Научная статья на тему 'Состояние международного рынка образовательных услуг развитых стран'

Состояние международного рынка образовательных услуг развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бакалавриат / глобализация / иностранные студенты / магистратура / международный рынок образовательных услуг / экспорт образовательных услуг / bachelor’s degree programme / globalization / foreign students / master’s degree programme / the international market of educational services / export of educational services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. В. Пацукевич

В представленной автором статье рассматривается одно из важнейших и серьезных последствий интернационализации высшего образования – формирование международного рынка образовательных услуг за счет привлечения иностранных студентов в развитые страны. По изучаемой проблеме изложены взгляды известных зарубежных и российских иссл едователей. Приведены статистические данные численности иностранных студентов не только во всем мире, но и в отдельных странах-лидерах, таких как США, Великобритания, Германия, Канада, Австралия. Автором статьи анализируются причины увеличения или уменьшения присутствия иностранных студентов в принимающей их стране обучения. При этом отмечаются высокие показатели американских вузов, занимающих лидирующие позиции в этой сфере деятельности. Автор статьи также отмечает появившуюся совсем недавно тенденцию возрастающей конкуренции со стороны других европейских стран, таких как Австралия и Канада. Это в свою очередь указывает на процесс интенсификации усилий со стороны представителей мирового сообщества, направленных на расширение международного рынка образовательных услуг за счет вовлечения в эту сферу деятельности других государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of international market of educational services in developed countries

The article examines one of the most important and serious implications of the internationalization of higher education – the formation of international market of educational services by attracting foreign students into developed countries. We have presented opinions of famous foreign researchers on the problem and those of Russian researchers. We have presented the statistical data of the number of foreign students not only worldwide but also in some leading countries such as the US, UK, Germany, Canada, Australia. We have analyzed the reasons for the increase or reduction of the presence of foreign students in their host country of study. We have noted high indicators of American universities here, occupying a leading position in this field. We have also noted a quite recent trend of increased competition from other countries, such as Australia and Canada. This, in turn, indicates the process of intensification of efforts on the part of international community aimed at expanding the international market of educational services due to the involvement of other states in the activity.

Текст научной работы на тему «Состояние международного рынка образовательных услуг развитых стран»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 4 2016_

ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

УДК 378:095:37.014.16

СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РАЗВИТЫХ СТРАН О. В. ПАЦУКЕВИЧ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» г. Горки, Беларусь, 213407 (Поступила в редакцию 14.09.2016)

В представленной автором статье рассматривается одно из важнейших и серьезных последствий интернационализации высшего образования - формирование международного рынка образовательных услуг за счет привлечения иностранных студентов в развитые страны. По изучаемой проблеме изложены взгляды известных зарубежных и российских исследователей. Приведены статистические данные численности иностранных студентов не только во всем мире, но и в отдельных странах-лидерах, таких как США, Великобритания, Германия, Канада, Австралия. Автором статьи анализируются причины увеличения или уменьшения присутствия иностранных студентов в принимающей их стране обучения. При этом отмечаются высокие показатели американских вузов, занимающих лидирующие позиции в этой сфере деятельности. Автор статьи также отмечает появившуюся совсем недавно тенденцию возрастающей конкуренции со стороны других европейских стран, таких как Австралия и Канада. Это в свою очередь указывает на процесс интенсификации усилий со стороны представителей мирового сообщества, направленных на расширение международного рынка образовательных услуг за счет вовлечения в эту сферу деятельности других государств.

Ключевые слова: бакалавриат, глобализация, иностранные студенты, магистратура, международный рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг.

The article examines one of the most important and serious implications of the internationalization of higher education - the formation of international market of educational services by attractingforeign students into developed countries. We have presented opinions offamous foreign researchers on the problem and those ofRussian researchers. We have presented the statistical data of the number of foreign students not only worldwide but also in some leading countries such as the US, UK, Germany, Canada, Australia. We have analyzed the reasons for the increase or reduction of the presence offoreign students in their host country of study. We have noted high indicators of American universities here, occupying a leading position in this field. We have also noted a quite recent trend of increased competition from other countries, such as Australia and Canada. This, in turn, indicates the process of intensification of efforts on the part of International community aimed at expanding the international market of educational services due to the involvement of other states in the activity.

Keywords: bachelor's degree programme, globalization, foreign students, master's degree programme, the international market of educational services, export of educational services.

Введение

Одной из примет начавшегося XXI века является нарастание темпов глобализации мировой экономики - качественно нового этапа интернационализации жизни мирового сообщества. Этот процесс ведет в конечном итоге к формированию единого всемирного рынка из отдельных экономик, что в немалой степени имеет отношение к системе образования. В этой связи американский исследователь Х. Де Вит отмечает, что глобализация оказала такое сильное влияние на социальное, экономическое и техническое развитие в мире, что это не могло не сказаться на функционировании системы высшего образования и перспективах ее развития в XXI веке [3].

Создание и развитие успешно функционирующей системы международного образования, привлечение значительного числа иностранных студентов - это не только одна из возможностей увеличить бюджет страны, но также и способ продвижения ее политики, культуры, экономики, образа жизни на родину студента. Все это заставляет правительства многих стран разрабатывать и реализовывать общенациональные программы по привлечению зарубежных студентов. Не исключением в этом направлении деятельности является Республика Беларусь, которая стремится к интеграции в мировое образовательное пространство и предпринимает конкретные шаги по ее осуществлению. В этой связи особый научный интерес в нашем государстве представляет изучение передового международного опыта формирования рынков образовательных услуг развитыми странами (США и Западной Европы). Повышенное внимание к международному измерению высшего образования становится особенно заметным в международных и национальных дискуссиях. Глобальная конкуренция за привлечение иностранных студентов - все это вопросы, которые еще недавно не составляли предмет научных споров в среде работников образования. Однако сегодня они являются одними из наиболее важных вопросов повестки дня не только для них, но также для руководства отдельных стран, которые заинтересованы в экспорте и импорте образовательных услуг. По этому поводу российский исследователь И. В. Аржанова высказывает свое мнение о том, что глобализация является катализатором растущей конкуренции в образовании, а университеты становятся ее субъектами [1].

Другой российский исследователь О. В. Сагинова считает, что международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными эл е-ментами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов [9].

Международная студенческая мобильность является объектом пристального исследовательского внимания с 1970-х гг., с того момента, когда явление становится массовым. Хотя международные эксперты Элспет Джонс и Ханс де Вит отмечают, что классические идеи международного образования существовали и раньше, обычно они отражали деятельность, осуществляемую на международном уровне [3]. В фокусе внимания большинства современных исследователей попадают преимущественно

основные характеристики иностранных студентов и параметры принимающей их страны. Первым системным исследованием международного образования явилась монография «Императивы интернационализации», которая объединяет публикации ведущих зарубежных и российских исследователей в области интернационализации высшего образования, в том числе по проблеме международной студенческой мобильности. Данная проблема активно обсуждается экспертами на страницах аналитического журнала «Международное высшее образование», в котором содержится вся новейшая информация.

Основная часть

При проведении исследования использовались следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, системного анализа и сравнений.

В настоящее время именно студенческая мобильность является одним из быстрорастущих и динамично развивающихся экспортных секторов во всем мире. Согласно статистическим данным, всемирный рынок образования оценивается в 1,5 трлн долларов, при этом глобальный спрос на высшее образование составляет 97 млн мест, а на международное - 1,8 млн мест. По прогнозам транснациональной образовательной корпорации, к 2025 г. спрос на международное образование стремительно увеличится и составит 262 млн мест. По мнению экспертов, международная мобильность студентов рассматривается как товар, пользующийся спросом, объем которого к 2025 г. 7,2 млн мест ежегодно. Кроме того, увеличится число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны, до 4,9 миллионов [9].

В Западной Европе и США обучается примерно 1,7 млн из 2,5 млн общей численности иностранных студентов, или 70 %. Традиционными лидерами в данном направлении остаются США, Великобритания, Германия, в то же время появился ряд новых, с точки зрения привлечения студентов, в их числе Австралия, Канада. На мировом рынке образовательных услуг по обучению иностранных студентов традиционно доминируют США. Экспортная стратегия высшего образования этого государства обусловлена рядом приоритетов, главными из которых на сегодняшний день являются прибыли от продажи образовательных услуг. Обучение иностранцев дает американской экономике миллиарды долларов каждый год. В среднем международный студент за один год пребывания в США тратит от 16 до 46,5 тыс. долларов в год, что, учитывая количество студентов и годы их обучения, приносит США огромную финансовую прибыль. По данным Института международного образования, в 2008-2009 гг. в стране обучались 6/2 тыс. иностранных студентов, в 2009-2010 гг. 691 тыс. человек, в 2010-2011 гг. -23277 иностранных студентов. За последние десятилетия количество иностранных студентов выросло на 32 %. Почти половину всех иностранных студентов в США (46 %) составляют студенты из трех самых крупных стран - Китая, Индии и Южной Кореи. Рост 2010-2011 гг. в значительной степени связан с увеличением числа китайских студентов до 158 тыс. человек, что составляет пятую часть всех иностранных студентов в США. В американских вузах обучается студентов из Индии -14 % от числа всех иностранных студентов, из Южной Кореи - 10 %, из Саудовской Аравии и Японии по 3-4 % [2].

Необходимо обратить внимание на тот факт, что общее количество студентов и аспирантов, обучавшихся в США с 2009 по 2012 гг., снизилось на 17 % и 16 % соответственно. Снижение общей численности студентов из Индии составило 3 %. Это связано в первую очередь с падением стоимости индийской рупии на 22 % за период с января 2009 г. по июль 2013 г., что негативно сказалось на возможностях среднего класса по оплате обучения за границей, даже при условии получения стипендии [4].

В то же время наблюдается тенденция увеличения числа прибывающих в США студентов из Саудовской Аравии (за последние несколько лет их стало на 45 % больше), хотя в Австралии и Великобритании их становится, наоборот, меньше. Находящаяся на одном континенте с Соединенными Штатами Америки Канада не является самой популярной страной для обучения иностранных студентов. Однако на сегодняшний день в этом государстве обучается около 225 тыс. иностранных студентов. В большинстве это граждане Мексики, Бразилии, Китая, Пакистана, Индии и Турции, а также стран Ближнего Востока. К 2022 г. Канада поставила перед собой цель достигнуть 500 тыс. иностранных студентов, которые будут обучаться в канадских учебных заведениях. Для достижения этой цели правительство Канады анонсировало программу под названием «Международная образовательная стратегия», которая нацелена на стимулирование и привлечение студентов из-за границы. Сегодня Германия является пятой в мире страной по числу приезжающих иностранных студентов, и ее образовательный ландшафт становится более разнообразным благодаря тому, что их количество продолжает стремительно расти. Так, с 2010 г., когда оно составляло 244775 человек, в 2015 г. оно выросло уже до 319283. Более половины (57 %) немецких вузов имеет магистерские программы на английском языке, ориентированные на привлечение в страну иностранных студентов. Этому во многом способствует и миграционная политика в отношении иностранцев. Так, в Германии с 1 января 2005 г. вступил в действие «Закон об иммиграции», дающий право иностранцам, получившим высшее образование в этой стране, оставаться в ней еще на год после выпуска для поиска работы. Напротив, в США и Великобритании, традиционно более всего привлекавших иностранных студентов, в последние годы усложнились визовые правила. Кроме того, Германия отличается достаточно демократичной стоимостью обучения в отличие от США, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии [5].

Великобритания издавна считается эталоном образовательных стандартов, и многие мировые вузы копируют английскую школу. Это стало причиной того, что так же, как и австралийский сектор высшего образования, британские вузы, начиная от небольших колледжей и заканчивая престижными университетами, оказались в значительной степени зависимыми от международных студентов. Однако на фоне длительного периода роста в английских вузах количество иностранных студентов очной формы обучения из стран, входящих и не входящих в ЕС, в 2012-2013 гг. зафиксировано снижение их общей численности на 1,4 %. Например, количество студентов из стран ЕС на коротких по времени, но очень прибыльных одногодичных магистерских программах в области бизнеса уменьшилось на 8 %, а из других стран - на 1 %. Как и предполагалось, приток европейских студентов в Великобританию сократился из-за повышения стоимости обучения до 9000 фунтов в год. Снижение численности иностранных студентов в данной стране совпало с небольшим ростом количества индийских студентов в Австралии и США. Студенческая виза в Великобританию стоит довольно дорого (около 520 долларов США), особенно по сравнению с визой

в Соединенные Штаты (363 долларов США) или Канаду (124 доллара США). При этом абитуриенты из стран, не входящих в Европейский союз, должны пройти индивидуальное собеседование - проверку на «благонадежность», а преподаватели должны ежемесячно отчитываться о проделанной с такими студентами работе. По этой причине многие университеты называют нынешний визовый режим не иначе как дискриминационным. Согласно оценкам, тщательное соблюдение требований визового законодательства обходится британским вузам в 70 млн фунтов в год. Кроме того, в 2012 г. правительство Великобритании отменило существовавшие ранее рабочие визы для иностранных выпускников британских вузов, согласно которым, те имели право в течение двух лет искать работу в стране, чтобы компенсировать расходы на обучение. Теперь же, если выпускник хочет остаться в стране, он обязан найти работу с оплатой не менее 20600 фунтов в год и не позднее чем через четыре месяца после окончания обучения. Для сравнения - в Австралии выпускники-иностранцы получают постстуденческую рабочую визу сроком от двух до четырех лет, а в Канаде - на три года, что делает эти страны более привлекательными для абитуриентов из-за рубежа. Заметной тенденцией в Великобритании стало масштабное падение численности магистрантов из Южной Африки, обучающихся на годичных программах (за последние три года их стало на 42% меньше). В то же время на 24 % выросло количество студентов бакалавриата, приезжающих из Китая, Сингапура, Гонконга и Малайзии. Кроме того, в бакалавриате британских вузов стало меньше студентов из ряда других стран ЕС (включая Германию и Францию). Единственная цель такой политики британских властей - сокращение притока мигрантов, из которых студенты составляют почти 40%. В результате сокращения притока только индийских студентов более чем на 12 % экономика страны потеряла в 2013 г. около 700 млн. долларов США. Зато в США их количество увеличилось почти на 30 %, в Германии - на 21 %, в Австралии - на 20 % [7].

В Австралии экспорт образовательных услуг является третьей по величине доходной отраслью после экспорта угля и железной руды. Политика неолиберализма 1990-2000 гг. привела к пересмотру роли вузов: высшее образование, подобно добывающей промышленности, стало считаться важной экспортно-ориентированной отраслью [6].

Высокую оценку обучению в Австралии обеспечивает то, что она занимает 2 -е место по привлекательности жизни и 5-е - по количеству престижных вузов мира. Благодаря этому Австралия вышла в число ведущих поставщиков услуг международного образования с показателем общей доли иностранных студентов 21,5 %. Немаловажную роль в успехе австралийского высшего образования сыграла деятельность национальной Ассоциации международного образования, в частности, ее действия по отмене обременительных визовых требований для студентов в 2011 г. [3].

По прогнозам специалистов, к 2025 г. образование принесет в австралийскую казну не менее 38 млрд австралийских долларов. Отличительной особенностью этой страны по сравнению с другими мировыми лидерами в области образования является более высокий процент студентов, привлекаемых на программы бакалаврской подготовки, а не постдипломного обучения как в США или Великобритании. Однако стоимость обучения здесь достаточно высока и, кроме того, есть определенные сложности в получении визы.

Заключение

Таким образом, в условиях глобализации высшее образование трансформируется в одну из наиболее крупных и прибыльных отраслей мировой торговли услугами. Платное обучение иностранных студентов стало стратегическим направлением деятельности университетов всего мира, а объемы поступающих средств от этой деятельности сравнимы с бюджетами отдельных вузов. При этом лидирующие позиции в этом процессе занимают развитые страны США и Западной Европы.

Значимость формирования единого планетарного рынка образовательных услуг проявляется в том, что ведет к ликвидации препятствий в получении гражданами разных стран образования, достаточного для их своевременной адаптации к перманентным изменениям, происходящим в глобализирующемся пространстве. Предлагаемые на данном рынке образовательные услуги позволяют потребителям в лице иностранных граждан приспособиться к такому эпохальному изменению, как переход к информационному обществу. Вузы многих стран в большей степени зависят от иностранных студентов, а образовательный рынок все дальше расширяется и становится все более разнообразным, растет конкуренция среди самих европейских стран. В последнее время к таким лидерам в этой сфере деятельности, как США, Великобритания и Германия присоединились Австралия и Канада.

На основе проведенного анализа статистических данных можно утверждать, что в настоящее время в развитых странах уже сложился такой наднациональный институт, как международный рынок образовательных услуг. Все это говорит о необходимости дальнейшего изучения этого феномена и сбора информации по данной проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. А р ж а н о в а, И. В. Введение: императивы интернационализации / И. В. Аржанова // Императивы интернационализации. - М., 2013. - С. 7-18.

2. Г а л и ч и н, В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития /

B. А. Галичин // Век глобализации. - 2013. - № 2. - С. 101-112.

3. Д ж о н с, Э. Глобализация интернационализации: размышления об устоявшейся концепции / Э. Джонс, Х. де Вит / Императивы интернационализации. - М., 2013. - С. 21-52.

4. Д о н М а р т и н, У. Т. Индия: тенденции в сфере студенческой мобильности / У. Т. Дон Мартин // Международное высшее образование. - 2014. - № 74. - С. 26-28.

5. К е м п, Н. Новые тенденции международного рынка образования / Н. Кемп //Международное высшее образование. -2016. - №. 85. - С. 19-21.

6. К о н н е л, Р. Неолиберальная система управления в австралийском высшем образовании: углубление кризиса / Р. Коннел // Международное высшее образование. - 2015. - № 81. - С. 30-32.

7. М а р д ж и н с о н, С. Великобритания становится менее привлекательной для иностранных студентов / С. Марджин-сон // Международное высшее образование. - 2014. - № 76. - С. 15-16.

8. С а г и н о в а, О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования / О. В. Сагинова // Экономика образования - 2005. - №1 (26). - С. 38-48.

9. Х а з е л к о р, Э. Глобализация и гонка за репутацией / Э. Хазелкор // Императивы интернационализации. - М., 2013. -

C. 276-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.