Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ВУЗОВ В ЛИКВИДАЦИИ НИЩЕТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

УЧАСТИЕ ВУЗОВ В ЛИКВИДАЦИИ НИЩЕТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цели устойчивого развития (ЦУР) / ликвидация нищеты / социальная ответственность университетов / участие вузов в ликвидации нищеты / THE Impact Rankings / sustainable development goals / poverty eradication / social responsibility of universities / participation of universities in poverty eradication / THE Impact Rankings

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лариса Владимировна Константинова, Антон Маркович Петров

Ликвидация нищеты в 2015 г. обозначена ООН в качестве одной из целей устойчивого развития (ЦУР), важнейшей глобальной проблемой современности. Это способствовало мобилизации широкого круга участников. Помимо государственных институтов и общественного сектора, в различных странах все большую активность в данном направлении стали проявлять высшие учебные заведения, наполняя ее собственным содержанием и воспроизводя особые практики. Роль вузов как субъектов социальной политики исследуется в рамках концепции «третьей миссии», однако все большая их приверженность целям устойчивого развития, их формирующаяся субъектность в области борьбы с нищетой, актуализировала дальнейший анализ данных процессов. В статье представлены результаты анализа проблемы участия вузов в ликвидации нищеты в рамках целей устойчивого развития. Для анализа отобраны документально-информационные источники, статистические данные, в которых отражаются характеристики участия вузов в ликвидации нищеты: данные международного рейтинга THE Impact Rankings за 2018–2021 г г., материалы и документы открытого доступа вузов-лидеров данного рейтинга по ЦУР «Ликвидация нищеты». Результаты исследования показали, что на фоне роста активности университетов в реализации всех ЦУР, наибольшая активизация наблюдается по цели «Ликвидация нищеты», лидерами которой становятся крупные многопрофильные университеты, с высокой долей иностранных студентов, имеющие серьезные результаты научных исследований по теме борьбы с бедностью, реализующие многообразные практики, как внешнего, так и внутреннего социального участия, такие как: пассивная и активная социальная поддержка студентов из бедных семей; участие в реализации общественных, государственных и международных проектов по борьбе с нищетой, реализуемых совместно с заинтересованными структурами на местном, национальном и глобальном уровне. Потенциал университетов в этой сфере может быть реализован через образовательную, научную деятельность и социальные проекты. К сожалению, пока он задействован не всеми вузами. Поэтому результаты представленного исследования могут быть использованы для продвижения и тиражирования нового социального опыта университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лариса Владимировна Константинова, Антон Маркович Петров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF UNIVERSITIES IN ERADICATION OF POVERTY AS PART OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS

The eradication of poverty in 2015 was designated by the UN as one of the sustainable development goals aimed at overcoming the most important global problem of our time. This initiative contributed to the mobilization of a wide range of participants for its solution. In addition to state institutions and the public sector in various countries of the world, higher education institutions began to show increasing activity in this direction, filling it with their own content, and reproducing special practices. The role of universities as subjects of social policy is studied within the framework of the concept of the 'third mission' of universities. The increasing commitment of higher education institutions to the goals of sustainable development and their emerging subjectivity in the field of poverty alleviation actualize further analysis of these processes. This article presents the results of a study, the purpose of which was to analyze the participation of universities in the eradication of poverty in the framework of the implementation of the UN sustainable development goals. The study used quantitative and qualitative methods for analyzing documentary and information sources and statistical data, which reflect the characteristics of the participation of universities in the eradication of poverty. In particular, the data of the international rating THE Impact Rankings for the last three years, as well as materials and documents posted on the websites of the leading universities of this rating and dedicated to the sustainable development goal 'no poverty' were used. The results of the study showed that, against the backdrop of an increase in the activity of universities in the implementation of all SDGs, a very high level of universities intensive activities is observed in the SDG 'no poverty,' the leaders of which are large multidisciplinary universities, for the most part with a high proportion of foreign students, with a serious impact on scientific research on the topic of combating poverty, and actively implementing diverse practices of social participation. These practices have an internal and external orientation in relation to the university, are associated with measures of social support for students from poor families of a passive and active nature, as well as with the participation of universities in the implementation of public, state, and international projects to combat poverty, implemented jointly with other local, national, and global stakeholders. The potential of universities in this area can be realized through educational and scientific activities and social projects, but so far it has not been tapped by all universities. Therefore, the results of the presented study can be used to promote and replicate new social experiences of universities.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ВУЗОВ В ЛИКВИДАЦИИ НИЩЕТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

оо

THE JOURNAL OF SOCIAL POLICY STUDIES_

ЖУРНАЛ

ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ •••

Лариса Константинова, Антон Петров

УЧАСТИЕ ВУЗОВ В ЛИКВИДАЦИИ НИЩЕТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ликвидация нищеты в 2015 г. обозначена ООН в качестве одной из целей устойчивого развития (ЦУР), важнейшей глобальной проблемой современности. Это способствовало мобилизации широкого круга участников. Помимо государственных институтов и общественного сектора, в различных странах все большую активность в данном направлении стали проявлять высшие учебные заведения, наполняя ее собственным содержанием и воспроизводя особые практики. Роль вузов как субъектов социальной политики исследуется в рамках концепции «третьей миссии», однако все большая их приверженность целям устойчивого развития, их формирующаяся субъектность в области борьбы с нищетой, актуализировала дальнейший анализ данных процессов. В статье представлены результаты анализа проблемы участия вузов в ликвидации нищеты в рамках целей устойчивого развития. Для анализа отобраны документально-информационные источники, статистические данные, в которых отражаются характеристики участия вузов в ликвидации нищеты: данные международного рейтинга THE Impact Rankings за 2018-2021 гг., материалы и документы открытого доступа вузов-лидеров данного рейтинга по ЦУР «Ликвидация нищеты». Результаты исследования показали, что на фоне роста активности университетов в реализации всех ЦУР, наибольшая активизация наблюдается по цели «Ликвидация нищеты», лидерами которой становятся крупные многопрофильные университеты, с высокой долей иностранных студентов, имеющие серьезные результаты научных исследований по теме борьбы с бедностью, реализующие многообразные

Лариса Владимировна Константинова - д.социол.н., проф., директор Научно-исследовательского института развития образования, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия. Электронная почта: kostkas@yandex.ru

Антон Маркович Петров - к.эконом.н., доцент, в.н.с., Научно-исследовательский институт развития образования, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия. Электронная почта: Petrov.am@rea.ru

© Журнал исследований социальной политики. Том 21. № 2

практики, как внешнего, так и внутреннего социального участия, такие как: пассивная и активная социальная поддержка студентов из бедных семей; участие в реализации общественных, государственных и международных проектов по борьбе с нищетой, реализуемых совместно с заинтересованными структурами на местном, национальном и глобальном уровне. Потенциал университетов в этой сфере может быть реализован через образовательную, научную деятельность и социальные проекты. К сожалению, пока он задействован не всеми вузами. Поэтому результаты представленного исследования могут быть использованы для продвижения и тиражирования нового социального опыта университетов.

Ключевые слова: цели устойчивого развития (ЦУР), ликвидация нищеты, социальная ответственность университетов, участие вузов в ликвидации нищеты, THE Impact Rankings

DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-2-231-240

Цели устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН, служат общепризнанным руководством для решения глобальных проблем. Особую роль в данной сфере начинают играть высшие учебные заведения. Все большее число университетов разных стран включают в свои стратегии развития задачи по участию в достижении ЦУР, а также наращивают исследовательские, образовательные и социальные практики для их реализации. Одна из таких целей - «ликвидация нищеты» - определяет необходимость повседневной работы по искоренению нищеты во всех ее формах в условиях нарастающего социального неравенства в мире (Перская 2020) и в силу высокой доли населения, живущего за чертой бедности и в крайней нищете (Cohen et al. 2019; Перская 2019). Выведение борьбы с нищетой на первый план в рамках ЦУР стимулировало многие вузы активизировать свое участия в ее реализации и предложить новые практики, дополняющие действующие системы государственной и общественной социальной политики.

В научной литературе рассматриваются различные аспекты повышения социальной ответственности университетов как по отношению к своим студентам и сотрудникам (Benton et al. 2021; Сорокин, Согрина 2020; Пу-занова, Ларина 2019), так и по отношению к внешней среде (Кудряшова, Сорокин 2018; Бараблина, Мехришвили 2012: 204). Исследуется «третья миссия» университетов в контексте их социальной вовлеченности (Зиневич, Балмасова 2015), вклада в региональное развитие (Руднева, Хабаров 2021), в формирование человеческого капитала (Кудряшова, Сорокин 2020), в решение проблем сообщества (Lungulov, Kisjuhas 2021). В последнее время в исследовательской повестке активно обсуждается проблема участия, роли и вклада вузов в реализации ЦУР (Leal 2021; Шакенова, Ахметжанова 2021; Петров 2021; Краковецкая и др. 2020; Kimura 2019; Mori et al. 2019; El-Jardali et al. 2018). Анализируются проблемы внедрения университетами проблематики ЦУР в образовательный процесс (Holmes et al. 2022; Expósito, Sánchez

2020), интеграции действий по достижению ЦУР в системы стратегического управления университетов (Valiez et al. 2022). Наряду с научным анализом исследования приверженности вузов целям устойчивого развития в последние годы стали осуществляться в рамках международных рейтингов, одним из которых является глобальный рейтинг университетов Times Higher Education Impact Rankings (Яркина 2019). Данный рейтинг проводит оценку вузов по параметрам, характеризующим четыре области их деятельности в преломлении к ЦУР: исследования, управление, информационно-разъяснительная работа и обучение. Он позволяет сравнить степень участия университетов в реализации ЦУР по количественным показателям, открывает возможности для продвижения вузов (De La Poza et al. 2021), но не предполагает качественного анализа их практик, в частности по достижению ЦУР «Ликвидация нищеты». Это определяет актуальность настоящего исследования, нацеленного на проведение анализа участия вузов в ликвидации нищеты в рамках реализации ЦУР.

Методы и материалы

С целью изучения участия вузов в ликвидации нищеты в рамках реализации ЦУР использовался количественный анализ статистических данных и качественный анализ документов. Источниками статистической информации явились данные международного рейтинга THE Impact Rankings и системы SciVal. На основе анализа указанных данных проведена оценка динамики представленности вузов в реализации ЦУР «Ликвидация нищеты», выявлены университеты-лидеры и даны их характеристики. Для анализа практик участия вузов в ликвидации нищеты использовались документы, размещенные на сайтах вузов, занимающих лидирующие позиции в рейтинге THE Impact Rankings 2021 по ЦУР «Ликвидация нищеты» - публичные отчеты о реализации ЦУР и об основной деятельности, стратегические документы, данные о научной деятельности, новостная информация. С помощью методов тематического анализа и структурирования данных по группам были проанализированы документы 11 вузов, входящих в топ-10 рейтинга, из шести стран, представляющих пять континентов мира.

Динамика представленности вузов в реализации ЦУР «Ликвидация нищеты»

Выведение ООН проблемы борьбы с нищетой на передний план глобальной повестки способствовало мобилизации вузов для ее решения. Анализ рейтинга THE Impact Rankings позволяет оценить динамику вовлечения вузов мира в реализацию ЦУР «Ликвидацию нищеты» и тем самым охарактеризовать рост значимости данных практик. Данные таблицы 1 (см. электронное приложение) свидетельствуют, что с 2019 по 2021 гг. количество

университетов в рейтинге увеличилось почти в 2,5 раза. Выросло число стран, с 76 до 94, которые представляют вузы в данном рейтинге. Это свидетельствует об общей активизации вузов мира в реализации ЦУР.

Что касается ЦУР «Ликвидация нищеты», то можно видеть, что по итогам 2020 г. по данной цели в рейтинге представлено 372 вуза из 72 стран мира, в то время как в 2021 г. уже 591 вуз из 79 стран. Темп прироста количества вузов, позиционирующих себя в качестве участников борьбы с нищетой, за год составил 58,4 % и явился самым высоким по сравнению с другими ЦУР, что свидетельствует о повышении значимости для многих университетов участия в решении проблем нищеты и активном наращивании практик такого участия.

Основные характеристики университетов-лидеров реализации ЦУР «Ликвидация нищеты»

Мы проанализировали рейтинг THE Impact Rankings по ЦУР «Ликвидация нищеты» с помощью количественных методов, чтобы понять, как деятельность вузов может влиять на реализацию данной цели (табл. 2 электронного приложения).

Выделены лидеры рейтинга (топ-10), представлены их основные количественные характеристики (табл. 3 электронного приложения), которые позволяют заключить, что в целом это крупные относительно численности обучающихся университеты в большинстве своем с высокой долей иностранных студентов, имеющие высокую публикационную активность по теме борьбы с бедностью и нищетой. Данные университеты не являются лидерами глобальных институциальных рейтингов, оценивающих вузы только по показателям научно-образовательной деятельности, но они активно реализуют третью миссию в области решения социальных и экологических проблем в рамках ЦУР. Поэтому такие вузы демонстрируют новую модель университета, ориентированного не только на образование, науку и инновации, но и на интеграцию с сообществом с целью влияния на устойчивое развитие.

Практики участия университетов в ликвидации нищеты

По мере расширения участия вузов в решении проблем нищеты растет количество и многообразие практик. Тематический анализ документов, размещенных на сайтах вузов-лидеров THE Impact Rankings 2021 по ЦУР «Ликвидация нищеты», позволил выявить такие практики и разделить их на три основные группы.

Первая группа практик - это непосредственная финансовая поддержка студентов из бедных семей, малообеспеченных и малопредставленных групп через университетские программы финансовой помощи, механизмы

обеспечения равного доступа к поступлению в вуз, компенсации оплаты за обучение, льготы по оплате за иные услуги университета (жилье, транспорт, питание). Вторая группа - это университетские программы и мероприятия, направленные на поддержку и стимулирование студентов к самостоятельному преодолению бедности, наращиванию их компетенций и социального капитала. К их числу относятся программы финансового и психологического консультирования, дополнительного образования, помощи в построении карьеры, содействия частичной занятости и трудоустройства, включения в волонтерскую деятельность. При этом многие вузы стремятся выстраивать комплексные системы поддержки студентов из бедных семей с широким спектром услуг, ориентированных на потребности каждого отдельного студента, от адресной финансовой помощи до личных консультаций, персонализированной образовательной, карьерной и социально-психологической поддержки.

И третью группу практик составляют активности, направленные на участие в общественных, государственных и международных проектах по борьбе с бедностью и нищетой, реализуемых на местном, национальном и глобальном уровне. Сюда относится научно-исследовательская, образовательная, экспертная, консультационная, информационно-просветительская работа вузов, способствующая привлечению внимания к проблемам бедности и выработке практических мер, а также направленная на содействие развитию предпринимательства, новых высокооплачиваемых рабочих мест, различные инициативы по сбору средств для бедных граждан и волонтерские программы студентов.

Представлены конкретные примеры практик вузов-лидеров THE Impact Rankings 2021 по ЦУР «Ликвидация нищеты», относящихся к каждой из трех групп в таблице 4 электронного приложения. Реализуя перечисленные в таблице практики, вузы выходят за границы традиционной образовательной и научной деятельности в область социальной ответственности, выделяют ресурсы на программы социальной поддержки студентов из бедных семей, а также на содействие решению проблем нищеты за пределами университета. При этом концентрация на данных проблемах позволяет расширять тематику научных исследований, а также спектр образовательных и просветительских программ различного уровня.

Заключение

Результаты нашего исследования показали, что приверженность современных университетов целям устойчивого развития становится все важнее. Демонстрация этой приверженности свидетельствует о формировании новой модели университетов, отличающихся высокой социальной вовлеченностью в устойчивое развитие. В их лице формируются новые субъекты социальной политики, способные вносить определенный вклад

в решение проблем преодоления нищеты и реализовывать свою социальную ответственность как по отношению к студентам из бедных семей, так и по отношению к сообществам разных уровней. Широкий спектр практик университетов-лидеров рейтинга THE Impact Rankings по ЦУР «Ликвидация нищеты» свидетельствует о наличии у вузов возможностей активно участвовать в данных процессах, которые могут быть реализованы через образовательную, научную деятельность и социальные проекты. Однако пока такие возможности задействуются не всеми вузами, что актуализирует вопросы продвижения и тиражирования данных практик, активного позиционирования вузов в качестве субъектов социальной политики и реализации ЦУР, признания их важными участниками данной деятельности.

Список сокращений

Цели устойчивого развития ООН - ЦУР;

Times Higher Education Impact Rankings - ТНЕ Impact Rankings

Список источников

Бараблина С. В., Мехришвили Л. Л. (2012) Социальная ответственность: роль высших учебных заведений. Вестник международных организаций, 1 (36): 203-218.

Зиневич О. В., Балмасова Т. А. (2015) «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы. Власть, (6): 67-72.

Краковецкая И. В., Воробьева Е. С., Далибожко А. И. (2020) Устойчивое развитие университетов: концепции и подходы к оценке. Часть 2. Методологические и практические аспекты. Креативная экономика, 14 (3): 313-332.

Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. (2018) Социальная ответственность в контексте «третьей миссии» университетов. Вестник САФУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, (5): 142-149.

Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. (2020) Формирование человеческого капитала как реализация «третьей миссии» университетов. Личность. Культура. Общество, 22 (1-2): 121-127.

Перская В. В. (2019) Всемирный экономический форум в Давосе: бедность и неравенство распределения доходов - порочные явления современного мирового развития. Экономика. Налоги. Право, 12 (2): 49-58.

Перская В. В. (2020) Социальное неравенство - неизбежность преобладающей в мире модели социально-политического устройства. Социально-трудовые исследования, (1): 8-18.

Петров А. М. (2021) Роль университетов в достижении устойчивого экономического роста. Дискуссия, 2-3 (105-106): 49-59.

Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. (2019) Социальное измерение студенческих проблем в контексте развития инфраструктуры современного университета. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 19 (4): 800-813.

Руднева Н. И., Хабаров С. А. (2021) «Третья миссия» университета: вклад в региональное развитие. Наука и Образование, 4 (3): http://opusmgau.ru/index.php/see/article/ view/3991/3971.

Сорокин С. Э., Согрина Е. А. (2020) Социальная миссия федеральных университетов. Практики воспитательной работы. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Шакенова М. Т., Ахметжанова Г. А. (2021) Потенциал ЮКУ им. М. Ауэзова в реализации целей устойчивого развития. Qazaqtany, 4 (12): 212-219.

Яркина Н. Н. (2019) Устойчивое развитие и инициатива «голубой рост». Вестник Керченского государственного морского технологического университета, (3): 117-131.

Benton M., Hearn S., Marmolejo-Ramos F. (2021) Indigenous Students' Experience and Engagement with Support at University: A Mixed-Method Study. Australian Journal of Indigenous Education, 50 (2): 256-264.

Cohen J. L., Desai Raj M., Kharas H. (2019) The Geography Of Poverty Hotspots. Available at: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2019/09/24/the-geography-of-poverty-hotspots/?utm_campaign=Global%2 0Economy%20and%20 Develo%E2 %80 %A6 %206 (accessed 28 October 2019).

De La Poza E., Merello P., Barberá A., Celani A. (2021) Universities' Reporting on SDGS: Using the Impact Rankings to Model and Measure Their Contribution to Sustainability. Sustainability, 13 (4): 1-30.

Expósito L. M.C., Sánchez J. G. (2020) Implementation of SDGS in University Teaching: A Course for Professional Development of Teachers in Education for Sustainability for a Transformative Action. Sustainability (Switzerland), 12 (19): https://www.mdpi.com/2071-1050/12/19/8267#.

El-Jardali F., Ataya N., Fadlallah R. (2018) Changing Roles of Universities in the Era 0f SDGS: Rising Up to the Global Challenge Through Institutionalising Partnerships with Governments and Communities. Health Research Policy and Systems, 16 (1): https://health-policy-systems.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12961-018-0318-9.

Holmes J., Moraes O. R., Rickards L., Steele W., Hotker M. Richardson A. (2022) Online Learning and Teaching for the SDGS - Exploring Emerging University Strategies. International Journal of Sustainability in Higher Education, 23 (3): 503-521.

Kimura K. (2019) What the Universities do Contribute for Sustainable Development Goals (SDGS). Journal of Fiber Science and Technology, 75 (10): 522-525.

Leal Filho W. (2021) Universities, Sustainability and Society: A SDGS Perspective. World Sustainability Series, 4 May: 555-560.

Lungulov B., Kisjuhas A. (2021) The University as a Community, or the University in a Community? From the Development of Social Sciences Towards the University's Third Mission. Sociologija, 63 (3): 534-553.

Mori Junior R., Fien J., Horne R. (2019) Implementing the UN SDGS in Universities: Challenges, Opportunities, and Lessons Learned. Sustainability (UnitedStates), 12 (2): 129-133.

Vallez M., Lopezosa C., Pedraza-Jiménez R (2022) A Study of the Web Visibility of the SDGS and the 2030 Agenda on University Websites. International Journal of Sustainability in Higher Education, 23 (8): 41-59.

Larisa Konstantinova, Anton Petrov

PARTICIPATION OF UNIVERSITIES IN ERADICATION OF POVERTY AS PART OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS

The eradication of poverty in 2015 was designated by the UN as one of the sustainable development goals aimed at overcoming the most important global problem of our time. This initiative contributed to the mobilization of a wide range of participants for its solution. In addition to state institutions and the public sector in various countries of the world, higher education institutions began to show increasing activity in this direction, filling it with their own content, and reproducing special practices. The role of universities as subjects of social policy is studied within the framework of the concept of the 'third mission' of universities. The increasing commitment of higher education institutions to the goals of sustainable development and their emerging subjectivity in the field of poverty alleviation actualize further analysis of these processes. This article presents the results of a study, the purpose of which was to analyze the participation of universities in the eradication of poverty in the framework of the implementation of the UN sustainable development goals. The study used quantitative and qualitative methods for analyzing documentary and information sources and statistical data, which reflect the characteristics of the participation of universities in the eradication of poverty. In particular, the data of the international rating THE Impact Rankings for the last three years, as well as materials and documents posted on the websites of the leading universities of this rating and dedicated to the sustainable development goal 'no poverty' were used. The results of the study showed that, against the backdrop of an increase in the activity of universities in the implementation of all SDGs, a very high level of universities intensive activities is observed in the SDG 'no poverty,' the leaders of which are large multidisciplinary universities, for the most part with a high proportion of foreign students, with a serious impact on scientific research on the topic of combating poverty, and actively implementing diverse practices of social participation. These practices have an internal and external orientation in relation to the university, are associated with measures of social support for students from poor families of a passive and active nature, as well as with the participation of universities in the implementation of public, state, and international projects to combat poverty, implemented jointly with other local, national, and global stakeholders. The potential of universities in this area can be realized through educational and scientific activities and

Larisa Konstantinova - Dr. Sci. (Sociol.), Prof., Director of the Research Institute for Education Development, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, Email: ko stkas@yandex.ru

Anton Petrov - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Leading Researcher, Scientific Research Institute 'Education Development,' Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation. Email: Petrov.am@rea.ru

social projects, but so far it has not been tapped by all universities. Therefore, the results of the presented study can be used to promote and replicate new social experiences of universities.

Keywords: sustainable development goals, poverty eradication, social responsibility of universities, participation of universities in poverty eradication, THE Impact Rankings

DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-2-231-240

References

Barablina S. V., Mehrishvili L. L. (2012) Social'naja otvetstvennost': rol' vysshih uchebnyh za-vedenij [Social Responsibility: The Role of Higher Education Institutions]. Vestnik mezhdun-arodnyh organizacij [Bulletin of International Organizations], 1 (36): 203-218. Benton M., Hearn S., Marmolejo-Ramos F. (2021) Indigenous Students' Experience and Engagement with Support at University: A Mixed-Method Study. Australian Journal of Indigenous Education, 50 (2): 256-264.

Cohen J. L., Desai Raj M., Kharas H. (2019) The Geography Of Poverty Hotspots. Available at: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2019/09/24/the-geography-of-poverty-hotspots/?utm_campaign=Global%20Economy%20and%20Develo%E2 %80 %A6 %206 (accessed 28 October 2019).

De La Poza E., Merello P., Barberá A., Celani A. (2021) Universities' Reporting on SDGS: Using the Impact Rankings to Model and Measure Their Contribution to Sustainability. Sustain-ability, 13 (4): 1-30.

Expósito L. M.C., Sánchez J. G. (2020) Implementation of SDGs in University Teaching: A Course for Professional Development of Teachers in Education for Sustainability for a Transformative Action. Sustainability (Switzerland), 12 (19): https://www.mdpi.com/2071-1050/12/19/8267#. El-Jardali F., Ataya N., Fadlallah R. (2018) Changing Roles of Universities in the Era 0f SDGS: Rising Up to the Global Challenge Through Institutionalising Partnerships with Governments and Communities. Health Research Policy and Systems, 16 (1): https://health-policy-systems. biomedcentral.com/articles/10.1186/s12961-018-0318-9.

Holmes J., Moraes O. R., Rickards L., Steele W., Hotker M. Richardson A. (2022) Online Learning and Teaching for the SDGS - Exploring Emerging University Strategies. International Journal of Sustainability in Higher Education, 23 (3): 503-521.

Jarkina N. N. (2019) Ustojchivoe razvitie i iniciativa 'goluboj rost' [Sustainability and 'The Blue Growth' Initiative]. VestnikKerchenskogo gosudarstvennogo morskogo tehnologicheskogo uni-versiteta [Bulletin of the Kerch State Marine Technological University], (3): 117-131.

Kimura K. (2019) What the Universities do Contribute for Sustainable Development Goals (SDGs). Journal of Fiber Science and Technology, 75 (10): 522-525.

Krakoveckaja I. V., Vorob'eva E.S., Dalibozhko A. I. (2020) Ustojchivoe razvitie universitetov: koncepcii i podhody k ocenke. Chast' 2. Metodologicheskie i prakticheskie aspekty [University Sustainability: Concepts and Approaches to Evaluation. Part 2. Methodological and Practical Aspects]. Kreativnaja jekonomika [Creative Economy], 14 (3): 313-332. Kudryashova E. V., Sorokin S. E. (2018) Sotsial'naya otvetstvennost' v kontekste 'tret'ey mis-sii' universitetov [Social Responsibility in the Context of the 'Third Mission' of Universities]. Bulletin ofNArFU. Series: Humanities and Social Sciences [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences], (5): 142-149. Kudrjashova E. V., Sorokin S. Je. (2020) Formirovanie chelovecheskogo kapitala kak realizacija 'tret'ej missii' universitetov [Formation of Human Capital as the Implementation of the 'Third Mission' of Universities]. Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo [Personality. Culture. Society], 22 (1-2): 121-127.

Leal Filho W. (2021) Universities, Sustainability and Society: A SDGs Perspective. World Sustainability Series, 4 May: 555-560.

Lungulov B., Kisjuhas A. (2021) The University as a Community, or the University in a Community? From the Development of Social Sciences Towards the University's Third Mission. Sociologija, 63 (3): 534-553.

Mori Junior R., Fien J., Horne R. (2019) Implementing the UN SDGs in Universities: Challenges, Opportunities, and Lessons Learned. Sustainability (UnitedStates), 12 (2): 129-133.

Perskaja V. V. (2019) Vsemirnyj jekonomicheskij forum v Davose: bednost' i neravenstvo raspre-delenija dohodov - porochnye javlenija sovremennogo mirovogo razvitija [World Economic Forum in Davos: Poverty and Income Inequality are Evil Phenomena of Modern World Development]. Jekonomika. Nalogi. Pravo [Economy. Taxes. Law], 12 (2): 49-58. Perskaja V. V. (2020) Social'noe neravenstvo - neizbezhnost' preobladajushhej v mire modeli social'no-politicheskogo ustrojstva [Social Inequality is the Inevitability of the Prevailing Socio-Political Model in the World]. Social'no-trudovye issledovanija [Social and Labor Research], (1): 8-18.

Petrov A. M. (2021) Rol' universitetov v dostizhenii ustojchivogo jekonomicheskogo rosta [The Role of Universities in Achieving Sustainable Economic Growth]. Diskussija [Debate], 2-3 (105-106): 49-59.

Puzanova Zh.V., Larina T. I. (2019) Social'noe izmerenie studencheskih problem v kontekste razvitija infrastruktury sovremennogo universiteta [Social Dimension of Student Problems in the Context of Modern University Infrastructure Development]. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov [Serija: Sociologija Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Sociology], 19 (4): 800-813.

Rudneva N. I., Habarov S. A. (2021) 'Tret'ja missija' universiteta: vklad v regional'noe razvitie ['The Third Mission' of the University: Contribution to Regional Development]. Nauka i Obrazo-vanie [Science and Education], 4 (3): http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/3991/3971. Shakenova M. T., Ahmetzhanova G. A. (2021) Potencial JuKU im. M. Aujezova v realizacii celej ustojchivogo razvitija [The Potential of the M. Auezov South Kazakhstan State University in the Implementation of Sustainable Development Goals]. Qazaqtany [Qazaqtany], 4 (12): 212-219.

Sorokin S. Je., Sogrina E. A. (2020) Social'najamissija federal'nyh universitetov. Praktiki vos-pitatel'noj raboty [Social Mission of Federal Universities. Practices of Educational Work]. Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov. Vallez M., Lopezosa C., Pedraza-Jiménez R (2022) A Study of the Web Visibility of the SDGS and the 2030 Agenda on University Websites. International Journal of Sustainability in Higher Education, 23 (8): 41-59.

Zinevich O. V., Balmasova T. A. (2015) 'Tret'ja missija' i social'naja vovlechennost' universitetov: k postanovke problem [The 'Third Mission' and Social Engagement of Universities: To The Problem Statement]. Vlast' [The Authority], (6): 67-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.