ОД Воробьева, АВ Татлин
Миграционная политика стран СоЗрутестВа: необходимо и Возможно
Объективная необходимость выработки единой концепции общего миграционного пространства на территории государств-участников СНГ обусловлена наличием общего безвизового пространства, обеспечивающего свободное перемещение населения. Кроме того, общая концепция существования Содружества предполагает развитие тесных интеграционных связей в социально-экономической сфере. Избыток трудовых ресурсов в одних странах СНГ и их дефицит в других способствует развитию процесса трудовой миграции. В связи с этим проведение государственной миграционной политики на национальном уровне одних партнеров, противоречащей интересам других партнеров, связано с огромными экономическими, политическими, социальными и гуманитарными издержками, ведет к разобщению стран, народов и их экономик, к конфронтации и взаимному недоверию, неуважению прав друг друга на территории стран. Преодоление существующих противоречий возможно лишь при помо-
щи разработки и проведения единой миграционной политики на всем пространстве стран СНГ
Цели миграционной политики государств-участников Содружества Независимых Государств должны включать гармонизацию интересов в области занятости населения стран-партнеров на едином безвизовом пространстве для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, устойчивого экономического роста, правовой и социальной защиты населения, а также создание бесконфликтных условий переселения населения из одних стран в другие.
Межстрановые миграционные процессы, трудовая миграция, направления и объемы. Несмотря на быстрое становление новых государств, миграционное пространство бывшего Союза ССР для большинства его населения остается общим. Пересечение границ стран СНГ, за редким исключением, не требует визы, сохраняются тесные семейные и культурные связи между гражданами новых стран, общие сис-
темы транспорта и коммуникаций, наличие общего языка общения (русского языка), похожие образовательные системы, взаимодополняемость рынка труда, схожие ментальности и поведенческие черты.
Постсоветское пространство в течение всего межпереписного периода и в настоящее время, за исключением стран Балтии, остается главным ареалом миграционного взаимодействия России. Деструктивные процессы на территории бывшего СССР, с одной стороны, подстегнули стремление населения, прежде всего русских, из постсоветских стран в Россию, достигшее пика в 1994 г. (1,1 млн человек), с другой — лишили эти страны привлекательности для россиян, выезд которых туда в первые же годы после коллапса СССР упал почти в 3 раза. Миграционное движение между Россией и бывшими союзными республиками по существу стало односторонним. Движение в Россию в рассматриваемый период было главным вектором миграций на постсоветском пространстве. Трое из четырех мигрантов, переехавших между странами СНГ, направлялись в Россию.
Согласно текущему учету, миграционный прирост России в обмене со странами СНГ и Балтии опустился до чрезвычайно низкого уровня — 134 тыс. человек в 2004 г., что в 3 раза меньше среднегодового уровня 1990-х годов. Начиная с 2005 г., в связи с изменением порядка официального учета миграционных процессов, их объемы и масштабы несколько возросли. Тренды регистрируемой миграции скорее отражают резкое сужение пространства для легитимной миграции, чем реальные потоки.
Россия имела положительный миграционный баланс в обмене со
всеми постсоветскими странами, кроме Белоруссии.
За 20-летний (с 1989 по 2008 г.) период миграционный прирост численности населения России в обмене со странами СНГ составил 5775,4 тыс. человек, 1/3 миграционного прироста составил прирост населения из Казахстана (32,8%, или 1896,9 тыс. человек), практически тот же масштаб миграционного прироста был из стран Средней Азии (34,5%, или 1996,6 тыс. человек), в том числе 975,5 тыс. человек в обмене с Узбекистаном. Примерно 1/5 часть прироста дали страны Закавказья: Азербайджан и Грузия по 8,0% и вдвое меньшую долю — 4% составил миграционный прирост в обмене с Арменией. Что касается европейских стран, входящих в состав СНГ, то наибольший миграционный прирост имел место в обмене с Украиной.
Все миграционные потоки в направлении страны СНГ и Балтии — Россия носили в 1990-е годы преимущественно вынужденный характер и имели своей целью переселение на постоянное место жительства. Этнический состав мигрантов в это время на 80% состоял из представителей коренных народов России, главным образом русских (на 60%). Постепенно, по мере изменения социально-экономической обстановки и в связи с обострением ситуации на рынке труда большинства государств Содружества, миграционные процессы трансформировались в трудовую миграцию.
По развитию трудовой миграции СНГ быстро догоняет остальной мир. На пространстве СНГ Российская Федерация является основным государством, принимающим трудовых мигрантов. Исследования позволяют
оценить число граждан стран СНГ, участвующих в трудовых миграциях (зарегистрированных и не зарегистрированных), в 10 млн человек в год. Половину этого потока образуют граждане России. Из стран СНГ в Россию приезжают и получают легальный статус примерно 3 млн мигрантов.
Наибольший приток иностранных работников в Российскую Федерацию отмечается из государств Центральной Азии: Узбекистана — 643 тыс. (26%), Таджикистана — 391 тыс. (16%) и Киргизии - 185 тыс. (8%). Граждане этих трех государств составили в 2008 г. более 50% от числа всех иностранных работников, осуществлявших на легальном основании трудовую деятельность в России, или более 1 200 тыс. человек, и 68,5% от числа иностранных работников из государств СНГ. По сравнению с 2006 г. численность иностранных работников из Узбекистана возросла более чем в 6 раз, Таджикистана — почти в 4 раза, Киргизии — в 5,6 раза.
Также стабильно велика доля трудовых мигрантов из Украины. В 2008 г. число легально работавших в Российской Федерации граждан этой страны превышало 245 тыс. человек, на их долю приходилось более 10% всех иностранных работников.
Столь интенсивные и масштабные миграционные связи между странами способствуют свободному переливу трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в относительно трудо-недостаточные, что смягчает социальную напряженность в регионах с высоким уровнем безработицы, способствует экономическому развитию как стран-доноров, так и принимающих государств.
Однако позитивные результаты свободного трудообмена и обмена на-
селением нередко нивелируются из-за противоречий интересов, которые появляются между отдельными работодателями, трудящимися мигрантами и принимающим обществом в целом в связи с отсутствием согласованной, взаимовыгодной и официально признанной миграционной политики в рамках Содружества Независимых Государств.
Уровень экономического развития и его региональная дифференциация. Распад Союза ССР и образование новых независимых государств сопровождался разрывом сложившихся экономических связей между бывшими союзными республиками, падением объемов производства. В 1990-е годы валовой внутренний продукт сократился во всех странах СНГ В среднем по Содружеству объем ВВП в 2000 г. составил 67,5% уровня 1991 г. Наиболее значительно ВВП снизился в Таджикистане, Молдове, Грузии и Украине — на 52—59%, в Азербайджане — на 40%. В других странах снижение было менее значительным: в России — на 31%, Кыргызстане — на 28%, в Армении, Казахстане и Белоруссии — в пределах 10—23%. Узбекистан в 2000 г. по объему ВВП почти вышел на уровень 1991 г. — 99%.
Еще большим был «провал» промышленного производства. В целом по Содружеству его объем в 2000 г. составил 60% уровня 1991 г. Наибольшее падение выпуска промышленной продукции отмечалось в Грузии — на 76%, Азербайджане — на 65%, Молдове — на 62%, Таджикистане — на 58%, Кыргызстане — на 49%. В России, Украине и Казахстане снижение объемов промышленного производства было на уровне среднего значения по Содружеству.
Наиболее устойчивыми к потрясениям оказались промышленности Белоруссии и Узбекистана, т.е. тех стран, где реформы шли медленнее, и государство сохранило контроль над крупными промышленными предприятиями. В 2000 г. уровень промышленного производства в этих странах превысил уровень 1991 г. на 2% и 22% соответственно.
Аналогичная картина сложилась в странах СНГ с динамикой производства сельскохозяйственной продукции.
Главными причинами различий в темпах снижения экономического развития по странам СНГ явились неодинаковая скорость проведения институциональных преобразований, неодинаковые стартовые условия перехода к рыночной экономике, а также снижение инвестиционной активности и финансовая недостаточность.
После системного кризиса 1990-х годов и дефолта 1998 г. в странах Содружества начался экономический подъем. За 2000—2008 гг. прирост ВВП в среднем по странам СНГ составил 72%. В ряде стран темпы прироста были еще выше: в Азербайджане — 251%, в Армении — 145%, Таджикистане и Казахстане — 97%, Белоруссии — 88%. В других странах СНГ, в том числе в России, темпы роста ВВП были ниже средних по Содружеству.
В первой половине 2008 г. производство ВВП почти во всех странах СНГ продолжало расти быстрыми темпами, несмотря на усиление инфляционных процессов, а затем, в связи с финансовым кризисом, стало замедляться. Однако, несмотря на это, в целом за 2008 г. практически во всех странах Содружества темпы роста ВВП были выше среднемировых и средних по экономически развитым
странам. В среднем по странам СНГ ВВП возрос на 5%, (в мире — на 2,5%, в развитых странах — на 1,2%).
В годы экономического подъема инвестиции в основной капитал увеличились в целом по странам СНГ в 7,7 раза (с 58,6 млрд долл. в 2000 г. до 451,6 млрд в 2008 г.,) в том числе в России — в 8,4 раза, Украине — в 6,4, Казахстане — в 7,6, Беларуси — в 7,3 раза. Однако в последний год темпы роста инвестиций сократились. В 2008 г. в среднем по странам СНГ объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2007 г. на 10%, тогда как годом ранее рост составлял 21%.
Одной из главных причин снижения инвестиционной активности в странах СНГ является недостаток собственных финансовых средств у предприятий. Во многих странах Содружества в 2008 г. сократилась доля собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал. В Азербайджане она составляла 18% против 19% в 2007 г., Армении соответственно 18 и 25%, Казахстане — 38 и 44%, Кыргызстане - 28% и 41%. В условиях экономического кризиса проблема нехватки собственных средств еще более обострилась. Ряд стран активно привлекает для своего развития средства иностранных фирм и совместных предприятий: в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане на их долю приходится 23-27%, а в Таджикистане — 67%.
Несмотря на высокие и устойчивые темпы роста экономики во всех странах СНГ в 2000-е годы, наблюдается тенденция усиления разрывов в уровнях экономического развития между ними. Если в 2000 г. соотношение ВВП в расчете на душу населения между Россией, с одной стороны, и
Таджикистаном — с другой, составляло 11,2 раза, то в 2008 г. оно увеличилось до 16,7 раз.
Возросла межстрановая дифференциация и по показателю инвестиций в основной капитал с 411 раз в 2000 г. до 434 раз в 2008 г., денежным доходам на душу населения — с 14,7 раза до 19,3 раза.
По заработной плате разрывы между государствами Содружества достигают 10 раз, хотя они несколько уменьшились по сравнению с 2000 г.
Если процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве будут и впредь идти в вялотекущем режиме, как в настоящее время, то в перспективе дистанция между странами СНГ по уровням экономического и социального развития будет увеличиваться. А значит, будет расти давление избыточных трудовых ресурсов среднеазиатских республик на рынок труда России. Это скажется на масштабах и интенсивности миграционного обмена между странами СНГ, прежде всего на активности трудовой миграции, которая в первом десятилетии XXI в. сыграла заметную роль в экономическом развитии принимающих стран и выживании многочисленных бедных слоев населения стран-доноров.
Демографическая составляющая трудового потенциала стран Содружества. Количественный и качественный состав населения стран, входящих в Содружество независимых государств, крайне неоднороден. Различны численность и демографическая структура населения, разнона-правлены процессы естественного и миграционного движения.
Наиболее многочисленной страной является Россия, численность
населения которой составила на начало 2009 г. 141,9 млн человек, далее в порядке убывания следуют: Украина (46,1 млн), Узбекистан (27,4 млн), Казахстан (15,8 млн), Беларусь (9,7 млн), Азербайджан (8,7 млн), Таджикистан (7,3 млн), Туркмения (6,7 млн), Киргизия (5,3 млн), Грузия (4,4 млн), Молдова (3,6 млн), Армения (3,2 млн человек). Общая численность населения стран СНГ на начало 2009 г. оценивается в 281,0 млн человек [1. С. 165].
Рост численности населения наблюдался лишь в странах Центральной Азии и в Азербайджане и определялся естественным приростом. Наиболее быстрыми темпами, хотя и замедляющимися в последние годы, увеличивается население Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Рост численности населения в этих странах в конце ХХ в. происходил более высокими темпами, чем в среднем рост численности населения на постсоветском пространстве.
Сокращение численности населения во всех остальных странах, особенно в России, за счет снижения рождаемости и роста смертности населения приводит к постепенному старению населения и усиливает демографическую нагрузку.
Процесс старения населения самой многочисленной страны — России — выражается в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше трудоспособного возраста начала интенсивно возрастать, начиная с 2006 г., и к 2016 г. составит 24,8% от общей численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится с 19,3% в 2001 г. до 15,3% в 2016 г.
Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения
достигла к 2007—2008 г. 63,7% (против 60,1% на начало 2001 г.). Затем начинается снижение доли рабочих возрастов, и к 2016 г. она составит 59,9%. Процесс старения населения окажет влияние и на структуру населения трудоспособного возраста, в составе которого возрастет удельный вес старших рабочих возрастов (45 лет и старше) и уменьшится до 24% доля молодых трудоспособных возрастов (20—35 лет).
Процесс старения населения окажет свое влияние не только на структуру населения рабочего возраста. В общей численности населения будет возрастать доля лиц старших возрастных групп. К 2016 г. численность пенсионеров в 1,6 раза будет превышать число детей. Каждый 5-й житель России будет находиться в возрасте 60 лет и более. Доля населения в возрасте 65 лет и старше составит 13,6%.
Показатель демографической нагрузки будет расти. Если в 2007 г. на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 569 нетрудоспособных, в том числе 242 ребенка (подростка) и 327 престарелых, то к 2016 г. суммарная демографическая нагрузка увеличится до 671, из которых 256 составят дети и 415 престарелые.
Прирост населения трудоспособного возраста будет ограничен странами Средней Азии, Казахстаном и Азербайджаном.
Более быстрый рост населения среднеазиатских республик повлек за собой увеличение удельного веса его населения в общей численности населения бывшего СССР.
Доля населения, живущего в среднеазиатском регионе, увеличилась в общей численности населения Советского Союза с 6,6% в 1959 г., до 8,2% в 1970 г. и 11,4% в 1989 г.
По степени интенсивности процесса урбанизации республики Средней Азии находились на самых последних местах среди других республик СССР.
Несмотря на высокие темпы роста численности городского населения Средней Азии, его удельный вес повышался медленнее, чем в среднем по стране. Так, за 1926—1989 гг. он вырос всего в 2,3 раза, тогда как по СССР в целом — в 3,6 раза.
В то же время в некоторых областях бывших союзных республик численность сельского населения росла более быстрыми темпами, чем городского. Опережающий рост сельского населения особенно был заметен в Таджикистане, чем и объясняется уменьшение удельного веса городского населения республики в отдельные периоды (с 38% в 1975 г. до 34% в 1985 г.).
По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., доля городского населения колебалась от 34% в Таджикистане (это самая «сельская» республика страны) до 47% в Туркмении.
В целом Средняя Азия — самый «сельский» регион бывшего СССР: здесь в конце 1980-х годов проживала 1/6 сельских жителей страны.
В настоящее время все страны Средней Азии и Казахстан находятся на так называемом третьем этапе демографического перехода, который характеризуется относительно высоким уровнем рождаемости и низким уровнем смертности благодаря молодой структуре населения. Самую молодую среди республик Средней Азии возрастную структуру имеет Туркмения: удельный вес населения в возрасте до 14 лет в ней составляет 38%, в Таджикистане и Узбекистане 36—37%, а в Киргизии еще меньше —32%.
Среди среднеазиатских государств бывшего СССР Узбекистан располагает самыми значительными человеческими ресурсами.
Темпы и абсолютный прирост населения Узбекистана в 1980-х годах были крайне высоки. Поколение, которое сегодня находится в самой мобильной возрастной группе от 20 до 35 лет, родившееся в 1970—1980-х годах, насчитывает более 6 млн человек [2. С. 34, 35]. Причем на 2/3 это поколение состоит из сельских жителей, для которых проблемы трудоустройства и занятости являются наиболее критическими.
Хотя доля детей и подростков в последние 30 лет в составе населения Узбекистана постепенно снижается (с 42% в 1979 г. до 36% в 2008 г.), тем не менее в настоящее время она является одной из наиболее высоких среди всех стран Содружества.
В Киргизии в период с 1970 г. по 1979 г. темпы роста численности населения существенно снизились по сравнению с периодом 1959—1970 гг. (с 142% до 120%), а затем в период с 1979 г. по 1989 г. они вновь увеличились. В результате численность возрастной группы 20—35 лет насчитывает 1,3 млн человек, а ее доля составляет 25%.
В Таджикистане, как и в других республиках, в период с 1970 г. по 1979 г. рост общей численности населения несколько замедлился по сравнению с предыдущим десятилетием (снизился с 146 до 131%), но в последующий период он был самым высоким среди всех среднеазиатских республик. В результате численность возрастной когорты 20—35 лет составляет в настоящее время более 1,8 млн-человек, а ее доля в общей численности населения — 26%.
Активным демографическим по-
тенциалом располагает и Туркмения. В составе ее населения удельный вес пожилых людей (старше 65 лет) составляет всего 3,9% — самый низкий показатель по всем странам СНГ Для сравнения: самый высокий в Украине — 16,4%, затем Беларусь — 14,6%, Грузия — 14,7%, и Россия — 13,9% [2. С. 38].
В результате высокого естественного прироста коренного населения Средней Азии численность титульных этносов во всех странах этого региона составляет большинство населения.
В Казахстане в последнее 5-летие прошлого века произошло существенное сокращение численности населения, однако за прошедшее неполное 10-летие нынешнего века отмечается рост численности населения, причем в результате естественного прироста.
Высокие темпы прироста численности населения отмечались в Азербайджане (среднегодовой прирост на протяжении 30 лет до распада Союза в 1959—1989 гг. составил 3,0%). Это обусловило высокую долю населения в самых активных трудоспособных возрастных группах 20—35 лет. Однако, начиная с 2010 г., в старших трудоспособных возрастах оказываются родившиеся в 1960-е годы — период наивысшей рождаемости в Азербайджане. А через 5 лет эти многочисленные когорты населения будут выходить за пределы трудоспособного возраста.
Численность населения самого многочисленного после России государства из стран СНГ — Украины — на протяжении всего постсоветского периода ежегодно сокращается. Коэффициенты естественной убыли за этот период продолжали нарастать и составили к 2008 г. 6,5%о. В результате происходят старение населения и
рост демографической нагрузки, которая в Украине почти самая высокая по сравнению с другими европейскими странами СНГ (52,5% составляет население за пределами трудоспособного возраста). Для сравнения: в России — 46,8%, в Беларуси — 49,0%, в Молдове — 46,8%, в Армении 48,9%. И только в Грузии — 55,2% .
Самыми малочисленными странами среди государств СНГ являются Молдова и Армения. В Молдове при этом самый низкий среди европейских стран уровень урбанизации. В городах проживает лишь 41% населения, что говорит о специфике демографического потенциала населения этой страны. В составе взрослого населения за последние 10 лет происходит рост доли наиболее мобильной группы населения в возрасте 20—35 лет, которая в настоящее время составляет 24,7%.
Демографическое развитие Армении в предыдущие десятилетия характеризовалось относительно высокими показателями общих коэффициентов рождаемости, но при этом низкими суммарными коэффициентами, положительным естественным приростом, а также сокращением численности населения в результате миграционных процессов, которые складывались не в пользу Армении. Доля возрастной когорты 20—35 лет в общей численности населения составляет 24,8%, а доля пожилых людей достигает почти 11%. Но при этом уровень демографической нагрузки не столь высок, как в соседней Грузии (55,2%), и снизился за последние годы с 62,8% в 2000 г. до 48,9% в 2007 г.
В результате в странах СНГ общий демографический потенциал для использования на общем рынке труда превышает совокупный спрос на рабочую силу. В такой ситуации
территориальный перелив населения и трудовых ресурсов вполне закономерен и требует общих, совместных, взаимовыгодных подходов к решению проблем эффективного управления миграционными процессами.
Масштабы и структура спроса и предложения на рынках труда стран Содружества. В странах СНГ занято 126,4 млн.человек, или 45% всего населения, в том числе в Азербайджане 4,1 млн (47,1%), Армении 1,1 млн (34,3%), Беларуси — 4,5 млн. (46,4%), Грузии — 1,7 млн (38,6%), Казахстане — 7,9 млн (50%), Кыргызстане — 2,2 млн (41,5%), Молдове — 1,3 млн (36,1%), России — 68 млн (47,9%), Таджикистане — 2,1 млн (28,8%), Туркменистане — 1,8 млн (26,9%), Узбекистане — 10,7 млн (39,1%), Украине — 21 млн (45,6%).
В 1990-е годы системный экономический кризис на всем постсоветском пространстве привел к сокращению занятости в большинстве стран Содружества, особенно значительно в Молдове — на 28,6%, Грузии — на 28%, Армении — на 23,5%, Казахстане — на 19,5%, Украине — на 19,2%. Лишь в Туркмении и Узбекистане число занятых возросло, а в Азербайджане сохранилось неизменным. Однако темпы снижения занятости в большинстве стран Содружества не были столь значительными, как падение ВВП, особенно в первой половине 1990-х годов. Угрозы массового обвала занятости и социального взрыва удалось избежать за счет гибкой политики администрации предприятий по сохранению трудовых коллективов, предоставления внеочередных отпусков, сокращения рабочей недели и других форм гибкой занятости. Смягчающим амортизатором на рынках труда стран СНГ со второй половины 1990-х годов стала
выступать трудовая миграция между странами СНГ. Только в России, основной принимающей стране, численность временных трудовых мигрантов из государств Содружества возросла с 71 тыс. в 1994 г. до 1152,8 тыс. в 2007 г., или в 16,2 раза. Основная масса трудовых мигрантов в последние годы идет из стран Центральной Азии.
Экономический рост в странах СНГ в первом десятилетии нового столетия (до кризиса 2008 г.), улучшение макроэкономических показателей положительно отразились на динамике занятости и на состоянии рынков труда стран Содружества. В 2000— 2008 гг. численность занятых росла в большинстве стран (кроме Армении, Грузии и Молдовы, где она уменьшилась). Общая численность занятых по странам СНГ за эти годы увеличилась с 117,9 млн человек до 126,4 млн, или на 7,2%. Наиболее высокими темпами росла занятость в Казахстане — на 27,4%, Таджикистане — на 23,5%, Узбекистане — на 18,9%.
Распределение занятых по сферам экономической деятельности отражает уровень экономического развития стран Содружества. Доля занятых в реальном секторе экономики (аграрный сектор, промышленность, строительство) в Беларуси, России, Украине находится в пределах 40—45%, а доля занятых в сфере услуг, которая постоянно увеличивается в этих странах, составляет 55—60%. В Армении, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане в реальном секторе занято более 50% за счет повышенной занятости (от 1/3 до 2/3) в сельском хозяйстве. Соответственно ниже здесь и доля занятых в сфере услуг (в Армении и Таджикистане менее 40%). Азербайджан и Казахстан занимают промежуточное положение: в
реальном секторе занято столько же, сколько в сфере услуг.
Общее число безработных, определяемых по методологии МОТ (включая численность ищущих работу самостоятельно, без обращения в службы занятости), в 2008 г. составило в Азербайджане 0,3 млн человек (6,1% численности экономически активного населения), Казахстане — 0,5 млн (6,4%), Кыргызстане — 0,2 млн (8,2%) 1, Молдове — 48,7 тыс. (3,6%), России — 5,8 млн (7,7%), Украине — 1,4 млн. человек (6,0%). Показатели уровня регистрируемой безработицы значительно ниже уровня безработицы, определяемой по методологии МОТ, и в 2008 г. в большинстве стран СНГ она не превышала 3% экономически активного населения. Только в Армении она достигала 6,3% и в Украине — 4,1%.
В конце 2008 г. в ряде стран в связи с экономическим кризисом численность безработных возросла. Так, в России в декабре по сравнению с сентябрем отмечалось увеличение численности безработных, зарегистрированных в службах занятости, на 22%, Украине — на 64%.
Ухудшение финансовой обстановки, снижение инвестиций и уменьшение числа рабочих мест вынуждают правительства стран СНГ вносить коррективы в регулирование трудовой миграции, особенно в принимающих странах. Например, в России было принято решение о снижении в 2 раза ранее принятой на 2009 г. квоты на привлечение иностранной рабочей силы (с 4 млн до 2 млн). В Казахстане квота на прием иностранных работников также сокращена и составила в 2009 г. 0,75% к экономически
1 По данным на 2007г.
активному населению республики (в 2008 г. — 1,6%).
Масштабы и структура спроса и предложения на рынках труда стран СНГ формируются под воздействием различных факторов: соотношения численности вступающих в трудоспособный возраст и выбывающих из него, миграции населения, изменения баланса рабочих мест, уровня смертности населения в наиболее активных рабочих возрастах, уровня безработицы и т.п. Соотношение этих факторов различно по странам СНГ и изменяется в динамике.
Одним из показателей, характеризующих состояние рынка труда, является соотношение численности безработных и числа вакантных рабочих мест 1. Анализ динамики данного показателя по странам СНГ выявил, что напряженность на рынке труда в 2000-е годы уменьшилась в большинстве государств Содружества. По данному показателю страны делятся на 2 группы: в первую вошли страны, где число безработных, приходящихся на одну вакансию, минимально (Беларусь — 0,87 безработных на одну вакансию, Россия — 1,54, Казахстан — 2,56). Вторую группу составили страны, где показатель напряженности на рынке труда достиг критического уровня из-за низкого спроса на рабочую силу и значительных контингентов незанятого населения (на одну вакансию в Узбекистане приходится 135 безра-
1 Численность безработных определяется как численность незанятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в службы занятости. Число вакансий определяется как потребность предприятий в необходимом количестве работников требуемых профессий и квалификации, заявленной в службы занятости.
ботных, Армении — 97, Грузии — 60, Кыргызстане — 21). Именно эти страны, а также Таджикистан — основные поставщики трудовых мигрантов в Россию.
Таким образом, ситуация на рынках труда стран СНГ характеризуется резкой дифференциацией показателей занятости и безработицы.
В условиях экономического кризиса, который носит затяжной характер, разрывы в уровнях занятости по странам СНГ в лучшем случае сохранятся или могут даже возрасти. Поэтому актуализируется проблема разработки конкретных механизмов перераспределения ресурсов труда на постсоветском пространстве в рамках единой согласованной миграционной политики.
Основные принципы и направления миграционной политики стран Содружества. Развитие экономики стран Содружества в перспективе будет происходить в условиях ужесточения конкуренции со стороны крупных межгосударственных объединений — ЕС, АСЕАН, НАФТА и др. прежде всего за интеллектуальные и информационные ресурсы. Поэтому есть смысл максимально использовать имеющиеся в странах СНГ преимущества для усиления своих позиций на мировых рынках. А для этого должны быть разработаны согласованные экономические механизмы, стимулирующие углубление процессов интеграции на постсоветском пространстве во всех сферах экономики. Из этого следует, что необходимо:
■ полнее использовать преимущества межтерриториального разделения труда в рамках СНГ, углублять кооперационные связи между странами Содружества;
■ создавать совместные предприятия по выпуску высокотехнологичной, наукоемкой продукции в таких приоритетных отраслях, как энергетика, авиастроение, приборостроение, медицинское оборудование, новые материалы и т.п.;
■ разрабатывать и осуществлять совместные проекты, такие, как совместное использование ресурсов Каспийского моря, строительство газопроводного транспорта и др.;
■ развивать совместную инфраструктуру между странами СНГ, включая транспорт, информационные системы, создание электронных торговых площадок, межгосударственных банков и кредитных организаций, проведение международных выставок и т.п.;
■ создавать благоприятный инвестиционный климат для совместного использования финансовых ресурсов государств-участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп.
Темпы роста экономик стран СНГ должны опережать среднемировые, а доля ВВП стран Содружества в производстве мирового ВВП должна возрасти не менее чем в 2 раза (в настоящее время она составляет 3,1%).
Рост экономики стран СНГ и ориентация ее на инновационный путь развития приведут к изменению структуры спроса на рабочую силу. Экономике потребуются квалифицированные рабочие кадры в сфере обрабатывающих производств, инженеры, технологи, программисты, специалисты в области химии, новых материалов, проектировщики, экологи и специалисты других направлений. Одновременно снизится потребность
в неквалифицированной рабочей силе, хотя еще довольно продолжительное время будут нужны подобные работники в сфере ЖКХ, торговли, строительства.
Межгосударственная миграционная политика Содружества независимых государств должна опираться на такие основополагающие принципы, как:
■ согласование общих и национальных интересов в области миграционного обмена населением и равноправия всех субъектов Содружества;
■ согласование интересов населения государств-парнеров в миграционном обмене населением на основе равноправного сотрудничества;
■ установление равных прав мигрантов, соблюдение и защита их прав, недопустимость дискриминации по признаку национальности, языка, происхождения, вероисповедания, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
■ соблюдение мигрантами установленных норм законодательства на территории каждой страны, уважение к национальным особенностям и правовым нормам принимающей стороны;
■ сочетание интересов личности и государства, объединение усилий всех ветвей власти всех уровней, общественных объединений и гражданского общества в целом.
Целью миграционной политики должен стать выбор таких ориентиров, которые позволяют оптимизировать миграционные процессы на постсоветском пространстве, будут способствовать стабилизации макроэкономической ситуации и «саморазвитию» стран выезда.
Современная политика в области миграции должна формироваться
с учетом интересов принимающих и посылающих стран.
Основными направлениями и элементами такой политики должны стать действия: в области привлечения и интеграции трудовых мигрантов.
Здесь можно выделить несколько блоков однотипных задач, в том числе совершенствование системы учета мигрантов, проблемы трудоустройства и использования иностранной рабочей силы, обеспечение социальной защиты трудящихся-мигрантов, создание условий для адаптации и др.
Первое с чем сталкиваются трудовые мигранты — это вопросы регистрации. Хотя в последнее время принят ряд мер, направленных на облегчение процедур регистрации, еще не все вопросы решены. Должна быть создана единая система регистрационного учета трудовых мигрантов на всем пространстве СНГ. В качестве одного из инструментов безболезненного решения этого вопроса можно использовать систему индивидуального налогового учета трудовых иммигрантов. Тем самым удастся решить две важные задачи: максимально упростить процедуру их регистрации и упорядочить сбор налоговых поступлений от иностранной рабочей силы. Мигранты наряду с постоянными жителями получат возможность реализовывать основные экономические и социальные права.
Второй, не менее важный блок вопросов — трудоустройство внешних трудовых мигрантов. Ключевой позицией здесь является согласование потребности в рабочей силе государств-участников СНГ в различных сферах экономической деятельности. Хотя основным регулятором переливов рабочей силы между странами являются экономические факторы — соотно-
шение уровней ВВП, инвестиций, заработной платы и т.п., возможны государственные меры по смягчению диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на рынках труда стран СНГ. Одной из таких мер должна стать разработка и реализация странами Содружества программ строительства совместных предприятий для расширения занятости относительно избыточных трудовых ресурсов при непосредственном участии трудящихся-мигрантов. Эта проблема наиболее актуальна для стран Цент-ральноазиатского региона. В этой связи встает еще один важный вопрос — о разработке механизмов более активного привлечения денежных средств, пересылаемых мигрантами на родину, в развитие экономики своей страны. Представляется целесообразным разработать такие экономические механизмы, которые бы стимулировали трудовых мигрантов вкладывать личные средства не только в создание собственного бизнеса, но и в строительство совместных предприятий, предоставляя, например, право участвовать в прибылях и т.п.
К этому блоку вопросов относится разработка документов, регламентирующих права и обязанности работодателей, использующих иностранную рабочую силу из стран СНГ. Практика показывает, что в этой сфере еще очень много нарушений со стороны работодателей, и существующие механизмы (штрафы, причем немалые, и т.п.) пока не дают должного эффекта.
Требует кардинального улучшения система социальной защиты трудовых мигрантов. Она должна включать в себя разработку мер правовой защиты иностранной рабочей силы, в том числе такой важный компонент, как введение механизма медицинского стра-
хования трудовых мигрантов в стране исхода с возможностью его последующего продления на территории принимающей страны.
Эффективное использование иностранной рабочей силы и ее успешная адаптация в стране пребывания предполагает создание и развитие единой разноуровневой системы профессиональной подготовки кадров, сертификации навыков, создание условий для преодоления языковых барьеров на территории стран Содружества.
Необходимо обеспечить создание и развитие широкоразветвленной системы безвозмездного предоставления услуг по трудоустройству мигрантов, включающую государственную систему служб занятости и частные агентства занятости, взаимодействующие на правах партнерства. Целесообразно введение механизма организованно -го привлечения иностранной рабочей силы, предусматривающего согласование действий государств-участников СНГ по заблаговременной подготовке рабочих кадров определенных профессий и квалификации по заявкам принимающей стороны.
Помимо перечисленных мер необходимо предусмотреть разработку и реализацию странами-участницами СНГ программ стимулирования репатриации иностранцев, направленных на обеспечение интеграции возвращающихся рабочих в экономику стран происхождения.
Меры в области приема, интеграции и адаптации мигрантов из стран Содружества, переселяющихся на постоянное место жительства, наряду с трудоустройством, включают в себя механизмы, связанные с наиболее успешной их интеграцией в новый социум. При этом должна осуществляться ориентация на различные группы миг-
рантов: квалифицированных рабочих, специалистов-профессионалов, предпринимателей, бизнесменов, молодежи, семей с детьми и др.
Понятно, что для разных профессиональных и социально-демографических групп мигрантов должны предусматриваться различные механизмы решения социальных вопросов. Например, для квалифицированного рабочего первоначально может быть предоставлено место в общежитии, тогда как для специалиста, прибывшего с семьей, желательно предоставление отдельного жилья.
Важным условием интеграции является содействие трудоустройству мигрантов по имеющейся профессии, уровню квалификации, с соответствующей оплатой труда. Ныне же нередко мигрант с дипломом и опытом работы по специальности вынужден работать подсобным рабочим, продавцом на рынке, в жилищно-коммунальном хозяйстве, лишь бы иметь какой-то заработок.
Для иммигранта, прибывшего на постоянное место жительства с семьей, одна из острых проблем на новом месте — возможность получения образования детьми. Поэтому необходимо создавать условия для образования и развития детей иммигрантов с раннего возраста и до вступления их в трудоспособный возраст, независимо от материальных возможностей их родителей. Целесообразно введение в школьные программы предметов, способствующих формированию взаимной толерантности, установлению межнационального согласия, отражающих вклад представителей различных народов в развитие культуры, экономики стран Содружества.
Механизмы интеграции должны работать и для молодых мигрантов, вступающих в активную жизнь. Здесь
могут быть использованы так называемые «социальные лифты», с помощью которых лучшим и наиболее способным представителям иммигрантской молодежи обеспечивается социальная мобильность, основанная на их собственных заслугах. Активное привлечение молодежи из среды иммигрантов в общественную жизнь снижает риски, связанные с возможностью пополнения ею теневой экономики и криминальных структур.
В современных условиях возрастает роль этнических диаспор, которые выступают не только фактором, притягивающим мигрантов, но и являются залогом успешной их интеграции в новый социум.
По нашему мнению, важным условием углубления процессов интеграции на постсоветском пространстве является укрепление статуса русского языка как языка межнационального общения. Анализ нормативно-правовой базы функционирования русского языка в странах СНГ позволил выявить следующие тенденции1:
■ в законодательстве большинства новых независимых государств (исключение — Беларусь и Кыргызстан) русскому языку не присвоен статус государственного или официального языка, а в отношении его применения и развития не установлена система правовых гарантий;
■ происходит постепенное вытеснение русского языка из всех сфер деятельности в большинстве стран СНГ, т.е. сужается русскоязычное пространство;
■ в результате проводимой политики в большинстве стран Содружества
1 Материалы проекта «Русский язык в новых независимых государствах», выполненного Фондом «Наследие Евразии» [3].
наблюдается значительное сокращение числа русских школ, центров русского языка и культуры, русскоязычных СМИ, в том числе печатных, что соответствует правовому положению русского языка в этих странах.
На основе социологических опросов, проведенных в новых независимых государствах, была обоснована классификация стран СНГ и Балтии с учетом двух основных факторов: распространенности в странах русского языка и потребностью в его изучении. Выявлено три группы стран по особенностям положения русского языка.
К первой группе отнесены Беларусь, Казахстан и Украина, где распространенность русского языка достаточно высока: значительная часть населения (приблизительно 2/3) владеет русским языком, использует его в сферах общения, читает прессу и книги на русском языке. При этом население этих стран не испытывает потребности в повышении уровня владения русским языком, поскольку владеет им в достаточной степени.
Вторая группа стран — Азербайджан, Грузия, страны Балтии, напротив, характеризуется низкой распространенностью русского языка. Здесь русский язык вытеснен титульным из основных сфер общения, при этом те, кто не знает русского языка или может на нем только объясниться, составляют около половины населения. Население не проявляет желания изучать русский язык, а также придерживается мнения, что статус русского языка в образовании не следует повышать. Иными словами достаточно низкий уровень владения русским языком устраивает жителей этих государств.
Третья группа стран (Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан) выделяется прежде всего сравнитель-
но высокой потребностью в изучении русского языка. Население также положительно относится к расширению преподавания русского языка в школах этих стран и к мерам поддержки языка со стороны России. Желание изучать русский язык в этих странах проявляется на фоне сужения русскоязычного пространства.
Таким образом, важнейшим элементом миграционной политики на постсоветском пространстве является активизация поддержки русского языка в странах СНГ, в первую очередь со стороны России. Решение современной Россией миграционного обмена на взаимовыгодной основе в целях ускорения социально-экономического развития государств Содружества требует поддержания необходимого статуса русского языка и укрепления его позиций на постсоветском пространстве. Основные направления поддержки русского языка таковы: ■ развитие рынка образовательных
услуг и формирование спроса на получение образования в России населением стран Содружества;
■ развитие медийного рынка (СМИ, Интернет, книги), потребителями которого выступают жители государств-участников СНГ;
■ углубление научно-технического партнерства, программ подготовки специалистов;
■ поддержка русскоязычной среды за рубежом;
■ развитие коммуникативных функций русского языка как одного из мировых языков в глобализирующемся мире.
Но для того, чтобы эти меры реа-лизовывались, должна быть разработана совместная программа конкретных действий, которая позволит обеспечить рост позитивного социально-экономического и гуманитарного эффекта миграционных процессов населения на едином пространстве стран-участниц Содружества Независимых Государств.
Литература
1. Содружество независимых государств в 2008.: Стат. сб. М.: Росстат, 2009.
2. Россия и страны мира — 2008: Стат. сб. М.: Росстат, 2008.
3. Русский язык в новых независимых государствах. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2008.