Ю.А. Оланцева
УЧАСТНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
К непосредственным участникам исполнительного производства об административных правонарушениях относятся лица, на которых постановлением органов внутренних дел, судами (судьями) наложены административные наказания.
Под лицами следует понимать не только физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), но и юридические лица. В исполнительном производстве выступают их представители.
С момента вступления в силу постановления о наложении административного наказания возникают правоотношения между органом, на который государством возложены обязанности по исполнению соответствующих взысканий, и правонарушителем. Юридическое содержание этого правоотношения образуют субъективные права и обязанности его участников. В частности, государство, установив факт правонарушения, имеет право осуществить принуждение по отношению к виновному, но сделать это в рамках той нормы права, которая оценивает совершенное деяние как деликт. Правонарушитель в случае официального признания его виновным обязан нести ответственность за негативные последствия, которые будут определены компетентным органом в виде кары за совершенное деяние [1, с. 287]. Исходя из вышесказанного, весь круг субъектов правоотношений ответственности делится на две группы согласно основной роли субъектов, которую они выполняют в правовых отношениях:
- субъекты, обладающие властной компетенцией и управомоченные государством применять меры юридической ответственности;
- субъекты, обладающие деликтоспособностью и обязанные претерпевать меры юридической ответственности.
Учеными проводится различная классификация субъектов, обладающих властными полномочиями. Так, Л.В. Фадеев выделяет субъекты, управомоченные возбуждать дела о правонарушениях, субъекты, управомоченные рассматривать дела, субъекты, управомоченные определять меры ответственности, субъекты, управомоченные исполнять решения о применении мер ответственности [2, с. 97]. Другие ученые классифицируют субъекты производства по делам об административных правонарушениях на три группы: привлекаемые к административной ответственности, привлекающие к административной ответственности, другие участники производства [2, с. 94].
Исполнительное производство характеризуется тем, что не всегда совпадают субъекты, принимающие окончательное решение по делу, и исполняющие постановление о наложении административных наказаний (примером этому может служить административный арест, который налагается судом, а исполняется органами милиции). Поэтому всех участников исполнительного производства можно классифицировать следующим образом:
- правонарушители, в отношении которых принято постановление о наложении административного наказания;
- физическое или юридическое лицо, в пользу которого производится взыскание;
- представители сторон;
- законные представители сторон;
- субъекты исполнения административных наказаний:
- переводчик;
- понятые;
- специалист.
Субъектами административной ответственности могут быть: физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; должностные лица, совершившие правонарушение, связанное с несоблюдением либо не надлежащим соблюдением правил и норм в сфере охраны прав граждан, охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности; юридические лица при совершении административного правонарушения; находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, если они не пользуются иммунитетом от административной ответственности.
Ко второй группе субъектов исполнительного производства относится физическое или юридическое лицо, в пользу которого производится взыскание. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен вред. Как и другие участники административного производства, они вправе знакомиться с материалами исполнительного
производства, в случае необходимости давать пояснения по всем возникающим вопросам, пользоваться юридической помощью представителя, а также заявлять ходатайства и отводы. За потерпевшим сохраняется право обжаловать неправомерные действия должностных лиц при осуществлении исполнительного производства. Жалоба направляется в орган, который нарушил права граждан или юридических лиц, и вместе с материалами дела передается на рассмотрение суда.
Представители сторон составляют третью группу участников исполнительного производства. В качестве законных представителей несовершеннолетних, либо лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять защиту своих прав, выступают родители, усыновители, опекуны или попечители. Судья, орган, должностное лицо, осуществляющие исполнительное производство, вправе признать не обязательным присутствие несовершеннолетнего при осуществлении действий, которые могут повлиять на его психическое состояние.
Законными представителями юридического лица выступают руководители, либо иные лица, которым в установленном законом порядке предоставлено такое право. Полномочия законного представителя удостоверяет соответствующим образом заверенная доверенность. Руководитель организации, как правило, представляет документ, подтверждающий его правовое положение в данной организации.
Оказание юридической помощи физическому лицу в исполнительном производстве может осуществляться законным представителем. В качестве законного представителя выступают лица, взявшие на себя данные обязанности и имеющие нотариально заверенную доверенность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не требует личного участия гражданина в исполнительном производстве. Поэтому интересы физического или юридического лица представляют либо адвокат, либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.
В качестве субъекта исполнения административных наказаний выступают органы, принимающие постановления по делу, обязанные обращать их к исполнению и контролировать своевременное их исполнение. Такими органами являются, например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные принимать решения о наложении административных наказаний; федеральные органы исполнительной власти; их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Все органы перечислены законодателем в гл. 23 КоАП РФ. Субъекты Российской Федерации за неисполнение либо не надлежащее исполнение законов субъектов федерации, предусматривающих административную ответственность, самостоятельно определяют должностных лиц и наделяют их полномочиями по рассмотрению административных дел. Дела, связанные с нарушением административного законодательства субъектов федерации, вправе рассматривать мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии; иные коллегиальные органы. Все вышеперечисленные органы наделены правом наложения административного штрафа, но не правом непосредственного исполнения этого вида наказания (за исключением штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения некоторыми из них).
Достижение целей и задач исполнительного производства обеспечивается в первую очередь деятельностью субъектов исполнения административных наказаний. Все субъекты исполнительного наказания можно классифицировать на органы, приводящие в исполнение свои же постановления, и органы, исполняющие постановления о наложении административных наказаний, выносимые другими органами.
К первой группе субъектов относятся все органы, наделенные правами применения предупреждения и взимания штрафа на месте совершения правонарушения в соответствии с требованиями статей раздела второго, третьего и четвертого КоАП РФ.
Исполнение принятого решения в ряде случаев поручается органам, которые не принимают непосредственного участия в разрешении административных дел. К ним относятся:
- военнослужащие пограничных войск;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за связью;
- бухгалтерии предприятий, учреждений, организаций, которым поручается производить удержание определенного размера заработной платы правонарушителей в случае принудительного исполнения штрафа;
- судебные приставы;
- органы милиции.
До введения в действие нового уголовно-процессуального, гражданско-процессуального кодексов и Кодекса РФ об административных правонарушениях ученые не могли прийти к единому мнению о том, является ли судебный пристав самостоятельным субъектом в исполнительном производстве. Так, Р.Х. Валеева, A.M. Смецкая придерживаются мнения о том, что судебный исполнитель -
самостоятельный субъект исполнительного производства [3, с. 7; 4, с. 62]. Другие авторы считают, что не судебный исполнитель является участником исполнительного производства, а только суд [5, с. 9].
Анализ федеральных законов: от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве», раздела VII Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 428-446), главы 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и других дает основание утверждать, что судебный пристав-исполнитель является субъектом, непосредственно приводящим в исполнение исполнительные документы (в том числе и по делам об административных правонарушениях), поэтому точка зрения первой группы авторов является более предпочтительной.
Анализ законодательных актов показывает, что судебные приставы-исполнители исполняют постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях: о наложении штрафа (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ), о возмездном изъятии и о конфискации (ст. 32.4 КоАП РФ), об административном приостановлении деятельности (ст. 32.12 КоАП РФ).
Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу, судебный пристав-исполнитель обращает административное взыскание на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу. Порядок обращения взыскания на имущество регламентируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», Федеральным законом от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве», Гражданским процессуальным кодексом РФ (раздел VII, ст. 428446), а также ведомственными нормативными актами Министерства юстиции РФ.
Организация деятельности данной службы возложена на Министерство юстиции Российской Федерации, в составе которого создана Федеральная служба судебных приставов, возглавляемая руководителем данной службы. Эту службу образуют:
- Федеральная служба судебных приставов РФ;
- служба судебных приставов субъектов РФ;
- районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Среди других органов, участвующих в исполнительном производстве, одно из ведущих мест занимают органы милиции. Анализ законодательства об административных правонарушениях показывает, что милиция в ходе исполнительного производства разрешает следующие вопросы:
- об отсрочке и рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа (ст. 31.5 КоАП РФ);
- о замене лица, обязанного уплатить штраф, за правонарушение, совершенное несовершеннолетним (ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ);
- о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 31.7 КоАП РФ).
Кроме решения указанных вопросов милиция, как и другие органы, исполняющие административные наказания, осуществляет следующие функции:
- исполняет постановления, вынесенные самим органом (о наложении предупреждения, взыскании штрафа на месте совершения правонарушения);
- исполняет постановления, вынесенные иными органами (о лишении специального права, об административном аресте, о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов, об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства);
- приводит в исполнение постановления, выносимые иными органами (привод);
- контролирует своевременность и правильность исполнения штрафа, налагаемого самим органом;
- оказывает содействие другим органам исполнения административных наказаний в установлении места жительства правонарушителей.
Рассматривая вопрос об исполнительном производстве, нельзя не остановиться на роли и значении прокуратуры при осуществлении надзора за точным исполнением принятых решений. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. [6] прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Предметом прокурорского надзора является: исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Для этих целей государством создана система государственных органов, возглавляемая Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В случае выявления нарушения законности в ходе непосредственного исполнения административного наказания прокурор, в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», может направить органу или должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу предостережение о недопустимости нарушения закона, которое подлежит немедленному исполнению. При выявлении нарушения законности прокурор также вправе принести протест на незаконные действия должностного лица, требуя его прекращения и восстановления нарушенного права.
Литература
1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995.
2. Фадеев Л.В. Юридическая ответственность и правовое отношение // Актуальные вопросы государства и права в период совершения социализма: Сб. науч. трудов. М., 1987.
3. Валеева Р.Х. Органы исполнения судебных решений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1961.
4. Смецкая A.M. Исполнение судебных постановлений путем обращения взыскания на имущество граждан и на заработную плату: Дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1968.
5. Чечет Д.М. Участники гражданского процесса. M., 1960.
6. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.