Научная статья на тему 'Development of the preparation of foreign students in the National higher education'

Development of the preparation of foreign students in the National higher education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ / HIGHER EDUCATION / FOREIGN STUDENTS / TRAINING OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Pozdnyakov I. A.

This paper presents an analysis of the current state of training of foreign students in Russian higher education, compared with the preparation of foreign students in other countries, set objectives and targets of the system of training of foreign students in the national higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Development of the preparation of foreign students in the National higher education»

3. Lebedeva, M.B. Sistema moduljnoyj professionaljnoyj podgotovki buduthikh uchiteleyj v oblasti in-formacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj. - SPb., 2006.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 378.1

Pozdnyakov I.A. DEVELOPMENT OF THE PREPARATION OF FOREIGN STUDENTS IN THE NATIONAL HIGHER EDUCATION. This paper presents an analysis of the current state of training of foreign students in Russian higher education, compared with the preparation of foreign students in other countries, set objectives and targets of the system of training of foreign students in the national higher education.

Key words: higher education, foreign students, training of foreign students in Russian universities.

И.А. Поздняков, соискатель РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В работе представлены результаты анализа современного состояния подготовки иностранных студентов в сфере российского высшего профессионального образования, проведено сравнение с подготовкой иностранных студентов в других странах, определены задачи и ориентиры развития системы подготовки иностранных студентов в отечественном высшем образовании.

Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, подготовка иностранных студентов в российских вузах.

Развитие современного высшего профессионального образования невозможно представить без его глобализации, взаимодействия между национальными системами образования. Тенденция глобализации образования по своему духу, исторически и мировоззренчески близка для российского просвещения. Происходящая в современных условиях модернизация системы образования Российской Федерации осуществляется с учетом тенденций мирового развития. Активно реализуются национальные и международные проекты в области образования [1]. В настоящее время Россия участвует в формировании общеевропейского пространства высшего образования, развивает образовательное сотрудничество с Европейским Союзом (ЕС), развивает двустороннее сотрудничество в области образования с развитыми странами, новыми индустриальными государствами и партнерами по интеграционным объединениям. С учётом политических и экономических факторов, в Концепции модернизации российского образования на государственном уровне обозначена важность развития международной деятельности российской высшей профессиональной школы в области подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг [2].

Для современного состояния высшего образования в мире характерны процессы интернационализации и глобализации. Эти процессы проявляются и в российском высшем профессиональном образовании. В вузах России реализуются ряд проектов европейских программ (ТЕМПУС, ТАСИС) в областях экономики (Т^1ЕР-08536-94); европейского и международного права (Т^1ЕР-10325-97), финансовых институтов (1УЫЕР-10461-98); статистики для региональных приложений (Т^1ЕР-10767-99); развития демократических механизмов в сельском хозяйстве (1В JEP-211000-2000) и др. Реализация названных проектов, реализация положений Болонского процесса, международная аккредитация вузов, нострификация российских дипломов и др. призваны обеспечить сближение образовательных систем европейских стран [3].

В целом интернационализация высшего образования представляет процесс интеграции международного и межкуль-турного аспектов в цели и способы предоставления высшего образования. В понятие интернационализации в сфере высшего профессионального образования специалисты включают два аспекта: внутренний и внешний [4]. Внутренняя интернационализация подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, в системе высшего образования, которые способствуют международному и межкультурному взаи-

мопонимание. При этом реализация всех образовательных программ, проектов, исследований содержит международное измерение (соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами). Внешняя интернационализация - процесс предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных технологий и через различные соглашения.

Основными факторами, определяющими выбор иностранными учащимися страны и вуза для обучения, являются: распространенность языка обучения; репутация вуза; авторитет страны; политические, экономические, географические, исторические связи между странами; стоимость программ и проживания; гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований; активность государственной политики по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве; меры по поддержке, в том числе социально-экономической, иностранных учащихся.

Одной из важных целей интернационализации высшего образования является получение дохода. Иностранные студенты дают возможность вузу привлечь дополнительные источники финансирования и, тем самым, стимулируют вузы и систему образования в целом осуществлять предпринимательскую стратегию на международном рынке. Соответственно, ключевым аспектом реализации процессов интернационализации и глобализации образования является участие высших учебных заведений в экспорте образовательных услуг, где главная роль отводится подготовке национальных кадров для зарубежных стран [5].

Основные доходы от очного обучения иностранных студентов получают в основном Соединенные Штаты (20 млрд. долл. без учета субсидий иностранным учащимся), Великобритания (свыше 10 млрд. долл. США), Австралия (около 14 млрд. австралийских долл.), а также Франция, Германия и некоторые другие страны. Более 50% мирового контингента иностранных студентов очной формы обучения приходится на долю пяти указанных стран. В настоящее время в США экспорт высшего образования считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, в Австралии - четвертой экспортной отраслью и т. д. [6].

За получение российского образования по очной форме (средняя стоимость - 100 тыс. руб.) сегодня платят почти 3/4 иностранных слушателей подготовительных отделений, студентов, стажеров, аспирантов, докторантов, что в 2010 году

составило около 8 млрд. рублей. Почти вдвое больший доход приносит пребывание иностранных граждан на территории России в период обучения по очной форме в российской высшей школе с учетом сопутствующих расходов. Затраты на питание, проживание, транспорт, досуг, медицинское обслуживание и т.д. составляют в настоящее время около 14 млрд. руб. в год из расчета среднемесячных расходов одного иностранного учащегося в размере 12,5 тыс. руб. в месяц. По оценкам специалистов, общий годовой доход от обучения иностранцев по очной форме в российской высшей школе достиг в 2010 году более 23 млрд. рублей или около 700 млн. долларов США [7]. Наиболее высокой для иностранных студентов является стоимость очного обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МГИМО (по ряду программ и специализаций до 300-320 тысяч рублей в год). Наиболее низкой была оплата обучения в вузах Минсельхоза - в среднем 33,5 тысячи рублей. Больше всего за свою учебу иностранцы заплатили в 2009 году МГУ им. М.В.Ломоносова - 1,2 млрд. рублей. Санкт-Петербургский государственный университет в 2009 году получил 592 млн. рублей, а РУДН - 485 млн. рублей [8]. Основную часть доходов за подготовку иностранных студентов приносят вузы Минобрнауки (около 46% совокупной оплаты за обучение иностранных граждан по очной форме), Правительства РФ (20%) и Минздрава (18%).

Совокупная плата за заочную подготовку иностранных граждан (почти 100% из них обучаются по контракту) составила в 2009-2010 учебном году около 2020 миллионов рублей. Ещё оценочно 721,1 миллиона рублей принесли российской экономике расходы на питание, проживание, транспорт и т.д. данной категории иностранцев в период их пребывания (приезда) в Россию.

В современных условиях конкурентоспособность российской системы образования может быть достигнута на основе реализации эффективной стратегии экспорта образовательных услуг, который для многих стран является прибыльной отраслью экономики, важным направлением политики и показателем социального и культурного развития, в условиях интернационализации российского образования, обеспечивающей повышение его уровня и качества.

Вместе с тем, специалистами отмечается, что на фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг доля России в международном рынке образовательных услуг практически не растет [8]. Это не только упущенная экономическая выгода, но и упускаемые политические возможности влияния России на международной арене через распространение российских достижений в области науки и технологий, русского языка и российской культуры, через подготовку кадров профессиональной и политических элит для других стран мира. Если в течение ряда лет Советский Союз занимал 2 место (после США) по числу иностранных студентов, то сейчас Россия по числу иностранных студентов находится на 8-9 месте в мире, а доля иностранных студентов в общем количестве студентов внутри России снизилась. В связи с этим анализ состояния и перспектив подготовки специалистов для зарубежных стран в российских вузах является весьма актуальным в контексте современных тенденций и задач развития отечественного высшего образования.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время образовательные услуги иностранным гражданам предоставляют 129 государств мира. Россия занимает 8 место по общей численности обучающихся иностранных граждан после США (586 тысяч человек), Великобритании (233), Германии (200), Франции (160), Австралии (157), Испании (124) и Канады (100 тысяч человек). В настоящее время в вузах Российской Федерации обучается всего около 100 тысяч иностранных граждан, в том числе около 70 тысяч на контрактной основе и более 30 тысяч за счет федерального бюджета.

Для сравнения: в 1991 году доля иностранцев в общем контингенте российского студенчества (2 824,5 млн. чел.) составляла 3,2%, а в составе всех иностранных студентов

(1 168,1 млн. чел.) - 7,7%. Сами же вузы РСФСР по числу иностранных учащихся дневных отделений (около 90 тыс. чел.) занимали четвёртое место в мире после университетов и колледжей США (419,6 тыс. чел.), Франции (138,2 тыс. чел.) и Германии (107,1 тыс. чел.) [9].

По данным ОЭСР в настоящее время Россия принимает только 2 % от общего количества иностранных студентов, составившего в 2007 году три миллиона. В то время как США принимает 20%, Великобритания обучает 12 %, Германия и Франция - 9% и 8% соответственно. Кроме того, значительное количество студентов обучается в Австралии (7%), Канаде (4%), Японии (4%).

Анализ официальных документов, материалов печати, проведенных исследований свидетельствует, что современное состояние подготовки иностранных студентов в вузах России характеризуется стабильностью (с определенными тенденциями к усилению) государственной поддержки международного сотрудничества в сфере образования. В частности, это подтверждается выделением достаточных бюджетных средств на реализацию мероприятий международного сотрудничества в сфере образования в рамках федеральных целевых программ, в частности, по развитию образования и обучения русскому языку.

В то же время, анализ показывает, что в российской высшей школе реализуется недостаточно совместных образовательных программ и программ на иностранных языках, программ совместных международных исследований и других форм сотрудничества, направленных на интернационализацию программ обучения. Особо отмечается необходимость развития инфраструктуры для привлечения лучших студентов, преподавателей и исследователей, интернационализации среды обучения.

Нормативно-правовую базу функционирования и развития системы подготовки иностранных студентов в российских вузах составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере внешней политики и внешнеэкономической деятельности.

Приказом Минобразования России от 08.05.97 № 866 были утверждены Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений пред-вузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт).

В процессе подготовки иностранных студентов в российских вузах учитываются положения Основ стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г., Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г., Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию, одобренной Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. № Пр-1040, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18.10.2002 г.), а также международные соглашения Российской Федерации, в частности, документы Болонского процесса, участницей которого Россия является с 2003 г.

Кроме того, по решению коллегии Минобрнауки России от 12 ноября 2008 года был разработан проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг. Данной концепцией предусмотрена разработка Министерством образования и науки Российской

Федерации Стратегии экспорта образовательных услуг. Организационной основой её реализации должна являться Федеральная целевая программа экспорта образовательных услуг, утверждаемая Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу [10].

Свидетельством внимания государства к проблеме подготовки иностранных студентов в российских вузах также является постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». В соответствии с ним до 10 тысяч увеличено количество ежегодных стипендий для приема на обучение в российские образовательные учреждения за счет средств федерального бюджета иностранных граждан и соотечественников за рубежом. Этим документом впервые разрешено осуществлять подготовку иностранцев в российских техникумах и колледжах, а также выплачивать иностранным учащимся государственную стипендию в течение всего периода обучения, вне зависимости от успеваемости.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года был образован совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ. С учетом проводимой государственной политики по расширению подготовки иностранных студентов в российских вузах были увеличены квоты следующим государствам для приема граждан и соотечественников из этих стран на обучение.

В активизации подготовки иностранных студентов в российских вузах важную роль играет Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), которое было создано в сентябре 2008 года (Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315) и входит в структуру Министерства иностранных дел России.

При распределении стипендий на обучение иностранных студентов в российских вузах учитываются заявки Россотруд-ничества и других заинтересованных российских и международных организаций и объединений, включая: Международный координационный совет иностранных выпускников высших учебных заведений «Инкорвуз», Российское общество солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки, Организация стран Сообщества развития Юга Африки, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом «Родина», Ассоциация иностранных студентов в России.

Специалистами отмечается все более активная роль в расширении приема на учебу в Россию граждан зарубежных стран и соотечественников не только вузов подведомственных Минобрнауки, но и высших учебных заведений Минобороны России. Минкультуры России, Минздравсоцразви-тия, Минсельхоза России, Минспорттуризма, Минтранса и ряда других ведомств.

Привлечению иностранной молодежи к обучению в российских вузах способствуют рекламные мероприятия высших учебных заведений, выставки-ярмарки образовательных услуг отечественной высшей школы. Такого рода мероприятия регулярно проводятся в Китае, Таджикистане, Венесуэле, Иордании, Словении и ряде других стран. Для российских вузов участие в выставочных мероприятиях становится одним из обязательных атрибутов международной деятельности. Несомненным положительным результатом проведения таких мероприятий является увеличение в вузах контингента обучающихся иностранцев.

Как уже отмечалось, по решению коллегии Минобрнауки России от 12 ноября 2008 года был разработан проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг. [10].

Следует отметить, что без должного управления, обеспечения и сопровождения экспорта образовательных услуг невозможно достичь высокого уровня работы вузов в этой сфе-

ре. В этом отношении очень полезно взаимодействие органов государственной власти, структур управления образованием с вузами и учреждениями, которое способствует информационно-справочному обеспечению российского экспорта образовательных услуг. В частности, на веб-сайтах Минобрнауки России и Россотрудничества сформирована и постоянно обновляется база данных («Российское образование для иностранных граждан») на русском и иностранных (в настоящее время - девяти) языках о возможностях получения образования в России. Также отмечается самая активная деятельность в этой сфере непосредственно высших учебных заведений, которые размещают в сети Интернет (как и в других средствах массовой информации) материалы, позволяющие иностранным гражданам познакомиться с возможностями, требованиями и условиями обучения в российских вузах.

Существенную помощь иностранным гражданам, обучающимся в России, оказывает Ассоциация иностранных студентов в России, общественная организация, представляющая около 120 тысяч иностранных граждан из 162 стран мира, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации. Сегодня у Ассоциации имеется 24 филиала в городах России.

Вместе с тем положительным, что делается государством, органами управления образованием и самими вузами для расширения подготовки иностранных граждан в российских вузах, существуют и определенные проблемы иностранных студентов, связанные с их пребыванием и обучением в России.

Всего в 2009-2010 учебном году подготовку иностранных граждан в Российской Федерации осуществляли 707 государственных и муниципальных высших учебных заведений (в том числе: 305 - подведомственных Минобрнауки) и 165 негосударственных вузов. Среди специальностей, по которым иностранные граждане получают образование в России, преобладают: медицина (19,2%), экономика, финансы и менеджмент (17,5), гуманитарно-социальные (15,6) и инженерно-технические специальности (12,1), право (8) и естественные и точные науки (6,8%). Меньше иностранных студентов привлекают информатика и вычислительная техника (3,8%), культура и искусство (3), сельское хозяйство (2,4), педагогика (0,9) и другие специальности (3,2%). Наибольшее количество иностранных студентов в России составляют граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки (более 50%) и государств-учас-тников СНГ (около 40 %), далее следует представители стран Европы и других стран. Больше всего иностранных граждан обучалось в 2009 году в российских вузах по очной форме из Китая (17,3 тыс. чел.) и Казахстана (13,7 тыс. чел.).

Лидерами по очной форме обучения иностранцев в 2009 году являлись МГУ им. М.В.Ломоносова (5,8 тыс. чел.), РУДН (5,3 тыс. чел.), Санкт-Петербургский государственный университет (3,8 тыс. чел.), Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина (3,7 тыс. чел.). Основными специальностями, по которым в 2009 году иностранные граждане обучались в российских вузах, являлись медицина (19,8%), экономика, финансы и менеджмент (16,6%), русский язык (15,7%). Для сравнения: в 1989/1990 году основной группой специальностей, по которой иностранные граждане обучались в вузах РСФСР, были инженерно-технические (в целом 53,0%). В современной российской высшей школе опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранцев [11]. Лидерами заочной подготовки иностранных граждан являются Современная гуманитарная академия (13,3 тыс. чел.), Брянская государственная сельскохозяйственная академия (3,3 тыс. чел.), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (2,6 тыс. чел.), Московский гуманитарно-экономический институт (2,3 тыс. чел.) и Московский новый юридический институт (2,2 тыс. чел.) [11].

В целом, оценивая современное состояние и перспективы развития системы подготовки иностранных студентов, следует отметить, что в ней, наряду с федеральными органами исполнительной власти в области образования, ведущую роль играют непосредственно высшие учебные заведения Российской Федерации и их международные подразделения. Основ-

ными задачами вузов по развитию подготовки иностранных студентов являются: адекватная оценка своего экспортного потенциала и перспектив его развития путем разработки инвестиционных бизнес-планов; разработка и реализация конкурентоспособных образовательных продуктов; развитие инфраструктуры, гарантирующей возможности качественного обеспечения образовательных услуг; участие в формировании условий, обеспечивающих привлекательную для потребителей услуг социальную инфраструктуру.

Таким образом, российские вузы в настоящее время активно развивают свою деятельность по различным направлениям. Одним из приоритетов при этом является подготовка национальных кадров для зарубежных стран. В тесном взаимодействии с органами исполнительной власти в области

образования высшие учебные заведения России вносят существенный вклад в развитие подготовки иностранных студентов. Перспективы развития системы подготовки иностранных студентов в российских вузах непосредственно связаны с решением задач по усилению позиций образования Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг (увеличение доли рынка с 2% до 7% к 2020 г.), повышению рейтинга российских образовательных учреждений в международных рейтинговых листах (включение не менее 10 российских вузов в числе первых 100 университетов по международным рейтингам); увеличение в структуре доходов вузов и системы образования доли средств, получаемых от экспорта образовательных услуг до 10% от объема государственного финансирования [12].

Библиографический список

1. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях РФ. Статистический сборник. - М., 2006. - Вып. 3.

2. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

3. Рыжов, А.Н. Педагогическая терминология процесса интеграции России в европейское образовательное пространство // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 3-1.

4. Интернационализация высшего образования и научных исследований в XXI веке: роль технических университетов: материалы международной конф. 24-25 июня 1999 г., Санкт-Петербург. - СПб., 1999.

5. Шереги, Ф.Э. Иностранные студенты в России / Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев // Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). - М., 2002.

6. Арефьев, А.Л. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 2.

7. Арефьев, А.Л. Тенденции экспорта российского образования. - М., 2010.

8. Арефьев, А.Л. Экспорт российского образования: основные показания и тенденции // Высшее образование в России. - М., 2010. - № 1.

9. Иванова, М.А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе / М.А. Иванова, Н.А. Титкова. -СПб., 1993.

10. Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг.

11. Ши, Синин Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу российского вуза: дис. ... канд. психол. наук. - Тула, 2002.

12. Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18.10.2002 г.).

Bibliography

1. Obuchenie inostrannihkh grazhdan v vihsshikh uchebnihkh zavedeniyakh RF. Statisticheskiyj sbornik. - M., 2006. - Vihp. 3.

2. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 11.02.2002 № 393 «O Koncepcii modernizacii rossiyjskogo ob-razovaniya na period do 2010 goda».

3. Rihzhov, A.N. Pedagogicheskaya terminologiya processa integracii Rossii v evropeyjskoe obrazova-teljnoe prostranstvo // Prepodavatelj KhKhI vek. - 2009. - № 3-1.

4. Internacionalizaciya vihsshego obrazovaniya i nauchnihkh issledovaniyj v XXI veke: rolj tekhnicheskikh universitetov: materialih mezhdunarodnoyj konf. 24-25 iyunya 1999 g., Sankt-Peterburg. - Spb., 1999.

5. Sheregi, F.Eh. Inostrannihe studentih v Rossii / F.Eh. Sheregi, N.M. Dmitriev, A.L. Arefjev // Nauchno-pedagogicheskiyj potencial i ehksport obrazovateljnihkh uslug rossiyjskikh vuzov (sociologicheskiyj analiz). - M., 2002.

6. Arefjev, A.L. Mezhdunarodnihyj rihnok obrazovateljnihkh uslug i rossiyjskie vuzih // Vihsshee obrazo-vanie v Rossii. - M., 2008. - № 2.

7. Arefjev, A.L. Tendencii ehksporta rossiyjskogo obrazovaniya. - M., 2010.

8. Arefjev, A.L. Ehksport rossiyjskogo obrazovaniya: osnovnihe pokazaniya i tendencii // Vihsshee obra-zovanie v Rossii. - M., 2010. - № 1.

9. Ivanova, M.A. Sociologicheskiyj portret inostrannogo studenta pervogo goda obucheniya v vuze / M.A. Ivanova, N.A. Titkova. - SPb., 1993.

10. Koncepcii ehksporta obrazovateljnihkh uslug Rossiyjskoyj Federacii na period 2011-2020 gg.

11. Shi, Sinin Optimizaciya pedagogicheskogo obtheniya kak uslovie socialjno-psikhologicheskoyj adapta-cii inostrannihkh studentov k uchebno-

vospitateljnomu processu rossiyjskogo vuza: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tula, 2002.

12. Koncepcii gosudarstvennoyj politiki Rossiyjskoyj Federacii v oblasti podgotovki nacionaljnihkh kadrov dlya zarubezhnihkh stran v rossiyjskikh

obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh (odobrena Prezidentom Ros-siyjskoyj Federacii 18.10.2002 g.).

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 377:378

Rozova EM, MOTIVATION AS AN INSRUMENT OF CONFLIKT PREVENTION IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT. In the article the role of motivation techniques designed to serve as a conflict prevention in a professional environment by striving for the development of organizational climate of the organization of an impersonal passive to an active-type personality, which facilitates the most complete implementation of the employee.

Key words: professional environment, organization, conflict prevention, motivation, and organizational climate.

Е.М. Розова, аспирант каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: rozova. elena@gmail. com

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье обосновывается роль методов мотивации, призванных выполнять функцию предупреждения конфликтов в профессиональной среде посредством стремления к развитию организационного климата организации от пассивно-безличностного типа к активно-личностному, способствующему наиболее полной реализации возможностей сотрудника.

Ключевые слова: профессиональная среда, организация, предупреждение конфликтов, мотивация, организационный климат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.