Научная статья на тему 'РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ДОСТОЙНАЯ РАБОТА / РАБОТОДАТЕЛИ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров А. М.

Экономический рост должен быть движущей силой для развития мира и России. Основой для этого является поощрение предпринимательства, цифровизация и технологические инновации в отраслях, рост производительности труда и обеспечение достойных условий работы. Кроме того, высшее образование - важный фактор экономического роста. Высшее образование повышает результативность трудовой детальности людей, способствует техническому прогрессу общества и развитию инновационного предпринимательства. Разработка национальной политики для обеспечения устойчивого экономического роста стала сегодня решающей как для развитых, так и для развивающихся стран мира. Сегодня существует 17 целей в области устойчивого развития мира, которые были приняты Организацией Объединенных Наций. Международный рейтинг воздействия (Times Higher Education Impact Rankings) оценивает университеты по достижению ими этих целей устойчивого развития (ЦУР). ЦУР продвигают политику, ориентированную на развитие, которая поддерживает производственную деятельность, создание достойных рабочих мест, предпринимательство, инновации. Отметим, что восьмая цель устойчивого развития признает важость устойчивого экономического роста и высокого уровня экономической производительности, создания хорошо оплачиваемых и качественных рабочих мест. Автор статьи считаем, что университеты играют ключевую роль в реализации ЦУР 8. Стратегическая цель ЦУР 8 - привлечь глобальное сообщество исследователей и практиков к содействию устойчивому экономическому росту, занятости и достойной работе для всех. Это делается с помощью прикладных исследований и сотрудничества между исследователями и практиками в локальном и глобальном контекстах. Целью данной статьи является развитие исследований, которые способствуют получению знаний об университетах и их вкладе в области обеспечения устойчивого подъема экономики (ЦУР 8 «Достойный труд и экономический рост»). В ходе работы над статьей использовались общенаучные методы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UNIVERSITIES IN ACHIEVING SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

Economic growth should be a positive force for the development of the world and Russia. Encouraging entrepreneurship, digitalization, technological innovations in the industries, increase in labor productivity and achieve decent work are key to this. Higher education, in addition, is an important factor in economic growth. Higher education raises people’s productivity, promotes technological advances and innovative entrepreneurship. To design an ample national policy for sustainable economic growth has become crucial for developed and developing nations. There are 17 United Nations’ Sustainable Development Goals (SDGs) today. The Times Higher Education Impact Rankings measure global universities’ success in delivering the UN SDGs. The Sustainable Development Goals promote development-oriented policies that support productive activities, decent job creation, entrepreneurship, innovation. Sustainable Development Goal 8 recognizes the importance of sustained economic growth and high levels of economic productivity for the creation of well-paid quality jobs. Article author believes that universities play a key role in realizing SDG 8. The strategic goal of the SDG 8 is to engage a global community of researchers and practitioners to promote inclusive and sustainable economic growth, employment and decent work for all. This is done by applied action research and through collaboration among researchers and practitioners in local and global contexts. The aim of this article is to develop research that contributes to the acquisition of knowledge about universities and their impact on sustainable economic uplift (SDG 8 «Decent Work and Economic Growth»). The study applies general scientific methods.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10095

Роль университетов в достижении устойчивого экономического роста

Петров А.М.

Экономический рост должен быть движущей силой для развития мира и России. Основой для этого является поощрение предпринимательства, цифровизация и технологические инновации в отраслях, рост производительности труда и обеспечение достойных условий работы. Кроме того, высшее образование - важный фактор экономического роста. Высшее образование повышает результативность трудовой детальности людей, способствует техническому прогрессу общества и развитию инновационного предпринимательства. Разработка национальной политики для обеспечения устойчивого экономического роста стала сегодня решающей как для развитых, так и для развивающихся стран мира. Сегодня существует 17 целей в области устойчивого развития мира, которые были приняты Организацией Объединенных Наций. Международный рейтинг воздействия (Times Higher Education Impact Rankings) оценивает университеты по достижению ими этих целей устойчивого развития (ЦУР). ЦУР продвигают политику, ориентированную на развитие, которая поддерживает производственную деятельность, создание достойных рабочих мест, предпринимательство, инновации. Отметим, что восьмая цель устойчивого развития признает важность устойчивого экономического роста и высокого уровня экономической производительности, создания хорошо оплачиваемых и качественных рабочих мест. Автор статьи считаем, что университеты играют ключевую роль в реализации ЦУР 8. Стратегическая цель ЦУР 8 - привлечь глобальное сообщество исследователей и практиков к содействию устойчивому экономическому росту, занятости и достойной работе для всех. Это делается с помощью прикладных исследований и сотрудничества между исследователями и практиками в локальном и глобальном контекстах. Целью данной статьи является развитие исследований, которые способствуют получению знаний об университетах и их вкладе в области обеспечения устойчивого подъема экономики (ЦУР 8 «Достойный труд и экономический рост»). В ходе работы над статьей использовались общенаучные методы исследования.

для цитирования гост 7.1-2003

Петров А.М. Роль университетов в достижении устойчивого экономического роста // Дискуссия. - 2021. - Вып. 105-106. - С. 49-59.

ключевые слова

Цели устойчивого развития, экономический рост, достойная работа, работодатели, университеты, образование, исследования, инновации, рейтинг университетов, Россия.

JEL: P25, F43, J24

Введение. В 2015 году государства-члены ООН в ходе обсуждения обозначили и утвердили 17 (семнадцать) ключевых целей устойчивого развития (далее - ЦУР) мирового сообщества на период до 2030 года. Достижение этих ЦУР должно привести к глобальным положительным

изменениям в мире, чему должно способствовать активное проведение экономических, социальных, экологических и иных мероприятий национальных правительств государств. При этом, как мы считаем необходимо пояснить, что под ЦУР следует понимать такое гармоничное развитие

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10095

The role of universities in achieving sustainable economic growth

Petrov A.M.

Economic growth should be a positive force for the development of the world and Russia. Encouraging entrepreneurship, digitalization, technological innovations in the industries, increase in labor productivity and achieve decent work are key to this. Higher education, in addition, is an important factor in economic growth. Higher education raises people's productivity, promotes technological advances and innovative entrepreneurship. To design an ample national policy for sustainable economic growth has become crucial for developed and developing nations. There are 17 United Nations' Sustainable Development Goals (SDGs) today. The Times Higher Education Impact Rankings measure global universities' success in delivering the UN SDGs. The Sustainable Development Goals promote development-oriented policies that support productive activities, decent job creation, entrepreneurship, innovation.

Sustainable Development Goal 8 recognizes the importance of sustained economic growth and high levels of economic productivity for the creation of well-paid quality jobs. Article author believes that universities play a key role in realizing SDG 8. The strategic goal of the SDG 8 is to engage a global community of researchers and practitioners to promote inclusive and sustainable economic growth, employment and decent work for all. This is done by applied action research and through collaboration among researchers and practitioners in local and global contexts. The aim of this article is to develop research that contributes to the acquisition of knowledge about universities and their impact on sustainable economic uplift (SDG 8 «Decent Work and Economic Growth»). The study applies general scientific methods.

keywords

The sustainable development goals, economic growth, decent work, employers, universities, education, research, innovation, university rankings, Russia.

JEL: P25, F43, J24

общества, в котором экономические, социальные и иные потребности его членов удовлетворяются без ущерба для окружающей среды и интересов будущих поколений, на что обращают свое внимание представители ООН.

Обозначенные ООН цели устойчивого развития стали не только призывом к активным действиям на всех уровнях управления и общественных отношений по решению актуальных проблем современности, к которым относят, к примеру, наличие бедных слоев населения (в

ряде государств мира сложилась ситуация, где более половина населения находятся за чертой бедности), существование различных форм неравенства (включая гендерное неравенство), стремительное ухудшение состояния окружающей среды, нарушение прав и свобод людей, нехватка пресной воды, электроэнергии и продовольствия и др. (в XXI веке в мире есть регионы, где миллионы людей не имеют не только доступа к пресной чистой воде, источникам электроэнергии и медицинским услугам, но и в связи

с высоким уровнем нищеты, который преобладает в этих регионах, они не имеют возможностей потреблять достаточное количество пищи), но и необходимостью правительствами стран мира осуществлять стратегическое планирование своих действий на международной арене (развитие международных отношений, заключение международных соглашений по вопросам достижения ЦУР) и реализации ими внутри страны социально-экономических, экологических, продовольственных, энергетических и иных задач для наиболее лучшего достижения ЦУР.

Для достижения ЦУР, как отмечается на сайте ООН, крайне важно согласовать такие ключевые процессы, которые имеют решающее значение для обеспечения благополучия людей, как экономический рост, социальная интеграция и охрана окружающей среды. При этом, как указывается инициаторами принятия ЦУР, через поступательный, всеохватывающий и устойчивый экономический рост (обозначается в качестве части восьмой цели устойчивого развития), при справедливом распределении в обществе национального дохода, создаются более широкие возможности для всех, что должно вести к снижению в обществе неравенства, повышению уровня социального развития общества и качества жизни людей. Поэтому для любой страны мира так важно достичь устойчивого экономического роста [1, 2].

Однако, прогрессивное изменение любой социально-экономической системы достаточными темпами, без кризисов и застоев, может быть осуществлено через эффективный труд людей и обеспечение максимальной занятости в обществе. Таким образом, труд и занятость являются основами экономического роста и способны обеспечить выполнение многих из ЦУР, которые обозначены ООН. Следовательно, достижение категории «достойный труд», входящий в состав той же восьмой ЦУР, должно также быть в числе приоритетов в стратегии развития любого государства [3].

В настоящее время достижения целей устойчивого развития, которые были обозначены ООН, оцениваются в разных плоскостях, в том числе и через применение рейтингования высших учебных заведений. Речь идет о «The Times Higher Education Impact Rankings». Данный рейтинг оценивает университеты мира по уровню их влияния на семнадцать ЦУР, т.е. их влияние на общество, на социальное и экономическое развитие, на окружающую их среду [4].

Сегодня университеты оказывают воздействие на общество, на государство и окружающее их пространство. Деятельность вузов, как показывает практика, не заканчивается только на оказании ими различных образовательных услуг и проведении их сотрудниками различных научных исследований. Подтверждение этому служит Московский международный рейтинг «Три миссии университета», в котором указывается, что наряду с базовой миссией университетов, которая заключается в качественном обучении людей за счет передачи им комплекса теоретических и практических знаний (способствующие, в том числе, обеспечивать им развитие экономических процессов и организации эффективной хозяйственной деятельности), а также миссией по проведению научных исследований, без которых сегодня нельзя проводить качественную профессиональную подготовку специалистов, в том числе для экономики страны, сейчас все большее значение приобретает еще одна миссия - взаимосвязь университета и местных сообществ, от которой зависит возможность гармоничного развития территориальных социально-экономических систем [5].

В настоящее время университеты за счет результатов своих исследований оказывают положительное влияние на общество и на направления его развития (в том числе по пути развития «зеленой» экономики, эргономики и т.п.), за счет обучения и продвижения знаний университеты играют значительную роль в развитии инноваций, университеты все более активно участвуют в решении глобальных вызовов, в том числе они принимают участие в мероприятиях по борьбе с последствиями мировой пандемии Соу1ё-19, которая привела к спаду в экономике многих стран мира и росту у них безработицы. Поэтому, как отмечает Доун Фрешуотер, проректор Оклендского университета, «ориентация рейтингов на устойчивость стала еще более актуальной, поскольку мы проводим исследования на тему того, какой станет мир после пандемии, и как можно использовать полученные уроки для будущих изменений в экономике, чтобы обеспечить ее большую устойчивость» [6].

Поэтому важно не только рассмотреть роль университетов в обеспечении занятости населения и роста экономики, но и ознакомиться с конкретной практикой деятельности вузов по влиянию на ЦУР 8.

Цель исследования. Данная работа направлена на развитие исследований, которые способ-

ствуют получению знаний об университетах и их вкладе в области обеспечения устойчивого подъема экономики (ЦУР 8 «Достойный труд и экономический рост»). Для этого в работе проведен общий анализ деятельности российских университетов (из референтной группы вузов РФ), которая позволяет им оказывать воздействие на региональную социально-экономическую систему, а также представлен наиболее значимый, с авторской точки зрения, перечень мероприятий, позволяющий вузам влиять на достижение в России и ее субъектах ЦУР 8 ООН.

Материал и методы исследования. Для проведения исследования использованы открытые источники данных, т.е. информация на официальном сайте Организации Объединённых Наций (https://www.un.org/), сведения на официальных сайтах университетов, в том числе размещенные на них отчетные документы, а также аналитика на сайте периодического британского издательства Times Higher Education (THE) (https://www. timeshighereducation.com/). Для целей исследования использовались результаты международного рейтинга воздействия «Times Higher Education Impact Rankings» 2021 года. В целях определения группы российских вузов для проведения анализа было решено взять университеты, которые заняли первых 5 мест по Российской Федерации в отмеченном рейтинге. В силу того, что пятое место поделили между собой сразу пять вузов, то в итоговую выборку попала группа вузов из девяти университетов. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ и синтез информации из открытых источников, метод группировки по отношению к вузам.

Результаты исследования и их обсуждение. Отметим, что в силу имеющихся у вузов в настоящее время ресурсов, прав и возможностей на них все больше возлагают ответственность за устойчивое развитие общества. Доказательством этой точки зрения на такую роль университетов служит как быстро меняющаяся окружающая реальность, где «образование в интересах устойчивого развития» стало все более доминирующей моделью глобального высшего образования, так и тенденции в глобальных и национальных экономических, социальных, культурных и политических процессах [ 7 ]. Эти тенденции ведут к тому, что вузы: активно участвуют как эксперты и разработчики проектов и программ в различных сферах, в том числе в отраслях экономики; становятся через применения организационных и иных инструментов участниками экономических процессов

и создания экосистемы для местного бизнеса, в том числе инновационного бизнеса; являются для экономики не только поставщиками различных специалистов, но и платформой для постоянного повышения их квалификации, вызванные современными изменениями (к примеру, циф-ровизация экономики требует освоения новых профессиональных компетенцией). Кроме того, университеты в настоящее время активно сотрудничают и вступают в договорные отношения различного содержания (образовательного, научно-исследовательского, консалтингового и т.п.) с предприятиями реального сектора экономики.

Таким образом, вузы по-разному оказывают влияние на общество, на процессы, которые протекают в нем. Поэтому потребность в оценке воздействия университетов на общество, на цели его устойчивого развития, привела к возникновению глобального механизма оценки деятельности высших учебных заведений.

Обратимся еще раз к рейтингу «Times Higher Education Impact Rankings» и его результатам. Одной из ЦУР, по которой оцениваются университеты в рейтинге, является восьмая ЦУР «Достойная работа и экономический рост», которая оценивает экономические исследования университетов, их практику трудоустройства и долю студентов, устраивающихся на работу. В опубликованном рейтинге 2021 года в список ранжированных вузов по восьмой ЦУР вошло 685 учреждений высшего образования из 86 стран/ регионов мира. Организаторы рейтинга отметили, что данный рейтинг возглавляет Университет Йоханнесбурга из ЮАР, а два австралийских вуза (Университет Ла Троб и Университет Вуллонгонга) замыкают тройку лидеров. Остальную десятку лучших вузов мира в рейтинге по восьмой ЦУР представляют университеты Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. В свою очередь, Россия является самой представленной страной в списке вузов по данной цели устойчивого развития (57 учреждений), далее следует вузы, которые представляют Японию (53 учреждения) [8].

В таблице 1 представлены вузы России, которые возглавляют список по ЦУР 8 ООН в РФ. Из таблицы видно, что университеты располагаются в одних из ключевых субъектах страны, в том числе сразу три вуза находятся в Санкт-Петербурге и два в Москве (городах федерального значения), а также представляют четыре из восьми федеральных округов РФ.

Следует отметить, что ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» является

1 Составлена автором по данным международного рейтинга: Impact Rankings 2021: decent work and economic growth. Режим доступа: https://www.timeshighereducation.eom/rankings/impact/2021/decent-work-and-economic-growth#l/page/0/length/25/sort_by/rank/ sort_order/asc/cols/undefined

Таблица 1

Университеты России, занимающие ТОП-5 мест в Российской Федерации по влиянию на достижение ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост» в рейтинге THE Impact Rankings 2021 1

Место в России Место в мире Название университета Регион Федеральный округ Примечание

1 28 Алтайский государственный университет Алтайский край Сибирский Опорный вуз

2 76 Российский университет дружбы народов Москва Центральный Участник Проект 5-100

3 88 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Санкт-Петербург Северо-Западный НИУ Участник Проект 5-100

4 97 Казанский федеральный университет Республика Татарстан Приволжский ФУ Участник Проект 5-100

5 101-102 Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта Калининградская область Северо-Западный ФУ Участник Проект 5-100

Университет ИТМО Санкт-Петербург Северо-Западный НИУ Участник Проект 5-100

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Москва Центральный

Самарский государственный технический университет Самарская область Приволжский Опорный университет

Санкт-Петербургский электротехнический университет (ЛЭТИ) им. В.И. Ульянова (Ленина)» Санкт-Петербург Северо-Западный Участник Проект 5-100

одним из опорных вузом в России. Университет сегодня реализует проекты, которые имеют большое значение для долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Алтайского края. Так, к примеру, университет реализует важный для региона и его населения стратегический проект «Устойчивое развитие территорий Алтая в трансграничном пространстве». Данный проект направлен на то, чтобы обеспечить в регионе сбалансированное развитие всей территории Алтайского края, при котором повышение инвестиционной привлекательности региона, рост экономики, развитие человеческого капитала и использование природных ресурсов согласованы друг с другом, нацелены на увеличение потенциала региона и будущие интересы населения субъекта РФ. Следует также отметить, что Алтайский государственный университет тесно сотрудничает в рамках реализации проекта как с региональными, так и с муниципальными органами власти, в том числе в области разработки стратегии социально-экономического развития

муниципальных образований, новых стандартов качества жизни людей при эффективном сочетании экологически чистых производств с уникальным природным комплексом. Реализация университетом не только этого, но и других стратегических проектов направлены на обеспечение на территории края условий для создания комфортной среды для жизнедеятельности людей, внедрение в хозяйственную деятельность края инноваций и иных результатов, в том числе для развития АПК региона и обеспечение эксперта агропромышленной продукции.

Отметим, что деятельность университета сфокусирована в значительной степени на проведение актуальных для экономики региона прикладных научных исследований, создании прорывных научных разработок и их трансфер в реальный сектор хозяйственного комплекса Алтайского края, что способствует созданию условий для инновационного развития региона. Университет за счет повышения качества подготовки обучающихся, широкого ассортимента образовательных про-

грамм подготовки и программ дополнительного профессионального образования, расширения и углубления сотрудничества с хозяйствующими субъектами экономики региона, обеспечивает, в том числе: кадры для экономики региона, возможности для трудоустройства выпускников вуза (в 2020 г. уровень трудоустройства выпускников вуза в регионе по данным УПФР по Алтайскому краю превысил 79,5%, а общее трудоустройство выпускников очной формы обучения достигло 87,1%) и удержание молодежи в регионе.

Отметим, что с 2014 г. университетом получены статусы трех федеральных инновационных площадок, в том числе, в области высшего образования и в сфере повышения квалификации и переподготовки специалистов. В 2020 году университет принял активное участие в реализации программы персональных цифровых сертификатов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», а также вошел в состав проектного офиса Министерства цифрового развития и связи Алтайского края по реализации региональных проектов по цифровому развитию экономики. Сегодня деятельность университета направлена

на более активное участие в экономике региона, о чем свидетельствует, к примеру, реализуемые вузом стартап-проекты, работа его малых инновационных предприятий, развитие вузовских центров коллективного пользования. В 2020 г. в Алтайском государственном университете был открыт Региональный центр компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных». Кроме того, университет входит в Консорциумы с университетами ТГУ и МГУ по направлению «Работа с большими массивами данных и искусственный интеллект» [9].

Еще одним опорным вузом из нашего списка в таблице 1 является ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет». Данный вуз сегодня рассматривают как крупнейший технополис Поволжья, где осуществляется конструктивное взаимодействие науки университета и промышленности региона. В вузе особое внимание уделяется развитию тесной связи между академическим сообществом и производством Самарской области, решению конкретных практических задач, которые ставят специалисты-практики перед учеными и педагогами университета. Все

это позволяет в настоящее время сформировать в университете особую среду, где происходит интеграция науки, техники и инженерного образования. Данная интеграция позволяет вузу получать от реального сектора экономики региона четкие представления о требованиях к ключевым компетенциям выпускника и оперативно корректировать образовательный процесс, что обеспечивает успешное трудоустройство его выпускникам. В настоящее время университет в ходе реализации стратегических проектов (к примеру, «Роботизированные системы сельскохозяйственных автомобилей на базе семейства автомобилей КАМАЗ с автономным и дистанционным режимом управления») определяет вектор развития многих отраслей в Самарском регионе, а также в Поволжье в целом [10,11].

Следует отметить, что университет совместно с Региональным центром инноваций по заказу Правительства Самарской области осуществил разработку важной для экономики региона информационной системы - БД «Техресурс» («Техресурс»). Данная система позволяет, в первую очередь, оперативно устанавливать взаимодействие между специалистами производственных предприятий и разработчиками инновационных продуктов/технологий, в целях эффективного решения сформулированных предприятием проблем. Таким образом, БД «Техресурс» является сегодня для Самарской области одним из инструментов для эффективного взаимодействия научного сообщества, организаций и промышленных предприятий региона [12].

Следует отметить, что не только опорные вузы, но и другие российские университеты сегодня влияют на экономическую систему вокруг себя, а также ведут активную работу по расширению круга партнеров среди компаний, что позволяет не только оказывать им образовательные, научные и иные услуги, но и наращивать базу практики для студентов и обеспечивать возможности для трудоустройства своих выпускников. Так, к примеру, по результатам внутреннего мониторинга 80% выпускников 2020 года ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) были трудоустроены по специальности по окончанию обучения. Кроме того, в 2020 году 109 вакансий в университете были замещены обучающимися и выпускниками РУДН. Инновационные структуры РУДН проводят постоянную работу по расширению содержания и форм взаимодействия с компаниями-партнерами, в том числе высокотехнологичными, для осуществления

совместных инновационных проектов и научных исследований, организации процесса внедрения и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза [13]. В рамках научной деятельности и проведения опытно-конструкторских работ специалисты ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» уделяют особое внимание развитию сотрудничества с предприятиями и организациями, лидерами соответствующих отраслей экономики, для выработки и определения тематик и содержания новых заказов на передовые исследования и высокотехнологичные разработки [14]. Развитие в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» комплексной научно-инновационной инфраструктуры, междисциплинарных научных исследований и инновационной деятельности ведет, с одной стороны, к созданию условий для его эффективной кооперации с компаниями и промышленными предприятиями Республики Татарстан, а с другой стороны, к обеспечению им статуса инновационного центра технологического развития региона [15, 16]. Поэтому не только через подготовку кадров, но и через коммерциализацию передовых научных достижений и инновации Казанский (Приволжский) федеральный университет оказывает влияние на реальный сектор экономики Республики Татарстан и Приволжского федерального округа.

Частью стратегической цели ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО» является генерация новых знаний, рынков, бизнесов. Для этого вуз активно внедряет свои разработки (в реальный сектор экономики транслируются результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований вуза), в том числе на базе научных проектов университета создаются малые инновационные предприятия. Значительные успехи демонстрируют стартапы, создаваемые студентами и резидентами инновационной инфраструктуры университета ИТМО. Кроме того, вуз обеспечивает сегодня содействие цифровизации отраслей экономики России, росту инновационной активности бизнеса, развитию малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и стране («ИТМО Хайпарк») [17].

ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» (далее - БФУ им. И. Канта) в силу особенного географического расположения можно рассматривать как трансграничный интегратор, обеспечивающий не только экспорт российского образования, но и трансфер

исследований и разработок. Деятельность вуза влияет на социально-экономическую ситуацию Калининградского региона. БФУ им. И. Канта: тесно сотрудничает с крупными предприятиями, в том числе по линии создания консолидирующего интегрального направления исследований и разработок в рамках глобальной научной повестки в интересах Российской Федерации, что обеспечит проективную долговременную возможность для кооперации с партнерами; принимает участие в реализации мероприятий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; реализует «региональную политику», которая направлена на включение университета в процессы региона через производство и реализацию образовательных и научных инноваций, масштабные исследования, аналитическую работу и прогнозирование развития региональной системы, а также подготовку и жизненно-образовательное сопровождение высокопрофессиональных специалистов, исследователей и предприни-мателей-инноваторов в сетевом сотрудничестве с основными партнерами; формирует сеть сетевых партнерств, консорциумов для трансформации инновационной деятельности через глубокую трансрегиональную кооперацию [18, 19].

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» также обеспечивает, наряду с другие рассмотренными университетами, не только подготовку специалистов для экономики города Москвы и других регионов России, международных компаний, но и предпринимателей, способных создавать и развивать успешные компании в условиях формирующейся цифровой экономики. Университет реализует проекты в сфере развития цифровой экономики и применения больших данных для наиболее точного прогнозирования экономической ситуации, а также постоянно расширяет портфель заказов от бизнес-структур на проведение научных исследований и оказание консалтинговых услуг. Университетом для решения вопроса оказания содействия трудоустройства выпускников ведется работа по расширению контактных данных, в том числе с представителями бизнес-сообщества, а также ведется работка с территориальными службами занятости и кадровыми агентствами. Особое внимание заслуживает развитие взаимодействия между вузом и предприятиями в форме создания базовых кафедр (в 2020 г в вузе было созданы еще две новых базовых кафедр для обеспечения практической подготовки обучающихся), которые в 2020 году насчитывалось восемнадцать [20].

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» участвует, как уже ранее приведенные вузы, в обеспечении социально-экономического развития своего региона. В 2020 году университет стал ответственным за подготовку Концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года и формировал программу исследований в области цифровых технологий и искусственного интеллекта. Университет является инициатором и организатором исследований и работ по превращению Санкт-Петербурга в научно-технологический и образовательный хаб на северо-западе РФ. Кроме того, вуз ведет работу в области: трансфера знаний и технологий и коммерциализации разработок; ускорения жизненного цикла инноваций, объединив новаторов, менторов и инвесторов в процессе реализации стартап-проектов; проведения кластерной кооперации с ведущими исследовательскими институтами и центрами, высокотехнологичными компаниями и предприятиями с целью решения приоритетных задач, сформулированными в национальных проектах. Следует отметить и то, что в вузе ведется обучение с учетом требований предприятий, чему помогает работа базовых кафедрах университета [21].

Анализируя деятельность вузов, необходимо указать и на то, что университеты выступают и сами в роли работодателей и дают места для работы тысячам различным специалистам: педагогические и научные кадры, а также вспомогательный и обслуживающий персонал (лаборанты, инженеры, бухгалтера и т.п.), и др. В рассматриваемых вузах для обеспечения «достойной работы» для сотрудников принимаются разные меры (повышение заработной платы, развитие грантовой и иной формы финансового стимулирования, развитие системы оказания культурно-просветительских и спортивно-оздоровительных услуг, повышение квалификации и направление на стажировки и т.п.), в том числе организованные профсоюзными организациями университетов, которые также защищают социально-трудовые интересы и права трудящихся образовательной организации.

Таким образом, рассмотренные вузы оказывают сегодня влияние на общество, на социально-экономическую систему территории, на которой они осуществляют функционирование. При этом, как мы считаем, уровень влияния университетов на реальный сектор экономики региона обу-

словлен не только общими их количественными и качественными параметрами (состоянием материально-технической базы для проведения научно-исследовательской деятельности, уровнем квалификации научных и педагогических работников, наличием и состоянием внутривузовской инновационной инфраструктуры и т.п.), но и их статусом, что может служить для проведения дальнейшего дополнительного исследования. Отметим, что из девяти представленных вузов:

— два вуза относятся к национальным исследовательским университетам, которые призваны не только предоставлять образовательные услуги на высоком уровне, но и проводить передовые исследования (для чего вузами привлекаются научные кадры и создаются новые рабочие места под открываемые лаборатории и исследовательские институты), в том числе имеющие практическое значение для различных отраслей экономики;

— два вуза относятся к федеральным университетам, которые как реализуют на высоком уровне образовательный процесс, так и осуществляют деятельность по проведению актуальных исследований и технологических разработок, которые в современных условиях призваны, в том числе, обеспечить импортозамещение и рост конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;

— два вуза - опорные университеты, которые призваны содействовать сбалансированному и устойчивому социально-экономическому развитию территорий регионов (где они расположены), в том числе за счет расширения инновационной хозяйственной деятельности;

— шесть вузов - были участниками Проекта 5-100 и за период его реализации получили значительную государственную финансовую поддержку, которая способствовала динамичному развитию у них прикладных научно-исследовательских проектов и процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Заключение. Рассмотрение деятельности университетов из анализируемой группы вузов показывает, что они все оказывают воздействие на экономику в целях обеспечения ее роста и содействия занятости людей, в том числе через:

— подготовку востребованных кадров, в том числе способных создавать бизнесы, для реального сектора экономики, а также повышение квалификации сотрудников предприятий и организаций;

— создание стартапов, в том числе в ходе реализации в вузах программ «Стартап как диплом»,

а также регистрацию малых инновационных предприятий, которым передаются на основе лицензионных договоров результаты интеллектуальной деятельности университета;

— создание в вузах различных специальных научных, инновационных, информационно-консультационных и иных структур (центров коллективного пользования, инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, структур по трансферу научных разработок и т.п.), которые все больше позволяют вовлечь университеты в процессы развития предпринимательской деятельности и инновационного развития экономики регионов;

— оказание предприятиям и организациям реального сектора экономики различных образовательных, экспертных, консалтинговых услуг, а также проведение для них прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ;

— трансфер хозяйствующим субъектам экономики регионов высокотехнологичных научных разработок и иных объектов интеллектуальной деятельности университетов;

— открытие базовых кафедр и развитие с компаниями целевой формы подготовки для них специалистов, которые позволяют, наряду с многочисленными карьерными мероприятиями вузов, обеспечить подготовку востребованных специалистов и обеспечить рост возможностей для трудоустройства выпускников;

— создание на собственной площадке новых рабочих мест, в том числе и для собственных выпускников, а также обеспечение своим работникам достойных условий трудовой деятельности;

— участие в разработке и реализации региональных и федеральных проектов и программ, направленных на решение социальных, научно-технических, экономических задач.

Таким образом, университеты сегодня участвуют во многих процессах, оказывая влияние на экономический рост регионов, в том числе за счет создания вокруг себя инновационных экосистем и так необходимых высокотехнологичных видов экономической деятельности [22], а также в процессе обеспечения занятости населения: как непосредственные работодатели для различных работников и специалистов, которые задействованы в образовательном, исследовательском, инновационном, хозяйственном и ином процессе вуза, так и в проведении различных мероприятий по трудоустройству выпускников и расширении партнерских взаимоотношений с представителями бизнес-сообщества.

Список литературы

1. Take Action for the Sustainable Development Goals [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 02.05.2021).

2. 17 Goals for People, for Planet [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ development-agenda/ (дата обращения: 02.05.2021).

3. Лясковская Е.А. Исследование реализации концепции устойчивого развития в сфере труда и занятости в России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2020. Т. 14. № 2. С. 81-93.

4. Impact Rankings 2021: methodology [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings/impact-rankings-2021-methodol-ogy (дата обращения: 04.05.2021).

5. Московский международный рейтинг «Три миссии университета»: Меморандум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosiur.org/about/memorandum/ (дата обращения: 05.05.2021).

6. Innovation & Impact Summit seeks to build on Covid response [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. timeshighereducation.com/innovation-impact-summit-seeks-build-covid-response (accessed date: 14.05.2021).

7. Patrick Deane. SDGs are transforming 'global academy' from rhetoric to reality [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/opinion/sdgs-are-transforming-global-academy-rhetoric-reality (дата обращения: 10.05.2021).

8. Impact Rankings 2021: decent work and economic growth [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. timeshighereducation.com/rankings/impact/2021/decent-work-and-economic-growth#!/page/0/length/25/sort_by/rank/ sort_order/asc/cols/undefined (дата обращения: 15.05.2021).

9. Отчет о результатах самообследования ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://www.asu.ru/files/ sveden/document/0thet_o_samoobsledovanii_19.04.21.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

10. САМАРА ПОЛИТЕХ сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samgtu.ru/university/university (дата обращения: 12.05.2021).

11. Самарский государственный технический университет: наука [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samgtu.ru/ science/science (дата обращения: 12.05.2021).

12. Информационная система БД «Техресурс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samgtu.ru/science/science-tehresource (дата обращения: 15.05.2021).

13. Отчет о результатах самообследования ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» [Электронный

ресурс]. 2021.Режим доступа: https://www.rudn.ru/ii/www/ files/documents/Otchet-o-samoobsledovanii-RUDN-2020.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

14. Отчет о результатах самообследования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://www.spbstu.ru/upload/sveden/2020/ otchet_samoobsledovanii_2020.pdf (дата обращения: 18.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Казанский (Приволжский) федеральный университет: приоритетные направления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/prioritetnye-napravleniya (дата обращения: 20.05.2021).

16. Казанский (Приволжский) федеральный университет: стратегические партнёры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/about_university/strategicheskie-partnery (дата обращения: 20.05.2021).

17. Стратегия развития Университет ИТМО: стратегия развития до 2027 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// itmo.ru/file/pages/171/Presentation_2027.pdf (дата обращения: 22.05.2021).

18. Отчет о результатах самообследования ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://kantiana.ru/wp-content/uploads/2021/04/otchet-o-samoobsledovanie-bfu-im.-i.-kanta-za-2020-god.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

19. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта: программа развития (2020-2030) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kantiana.ru/universitys/ development-strategy-2013-2020/ (дата обращения: 20.05.2021).

20. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://www.rea.ru/sveden/ document/Documents/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B 5%D1%82%20%D0%BE%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0 %BE%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4 %D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20 %D0%B7%D0%B0%202020%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4. pdf (дата обращения: 15.05.2021).

21. Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://etu.ru/sveden/files/Otchet_o_sam oobsledovanii_2020_19_04_2021_itog_.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

22. Муратова М.Н., Камчатова Е.Ю. Современные условия развития производственной деятельности в промышленном секторе России // Дискуссия. 2020. № 103. С. 26-36.

References

1. Take Action for the Sustainable Development Goals [Electronic resource]. Access mode: https://www.un.org/sustainabledevel-opment/sustainable-development-goals/ (accessed date: 02.05.2021)

2. 17 Goals for People, for Planet [Electronic resource]. Access mode: https://www.un.org/sustainabledevelopment/develop-ment-agenda/ (accessed date: 02.05.2021)

3. Lyaskovskaya E.A. Issledovanie realizacii koncepcii ustojchivogo razvitija v sfere truda i zanjatosti v Rossii [Research into the Implementation of the Concept of Sustainable Development in Labor and Employment in Russia]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 81-93.

4. Impact Rankings 2021: methodology [Electronic resource]. Access mode: https://www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings/impact-rankings-2021-methodo-logy (accessed date: 04.05.2021)

5. Moskovskij mezhdunarodnyj rejting «Tri missii universiteta»: Memorandum [Moscow International University Ranking «The Three University Missions»: Memorandum]. [Electronic resource]. Access mode: https://mosiur.org/about/memorandum/ (accessed date: 05.05.2021).

6. Innovation & Impact Summit seeks to build on Covid response [Electronic resource]. Access mode: https://www.timeshighere-ducation.com/innovation-impact-summit-seeks-build-covid-re-sponse (accessed date: 14.05.2021).

7. Patrick Deane. SDGs are transforming 'global academy' from rhetoric to reality [Electronic resource]. Access mode: https:// www.timeshighereducation.com/opinion/sdgs-are-trans-forming-global-academy-rhetoric-reality (accessed date: 10.05.2021).

8. Impact Rankings 2021: decent work and economic growth [Electronic resource]. Access mode: https://www.timeshighere-ducation.com/rankings/impact/2021/decent-work-and-eco-nomic-growth#!/page/0/length/2 5/sort_by/rank/sort_order/ asc/cols/undefined (accessed date: 15.05.2021).

9. Otchet o rezul'tatah samoobsledovanija FGBOU VO «Altajskij gosudarstvennyj universitet», 2021 [Report of the Altai State University, 2021]. [Electronic resource]. Access mode: https:// www.asu.ru/files/sveden/document/Othet_o_samoobsle-dovanii_19.04.21.pdf (accessed date: 12.05.2021).

10. SAMARA POLITEH segodnja [SAMARA POLYTECH today]. [Electronic resource]. Access mode: https://samgtu.ru/uni-versity/university (accessed date: 12.05.2021).

11. Samarskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet: nauka [Samara State Technical University: Science]. [Electronic resource]. Access mode: https://samgtu.ru/science/science (accessed date: 12.05.2021).

12. Informacionnaja sistema BD «Tehresurs» [The IT database «Techresource»]. [Electronic resource]. Access mode: https:// samgtu.ru/science/science-tehresource (accessed date: 15.05.2021).

13. Otchet o rezul'tatah samoobsledovanija FGAOU VO «Rossijskij universitet druzhby narodov» [Report of the Peoples' Friendship University of Russia, 2021] [Electronic resource]. 2021. Access mode: https://www.rudn.ru/u/www/files/documents/ Otchet-o-samoobsledovanii-RUDN-2020.pdf (accessed date: 17.05.2021).

14. Otchet o rezul'tatah samoobsledovanija FGAOU VO «Sankt-Peterburgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo» [Report of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 2021] [Electronic resource]. 2021. Access mode: https://www.spbstu.ru/upload/sveden/2020/otchet_sam-oobsledovanii_2020.pdf (accessed date: 18.05.2021).

15. Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet: prioritetnye napravlenija [Kazan Federal University: priority directions] [Electronic resource]. Access mode: https://kpfu.ru/prioritet-nye-napravleniya (accessed date: 20.05.2021).

Информация об авторе

Петров А.М., кандидат эконом. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]

Информация о статье

Дата получения статьи: 24.05.2021

Дата принятия к публикации: 28.06.2021

© Петров А.М., 2021.

16. Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet: prioritetnye napravlenija: strategicheskie partnery [The Kazan Federal University: Strategic partners] [Electronic resource]. Access mode: https://kpfu.ru/about_university/strategicheskie-part-nery (accessed date: 20.05.2021).

17. Strategija razvitija Universitet ITMO: strategija razvitija do 2027 [The ITMO University: development strategy up to 2027] [Electronic resource]. Access mode: https://itmo.ru/file/ pages/171/Presentation_2027.pdf (accessed date: 22.05.2021).

18. Otchet o rezul'tatah samoobsledovanija FGAOU VO «Baltijskij federal'nyj universitet imeni Immanuila Kanta» [Immanuel Kant Baltic Federal University] [Electronic resource]. 2021. Access mode: https://kantiana.ru/wp-content/uploads/2021/04/ otchet-o-samoobsledovanie-bfu-im.-i.-kanta-za-2020-god.pdf (accessed date: 20.05.2021).

19. Baltijskij federal'nyj universitet imeni Immanuila Kanta: programma razvitija (2020-2030) [The Immanuel Kant Baltic Federal University: Development program (2020-2030)] [Electronic resource]. Access mode: https://kantiana.ru/uni-versitys/development-strategy-2013-2020/ (accessed date: 20.05.2021).

20. Otchet o samoobsledovanii FGBOU VO «Rossijskij jeko-nomicheskij universitet imeni G.V. Plehanova» [Report of the Plekhanov Russian University of Economics, 2021] [Electronic resource]. 2021. Access mode: https:// www.rea.ru/sveden/document/Documents/%D0%9E% D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%20 %D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1 %81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0 %BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%202020%20 %D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (accessed date: 15.05.2021).

21. Otchet o samoobsledovanii FGAOU VO «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj jelektrotehnicheskij universitet «LJeTI» im. V.I. Ul'janova (Lenina)» [Report of the Saint-Petersburg Electrotechnical University ETU "LETI", 2021] [Electronic resource]. 2021. Access mode: https://etu.ru/sveden/files/ Otchet_o_samoobsledovanii_2020_19_04_2021_itog_.pdf (accessed date: 20.05.2021).

22. Muratova M.N., Kamchatova E.Yu. Sovremennye uslovija razvitija proizvodstvennoj dejatel'nosti v promyshlennom sektore Rossii [Modern conditions for the development of production activities in the industrial sector of Russia]. Discussion. 2020. No. 103. Pp. 26-36..

Author Info

Petrov A.M., PhD in economics, associate professor, leading researcher, Research Institute for the Development of Education of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

Author ID: 667389

Article Info

Received for publication: 24.05.2021 Accepted for publication: 28.06.2021

© Petrov A.M., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.