Научная статья на тему 'Миграция иностранных студентов в Россию'

Миграция иностранных студентов в Россию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграция иностранных студентов в Россию»

Е.Е.ПисьМенная

Мигроиш

иностранны» студентов В Россию

Согласно прогнозам, в мировом масштабе будет обостряться конкурентная борьба за иностранных студентов, которые многими странами рассматриваются как наиболее желательная категория мигрантов. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 50—60 млрд. долл. Активно привлекают студентов экономически развитые страны (США, Швейцария, Великобритания, Германия, Франция и др.). Например, Госдепартамент США на протяжении нескольких лет выделяет значительные средства на реализацию за рубежом программ по развитию студенческих обменов и привлечению иностранных студентов и преподавателей для учебы и стажировки в Соединенные Штаты. В 2002 г. в США обучалось 500 тыс. иностранных студентов, а страна получила не менее 15 млрд. долл.

Учитывая современную демографическую ситуацию, Россия могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи в странах СНГ и развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время число иностранных студентов в стране сократилось по сравнению с советским периодом, на иностранцев в российских

вузах приходится не более 2% студентов и аспирантов. Резервы российской системы образования не только не исчерпаны, но и будут увеличиваться в связи с сокращением контингента абитуриентов. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на иностранные образовательные рынки. Однако, в условиях усиления конкуренции в мире, в этом вопросе требуется государственная политика продвижения за границей нашей системы образования и реклама российских учебных заведений.

Учебная миграция иностранных студентов и аспирантов в Россию имеет достаточно давнюю историю. В 1865 г. на заседании Совета при министре народного образования было принято решение начать обучение иностранных граждан в учебных заведениях страны. В Петербургский и Московский университеты и ряд гражданских и духовных образовательных учреждений прибыли на учебу студенты из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других государств. Правительство императора Александра II назначило для них специальные государственные стипендии [1. С. 28]. Однако широкого распространения обучение иностранных студентов в дореволюционной России получить не успело, ее

граждане чаще сами обучались за границей, особенно по техническим специальностям.

В ведущих вузах Европы в начале XX в. численность иностранцев достигала 10% от общего состава студентов. Например, в Берлинском политехническом институте из 2750 студентов 263 были иностранцами, в Промышленном институте в Лилле (Франция) из 364 студентов 31 были иностранцами. Все они обучались на платной основе и приносили западноевропейским вузам прибыль, так, в Берлинском политехническом институте германский студент платил в год за обучение 60 марок, а студент-иностранец — 160 марок [2. С. 90].

Советское правительство также проводило политику по привлечению иностранных студентов. В 1921 г. было создано специализированное учебное заведение — Коммунистический университет трудящихся Востока, в котором обучались иностранные граждане из 44 стран мира (в том числе из Турции, Персии, Афганистана, Монголии и пр.). Вплоть до Великой Отечественной войны в СССР иностранные студенты, стажеры и аспиранты обучались в небольшом количестве в партийных, комсомольских и профсоюзных школах. После окончания войны в Советский Союз стали приезжать на учебу представители стран Восточной Европы и Азии, а позднее Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1945 г. в вузах СССР обучалось только 20 иностранных студентов [3. С. 52—53].

В 1948 г. на учебу в советские вузы были приняты первые 25 студентов из Китая [4. С. 12]. В 1952 г. между СССР и КНР было подписано долгосрочное соглашение в области подготовки национальных кадров, требовавшихся для социальной и технической рекон-

струкции народного хозяйства. По этому соглашению определялись условия обучения китайских граждан в советских вузах, согласовывалось их количество и специализации. Все китайские студенты и аспиранты обеспечивались общежитиями и стипендиями на одинаковых условиях с советскими гражданами. Всего в период с 1948 по 1966 г. в Советском Союзе было подготовлено около 25 тыс. китайских специалистов (как в высших, так и в средних специальных учебных заведениях) преимущественно инженерно-технического профиля, в которых в наибольшей мере нуждалась национальная экономика. Советские вузы в тот период закончили многие видные государственные деятели КНР. После 1966 г. в советско-китайских связях в области образования по известным причинам наступил длительный перерыв, продолжавшийся вплоть до 1983 г., когда это сотрудничество по взаимному согласию возобновилось. В 1984 г. в московские и ленинградские вузы после почти 20-летнего отсутствия вновь приехали студенты и аспиранты из КНР. Их число постепенно увеличивалось, и к началу XXI в. советские и российские вузы окончили еще более 10 тыс. граждан КНР.

В 1960 г. в Москве решением Правительства СССР был создан Университет дружбы народов, названный позднее именем Патриса Лумумбы, первого президента независимой Республики Конго. Этот университет стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. Занятия на основных факультетах Университета начались 1 сентября 1961 г. Первый выпуск 288 молодых специалистов из 47 стран мира состоялся 29 июня 1965 г.

Решение учредить в Советском Союзе Университет дружбы народов было

принято советским руководством в ответ на пожелания правительств и общественности стран, освободившихся от колониальной зависимости. Основной целью Университета было оказание помощи в подготовке высококвалифицированных и воспитанных в духе дружбы между народами национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки, предоставление молодежи этих стран, прежде всего из малообеспеченных семей, возможности получить образование. Прием студентов осуществлялся через общественные организации и правительственные учреждения, а затем посольства и консульства СССР. Учредителями РУДН стали Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД).

В феврале 1975 г. Университет награжден орденом Дружбы народов за заслуги в деле подготовки кадров специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки. В феврале 1992 г. решением Правительства страны переименован в государственное высшее учебное заведение Российский Уни-

верситет дружбы народов, учредителем которого является Правительство Российской Федерации. За 45 лет, прошедших с момента основания Университета, он получил всемирную известность и завоевал заслуженный авторитет как крупный учебно-научный центр, занимающий 3-е место в рейтинге российских университетов. Более 47 тыс. его выпускников, 4300 кандидатов и докторов наук работают в 165 странах.

В общей сложности за 40 лет (с 1950 по 1990 г.) количество иностранных студентов в Советском Союзе увеличилось более чем в 20 раз (табл. 1) [5. С. 10], достигнув, накануне распада СССР, 126,5 тыс. человек, что составило около 11% от общемировой численности иностранных студентов. Это позволило советским вузам формально занять 3-е место в мире после американских и французских вузов по количеству студентов-иностранцев (в США в 1990 г., по данным ЮНЕСКО, обучалось около 408 тыс. иностранных студентов, во Франции - 136 тыс.) [2. С. 90].

Существует мнение, что фактическое число иностранных граждан, обучавшихся в 1970-1980-х годах в СССР, было больше и составляло (без иностранных военных курсантов) в 1980 г. свыше 120 тыс. человек, в 1990 г. — свы-

Таблица 1

Динамика численности иностранных студентов в мире и в Советском Союзе в 1950-1990 гг.

Годы Численность иностранных студентов в мире, тыс. человек Численность иностранных студентов в СССР, тыс. человек Доля иностранных студентов, обучавшихся в СССР, в составе общемировой численности иностранных студентов, %

1950 110 5,9 5,4

1960 231,4 13,5 5,8

1970 447,8 26,2 5,9

1980 915,8 88,3 9,6

1990 1168,1 126,5 10,8

ше 180 тыс. человек [6. С. 66]. Дело в том, что при проведении данного подсчета были учтены слушатели и аспиранты советских партийных, профсоюзных и комсомольских школ, имевших статус вузов и выдававших дипломы о высшем политическом и ином образовании. Соответствующие сведения в ЮНЕСКО, Государственный комитет по статистике и в Министерство образования не подавались, что и привело к статистическим расхождениям.

В 1990 г. иностранные студенты, стажеры, аспиранты обучались почти в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов и населенных пунктов СССР, в том числе 23,5 тыс. иностранцев — в Москве, 16,5 тыс. — в Ленинграде, 8 тыс. — в Киеве, 5 тыс. — в Харькове, 4 тыс. — в Минске и т.д.

В советское время в подготовке зарубежных кадров доминировали политические мотивы, и обучение происходило на основе безвозмездной помощи развивающимся государствам. Готовились специалисты для тех промышленных, энергетических или военных объектов, которые возводились в этих странах при помощи СССР. Научно-педагогические контакты, обмен студентами и преподавателями осуществлялся, в основном, со странами социалистического лагеря, и почти 80% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы.

При экономическом и техническом содействии Советского Союза в 36 странах-союзниках СССР было создано 66 высших учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведения, свыше 400 учебных центров начального про-

фессионально-технического образования и 5 общеобразовательных школ. Помимо помощи в строительстве данных образовательных учреждений, Советский Союз оснастил их современным по тому времени учебно-лабораторным оборудованием, обеспечил учебной и научно-методической литературой, силами советских специалистов содействовал организации учебного процесса (в 1980-е годы для этих целей в командировку за границу ежегодно отправлялись до 5 тыс. советских преподавателей и специалистов) [1. С. 78—79]. Всего же в вузах Советского Союза, а потом России и других стран СНГ получили образование более 800 тыс. иностранцев.

Распад СССР в 1991 г. разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Весьма сложным периодом в международной деятельности российской высшей школы стали 1990-е годы. Она осуществлялась в нелегких социально-экономических условиях, в ходе постоянного и не всегда продуманного и обоснованного реформирования самой высшей школы. Фактически прекратилось финансирование многих направлений международной деятельности вузов. Из-за недостаточного финансирования были закрыты культурные центры в целом ряде развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в бывших социалистических странах Восточной Европы. Более 500 учебных заведений в зарубежных странах, созданных при содействии СССР, лишились российской поддержки и перешли под опеку других государств.

Россия, занимавшая в 1970—1980-е годы 3-е место в мире после США по количеству студентов-иностранцев, утратила свои позиции на мировом рынке образования. Так, после распа-

да СССР количество иностранных студентов из дальнего зарубежья в российских вузах сократилось в 2—3 раза. В 1992 г. был полностью прекращен набор иностранных граждан на обучение по государственной линии. В особенно сложном положении оказались многие крупнейшие вузы, которые занимались подготовкой специалистов для зарубежных стран длительное время и в большом объеме (МГУ, СПбГТУ, РУДН, МАДИ, ВГУ).

Прекращение практики предоставления государственных стипендий зарубежным странам для обучения и повышения квалификации их граждан в образовательных учреждениях России привело к снижению уровня двусторонних отношений со многими зарубежными странами, утрате возможности через подготовку специалистов влиять на поддержание геополитических интересов нашей страны.

После прекращения набора по государственным квотам, прием на договорную форму обучения оказался основной формой поступления иностранных граждан в вузы Российской Федерации. Переход от государственной системы набора к положению, ког-

да каждый вуз в наборе иностранных учащихся мог рассчитывать только на собственные возможности, произошел не безболезненно. Каждый вуз испытывал отсутствие необходимых связей, опыта, нормативно-правовых основ, специалистов. Начался период, поставивший перед высшей школой России комплекс серьезнейших проблем, связанных с выходом на мировой рынок образования. Доля иностранных учащихся в составе всех студентов российской высшей школы в период с 1998 по 2003 г. не превышала 3% и в последние годы имела тенденцию к снижению (табл. 2).

К числу основных причин, тормозящих развитие международных связей российской высшей школы, можно отнести фактическое отсутствие единой государственной политики в этой области, недостаточное бюджетное финансирование; слабое информационное обеспечение международного сотрудничества; отсутствие стабильных связей с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки; малый опыт международной деятельности у части вузов.

Таблица 2

Доля иностранных учащихся в составе всех студентов российской высшей школы в период с 1998 по 2003 г.

1998 1999 2000 2001 2002 2003

Общая численность 3347,2 3728,1 4270,8 4797,4 5228,7 5596,2

студентов государственных

и муниципальных высших

учебных заведений,

тыс. человек

Доля иностранных 2,7 2,3 2,0 2,0 1,9 1,6

учащихся, %

Рассчитано по данным Российского статистического ежегодника-2004. М, 2004. С. 254.

Некоторые сдвиги на государственном уровне в России уже наметились. Важную роль в разработке и реализации на практике соответствующих мероприятий играет созданная в декабре

2000 г. российско-китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Заседания ее подкомиссии по сотрудничеству в области образования ежегодно проходят в Китае и в России. Подписание в 2001 г. исторического по значению Договора о дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией придало новый импульс двустороннему взаимодействию в сфере высшего образования.

Одним из реальных результатов расширившегося международного взаимодействия между высшими школами КНР и РФ стало проведение в мае

2001 г. в Пекине выставки-конференции российских вузов «Российское высшее образование в третьем тысячелетии». Ранее подобных мероприятий в Китае с участием российских вузов не проводилось, в результате чего китайская молодежь была в целом очень слабо информирована о возможностях российского образования. В последующие годы состоялись аналогичные выставки образовательных услуг российских вузов в Шанхае и Пекине и китайских — в Москве и в Санкт-Петербурге, заметно расширились прямые двусторонние (партнерские) связи российских и китайских вузов, академический обмен студентами и преподавателями [4. С. 13].

В 2004 г. вице-премьером Правительства РФ А.Жуковым было объявлено о создании совместного вуза между Россией и Китаем, в котором планируется вести обучение по «совместным образовательным программам»

вузов двух стран. Была подчеркнута необходимость «... всемерной взаимной поддержки изучения русского языка в Китае и китайского языка в России». Заместитель главы правительства также считает, что следует ускорить и утверждение плана сотрудничества в области образования до 2008 года, в котором заложено увеличение квот академических обменов по государственной линии со 100 до 500 человек в год [7. С. 8].

Концепция динамичного вхождения отечественной высшей школы в международное образовательное пространство предусматривает установление прямых партнерских связей отечественных вузов с зарубежными, причем не только всемирно известных столичных, но и государственных вузов в различных регионах РФ. В частности, в рамках подписанного весной 2006 г. договора об академическом сотрудничестве Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) с Асьютским университетом (Египет), 13 студентов и 3 преподавателя в начале 2007 г. прошли двухмесячную стажировку в египетском вузе. Результатом обсуждения перспектив сотрудничества ПГЛУ и Чанчуньско-го педагогического университета (Китай) стало подписание Меморандума о взаимопонимании, закладывающего основу долгосрочного академического партнерства, а также ряда договоров, предусматривающих обмены студентами и преподавателями-стажерами. Еще одним направлением сотрудничества может стать создание на базе ПГЛУ совместно с Чанчуньским педагогическим университетом Центра китайского языка и культуры. Особое внимание вузами уделено учреждению совмест-

ной образовательной программы, в рамках которой российские студенты смогут пройти двухгодичное обучение в Чанчуне, получив диплом бакалавра китайского вуза, а затем завершить обучение в ПГЛУ, получив соответствующий российский диплом. Такая же возможность представится и китайским студентам, готовящимся стать преподавателями русского языка [8. С. 23].

Экспорт образовательных услуг — одна из значительных статей дохода большинства развитых стран [9. С. 28— 35]. В настоящее время конкуренция стран-экспортеров образования выходит на новый виток, появляются новые игроки, и в ближайшее десятилетие вполне вероятен образовательный передел мира. К 2025 г. общее количество студентов в мире возрастет с сегодняшних 97 до 260 млн. человек. По прогнозу ЮНЕСКО, иностранных студентов к тому времени будет 5—7 млн., 2/3 из них составят выходцы из Азии. Лидерство по поставке студентов будет за Индией и Китаем, стало быть, борьба развернется именно за эти регионы.

Сегодня в России отсутствует государственная политика в сфере международной миграции специалистов и студентов, которая учитывала бы опыт зарубежных стран. Назрела необходимость подписать протоколы (соглашения) между правительством и вузами России (российских регионов), принимающими иностранных студентов, и странами их происхождения. Также требуется обеспечить рекламу средних специальных и высших учебных заведений за рубежом. Необходимо предоставить скидки на оплату обучения студентам и аспирантам из стран СНГ и Балтии в российских учебных заведениях. Нужно построить и отремонти-

ровать общежития для иностранных студентов; обеспечить безопасность их пребывания в России.

Эти меры позволят привлечь иностранных студентов для пополнения частью из них населения региона. Учебная миграция важна для России по нескольким причинам. Во-первых, она приносит экономический эффект — система высшего образования получает денежные средства. Во-вторых, она имеет политический эффект — обучающиеся в вузах иностранцы становятся элитой в своих странах, что дает возможность устанавливать с развивающимися государствами прочные взаимовыгодные политические и экономические связи, закрепляет геополитическое и экономическое положение России в различных регионах мира. В-третьих, учебная миграция несет демографический эффект — иностранные студенты могут пополнить население регионов России. Часть иностранных студентов, получивших российское образование, владеющих русским языком, понимающих русскую культуру, адаптированных к российскому рынку труда, может рассматриваться в качестве потенциала пополнения будущих граждан и работников.

Россия могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи (потенциальных студентов и аспирантов) в странах СНГ и развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Имеется опыт деятельности некоторых университетов в странах СНГ (подобные филиалы в новом зарубежье созданы МГУ им М.В.Ломоносова, Российским государственным социальным университетом, Российским новым университетом и другими вузами). В рамках комплексной целевой програм-

мы поддержки соотечественников за рубежом на 2003—2005 гг. выделялись стипендии мэра Москвы студентам,

обучающимся в вузах столицы из различных стран СНГ, где обучение ведется на русском языке.

Литература

Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития// Материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 г. Ч. I. М., 1999.

Голубев В.К., Горчаков Г.Е., Мышелов В.П., Хомяков A.M. Уроки прошлого в современном ракурсе // Высшее образование в России. 1994. № 4. Арабская грамота // Newsweek. 2004. №19.

Арефьев А.Л. Тенденции в обучении граждан КНР в российских вузах. М.:

7.

8. 9.

Центр социального прогнозирования, 2006.

Шереги А.Ф., Дмитриев А.Л., Арефьев АЛ.

Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М., 2002.

Бердыкчева Н.М., Григорьева А.А. Экономика образовательных услуг // Энергия. 2005. № 10.

Отечество создает общий вуз с китайцами // Коммерсант-Деньги. 2004. № 37. Едут гости на Кавказ // Поиск. 23.02.2007. Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. 2004. № 28-29.

1.

3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.