Научная статья на тему 'Эффекты иностранной учебной миграции для России'

Эффекты иностранной учебной миграции для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцев Сергей Васильевич, Письменная Елена Евгеньевна

The article considers political, social, demographic and economic effects of the migration of foreign students in Russia. It substantiates the necessity to encourage the influx of foreign students to Russia with the account of the interests of the country. In most developed countries the authorities are already aware of the significance of students' migration for formation of the human capital required for development of the national economy. They actively support the influx of student migrants to their countries and simplify the migration related rules for students. Regretfully, in Russia the role of students' migration is underestimated, although it is of great importance for the future development of Russia. It has at least four key effects: political, social, demographic and economic, and each of them is observed both at the federal and regional levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effects of the foreign students' migration in Russia

The article considers political, social, demographic and economic effects of the migration of foreign students in Russia. It substantiates the necessity to encourage the influx of foreign students to Russia with the account of the interests of the country. In most developed countries the authorities are already aware of the significance of students' migration for formation of the human capital required for development of the national economy. They actively support the influx of student migrants to their countries and simplify the migration related rules for students. Regretfully, in Russia the role of students' migration is underestimated, although it is of great importance for the future development of Russia. It has at least four key effects: political, social, demographic and economic, and each of them is observed both at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Эффекты иностранной учебной миграции для России»

СВ.Рязанцев, Е.Е.ПисьМенная

Эффекты иностранной

учебной миграции Зло России*

В большинстве экономически развитых стран мира власти осознали значимость учебной миграции как средства формирования человеческого капитала, необходимого для развития национальной экономики. Они активно стимулируют приток учебных мигрантов в страну, упрощая миграционные правила для студентов и других категорий учебных мигрантов. К сожалению, в России пока эти эффекты остаются недооцененными. Между тем, учебная миграция для развития России имеет огромное значение, и как минимум четыре ключевых эффекта: социальный, политический, демографический и экономический. Каждый из них проявляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Остановимся на них подробнее.

Социальный эффект. Прежде всего учебная миграция играет важную роль в развитии инновационного потенциала, высокотехнологичных отраслей и «знаниеёмких» секторов сферы услуг,

* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 08-06-00408-а).

таких, как образование, здравоохранение, связь, 1Т-технологии и пр. При этом иностранные выпускники вузов могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для нужд экономики знаний, поскольку на учёбу за рубеж едут, как правило, лучшие и наиболее мотивированные молодые люди. В глазах работодателей дополнительную привлекательность им придает и то обстоятельство, что, в отличие от многих вновь принимаемых мигрантов, иностранные студенты к моменту завершения учебы уже владеют языком страны приема, знакомы с ее законами и обычаями, а также правилами и условиями работы. Поэтому многие иностранные выпускники приглашаются на работу в местные организации. Прием иностранных студентов и преподавателей дает позитивные импульсы развитию системы высшего образования. На долю иностранцев приходится, например, в Швейцарии - 13%, в США - 8% профессорско-преподавательского состава университетов, и их приток в опреде-

ленной мере нейтрализует старение вузовских кадров. Иностранные студенты способствуют модернизации структуры, появлению новых учебных программ, направлений и отделений. Как следствие, повышается качество всей национальной системы образования. В настоящее время в России не ослабевают споры относительно эффективности реформирования системы образования. В этой ситуации потребности иностранных студентов могут помочь эффективно реформировать учебные планы и содержание курсов российским вузам, т.е. учебная миграция может рассматриваться с социальной точки зрения как довольно эффективный «внутренний преобразователь» системы образования.

Политический эффект. Поддержка обучения молодежи принимающими странами представляет собой наиболее эффективный путь влияния на формирование будущей политической и экономической элиты в посылающей учебных мигрантов стране. О бучение иностранных студентов в данном случае можно рассматривать как инвестиции, обладающие мультипликативным эффектом в экономической и политической сферах в среднесрочной перспективе. Через обучавшихся в вузах студентов принимающие страны гораздо эффективнее устанавливают связи с посылающими государствами. Пример нынешних политических лидеров некоторых стран ННГ (Грузии, Латвии, Литвы и др.), обучавшихся в университетах США, в настоящее время очень наглядно демонстрирует проявление политических эффектов учебной миграции. Активную и достаточно эффективную политику по подготовке кадров для развивающихся и социалистических стран проводил Советский Союз. Она

была ориентирована на страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые декларировали «строительство социализма». Например, в 1961 г. в вузах СССР учились 300 студентов из западноафриканских стран. Советское руководство надеялось, что студенты станут не только высококвалифицированными специалистами, но и друзьями Советского Союза, людьми с прогрессивными взглядами [1. С. 16]. После распада СССР долгое время Россия не уделяла достаточного внимания этому вопросу. В итоге, страной были потеряны «завоеванные» с большим трудом и затратами образовательные рынки.

Так, например, за 50 лет сотрудничества вузы СССР и России подготовили более 70 тыс. вьетнамских специалистов, из них более 30 тыс. получили высшее образование, 3 тыс. человек стали кандидатами наук, 200 человек получили степень доктора наук. Сейчас многие из них занимают высокие посты в правительстве, возглавляют научные институты, работают в вузах, государственных учреждениях и компаниях 1.

Недавно Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция политики в сфере подготовки кадров для зарубежных стран. Согласно этому документу, страны СНГ и Балтии являются приоритетным регионом для проведения политики в сфере привлечения учебных мигрантов, а экспорт образования является важным инструментом поддержания связей с Новыми независимыми государствами (ННГ). По данным Министерства

1 Подробнее о сотрудничестве РФ и Республики Вьетнам см.: Кузнецов Н.Г. Вьетнамские мигранты в России //Народонаселение. 2008. № 4.

образования и науки России, в 2007 г. за счет средств федерального бюджета было выделено около 5,2 тыс. стипендий для обучения в российских вузах для студентов, аспирантов, докторантов и стажеров. В том числе для стран СНГ и Балтии было предоставлено 2,7 тыс. стипендий, что составляет 52% от общего количества [2. С. 164]. Максимальное число стипендий было выделено Кыргызстану и Украине. В распределении квот по странам СНГ и Балтии четко просматривается геополитический подход России — еще в 2007 г. выделялись квоты для тогда еще «непризнанных государств и территорий» (Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья). Часть этих квот в странах СНГ и Балтии предусмотрена для соотечественников. Данные квоты распределяются через национальные

министерства образования и посольства России (рис. 1).

В развитие этой концепции, с 2009 г. было увеличено количество стипендий для иностранных студентов, аспирантов, докторантов и стажеров, которые теперь будут выдаваться за счет средств федерального бюджета. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 638 от 25 августа 2008 г. «О сотрудничестве с зарубежными странами», планируется выделять 10 тыс. стипендий иностранцам для обучения в России. Тем не менее, даже этого количества стипендий (квот) недостаточно для того, чтобы Россия наращивала свое политическое и экономическое присутствие в странах СНГ и Балтии. На наш взгляд, требуется их кратное увеличение. Некоторые реги-

Приднестровье Южная Осетия Абхазия Туркменистан Эстония Линза Латвия Беларусь Азербайджан Грузия Таджикистан Узбекистан Армения Казахстан Молдова Украина Кырг ызстан

50 55 55

80 85 85 85

160

178 178 18

3

193 198

23 228

324 330

50

100

150

200

250

300

350

Рис. 1. Распределение государственных стипендий (квот) для обучения иностранных граждан и соотечественников из ННГ в России за счет средств федерального бюджета в 2007 г.

(данные Министерства образования и науки России [2. С. 164])

оны выделяют дополнительные места для обучения в своих вузах гражданам ННГ. В частности, нужно отметить опыт Москвы и Санкт-Петербурга.

В октябре 2008 г. для студентов вузов из стран СНГ и Балтии были установлены 240 стипендий мэра Москвы, в том числе 181 стипендия для студентов из стран Балтии и 59 стипендий — из стран СНГ. Это решение принято для сохранения и развития интеллектуального потенциала российской диаспоры за рубежом и реализации права на получение высшего образования на русском языке. Для реализации стипендиатской программы будут сформированы попечительные советы, персональный состав которых утвердит мэр Москвы по представлению Департамента внешнеэкономической деятельности и международных связей города. Размер стипендии будет приравнен к стипендии Президента Российской Федерации и составит 27 тыс. руб. [3].

К сожалению, такой опыт пока не стал повсеместным в стране, требуется его распространение на другие регионы России. Привлечение студентов из стран СНГ и Балтии, в том числе путем выделения стипендий на обучение в российских вузах, могло бы стать эффективным способом поддержки русской диаспоры и хорошим способом привлечения студентов в Россию.

Экономический эффект. Национальная система образования получает прямые денежные доходы от оплаты обучения иностранными студентами. Прием иностранных студентов стал заметным источником внешних поступлений финансовых средств многих экономически развитых стран. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 60—65 млрд. долл., в том числе 40% приходится на США и Великобританию. В эту сумму вхо-

дит оплата за обучение, проживание, транспортные и иные расходы иностранных студентов, стажеров и аспирантов. Согласно прогнозам, рынок образовательных услуг может составить в среднесрочной перспективе 90 млрд. долл. Экспорт образовательных услуг принес странам ОЭСР около 30 млрд. долл., составив 3% общего объема торловли услугами. Например, в Австралии доходы от торговли услугами и товарами, связанными с образованием, являются третьей по важности статьей экспорта услуг, на долю которой приходится 12% его объема.

Среднегодовая стоимость обучения в России иностранных граждан, по данным обследования Центра социологических исследований, составила 2680 долл., а совокупная плата за обучение всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов, а также слушателей подготовительных отделений в 2005—2006 уч. году — около 170 млн. долл. По последним данным, плата иностранных студентов за обучение в российских вузах составила в 2007— 2008 уч. году около 271 млн. долл.1

Эксперты отмечают, что некоторые вузы проводят демпинговую политику в ценообразовании, в том числе в сегменте иностранных студентов. Ценовой диапазон в вузах России сильно отличается в зависимости от специальности, места расположения вуза, его престижности, формы обучения и других факторов. Приведем примерные оценки стоимости обучения в российских вузах, сложившиеся в 2008 г. (табл. 1).

1 Данные были приведены в докладе Л.И.Ефремовой на Всероссийском совещании проректоров по международным связям (ноябрь 2008 г.), проходившего на базе Российского университета дружбы народов.

Таблица 1

Диапазон цен за обучение в российских вузах в 2008 г.,

тыс. руб. за год

Специальность Очная форма обучения Заочная форма обучения

Юриспруденция 80,0-200,0 40,5-95,0

Информационные технологии 70,0-200,0 24,0-94,0

Экономика 120,0-340,0 54,0-136,0

Машиностроение 60,0-100,0 28,8-45,0

Газ и нефтехимия 45,0-86,0 22,6-42,0

Энергетика 45,0-65,0 22,0-32,0

Медицина 40,0-190,0 19,5-92,0

Филология 35,0-180,0 18,0-89,0

Естественные науки 47,0-175,0 22,5-84,0

Источник. Одна надежда есть // Ведомости вуз. 2009. № 1. С. 12.

Как показало исследование, в стране также четко проявляется ценовая дифференциация в отношении установления вузами оплаты за обучение для российских и иностранных студентов. По данным Министерства образования и науки России, соотношение цен на обучение в российских вузах для иностранных и российских граждан в 2008 г. было на уровне 2:1 1. При этом, как правило, для студентов из стран СНГ устанавливаются цены немного выше, чем для российских граждан, но меньше, чем для представителей дальнего зарубежья. Внутри СНГ также присутствует определенная разница в ценах за обучение. Расходы на питание, досуг, плата за проживание, транспорт иностранных студентов в России могут составлять не менее 250 млн. долларов в год. Расходы сильно зависят от типа города. Наиболее дорогим для студентов является Москва, в которой приходится тратить на пи-

1 Данные были приведены в докладе Н.М.Дмитриева на Всероссийском совещании проректоров по международным связям (ноябрь 2008 г.), проходившего на базе Российского университета дружбы народов.

тание, проезд, услуги связи, книги, канцелярские товары гораздо больше, чем в провинции. В среднем, по данным нашего исследования, студенты из ННГ в Москве тратят на указанные цели от 10 до 15 тыс. руб. В областных и краевых центрах от 8 до 12 тыс. руб.

Как показало исследование, родители достаточно часто пересылают деньги студентам в Россию. В этой связи обратимся к данным Центрального банка России относительно денежных переводов в страну. В отношении ННГ можно утверждать совершенно четко, что значительная часть денег, направляемых в Россию, представляет собой внутрисемейные трансферты — оплату за обучение и материальную помощь родителей детям, которые обучаются в российских вузах. Объемы денежных переводов из стран СНГ в Россию стабильно росли на протяжении последних лет, достигнув своего максимума в 2007 г. — 868 млн. долл. (рис. 2). По данным Центрального банка России в 2007 г., средний размер одного денежного перевода в Россию составлял 575 долл.

В разрезе стран нужно отметить ведущую роль Казахстана,

Узбекистана и Украины. Именно эти государства являются крупнейшими «поставщиками» студентов в Россию из ННГ. Например, из Казахстана в 2007 г. было переведено 205 млн., а из Узбекистана — 201 млн. долл. Ведущие позиции государств в списке лидеров по числу учебных мигрантов и объемам денежных переводов доказывают тесную степень связи между этии феноменами. В 2007 г. Казахстан был единственной в СНГ, с которой у Ро

сии было положительное сальдо по денежным переводам. Это означает, что из Казахстана в Россию поступало больше денег, чем было переведено из России в Казахстан. Иначе, объемы учебной миграции из Казахстана в Россию оказались выше, чем объемы трудовой миграции.

Таким образом, расходы иностранных студентов, связанные с обучением и проживанием в России, могут составлять примерно 520 млн.

Рис. 2. Объемы денежных переводов из стран СНГ в Россию в 2005-2008 гг., млн. долл.

Рис. 3. Объемы денежных переводов из отдельных стран СНГ в Россию в 2007 г., млн. долл.

долл. Если из этих денег вычесть стоимость учебы и проживания иностранных граждан, которые обеспечены знаниями и жильем за счет средств российского федерального бюджета и бюджетов российских вузов (около 25 млн. долл.), то полученный в итоге «чистый экономический эффект» для России составил 495 млн. долл. Если принимать во внимание, что на студентов из ННГ приходится 38% всех иностранных студентов, то экономический эффект от учебной миграции именно из ННГ — не менее 188 млн. долл. Однако потенциальный объем российского рынка образовательных услуг может составлять около 4 млрд. долл., в том числе до 2 млрд. долл. из них могут приносить студенты из ННГ Пока Россия не полностью использует свои возможности в отношении обучения иностранных студентов, недополучая экономический эффект.

Демографический эффект. Иностранные студенты, которые остаются после окончания вузов в принимающей стране, — это также демографический потенциал. Иностранные выпускники российских вузов, получившие образование, владеющие языком, понимающие местную культуру, адаптированные к национальному рынку труда, могут рассматриваться как наиболее желательная категория мигрантов, которые могут быть хорошими работниками и законопослушными гражданами. В настоящее время большинство развитых стран сталкивается с проблемами недостатка высококвалифицированных трудовых ресурсов, а некоторые — с серьезными демографическими проблемами. Например, недостаток специалистов в области информационных технологий в США составлял порядка 850 тыс. человек, в Европе — около 2 млн. человек. Как

показывает практика, только за счет внутренних резервов (в частности, развитие соответствующих направлений в образовании и переквалификации), проблему удовлетворения высокого спроса на профессионалов решить не удается. Во многих странах существует высокий спрос на специалистов в области информационных технологий, космической и авиационной техники, здравоохранения, образования и др.

С начала 1990-х годов Россия и многие ее регионы столкнулась с проблемой сокращения численности населения, а в скорой перспективе начнет сокращаться численность трудовых ресурсов. Кроме того, население России продолжает стареть, растут затраты на пенсионную систему. Учебная миграция является одним из ресурсов, который может отчасти замедлить эти негативные процессы. Конечно, учебная миграция не может решить полностью все демографические проблемы России (прежде всего необходимо стимулировать рождаемость и снижать смертность), но она может быть весьма существенным компонентом компенсации потерь населения в стране. Таким образом, в стране сложились объективные демографические предпосылки для привлечения учебных мигрантов.

Как показывает социологический опрос, проведенный Центром социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН в шести городах России, более половины иностранных студентов ориентированы на рождение двоих детей, примерно 19% — на рождение троих, около 9% — на четверых. Всего 2% опрошенных студентов не хотят иметь детей (рис. 3).

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2006 г. российские вузы окончили

Не хотят 1 ребенка иметь детей

2 детей

3 детей

4 детей

5 детей и более

Рис. 4. Репродуктивные установки иностранных студентов, обучающихся в России (данные социологического опроса 528 иностранных студентов в шести городах России)

6556 граждан стран СНГ и Балтии. Причем, как показывает исследование, многие иностранные студенты из ННГ еще в процессе учебы получают российское гражданство. Если принять во внимание, что примерно 1/5 часть иностранных студентов настроена на то, чтобы остаться жить и работать в России, то из указанного числа выпускников это примерно 1300 человек. Во-первых, эти люди

уже пополняют население России, т.е. несут прямой демографический эффект. Кроме того, у них родятся дети, что будет иметь демографический эффект в перспективе. По нашим расчетам, учитывая дифференцированные установки на рождение детей, от выпускников вузов 2006 г. из стран СНГ и Балтии, желающих остаться в России, может родиться 3161 ребенок. Таким образом, мы получим в лице

Рис. 5. Расчеты количества детей, которые могут родиться у 1300 выпускников российских вузов из стран СНГ и Балтии 2006 г., желающих остаться в России

53,7

19,4

0 -

иностранных выпускников российских вузов не только рабочую силу, но и новые семьи и детей, что в условиях демографического спада очень важно.

В октябре 2007 г. Указом президента была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г., в которой отмечается необходимость стимулирования учебной миграции молодежи в страну. В качестве задачи обозначается необходимость привлечения квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из стран СНГ и Балтии) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы.

Следует отметить, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., подписанной в ноябре 2008 г., в качестве прочих целевых ориентиров обозначено «увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5% общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств — участников СНГ». В данном документе отмечается, что «повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг». К сожалению, идея привлечения учебных мигрантов не была четко прописана в Государственной программе стимулирования переселения

в Россию соотечественников. Однако известно, что на уровне согласования региональных программ содействия переселению этому аспекту уделяется определенное внимание. Вместе с тем необходимо более четко обозначить приоритет привлечения учебных мигрантов в Россию во всех демографических документах, в том числе во вновь разрабатываемой Федеральной миграционной службой Концепции регулирования миграции (миграционной политики).

Таким образом, в современной России идея привлечения иностранных студентов не имеет единого концептуального обоснования. Требуется более четкое обоснование этой идеи во всех государственных документах, реализация мер по реальному продвижению ее со стороны всех министерств и ведомств. Россия могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи в странах ННГ, а также в некоторых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Основными критериями, которыми необходимо руководствоваться России при выборе стратегии продвижения образовательных услуг на зарубежных рынках, являются демографический, социально-экономический и исторический факторы.

Демографический фактор, т.е. динамика численности населения и его половозрастная структура. Более перспективными рынками можно считать страны с растущим населением и значительной долей молодых возрастов в населении. В настоящее время рост населения характерен для некоторых развивающихся стран, здесь также увеличивается абсолютная численность и доля молодых людей в общей численности молодежи. В большинстве сво-

Таблица 2

Численность населения и молодежи в странах ННГ в 2007 г., тыс. человек

Страна Численность населения Численность населения в возрасте 15-24 года Возможный потенциал для обучения в России

Азербайджан 8629,9 1793,3 18-20

Армения 3226,5 630,7 6-10

Беларусь 9714,5 1587,0 15-20

Грузия 4382,0 726,3 7-10

Казахстан 15 766,0 3045,0 30-40

Кыргызстан 5224,0 2103,0* 20-25

Молдова 3581,1 699,0 7-10

Таджикистан 7215,0 - 25-30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туркменистан 4952,0 - 15-20

Узбекистан 26 664,0 5515,0 50-60

Украина 46 192,0 7103,1 7-10

Литва 3366,0 533,1 5-7

Латвия 2271,0 352,0 3-5

Эстония 1341,0 203,5 2-3

Всего 132 810,5 24 291,3

* Численность молодежи в Кыргызстане дана в возрастном диапазоне от 10 до 29 лет.

ем — это страны Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной и Восточной Азии, Индия. На территории бывшего СССР к таким государствам можно отнести Узбекистан и Таджикистан. Многие страны мира испытывают сокращение численности населения или имеют нулевой прирост населения. Они в меньшей степени перспективны для притока иностранных студентов в Россию.

Социально--экономический фактор, т.е. тенденции и перспективы социально-экономического развития стран, темпы роста экономики, динамика социально-экономического развития, тенденции формирования среднего класса. С этой точки зрения для России безусловный интерес представляют «растущие» экономики азиатских стран — Китая, Индии, Вьетнама, стран Ближнего Востока, Латинской Америки, в СНГ — Казахстана. Во всех этих государствах экономический рост часто опережает

социальное развитие, системы образования не успевают «поглощать» значительный потенциал молодежи из числа среднего класса, способного платить за обучение, что вызывает образовательную эмиграцию за границу. Поэтому на эти страны Россия также должна обратить особое внимание при реализации своей стратегии экспорта образовательных услуг.

Исторический фактор, т.е. особенности развития и традиции взаимодействия России с различными странами, в том числе в области научно-технического сотрудничества и учебной миграции. У России сложился достаточно давний опыт привлечения учебных мигрантов из различных стран, прежде всего — это республики бывшего СССР, страны Восточной Европы, Вьетнам, Монголия, Индия, Афганистан, Куба, КНДР, африканские государства. Как показывают наши исследования, наличие «сетевых связей», традиций обучения во мно-

гом предопределяет выбор студентами страны обучения. Например, у многих нынешних иностранных студентов родители ранее заканчивали университеты в СССР или России.

При формировании политики привлечения учебных мигрантов необходимо концентрировать усилия на странах, для которых сочетаются три фактора — исторический, социально-экономический и демографический. Государства, в которых есть подобное сочетание, представляют собой наиболее перспективные рынки для расши-

рения экспорта образовательных услуг российскими вузами. К ним относятся Китай, Вьетнам, Индия, Таиланд, страны СНГ в Центральной Азии (прежде всего Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан), ряд государств Ближнего Востока (ОАЭ, Сирия), Африки (Египет, Ливия, Танзания, Эфиопия) и Латинской Америки (Куба, Венесуэла, Бразилия). В первую очередь Россия должна продвигать экспорт образовательных услуг именно на этих рынках. Подобная концентрация усилий даст больший эффект для страны.

Литература

1. Быкова С. А кто у нас друг?// Поиск: Еженедельная газета научного сообщества. 2009. № 8. 3. Экспорт российских образовательных

услуг: Стат. сб. / Министерство образования и науки РФ. М.: ЦСП, 2007. 3. http://www.educom.ru/ru/department/ news/news_detail.php?ID=5785

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.