Научная статья на тему 'Особенности спроса на образовательные услуги'

Особенности спроса на образовательные услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3880
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Галина Александровна

Рассмотрены особенности спроса на образовательные услуги, источники его возникновения в зависимости от потребностей, поведение потребителей образовательных услуг, а также факторы макрои микросреды. Приведена модель взаимосвязи рынка труда и образовательных услуг, выявлены основные проблемы несоответствия выпускников вузов требованиям рынка труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности спроса на образовательные услуги»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141).

Экономика. Вып. 19. С. 16-18.

Г. А. Колесникова

особенности спроса на образовательные услуги

Рассмотрены особенности спроса на образовательные услуги, источники его возникновения в зависимости от потребностей, поведение потребителей образовательных услуг, а также факторы ма-кро- и микросреды. Приведена модель взаимосвязи рынка труда и образовательных услуг, выявлены основные проблемы несоответствия выпускников вузов требованиям рынка труда.

Ключевые слова: образование, образовательные услуги, рынок образовательных услуг, рынок труда.

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

Основу для всестороннего анализа спроса на образовательные услуги и его формирования дает теория потребления и общая теория спроса и предложения.

В теории маркетинга под потребностью понимают нужду, которая приобрела специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребность иметь высшее профессиональное образование возможно отнести к обусловленным общественной средой, включающим в себя интеллектуальные и социально-экономические потребности. Отсюда — два источника возникновения спроса на услуги высшего образования (по А. Маслоу):

— удовлетворение интеллектуальных потребностей, возникающих при желании поднять уровень знаний, принадлежать определенному классу людей (потребность в уважении, потребность в самоутверждении);

— удовлетворение социально-экономических потребностей, возникающих при необходимости дальнейшего трудоустройства или профессионального роста.

Потребности в образовании имеют тесную взаимосвязь с остальными потребностями личности, и образование может быть необходимым условием для физического выживания человека, обеспечения его социальной защищенности в будущем, достижения цели иметь возможность принадлежать к определенной социальной группе, быть признанным и уважаемым, самореали-зованным.

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации основным источником

возникновения спроса на высшее образовании является именно удовлетворение социально-экономических потребностей — с одной стороны, и требование подавляющего большинства работодателей — с другой. Не секрет, что наличие диплома о высшем образовании уже давно является неким стандартом при трудоустройстве практически на любую работу, причем качество образования не является определяющим фактором для некоторых работодателей. Данная ситуация вызвала массовое предложение услуг высшего образования, сделало его доступным практически всем, что не могло не отразиться на качестве высшего образования в общем. Конечно, не все образовательные учреждения России сделали образование своим бизнесом, однако конкуренция на рынке образования обостряется с каждым годом. Ситуацию усугубляет спад рождаемости в начале 1990-х гг., что приведет еще к более жесткой конкуренции между высшими учебными заведениями в ближайшие годы. Для разработки эффективных стратегий маркетинга вузам необходимо подробно изучить поведение своих потребителей, поскольку оно представляет собой довольно сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и подверженный влиянию различных факторов.

К факторам макросреды образования относятся различные политико-правовые, экономические, демографические, природно-географические, национальные, социально-культурные и научно-технические факторы.

Микросреда образовательного учреждения оказывает заметное влияние на выбор образовательного учреждения. К факторам микросреды образовательного учреждения относятся учредители и попечители, преподаватели и сотрудники, студенты, родственники и выпускники, имидж образовательного учреждения в глазах общественности, местоположение вуза, его материально-техническая база, применяемые

технологии обучения, перечень предлагаемых направлений и специальностей обучения, а также уровень развития культуры и спорта.

Выбор будущей сферы деятельности достаточно сложен и требует активного, с высокой степенью заинтересованности, продолжительного по времени всестороннего взвешивания с учетом альтернатив, прохождения всех стадий процесса до принятия решения. В общем случае поведение потребителя образовательных услуг подвергается моделированию и состоит из десяти процедур.

Первая стадия любого процесса принятия решения — осознание потребности в получении образования — подразумевает ощущение разницы между желаемым состоянием дел и фактической ситуацией, требующей наличия определенного образования для осуществления конкретной деятельности.

Поиск и анализ информации об образовательных услугах (вторая стадия) — это мотивированная активизация знаний, хранящихся в памяти, или приобретение информации об образовательных учреждениях и их услугах из внешней среды.

Первоначальная оценка вариантов получения образования и выбор наилучшего варианта являются третьей и четвертой стадиями процесса принятия решения и определяются как процесс оценки альтернатив получения образования с точки зрения ожидаемой выгоды и ограничения выбора до предпочтительного варианта.

Поступление в образовательное учреждение (пятая стадия) определяется как прохождение вступительных испытаний и зачисление в образовательное учреждение с получением (платно или бесплатно) предпочтительного варианта образовательной услуги или удовлетворяющей замены.

Следующие две параллельно протекающие стадии процесса принятия решения потребителем образовательных услуг — обучение и оценка качества образовательной услуги — представляют собой процесс получения желаемой образовательной услуги в конкретном образовательном учреждении и оценки того, в какой степени получено удовлетворение от нее.

Завершающими стадиями процесса принятия решения потребителем образовательных услуг являются стадия оценки перспектив работы по выбранной специальности, представляющая собой выяснение потребителем того, насколько реальна возможность работы по выбранной

профессии после окончания обучения, и стадия профессиональной деятельности, определяемая как процесс применения полученных знаний и умений на практике.

Как уже отмечалось, массовое предложение услуг снижает качество образования, вследствие чего встает проблема трудоустройства выпускников. Между вузом и рынком труда существует взаимосвязь, которую можно представить в виде следующей схемы:

1 — для трудоустройства выпускник вуза вынужден обращаться за помощью к сторонним организациям;

2 — сторонние организации приглашают квалифицированный профессорско-преподавательский состав вузов;

3 — запрос квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рынка труда и запросам работодателей;

4 — получение таких квалифицированных специалистов, отвечающих спросу на рынке труда;

5 — запрос квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рынка труда и запросам работодателей;

6 — получение неконкурентоспособных специалистов на современном рынке труда либо специалистов, в которых организации не нуждаются (переизбыток специалистов).

Основные проблемы несоответствия требованиям рынка труда и подготовки вузами специалистов:

— моральное устаревание специальностей;

— ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений;

— тенденция снижения качества образования;

— недостаток или отсутствие квалифицированных преподавателей для обучения новым специальностям;

— недостаточный приток молодых педагогов вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности преподавателей;

— тенденция старения педагогических работников в сфере образования;

— неготовность студентов обучаться на новых, не известных специальностях (абитуриент предпочитает старую, «проверенную»

специальность, не рискуя сделать ставку на новизну) и в то же время отсутствие необходимого учебно- и научно-методического обеспечения для обучения новым специальностям;

— длительные сроки освоения программы высшего образования, из-за чего рынок, делая запрос вузу, получит необходимого специалиста как минимум только через 5 лет;

— невозможность быстро реагировать на запросы работодателей и спрос рынка труда на новые специальности (как следствие двух предыдущих факторов);

— «утечка умов» лучших ученых и педагогов за границу.

Значительное влияние на спрос оказывает и геополитическое положение региона. Спрос на специальности вуза может сильно различаться в разных регионах. Кроме того, влияние на выбор специальностей могут оказывать тенденции развития той или иной региональной отрасли, а также геополитические особенности регионов. Геополитическое положение региона определяет структуру и характер рынка труда и, следовательно, наиболее адекватно отражает региональные запросы потребителей рынка образовательных услуг. Поэтому анализ геополитического положения региона должен учитываться при исследовании образовательного рынка в регионе.

Для анализа предлагается выделить геополитические особенности региона.

1. Природно-географические особенности региона включают:

— континентальное, прибрежное или островное положение;

— размеры территории;

— климатические зоны;

— ландшафт и природно-ресурсный потенциал.

2. Социально-географические особенности:

— численность и плотность населения;

— уровень урбанизированности;

— пространственная удаленность региона от центра страны.

3. Социально-экономические особенности:

— ведущие отрасли производства;

— развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);

— экономические показатели;

— перспективы экономического развития.

4. Социально-демографические особенности:

— половозрастная структура населения;

— степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);

— этнический состав населения.

5. Социально-политические особенности:

— государственно-правовой статус региона в системе Российской Федерации;

— внутриполитическая ситуация;

— геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам Российской Федерации;

— приграничное положение.

6. Историко-культурологические особенности:

— зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история);

— существование моно- или поликультур;

— субкультуры, сложившиеся на территории;

— культурные традиции;

— история развития и специфика образовательной среды.

Объективный анализ потребностей, потребителей, факторов, влияющих на выбор образовательного учреждения, геополитического и экономического положения региона, поможет в конечном итоге определить перспективы развития рынка труда и маркетинга рынка образовательных услуг, наметить пути совершенствования управлением образовательными услугами для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг. Всё это позволит определить оптимальную стратегию маркетинговой политики в области развития новых специальностей и сохранения имеющихся.

Список литературы

1. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : учеб. пособие / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М. : Акад. проект, 2004. 432 с.

2. Управление качеством образования : учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. 2-е изд. М. : Акад. проект, 2007. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.