Научная статья на тему 'Сценарии участия Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе Содружества Независимых Государств до 2030 г'

Сценарии участия Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе Содружества Независимых Государств до 2030 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АЛЬЯНСЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МИГРАЦИЯ / INTERSTATE EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL ALLIANCES / LABOR MIGRATION / ACADEMIC MOBILITY / INTERNA-TIONAL STUDENTS / MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Г. А.

В статье анализируется участие Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе СНГ, сформировавшимся после распада Советского союза и созданием Содружества Независимых Государств. Для выработки сценариев участия Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе СНГ до 2030 г. рассмотрены состояние и перспективы реализации ключевых факторов, влияющих на экспорт российского образования и рынок труда высококвалифицированных кадров Российской Федерации, а также академическую и трудовую мобильность российских граждан в страны Содружества. И описаны три сценария участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах до 2030 г. положительный, средний и отрицательный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of the socio-economic benefits of the cooperation within the framework of Russian listed interstate educational spaces will help to define the strategy of Russia's cooperation with Europe, CIS and SCO in the field of higher education. Currently, the development of interstate educational spaces can be considered completed: they have developed, and are operating and evolving. Most importantly, however, they have a growing influence on the development of the global labor market.The process of interstate educational spaces development (such as educational space of Europe, CIS and SCO) is caused primarily by the need to make higher education more adequate given the modern economic demands and dynamics of the labor market. Therefore, many trends in higher education, and in the strategies of modernization of national educational systems of higher education, are based on the reforms of economic efficiency. Therefore, the assessment of the socio-economic benefits of cooperation within the framework of Russian listed interstate educational spaces will help to build a strategy of cooperation between Russia and European countries, EurAsEC and SCO, which is at the present stage is a meaningful and relevant scientific problem.The article analyzes the participation of the Russian Federation in the CIS interstate educational alliance, formed after the collapse of the Soviet Union and the creation of the Commonwealth of Independent States. To develop scenarios of the Russian Federation's participation in the inter-state educational alliance CIS till 2030 discussed the state and perspectives of the key factors affecting the export of Russian education and the labor market of highly qualified personnel of the Russian Federation, as well as academic and labor mobility of Russian citizens in the Commonwealth countries. And describes three scenarios for Russia's participation in international educational alliances to 2030 positive, average and negative.

Текст научной работы на тему «Сценарии участия Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе Содружества Независимых Государств до 2030 г»

УДК 327.7

СЦЕНАРИИ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АЛЬЯНСЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ ДО 2030 г.

SCENARIOS FOR THE PARTICIPATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN INTERSTATE EDUCATIONAL ALLIANCE COMMONWELTH OF INDEPENDENT

STATES UNTIL 2030

Г.А. Краснова G.A. Krasnova

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, 82

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 82 Prospekt Vernadskogo, Moscow, 119571, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется участие Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе СНГ, сформировавшимся после распада Советского союза и созданием Содружества Независимых Государств. Для выработки сценариев участия Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе СНГ до 2030 г. рассмотрены состояние и перспективы реализации ключевых факторов, влияющих на экспорт российского образования и рынок труда высококвалифицированных кадров Российской Федерации, а также академическую и трудовую мобильность российских граждан в страны Содружества. И описаны три сценария участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах до 2030 г. - положительный, средний и отрицательный.

Resume. The assessment of the socio-economic benefits of the cooperation within the framework of Russian listed interstate educational spaces will help to define the strategy of Russia's cooperation with Europe, CIS and SCO in the field of higher education. Currently, the development of interstate educational spaces can be considered completed: they have developed, and are operating and evolving. Most importantly, however, they have a growing influence on the development of the global labor market.

The process of interstate educational spaces development (such as educational space of Europe , CIS and SCO) is caused primarily by the need to make higher education more adequate given the modern economic demands and dynamics of the labor market. Therefore, many trends in higher education, and in the strategies of modernization of national educational systems of higher education, are based on the reforms of economic efficiency. Therefore, the assessment of the socio-economic benefits of cooperation within the framework of Russian listed interstate educational spaces will help to build a strategy of cooperation between Russia and European countries, EurAsEC and SCO, which is at the present stage is a meaningful and relevant scientific problem.

The article analyzes the participation of the Russian Federation in the CIS interstate educational alliance, formed after the collapse of the Soviet Union and the creation of the Commonwealth of Independent States. To develop scenarios of the Russian Federation's participation in the inter-state educational alliance CIS till 2030 discussed the state and perspectives of the key factors affecting the export of Russian education and the labor market of highly qualified personnel of the Russian Federation, as well as academic and labor mobility of Russian citizens in the Commonwealth countries. And describes three scenarios for Russia's participation in international educational alliances to 2030 - positive, average and negative.

Ключевые слова: межгосударственное образовательное пространство, образовательные альянсы, трудовая миграция, академическая мобильность, иностранные студенты, миграция.

Keywords: interstate educational space, educational alliances, labor migration, academic mobility, international students, migration.

К настоящему времени Россия является участницей нескольких образовательных альянсов, так называемых межгосударственных образовательных пространств, а именно, Европейского Союза (далее - ЕС), Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), Евразийского Экономического Союза (далее - ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС), которые в свою очередь явились следствием создания международных организаций с одноименными названиями. Сотрудничество в области информационного обмена, науки и образования является далеко не основным в деятельности стран-членов этих организаций. На первом плане остается сотрудничество в области экономики, политики, безопасности между странами-участницами.

В то же время, уже сейчас можно говорить о неоднозначности полученных результатов в области многостороннего образовательного сотрудничества в связи с разным уровнем развития национальных систем образования и их активностью в реализации целей образовательных пространств и др.

Образовательное сотрудничество в многостороннем формате предполагает преференции для граждан стран, входящих в тот или иной альянс. Как правило, это признание документов об образова-

нии, позволяющее относительно свободное поступление в образовательные учреждения стран-участниц, академическую мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава, а также трудоустройство с полученными документами об образовании в странах альянса. Можно говорить о назревшей необходимости осознания, что даже гуманитарное сотрудничество в области образования имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях, и требуется анализ социально-экономической эффективности участия России в межгосударственных образовательных пространствах ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, прежде всего, для национального рынка труда высококвалифицированных кадров, трудовой мобильности. Сложившаяся в настоящее время политическая и экономическая ситуация требуют уточнить подходы к определению основных направлений и масштабов дальнейшего участия России в межгосударственных образовательных пространствах Европы, ЕАЭС, СНГ и ШОС и выявлению экономических эффектов, которые все они, вместе взятые и каждое в отдельности, дадут системе образования в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Для выработки сценария участия Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе СНГ рассмотрим состояние и перспективы реализации ключевых факторов, влияющих на экспорт российского образования и рынок труда высококвалифицированных кадров Российской Федерации, а также академическую и трудовую мобильность российских граждан в страны Содружества.

Обучение граждан Содружества в Российской Федерации

Суммарная доля граждан СНГ, обучающихся в российских вузах, в 2013-2014 уч.г. составила 68,8% от всех иностранных граждан. Всего граждан СНГ, обучающихся в российских вузах, 172 178 чел., из них очно обучаются 78 318 чел. (таблица 1) и обучаются заочно - 93860 чел1.

Таблица 1 Table 1

Численность иностранных граждан из стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 2009—2010 и

2013—2014 уч. г. по очной форме обучения The number of foreign citizens from CIS countries studying full time in Russian universities in 2009-2010

and 2013-2014

Страны СНГ 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014

Азербайджанская Республика 3345 4166 4411 4934 5479

Республика Армения 1901 1964 2278 2058 2639

Республика Беларусь 3837 4229 4480 4361 4695

Республика Казахстан 14294 16616 19189 23656 27524

Кыргызская Республика 1516 2050 2564 2627 3591

Республика Молдова 1753 2543 2889 2668 3398

Республика Таджикистан 2657 3556 4835 5660 6561

Туркменистан 3783 5297 7661 10954 12114

Республика Узбекистан 3289 3466 3996 5605 6288

Украина 4067 4919 4714 4737 6029

Итого: 40 442 48 806 57 017 67 260 78 318

Источник: Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 4/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.,2014. С.39.

Динамика ежегодного роста числа студентов из стран СНГ в 2009-2014 гг. составляет около 17%, что превышает средний темп роста иностранных студентов в России (около 8-10%). Наибольшее число студентов из стран Содружества составляют граждане Казахстана.

Высокая доля граждан стран Содружества в российских вузах и ежегодный рост численности студентов из стран СНГ объясняются влиянием следующих ключевых факторов.

- Обеспечением равных прав на образование и его доступность всем лицам, проживающим на территориистран Содружествав соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области образования СНГ 1992 г.

- Единым языковым пространством.

- Наличием Соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании от 31.05.2013 г.

- Наличием Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участниковот 09.10.1992 г.

- Запуском Сетевого университета СНГ в 2008 г. как современного механизма развития академической мобильности на пространстве Содружества.

- Более высокими показателями российских вузов в ТОП-100 мировых рейтингов по сравнению с национальными вузами стран СНГ (исключение вузы Республики Казахстан: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева и Казахский национальный университет им. аль-Фараби).

- Ежегодным увеличением числа квот для граждан стран Содружества в рамках Постановления Правительства России №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8.10. 2013 г. (таблица 2).

1 Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 4 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2014. С. 39.

Таблица 2 Table 2

Динамика предоставляемых правительственных квот в период с 2013 по 2015 гг. The dynamics of provided government quotas in the period from 2014 to 2015

Страны СНГ Количество квот 2014 Количество квот 2015

Азербайджанская Республика 248 170

Республика Армения 228 225

Республика Беларусь 75 70

Республика Казахстан 453 450

Кыргызская Республика 470 460

Республика Молдова 331 330

Республика Таджикистан 800 700

Туркменистан 443 200

Республика Узбекистан 237 180

Украина 345 340

ИТОГО: 3630 3125

Источник: Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 5 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2015. С.272, 282.

Таким образом, на страны Содружества приходится около 20% квот или 3 125 квот в 2015 г. из 15 тыс квот, выделяемых в соответствии с Постановлением Правительства России №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8.10. 2013 г.

Необходимо отметить, что большая часть студентов из стран СНГ обучается на платной основе, причем наибольшая доля, обучающихся по контракту, из Азербайджана (83%) и наименьшая из Киргизии - (32,8%)1.

Традиционно Россия является региональным образовательным центром для граждан стран Содружества, вместе с тем опросы населения стран Содружества показывают, что ситуация меняется не в лучшую сторону. Ориентация на получение образования в Европе, Азии и США у части абитуриентов уже сформировалась2. Этому способствует активная политика зарубежных стран по привлечению потенциальных абитуриентов из стран Содружества, а также вступление семи стран СНГ в Болонский процесс.

Ряд стран Содружества уже столкнулся с сокращением численности населения и низкой рождаемостью (табл. 4), и можно предположить, что эти факторы приведут к уменьшению студентов из стран СНГ, речь идет о России, Украине, Республике Беларусь, Республике Армения.

Таблица 3 Table 3

Естественный прирост населения, тыс чел.

Natural increase of population , in thousands

Страны 2000 2005 2011 2012

Азербайджан 70,3 89,9 122,3 119,5

Армения 10,3 11,1 15,4 14,9

Беларусь -41,2 -51,5 -25,9 -10,6

Казахстан 72,3 121,9 228,3 238,4

Кыргызстан 62,7 72,8 113,7 118,7

Молдова -4,3 -7,0 -0,1 -0,1

Россия -958,5 -846,5 -129,1 -4,2

Таджикистан 137,8 149,3 190,3 186,4

Туркменистан 81,9

Узбекистан 392,0 392,9 488,5 479,1

Украина -373,0 -355,9 -162,0 -142,4

СНГ, млн чел. -0,6 -0,4 0,8 1,0

Источник: Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств 2012: статистический сборник, 2013, с.50.

Очевидно, что ухудшение демографической ситуации будет оказывать воздействие на национальные системы образования, академическую мобильности внутри СНГ, а также рынок труда СНГ в целом.

Снижается и численность владеющих русским языком в странах Содружества (таблица 4).

1 Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 12 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2015. С.20.

2 Задорин И., Мойсов В., Перебоев В.. Интеграционные настроения населения в странах региона СНГ в 2013 году: настроение и динамика. ЕЭИ. № 4 (21) ноябрь 2013. С 29-30. URL: http://www.eabr.org/general//upload/CII%20-%20izdania/n4_20ll_6-2.pdf

Таблица4 Table 4

Число школьников, обучавшихся на русском языкев бывших республиках СССР, в 1990-1991 уч.г., 2000-2001 уч.г. и 2010-2011 уч.г., тыс чел The number of school students enrolled to study in Russian in the former Soviet republics in the 1990-1991 academic year, in the 2000-2001 academic year, and the 2010-2011 academic year, in thousands

Страна 1990-1991 уч.г. 2000-2001 уч.г. 2010-2011 уч.г. 2010-20111990-1991 уч.г.

Азербайджан 250,0 107,5 94,7 -155,3

Армения 92,0 9,2 1,5 -90,5

Беларусь 1204,3 1068,0 758,2 -446,1

Казахстан 2224,0 1441,7 834,4 -1389,6

Кыргызстан 248,9 253,3 283,5 +34,6

Молдова 239,1 133,6 81,4 -157,7

Таджикистан 120,0 18,0 47,0 -73,0

Туркменистан 127,1 42,3 6,5 -120,6

Узбекистан 636,0 321,0 221,0 -415,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Украина 3518,0 1197,2 685,9 -2832,1

Источник: Арефьев А.Л. Демоскоп Weekly. №571-572, 14-27.10. 2013. Электронный доступ: http: //demoscope.ru/weekly/ 2013/057l/demoscope57l.pdf (Дата обращения 09.08.2016).

Обучение граждан Российской Федерации в странах Содружества

По данным Института статистики ЮНЕСКО за 2012 г., численность граждан Российской Федерации, обучающихся в вузах стран Содружества, незначительна (таблица 5). Других данных статистики нет.

Таблица 5 Table 5

Число граждан Российской Федерации, обучавшихся в странах Содружества в 2012 г. The number of Russian citizens who studied in the Commonwealth countries in 2012

Страна Содружества, в которой обучались российские граждане Число российских студентов, обучавшихся в странах Содружества в 2012 г.

Республика Беларусь 2 061

Республика Казахстан 1 315

Украина 2 878

Республика Узбекистан 52

Азербайджанская Республика 177

Туркменистан Данные отсутствуют

Республика Таджикистан 105

Республика Молдова 103

Кыргызская Республика 927

Республика Армения менее 5

Итого: 7 623

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО, 20121.

Опираясь на имеющиеся данные, а также экспертные оценки, можно сделать вывод, что исходящая мобильность российских граждан в страны Содружества значительно ниже входящей мобильности граждан Российской Федерации (табл.9). В целом, это объясняется высоким по сравнению с вузами СНГ качеством обучения в российских вузах. А также сложившимся мнением, что обучение за рубежом предполагает выезд в страны Европы, Азии, США, но не в страны СНГ. Кроме того, низкий уровень заработной платы в странах Содружества по сравнению с Российской Федерацией, ограниченность объемов национальных рынков труда и низкая перспектива трудоустройства в странах СНГ, оказывают также отрицательное влияние на решение обучаться в странах Содружества.

В вузах СНГ более половины студентов обучаются на русском языке, только на русском языке преподаются медицинские и инженерно-технические специальности2.

Трудовая миграция в Российскую Федерацию граждан стран Содружества

Мировой экономический кризис, экономический кризис и рецессия, девальвация рубля в России серьезно отразились на потоках трудовой миграции из СНГ, которые значительно снижаются, и можно предположить, что еще будут снижаться до 2020 г. (таблица 6,7).

1 Global flow of tertiary-level students: UNESCO Institute for Statistics. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx

2 Арефьев А.Л. Демоскоп Weekly. №571-572, 14-27.10. 2013. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/demoscope571.pdf

Таблица 6 Table 6

Граждане стран СНГ, получившие право на занятие трудовой деятельностью в Российской Федерации (численность работающих иностранных граждан, в % к численности занятых в экономике) The number of citizens of CIS countries that have the right to engage in labor activity in the Russian Federation (the number of employed foreign nationals is shown in % relative to the number of the employed)

2010 2011 2012 2013

Беларусь1 0,08 0,11 0,10 0,21

Казахстан 0,04 0,04 0,02 0,03

Молдова2 0,01 0,02 0,01 0,01

Таджикистан3 0,01 0,01 0,02 0,01

Украина4 0,073 0,042 0,042 - - -

Источник: Мониторинг состояния национальных рынков труда стран Содружества Независимых Государств 2010-2013 гг., 2014, с.22-28

Таблица 7 Table 7

Граждане стран СНГ, получившие право на занятие трудовой деятельностью в Российской Федерации (численность работающих иностранных граждан) Citizens of CIS countries that have the right to engage in labor activity in the Russian Federation (the number of employed foreign nationals )

Страна 2010 2011 2012 2013

Азербайджан 60664 40349 24767 23799

Армения 81970 59792 40874 39479

Беларусь

Казахстан 11187 8267 4513 771

Кыргызстан 156110 117656 65632 76766

Молдова 101894 72233 46826 49980

Таджикистан 359215 268632 166434 181449

Туркменистан 2419 1248 511 599

Узбекистан 666286 511455 399021 467928

Украина 205312 167264 110342 127832

Итого: 1645057 1246896 858920 968603

Источник: Мониторинг состояния национальных рынков труда стран Содружества Независимых Государств 2010-2013 гг., 2014, с. 22-28.

Образовательный уровень мигрантов из СНГ в целом невысокий, их массовая занятость преобладает в неквалифицированном сегменте в строительстве, торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, транспорте и связи. Это связано с тем, что российский рынок труда предъявляет огромный спрос на неквалифицированный труд в этих сферах деятельности5.

С восстановлением российской экономики и необходимостью в трудовых ресурсах для обеспечения экономического роста потребность России в привлечении трудовых мигрантов будет возрастать, что связано, в первую очередь, демографической ситуацией и старением населения, а также уже сложившимся на рынке разделением труда между российскими работниками и мигрантами6.

В долгосрочной перспективе на миграционную политику Российской Федерации в отношении трудовых мигрантов из стран Содружества будут оказывать следующие основные тенденции:

- начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров в России;

- сокращение численности населения и низкая рождаемость в ряде стран Содружества: в Украине, Республике Беларусь, Республике Армения;

- снижение общего образовательного уровня трудовых мигрантов и снижение уровня владения мигрантами русским языком;

- обесценивание национальных валют в странах Содружества и России;

- осложнение политической ситуации вокруг России, ведущей к ограничению сотрудничества с рядом стран дальнего зарубежья.

1 Численность работающих иностранных граждан - прибывших за год.

2 Численность работающих иностранных граждан - прибывших за год.

3 Численность работающих иностранных граждан - на конец года.

4 Показатель определяется как сумма численности работающих иностранных граждан по состоянию на начало года и прибывших за год.

5 Флоринская Ю. Ф., Мкртчян Н. В., Малева Т. М., Кириллова М. К. Миграция и рынок труда. Институт социального анализа и прогнозирования.М., 2015. С. 66.

6 Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: рабочая тетрадь. М., 2013. С. 15-16. Миграция и демографический кризис в России. М., 2010. С. 8.

С учетом этого на состояние миграции из стран Содружества в Российскую Федерацию окажет степень реализации следующих ключевых факторов:

- смягчение миграционной и визовой политики, трудового законодательства в отношении граждан стран Содружества;

- создание привлекательных условий для работы и проживания.

Трудовая миграция граждан Российской Федерации в страны Содружества

Число граждан Российской Федерации, работающих в странах Содружества крайне незначительно, а данные статистики по большинству стран отсутствуют (таблица 8).

Таблица 8 Table 8

Граждане Российской Федерации, получившие право на занятие трудовой деятельностью в странах Содружества (численность работающих иностранных граждан) Citizens of the Russian Federation , who received the right to engage in labor activity in the Commonwealth countries (the number of employed foreign nationals )

Страна 2010 2011 2012 2013

Казахстан 1092 1112 712 856

Молдова 49 46 45 54

Таджикистан 126 69 51 65

Украина 1954 1194 1219

Источник: Мониторинг состояния национальных рынков труда стран Содружества Независимых Государств 2010-2013 гг., 2014, с.22-28.

С учетом вышесказанного, можно выделить три сценария участия Российской Федерации в межгосударственном образовательном альянсе СНГ до 2030 г. - оптимистический, средний (консервативный) и отрицательный (негативный). Оптимистический сценарий участия Российской Федерации в образовательном альянсе Содружества Независимых Государств до 2030 г. можно охарактеризовать как устойчивое развитие, которое предполагает сохранение установившихся темпов ежегодного роста по численности студентов из стран Содружества (17%), обучающихся в российских вузах, и незначительное число российских граждан, обучающихся в странах Содружества.

Таблица 9 Table 9

Прогноз численности иностранных граждан из стран СНГ, обучающихся в российских вузах по очной форме обучения, до 2020 г. в рамках оптимистического сценария The Forecast of the number of foreign citizens from CIS countries studying in Russian universities full-time until 2020, under the optimistic scenario

Учебные годы 2013-2014 2015-2016 2017-2018 2018-2019 2019-2020

Число студентов из стран СНГ 78 318 107209 125435 171708 200898

Таблица 10 Table 10

Прогноз численности иностранных граждан из стран СНГ, обучающихся в российских вузах по очной форме обучения, до 2030 г. в рамках оптимистического сценария The Forecast of the number of foreign citizens from CIS countries studying in Russian universities full-time until 2030, under the optimistic scenario

Учебные годы 2020-2021 2022-2023 2024-2025 2026-2027 2028-2029 2029-2030

Число студентов из стран СНГ 235505 321761 440459 602945 825371 1129851

Средний (консервативный) сценарий участия Российской Федерации в образовательном альянсе Содружества Независимых Государств до 2030 г. предполагает снижение ежегодного роста численности студентов из СНГ до 8% по всем странам приема. На протяжении последних десяти лет ежегодный прирост иностранных студентов в России составляет 8% в целом по всем странам приема. В числе объективных факторов по снижению темпов роста численности студентов из стран Содружества: нарастание демографических ограничений, а также обесценивание национальных валют в странах Содружества, снижение уровня владения русским языком абитуриентами из стран Содружества, падение интереса к российскому образованию и переориентация абитуриентов на европейские и азиатские вузы.

Таблица 11 Table 11

Прогноз численности иностранных граждан из стран СНГ, обучающихся в российских вузах по очной форме обучения, до 2020 г. в рамках среднего (консервативного) сценария The forecast of the number of foreign citizens from CIS countries studying in Russian universities full-time up to 2020 within the framework of medium (conservative) scenario

Учебные годы 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2017-2018 2017-2018 2018-2019 2019-2020

Число студентов из стран СНГ 78 318 84583 91350 98658 106550 115074 124280

Отрицательный (негативный) сценарий участия Российской Федерации в образовательном альянсе Содружества Независимых Государств до 2030 г. предполагает прекращение ежегодного роста числа студентов из стран Содружества и закрепление численности студентов из стран СНГ на уровне 2013-2014 гг., т.е. 78 318 чел.

В 2016 году исполняется 25 лет со дня создания Содружества Независимых Государств. В тоже время в СНГ 2016 год объявлен Годом образования в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств. К настоящему времени реформирование национальных систем образования прошло во всех странах Содружества и приходится констатировать, что образовательные предпочтения граждан стран СНГ меняются. Ориентация на получение образования в Европе, Азии и США у части абитуриентов уже сформировалась. Этому способствует активная политика зарубежных стран по привлечению потенциальных абитуриентов из стран Содружества, а также вступление семи стран СНГ в Болонский процесс, что предполагает дальнейшую европеизацию образования в СНГ в целом.

На сегодняшний день Россия остается региональным центром академической мобильности для граждан из стран Содружества Независимых Государств: абитуриенты из стран Содружества представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, а российские филиалы в странах Содружества продолжают открываться и привлекать на обучение иностранных студентов. Но сохранение позиций российского образования в СНГ потребует значительный усилий всех заинтересованных сторон: российских вузов, министерств и ведомств, политических элит.

Список литературы References

Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 4 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014.

Arefev A.L., Sheregi F.E. Eksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug. Statisticheskij sbornik. Vypusk 4/ Minis-terstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2014. (in Russian)

Арефьев А.Л. Демоскоп Weekly. №571-572, 14-27.10. 2013. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/demoscope571.pdf (09.08.2016).

Arefev A.L. Demoskop Weekly. № 571-572, 14-27.10. 2013. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/demoscope571.pdf (09.08.2016). (in Russian)

Задорин И., Мойсов В., Перебоев В.. Интеграционные настроения населения в странах региона СНГ в 2013 году: настроение и динамика. ЕЭИ — № 4 (21) ноябрь 2013: 29-30. URL: http://www.eabr.org/general//upload/CII%20-%20izdania/n4_2011_6-2.pdf. (20.10.2015).

Zadorin I., Mojsov V., Pereboev V.. Integracionnye nastroeniya naseleniya v stranah regiona SNG v 2013 godu: nastroenie i dinamika. EEHI № 4 (21) noyabr' 2013: 29-30. URL: http://www.eabr.org/general//upload/CII%20-%20izdania/n4_2011_6-2.pdf. (20.10.2015). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миграция и демографический кризис в России / Под редакцией Зайончковской Ж.А., Тюрюкановой Е.В. М.: МАКС Пресс, 2010.

Migraciya i demograficheskij krizis v Rossii/ Pod redakciej Zajonchkovskoj ZH.A., Tyuryukanovoj E.V. M.: MAKS Press, 2010: 8. (in Russian)

Мониторинг состояния национальных рынков труда стран Содружества Независимых Государств 2010-2013 гг. / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. М., 2014.

Monitoring sostoyaniya nacional'nyh rynkov truda stran Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv 2010-2013 gg. / Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. M., 2014. (in Russian)

Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств 2012 : стати-стич. сб. / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М.: Изд-во Комитета СНГ, 2013.

Naselenie, zanyatost' i usloviya zhizni v stranah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv 2012 : statistich. sb. / Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet SNG. M.: Izd-vo Komiteta SNG, 2013. (in Russian)

Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: рабочая тетрадь / [Мукомель В.И.]; [гл. ред. Иванов И.С.]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2013.

Politika integracii migrantov v Rossii: vyzovy, potencial, riski: rabochaya tetrad'/[ Mukomel' V.I.]; [gl. red. Ivanov I.S.]; Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD). M.: Speckniga, 2013. (in Russian)

Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. Институт социального анализа и прогнозирования.М.: Издательскийдом«Дело»РАНХиГС, 2015.

Florinskaya Yu.F., Mkrtchyan N.V., Maleva T.M., Kirillova M.K. Migraciya i rynok truda. Institut social'nogo analiza i prognozirovaniya. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2015. (in Russian)

Global flow of tertiary-level students: UNESCO Institute for Statistics [Электронныйресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx, свободный. Загл. с экрана. (13.06.2015).

The Global Competitiveness Report 2015-2016. World Economic Forum. Geneva. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.