Научная статья на тему 'Обеспечение геополитических интересов России в подготовке иностранных специалистов'

Обеспечение геополитических интересов России в подготовке иностранных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Валерий Алексеевич

The international education and preparation of experts for foreign countries is considered as the effective tool of foreign policy and serves political and economic interests of the state. The foreigners in Russia who were named "envoys" began to be trained from the middle of ХГХ century. They were exempted from payment and received from the government of Russia special state grants. This practice has proceeded in the Soviet period, but as a result of disintegration of the USSR, reduction of financing and change of foreign reference points the level of interaction with former partners has noticeable cut Nowadays these tendencies threaten to result on reducing the traditional markets of educational services. Similar practice of the international education programs existed in the USA where the partners were determined not by educational establishments but by the Information Agency lead by the state Secretary of USA and were subordinated to their national interests, including in the military sphere. As a whole the following common features of training of foreign citizens are allocated: clearness of geopolitical and economic targets, orientation on training of the future states leaders, personnel support of projects, legislative and financial support of programs of the international education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of Geopolitical Interests of Russia by means of Preparation of Foreign Experts in Educational Establishments

The international education and preparation of experts for foreign countries is considered as the effective tool of foreign policy and serves political and economic interests of the state. The foreigners in Russia who were named "envoys" began to be trained from the middle of ХГХ century. They were exempted from payment and received from the government of Russia special state grants. This practice has proceeded in the Soviet period, but as a result of disintegration of the USSR, reduction of financing and change of foreign reference points the level of interaction with former partners has noticeable cut Nowadays these tendencies threaten to result on reducing the traditional markets of educational services. Similar practice of the international education programs existed in the USA where the partners were determined not by educational establishments but by the Information Agency lead by the state Secretary of USA and were subordinated to their national interests, including in the military sphere. As a whole the following common features of training of foreign citizens are allocated: clearness of geopolitical and economic targets, orientation on training of the future states leaders, personnel support of projects, legislative and financial support of programs of the international education.

Текст научной работы на тему «Обеспечение геополитических интересов России в подготовке иностранных специалистов»

История российского образования

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В.А. БЕЛОВ

Кафедра конституционного, административного и финансового права Российский университет дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, б

В связи с одобрением Президентом Российской Федерации концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях эта деятельность в настоящее время получила новый импульс. Международное образование и подготовка специалистов для зарубежных странах во все времена и во всех странах рассматривалось как инструмент внешний политики. И российская история это ясно показывает на наглядных примерах.

Известно, что иностранцы начали прибывать на обучение в Россию еще полтора века тому назад. В 1865 г. на заседании Совета при Министре народного образования было признано желательным обучение иностранных граждан в учебных заведениях России. Во второй половине XIX в. в Петербургском, Московском, Новороссийском (г. Одесса) университетах и в ряде других гражданских и духовных заведений обучались «посланцы» из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других стран. Студенты этих стран освобождались от оплаты за «слушание», правительством России для них были выделены специальные государственные стипендии.

Советское государство продолжило эту традицию. В начале 20-х гг. в нашей стране обучались граждане Турции, Персии, Афганистана, Монголии. В 1921 году было открыто специализированное учебное заведение - Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), который выполнял не только образовательные, но и политические задачи. К концу 1921 г. в КУТВе обучались иностранные граждане 44 национальностей.

Начиная с 1945 г., в вузы СССР стали прибывать на обучение граждане стран Европы и Азии, с середины 50-х гг. - Африки, несколько позже - Латинской Америки. В феврале 1960 г. в Москве был создан Университет дружбы народов, что символизировало качественно новый этап в деле подготовки иностранных специалистов в Советском Союзе с ориентацией на возможно полный учет многих специфических требований. Приведенная нею таблица показывает динамику изменения общего числа иностранных студентов, обуча-шихся в вузах СССР.

В 1945-1990 гг. в вузах Российской Федерации обучалось около 70 % всего контингента иностранных учащихся, обучавшихся в СССР. За это время в России был накошен бозь-шой теоретический и практический опыт работы по подготовке специалистов для зарубе* ных стран: были решены необходимые методические, кадровые и правовые вопросы ооуче-

Годы Количество иностранных учащихся

1945 20

1950 5878

1960 13505

1970 26194

1980 88269

1985 105600

1989 116220

1990 126500

ния иностранных граждан в образовательных учреждениях страны; создана государственная структура, обеспечивающая прием, обучение и повышение квалификации иностранных граждан. Элементами этой структуры являются подготовительные факультеты, деканаты по работе с иностранными учащимися; в вузах введены соответствующие должности деканов и проректоров. В целом, была обеспечена вертикаль управления набором и обучением иностранных граждан и координация государственных и общественных организаций в учебно-воспитательной работе с ними. Финансирование обучения проводилось, в основном, за счет средств госбюджета и общественных организаций.

В настоящее время более чем в 150 странах мира работает около 500 тыс. выпускников бывшего СССР, 70% из которых закончили вузы Российской Федерации. Выпускники российских вузов занимают ведущее положение в политике, экономике, культуре и образовании своих стран, а также в деятельности различных международных организаций.

Наибольший контингент иностранных учащихся в СССР достигал 126,5 тыс. в 1989/1990 учебном году. Иностранные учащиеся, студенты, аспиранты и стажеры обучались в 660 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов и на- селенных пунктов СССР.

Наиболее крупные контингенты иностранных учащихся были сосредоточены в Москве

- около 23 тыс., в Ленинграде - 10,5 тыс., в Киеве - около 8 тыс., в Харькове - 5 тыс., в Минске - около 4 тыс. человек. В 16 городах страны контингент иностранных учащихся превышал 1 тыс. человек в каждом. Наиболее крупные национальные группы иностранных учащихся были представлены из Монголии - 8,8 тыс. человек, Вьетнама - 6,7 тыс. чел., Республики Куба - 6,1 тыс. чел., Афганистана - 6,1 тыс. чел., Болгарии - 5,4 тыс. чел, Сирии - 5,0 тыс. чел., Йемена - 3,6 тыс. чел., Эфиопии— 3,5 тыс. чел., Ливана - 3,4 тыс. чел. В ведущих вузах Москвы количество иностранных учащихся в этот период достигало: РУДН

- 4500 чел., МГУ - 3189 чел., МЭИ - 1124 чел., МГИМО - 981 чел..

Подготовка специалистов для зарубежных стран осуществлялась по 150 специальностям. По группам специальностей контингент иностранных учащихся в 1989/1990 г. рас-

пределялся следующим образом:

инженерно-технические специальности - 53%

университетские и педагогические - 18%

медицинские -17%

сельскохозяйственные - 7%

экономические - 5%

По данным ЮНЕСКО в начале 90-х гг. численность иностранных учащихся в мире составляла 1,22 млн. чел. Иностранные учащиеся составляют в развитых странах в среднем 3 % от контингента своих студентов. В 1993 г. самый большой контингент иностранных учащихся обучался в образовательных учреждениях США: 438618 чел. или более 30 % от общей численности иностранных студентов в мире. Второй по численности контингент иностранных учащихся был во Франции - около 140 тыс., далее следует Германия — порядка 110 тыс., Великобритания - около 80 тыс., Канада - 37,3 тыс., Бельгия - 33,3 тыс., Япония -

23,8 тыс. В США преимущественно обучались студенты из стран Латинской Амео Азии, во Франции - из Африки, в Великобритании и Германии - из Азии. Отметим ^ Е Российской Федерации в 1993 году обучалось примерно 30 - 35 тыс. иностранных спТ * тов и аспирантов (с учетом погрешности в оценке студентов, обучающихся по догою^' оплатой стоимости обучения, централизованного учета которых с 1992 г. не велось} **** °

Среди стран, имеющих за границей значительные контингенты своих учащихся лил рует Китай - около 100 тыс. чел., Япония - 40тыс., Марокко, Индия, Малайзия, Иран публика Корея - более 30 тыс. чел. каждая. * ’

В последние годы резко возросла доля иностранных учащихся, занимающихся по краткосрочным программам на последипломном уровне. Особенно характерна эта тенденция для университетов США.

После распада СССР Министерство иностранных Российской Федерации вербальной нотой от 20.01.92 г. № 13 уведомило глав дипломатических представительств в Москве о том, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Правительство Российской Федерации приняло на себя выполнение вместо Правительства СССР функции депозитария по соответствующим иностранным договорам. В соответствии с этим около 50 тысяч иностранных граждан продолжили свое обучение в образовательных учреждениях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Протоколом заседания Совета глав Представительств государств - участников Содружества Независимых Государств 08.02.92 г. было признано целесообразным обеспечить обучение иностранных студентов, стажеров и аспирантов, находящихся на территории государств - участников Содружества и принятых до 1992 года на условиях, зафиксированных в ранее подписанных СССР международных соглашениях, программах, протокола планах сотрудничества.

Естественно, что большая часть иностранных учащихся, принятых на учебу по международным обязательствам СССР, в 1993 г. сосредоточилась в образовательных учреждениях России.

Пришлось решать проблемы, связанные с необходимостью обеспечения дополнительного приема (порядка 10 тыс.) на различные уровни обучения иностранных граждан из бывших союзных республик. Кроме того, как правопреемник СССР по международным соглашениям, Российская Федерация взяла на себя обязательства по осуществлению отправки на родину выпускников— граждан зарубежных стран, успешно окончивших образовательные учреждения не только в России, но и в других странах СНГ и Балтии. Выполнение этих обязательств было связано с ежегодным дополнительным финансированием. В период с 1992 по 1999 гг. за счет средств федерального бюджета было отправлено на родину более 40 тыс. иностранных выпускников, что потребовало дополнительного финансирования Минобразования России в объеме около 32 млн. долларов США, в рублевом эквиваленте.

Следует также отметить, что в 1992 г., после распада СССР, возникла проблема с продолжением обучения более чем 500 российских студентов, аспирантов и стажеров, направленных в страны Восточной Европы, КНР, СРВ, Монголию. В связи с блокированием валютных счетов бывшего СССР, а в последствии с недостатком средств на необходимые выплаты, российские студенты, аспиранты и стажеры в странах бывшего соцлагеря оказались без средств к существованию, так как их стипендиальное обеспечение осуществлялось за счет средств направляющей стороны. В ряде стран (Болгария, Польша) нашими студентам были проведены забастовки. В сложившейся ситуации Минобразованием России (в то время Комитетом высшей школы Миннауки) были проведены переговоры с органами управления образованием соответствующих стран, были разработаны и подписаны соглашения о продолжении сотрудничества в области подготовки специалистов на условиях безвалютного обмена. Указанные соглашения позволили не только продолжить обучение студентам, аспирантам и стажерам, но и сохранить сотрудничество с традиционными странами»?*-нерами в области образования и науки.

Прекращение практики представления государственных стипендий зарубежным странам для обучения и повышения квалификации их граждан в образовательных учреждениях России привело к снижению уровня двусторонних отношений со многими зарубежными странами, утрате возможности через подготовку специалистов влиять на поддержание геополитических интересов нашей страны.

На всем протяжении существования СССР социально-экономическая поддержка стран Азии, Африки и Латинской Америки являлась одним из важнейших направлений его внешней политики. С распадом СССР база международных экономических и научно-технических связей Российской Федерации и других стран, входящих в СНГ, с большинством афро-азиатских и латиноамериканских государств значительно сузилась.

Подтверждение этому служит ситуация в области подготовки национальных кадров специалистов на объектах внешнеэкономического сотрудничества и, в частности, в учебных заведениях, созданных за рубежом при содействии СССР.

Подготовка национальных кадров для зарубежных стран являлась важнейшей составной частью геополитической и экономической стратегии СССР. Она имела целевое назначение и была тесно связана с потребностями в специалистах для предприятий, сооружаемых за рубежом при содействии СССР.

За период с 1960 г. по 1991 г. при экономическом и техническом содействии Советского Союза в 36 зарубежных странах (главным образом в тех, которые следовали, в русле «социалистической ориентации») было создано 66 высших учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведений (техникумов), свыше 400 учебных центров профессионально-технического образования (ПТУ), 5 общеобразовательных школ.

Содействие осуществлялось в соответствии с межправительственными соглашениями на основе контрактов (под которые давались кредиты на период, как правило, от 12 до 15 лет с годовой ставкой 2 - 3 %) или безвозмездно, путем выполнения проектноизыскательских работ, поставок оборудования и материалов передачи учебно-методической документации, командирования специалистов для техпомощи в строительстве и монтажноналадочных работах, а также преподавательского и инженерно-лаборантского состава для проведения учебного процесса.

Часть объектов (20 учебных заведений: Афганистан - 3, Гвинея— 1, Ирак - 2, Йемен -1, Камбоджа - 1, Лаос - 1, Монголия- 10, Эфиопия - 1) была построена на условиях, получивших название генерального подряда, или «под ключ», т.к. все работы по проектированию и строительству объектов, вплоть до ввода их в эксплуатацию, советские организации выполняли полностью самостоятельно, поскольку в этих странах не было достаточно крупных национальных строительных организаций и опыта в сооружении подобных учебных заведений.

Связи с учебными заведениями, созданными за рубежом при содействии СССР, продолжались и после передачи объекта инозаказчику. Они выражались, в частности, в дополнительных поставках оборудования для укрепления и расширения их учебно-лабораторной базы, а также в постоянной шефской помощи со стороны советских учебных заведений в рамках межвузовского сотрудничества (это был целый комплекс научно-технических и экономических мероприятий, проводимых под эгидой бывшего Минвуза СССР).

Участие СССР в создании зарубежных учебных заведений, в оснащении их современным по тому времени учебно-лабораторным оборудованием, в обеспечении учебной, научной и методической литературой, а также организации в них учебного процесса силами советских специалистов (в 80-е гг. командировалось до 5 тыс. специалистов ежегодно) оказало плодотворное влияние на подготовку инженерно-технических кадров и способствовало формированию слоя руководящих работников государственного аппарата ряда развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В конце 80-х гг. наметилась тенденция постепенной замены советских преподавателей и специалистов, работавших в созданных зарубежных учебных заведениях, местными преподавательскими кадрами, подготовленными в учебных заведениях СССР и других социалистиче-

ских стран, а также выпускниками этих же учебных заведений. Этот процесс объектив был «запрограммирован» в планах международного научно-технического сотруднич СССР с большинством зарубежных стран и его претворение в жизнь предусматривал^ сколько этапов. не>

На первом этапе предполагалось так трансформировать сеть учебных центров п техобразования, созданную при содействии СССР при совместных промышленных об ектах, чтобы большая ее часть перешла на подготовку специалистов силами местных педагогических кадров, а оставшаяся часть, продолжая использовать опытных специалистов из СССР, превратилась бы в базовые региональные центры по подготовке маете-ров производственного обучения. Эта задача активно реализовывалась и ее завершение намечалось на середину 90-х гг.

Второй этап затрагивал деятельность высших и средних специальных учебных заведений - вузы должны были стать центрами подготовки педагогических и научно-исследовательских кадров для экономики развивающихся стран, а техникумы - специалистов среднего технического состава. Этот процесс более длительный и должен был завершиться, в основном, на рубеже 2010 г.

Начиная с 1992 г., сотрудничество с учебными заведениями, созданными за рубежом при содействии СССР, было полностью прекращено и почти все советские специалисты работавшие в них, были отозваны. В Гвинее, Тунисе, Марокко они были переведены на коммерческие условия командирования. Из Алжира российские преподаватели были отозваны из-за террористических действий против иностранцев, хотя контракты до настоящего времени не аннулированы, а лишь приостановлены.

Вакуум, образовавшийся в результате свертывания сотрудничества между Российской Федерацией и зарубежными странами, в которых при нашем участии были созданы учебные заведения, начал активно заполняться (как свидетельствуют информационные сообщения из роспосольств в этих странах) не только развитыми капиталистическими государствами, как США, Англией, Францией, ФРГ, Швецией, Бельгией и международными организациями (ПРООН, ЮНИДО), но и странами СНГ (Украиной, Белоруссией, Арменией, Молдовой), а также другими государствами мира.

Учитывая актуальность данного вопроса, Правительство Российской Федерации приняло 25.04.95 постановление № 418 «О концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР», в котором определены пути и методы создания новой, сбалансированной системы взаимоотношений российских вузов и зарубежных учебных заведений, основанной на принципах партнерства, взаимовыгодности и равноправия всех участников обменов. Также была образована Межведомственная комиссия по международному партнерству в области образования.

Указанным постановлением, в частности, предусматривается:

• ежегодное выделение зарубежным образовательным учреждениям до одной тысячи государственных стипендий для подготовки магистров в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования и для обучающихся в системе послевузовского профессионального образования;

• ежегодное командирование в зарубежные учебные заведения-партнеры за счет Российской Федерации до 50 преподавателей русского языка и литературы для педагогической и научно- методической работы в области русистики.

На первом заседании Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования, от 30 ноября 1995 г. среди прочих нормативных документов были рассмотрены и одобрены: «Основные принципы выделения государственных стипендий да подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях» и проект «Положения о порядке командирования преподавателей русского языка и других дисциплин для работы в зарубежных учебных заведениях за счет Российской Федерации, го контрактам и соглашениям», которые должны стать основой для развития партнерских ев*

зей между российскими вузами и зарубежными учебными заведениями, созданными при содействии СССР.

По ряду объективных и субъективных причин большинство российских вузов за прошедший период утратило прямые контакты со своими зарубежными учебными заведения-ми-партнерами и не проявило заинтересованности в приеме их студентов на обучение за счет средств федерального бюджета. В свою очередь, зарубежные учебные заведения не устраивают финансовые условия приема, которые предоставляются их кандидатам на учебу в Российской Федерации (раньше проезд и пребывание иностранных учащихся осуществлялось на безвозмездной основе).

План командирования в зарубежные страны преподавателей русского языка и литературы для педагогической и научно- методической работы в учебных заведениях и образовательных цешрах-партнерах на 1996/1997 учебный год, одобренный Межведомственной комиссией по международному партнерству в области образования 29 февраля 1996 г., не был реализован вследствие различных причин, главной из которых является отсутствие адекватного механизма финансирования (планировалось осуществлять их командирование на условиях долевого финансирования, а именно: проезд в страну и обратно, выплата части заработной платы в российской валюте обеспечиваются направляющей стороной; выплата заработной платы в национальной валюте на уровне ставок возмещения местных преподавателей, медицинское обслуживание, оплата жилой площади и коммунальных услуг обеспечиваются принимающей стороной). Поскольку Минобразование России не смогло обеспечить оплату своей части расходов по командированию русистов, то эта проблема остается нерешенной до настоящего времени.

Перечисленные тенденции, приводящие к свертыванию партнерских связей между российскими вузами и зарубежными учебными заведениями, созданными при содействии СССР, грозят безвозвратной потерей традиционных рынков образовательных услуг.

Успехи советской высшей школы в области подготовки кадров для зарубежных стран в XX в. не остались незамеченными во всем мире. Особенно наглядно это прослеживается на политике международного образования, проводимой США, которые с конца 40-х - начала 60-х гг. использовали обмены студентами, учеными и специалистами для усиления позиций своей страны на мировой арене.

Закон Фулбрайта 1946 г. об информационных и образовательных обменах определил полномочия госсекретаря при проведении и финансировании международной образовательной программы, в том числе, при финансировании транспортных расходов для граждан зарубежных стран, которые «изъявили желание учиться в американских университетах». В 1948 г. президент Г. Трумэн подписал закон «Об информационных и образовательных обменах США», который впервые определил все международные образовательные обмены и программы как элементы внешней политики США. Трумэн настоятельно требовал, чтобы американские университеты, являющиеся, по его мнению, главным звеном в осуществлении международной информационной программы, посылали студентов за границу распространять «правдивую информацию о США», заявив, что «образовательные обмены также важны, как военная и экономическая помощь другим странам». Конгресс ассигновал в 1951 г. 79 млн. долларов, в результате чего только в том году более чем 7 500 иностранцев из 71 государства получили гранты от администрации президента Трумэна на участие в программах академического обмена.

В 50-60-е гг. администрации президентов Д. Эйзенхауэра и Д. Кеннеди претворяли в жизнь принцип всестороннего изучения стран, входивших в орбиту внешнеполитических интересов США. Изменение учебных программ в сторону усиления акцента на изучение политики, экономики и языков других стран было началом всесторонней подготовки специалистов, в том числе из зарубежных стран, которые должны были укреплять экономические позиции США в развивающихся странах. Основой такой деятельности стали законы «Образование и национальная безопасность» 1957 г., «Закон о высшем образовании» 1965 г. и «Закон о международном образовании» 1966 г. Первый из названных законов делал акцент на развитии университетских специальных программ, направленных на изучение меж-

дународных отношений, иностранных языков. Президент Д. Эйзенхауэр в своем обо к Конгрессу (1957 г.) подчеркивал: «...наши школы - это наша национальная оборота*о” важнее, чем атом...». ' ^

В 60-е гг. в период правления администраций Д. Кеннеди и Л. Джонсона американски университеты способствовали подготовке технических специалистов в потенциаль странах-союзницах. Тезис о распространении влияния США в развивающихся странах^ средством использования образовательных программ в рамках экономической и теитоТ ской помощи появился в 1961 г. с принятием закона «О зарубежной помощи» кото *" варьировалась, помимо прочего, от кредитов на поддержку образования до субсидирована! специальных исследований, академических обменов, строительства американских школ рубежом. Один из главных параграфов закона определял приоритетным обучение специа-листов, которые занимают ведущие посты в развивающихся государствах. Закон четко «ь ределял страны, входившие в сферу интересов США. Уже через семнадцать дней после вступления в силу закона о зарубежной помощи президент подписал закон «О взаимных образовательных и культурных обменах», объединивший все международные образовательные программы, существовавшие до 1961 г., под контроль федерального правительства. Этим Законом ограничивалась свобода американских университетов в выборе стран-партнеров. С этого времени не сами университеты, а Комитет У. Фулбрайта по зарубежным стипендиям при Информационном агентстве стал определять международную образовательную деятельность американских вузов. Госсекретарь США, в свою очередь, направлял политику Комитета. Законы 1961 г. предоставляли ежегодно 230 млн. долларов американским университетам для заключения образовательных контрактов с вузами приоритетных стран. Девяносто процентов всей помощи получили Индия, Пакистан и Турция, около 1300 действующих и потенциальных лидеров этого региона в период с 1961 по 1965 гг. ежегодно обучались в США. Региональным проектом США стало создание американского университета в Бейруте (1951 г.).

В 1971 г. президент Р. Никсон провозгласил принцип о сотрудничестве в сфере образования со всеми странами, вне зависимости от их принадлежности к тому или иному лагерю, для привлечения на свою сторону союзников. Так, в 1969 г. был заключен договор об образовательных обменах между США и Францией, что способствовало улучшению отношений между ними. В 1971 г. в ответ на возможность размещать американские вооруженные силы на Азорских островах США предоставили Португалии безвозмездный грант в 1 миллион долларов для «финансирования проектов в португальской системе высшего образования.-». В 1970 г. было заключено соглашение о международных образовательных обменах с Румынией. В 1972 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между США и СССР в области техники и образования, главным образом, в области добычи и переработки нефти. В соглашении оговаривались ежегодные обмены студентами: 40 - со стороны СССР и 20 - со стороны США. В 1973 г. с помощью активизации международных образовательных программ обмена США добились некоторого влияния в странах Саудовской Аравии, Омане я Бахрейне. Консорциум шести американских колледжей стал консультантом Института нефти и минералов в Саудовской Аравии. Был создан Институт нефти в Кувейте, а в американских университетах было увеличено число учебных курсов в области энергетики, добычи и переработки нефти и газа.

В конце 70-х - начале 80-х гг. США провозгласили тезис о том, что не следует ограничиваться простой продажей оружия, а необходимо готовить военных специалистов и гражданский персонал для стран-союзниц, то есть выдвигался тезис о кадровом сопровождении экономических проектов. В октябре 1977 г. Дж. Картер подписал закон о помощи развивающимся странам. Документ санкционировм увеличение финансирования данных программ для Израиля, Египта, Иордании и Сирии. Конгресс выделил 2.2 млрд. долларов на финансирование программ исследований, технической реконструкции учебных заведений и обучения студентов из этих страв в СШЙазвивая эти достижения и политику после развала Советского Союза СЩАвыдаш в 90-х гг. на первое место в мире по количеству обучающихся иностранных граждан

(более 500 тыс. человек в год). Сегодня в американские вузы поступают учащиеся более чем из 170 стран. В их отборе и устройстве участвуют многие государственные и общественные организации. Одной из таких ведущих организаций является Американская ассоциация вузовских регистраторов, которая изучает, анализирует и издает серию книг о всемирном образовании. Авторам этих книг Ассоциация предоставляет возможность поехать в зарубежную страну с целью встреч с работниками образования, посещения учебных заведений и сбора образцов документов об образовании. Полностью подготовленная для публикации рукопись направляется в Национальный Совет по оценке иностранных документов об образовании для окончательного утверждения. Затем книги издаются и переиздаются, а материалы время от времени обновляются.

Другой организацией, занимающейся вопросами приема на обучение иностранцев, является Национальный Совет по оценке иностранных документов об образовании1.

Этот совет является межведомственной организацией, в его состав входят представители семи национальных организаций, в том числе упомянутой выше Американской ассоциации вузовских регистраторов, также в нем представлены Американская ассоциация местных и младших колледжей, Американский совет по образованию, Бюро по вступительным экзаменам в колледжи, Совет аспирантских школ, Институт международного образования и Национальная ассоциация по делам иностранных студентов. Каждая организация делегирует в совет своих представителей, имеющих опыт работы по изучению зарубежного образования и приему иностранных учащихся. Обычно эти представители состоят в совете в течение трех лет.

Совет на своих заседаниях рассматривает подготовленные к изданию рукописи по оценке документов об образовании различных стран и дает рекомендации по приему их обитателей в американские учебные заведения. Эти рекомендации не обязательны для вузов, но тем не менее на практике они им, как правило, следуют.

Совет является национальным органом США по признанию документов об образовании, ученых степеней и ученых званий зарубежных стран. Совет также участвует в определении необходимых и приоритетных исследований по системам образования зарубежных стран и по проблемам, связанным с приемом на обучение в США граждан зарубежных стран.

Конкретной оценкой отдельных документов иностранных абитуриентов занимается Национальная ассоциация услуг по оценке документов об образовании. Эта организация работает на коммерческой основе и за соответствующую плату проводит консультации и дает рекомендации. Она располагает опытными специалистами и необходимыми информационными материалами.

Наиболее масштабную и разностороннюю деятельность по международным обменам США в области образования осуществляет Институт международного образования. Институт является главным национальным информационным и консультативным органом по вопросам обучения иностранных граждан в США и американцев за границей. Статистический исследовательский отдел института занимается сбором и анализом данных по этим вопросам и ежегодно публикует доклад о международных обменах США в области образования под названием «Открытые двери» («Open Doors»). В отчете содержатся сведения о количестве иностранцев из разных регионов и стран по профилям и уровням обучения, их распределение по американским штатам и отдельным вузам, источники финансирования на обучение и проживание иностранных студентов. Дается характеристика программ обучения американских граждан за рубежом. Институт публикует материалы и по отдельным вопросам международных обменов в области образования.

Институт участвует в работе по распространению за рубежом информации о возможностях и условиях обучения иностранных граждан в США, в приеме и размещении иностранных студентов по вузам, обеспечивает для них различное справочно-информационное обслуживание. Институт публикует книгу «Обучение в колледжах и университетах США», в которой описывается американская система высшего образования, условия обучения и

проживания иностранных студентов в США. Институт организует и проводит исследо по проблемам международного образования. вания

Бюро по организации вступительных экзаменов в колледжи США публикует с вочник: «Порядок поступления в высшие учебные заведения США: пособие для с ^ тов из других стран». В книге подробно описываются возможности поступления ГГ вила приема в американские вузы. Эта же организация издает брошюру под название*-«Финансовые расчеты для обучения в Соединенных Штатах: пособие для студентов^ зарубежных стран». В этом справочнике содержится информация о стоимости высшего образования в США, указаны возможные источники получения финансовой помощи и порядок обращения за ней, о правилах и ограничениях по валютным операциям, а также по переводу денежных средств.

В приеме иностранных граждан на обучение в США принимает участие Национальная ассоциация по делам иностранных студентов. Эта организация занимается размещением иностранцев по вузам, содействует студентам в бытовых вопросах и организует для них культурные мероприятия в свободное от учебы время.

Во многих странах мира имеются американские центры, занимающиеся консультированием и отбором на учебу в вузы США иностранных граждан. Эти центры находятся в ведении Информационной службы США, а также других организаций, занимающихся международным сотрудничеством, в том числе в области образования. В центрах собрана разнообразная литература по вопросам обучения в США и возможностям поступления в вузы США для иностранцев. Там же, как правило, собраны каталоги и справочники американских вузов, в которых обучаются иностранцы.

Некоторые центры практикуют проведение стандартных тестов по приему в вузы, а также проверку знаний английского языка с тем, чтобы давать соответствующие рекомендации иностранным гражданам, намеревающимся поехать на учебу в Соединенные Штаты.

Занимая первое место в мире по количеству обучаемых граждан других стран, США посылают за рубеж сравнительно немного студентов. По данным ЮНЕСКО, опубликованным в 1989 г., в зарубежных вузах обучалось 20,9 тыс. граждан США.

Изложенная выше на примере Советского Союза и США показывает, как политика в области подготовки кадров для зарубежных стран служит экономическим и политическим интересам страны и является одним из эффективных инструментов внешней политики государства. Нечто похожие проявляли в своей деятельности Великобритания, Франция и Германия, а в последние годы Австралия, Япония и Китай.

В целом можно выделить следующие общие черты, определяющие подготовку специалистов для зарубежных стран, как инструмент внешней политики, направляемой на защиту геополитических интересов:

• ясность поставленных геополитических и экономических целей;

• нацеленность на подготовку будущих лидеров иностранных государств;

• кадровое сопровождение экономических проектов;

• законотворческая и финансовая поддержка программ международного образования и аналитических областей со стороны государства (т.к. во многом именно это определяет успех на мировом рынке).

Следует признать, что Минобразованию России, несмотря на принятие нескольких важных постановлений Правительства, еще не удалось в полной мере сформировать во властных структурах отношение к подготовке иностранных кадров в России, аналогичное существующему в США или Франции. С принятием Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях и реализацией Распоряжения Правительства РФ Ха 1536-р от 1 ноября 2002 г. по плану мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации у нас появилась надежда на формирование во всем русском обществе понимания необходимость обучения иностранцев в России для поддержки геополитических интересов страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Системы высшего образования стран Запада. М., 1991. Ч. 2. С. 72-73.

MAINTENANCE OF GEOPOLITICAL INTERESTS OF RUSSIA BY MEANS OF PREPARATION OF FOREIGN EXPERTS IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

VA. BELOV

Department of the constitutional, administrative and financial right Peoples Friendship University of Russia 6 Mikhlukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

The international education and preparation of experts for foreign countries is considered as the effective tool of foreign policy and serves political and economic interests of the state. The foreigners in Russia who were named "envoys" began to be trained from the middle of XIX century. They were exempted from payment and received from the government of Russia special state grants. This practice has proceeded in the Soviet period, but as a result of disintegration of the USSR, reduction of financing and change of foreign reference points the level of interaction with former partners has noticeable cut Nowadays these tendencies threaten to result on reducing the traditional markets of educational services. Similar practice of the international education programs existed in the USA where the partners were determined not by educational establishments but by the Information Agency lead by the state Secretary of USA and were subordinated to their national interests, including in the military sphere. As a whole the following common features of training of foreign citizens are allocated: clearness of geopolitical and economic targets, orientation on training of the future states leaders, personnel support of projects, legislative and financial support of programs of the international education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.