УДК 159.9
Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк
Формирование психологической системы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»
Статья посвящена анализу психологического содержания учебной деятельности в младшем школьном возрасте. В статье формулируется проблема понимания механизма начала развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте. С целью изучения психологических особенностей учебной деятельности автором выбран теоретический подход, разрабатываемый в рамках теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова. С учетом основных положений теории системогенеза в психологической структуре учебной деятельности выделяются мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа, принятие решений и учебно-важные качества. В качестве показателей психологической структуры учебной деятельности анализируются ее когерентность, дивергентность, организованность, гомогенность/гетерогенность структур, средний вес функциональных блоков деятельности в структуре и ряд других. Исследуется не только начало развития учебной деятельности, но и динамика ее развития в течение 1-4 классов обучения. По результатам исследования показано, что в начале младшего школьного возраста развитие психологической структуры учебной деятельности находится на этапе оптимизации той ее формы, которая была сформирована на предыдущем этапе развития - в дошкольном возрасте. Процессы оптимизации и формирования учебной деятельности продолжаются в течение первых двух лет обучения, лишь начиная с третьего года обучения в начальной школе наблюдается процесс начала функционирования учебной деятельности.
Ключевые слова: деятельность, учебная деятельность, психологическая структура учебной деятельности, системогенез, младший школьный возраст.
Yu. N. Slepko, A. E. Tsymbalyuk
Formation of the Psychological System of Educational Activity at Younger School Age
This article analyzes the psychological content of the educational activity in younger school age. We formulate the problem of understanding the mechanism of the onset of the training activities in the early school years. In order to study the psychological characteristics of learning activities the author chose a theoretical approach, developed in the framework of the theory of activity systemogenesis by V. D. Shadrikov. Taking into account the basic ideas of the systemogenesis theory in the psychological structure of learning activities here are allocated motives of activity, objectives, programme, information basis, decision-making and teaching important qualities. As indicators of the psychological structure of the educational activity here is analyzed its coherence, divergence, orderliness, homogeneity-heterogeneity of structures, the average weight of the functional blocks in the structure and activities of others. We study not only the beginning of the development of training activities, but also the dynamics of its development during the 1-4 training classes. The study shows that at the beginning of primary school age development of the psychological structure of learning activities is at the stage of optimization of its shape, which was formed in the previous stage of development - pre-school age. Optimization and formation processes of educational activity continued during the first two years of study; only from the third year of primary school there is the beginning of the process of educational activity functioning.
Keywords: activities, educational activities, psychological structure of educational activity, systemogenesis, primary school age.
Постановка проблемы. Традиционная для отечественной психологии классификация видов деятельности [8] позволила достаточно строго сформулировать закономерности функционирования человека не только в условиях игры, учения и труда, но и при переходе от одного вида деятельности к другому. В возрастной психологии подробно описан феномен кризиса 7 лет, знаменующий собой окончание дошкольного возраста и переход ребенка в младший школьный возраст, где игровая деятельность как ведущая сменяется деятельностью учебной.
Одним из наиболее разработанных и принятых в психологии вариантов понимания логики перехода от игровой деятельности к учебной является феномен готовности к обучению в школе. Под ней подразумевается «такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья» [4, с. 5]. Соответственно этим линиям развития ребенка выделяются физиологическая готовность, психологическая, социальная и др. При этом в структуре каждого вида также могут быть
© Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э., 2017
выделены подвиды готовности. Например, психологическая готовность может включать личностную, интеллектуальную, волевую и др. [1, с. 186]. Таким образом, одним из важнейших результатов дошкольного образования является формирование у детей предпосылок учебной деятельности в форме готовности к обучению в школе.
Между тем вопрос о том, каков механизм перехода игровой деятельности в учебную, остается по-прежнему актуальным. Так, в исследованиях Н. В. Нижегородцевой было установлено, «что в начале школьного обучения у учащихся имеется структура учебно-важных качеств, организованная в плане реализации учебных задач. Возникает вопрос: является ли данная структура УВК результатом дошкольного периода развития либо формируется под влиянием специфических условий в первые недели обучения?» [5, с. 156-157]. В исследованиях Н. В. Нижегородцевой [4, 5], а также в нашей работе [9] было показано, что психологическая система деятельности старшего дошкольника является достаточно сформированной для решения учебных задач, успешность деятельности обеспечивается функционированием системы функциональных блоков. Таким образом, было установлено, что при сохранении на предметно-действенном уровне игровых условий деятельности ее психологическая структура является учебно-ориентированной.
Полученные результаты определили необходимость решения ряда актуальных задач:
— Существуют ли различия между старшими дошкольниками и младшими школьниками в обеспечении успешности учебной деятельности разными функциональными блоками?
— Какие качественные и количественные изменения в психологической системе учебной деятельности (далее - ПСУД) происходят при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст?
— Как развивается ПСУД в период младшего школьного возраста?
Программа и методы исследования. В качестве объекта исследования выступили учащиеся 1-4 классов общеобразовательной школы г. Ярославля: n = 111, в том числе 1 класса - 27, второго - 26, третьего - 29, четвертого - 29. Поскольку анализ половых особенностей испытуемых не входит в задачи нашего исследования, учет распределения по полу не производился.
Основой для организации и проведения исследования стало представление о психологической системе деятельности (ПСД), сформулированное в теории системогенеза В. Д. Шадрикова [10]. Согласно последней ПСД представляет собой «пси-
хологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели), направленную на получение конкретного результата» [10, с. 139]. Компонентный состав ПСД представляет собой шесть основных функциональных блоков (конструктов): мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа (ИОД), принятие решений и учебно-важные качества. Соответственно данной конструкции были подобраны методы эмпирического исследования:
— Мотивация: «Опросник школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова, 1993); «Опросник мотивации» (А. Г. Асмолов, 2008).
— Цели: анкета «Цели учебной деятельности» (Н. П. Ансимова, 2001).
— Программа: тест «Произвольная регуляция деятельности» (Н. В. Нижегородцева, 2001); тест «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 2008).
— Информационная основа деятельности: тест «Сравнение похожих рисунков» у. Kagan, 1965).
— Принятие решений в деятельности: опросник «Анализ содержания детского самосознания» (Е. З. Басина, 1988).
— Учебно-важные качества: «Тест Э. Ф. Замбацявичене» (Э. Ф. Замбацявичене, 1984).
— Для оценки успешности учебной деятельности использовались показатели академической успеваемости обучающихся. Далее перейдем к описанию полученных результатов.
Анализ результатов исследования
Успешность деятельности и развитие функциональных блоков учебной деятельности. Результаты корреляционного анализа позволяют определить, какие функциональные блоки наиболее тесно связаны с обеспечением успешности учебной деятельности в начале школьного обучения - в 1 классе. В ходе анализа было установлено, что блоки целей и информационной основы учебной деятельности не включены в обеспечение успешности реализуемой деятельности. В исследовании ПСУД старших дошкольников было установлено, что лишь блок ИОД значимо не связан с успешностью их деятельности, тогда как выраженность целей учебной деятельности имела примерно равную с остальными блоками значимость. В Таблице 1 представлены сравнительные данные о взаимосвязи успешности деятельности с отдельными функциональными блоками. Учитывая ограниченность
объема настоящей публикации, обратимся к наиболее существенным результатам.
Таблица 1
Сравнительный анализ взаимосвязи успешности деятельности и отдельных функциональных блоков у старших дошкольников
Примечание. Здесь и далее: звездочкой отмечена значимость корреляции: *- р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001
Во-первых, мы видим, что наиболее существенные изменения происходят в мотивационно-целевом блоке деятельности. При переходе в 1 класс учебно-познавательная мотивация начинает отрицательно коррелировать с успешностью деятельности, а значимость целей учебной деятельности становится ниже. Можно предположить, что отрицательную роль играют не сами по себе мотивация и цели учения, а сохранение у первоклассника представлений об учебной деятельности, характерных для старшего дошкольника (исследование проводилось в течение октября и ноября, то есть фактически в самом начале 1 класса).
Во-вторых, продолжает отсутствовать связь ИОД и успешности деятельности. Учитывая, что и у старшего дошкольника, и у первоклассника отсутствует представление о предметных и субъективных условиях учебной деятельности, полученный результат можно считать естественным.
Лишь после принятия и освоения новой деятельности учащийся будет способен организовывать ее и управлять ею в соответствии с вектором «цель - результат». Также можно предположить, что сами по себе способы получения информации не оказывают влияния на успешность деятельности школьника. Однако данное предположение требует проверки.
В-третьих, мы видим, что по-прежнему сохраняется высокая значимость в обеспечении успешности деятельности отдельных УВК: уровня умственного развития и ряда интеллектуальных операций.
Учитывая, что учебная деятельность, как и любая другая, требует определенного времени для принятия, формирования, можно предположить, что в течение всего младшего школьного возраста значимость отдельных функциональных блоков будет меняться. С целью проверки данного предположения обратимся к результатам анализа, представленным в Таблице 2.
Таблица 2
Взаимосвязь успешности учебной деятельности и отдельных функциональных блоков в период обучения в начальной школе_
Функциональные Класс обучения
блоки деятельности
и их показатели
Мотивация
школьная - 0,49* 0,28* -0,48**
учебно- -0,34* - - -0,32*
познавательная
социальная -0,42* - - -
внешняя - 0,47* - -
стремление к одоб- - 0,42* - -
рению
Цели
Значимость целей - |0,32* - -0,41*
Программа
Произвольная регу- - 0,30* 0,28* -
ляция деятельности
Проба на внимание 0,31* 0,43* 0,26* 0,63***
Информационная основа
ИОД - |0,31* - -0,32*
Принятие решений
Осознанность суж- -0,48* 0,52** - 0,42*
дений о себе
Критичность суждений о себе - - - 0,29*
Учебно-важные качества
дифференциация 0,57** 0,64*** - -0,32*
абстрагирование 0,43* 0,51** - 0,31*
умозаключение по - 0,50** * ,41 о" 0,58***
аналогии
обобщение 0,61*** 0 71*** - -
умственное развитие 0,66*** 0 79*** 0,29* 0,37*
и учащихся 1 класса
Функциональные бло- Старшие Учащиеся
ки деятельности и их дошкольники 1 класса
показатели
Мотивация
учебно- 0,76** -0,34*
познавательная
позиционная * ,41 <з -
социальная - -0,42*
Цели
Значимость целей 0,42* -
Программа
Планирование и реа- 0,75*
лизация
Проба на внимание 0,31*
Информационная основа
ИОД 1- 1-
Принятие решений
Самооценка достиже- -0,53*
нии
Осознанность сужде- -0,48*
ний о себе
Учебно-важные качества
дифференциация - 0,57**
абстрагирование 0,46* 0,43*
умозаключение по - -
аналогии
обобщение 0,63* 0,61***
умственное развитие 0,54* 0,66***
Во-первых, мы можем наблюдать, что по окончании 1 класса роль абсолютно всех блоков деятельности в обеспечении ее успешности растет. Особенно стоит указать на мотивационно-целевой блок: при том, что конкретно учебно-познавательная мотивация по-прежнему не включена в обеспечение успешности деятельности, общее положительное отношение к школе, стремление к одобрению своих действий и внешняя мотивация становятся значимыми в учебной деятельности ребенка. Характерно, что в третьем классе мы вновь наблюдаем снижение значимости мотивов и целей в учебной деятельности, продолжающееся и в четвертом классе.
Во-вторых, обращает на себя внимание динамика значимости программы в учебной деятельности. Не дифференцируя ее на отдельные показатели, мы можем говорить о своего рода цикличности ее роли в обеспечении успешности деятельности в течение всего периода обучения в начальной школе - рост во втором классе, незначительное снижение в третьем, вновь рост в четвертом. По всей видимости, это говорит о непрерывном изменении требований к учебной деятельности школьника в условиях начального обучения.
В-третьих, особо обращает на себя внимание факт повышения значимости УВК для успешной учебной деятельности во втором классе: как общий уровень умственного развития, так и все интеллектуальные операции включены в этот процесс. Правда, в третьем классе количество УВК, включенных в обеспечение успешности деятельности, снижается, восстанавливаясь в конце обучения в начальной школе.
Итак, полученные результаты позволяют говорить о том, что роль функциональных блоков учебной деятельности в обеспечении ее успешности разная в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Это относится не только к периоду перехода ребенка из одних условий деятельности в другие, но и к процессу его развития в течение всего младшего школьного возраста. Следуя логике системогенетического анализа, далее необходимо обратиться к развитию ПСУД в период обучения в начальной школе. Можно предположить, что изменение значимости отдельных блоков в обеспечении успешности деятельности является следствием, в том числе - качественных изменений в структуре самой деятельности. Перейдем к описанию полученных результатов.
Функционирование ПСУД в период обучения в начальной школе. Представленные в Таблице 3 результаты анализа позволяют оценить измене-
ния, происходящие в ПСУД при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст.
Таблица 3
Показатели функционирования ПСУД в старшем дошкольном возрасте (СДВ) и в 1 классе общеобразовательной школы_
Показатели сдв 1 класс
ИКС 86 69
ИДС 11 23
ИОС 75 46
Количество элементов в 16 13
структуре (всего элемен- (всего элемен-
тов 16) тов 19)
Гомогенность г= 0,22, р>0,05
Примечание. Здесь и далее: ИКС - индекс когерентности структуры (функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости); ИДС - индекс дивер-гентности структуры (функция числа и значимости отрицательных связей в структуре); ИОС - индекс организованности структуры (функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также их значимости). Количество элементов в структуре - количество элементов, имеющих статистически достоверные связи с другими элементами структуры. Гомогенность - под гомогенностью структур следует понимать их качественную однородность, то есть равное влияние элементов структуры на ее функционирование
Прежде всего необходимо обратить внимание на гетерогенность структур, что означает их качественную неоднородность. То есть организация компонентов структуры при переходе из старшего дошкольного возраста в младший школьный претерпевает качественные изменения. Одной из причин гетерогенности, по всей видимости, является изменение организованности ПСУД - за снижением в первом классе когерентности следует рост дивергентности, следствием чего и является снижение уровня организованности структуры. Также необходимо обратить внимание на значительно меньшее количество элементов в структуре учебной деятельности младших школьников. Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о происходящей в первом классе качественной перестройке ПСУД. Также полученные результаты отражают описанный в психологии феномен освоения новой деятельности. Согласно этому феномену для эффективного функционирования в условиях новой для человека деятельности необходимо оптимизировать ранее сформированные способы и перейти к формированию новых способов деятельности [10, 6, 7].
Для понимания динамики формирования ПСУД в младшем школьном возрасте далее необходимо обратиться к результатам исследования ее
развития в 1-4 классах. Представленные в Таблице 4 результаты позволяют сделать ряд следующих выводов.
Таблица 4
Развитие ПСУД
Во-первых, мы видим, что со 2 класса все компоненты включаются в функционирование ПСУД. Однако динамика организованности показывает, что, несмотря на включение всех компонентов в структуру, лишь в 3 и 4 классе она приобретает устойчивый характер функционирования. Резкий спад организованности после ее пика во 2 классе свидетельствует о том, что перестройка ПСУД после завершения дошкольного возраста завершается не сразу - она продолжается в течение двух лет обучения в начальной школе.
Во-вторых, о завершении перестройки и начале функционирования системы говорит и показатель гомогенности структур. ПСУД учащихся 1, 2 и 3 классов неоднородны - они качественно различаются. Лишь в 3 и 4 классе структуры учебной деятельности гомогенны. Одним из показателей, подтверждающих данное положение, является академическая успеваемость учащихся: в 1 классе, когда наблюдается минимальная когерентность ПСУД, успеваемость учащихся также минимальна. Однако со 2 класса успеваемость планомерно растет и достигает пика в 4 классе. Это свидетельствует о том, что в течение первых двух лет обучения в начальной школе ПСУД оптимизируется для достижения максимального эффекта в деятельности. Данный вывод частично подтверждает результаты проведенных ранее исследований [2].
Полученные результаты в действительности требуют значительно более глубокого анализа и понимания. Однако ограниченность объема настоящей публикации требует подведения итогов исследования и формулировки выводов.
Резюме
— В исследовании было установлено, что процесс перехода из старшего дошкольного возраста в младший школьный сопровождается качественной перестройкой ПСУД. На наш взгляд, это свидетельствует о завершении одного этапа развития деятельности и начале другого - этапа учебной деятельности младшего школьника.
— Было установлено, что освоение нового вида деятельности требует достаточно большого периода времени - лишь по окончанию второго класса ПСУД стабилизируется и обеспечивает достаточно высокий уровень академической успеваемости младших школьников.
— На наш взгляд, для целостного понимания процесса развития ПСУД в младшем школьном возрасте требуется проведение исследования структуры деятельности учащихся основной школы. Это позволит понять как направление динамики развития ПСУД, так и особенности перехода их младшего школьного возраста в подростковый.
Библиографический список
1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В. Н. Белкина : учебное пособие. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 248 с.
2. Ледовская, Т. В. Причины неуспеваемости учащихся на разных этапах обучения [Текст] / Т. В. Ледовская, О. Б. Ерохина // Актуальные проблемы психологии образования. - Ярославль : ЯГПУ, 2013. - С. 64-69.
3. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 162-163.
4. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : Владос, 2001. - 256 с.
5. Нижегородцева, Н. В. Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова. - Ярославль : ЯГПУ, 2009. - 420 с.
6. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко. - Ярославль : ЯГПУ, 2011. - 167 с.
7. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ, 2013. - 322 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Изд. 2. - М. : Изд-во Минпросвещения РСФСР, 1946. - 704 с.
9. Слепко, Ю. Н. Особенности психологической системы учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2 (в печати)
в младшем школьном возрасте
Показатели ПСУД Класс обучения
1 2 3 4
ИКС 69 147 93 74
ИДС 23 16 52 30
ИОС 46 131 41 44
Количество элементов в 13 19 19 19
структуре
Гомогенность/гетерогенность 1-2 класс
структур г= -0,50, р<0,05
2-3 класс
г= 0,40, р>0,5
3-4 класс
г= 0,56, р<0,05
10. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.
Bibliograficheskij spisok
1. ВеШпа, V. N. РзШо^уа rannego 1 doshkol'nogo ёе!з1;уа [Tekst] / V. N. ВеШпа : uchebnoe posobie. -Jaroslavl' : Izd-vo 1аОРи, 2012. - 248 з.
2. Ledovskaja, Т. V. Prichiny neuspevaemosti uchashhihsja na raznyh jetapah obuchenija [Tekst] / Т. V Ledovskaja, О. В. Erohina // Aktual'nye problemy psihologii obrazovanijа. - Jaroslavl' : JaGPU, 2013. -8. 64-69.
3. М^Ь^ V. А. Novye perspektivy psihologii dejatel'nosti [Tekst] / V. А. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. - 2015. - № 1. - 8. 162-163.
4. Nizhegorodceva, N. V. Psihologo-pedagogicheskaja gotovnost' rebenka к shkole [Tekst] / N. V Nizhegorodceva, V. Б. Shadrikov. - М. : Vlados, 2001. - 256 s.
5. Nizhegorodceva, N. V. Problemy sistemogeneza uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva, E. V. Karpova, N. P. Ansimova. - Jaroslavl' : JaGPU, 2009. - 420 s.
6. Povarenkov, Ju. P. Ocenka jeffektivnosti pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko. - Jaroslavl' : JaGPU, 2011. - 167 s.
7. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : SGSJeU, 2013. - 322 s.
8. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - Izd. 2. - M. : Izd-vo Minprosveshhenija RSFSR, 1946. - 704 s.
9. Slepko, Ju. N. Osobennosti psihologicheskoj siste-my uchebnoj dejatel'nosti v starshem doshkol'nom voz-raste [Tekst] / Ju. N. Slepko // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2017. - № 2 (v pechati)
10. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti che-loveka [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Institut psihologii RAN, 2013. - 464 s.