Е.Е.ПисьМенная
Особенности учета учебной миграши 6 России и за рубежом*
Категория учебных мигрантов выделяется в международной статистике сравнительно недавно. Данные международных сравнений основаны, как правило, на национальной статистике, которая весьма разнообразна и лишена единой методики сбора информации. В основном есть два подхода к фиксации учебных мигрантов. Во-первых, это миграционная статистика, которая может быть основана на информации о количестве выданных учебных виз или на количестве прибывших мигрантов, указавших в качестве основной цели пребывания в стране «учебу». Во-вторых, это данные национальных систем образования, которые накапливают информацию от вузов, где обучаются иностранные студенты, а также о числе собственных граждан, направленных на учебу за границу в рамках межгосударственных соглашений, а в некоторых случаях — и по частным каналам. На основе этих сведений, как
* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 08-06-00408-а).
правило, и публикуются данные по численности учебных мигрантов как в национальных, так и в международных источниках.
Применительно к данному исследованию были использованы следующие источники информации. Прежде всего, данные национальных структур ННГ по образованию и науке (министерств, комитетов и их различных подразделений). Они иногда публикуют сведения о численности собственных граждан, которые обучаются за рубежом. Однако обнаружить эти данные по каждой из стран СНГ и Балтии достаточно сложно, не все они выставляются в открытом доступе, но большинство национальных министерств образования и науки отправляют данные в ЮНЕСКО.
Поэтому к числу наиболее важных международных источников следует отнести данные Института статистики Организации по образованию, науке и культуре ООН (ЮНЕСКО). В их числе электронная база данных «UNESCO EDUCATION» (http://gmr. uis.unesco.org/ViewTable.aspx), в ко-
Е. Е. Письменная
торой представлены сведения о численности иностранных студентов в разбивке по полу, обучающихся в различных странах. Главным их недостатком является значительное временное отставание (например, данные по России в настоящее время доступны только за 2006 г.) и отсутствие разбивки по странам иностранных студентов. Более детальные данные об учебной миграции представлены в докладе Института статистики ЮНЕСКО «Всемирный доклад по образованию: Сравнение мировой статистики в области образования». Последняя версия доклада вышла в 2006 г. на трех языках: русском, английском и арабском. В данном докладе среди прочей информации представлены табл. 9 «Иностранные студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, по странам и регионам происхождения» и табл. 10 «Студенты, получающие образование за рубежом». В таблицах охвачены практически все государства мира, включая страны СНГ и Балтии. Однако данные имеют значительное опоздание — в докладе 2006 г. опубликованы сведения только за 2004 г. В перечне стран, в которых обучаются собственные студенты, можно найти только первые пять государств. Относительно иностранных студентов страны происхождения не представлены, даны только географические регионы. Вместе с тем, данные Института статистики ЮНЕСКО являются в настоящее время самыми полными с точки зрения охвата стран и сопоставимости.
Отдельным источником информации по учебной миграции можно считать данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в состав которой входят 30 экономически развитых государств
и некоторые развивающиеся страны. Организация публикует доклад «Образование во взгляде: Индикаторы ОЭСР» («Education at a Glance: OECD Indicators»). Он выходит только на английском языке. Последняя версия доклада вышла в свет в 2007 г. и опирается на данные 2005 г. Главный недостаток — небольшой охват стран и территорий — присутствуют сведения по 30 государствам. В докладе также представлены некоторые страны, которые не являются членами ОЭСР, но рассматриваются как экономические партнеры организации (это, например, Россия, Южная Африка, Бразилия, Словения, Эстония и др.). Целый раздел доклада «Кто и где учится за границей?» посвящен международной учебной миграции. Приводятся данные по численности иностранных студентов в каждой из стран ОЭСР и их экономических партнерах, в том числе по основным странам происхождения. Также приводятся данные о численности и географии обучения студентов из стран ОЭРС за пределами своих государств. Данные ОЭСР можно считать достаточно детальными, но только для ограниченного перечня государств.
В Российской Федерации информацию об учебной миграции можно найти в нескольких официальных источниках. Прежде всего, это данные Министерства внутренних дел России, которые основаны на фактах регистрации по месту жительства и месту пребывания иностранных граждан. Через систему паспортных столов в стране продолжают фиксировать миграцию по причинам переезда, в том числе с учебными целями. Затем эти данные поступают в обработку в Федеральную службу государственной статистики (Росстат) и публикуются в ежегодно
издаваемом сборнике «Численность и миграция населения Российской Федерации». Отдельные исследования показывают, что система регистрации с недавних пор охватывает не всех мигрантов — иностранных граждан и существенно нарушена методика сбора информации по регионам страны. В частности, некоторое время назад перестали заполняться формы на мигрантов, которые не являются гражданами России и регистрируются на короткие сроки. Этот источник дает самые низкие цифры численности учебных мигрантов из стран СНГ в России, поскольку охватывает только часть зарегистрировавшихся иностранных студентов. Так, по данным за 2007 г., из стран СНГ и Балтии в Россию с целью учебы прибыли более 3 тыс. человек, что составляло 1,2% от всего количества прибывших в страну иммигрантов. Если сравнить эти данные с данными конца XX в., то окажется, что численность учебных мигрантов существенно сократилась. В 1999 г. на учебу в Россию из стран СНГ и Балтии приехали более 9,7 тыс. человек, или 3,3% всего потока иммигрантов. Таким образом, согласно данным МВД, численность учебных мигрантов в России из стран СНГ и Балтии снизилась более чем в 3 раза.
В то же время, если мы обратимся к данным Министерства образования и науки России, то будем иметь дело с противоположной тенденцией — ростом численности иностранных студентов из стран СНГ и Балтии в российских вузах. Конечно, данные Министерства образования и науки России можно считать более объективными, поскольку они основаны на информации, собираемой от вузов в ходе статистических обследований, проводимых Управлением междуна-
родного образования и сотрудничества, а также Центром социологических исследований. Эти данные публикуются в сборниках «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации» (было издано 5 выпусков). В 2007 г. был издан сборник «Экспорт российских образовательных услуг», который представляет собой детальную подборку информации по численности иностранных студентов очной, заочной и вечерней формам обучения, их распределение по отдельным вузам страны, в филиалах российских вузов за рубежом. В этих источниках информации численность учебных мигрантов из зарубежных стран, в том числе ННГ, в России больше. Эти сведения превышают данные МВД по той причине, что, возможно, не все студенты попадают в милицейскую статистику из-за того, что регистрируются у родственников или на квартирах. Однако остается не до конца понятным, почему данные Министерства образования и науки России расходятся со сведениями отдельных вузов. Например, по данным Минобрнауки, в 2005/2006 учебном году в Российском университете дружбы народов обучалось 3252 иностранных студента только на очном отделении [1. С. 56]. В то же время, по данным самого университета, на 1 июня 2006 г. здесь обучалось 3176 иностранных студентов на всех формах обучения [2. С. 18]. Небольшое расхождение присутствует и не поддается объяснению. Подобные расхождения есть и по многим другим вузам. Если сделать сопоставление на основе двух этих источников, то расхождение получается в разы! Например, по данным 2004 г. разница достигала 15 раз.
Еще один источник информации об учебной миграции в России — дан-
Е. Е. Письменная
Таблица 1
Численность студентов из стран СНГ и Балтии в России на основании различных источников информации в 1999-2007 гг.
Источники данных 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г.
Министерство внутренних 9.740 8.303 1.504 4.499 2.301 2.103 3.236 3.016
дел, человек
Министерство образования 32.000 34.400 21.900 26.545 31.565 32.949 34.245
и науки, человек
Расхождение, раз 3,3 4,1 4,9 11,5 15,0 10,2 11,4
ные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), которые были опубликованы впервые в сборнике «Россия и страны Содружества Независимых Государств — 2007» без ссылки на первичный источник информации. Эти данные доступны только по численности учебных мигрантов из стран СНГ (без государств Балтии), которые обучались в России в 2006/2007 и 2007/2008 учебных годах. Согласно этим данным, численность иностранных студентов по большинс-
тву стран СНГ в России еще больше, чем по данным Министерства образования и науки России. Причем эти сведения охватывают данные по всем видам обучения, включая количество студентов, обучающихся по международным соглашениям. На рис. 1 показаны расхождения между тремя источниками информации относительно численности иностранных студентов, которые имеются в настоящее время в российской статистике.
Более детальные сведения об ино-
Рис. 1. Численность студентов из стран СНГ, обучавшихся в России в 2006/2007 учебных годах, по данным различных источников
странныхстудентах, в томчисле из ННГ, публикуются в сборнике «Образование в Российской Федерации», который готовится и издается ежегодно тремя структурами: Министерством образования и науки РФ, Федеральной службой государственной статистики, Государственным университетом — высшей школой экономики. В сборнике за 2007 г. представлены всего две таблицы по иностранным студентам: первая связана с международными сопоставлениями доли иностранных студентов по странам ОЭСР, вторая отражает не только численность иностранных студентов, но также прием и выпуск специалистов иностранных государств, в том числе на контрактной основе, а также на основе международных соглашений. Недостатком данной статистики является то, что в статистику попадают только государственные и муниципальные высшие учебные заведения, при этом извест-
но, что значительное число иностранных студентов учится в негосударственных вузах. Однако безусловное преимущество этой статистики — ее динамичность, т.е. можно увидеть не только число обучающихся, но прием и выпуск специалистов (рис. 2) [3. С. 398-399].
Надо отметить, что Федеральная миграционная служба России, хотя и причастна к осуществлению учета иностранных граждан, в том числе иностранных студентов, она не ведет специальной статистики по учебной миграции. А данные по учету иностранных граждан по месту пребывания вообще не публикуются в открытых источниках. Кроме того, в России не обрабатываются миграционные карты, которые заполняются при въезде в страну иностранными гражданами и собираются пунктами пограничного контроля. Между тем, этот источник мог бы «пролить свет» на
60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
47650
13788 6182 6556
2009
519
Принято студентов Общая численность Выпущено
специалистов
Па общих условиях ■ По международным соглашениям
Рис. 2. Численность студентов из ННГ в России в начале 2006 г.
реальную численность иностранных студентов, обучающихся в России.
Таким образом, нужно признать, что в России пока нет точного учета учебной миграции. Безусловно, государству важно и нужно представлять, каковы реальные масштабы учебной миграции в стране. Выходом в этой ситуации могло бы быть создание единого регистра по учету иностранных граждан, в ко-
тором необходимо отражать цель пребывания в России. Первые шаги к созданию такого регистра были предприняты Федеральной миграционной службой в начале 2000-х годов, когда в стране стал развиваться Центральный банк данных по учету иностранных граждан (ЦБДУИГ). Однако пока он далек от совершенства, и применительно к учебной миграции не может быть использован.
Литература
1. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСП, 2007.
2. Отчет о научно-педагогической деятельности Российского университета друж-
бы народов за 2005/2006 учебный год: Ежегодник. М.: РУДН, 2006. 3. Образование в Российской Федерации: 2007: Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.