Научная статья на тему 'Основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на этапе общего образования'

Основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на этапе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМОГЕНЕЗ / РАЗВИТИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL ACTIVITY / A PSYCHOLOGICAL SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEMOGENESIS / DEVELOPMENT / GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна

В статье представлены результаты исследования развития психологической системы учебной деятельности в период общего образования старшего дошкольного, начального, основного и среднего общего. Теоретической основой для понимания феномена учебной деятельности определена теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова, в которой ведущим является понятие психологической структуры деятельности (ПСД). Компонентами (блоками) ПСД являются мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений и учебнои профессионально важные качества. С опорой на ряд проведенных ранее исследований описываются основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на трех уровнях анализа компонентном, функциональном, структурном. Учитывая, что система деятельности состоит из отдельных компонентов (блоков, конструктов), целью компонентного анализа является описание уровня и динамики развития компонентов в течение всего периода общего образования. Функциональный анализ направлен на решение вопроса о динамике изменения роли отдельных блоков деятельности в обеспечении успешности ее реализации. Учитывая, что вектор «цель результат» является системообразующим для организации деятельности, понимание роли отдельных блоков деятельности в обеспечении ее успешности позволяет выявить условия эффективного управления учебной деятельностью и ее проектирования на разных уровнях общего образования. Структурный анализ позволяет обратиться к пониманию внутренних механизмов деятельности и их влиянию на успешность ее реализации. Структурный анализ показал, что развитие психологической системы учебной деятельности соответствует и может быть объяснено выделенными в теории системогенеза принципами неравномерности, гетерохронности, обеспечения минимального эффекта функционирования системы, одновременности закладки компонентов системы, консолидации, прогрессирующей интегрированности и нарастающей дифференцированности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Tendencies of Development of the Psychological System of Educational Activity at the Stage of General Education

The article presents the results of the study of the development of the psychological system of the educational activity in the period of general education the senior preschool, primary, basic and secondary general. The theoretical basis for understanding the phenomenon of the educational activity is V. D. Shadrikov’s theory of the activity systemogenesis, where the leading concept is the concept of the psychological structure of activities (PSA). The components (blocks) of the PSA are activity motives, objectives, a programme, the information basis for the activity, decision-making and educational (professionally) important qualities. Relying on a number of previous studies, the main trends in the development of the psychological system of the educational activity are described at three levels of the analysis component, functional, structural. Considering that the activity system consists of separate components (blocks, constructs), the purpose of the component analysis is to describe the level and dynamics of development of components during the entire period of general education. The functional analysis is aimed at addressing the issue of the dynamics of changing the role of individual blocks of the activity in ensuring the success of its implementation. Taking into account that the «goal-result» vector is a backbone for the organization of activity, understanding the role of individual blocks of activity in ensuring its success allows us to identify the conditions for effective management and design of educational activities at different levels of general education. The structural analysis allows us to turn to the understanding of the internal mechanisms of activity and their impact on the success of its implementation. The structural analysis has shown that the development of the psychological system of the educational activity corresponds and can be explained by the principles of unevenness, heterochronicity, ensuring a minimal effect of the system functioning, simultaneous laying of the components of the system, consolidation, progressive integration and increasing differentiation of the system, singled out in the theory of systemogenesis.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на этапе общего образования»

УДК 159.9

Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк

Основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности

на этапе общего образования

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

В статье представлены результаты исследования развития психологической системы учебной деятельности в период общего образования - старшего дошкольного, начального, основного и среднего общего. Теоретической основой для понимания феномена учебной деятельности определена теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова, в которой ведущим является понятие психологической структуры деятельности (ПСД). Компонентами (блоками) ПСД являются мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений и учебно- и профессионально важные качества. С опорой на ряд проведенных ранее исследований описываются основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на трех уровнях анализа - компонентном, функциональном, структурном. Учитывая, что система деятельности состоит из отдельных компонентов (блоков, конструктов), целью компонентного анализа является описание уровня и динамики развития компонентов в течение всего периода общего образования. Функциональный анализ направлен на решение вопроса о динамике изменения роли отдельных блоков деятельности в обеспечении успешности ее реализации. Учитывая, что вектор «цель - результат» является системообразующим для организации деятельности, понимание роли отдельных блоков деятельности в обеспечении ее успешности позволяет выявить условия эффективного управления учебной деятельностью и ее проектирования на разных уровнях общего образования. Структурный анализ позволяет обратиться к пониманию внутренних механизмов деятельности и их влиянию на успешность ее реализации. Структурный анализ показал, что развитие психологической системы учебной деятельности соответствует и может быть объяснено выделенными в теории системогенеза принципами неравномерности, гетерохронности, обеспечения минимального эффекта функционирования системы, одновременности закладки компонентов системы, консолидации, прогрессирующей интегрированности и нарастающей дифференцированности системы.

Ключевые слова: учебная деятельность, психологическая система учебной деятельности, системогенез, развитие, общее образование.

Yu. N. Slepko, A. E. Tsymbalyuk

Main Tendencies of Development of the Psychological System of Educational Activity at the Stage of General Education

The article presents the results of the study of the development of the psychological system of the educational activity in the period of general education - the senior preschool, primary, basic and secondary general. The theoretical basis for understanding the phenomenon of the educational activity is V. D. Shadrikov's theory of the activity systemogenesis, where the leading concept is the concept of the psychological structure of activities (PSA). The components (blocks) of the PSA are activity motives, objectives, a programme, the information basis for the activity, decision-making and educational (professionally) important qualities. Relying on a number of previous studies, the main trends in the development of the psychological system of the educational activity are described at three levels of the analysis - component, functional, structural. Considering that the activity system consists of separate components (blocks, constructs), the purpose of the component analysis is to describe the level and dynamics of development of components during the entire period of general education. The functional analysis is aimed at addressing the issue of the dynamics of changing the role of individual blocks of the activity in ensuring the success of its implementation. Taking into account that the «goal-result» vector is a backbone for the organization of activity, understanding the role of individual blocks of activity in ensuring its success allows us to identify the conditions for effective management and design of educational activities at different levels of general education. The structural analysis allows us to turn to the understanding of the internal mechanisms of activity and their impact on the success of its implementation. The structural analysis has shown that the development of the psychological system of the educational activity corresponds and can be explained by the principles of unevenness, heterochronicity, ensuring a minimal effect of the system functioning, simultaneous laying of the components of the system, consolidation, progressive integration and increasing differentiation of the system, singled out in the theory of systemogenesis.

Keywords: educational activity, a psychological system of educational activity, systemogenesis, development, general education.

Постановка проблемы. Проблема психологи- ется одной из наиболее популярных в отечествен-ческого содержания учебной деятельности явля- ной педагогической психологии. Это обосновыва-

© Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э., 2017

ется не только тем, что учебная деятельность является одним из ее разделов, но и ее особой ролью в психическом развитии человека. Решая задачи приобретения обучающимся знаний, умений, навыков, в конечном итоге учебная деятельность направлена на развитие личности обучающегося, его способностей, компетенций и др.

На сегодняшний день в педагогической психологии существует достаточно большое количество исследований психологического содержания учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин, В. Д. Шадриков и др.). Не имея возможности более подробно рассматривать каждую группу исследований, отметим, что большинство из них так или иначе опирается на такое понимание психологического содержания учебной деятельности, которое было сформулировано в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина [13]. Между тем в исследованиях В. Д. Шадрикова [3; 11; 12] было показано, что ограничения и недостатки традиционного для российской психологии деятельностного подхода не позволяют в полной мере понять и объяснить феномен не только учебной деятельности, но и деятельности как психологической категории вообще. Ввиду этого предметом нашего исследования является изучение психологического содержания и развития учебной деятельности, основу для понимания которой составляет теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова.

Учебная деятельность, являясь одним из видов деятельности человека, может быть понята как психологическое структурное образование, в котором единицами анализа выступают функциональные блоки деятельности - мотивы, цели, программа, информационная основа деятельности (далее - ИОД), блок принятия решений и учебно-важных качеств (далее - УВК) [12]. Учитывая, что функцией структуры учебной деятельности является получение образовательного результата, в данном случае необходимо говорить о психологической системе учебной деятельности (далее - ПСУД). В ряде наших публикаций [9; 10] уже были представлены отдельные результаты изучения ПСУД на уровнях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. С целью обобщения данных исследований и описания основных тенденций развития ПСУД на уровне общего образования требуется последовательно решить ряд задач:

— Дать обобщенное описание развития отдельных компонентов ПСУД. Компонентный

224

анализ позволит выделить наиболее характерные особенности развития компонентов деятельности в процессе общего образования.

— Учитывая, что функцией учебной деятельности является получение образовательного результата, важно понять, как меняется функциональная роль отдельных блоков деятельности в обеспечении ее успешности на протяжении всего периода общего образования.

— Влияние блоков деятельности на обеспечение ее успешности объясняется прежде всего теми изменениями, которые происходят в самой системе деятельности, включенной в реализацию образовательной функции, поэтому важной задачей является анализ развития системы деятельности на уровне общего образования. Учитывая ограниченность объема настоящей публикации, а также большой массив полученных данных, нами будут описаны наиболее характерные особенности развития ПСУД в период общего образования.

Программа и методы исследования. В качестве объекта исследования выступили обучающиеся дошкольных и общеобразовательных учреждений г. Ярославля и Ярославского района: n = 400 человек; в том числе 30 обучающихся дошкольных образовательных учреждений; 111 -начальной школы; 259 - основной и средней школы. Основой для организации и проведения исследования стало представление о психологической системе деятельности (далее - ПСД), сформулированное в теории системогенеза В. Д. Шадрикова [3; 11; 12]. ПСД представляет собой «психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели), направленную на получение конкретного результата» [12, с. 139]. Компонентный состав ПСД - функциональные блоки, которым выше уже дано описание. Соответственно данной конструкции были подобраны стандартизированные, многократно апробированные методы и методики эмпирического исследования. Более подробное описание методик представлено в наших исследованиях [9, 10].

Анализ результатов исследования

1. Развитие компонентов ПСУД. В первую очередь, необходимо обратиться к результатам анализа вариативности абсолютных показателей значений компонентов ПСУД. Усредненные значения коэффициента вариации (Cv) показателей ПСУД в процессе общего образования позволяют выделить ряд характерных особенностей:

Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк

— Во-первых, в процессе общего образования динамика вариативности показателей ПСУД является ниспадающей. Это свидетельствует о том, что чем старше становится обучающийся, тем менее индивидуально неповторимыми становятся психологические способы реализации учебной деятельности. Однако на основании этого заключения нельзя говорить и о своего рода стеорети-пизации способов учебной деятельности, так как на каждом уровне общего образования значения коэффициента вариации превышают 25 %.

— Во-вторых, несмотря на ниспадающий тренд вариативности, корректнее говорить о цикличной изменчивости абсолютных показателей компонентов ПСУД. Начало каждого уровня общего образования характеризуется ростом вариативности, далее сменяется ее спадом. На наш взгляд, это свидетельствует о проявлении в начале каждого периода общего образования хорошо описанного в психологии феномена принятия новых условий деятельности и адаптации к ним. Переход на новый уровень образования сопровождается значительным ростом индивидуальных способов принятия новой деятельности обучающимся. Как только эта деятельность принята, обучающийся переходит к использованию более типичных способов реализации деятельности. Поскольку рост и спад вариативности характерны для каждого периода общего образования, временные границы этих двух процессов в каждом периоде разные. Наиболее длительным и при этом наиболее выраженным является рост Су в младшем школьном возрасте. То есть здесь требуется значительно больше времени для принятия и адаптации к новым условиям учебной деятельности, чем пяти- и десятикласснику. По всей видимости, это связано с тем, что первоклассник осваивает абсолютно новый для него вид деятельности, не похожий на игровую деятельность дошкольника.

Далее обратимся к описанию динамики развития абсолютных показателей компонентов ПСУД. Общими для всего периода общего образования особенностями являются снижение значимости для обучающихся мотивов и целей учебной деятельности, рост уровня развития способностей программирования деятельности, импульсивности как способа организации информационной основы деятельности, рефлексивности в принятии решений, а также рост уровня развития общих интеллектуальных способностей. Между тем для каждого функционального

блока деятельности, а также для каждого уровня образования характерны специфичные черты:

— Несмотря на общую отрицательную динамику мотивации познавательной деятельности, ее пик приходится на первую половину младшего школьного возраста; далее на протяжении 3-8 классов наблюдается стагнация познавательной мотивации, сменяющаяся резким падением при переходе обучающегося из основного в среднее общее образование.

— В отношении целей учебной деятельности на протяжении всего периода общего образования наблюдается планомерное снижение их значимости, сменяющееся непродолжительными периодами стагнации в 3-4 и 6-8 классах.

— Развитие блока программирования деятельности может быть охарактеризовано ярко выраженной цикличностью - резкий спад при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст, стагнация развития в течение всего младшего школьного возраста, значительный рост и сохранение высоких показателей в течение периода основного общего образования; завершение общего образования характеризуется таким же, как и в самом его начале резким спадом способности программирования деятельности.

— В развитии ИОД, конкретнее, способов работы с информацией наблюдается три ярко выраженных периода. В течение старшего дошкольного и младшего школьного возраста отчетливо прослеживается преобладание рефлексивных способов обработки учебной информации; в период основного общего образования значительно растет импульсивность (скорость), сменяющаяся резким ростом рефлексивности в 10-11 классах.

— Форма динамики развития блока принятия решений хорошо согласуется с развитием ИОД. Резкий рост рефлексивности в принятии решений в 5 классе сопровождается столь же резким ростом импульсивности в способах обработки учебной информации. По всей видимости, завершение принятия и освоения учебной деятельности в конце младшего школьного возраста дает возможность обучающемуся более оптимально (быстро) решать учебно-познавательные задачи и таким образом более рефлексивно относиться к другим сторонам своей жизнедеятельности.

— В положительной динамике развития общего уровня интеллекта каких-либо резких изменений не наблюдается. Весь период общего образо-

вания характеризуется непрерывным ростом абсолютных показателей интеллекта.

Итак, каждый блок учебной деятельности характеризуется специфичной динамикой развития, проявляющейся в зависимости от периода общего образования. Это хорошо согласуется с давно описанными принципами системогенеза деятельности - неравномерностью и гетерохронно-стью формирования компонентов ПСУД [1; 2; 4; 12]. На основании полученных результатов можно предположить, что вслед за разнонаправленными изменениями в уровне развития компонентов ПСУД их функциональная роль в обеспечении успешности ее реализации также будет разной. Ввиду этого далее перейдем к описанию результатов функционального анализа.

2. Изменение функциональной роли блоков ПСУД. Анализ функциональной роли блоков ПСУД предполагает выделение таких компонентов, которые являются ведущими в структуре учебной деятельности обучающегося, то есть имеют положительные корреляции с объективным показателем успешности деятельности.

Во-первых, была установлена специфичная динамика изменения числа ведущих компонентов ПСУД в течение всего периода общего образования. В начале каждого периода общего образования наблюдается увеличение числа ведущих компонентов в системе деятельности. В течение 1-2 класса их количество возрастает вдвое; увеличение наблюдается и в течение 5-6 классов обучения. Лишь в 10-11 классах происходит обратный процесс - достаточно существенное снижение числа ведущих компонентов. При этом после первых двух лет обучения в начальной и основной школе наблюдается постепенное снижение числа ведущих компонентов, которое сохраняется далее. Полученный результат, по всей видимости, говорит о наличии процессов оптимизации предыдущих форм и способов учебной деятельности при переходе обучающегося на новый уровень общего образования. При этом после завершения оптимизации в новых условиях обучения (3, 8 классы) процессы формирования и функционирования деятельности сопровождаются как сохранением ведущей роли тех компонентов, которые были на предыдущем уровне образования, так и появлением новых. Это хорошо согласуется с еще одним принципом, выработанным в теории системогенеза деятельности, -принципом обеспечения минимального эффекта функционирования системы [1; 2; 4; 12].

Сокращение числа ведущих компонентов при переходе обучающегося из основного в среднее общее образование (9-10 классы) может быть объяснено тем, что формы и способы учебной деятельности в старшей школе остаются прежними. Ввиду этого от обучающегося не требуется перестройка сформированной системы деятельности. Тем не менее, данный вопрос требует дальнейшей проработки, в частности средствами представленного ниже структурного анализа.

Во-вторых, проведенный анализ показал, что на протяжении всего периода общего образования роль ведущих блоков учебной деятельности сохраняют мотивы деятельности, программа деятельности и учебно-важные качества. При этом для мотивационного блока и блока учебно-важных качеств характерной особенностью является планомерное расширение элементного состава ведущих характеристик. Это позволяет объяснить описанное выше снижение с возрастом обучающихся значимости для них мотивов познавательной деятельности. Чем старше становится обучающийся, тем более разнообразные мотивационные факторы влияют на содержание и успешность реализуемой им учебной деятельности. Также необходимо отметить повышение с возрастом значимости интеллектуальных способностей обучающихся в обеспечении успешности их деятельности. На наш взгляд, это подтверждает особый статус учебно-важных качеств в ПСУД как «индивидуальных качеств субъекта деятельности, влияющих на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [12, с. 212].

Описанные особенности изменения функциональной роли компонентов ПСУД, конечно, не раскрывают всей специфики развития учебной деятельности обучающихся (такой задачи в статье мы и не ставили). Однако сформулированные выводы позволяют предположить, что изменение функциональной роли компонентов ПСУД в обеспечении успешности ее реализации объясняется не только возрастом обучающихся и сменой условий деятельности, но и изменениями в самой структуре деятельности. Ввиду этого далее перейдем к описанию результатов структурного анализа развития ПСУД.

3. Развитие ПСУД. Наиболее характерные особенности развития ПСУД могут быть отражены в показателях индексов когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и организованности (ИОС) системы. Представленные на рисунке 2 значения индексов выражены в стандартной г-Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк

шкале. Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов.

Во-первых, несмотря на наличие периодов роста и спада, интегрированность и дифферен-цированность системы деятельности характеризуется ярко выраженным положительным трендом. Это соответствует описанным ранее двум принципам системогенеза деятельности - прогрессирующей интегрированности и нарастающей дифференцированности [1; 2; 4; 12].

Во-вторых, в течение каждого периода общего образования система деятельности обладает специфичными характеристиками. Так, если в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте система функционирует достаточно стабильно, то при переходе в подростковый возраст наблюдается резкий рост ее интегрированности и организованности. По всей видимости, это связано с тем, что, помимо смены условий деятельности, при переходе в основную школу происходят и серьезнейшие изменения в психической жизни человека, подробно описанные в возрастной психологии, в которой подростковый возраст «характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития» [7, с. 390]. Следствием начала подросткового возраста является и ярко выраженная неравномерность в интегрированности и дифференциро-ванности ПСУД, которая продолжается в течение всего периода получения основного и среднего общего образования. Это приводит и к нестабильности показателей академической успеваемости обучающихся.

Если в старшем дошкольном и младшем школьном возрастеа наблюдается ее постепенный рост, то уже в 5-6 классах успеваемость значительно снижается. Далее наблюдаются периоды постоянного роста и спада академической успеваемости. Такая специфическая взаимосвязь между уровнем развития ПСУД и академической успеваемостью еще раз подтверждает, что основной функцией системы учебной деятельности является получение образовательного результата.

Ввиду ограниченности объема настоящей публикации мы не можем описать все значимые результаты проведенного исследования. Однако и пердставленные результаты позволяют сформулировать ряд важных выводов.

Резюме

1. В ходе анализа динамики развития ПСУД на уровне общего образования нами было установлено, что она подчиняется выделенным и описанным принципам системогенеза деятельно-

сти - неравномерности, гетерохронности, обеспечения минимального эффекта функционирования системы и др. Это подтверждает возможность изучения и объяснения психологического содержания учебной деятельности средствами теории системогенеза.

2. В исследовании было установлено, что каждый период общего образования характеризуется спецификой функционирования ПСУД. Это говорит о том, что в течение каждого периода возникают новые условия, требующие от обучающегося выработки новых способов и средств учебной деятельности.

3. Анализ показал, что не только периоды общего образования определяют содержания ПСУД. Сами функциональные блоки учебной деятельности характеризуются собственной спецификой развития и функционирования в течение общего образования. Это позволяет говорить о том, что в развитии ПСУД наблюдаются как общие, так и специфичные характеристики.

Библиографический список

1. Карпов, А. В. К проблеме состава и содержания принципов системогенеза [Текст] / А. В. Карпов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Канцлер, 2013. - С. 22-27.

2. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотиваци-онной сферы личности в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Карпова. - Ярославль : ЯГПУ, 2007. -570 с.

3. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 162-163.

4. Нижегородцева, Н. В. Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова. - Ярославль : ЯГПУ, 2009. - 420 с.

5. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко. - Ярославль : ЯГПУ, 2011. - 167 с.

6. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ, 2013. - 322 с.

7. Прихожан, А. М. Подростковый возраст [Текст] / А. М. Прихожан // Большой психологический словарь ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 389-390.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Минпросвещения РСФСР, 1946. - 704 с.

9. Слепко, Ю. Н. Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте

[Текст] / Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - 216-220.

10. Слепко, Ю. Н. Формирование психологической системы учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Ю. Н. Слепко,

A. Э. Цымбалюк // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 221-226.

11. Шадриков, В. Д. Общая психология [Текст] /

B. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. - М. : Юрайт, 2015. -411 с.

12. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : ИП РАН, 2013. - 464 с.

13. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Karpov, A. V. K probleme sostava i soderzhanija principov sistemogeneza [Tekst] / A. V Karpov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti : materialy VI vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 19-21 nojabrja 2013 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Kancler, 2013. - S. 22-27.

2. Karpova, E. V Struktura i genezis motivacionnoj sfery lichnosti v uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / E. V. Karpova. - Jaroslavl' : JaGPU, 2007. - 570 s.

3. Mazilov, V A. Novye perspektivy psihologii dejatel'nosti [Tekst] / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. - 2015. - № 1. - S. 162-163.

4. Nizhegorodceva, N. V. Problemy sistemogeneza uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / N. V Nizhegorodceva,

E. V. Karpova, N. P. Ansimova. - Jaroslavl' : JaGPU, 2009. - 420 s.

5. Povarenkov, Ju. P. Ocenka jeffektivnosti pedagog-icheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko. - Jaroslavl' : JaGPU, 2011. - 167 s.

6. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii profession-al'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : SGSJeU, 2013. - 322 s.

7. Prihozhan, A. M. Podrostkovyj vozrast [Tekst] / A. M. Prihozhan // Bol'shoj psihologicheskij slovar' ; pod red. B. G. Meshheijakova, V P. Zinchenko. - SPb. : Prajm-EVROZNAK, 2007. - S. 389-390.

8. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - M. : Minprosveshhenija RSFSR, 1946. - 704 s.

9. Slepko, Ju. N. Psihologicheskaja sistema uchebnoj dejatel'nosti v starshem doshkol'nom vozraste [Tekst] / Ju. N. Slepko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2017. - № 2. - 216-220.

10. Slepko, Ju. N. Formirovanie psihologicheskoj sistemy uchebnoj dejatel'nosti v mladshem shkol'nom vozraste [Tekst] / Ju. N. Slepko, A. Je. Cymbaljuk // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 2. -S. 221-226.

11. Shadrikov, V. D. Obshhaja psihologija [Tekst] / V. D. Shadrikov, V. A. Mazilov. - M. : Jurajt, 2015. -411 s.

12. Shadrikov, V D. Psihologija dejatel'nosti che-loveka [Tekst] / V D. Shadrikov. - M. : IP RAN, 2013. -464 s.

13. Jel'konin, D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy [Tekst] / D. B. Jel'konin. - M. : Pedagogika, 1989. -560 s.

228

Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.