Научная статья на тему 'Учебная деятельность: системогенетический анализ'

Учебная деятельность: системогенетический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / системогенез / психологическая система учебной деятельности / школьная учебная деятельность / виды школьной учебной деятельности / development / systemogenesis / psychological system of learning activity / school educational activity / types of school educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич

В статье представлены результаты психологического анализа развития психологической системы учебной деятельности на уровне общего образования. Представленные результаты отражают один из этапов традиционного для системогенетического подхода генетического плана анализа психологической системы деятельности, наряду с которым выделяются структурный и функциональный планы. Основная идея, изложенная в статье, заключается в том, что в развитии психологической системы учебной деятельности могут быть выделены качественно специфичные периоды, отражающие ее функционирование на двух уровнях – уровне макропроцессов и уровне микропроцессов. Основанием для выделения макрои микропериодов развития является анализ показателя организованности системы, отражающий сочетание двух процессов развития и функционирования психологической системы учебной деятельности – ее интегрированности и дифференцированности. На макроуровне развитие психологической системы учебной деятельности представляет собой последовательную смену периодов роста организованности системы, достижения ее пика и снижения организованности. Авторы заключают, что такая динамика организованности системы отражает процесс формирования специфического типа школьной учебной деятельности. На микроуровне развитие психологической системы учебной деятельности представляет собой последовательную смену трех периодов, в основном соответствующих нормативно выделяемым уровням начального, основного и среднего общего образования. Наличие общих и специфических закономерностей развития психологической системы учебной деятельности в выделенные периоды позволяет авторам говорить о формировании трех видов школьного типа учебной деятельности – начального, основного и предпрофессионального. Наименование выделенных трех видов является рабочим, так как на основе полученных результатов авторы далее перейдут к анализу качественного своеобразия каждого вида учебной деятельности. Качественный анализ развития и психологического содержания блока целей учебной деятельности позволит авторам уточнить название выделенных видов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Activity: a Systemogenetic Analysis

The article presents the results of a psychological analysis of the development of the psychological system of educational activity at the level of general education. The presented results reflect one of the stages of the genetic plan for the analysis of the psychological system of activity that is traditional for the system-genetic approach, along with which structural and functional plans are singled out. The main idea stated in the article is that in the development of the psychological system of educational activity, qualitatively specific periods can be singled out that reflect its functioning at two levels-the level of macroprocesses and the level of microprocesses. The basis for distinguishing the macroand micro-period of development is the analysis of the organization indicator of the system, reflecting the combination of the two processes of development and functioning of the psychological system of learning activity – its integration and differentiation. At the macro level, the development of the psychological system of educational activity is a successive change in the periods of growth in the organization of the system, reaching its peak and reducing the organization. The authors conclude that in such dynamics of the organization of the system the process of formation of a specific type of school educational activity is reflected. At the micro level, the development of the psychological system of educational activity is a successive change of three periods, basically corresponding to the normatively allocated levels of primary, basic and secondary general education. The presence of general and specific patterns of development of the psychological system of educational activity in selected periods allows authors to talk about the formation of three school types of educational activity – primary, basic and preprofessional. The name of these three types is a working one, because on the basis of the results obtained, the authors will then proceed to analyze the qualitative uniqueness of each type of educational activity. The qualitative analysis of the development and psychological content of the block of goals of educational activities will allow the authors to clarify the name of the selected types of educational activities.

Текст научной работы на тему «Учебная деятельность: системогенетический анализ»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10114

УДК 159.9

Ю. П. Поваренков https://orcid.org/0000-0001-6326-479X

Ю. Н. Слепко

https://orcid.org/0000-0001-6768-4652

Учебная деятельность: системогенетический анализ

В статье представлены результаты психологического анализа развития психологической системы учебной деятельности на уровне общего образования. Представленные результаты отражают один из этапов традиционного для системогенетического подхода генетического плана анализа психологической системы деятельности, наряду с которым выделяются структурный и функциональный планы. Основная идея, изложенная в статье, заключается в том, что в развитии психологической системы учебной деятельности могут быть выделены качественно специфичные периоды, отражающие ее функционирование на двух уровнях - уровне макропроцессов и уровне микропроцессов. Основанием для выделения макро-и микропериодов развития является анализ показателя организованности системы, отражающий сочетание двух процессов развития и функционирования психологической системы учебной деятельности - ее интегрированности и дифференцированности. На макроуровне развитие психологической системы учебной деятельности представляет собой последовательную смену периодов роста организованности системы, достижения ее пика и снижения организованности. Авторы заключают, что такая динамика организованности системы отражает процесс формирования специфического типа школьной учебной деятельности. На микроуровне развитие психологической системы учебной деятельности представляет собой последовательную смену трех периодов, в основном соответствующих нормативно выделяемым уровням начального, основного и среднего общего образования. Наличие общих и специфических закономерностей развития психологической системы учебной деятельности в выделенные периоды позволяет авторам говорить о формировании трех видов школьного типа учебной деятельности - начального, основного и предпрофессионального. Наименование выделенных трех видов является рабочим, так как на основе полученных результатов авторы далее перейдут к анализу качественного своеобразия каждого вида учебной деятельности. Качественный анализ развития и психологического содержания блока целей учебной деятельности позволит авторам уточнить название выделенных видов учебной деятельности.

Ключевые слова: развитие, системогенез, психологическая система учебной деятельности, школьная учебная деятельность, виды школьной учебной деятельности.

Yu. P. Povarionkov, Yu. N. Slepko

Educational Activity: a Systemogenetic Analysis

The article presents the results of a psychological analysis of the development of the psychological system of educational activity at the level of general education. The presented results reflect one of the stages of the genetic plan for the analysis of the psychological system of activity that is traditional for the system-genetic approach, along with which structural and functional plans are singled out. The main idea stated in the article is that in the development of the psychological system of educational activity, qualitatively specific periods can be singled out that reflect its functioning at two levels-the level of macroprocesses and the level of microprocesses. The basis for distinguishing the macro- and micro-period of development is the analysis of the organization indicator of the system, reflecting the combination of the two processes of development and functioning of the psychological system of learning activity - its integration and differentiation. At the macro level, the development of the psychological system of educational activity is a successive change in the periods of growth in the organization of the system, reaching its peak and reducing the organization. The authors conclude that in such dynamics of the organization of the system the process of formation of a specific type of school educational activity is reflected. At the micro level, the development of the psychological system of educational activity is a successive change of three periods, basically corresponding to the normatively allocated levels of primary, basic and secondary general education. The presence of general and specific patterns of development of the psychological system of educational activity in selected periods allows authors to talk about the formation of three school types of educational activity - primary, basic and pre-professional. The name of these three types is a working one, because on the basis of the results obtained, the authors will then proceed to analyze the qualitative uniqueness of each type of educational activity. The qualitative analysis of the development and psychological content of the block of goals of educational activities will allow the authors to clarify the name of the selected types of educational activities.

Keywords: development, systemogenesis, psychological system of learning activity, school educational activity, types of school educational activity.

© Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н., 2018

Постановка проблемы

Ранее в нашей статье [7] были представлены результаты исследования динамики развития психологической системы учебной деятельности (ПСУД) на разных уровнях общего образования. Это позволило охарактеризовать динамику развития ПСУД от начала обучение в школе до ее завершения как непрерывный процесс. Согласно полученным результатам изменения в динамике организованности ПСУД в основном соответствуют нормативно определяемым в системе российского образования периодам общего образования - начальному, основному и среднему общему [8; ст. 10]. Под соответствием подразумевается, что наиболее значительные периоды роста и спада организованности ПСУД наблюдаются во временные отрезки, соответствующие началу и окончанию нормативных периодов образования. Подобный вывод позволил нам предположить, что здесь не только наблюдаются циклично сменяющие друг друга периоды развития учебной деятельности, но и формируются разные виды учебной деятельности.

Таким образом, была решена задача определения оснований для квантификации целостного процесса на отдельные элементы [6, с. 161]. Таким основанием является динамика изменения организованности ПСУД, отражающая изменение соотношения процессов интеграции и дифференциации в системе в процессе развития учебной деятельности [3; 4; 6; 9]. В соответствии с имеющимися результатами была получена возможность перейти к решению ряда следующих задач, закономерно возникающих в процессе си-стемогенетического анализа деятельности:

— Требуется уточнение характера динамики развития ПСУД и длительности каждого ее элемента - периода развития учебной деятельности. Предметом анализа здесь является непрерывный процесс развития ПСУД на уровне общего образования - от начального до среднего.

— Общая характеристика процесса развития ПСУД позволит перейти к анализу ее развития в отдельные периоды общего образования. То есть потребуется переход от анализа развития учебной деятельности на макроуровне к ее характеристике на микроуровне.

Результатом решения поставленных задач станет квантификация целостного процесса развития учебной деятельности. Также будет получена возможность перехода к изучению качественного своеобразия каждого периода развития ПСУД с учетом психологического содержания

составляющих ее элементов - функциональных блоков.

Для решения поставленных задач была разработана программа исследования и использованы соответствующие методы.

Программа и методы исследования

В исследовании приняли участие обучающиеся общеобразовательных учреждений г. Ярославля (п = 585 человек).

С целью уточнения характера динамики развития ПСУД был использован метод аппроксимации данных, позволяющий трансформировать кривую динамики изменения организованности ПСУД в полиномиальный тренд. Необходимость аппроксимации по методу полиномиального тренда объясняется наблюдением кривой динамики развития, в которой предположительно можно выделить несколько периодов роста и спада. Перейдем к описанию полученных результатов.

Анализ результатов исследования

I. Динамика развития ПСУД

Результаты изучения динамики развития ПСУД позволяют выделить ряд существенных особенностей, указывающих как на общие, так и на специфичные характеристики развития учебной деятельности.

Представив циклический характер кривой изменения организованности ПСУД в аппроксимированном виде, мы можем говорить о наличии двойного полиномиального тренда в развитии учебной деятельности. То есть в развитии системы учебной деятельности может быть выделено не менее двух качественно определенных периодов:

— первый находится в границах начала школьного обучения и до 7 класса основной школы. Он характеризуется постоянным ростом организованности системы до наступления ее пика в 7 классе;

— второй находится в границах между 8 и 11 классами, то есть соответствует окончанию основного и среднему общему образованию. Данный период характеризуется непрерывным спадом организованности системы.

Полученные результаты указывают, что интенсивность роста уровня организованности системы замедляется после ее резкого скачка в 5 классе и сохраняется на достигнутом уровне до резкого спада в 8 классе. Ввиду этого в развитии системы учебной деятельности можно выделить

и период стагнации как промежуточный между ростом и спадом организованности.

Таким образом, на макроуровне анализа развития ПСУД следует говорить о наличии двух продолжительных по времени периодов роста и спада, между которыми наблюдается кратковременный период стагнации развития. Интерпретируя полученные данные на языке системогене-тического подхода, следует говорить о следующем:

— Рост организованности системы в первый период развития обеспечивается ростом инте-грированности системы, то есть постоянным увеличением числа связей между функциональными блоками системы и компонентами, входящими в них. В развивающуюся систему учебной деятельности постоянно включаются новые компоненты, обучающийся пробует разные варианты, способы и средства организации учебной деятельности. При этом включение обучающегося в новые для него условия обучения (1-2, 5 классы) приводит к интенсификации интеграционных процессов, использованию новых, ранее неза-действованных средств и способов организации своей деятельности.

— Замедление роста организованности в 6-7 классах и достижение ее пика свидетельствует о стабилизации процесса поиска оптимальных способов реализации учебной деятельности, о завершении ее формирования.

— Последующий спад организованности ПСУД и нарастание ее дифференцированности не говорят о том, что система начинает разрушаться. Сохранение стабильного уровня академической успеваемости после 7 класса свидетельствует о том, что система учебной деятельности перешла в новый статус - оптимального функционирования.

— Рост организованности ПСУД сопровождается и ростом ее дифференцированности, а также ростом вариативности абсолютных значений компонентов и блоков системы. Это говорит о наличии двух параллельно развивающихся процессов. С одной стороны, мы наблюдаем развитие системы учебной деятельности, с другой -непрерывное увеличение числа индивидуальных способов ее реализации. Это хорошо согласуется с системогенетическим пониманием развития деятельности, когда освоение нормативных способов ее реализации сопровождается постепенным формированием индивидуального стиля деятельности обучающегося.

Полученные результаты и сформулированные выводы хорошо согласуются с существующими в психологии моделями объяснения процесса развития деятельности. Поясним нашу мысль на ряде наиболее значимых примеров.

Характеризуя систему деятельности, в которой отдельные элементы взаимодействуют в плане общего назначения системы, В. Д. Шадриков выделил результат как ее системообразующий фактор [10, с. 139]. В соответствии с этим следует предположить, что между динамикой развития организованности ПСУД и ее результатом, зафиксированным в виде академической успеваемости, будет существовать специфическая связь. Проведя линейный регрессионный анализ связи развития организованности ПСУД и академической успеваемости, мы установили следующее:

— в период роста организованности системы (1-7 класс) наблюдается статистически значимая отрицательная регрессия с успешностью деятельности (= -0,90);

— в период спада организованности (8-11) регрессия приобретает положительный вид (= 0,92).

Таким образом, выделенные периоды развития ПСУД характеризуются двумя разнонаправленными тенденциями:

— В период роста организованности ПСУД функционирование системы деятельности не направлено на решение задачи обеспечения высокого образовательного результата. То есть достижение успешности учебной деятельности не является ведущей функцией системы в этот период ее развития.

— С началом спада организованности ПСУД функционирование системы приобретает адекватный ее нормативному назначению характер -направленность на достижение высокого образовательного результата. Это еще раз подтверждает идею о том, что период 8-11 классов является временем оптимального функционирования, а не разрушения сформированной системы учебной деятельности. Поясним нашу мысль.

Так, В. Д. Шадриковым было установлено, что первоначальной формой развития деятельности в условиях профессионального обучения является освоение нормативно одобренного способа деятельности (НОСД). «Осваивая нормативный способ, - пишет В. Д. Шадриков, исходя из объективных и субъективных условий деятельности, ученик "решает", как ему реализовать в своих действиях НОСД. Осваивая нормативный

способ, индивид распредмечивает общественный опыт и способности, в нем заключенные, тем самым он развивает свои способности» [10, с. 251].

Эту идею можно спроецировать и на условия развития учебной деятельности в общеобразовательной школе. Хорошо известно, что обобщенная цель общего образования часто формулируется как «научить ребенка учиться», то есть освоить НОСД и перейти к ее индивидуальному способу реализации (ИСД). В нашем исследовании мы видим, что к 7 классу завершается освоение нормативного способа учебной деятельности, позволяющего успешно решать образовательные задачи и перейти не только к оптимальному функционированию учебной деятельности, но и к индивидуальному способу ее реализации. То есть с этого момента развития учебная деятельность начинает обуславливаться индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности - индивидуальным стилем деятельности. От регуляции деятельности заданными объективными условиями обучающийся переходит к ее субъективной регуляции.

Полученные результаты хорошо согласуются с исследованием А. В. Карповым динамики смены основных типов деятельности [3]. Рассматривая генезис игровой, учебной и трудовой деятельности, А. В. Карпов отмечает, что «определяющим и генетически первичным выступает отнюдь не то развитие, которое осуществляется на уровне, так сказать, "средств" - функциональных блоков. Таким - генетически первичным выступает развитие, осуществляющееся на уровне процессуального обеспечения самих этих средств, то есть развитие регулятивной подсистемы, образованной в основном совокупностью интегральных процессов» [3, с. 323-324]. Конечно, здесь речь идет о развитии регулятивных процессов в период дошкольного возраста - до начала формирования собственно учебной деятельности. Однако идея А. В. Карпова может быть спроецирована и на полученные нами данные. Период формирования учебной деятельности (1-7 класс) характеризуется развитием способов ее организации, постепенным пониманием способов управления, регуляции, контроля. При этом, конечно же, развитие осуществляется и на уровне формирования средств деятельности, что говорит о параллельной реализации этих двух процессов.

Важными для понимания полученных результатов являются исследования К. В. Карпинским проблемы саморегуляции и самодетерминации

личности [1; 2]. Рассматривая процесс развития личности как субъекта деятельности, К. В. Карпинский предлагает понимать процесс развития субъекта как «постоянное движение личности от симбиоза с другими людьми и внешней детерминированности к эмансипации от своего окружения, саморегуляции и самодетерминации» [1, с. 187]. Называя этот процесс субъ-ектогенезом, автор предлагает следующую его схему:

«1) человек как технический исполнитель деятельности, преимущественно подчиненной внешней регуляции и детерминации;

2) человек как со-субъект совместной деятельности с другим индивидуальным или коллективным субъектом;

3) человек как автономный субъект поведения, деятельности и жизнедеятельности в целом» [1, с. 187].

Данная схема субъектогенеза хорошо согласуется с уже рассмотренными идеями В. Д. Шадрикова и А. В. Карпова о развитии деятельности. Между тем в рамках настоящей статьи нет возможности более подробно анализировать проблему хронологических периодов развития субъекта, точнее соотношения жизненного, учебного, профессионального и других возрастов. Поэтому сформулируем еще раз предположение, согласно которому период развития ПСУД, приходящийся на 8-9 классы, может рассматриваться как переходный

— от освоения нормативного к индивидуальному способу деятельности (В. Д. Шадриков);

— от освоения процессуального обеспечения средств деятельности к самим ее средствам (А. В. Карпов);

— от подчиненности внешней регуляции и детерминации к совместной и далее автономной деятельности (К. В. Карпинский).

Проверка данного предположения и выбор одного или нескольких вариантов объяснения требует перехода в анализе от фиксации длительности элементов развития к установлению качественного своеобразия каждого элемента -периода развития. В нашем исследовании речь идет о качественной оценке целей деятельности, мотивов, программы и других функциональных блоков ПСУД.

Однако прежде следует обратиться к уточнению динамических характеристик организованности ПСУД в каждом выделенном периоде.

II. Развитие ПСУД в отдельные периоды общего образования

Описанные выше результаты развития ПСУД позволяют говорить о том, что оно реализуется на двух уровнях - макро и микро. В первом случае (макроуровень развития) речь идет о длительных периодах роста и спада организованности ПСУД. Между тем описанные данные показывают, что развитие ПСУД имеет вполне определенную специфику и на микроуровне, то есть в более короткие по времени периоды. Поясним нашу мысль.

1. ПСУД в первый период развития (1-7-8 классы) Полученные результаты позволяют выделить ряд специфических особенностей организованности ПСУД в первый период ее развития - между 1 и 7-8 классами.

— Прежде всего мы видим, что между 4 и 5 классами наблюдается значительный рост организованности ПСУД. Соответствуя переходу из начального в основное общее образование, рост организованности системы свидетельствует о возрастании в системе интеграционных процессов. То есть происходит значительное увеличение числа связей между функциональными блоками системы и их компонентами, что говорит о ее значительной перестройке в новых условиях деятельности.

Вряд ли стоит говорить о том, что именно здесь происходит переход от нормативного способа деятельности к индивидуальному или переход от внешней к внутренней детерминации деятельности. Новые условия обучения в основной школе связаны с увеличением числа изучаемых предметов, изменением способов и средств учебной деятельности, что требует от обучающегося значительного времени для их освоения. Помимо этого, нельзя забывать и о том, что данный период жизни характеризуется началом подросткового возраста, что ведет к значительным изменениям в личности ребенка.

— Динамика организованности ПСУД до и после переходного периода в 4-5 классах практически схожа - рост организованности в начале периода, достижение ее пика, последующий спад. Хорошо согласуясь с нормативными периодами начального и основного общего образования, данная динамика может быть описана следующим образом:

• рост организованности в начальной стадии периода связан с освоением новых для обучающегося способов деятельности и ре-

шением новых задач. Значительный рост ин-тегрированности системы связан с поиском новых психологических средств для решения этих задач;

• завершение поиска новых способов и средств деятельности отражается в наступающем пике организованности (2 и 7 классы), когда система максимально интегрирована и объединяет в себе все доступные обучающему психологические средства (компоненты блоков учебной деятельности). Особо отметим, что параллельно росту организованности системы растет и академическая успеваемость обучающихся. Это говорит о том, что развитие системы направлено на поиск оптимальной формы ее функционирования;

• на завершающем этапе каждого периода наблюдается значительный спад организованности системы, сопровождающийся при этом ростом академической успеваемости и возрастанием дифференцированности системы. То есть в 3-4 и 7-8 классах ПСУД приобретает оптимальный вид, соответствующий задачам, стоящим перед обучающимся, и переходит к новому способу функционирования - реализации учебной деятельности. Вместе с тем рост дифференцированности и вариативности абсолютных показателей компонентов системы позволяет говорить о том, что на этапе оптимального функционирования сформированной системы учебной деятельности возрастает значимость индивидуальных способов ее реализации. То есть, несмотря на то, что учебная деятельность в целом еще не сформирована, в конце начального периода ее освоения обучающийся ее индивидуализирует в соответствии с имеющимися у него потребностями и возможностями.

Обобщая полученные результаты, отметим, что в целом первый период развития ПСУД связан с освоением обучающимся новых условий деятельности. Это период освоения нормативных способов деятельности, освоения процессуальной стороны учебной деятельности, ее средств, подстраивания под внешние источники регуляции деятельности.

2. Динамика ПСУД во второй период развития (8-11 классы) Полученные данные позволяют говорить о значительно отличающейся динамике организованности ПСУД во второй период развития - 811 классы.

Прежде всего, как мы уже отмечали выше, период 8-11 классов характеризуется спадом организованности ПСУД. То есть переход на уровень среднего общего образования, в отличие от начального и основного, не связан с ростом организованности ПСУД, характеризуется снижением ее интегрированности и ростом дифференциро-ванности. Формально это указывает на возрастание дезорганизационных процессов в системе, что, тем не менее, не позволяет говорить о ее разрушении. Сохранение стабильного уровня академической успеваемости указывает на появление у обучающегося способности управлять процессом обучения. Таким образом полученный результат свидетельствует о наличии двух процессов, происходящих в ПСУД в данный период.

Во-первых, сохранение стабильного уровня успеваемости говорит об оптимальном функционировании системы. Снижение организованности связано с ее «сворачиванием», оптимизацией связей между компонентами, переходом в более экономный режим функционирования. В целом, можно говорить, что система завершает процесс формирования и переходит на следующую стадию развития - оптимального функционирования.

Во-вторых, рост дифференцированности и вариативности абсолютных показателей говорит о возрастании роли индивидуальных способов реализации учебной деятельности. То есть здесь, как и в конце начального общего образования, формируются индивидуальные способы реализации учебной деятельности, обеспечивающие возможность учета объективных требований и индивидуально-психологических особенностей обучающегося в организации учебной деятельности.

Резюме

Завершая анализ проблемы развития психологической системы учебной деятельности на уровне общего образования, сформулируем ряд обобщающих выводов:

— Представленные в настоящей статье результаты анализа, а также материалы других наших исследований [5; 6; 7] позволяют говорить о существовании специфического типа учебной деятельности, которую можно назвать школьной учебной деятельностью (и которая качественно отличается от дошкольной и послешкольной). В развитии психологической системы школьной учебной деятельности выделяется три стадии:

• стадия поиска, накопления, увеличения

числа компонентов системы деятельности, Учебная деятельность: системогенетический анализ

сопровождаемая установлением взаимосвязей между ними, предварительной оценкой их функциональной значимости (1-7 классы);

• стадия стабилизации системы, на которой происходит формирование структуры учебной деятельности, адекватной решаемым учебным задачам (6-7-8-9 классы);

• стадия сокращения компонентного состава системы и связей между ними, на которой происходит стабилизация системы, ее свертывание и архивирование (8-9-11 классы). На последней стадии психологическая система школьной учебной деятельности приводится в соответствие решаемым учебным задачам, субъективным и объективным условиям их реализации. В целом, можно говорить о реализуемом здесь принципе оперативности развития системы.

— Полученные в ходе эмпирического исследования данные свидетельствуют о существовании трех видов или трех подсистем школьной учебной деятельности. Ввиду их хронологического соответствия периодам нормативно выделяемых уровней общего образования, они могут быть условно названы соответствующим образом -начальная, основная, средняя. Заметим, что последующий качественный анализ блока целей психологической системы школьной учебной деятельности позволит уточнить данные формулировки. Психологические подсистемы каждого вида деятельности а) развиваются на разных уровнях общего образования, б) проходят в процессе своего развития описанные выше три стадии (рост, стабилизация, функционирование), в) каждая предыдущая подсистема является базой и средством развития последующей. Отметим, что решение задачи определения качественной специфики каждой подсистемы (ее функция, психологический состав и т. д.) будет представлено в ряде следующих наших публикаций.

— Наличие макроцикла и микроциклов развития школьной учебной деятельности и специфика их взаимодействия указывает на то, что развитие школьной учебной деятельности проходит на двух уровнях, которые свидетельствуют о взаимодействии двух механизмов или тенденций развития школьника: тенденции к специализации и тенденции к универсализации.

Говоря другими словами, формирование школьной учебной деятельности (макроцикл) как базового результата школьного обучения осуществляется через формирование специфических подсистем учебной деятельности (микроциклы).

Это значит, что каждая подсистема учебной деятельности должна позволять школьнику не только эффективно решать учебные задачи соответствующего этапа, но и обеспечивать развитие последующей подсистемы и системы школьной учебной деятельности в целом. Следовательно, в структуре каждой подсистемы учебной деятельности должны закладываться не только специфические для каждого вида деятельности компоненты, но и неспецифические, но важные для развития последующих подсистем и системы школьной учебной деятельности как базового типа, как основного результата школьного обучения.

Библиографический список

1. Карпинский, К. В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни [Текст] / К. В. Карпинский // Методология и история психологии. - 2010. - Том 5. - Выпуск 1. - С. 184-202.

2. Карпинский, К. В. Человек как субъект жизни [Текст] / К. В. Карпинский. - Гродно : ГрГУ, 2002. - 280 с.

3. Карпов, А. В. Психология деятельности [Текст] / А. В. Карпов : в 5 т. Т. IV. Генетическая динамика. - М. : РАО, 2015. - 504 с.

4. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

5. Кузнецова, И. В., Поваренков, Ю. П. Профессиональное развитие студентов педагогического вуза [Текст] / И. В. Кузнецова, Ю. П. Поваренков. - Сыктывкар : КГПИ, 2003. - 128 с.

6. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ, 2013. - 322 с.

7. Поваренков, Ю. П., Слепко, Ю. Н. Системогенетиче-ский анализ развития учебной деятельности (Часть I) [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 1. - С. 133-138.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год: от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Текст] . - М. : Эксмо, 2018. - 144 с.

9. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2007. - 192 с.

10.Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : ИП РАН, 2013. - 464 с.

11.Tuckman, Bruce W. Leaming and Motivation Strategies: Your Guide to Success [Text] / Bruce W. Tuckman, Dennis

A. Abry, Dennis R. Smith. - Pearson / Prentice Hall, 2007. -312 p.

12.Super, D. E. Self-realization through the work and leisure roles [Text] / D. E. Super // Educational and vocational guidance. - 1985. - № 43. - P. 1-8.

Reference List

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Karpinskij, K. V. Zhiznedejatel'nost' kak forma aktivnosti sub#ekta zhizni = Life activity as a form of activity of the life subjec [Tekst] / K. V. Karpinskij // Metodologija i istorija psi-hologii. - 2010. - Tom 5. - Vypusk 1. - S. 184-202.

2. Karpinskij, K. V. Chelovek kak sub#ekt zhizni = A person as a subject of life [Tekst] / K. V. Karpinskij. - Grodno : GrGU, 2002. - 280 s.

3. Karpov, A. V. Psihologija dejatel'nosti = Activity psychology [Tekst] / A. V. Karpov : v 5 t. T. IV. Geneticheskaja dinamika. - M. : RAO, 2015. - 504 s.

4. Karpov, A. V. Psihologija refleksivnyh mehanizmov deja-tel'nosti = Psychology of reflexive mechanisms of activity [Tekst] / A. V. Karpov. - M. : Institut psihologii RAN, 2004. -424 s.

5. Kuznecova, I. V., Povarenkov, Ju. P. Professional'noe razvitie studentov pedagogicheskogo vuza = Professional development of pedagogical higher education institution students [Tekst] / I. V. Kuznecova, Ju. P. Povarenkov. - Syktyvkar : KGPI, 2003. - 128 s.

6. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovlenija lich = Problems of psychology of the personality's professional formation nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : SGSJeU, 2013. - 322 s.

7. Povarenkov, Ju. P., Slepko, Ju. N. Sistemogeneticheskij analiz razvitija uchebnoj dejatel'nosti (Chast' I) = A systemoge-netic analysis of educational activity development (Part I) [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - 2018. - № 1. - S. 133-138.

8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Feder-acii» s izmenenijami na 2018 god: ot 29.12.2012 № 273-FZ = The federal law «About Education in the Russian Federation» with changes for 2018 [Tekst] . - M. : Jeksmo, 2018. - 144 s.

9. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profession-al'noj dejatel'nosti = Problems of systemogenesis of professional activity [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Logos, 2007. - 192 s.

10.Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti cheloveka = Psychology of the person's activity [Tekst] / V. D. Shadrikov. -M. : IP RAN, 2013. - 464 s.

11. Tuckman, Bruce W. Learning and Motivation Strategies: Your Guide to Success [Text] / Bruce W. Tuckman, Dennis A. Abry, Dennis R. Smith. - Pearson / Prentice Hall, 2007. -312 p.

12.Super, D. E. Self-realization through the work and leisure roles [Text] / D. E. Super // Educational and vocational guidance. - 1985. - № 43. - P. 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.