Научная статья на тему 'Потенциал возвратной миграции в Россию из стран СНГ и Балтии'

Потенциал возвратной миграции в Россию из стран СНГ и Балтии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рязанцев Сергей Васильевич, Гребенюк Александр Александрович

The article addresses the problems of implementation of the State Programme for promotion of our countrymen's return to Russia. It gives estimates of the prospective return migration potential and considers conditions for its realization. The authors propose a series of measures aimed at improvement of the migration policy relative to return migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of the return migration to Russia from the CIS and Baltic countries

The article addresses the problems of implementation of the State Programme for promotion of our countrymen's return to Russia. It gives estimates of the prospective return migration potential and considers conditions for its realization. The authors propose a series of measures aimed at improvement of the migration policy relative to return migration.

Текст научной работы на тему «Потенциал возвратной миграции в Россию из стран СНГ и Балтии»

С.В.Рязанцев, ЯЛГребенюк

Потенииол ВозВротной мигроиии В Россию из стран СНГ и Балтии*

Реализуемая в настоящее время в России Государственная программа содействия возвращению соотечественников, проживающих за рубежом, столкнулась с рядом организационных трудностей. Это позволило ее противникам заявлять о провале программы и необходимости отказа от ее реализации, приводя в качестве главного аргумента отсутствие желающих в странах СНГ и Балтии переехать в Россию. Авторы настоящей статьи хотят возразить данной точке зрения и пытаются дать оценки возможного миграционного потенциала в Россию, а также обозначить условия его реализации.

В настоящее время численность русских в странах СНГ и Балтии, по официальным данным. составляет примерно 17,8 млн. человек (табл. 1). Часть этой численность формирует миграционный потенциал, который может получить Россия в среднесрочной перспективе до 2010 г. [1].

* Исследование проводилось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 08-03-00326а.

Достаточно крупная русская диаспора проживает в соседнем Казахстане. Исследования, проведенные здесь, показывают, что из страны в Россию могут переехать около 1 млн. человек, или 20% русского населения. Миграционный потенциал русских из Средней Азии может составить примерно 500 тыс. человек, большая часть которого приходится на Узбекистан. Хотя нестабильность ситуации в ряде стран (например, в Кыргызстане) может усилить в ближайшее время отток русского населения. В странах Закавказья не проводилось крупных исследований миграционных установок русского населения. При этом необходимо признать, что подавляющее большинство мобильных русских оттуда выехали. Оставшийся потенциал, очевидно, не превышает 100 тыс. человек.

Наибольший интерес для России представляет наш ближайший сосед — Украина, где проживает значительное количество русских. Согласно данным исследований, в 2004 г. свыше 15% жителей Украины высказали намерение выехать из страны на пос-

Таблица 1

Численность русских в странах бывшего СССР, тыс. человек

Страна Дата переписи Численность русских, тыс. человек Доля русских, %

Азербайджан 1999 142 1,6

Армения 2001 15 0,5

Беларусь 1999 1 1 42 11,6

Грузия 2002 68 1,4

Казахстан 1999 4480 29,4

Кыргызстан 1999 603 11,7

Молдова 2004 201 5,9

Таджикистан 2000 68 0,9

Туркменистан 1995 299 6,0

Узбекистан 2004* 1.092 4,0

Украина 2001 8334 17,9

Литва 2001 220 6,3

Латвия 2000 720 31,7

Эстония 2000 406 30,6

Всего - 17 790 -

* Данные Статуправления Узбекистана. Источник: [2].

тоянное место жительства. Понятно, что установки — это не миграция, но в определенной ситуации они могут быть реализованы в миграционное поведение. По примерным оценкам миграционный потенциал в Украине может составлять до 1,2 млн. человек. Заметим, что мигранты из Украины могут выбывать не только в Россию, но и в страны Восточной Европы, Средиземноморья, Германию, Израиль. Это направление способно привлечь примерно 500 тыс. мигрантов. Таким образом, на Россию может приходиться в лучшем случае только 600—700 тыс. человек мигрантов из Украины, причем как русских, так и украинцев. Однако реализация данного потенциала будет зависеть не только от ситуации в России, но и в первую очередь от развития экономики Украины [3. С. 103].

Довольно неоднозначное положение с миграционным потенциалом

русских отмечается в Молдове. В 1993 г из Правобережной части хотел уехать каждый четвертый русский. Когда острота конфликта спала, в 1996 г. стремился эмигрировать только каждый десятый из республики в целом. Из Приднестровья практически никто не хотел выезжать. Миграционный потенциал из Молдовы может составлять не более 100 тыс. человек.

В Белоруссии проживает примерно 1,3 млн. русских. Однако, судя по динамике развития экономики и миграционных потоков, можно с полной уверенностью утверждать, что масштабного оттока русских из Белоруссии не предвидится.

Несмотря на активное протестное поведение в странах Балтии, русские даже в начале 1990-х годов не стремились оттуда выезжать. Главным образом выезжали военнослужащие, которые в большей степени страдали от действий властей новых государств и

не имели перспектив получения гражданства в этих странах. В последние годы выезд русских из прибалтийских республик почти прекратился, в основном по социально-экономическим причинам — уровень жизни в регионе выше, чем в России. Ожидать крупного миграционного притока русских из Балтии не приходится.

Практически исчерпал себя миграционный потенциал русского населения и в странах Закавказья. Например, в Грузии в 2002 г. численность русских составляла около 70 тыс. человек, что в масштабах общего миграционного потенциала достаточно небольшая цифра. В другой стране — Азербайджане проживают примерно 150 тыс. русских, однако здесь также проживают 700 тыс. представителей дагестанских народов [4. С. 10].

Таким образом, общий потенциал миграции русских и российских народов с территории стран СНГ в среднесрочной перспективе может составлять не более 3—4 млн. человек, в ежегодном исчислении это примерно 350—400 тыс. человек. Насколько эти мигранты будут ориентированы на Россию, предпочтут остаться здесь или уехать в другие страны для проживания, будет во многом зависеть от социально-экономической ситуации в России и от либеральности российской миграционной политики [5].

Одну из ключевых ролей в процессе возвращения русских играет подписанный в 2006 г. Президентом России Указ о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Данным указом государство декларировало свою заинтересованность в уве -личении миграционного потока соотечественников из-за рубежа. Цели

принятой Государственной программы — стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Россию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Россию.

В развитие Указа Президента в последнее время был принят ряд нормативно-законодательных актов. Субъектами Российской Федерации разработаны и продолжают разрабатываться региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками государственной программы и членами их семей на территориях вселения. В настоящее время утверждены программы 12 «пилотных» регионов (Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей). На согласование в Правительстве РФ, Федеральной миграционной службе МВД РФ и Минрегион РФ были представлены региональные программы еще 56 регионов России, не вошедших в число «пилотных» территорий.

Несмотря на то что власти с помощью госпрограммы пытались охватить весь комплекс мероприятий, связанных с информированием, переселением, приемом и адаптацией соотечественников, существует ряд аспектов, требующих отражения либо более детальной проработки. Главная проблема—жилищный вопрос. Госпрограмма не предусматривает предоставление жилья в собственность. В ее итоговом документе подчеркивается, что всем

переселенцам должны предоставляться те же социальные гарантии, которыми пользуются граждане Российской Федерации, за исключением льготных условий обеспечения жильем.

Привлечь мигрантов в Россию в перспективе сложно, но возможно. Остается ряд факторов внешних и внутренних, которые будут во многом предопределять масштабы и характер миграционных потоков на постсоветском пространстве в пользу России.

Во-первых, происходит снижение численности русских, проживающих в государствах СНГ. Фиксируемое снижение численности произошло в связи с массовым отъездом русских и русскоязычных в Россию и дальнее зарубежье; с отрицательным естественным приростом этой части населения; со сменой идентичности оставшихся (в первую очередь это коснулось членов смешанных семей).

Во-вторых, частично исчез выталкивающий фактор, который был обусловлен проявлениями агрессии на почве национализма, чувством реваншизма, желанием мести «оккупантам» или просто тем, кто с ними как-то ассоциировался, процессом смены властных элит и приходом к власти местных, зачастую менее профессиональных и опытных управленцев. Плюс ко всему, у населения возникли опасения, что ситуация станет еще хуже, что образование и карьера детей находятся под угрозой. В большинстве государств перечисленные процессы либо завершились, либо стали нормой. Здесь же необходимо отметить и экономический фактор: темпы роста ВВП в Казахстане, Азербайджане и Украине в последние годы были выше, чем в России, а разница в размерах средней оплаты труда в РФ и бывших

советских республиках постоянно сокращается.

В-третьих, происходит переориентация рабочей силы постсоветских стран в сторону зарубежных рынков труда. За последнее десятилетие сформировались устойчивые каналы трудовой миграции в страны ЕС, которые, безусловно, превосходят Россию по привлекательности за счет и более высоких заработков, и более комфортных условий если не самого труда, то общей организации жизни. Эти регионы уже перетянули на себя часть потенциального трудового потока, который недополучает Россия.

В-четвертых, происходят изменения в сознании соотечественников. Молодое поколение соотечественников в бывших республиках СССР, а ныне независимых государствах, нередко не рассматривает Россию как свою Родину. Возможно — как Родину своих родителей, при условии, что те в ней родились. Отсутствие программ по формированию миграционных установок в отношении России у русскоязычной молодежи в странах СНГ и Балтии — большой просчет миграционной политики РФ.

Тем не менее, в настоящее время остаются предпосылки к привлечению мигрантов в Россию. В результате «цветных» революций в странах СНГ на смену пророссийским лидерам к власти пришли прозападные, зачастую антироссийские силы (Грузия, Кыргызстан, Украина), которые, используя национальный вопрос, зарабатывают себе политические баллы. Нестабильная политическая ситуация складывается и в других постсоветских республиках. Ярким примером тому являются майские события 2005 г. в Узбекистане, где в результате столкновений в г. Андижане, по раз-

ным данным, погибли от 169 до 745 человек.

Не меняется в лучшую сторону и положение наших соотечественников в Прибалтике. Генеральный секретарь Совета Европы Т. Дэвис выразил «большую озабоченность положением русскоязычных не граждан» в Прибалтийских государствах и сравнил его с положением чернокожего населения США в середине XIX в. Данное заявление высокопоставленный европейский чиновник сделал в ноябре 2006 г., тем самым признав, что наши соотечественники проживают в подобном статусе уже 15 лет. Официальное вхождение прибалтийских государств в Европейский Союз для их русского и русскоязычного населения означало переход в новое политическое и правовое положение. Особенно с учетом того, что, по конституциям этих стран, международные законодательные акты имеют приоритет над государственными актами. Ратификация Конституции ЕС европейскими государствами ещё в большей степени ограничит возможность национальных правительств самостоятельно принимать решения во многих областях политики и экономики.

Но это совсем не значит, что положение русского и русскоязычного населения Прибалтики серьезно улучшится. Прежде всего потому, что все формальные условия, включая права национальных меньшинств, при вступлении в ЕС были признаны выполненными. Подтверждением этому является ситуация в Эстонии вокруг переноса памятника советским войнам, погибшим при освобождении Таллина, и перезахоронения их могил. Эта ситуация может спровоцировать очередной конфликт на межнациональной почве, в котором наименее

защищенными окажутся именно русскоязычные граждане.

Остается дискриминационным социально-экономическое положение русских и русскоязычных, особенно на рынке труда. На вопрос «Вы удовлетворены своей работой?» ответили «Нет» и «Скорее нет» в Украине — 34,4% русских, в Азербайджане — 49%, в Грузии — 59,3%, в Кыргызстане — 44,6%, в Таджикистане — 32,9%, в Казахстане - 39,4%, в Латвии - 49,2%, в Эстонии — 27,8%, в Литве — 34,7% русских.

В большинстве республик бывшего СССР значительная часть русских (до 60—70%) испытывает существенные материальные трудности. В среднем около 65—70% русскоязычных живет трудно, либо находится на грани нищеты (денег едва хватает на самое необходимое), либо признается в самом факте нищеты (денег не хватает даже на самое необходимое). Особенно бедствуют наши соотечественники в Грузии (около 82% живет в бедности или нищете). Относительно лучшее положение дел в Эстонии — бедными признали себя менее 60% опрошенных. Ненамного лучше показатели в Таджикистане — 24,2%, что вполне соответствует и общестатистическим данным. Экономические показатели этих стран — самые низкие на территории бывшего СССР. Эстония представляет собой другой полюс — там русские тоже чувствуют себя дискомфортно, но по другим причинам. Что же касается богатой части населения, то она среди русскоязычных во всех странах невелика и нигде не превышает 6%. Самая высокая доля таких людей в странах Балтии, и их практически нет в Грузии и Казахстане. Ни в чем не нуждающимися признают себя в среднем 2—3% опрошенных, а в относительно богатых Латвии и Эстонии —

около 6%. В Грузии таковых менее 1% от числа опрошенных [6. С. 308—310].

Несмотря на то что власти с помощью Госпрограммы пытались охватить весь комплекс мероприятий, связанных с информированием, переселением, приемом и адаптацией соотечественников, существует ряд аспектов, требующих отражения либо более детальной проработки.

1. Одна из главных проблем — обеспечение жильем. Госпрограмма не предусматривает предоставление жилья в собственность. В ней подчеркивается, что всем переселенцам должны предоставляться те же социальные гарантии, которыми пользуются граждане Российской Федерации, за исключением льготных условий обеспечения жильем. С другой стороны, жилищная проблема остро стоит и для местного населения РФ. Льготное предоставление жилья переселенцам может вызвать ответную протестную реакцию местного населения.

В качестве мер решения жилищного вопроса нами предлагается: создание льготной государственной ипотеки для переселенцев; предоставление временного жилья сроком на 3—5 лет; в случае активного противодействия выезду русских со стороны местных властей путем негласного запрета на покупку у выезжающих жилья или занижения его стоимости необходимо создание государственного финансового института для приобретения квартир у соотечественников по реальной рыночной цене. В последствии данное жильё будет продано на местном рынке. Затраты государства при этом окажутся минимальными. Но главное — должна быть введена система выделения субсидий регионам на строительство жилья в зависимости от количества переселенцев, причем

половина вводимого в строй жилья должна распределяться среди местного населения

2. В настоящее время в российском законодательстве в области предоставления гражданства сочетаются принципы «права крови» и «права земли». Они используются и в мировой практике (Испания, Португалия, Франция). Однако модель возвратной миграции на основе культурно-исторического и территориального признака дала существенные сбои и показала свою неэффективность. В частности, наиболее показателен пример Франции, где некоторое время назад в пригородах Парижа происходили крупнейшие за всю историю выступления мигрантов.

В условиях современной демографической ситуации назрела необходимость использования этнического принципа, т.е. предоставления гражданства и стимулирования возвращения в Россию русских и представителей титульных народов. Этнический принцип упрощенного предоставления гражданства широко применяется в мировой практике. Его используют Германия, Израиль, Греция, Венгрия, Польша и т.д. Необходимо отметить, в списке есть страны с высоким общепризнанным уровнем демократии, в которых этнический принцип не считается националистическим или ущемляющим права других национальностей.

В этой связи предлагается несколько изменений (поправок) в российское законодательство. Первое изменение — принятие специального закона о репатриации русских и представителей титульных народов России, либо включение этого понятия в существующий закон о гражданстве.

Второе изменение — внесение поправки в закон о гражданстве в статью 14 «Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». Иностранные граждане и граждане без гражданства, проживающие за пределами России, которые относят себя к русским и другим титульным народам России, при условии представления соответствующих доказательств должны иметь возможность в ускоренном и упрощенном порядке получить российское гражданство (в идеале, до момента въезда в Россию).

Третья поправка — требуется внести дополнение в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. в раздел II в части «Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» (это должна быть позиция 16, которая прописывает перечень документов для репатриантов). Их примерный список может включать записи, документы, акты гражданского состояния, свидетельства о принадлежности к русской национальности (титульным народам России); свидетельства о крещении в русской православной церкви; паспорт и регистрация по месту проживания (а не жительства, как для иностранцев); доказательства владения русским языком. При этом не следует требовать от репатриантов значительных денежных средств на счету в банке, им не нужно проходить через процедуру получения вида на жительство. Главная идея заключается в том, чтобы репатриантам сделать процедуру получения гражданства максимально простой.

Четвертая поправка — требуется четкое законодательное определение понятий «государствообразующий этнос», «титульные народы», «коренные народы», «национальные меньшин-

ства» и разработка реестра российских народов.

3. В условиях прогнозируемых увеличения доли пожилых людей (старения населения) и нехватки трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе крайне важно особое внимание уделить миграции русскоязычной молодежи. Для увеличения доли молодежи в миграционном потоке необходимо:

■ активизировать деятельность по формированию миграционных установок у русской молодежи за рубежом, включающую в себя проведение крупных акций через телевидение, радио и Интернет, создание на базе русских учебных и культурных учреждений центров по разъяснительной и пропагандисткой работе с молодежью;

■ создать программы по временной трудовой миграции молодежи в Россию продолжительностью полгода — год, подобные американским «Work and Travel» и «Camp America». Финансирование осуществлять через специальный государственный фонд. Рабочие места по возможности предоставлять на предприятиях, созданных в результате реализации крупных инвестиционных проектов;

■ создать четкий механизм перевода из иностранных высших учебных заведений в российские вузы студентов без потери курса и без какой-либо оплаты. Создать реестр специальностей, дефицит которых наблюдается на рынке труда. Стимулировать поступление и перевод именно на эти специальности посредством повышенных стипендий и бесплатного обучения;

■ предоставлять освобождение от воинской обязанности или предоставление отсрочки на срок не менее трех лет. С одной стороны, несмотря на все старания Министерства обороны РФ, в вооруженных силах в результате

неуставных отношений продолжают гибнуть люди. Отрицательный имидж российской армии может отпугнуть потенциальных переселенцев. С другой — для тех, кто не хочет проходить военную службу, переезд в Россию будет являться легальным способом ухода от призыва.

4. Создать механизм стимулирования экономической активности у переселенцев. Для этого необходимо разработать систему мер по льготному кредитованию (возможно, беспроцентному) и льготному налогообложению коммерческих организаций, созданных переселенцами.

5. Ввести систему преференций для семей переселенцев с детьми. Например, увеличивать размер подъемных в зависимости от количества

детей в семье. Необходима разработка специальных государственных ипотечных программ для многодетных семей.

Резюмируя вышесказанное. следует отметить, что в настоящее время у России есть реальная возможность увеличить миграционный поток наших соотечественников и этой возможностью необходимо воспользоваться. Для этого у российских властей уже есть четкое понимание того, что стимулирование процесса возвращения соотечественников является одной из первоочередных задач миграционной политики страны, однако необходима корректировка и совершенствование российской миграционной политики в нужном направлении.

Литература

1. Стратегия демографического развития России/ Под. ред. В.Н.Кузнецова, Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005.

2. Итоги переписей населения в странах Содружества независимых государств (раунда 2000 года): Стат. сб. М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2006.

3. Рыбаковский Л.Л., Карпова Ю.Ю. Россия и Украина: миграционный обмен

населением. М.: Центр социального прогнозирования, 2004.

4. Русский язык в мире: Доклад МИД РФ. М., 2003.

5. Рязанцев С. В. Расселение и миграция русских в России // Русский вопрос/ Под. ред. Г.В. Осипова, В.В. Локосова, И.Б. Орловой. М.: Экономика, 2007.

6. Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы/ Под ред. В.М. Скринник. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.