УДК 614.8:656.1
Участие Всероссийской службы медицины катастроф в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2009
С.Ф. Гончаров, ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России»
Б.В. Бобий, ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России»
Аннотация
Дорожно-транспортный травматизм является основной причиной смертности и госпитализации среди людей моложе 50 лет, то есть по возрасту трудоспособного населения. Это подчеркивает его актуальность и социальную значимость для общества. В статье речь идет главным образом о реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», выполняемых медицинскими специалистами.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, медико-санитарные последствия, мобильные медицинские бригады, медицинская помощь, дорожно-транспортный травматизм, вертолетная авиация.
All-Russian disaster medical center involvement in implementation of the federal program «Raising of the traffic safety in 2006-2012»
ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009
S.F. Goncharov, FGU "All-Russian disaster medical center "Defense» B.V. Bobij, FGU "All-Russian disaster medical center "Defense»
Abstract
Road traumatism is the leading cause of death and hospitalization of the people before 50 years old. This is the working capacity of society that makes the problem more socially significant. Article describes implementation of the federal program «Raising of the traffic safety in 2006-2012».
Key words: traffic accidents, medical and ambulance consequences, mobile medical teams, medical aid, traffic traumatism, helicopter aviation.
Спасение жизни и сохранение здоровья пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) является общепризнанной международной проблемой. Об этом убедительно говорят следующие факты. На дорогах нашей планеты ежегодно гибнет в пределах 1,2 млн. человек и до 50 млн. получают травмы (около 3,0% погибших и 0,6% раненых составляют жители России). Большинство из числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи и в стационарном лечении.
По данным руководителя общественной организации — «Глобальное партнерство по безопасности дорожного движения» лорда Робертсона ежегодный экономический ущерб от дорожно-транспортного травматизма составляет от 64 до 100 млрд. долларов США.
По прогнозам Всемирного банка развития если не принимать в настоящее время активных мер по снижению уровня ДТП, то смертность от полученных травм при ДТП к 2020 году будет занимать первое место среди заболеваний и травм.
Насколько социально значима проблема дорожного травматизма свидетельствует и то, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2009 году предусматривает завершить подготовку и выпустить Всемирный доклад о ситуации в области дорожной безопасности. В группу координаторов ВОЗ по разработке этого доклада от Минздравсоцразвития России включен главный специалист ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» — профессор Кипор Г.В. Доклад нацелен на решение следующих задач:
• оценка ситуации в области дорожной безопасности в государствах — членах ВОЗ с использованием стандартной международной методологии;
• выявление имеющихся в стране проблем в обеспечении дорожной безопасности, определение ключевых приоритетов для принятия мер;
• стимулирование проведения мероприятий на национальном уровне, направленных на улучшение дорожной безопасности.
Как видно из таблицы 1 с 2002 по 2007 год количество пострадавших и раненых постоянно увеличивалось, прирост по этим показателям по сравнению с 2001 годом составил соответственно 48,8% и 55,6%. В этот период времени ежегодно число погибших колебалось в пределах 32—35 тыс. человек. Такое количество погибших сопоставимо с численностью населе-
ния, проживающего в районном центре сельской местности.
Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) является основной причиной смертности и госпитализации среди людей моложе 50 лет, то есть по возрасту трудоспособного населения, это еще более подчеркивает актуальность и социальную значимость для общества проблемы снижения ДТТ.
В 2008 году наблюдалось некоторое уменьшение вышеназванных показателей. Так, количество погибших по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 10,1%, раненых — на 7,3%, а пострадавших — на 7,6%. Хотелось бы верить в то, что снижение уровня аварийности и дорожно-транспортного травматизма в какой то мере явилось результатом реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (далее Программа).
В настоящее время вопросы реального улучшения качества медицинской помощи, оказываемой пострадавшим в ДТП, приобрели долговременный системный характер, а не сводятся лишь к проведению отдельных мероприятий. Осуществляется реализация двух масштабных программных документов федерального уровня. К ним относятся вышеназванная федеральная целевая программа и приоритетный национальный проект «Здоровье».
Кроме указанных документов в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и выполняются региональные программы по повышению безопасности дорожного движения.
Мероприятия всех программных документов, реализуемых здравоохранением, в значительной мере соответствуют международным технологиям, направленным на профилактику и смягчение медико-санитарных последствий, снижение уровня смертности и инвалиди-зации среди пострадавших в ДТП.
Первоначально, практически до конца 2008 г., государственным заказчиком 71 мероприятия Программы, касающегося сферы деятельности здравоохранения, являлся Росздрав, а с 2009 года — Минздравсоцразвития России.
Высокая социальная значимость ожидаемых результатов выполнения Программы, а это сокращение в 1,5 раза числа лиц, погибших в результате ДТП, обязывает специалистов Всероссийской службы медицины катастроф (Служба, ВСМК), как и других специалистов здравоохранения, активно участвовать в реализации ее соответствующих мероприятий в рамках трех направлений — «научно-
Таблица 1
Динамика людских потерь в дорожно-транспортных происшествиях (по данным ГИБДД МВД России)
Показатель г о д
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число пострадавших, чел. в том числе: 248 921 279 521 285 892 308 821 318 086 325 504 300 819
погибших, чел. 33 243 35 602 34 506 33 957 32 724 33 308 29 936
раненых, чел. 215 678 243 919 251 386 274 864 285 362 292 206 270 883
исследовательские и опытно конструкторские работы» (НИОКР) — 29 мероприятий, «Прочие расходы» — 30 и «Капитальные вложения» — 12 мероприятий. Необходимо обратить внимание на то, что мероприятия этих направлений логически увязаны в определенные блоки для комплексного решения конкретных актуальных вопросов медицинского обеспечения пострадавших в ДТП.
Работа по выполнению мероприятий специалистами ВСМК осуществляется с учетом индикаторов Программы, которыми являются:
• снижение транспортного риска (число лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств);
• снижение социального риска (число лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения);
• снижение тяжести последствий (число лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших);
• сокращение числа детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности.
Безусловно, к перечисленным индикаторам Программы деятельность здравоохранения имеет самое непосредственное отношение.
С 2006 года основные усилия в работе направлены на комплексное решение следующих задач: создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП; обучения водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи*; разработка теоретических основ формирования зон ответственности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) за оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП; обоснование порядка функционирования этих ЛПУ; научное обоснование и разработка системы организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП с использованием вертолетной авиации; разработка и совершенствование стандартов и лечебных технологий оказания медицинской помощи пострадавшим с различными видами травм; разработка основ создания и функционирования экспертно-консультативной системы оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим в зависимости от характера травм; создание системы обучения водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи пострадавшим и разработка учебно-методических пособий, материалов для обеспечения данной системы; разработка и испытание укладок первой помощи для оснащения ДПС ГИБДД и вертолетов, аптечек для автомобилей.
Значительный объем работы по реализации мероприятий Программы выполнен специалистами ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России» (ВЦМК «Защита»). Доля выполненных специалистами ВЦМК «Защита» мероприятий в течение 2006 — 2008 гг. в рамках направлений Программы колебалось по «НИОКР» в пределах 53,3 — 64,0%, «Прочие расходы» — 35,7 — 77,8%.
Доля переходных мероприятий по указанным разделам из года в год увеличивалось, начиная от 50,0% (с 2006 на 2007 год) и до 90,0%. При таком положении вполне обоснованным является исполнение отдельно взятого мероприятия Программы специалистами одного учреждения, особенно если в этом учреждении основательно занимаются проблемой оказания экстренной медицинской помощи в догоспитальном периоде. Это позволяет в большей степени обеспечивать выполнение преемственности в реализации основополагающих идеологических подходов при решении тех или иных актуальных вопросов спасения жизни и сохранения здоровья пострадавших в ДТП. Такое осуществимо при наличии широкого профессионального обсуждения результатов, полученных в ходе работ и качественной экспертизы. Например, выходная продукция, как по разделу «НИОКР», так и по разделу «Прочие расходы», разработанная в ВЦМК «Защита», подвергалась экспертизе главным хирургом МВД России (член-кор. РАМН, доктор мед. наук, профессор Войновский Е.А.), директором Научно-практического центра экстренной медицинской помощи г. Москвы (доктор мед. наук, профессор Костомарова Л.Г.) и другими известными учеными и организаторами Здравоохранения.
В выполнении отдельных мероприятий и работ по программе из числа территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК) субъектов Российской Федерации принимали участие ТЦМК Пермского края и Свердловской области, некоторые ТЦМК участвовали в сборе данных, необходимых для проведения анализа травматизма, смертности, инвалидизации, совершенствования организации медицинского обеспечения пострадавших, использования вертолетной авиации при ликвидации медико-санитарных последствий ДТП. (Краснодарский и Ставропольский края, Рязанская, Тверская, Вологодская, Ростовская области, г. Москва и др.).
При реализации мероприятий Программы большое внимание уделялось разработке нормативных документов: подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в основные законы и подзаконные акты, определяющие принципы охраны здоровья граждан, касающиеся оказания медицинской помощи при ДТП и других чрезвычайных ситуациях; проект совместного приказа Минздравсоцразвития, МВД и МЧС России «Об организации оказания медицинской помощи в догоспитальном периоде пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях».
Новая редакция законов и проект приказа определяют концептуальное понятие первой помощи; доврачебной помощи, регламентируют содержание скорой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, требования к должностным лицам — сотрудникам ГИБДД МВД и спасателям МЧС России, оказывающим первую помощь на месте ДТП, меры ответственности сотрудников за оказание первой помощи.
* В статье употребляется понятие «первая помощь» вместо применяемого ранее, в т.ч. и в Программе, «первая медицинская помощь»
За годы реализации Программы специалистами ВЦМК «Защита» разработано 33 проекта нормативных документов по различным вопросам совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Опыт работы свидетельствует о том, что для введения в действие нормативных документов требуется длительное время. В связи с таким положением многие из этих документов до настоящего времени не получили право на практическую реализацию.
В ВЦМК «Защита» разработаны основы формирования зон ответственности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) за оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Детально изучена и составлена характеристика ресурсного обеспечения зональных больниц практически всех субъектов Российской Федерации. Обоснована потребность таких учреждений в медицинской технике, аппаратуре, приборах и специалистах для оказания медицинской помощи пострадавших в ДТП в пределах зон ответственности на федеральных автомобильных дорогах.
Значительная часть результатов этой работы реализуется и в приоритетном национальном проекте «Здоровье».
Особое внимание при этом уделялось детям. В целях оптимизации оказания им медицинской и особенно специализированной помощи, разработан ряд регламентирующих документов: положение о взаимодействии Минз-дравсоцразвития России и МВД России по формированию и ведению межведомственных информационных баз данных показателей детского дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации; инструкция о реализации пилотного проекта по созданию баз данных показателей детского дорожно-транспортного травматизма; положение о ведении баз данных показателей детского дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации и другие методические документы.
В настоящее время в Москве и Московской области результаты этой работы с учетом применения вертолетов позволяют существенно улучшить исходы лечения детей с дорожной травмой.
Только в 2008 г. специалистами ВЦМК «Защита» разработано 10 проектов методических рекомендаций по различным вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, которые необходимо в короткие сроки рассмотреть и утвердить, издать и довести их до практических работников здравоохранения.
Большой задел сделан для создания экспертно-консультативной и эвакуационной системы оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим в зависимости от характера травмы. Основным элементом этой системы является мобильный комплекс оперативного управления связи и телемедицины. Он должен способствовать быстрому принятию решений и преемственности догоспитальных и госпитальных мероприятий в отношении пострадавших в ДТП. Опытный образец данного комплекса был представлен на выставке «Индустрия здоровья» в феврале 2008 года, который вызвал большой интерес среди медицинских работников.
Комплекс предназначен для: поддержания и контроля основных жизненно-важных функций у пострадавших в ДТП или в других ЧС на месте происшествия; временного усиления реанимационно-диагностической аппаратурой и приборами муниципальных ЛПУ при поступлении в них многочисленных групп пострадавших; организации телемедицинских консультаций.
Применение вертолетной авиации при ликвидации последствий ДТП является объективной потребностью, перспективной и приоритетной задачей. Несомненно, широкое применение вертолетов при ликвидации последствий ДТП будет эффективным комплексным мероприятием, реализация которого позволит в значительной мере повысить готовность здравоохранения, в том числе и Всероссийской службы медицины катастроф, к реагированию на различные ЧС.
В ходе реализации мероприятий Программы, в ВЦМК «Защита» разработаны: технологии применения вертолетной авиации при оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП, приемлемые для условий Российской Федерации; тактико-технические требования, предъявляемые к отечественным и зарубежным вертолетам, применение которых возможно при лечебно-эвакуационном обеспечении пострадавших в ДТП, частично они были апробированы в системе авиации МЧС России; тактико-технические требования, предъявляемые к взлетно-посадочным площадкам для различных типов вертолетов, применяемых при ликвидации последствий ДТП, строящимся на земле вблизи больничного учреждения и на крыше здания; системы использования вертолетной авиации при оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП на трех федеральных автомобильных дорогах М-4 «Дон» (Москва-Новороссийск), М-10 (Москва-Санкт-Петербург) и М-7 (Москва-Казань); положение об авиамедицинской бригаде и табель ее оснащения, при ВЦМК «Защита» приступили к созданию центра по подготовке медицинских специалистов этих бригад.
В 2009 году в России планируется закупить для этих целей вертолеты легкого класса. Данное решение обуславливает необходимость организовать в рамках дальнейшего выполнения Программы работы по обоснованию и подготовке инфраструктуры здравоохранения, в том числе и службы медицины катастроф, для «прикрытия» указанных федеральных автомобильных дорог. Кроме того, это обстоятельство требует ускорить работы по создаванию центра подготовки медицинских специалистов авиамедицинских бригад.
Много сделано в плане совершенствования системы обучения водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи.
В более чем в 50-и регионах при ТЦМК созданы и оснащены необходимым оборудованием учебные центры по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи, пострадавшим в ДТП. Многие из этих центров приступили к обучению указанных контингентов.
В созданном в ВЦМК «Защита» учебном центре по подготовке преподавателей, обучающих водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи проведено 7 учебных циклов, подготовлено 116 преподавателей из 54 регионов. Опыт проведения занятий в учебном центре свидетельствует о необходимости развивать и совершенствовать его работу: разрабатывать и внедрять активные формы и методы обучения, совершенствовать программы, создавать и использовать современные учебно-методические материалы. В ВЦМК «Защита» подготовлены необходимые документы для создания в федеральных округах подобных центров.
При выполнении отдельных мероприятий Программы разработаны и апробированы программы обучения водителей, сотрудников служб, преподавателей и медицинских специалистов авиамедицинских бригад.
Разработано и издано учебное пособие «Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» и другие учебно-методические документы для обучения водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.
Большинство проблемных вопросов медицинского обеспечения пострадавших в ДТП, а также результаты, полученные в ходе реализации мероприятий Программы, обсуждались на трех всероссийских научно-практических конференциях (Пермь-2006, Ставрополь-2007, Москва-2008) и региональных (Иваново-2007, 0мск-2007 и др.) В работе конференций принимали участие представители региональных органов исполнительной власти, сотрудники ГИБДД региональных главных управлений внутренних дел и управлений МЧС России. Результаты работы конференций доведены до специалистов здравоохранения.
Вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП были посвящены тактико-специальные учения, которые проводились в Ставропольском крае, Московской и Ростовской областях, Кабардино-Балкарской Республике и других субъектах. В учениях участвовали сотрудники ГИБДД и спасатели МЧС России. Проведенные учения, бесспорно, способствовали повышению готовности всех участников учений к работе по ликвидации последствий ДТП.
Сотрудники ВЦМК «Защита» неоднократно принимали участие в работе заседаний дирекции Программы, где выступали с отчетами и деловыми предложениями по реализации Программы.
За три года выполнения мероприятий Программы, в основном, проведены системные научные исследования и выполнены организационные работы по целому ряду проблемных вопросов, создана база для реализации, в дальнейшем, мероприятий, имеющих более выраженную практическую направленность, обеспечивающих смягчение медико-санитарных последствий, снижение уровня смертности и инвалидизации среди пострадавших в ДТП. В связи с этим, видимо, следует согласиться
с тем, что ожидать каких-либо существенных практических результатов от выполненных работ за этот период времени, вряд ли представляется возможным.
При планировании на 2009 год реализации мероприятий по разделам «НИОКР» и «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» с учетом экономического положения в стране возможно существенное сокращение объема финансирования мероприятий, предусмотренных данной Программой.
При таком положении необходимо будет приостановить выполнение большей части научных работ, ранее реализуемых учреждениями здравоохранения. Это в конечном итоге негативно повлияет на индикаторы качества выполнения Программы и в целом на эффективность медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Например, приостановка научных исследований по обоснованию создания и развития автоматизированной геоинформационной системы управления силами и средствами здравоохранения, телекоммуникаций и связи задержит: создание системы своевременного оперативного оповещения и получения дежурными службами и органами управления здравоохранением необходимой информации о месте дорожно-транспортного происшествия и о пострадавших, о готовности больничных учреждений к оказанию медицинской помощи; интеграцию с оперативными службами ГИБДД МВД РФ и МЧС России.
Прекращение выполнения научных работ применительно к зонам ответственности лечебно-профилактических учреждений и региональным пилотным системным проектам организации оказания медицинской помощи не позволит осуществлять дальнейшее совершенствование организации оказания экстренной медицинской помощи и лечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Невыполнение научных исследований по вопросам обучения как преподавателей, так и водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, приемам оказания первой помощи, задержит создание современной учебно-материальной и методической базы, разработку положений функционирования учебных центров. Все вместе взятое не позволит достигнуть высоких результатов в обучении указанных лиц правилам оказания первой помощи.
Некоторые научные работы являются составляющими комплексных мероприятий, в реализации которых участвуют специалисты МЧС России и МВД России. Может оказаться так, что указанные федеральные министерства будут опережать Минздравсоцразвития России в выполнении мероприятий Программы, входящих в комплексные работы, тем самым будут созданы условия, затрудняющие достижение ожидаемых результатов. Так, при задержке научных исследований в области применения вертолетной авиации, создания и функционирования авиамедицинских бригад при ликвидации последствий дорожно-транспортных проис-
шествии могут возникнуть сложности в ходе освоения вертолетов МЧС России, часть из которых планируется приобрести и приступить к их применению на федеральных автомобильных дорогах в 2009 году.
Реализация многих мероприятий Программы по разделу «Прочие расходы» зависит от результатов выполняемых научных исследований. Следовательно, большинство мероприятий Программы по разделу «Прочие расходы» можно будет выполнить только частично. Не исключено, что это, в свою очередь, может повлечь снижение качества выполняемых услуг.
Следует обратить внимание на то, что в обществе бытует мнение о том, что высокая смертность среди пострадавших в ДТП связана только с недостаточно эффективной деятельностью медицинских специалистов при организации и оказании медицинской помощи этим лицам. По сути данное мнение вполне имеет право на признание. Вместе с тем, хорошо известно, что качество оказания медицинской помощи, эффективность борьбы за жизнь и сохранение здоровья пострадавшего в ДТП во многом определяется факторами, имеющими место быть вне системы здравоохранения.
Авторы обращают внимание на такое положение не для того, чтобы смягчить ответственность за выполненную работу по повышению безопасности дорожного движения в системе здравоохранения, а для того, чтобы подчеркнуть, что реализация мероприятий Программы должна носить более выраженный комплексный характер, чтобы все ее государственные заказчики и исполнители своевременно и качественно решали поставленные перед ними задачи, детально согласовы-100-1
90807060 50 Н 40 ЗОН 2010
77,8
64,0
53.3
63,6
56,5
2006
2007
2008
И "НИОКР" □ "Прочие расходы"
Объем мероприятий федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», реализованных специалистами ВЦМК «Защита»
вали и корректировали свою деятельность с учетом выполняемых заинтересованными учреждениями и ведомствами работ.
В качестве доказательства сказанного можно привести несколько примеров. Так, какой будет толк от наличия достаточного количества реанимобилей, оснащенных современной дорогостоящей аппаратурой, от подготовленных в профессиональном отношении специалистов мобильных медицинских бригад, если состояние дорог, организация на них движения не позволяют быстро прибыть к месту ДТП и обратно до больничного учреждения. Или в субъектах Российской Федерации при территориальных центрах медицины катастроф созданы учебные центры по обучению приемам оказания первой помощи водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Если водители и сотрудники ГИБДД будут без должной ответственности обучаться в этих центрах, то говорить об эффективной помощи не стоит. И, наконец, можно сколько угодно говорить об эффективности применения вертолетной авиации при ликвидации последствий ДТП. Однако без четкой концепции применения вертолетной авиации разработанной с привлечением специалистов, прежде всего МЧС России, Минздравсоцразви-тия России, МВД России и других ведомств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, без нормативно-правовой базы вряд ли можно будет осуществлять рациональное и рентабельное применение вертолетов в целях повышения безопасности дорожного движения, качества оказания медицинской помощи пострадавшим.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Специалисты Всероссийской службы медицины катастроф способны и принимают активное участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
2. В сложных экономических условиях при организации реализации мероприятий Программы следует отдавать предпочтение мероприятиям, имеющим комплексный характер.
3. Опыт выполнения мероприятий, нацеленных на повышение безопасности дорожного движения, в т.ч. и применительно к деятельности здравоохранения, свидетельствует о необходимости своевременного четкого согласования координации и корректировки реализуемых мероприятий.
Сведения об авторах_
Сергей Федорович Гончаров: директор ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России, член-корр. РАМН, д. м. н., профессор. Борис Васильевич Бобий: заместитель директора ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России, д. м. н.