Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные студенты / международный рынок образовательных услуг / экспорт образовательных услуг. / foreign students / the international market of educational services / export of educational services.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мукумова Наргис Нуриддиновна, Олимова Лола Эркиновна

в представленной автором статье рассматривается формирование международного рынка образовательных услуг за счет привлечения иностранных студентов в различные страны. Выделяются основные участники данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

the article presented by the author examines the formation of the international market for educational services by attracting foreign students to various countries. The main participants of this market are highlighted.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1 2 Мукумова Н.Н. , Олимова Л.Э.

1Мукумова Наргис Нуриддиновна - старший преподаватель; 2Олимова Лола Эркиновна - преподаватель, кафедра экономики строительства и менеджмента, факультет управления строительством, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в представленной автором статье рассматривается формирование международного рынка образовательных услуг за счет привлечения иностранных студентов в различные страны. Выделяются основные участники данного рынка.

Ключевые слова: иностранные студенты, международный рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг.

FORMATION OF THE INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL

SERVICES Mukumova N.N.1, Olimova L.E.2

1Mukumova Nargis Nuriddinovna - Senior Teacher;

2Olimova Lola Erkinovna - Teacher, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION ECONOMICS AND MANAGEMENT, FACULTY OF CONSTRUCTION

MANAGEMENT,

SAMARKAND STATE INSTITUTE OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article presented by the author examines the formation of the international market for educational services by attracting foreign students to various countries. The main participants of this market are highlighted. Keywords: foreign students, the international market of educational services, export of educational services.

Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран превышает удельный вес сферы материального производства.

Конец XX - начало XXI века ознаменовали собой эпоху важнейших перемен во многих сферах общественной жизни: экономике, политике, образовании, культуре. Не в последнюю очередь к их числу относится существенное увеличение значимости знаний информации, а вместе с ним и человеческого капитала. В этих условиях современное образование становится одним из наиболее интенсивно развивающихся секторов мировой торговли услугами. Ведущие мировые державы начали рассматривать образование как часть своей внешней политики, преследующей геоэкономические и геополитические цели. И к концу прошлого века сформировалась целая отрасль мирового хозяйства — международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек.

Это свидетельствует о том, что мировой рынок образовательных услуг сформировался как самостоятельный сегмент экономики, а также появились основные принципы его регулирования. Проблематике развития мирового рынка образовательных услуг приурочены труды В.А. Галицина, И.А. Айдруса, В.М. Филиппова, О.Л. Ксенофонтовой Б. Вахтер, В.А. Капранова, Ю.И. Сергеева, В.Ф. Байнев, О. Астафьева и других ученых.

По мнению исследователей И.А Айдруса, В.М. Филиппова, мировой рынок образовательных услуг представляет собой «..совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках» [1].

По мнению, В.А. Галичина, «..международный рынок образования представляет собой систему отношений между производителями, поставщиками отношений и потребителями образовательных услуг, предоставляемых гражданам за пределами их стран, а также иностранными за пределами их стран, а также иностранными учреждениями на внутренних рынках, в том числе с использованием информационных и сетевых технологий» [2].

Становление международного рынка образовательных услуг во многом является результатом развития и усиления роли системы высшего образования в современном мире. Помимо того, что она является ключевым фактором экономического развития государства, система образования также может стать и существенным источником доходов. По данным, объем мирового рынка образовательных услуг достигает 100 млрд долл. США. Эта цифра включает услуги международного высшего образования, дополнительного профессионального образования, языковых курсов, школьного образования и др. По

данным ОЭСР количество студентов, получающих образование за пределами своей страны, значительно возросло: с 2 млн в 1999 г. до 10 млн в 2020 [2]. Рынок международных образовательных услуг на сегодня можно поделить следующим образом:

Рис. 1. Примерное деление международного рынка образовательных услуг

Лидером в области экспорта образовательных услуг являются США. В 2019 г. из 3,5 млн студентов, проходивших обучение в странах ОЭСР, 971 тысяча получала высшее образование в США. Стоит отметить, что важным фактором, способствующим эффективной интеграции образования США в международный рынок образовательных услуг, является наличие федеральной службы, которая занимается привлечением иностранных студентов и их сопровождением в течение обучения. В силу исторических причин, а именно лидерства, прежде всего США и Великобритании в мировой экономике на протяжении столетий, английский язык превратился в язык делового и культурного общения, что позволяет всем англоязычным странам получать высокие доходы от обучения иностранных граждан английскому языку. На английском языке разговаривают 1,5 млрд человек.

Последние годы существенно возросло участие стран Западной Европы на международном рынке образовательных услуг. Во многом это вызвано созданием единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса. Одна из задач, которая решается в рамках Болонского процесса, - это привлечение иностранных студентов. Считается, что создание единого образовательного пространства усиливает международную конкурентоспособность европейской системы высшего образования.

На данный момент более половины всех иностранных студентов обучаются в четырех англоязычных странах: США, Великобритании, Австралии и Канаде. Европа остается регионом, принимающим наибольшее количество иностранных студентов. Азия возглавляет список регионов, направляющих студентов за рубеж для получения высшего образования, и составляет почти половину (43 %) всех иностранных студентов, обучающихся на территории стран ОЭСР. Самыми крупными странами-донорами являются Китай, Индия и Республика Корея. Европа идет на втором месте (35 %), за ней следуют Африка (12%), Северная Америка (7%). Можно также представить рейтинг стран -крупнейших поставщиков и потребителей международных образовательных услуг (табл. 1).

Таблица 1. Топ 10 стран происхождения и назначения мобильных студентов [4]

Страна происхождения Страна назначения

1. Китай 1. Соединенные Штаты Америки

2. Индия 2. Соединенное королевство

3. Республика Корея 3. Австралия

4. Германия 4. Франция

5. Саудовская Аравия 5. Германия

6. Франция 6. Россия

7. Соединенные Штаты Америки 7. Япония

8. Малайзия 8. Канада

9. Вьетнам 9. Китай

10. Иран 10. Италия

Из таблицы видно, что большая часть поставщиков образовательных услуг - это развитые страны, которые располагают качественной системой национального образования и давними традициями университетского образования. Потребителями же являются быстроразвивающиеся страны, которые осознали значимость квалифицированных кадров для экономического развития своих национальных экономик.

Для многих государств международная торговля услугами образования превратилась в выгодный бизнес и стала частью внешнеэкономической политики. В сфере высшего образования экспорт образовательных услуг предоставляет большие возможности для расширения образовательной и научно -исследовательской деятельности вузов, совершенствования профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, продвижения отдельных образовательных технологий и программ, повышения престижа национальной системы образования в целом [3].

Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики многих развитых стран, к которым относятся США, Великобритания, Франция, Германия и др. страны по нескольким причинам:

1. Подготовка специалистов для зарубежных стран становится одной из наиболее выгодных статей экспорта, подготовка специалистов для других стран - это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны.

2. Стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонент», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики. Стремление стран-экспортеров образования (особенно США, Германии и ряда других стран) использовать лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран [4].

Таким образом, подытожив вышесказанное, можно утверждать, что страны мира развивают свои системы образования в стратегических целях. Образование - это одна из крупнейших сфер мировой экономики и один из наиболее стремительно развивающихся секторов мировой торговли услугами. Уровень образования определяет развитие экономики в стране и ее конкурентоспособность в масштабах мира. В современных условиях экспорт образовательных услуг - достаточно значимое направление в экономике страны. Качественное образование определяет конкурентоспособность страны на мировом образовательном рынке.

Список литературы /References

1. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 194 с.

2. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные тенденции и перспективы развития / В.А. Галичин // Век глобализации, 2013. № 2. С. 101-112.

3. Малашенкова О.Ф., Мовсесян А.С. Тенденции развития международного рынка образовательных услуг // София, 2018. № 1. С. 57-68.

4. Пацукевич О.В. Сравнительный анализ международного рынка образовательных услуг некоторых развитых стран / О.В. Пацукевич // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г. Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 1012-1022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.