - начале третьего десятка стран мира. Безусловно, такая позиция России является очень низкой в сравнении с численностью населения и потенциалом системы образования.

В начале 1990-х гг. в СССР обучалось более 126 тыс. иностранных студентов, что соответствовало третьему месту в мире. В настоящее время эти позиции несколько утрачены - в России обучается более 77 тыс. иностранных студентов (девятое место в мире). Доля иностранных студентов в стране составляет не более 2% студентов и аспирантов. Основными странами, из которых происходят учебные мигранты в России, являются Китай, Индия, Вьетнам, Малайзия, Корея и государства СНГ. По данным за 2006/07 учебный год в стране обучались 13,6 тыс. китайских студентов, 12,6 тыс. граждан Казахстана, 5,2 тыс. индийцев, 4,7 тыс. вьетнамцев, 4,5 украинцев и т.д. Примерно третья часть иностранных студентов в России - из стран СНГ и Балтии - 38%. Второй крупнейший регион - Азия - 39% студентов. Интересно, но в России учатся студенты и аспиранты из экономически развитых стран. Например, Германии - 1,1 тыс., США -1,5 тыс., Франции и Японии - по 0,6 тыс. человек. Это свидетельствует о все большей вовлеченности России в процесс глобализации образования.

В настоящее время правительства многих принимающих стран мира фокусируют свои миграционные политики в направлении привлечения образовательных мигрантов, которые могут рассматриваться как значительный капитал. По нашему мнению, образовательная миграция имеет для развития стран как минимум четыре ключевых эффекта.

Экономический эффект. Национальные системы образования получают значительные денежные средства. Прием иностранных студентов стал заметным источником внешних поступлений финансовых средств во многих экономически развитых странах. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 50-60 млрд. долларов. Экспорт образовательных услуг принес странам ОЭСР около 30 млрд. долларов, составив 3% общего объема торговли услугами. Например, в Австралии доходы от торговли услугами и товарами, связанными с образованием, являются третьей по важности статьей экспорта услуг, на долю которой приходится 12% его объема. США получили не менее 15 млрд. долларов. По примерным расчетам вклад образовательной миграции иностранных студентов, стажеров, аспирантов, а также слушателей подготовительных отделений в экономику России в 2004 г. составил 292 млн. долларов. При этом потенциальный объем экспорта российского высшего образования - до 4 млрд. долларов. Пока Россия не полностью использует свои ресурсы с точки зрения экспорта образовательных услуг. Если Россия займет позицию стороннего наблюдателя, а не активного участника, то достаточно быстро может превратиться в образовательную периферию.

Социальный эффект. Приток образовательных мигрантов играет роль в развитии инновационного потенциала, высокотехнологичных отраслей и «знание ёмких» секторов сферы услуг: образование, здравоохранение, связь, 1Т-технологии и пр. При этом иностранные выпускники вузов могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для

нужд экономики знаний, поскольку на учёбу за рубеж едут, как правило, лучшие и наиболее мотивированные молодые люди. В глазах работодателей дополнительную привлекательность им придаёт то обстоятельство, что в отличие от многих, вновь принимаемых мигрантов, иностранные студенты к моменту завершения учёбы уже владеют языком страны приёма, знакомы с её законами и обычаями, а также правилами и условиями работы. Поэтому многие иностранные выпускники приглашаются на работу в местные организации. Прием иностранных студентов и преподавателей дает позитивные импульсы развитию системы высшего образования. На долю иностранцев приходится, например, в Швейцарии - 13%, в США - 8% профессорско-преподавательского состава университетов, их приток в определенной мере нейтрализует старение вузовских кадров. Иностранные студенты способствуют модернизации их структуры, появлению новых учебных программ, направлений и отделений. Как следствие, повышается качество всей национальной системы образования.

Политический эффект. Совершенно очевидно, что поддержка обучения молодежи принимающими странами представляет наиболее эффективный путь влияния на будущую политику и экономическую элиту в отдающей стране. Это своего рода инвестиции, обладающие мультипликативным эффектом в экономической и политической сферах среднесрочной перспективы. Обучающиеся в вузах иностранцы становятся элитой в своих странах, что дает возможность принимающим странам устанавливать с посылающими государствами прочные взаимовыгодные политические и экономические связи. Пример обучения нынешних политических лидеров Грузии в университетах США в настоящее время - наиболее наглядный пример проявления подобного рода эффектов.

Демографический эффект. Иностранные студенты - это демографический потенциал для принимающих стран. В этой ситуации иностранные студенты, получившие образование в принимающих странах, владеющие языком, понимающие местную культуру, адаптированные к национальным рынкам труда, могут рассматриваться как будущие граждане и работники.

В настоящее время большинство развитых стран сталкивается с проблемами недостатка высококвалифицированных трудовых ресурсов, а некоторые с серьезными демографическими проблемами. Например, недостаток специалистов в области информационных технологий в США составлял порядка 850 тыс. человек, в Европе - около 2 млн. человек. Как показывает практика, только за счет внутренних резервов (в частности, развитие соответствующих направлений в образовании и переквалификации), проблему удовлетворения высокого спроса на профессионалов решить не удается. Во многих странах существует высокий спрос на специалистов в области информационных технологий, космической и авиационной техники, здравоохранения, образования и др.

Россия с 1993 г. столкнулась с проблемой сокращения численности населения, а с 2007 г. начала испытывать сокращение трудовых ресурсов. Население России продолжает стареть, растут затраты на пенсионную систему. Миграция может быть одним из ресурсов, который может погасить эти негативные процессы. Конечно, миграция не может решить всех демографических проблем России, необходимо стимулировать рождаемость и снижать смертность, но в стране сложились объективные предпосылки для активного приема образованных мигрантов. Россия могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи (потенциальных студентов и аспирантов) в странах СНГ, а возможно и из развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Фактически иммиграционная политика становится главным средством конкурентной борьбы за высококвалифицированные кадры и образовательных мигрантов между странами. В этом смысле резервы российской системы образования не исчерпаны, тем более что вузы нуждаются в средствах и абитуриентах. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на правительства зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Однако в условиях усиления конкуренции в мире, в этом вопросе требуется государственная политика продвижения за границей нашей системы образования и языка за рубежом, которая учитывала бы позитивный опыт зарубежных стран. Можно предложить рекомендации для России.

1. Требуется выделение в отдельное направление государственной политики вопросов привлечения образовательных мигрантов в Россию. Пока российские власти не рассматривают поток учебных мигрантов как значимый, он существует сам по себе, без государственной поддержки. Между тем эта категория мигрантов является наиболее желательной для России, поскольку российская система образования представляет своеобразный «адаптационный фильтр», пройдя через который, мигрант осваивает язык, познает культуру, получает необходимую профессию, приспосабливается к национальному рынку труда.

2. Россия должна активно «продвигать» русский язык и российскую культуру на образовательных рынках различных стран, откуда возможно черпать потенциал учебных мигрантов. Здесь уместно использовать опыт Великобритании, где через структуры типа «Британского совета» открывают центры и представительства, в которых обучают английскому языку, распространяют английскую культуру, чем привлекают абитуриентов и студентов к обучению. Например, учебные мигранты из Ирана могли бы быть ориентированы на Россию, однако, русский язык сложен для персов в обучении, да и нет специальных центров, в которых его можно изучать. В итоге большинство иранских студентов едут во Францию и Великобританию, где активно развивают систему подготовки абитуриентов французскому и английскому языку.

3. Требуется четкая маркетинговая стратегия на зарубежных рынках (реклама российских университетов за рубежом, исследование потенциалов рынков, способов воздействия на эти рынки). Наши исследования потенциала зарубежных образовательных рынков показывают, что страны значительно отличаются друг от друга с точки зрения предпосылок и перспектив расширения экспорта образовательных услуг России. В качестве основных критериев типологии необходимо выделить следующие:

• - во-первых, динамику численности населения и возрастного состава населения, то есть демографический фактор. Во многих развивающихся странах мира продолжается достаточно интенсивный рост населения, увеличивается абсолютная численность и доля молодых людей в общей численности молодежи. Данные государства могут представлять наибольший интерес и перспективы для экспорта российских образовательных услуг. В большинстве своем это страны Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной и Восточной Азии, Индии, государства в Центральной Азии, входящие в состав СНГ (например, Узбекистан и Таджикистан). Многие страны мира испытывают сокращение численности населения или имеют нулевой прирост населения. Они в меньшей степени перспективны для притока иностранных студентов в Россию;

• - во-вторых, тенденции и перспективы социально-экономического развития стран, темпы роста экономики, динамика социально-экономического развития, тенденции формирования среднего класса и пр., то есть социально-экономический фактор. С этой точки зрения для России безусловный интерес представляют «растущие» экономики Китая, Индии, Вьетнама, стран Ближнего Востока, Латинской Америки, Казахстана и пр. В этих государствах экономический рост часто опережает социальное развитие, системы образования не успевают «поглощать» значительный потенциал молодежи из числа среднего класса, способного платить за обучение, что вызывает образовательную эмиграцию за границу. Поэтому на эти страны Россия также должна обратить особое внимание;

• - в-третьих, исторические особенности и традиции взаимодействия в социально-экономической сфере России со странами, в том числе в области научно-технического сотрудничества и образовательной миграции. У России сложился достаточно давний опыт привлечения ученых мигрантов из различных стран, прежде всего, это государства СНГ и Балтии, страны бывшего социалистического лагеря, развивающиеся государства Африки, Латинской Америки и Азии. Как показывают наши исследования, именно традиционность образовательных связей во многих случаях предопределяет направления и масштабы учебой миграции. В этой связи наиболее перспективными можно считать указанные выше страны.

Применительно к отдельным странам нами отмечено сочетание всех трех факторов. Это наиболее перспективные рынки с точки зрения расширения сферы образовательных услуг. К данным странам можно отнести Китай, Вьетнам, Индию, государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан), ряд стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Именно на них Россия должна концентрировать свои усилия в перспективе с точки зрения привлечения учебных мигрантов.

4. Необходимо подписание и развитие соглашений о взаимном признании дипломов между Россией и странами, отдающими в Россию учебных мигрантов. Нужно облегчить доступ к рынку труда, виду на жительство и гражданству студентам и аспирантам, желающим остаться жить и работать в России во время и после окончания учебы. Преференциями должны пользоваться также и члены их семей.

5. Возможно расширение количества межгосударственных договоров по вопросам обучения студентов и аспирантов на уровне правительств стран и между отдельными регионами и университетами. Достаточно активно по этому направлению работает Правительство Москвы, выделяющее стипендии молодым соотечественникам - гражданам стран СНГ и Балтии. Пока этот опыт не стал в России повсеместным.

6. Нужно оказывать финансовую помощь, различную поддержку, освобождать от налогов вузы, привлекающе иностранных студентов. В частности, перспективными проектами для региональной экономики могут стать строительство на основе паритетного финансирования из федерального и регионального бюджетов студенческих городков («кампусов») с развитой транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Эти проекты могли бы стать точками экономического роста инновационной экономики.

7. Требуется обеспечить безопасность и комфортные бытовые условия студентов. Необходимо улучшить условия проживания в общежитиях (соотношение цена-качество). Сместить акцент с контроля быта на процесс обучения (в последнее время - особенно острая проблема, так как администрация общежития предъявляет жесткие требования к проживающим там студентам, не в полной мере, обеспечивая бытовые условия). Сократить штат сотрудников общежития, используя ресурсы студенческого самоуправления.

8. Необходимо улучшить качество обучения, обеспечить доступ к библиотечным и Интернет-ресурсам. Повысить требовательность к иностранным студентам, что повысит значимость получаемых знаний, а не дипломов, которые не всегда подкрепляются реальными знаниями. Нужно периодически обновлять программы обучения, расширять спектр программ, преподаваемых на иностранных языках. Можно подписать соглашения между университетами и научно-исследовательскими институтами о предоставлении ими своей базы (лабораторий, библиотек и т.д.) для проведения занятий и практик по ряду специальностей. Это поможет существенно повысить эффективность обучения.

9. Необходима масштабная информационная кампания по рекламе российских вузов за рубежом. Можно активно использовать современные средства информации, провести серию специальных выставок за рубежом, рекламные акции, активизировать связи с выпускниками для информирования потенциальных абитуриентов о возможностях обучения в российских университетах.

10. Требуется решать проблемы ксенофобии в отношении иностранных граждан. В последние годы в разных городах страны зафиксировано множество нападений на иностранных студентов, испытывающих на себе недоброжелательное отношение некоторых людей, сложности языковой и бытовой адаптации и т.п. Подобные причины порождают негативное отношение к нашей стране, отталкивают настоящих и будущих студентов от приезда и обучения в России.

Надеемся, что в результате реализации указанных мер, Россия станет страной «притока умов», а не страной «утечки умов».

(Исследование проведено в рамках проектов РФФИ № 07-06-00466-а и № 08-06-00408-а)

УДК 316.34.34:378.2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ВУЗА А.Н. СИЛИН, В.В. ТКАЧЕНКО

Северный вуз, социологический мониторинг, качество образования

Специфика северного вуза существенно отличает его от условий функционирования учебных заведений в южной и средней полосах страны, что обусловлено особенностями жизнедеятельности людей в высоких широтах [1]. Основное исследование проводилось авторами на материалах монопрофильного города Новый Уренгой - центра газодобывающей индустрии России. Численность населения составила здесь в 2008г. около 100 тысяч человек, 4% из которых - студенты высших учебных заведений. Учитывая, что перспективы развития округа на ближайшие 15-20 лет будут определяться возрастающими темпами освоения новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал, то потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием возрастет, и, как следствие, повысится роль северного вуза в деле подготовки кадров. Опираясь на то факт, что правовые основы системы управления вуза для всех северных городов едины, учитывая ментальность и своеобразие жизнедеятельности населения северных городов, авторы полагают, что полученные выводы и результаты, полученные в г. Новый Уренгой, могут быть экстраполированы и на вузы других северных городов.

В целях получения обратной связи о ситуации в системе высшего образования и оценки деятельности вузов кафедрой социального менеджмента и Ямальским нефтегазовым институтом ТюмГНГУ с 2007 г. проводится мониторинг общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.