В результате получится оптимальный набор переменных (оптимальное количество приготавливаемых фирменных блюд) при данных ограничениях (при данном количестве ингредиентов): блюда А — 0 порции (х1) блюда В -80 порции (х2) и блюда С — 100 порций (х3). При этом общая стоимость блюд (Ъ) будет максимальной и равной 46000 руб. (рис. 5).
А В С D Е F
1 0,00 80,00 100,00 46000
2 5000 5000 20 50 10
3 4000 4000 20 0 40
4 4000 1800 20 10 10
5
Рис.5. Результат вычислений из примера
На сегодняшний день данная задача может решиться с помощью прикладного пакета программы Mathcad. Чтобы решить линейные задачи программирование на Mathcadе можно применить функции maximize и minimize. Этот процесс разрабатывается по следующим этапам:
1.Напишется целевая функция: А(х,у)=<вид функции>.
2.Записывается ключевое слово Given.
3.Вводятся система неравенств и ограничений.
4. Отправляются функции maximize или minimize в какую нибудь новую переменную.
5. Переменная := получается решение задачи.
6. Чтобы вычислить значение целевой функции нужно вести f(p0,p1):=
В заключение можно сказать, что сегодня мы можем использовать для решения экономических задач современные программные средства. Они все дают возможность достижения результатов по разным способам.
Выше полученные результаты показывают то что, два способа являются эффективными и это показывает, что их можно внедрять в различные виды линейного программирования.
Использованные источники: 1. В.Я.Гельман. Решение математических задач средствами Excel :Практикум. - СПб.: Питер, 2003. - 240 с.
Казакова И.А. магистрант 1 курса кафедра управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Российская Федерация, г. Оренбург УЧАСТНИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть основных участников рынка образовательных услуг. Одним из основных вопросов при изучении сферы образовательных услуг является определение структуры рынка образовательных услуг и степени влияния участников на него.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, потребители образовательных услуг, поставщики образовательных услуг.
Высшее учебное заведение предлагает обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются студенты и, в то же время, представляет результаты своей деятельности на рынке труда (специалистов), потребителями которых являются различные предприятия и организации. Эта двойственная природа деятельности вуза создает сложности в определении его продуктов, целевых рынков сбыта и групп потребителей.
Вуз функционирует одновременно на двух взаимозависимых рынках -рынке образовательных продуктов и услуг и рынке труда, но, тем не менее, имеет один продукт, который он поставляет на оба рынка [3].
Основными функциями рынка образовательных услуг выступают:
1) гарантия воспроизводства квалифицированных кадров;
2) регулирование пропорций между подготовкой профессиональных кадров и их использованием на рынке труда;
3) управление спросом и предложением на образовательные услуги, влияние на ценообразование на рынке образовательных услуг;
4) поддержание уровня научно-технического интеллектуального потенциала общества;
5) удовлетворение специфических потребностей людей в культурном и личностном саморазвитии и т.п. [4].
Потребителями услуг учреждений высшего образования являются:
1 государство, имеющее потребность в квалифицированных работниках и стабильности общества;
2 субъекты хозяйственной деятельности, имеющие потребность в воспроизводстве основной производительной силы (работники) и обеспечении бизнес-процессов;
3 личности, имеющие потребность в новых знаниях и навыках с целью получения материального благополучия, обеспечения самосовершенствования, повышения общественного статуса [1].
Потребительная стоимость образовательных услуг вуза заключается в том, что они формируют человеческий капитал, который проявляется в более квалифицированной и более производительной рабочей силе, что порождает «более высокие ставки заработной платы и более высокие заработки». Поэтому спрос на образовательные услуги формируется также и потребителями [1].
Следует отметить, что помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, таких как службы занятости, органы регистрации, биржи труда , образовательные фонды, службы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, ассоциации
образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др.
Структура рынка образовательных услуг представлена на рисунке 1 [4].
Рисунок 1 - Структура рынка образовательных услуг
Все эти субъекты содействуют эффективному сбыту образовательных услуг на рынке и могут предоставлять информирование, консультирование, принимать участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования [3].
Можно выделить факторы, лежащие в основе разделении образовательных услуг такие, как:
1) уровени программ, реализуемых в вузе (подготовка бакалавров, магистров, аспирантов);
2) учебные программы по отраслевому признаку (экономика, управление, отрасли промышленности, сельского хозяйства, гуманитарные науки, технические науки и т. д.);
3) практика используемых технологии (дистанционное обучение, обучение в малых группах, индивидуальное обучение и т. д.);
4) качество предоставляемых услуг, которое структурой образовательной среды.
Благодаря разделению предлагаемых услуг все высшие учебные
заведения имеют рыночную власть, т. е. могут влиять на цену.
Именно вузы как поставщики образовательных услуг должны быть заинтересованы в том, чтобы их товар (выпускники) пользовался спросом. Соответственно, для привлечения абитуриентов необходима грамотная стратегия развития и позитивный имидж вуза, главным показателем которого является максимальное количество трудоустроенных по специальности выпускников.
В апреле 2015 года Минобрнауки подписало соглашение с Пенсионным фондом РФ и Рособрнадзором об обмене сведений в целях анализа трудоустройства выпускников вузов. В мониторинге 2015 года проанализирована информация о 887 вузов и 1229 филиалов, функционирующих на территории Российской Федерации. Были обработаны данные об 1,2 миллионах выпускников по 1100 направлениям подготовки. По итогам анализа было выявлено: в среднем около 75% выпускников в течение года находят работу по специальности. [4].
А это значит, что необходимо учитывать данные о трудоустройстве выпускников при определении контрольных цифр приема в вузы.
Таким образом, важной составляющей современного подхода к управлению спросом и предложением на рынке образовательных услуг является смена объекта планирования: и государство, и университеты меняют вектор функционирования с преподавания программ на выработку практических навыков у выпускников.
Выявленные факторы, влияющие на рынок образовательных услуг и взаимосвязи его участников позволят делать выбор в пользу тех или иных инструментов вмешательства государства в рыночный механизм сферы образования, что в будущем решит проблемы образовательного сектора. Вуз как полноправный участник рынка формирует предложения для абитуриентов, которые в свою очередь, определяют высшее образование как основу успешного трудоустройства, а, значит, и будущего благосостояния выпускника вуза.
Использованные источники:
1. Баталова, О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза [Текст] / О. С. Баталова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. - М.: РИОР, 2011. - С. 7-12.
2. Гончарова, Л.И. Сущность рынка образовательных услуг как социально-экономической системы [Текст] / Л.И.Гончарова // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2009. - № 9(59). - С.26-29.
3 Казакова И.А. Особенности образовательных услуг вуза / И.А. Казакова// Современные тенденции в экономике и управлении :новый взгляд : сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конфе-ренции: в 2-х частях. Часть 2 / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - С.22-27
4. Статистическая информация [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //index .minobr.com.ua- 29.04.2015г.
Кайыпбаева А. тля жэне эдебиет теориясы кафедрасыныц do^Hmi ф.г.к.
А. Байтурсынов атындагы КМУ Казахстан, Костанай цаяасы КЭРКЕМ ШЫГАРМАЛАРДАГЫ ТРОПТАР ЖЭНЕ ЦОЛДАНЫС
ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
Аннотация: В данной статье рассматриваются тропы в художественных произведениях. Им сделан лингвостилистический анализ.
Ключевые слова: Эдеби тш, метафора, троп тYрлерi.
Эдеби тiлдi ажарлау аз, к¥былту керек. Эдеби тшдщ эсемдт гана емес, эсерлшп Yшiн де орасан кажет тэсш — к^былту, яки троп (грекше tгороs — иiн, иiрiм) — сeздердi тура магынасында емес, б^рма магынасында колдану, шындыкты бейнелеп, кейде тшт перделеп таныту ойды eзгертiп, ке йде тiптi ещн айналдырып айту. Б^л ретте эдеби ажарлау оны
к^былтудыц алгашкы кезецi — ец карапайым тYрi деуге болар едi[1, 95]. Б^л жeнiнде Европаныц бiрнеше галымдарыныц пшрлерше токталсак, Г.Н.Поспелов троптYрлерiне «метонимия, синекдоха, метафора, тецеу, эпитет, ирония, символ, , аллегория, перифраз, кешптеулердЬ) жаткызады, Л.И.Тимофеев «тецеу, эпитет, метонимия, метафора, гипербола, литота, аллегория, оксюморон, прозопопея, антономасия, синекдоха, иронияларды»жаткызады, Л.В.Чернец «метафора, метонимия, эпитет, тецеу, синекдоха, перифраз, символ, аллегория, ирония, , кешптеу, оксюморондарды»жаткызады, ал Х.Н.Садыков «тецеу, эпитет, метафора, метонимия, кешптеу, синекдоха, гипербола, литота,
аллегорияларды»жащызган [2, 63]. Ал казак тш бшмшщ сез к^былтуын зерттеген К.Ж^малиев, Р.Сыздыкова, ЗДабдолов, З.Ахметов, С.Негимов т.б.кептеген галымдарымыздыц ецбектерiнде де троп тYрлерi жeнiнде эртYрлi шюрлер бар. Задында, суреткер колындагы сез суретшi колындагы бояу секiлдi, шнш тауып мыц к^былтуга болады. Сондыктан жогарыда аталган жэне баска галымдардыц пiкiрлерiн жокка шыгарудан аулакпыз. ^былган сез эсерлiлiк Yстiне адам баласыныц танымын байытпак;бiр сез бiр-ак нэрсеш танытса, оны тYрлендiре к^былту аркылы тiршiлiктiц сан алуан сырын тануга болады. Демек, троптыц ец басты мэнi таным тарапында жатыр. 0мiрде максатсыз ешбiр эрекет жок. М^ны бiлген жагдайда ажарлау секiлдi к¥былту да суреткердiц идеялык максатына, эстетикалык м^ратына кызмет ететiн тэсiл екенш тэптiштеп жату артык. ^былтудыц (троптыц) тYрлерi кеп. Эдеби тiлдегi ец басты к^былтулардыц бiрi —ауыстыру, яки м е т а ф о р а (грекше меtарhога - кeшiру) — сез мэнш eцдендiре eзгертiп айту,