/44
Civil Securiti Technology, vol. б, 2009, № 1-2 (19-20)
УДК 614.8:656.1
Организационные аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с использованием вертолетов
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2009
Е.П. Макаров, ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Аннотация
Специалистами ВЦМК «Защита» разработано Положение о авиамедицинской бригаде экстренной медицинской помощи и Регламент работы авиамедицинской бригады экстренной медицинской помощи при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с использованием вертолетной авиации.
Ключевые слова: медицинская помощь, дорожно-транспортное происшествие, пострадавший, авиамедицинская бригада, вертолет, эвакуация, лечебно-профилактическое учреждение, экстренная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, служба медицины катастроф.
Organization aspects of medical assistance with the use of helicopters to the people suffered in traffic accidents
ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009
E.P. Makarov, All-Russian medical disaster management center "Defense» Abstract
All-Russian medical disaster management center "Defense» specialists worked out the Regulation on aviamedical emergency team and its work order in traffic accidents emergency situations consequences liquidation with the use of helicopters.
Key words: medical aid, traffic accident, suffered, aviamedical team, helicopter, evacuation, medical and preventive facility, emergency care, ambulance, qualified medical care, specialized medical care, emergency medicine.
В связи с актуальностью проблемы дорожно-транспортного травматизма получило официальное признание определение «золотого часа». В частности Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи еще первым вице-премьером, отмечал, что своевременная и квалифицированная помощь пострадавшим при ДТП «... должна оказываться в пределах так называемого «золотого часа» с момента происшествия».
Действительно, в экстремальной ситуации, связанной с полученными в результате ДТП травмами, определяющее значение имеет фактор времени. Десятки лет известно о существовании "золотого часа" — времени, когда сохраняется перспектива оказания эффективной медицинской помощи пострадавшим, находящимся в критическом состоянии.
Что же следует понимать под термином «золотой час»?
По мнению большинства специалистов учреждений здравоохранения «золотым часом» считается время, прошедшее от момента получения травмы до начала оказания медицинской помощи пострадавшему.
Именно в течение первого часа после несчастного случая — оказание медицинской помощи наиболее эффективно и позволяет минимизировать развитие опасных осложнений. Если медицинская помощь не была оказана в течение данного срока, усилий для стабилизации состояния придется прилагать намного больше.
Для тяжело пострадавших фактор времени имеет несомненное значение. Если пострадавший доставляется в стационар в течение первого часа после получения трав-
мы, то обеспечивается самый высокий уровень выживаемости и значительное снижение риска осложнений.
Почему бы не научиться экономить время в процессе оказания первой помощи? Любые действия на месте происшествия в чрезвычайных ситуациях должны носить характер спасения жизни, поскольку теряются драгоценные секунды и минуты «золотого часа» пострадавшего из-за несогласованности действий окружающих. Жизнь и судьба конкретного человека во многом могут зависеть от грамотности и мастерства действий не только медицинских работников, но и самих участников дорожного движения, а также ликвидаторов последствий ДТП (спасателей, пожарных, сотрудников ДПС), поскольку они являются первыми, кто оказывает пострадавшим помощь до прибытия бригад скорой медицинской помощи или службы медицины катастроф.
Быстрое оказание помощи не означает просто усадить пострадавшего в машину и быстро доставить его в ближайшую больницу. Максимальные шансы человека на выживание сохраняются только в случае, если оказание первой медицинской помощи проводится согласно заранее продуманной тактике и с определенной последовательностью действий, в зависимости от характера травмы.
Организация помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях требует комплексного подхода, который должен включать в себя:
• извлечение пострадавших из поврежденного транспортного средства или труднодоступного для оказания медицинской помощи места специалистами-спасателями;
• организацию системы экстренной доставки специалистов-медиков к месту ДТП;
• организацию лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших в ДТП;
• организация реабилитационных мероприятий пострадавших в ДТП.
Большая протяженность территорий многих регионов Российской Федерации в ряде случаев исключает возможность своевременного оказания помощи и эвакуации пострадавших в медицинские учреждения в кратчайшие сроки наземным транспортом.
Важную роль в решении задач по своевременному оказанию пострадавшим в ДТП медицинской помощи и их экстренной эвакуации по предназначению должны сыграть авиамедицинские бригады (АМБ), работающие на борту вертолета.
Очевидно, что использование вертолетов в ряде случаев, например, в условиях блокирования движения на автомобильных трассах, позволяет:
• доставлять медицинский персонал на место ДТП в кратчайшие сроки и оказывать пострадавшим необходимую медицинскую помощь в догоспитальном периоде с проведением интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, как на месте происшествия, так и во время их медицинской эвакуации в стационар;
• экстренно эвакуировать пострадавших из труднодоступных районов в стационар для получения ква-
лифицированной и специализированной медицинской помощи в условиях стационара.
Однако, при принятии решения на эвакуацию пострадавших в ДТП с места аварии в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение вертолетом, необходимо учитывать возможность его приземления вблизи места аварии, тип вертолета, наличие специального бортового медицинского оборудования, наличие посадочной площадки вблизи (на территории) больницы.
Основными медицинскими показаниями для эвакуации вертолетом являются:
• тяжелая сочетанная травма (с признаками шока);
• проникающие травмы шеи, грудной клетки, живота;
• ожоги более 20% поверхности тела;
• травматические ампутации с возможностью восстановления целостности конечности;
• травмы спинного мозга;
• переломы ребер с патологической экскурсией грудной клетки;
• открытые черепно-мозговые травмы (ЧМТ) или ЧМТ с подозрением на сдавление головного мозга;
• открытые или нестабильные переломы таза;
• переломы двух и более длинных трубчатых костей.
Критериями для вылета авиамедицинской бригады
признаны: состояния, угрожающие жизни пострадавшего, крупные чрезвычайные ситуации с массовыми санитарными потерями, удаленность места ДТП от лечебного учреждения, в которое необходимо эвакуировать пострадавших.
Эвакуация пострадавших должна проводится в лечебное учреждение, в котором им могут оказать медицинскую помощь в полном объеме. Исключением являются состояния пострадавшего угрожающие жизни и не позволяющие произвести эвакуацию непосредственно с места ДТП в профильное ЛПУ без предварительной подготовки их к дальнейшей эвакуации в ближайшей больнице.
Исходя из имеющегося опыта применения вертолетной авиации при ликвидации медико-санитарных последствий ДТП в субъектах Российской Федерации, специалистами ВЦМК «Защита» разработаны Положение о авиамедицинской бригаде экстренной медицинской помощи и Регламент работы авиамедицинской бригады экстренной медицинской помощи при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с использованием вертолетной авиации.
Положение определяет статус авиамедицинской бригады экстренной медицинской помощи, ее задачи, основные функции, а также принципы организации работы и координации деятельности с единой дежурной диспетчерской службой, экипажем вертолета и руководителем лечебно-профилактического учреждения.
Регламент работы авиамедицинской бригады при ликвидации медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий с использованием вертолетной авиации определяет порядок и последовательность проведения различных мероприятий
/46
См! БесигШ Тес1ппо!оду, уо!. 6, 2009, № 1-2 (19-20)
и процедур, распределяет ответственность за исполнение между должностными лицами.
Исходя из предназначения, определены варианты использования авиамедицинских бригад с использованием вертолетов при ликвидации медико-санитарных последствий ДТП:
1. Оказание медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП в своей зоне ответственности и эвакуация в базовую ЦРБ для стационарного лечения;
2. Оказание медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП в своей зоне ответственности и эвакуация в специализированное отделение областной больницы или медицинского центра для стационарного лечения;
3. Оказание медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП в чужой зоне ответственности (в качестве усиления) и эвакуация в зональную ЦРБ для стационарного лечения;
4. Оказание медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП в чужой зоне ответственности и эвакуация в специализированное отделение областной больницы или медицинского центра для стационарного лечения;
5. Оказание медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП в чужой зоне ответственности и эвакуация в специализированное отделение своей областной больницы или медицинского центра для стационарного лечения;
6. Оказание медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП в своей зоне ответственности и транспортировка в базовую ЦРБ для проведения неотложных мероприятий перед дальнейшей эвакуацией в специализированное отделение областной больницы или медицинского центра для стационарного лечения;
7. Оказание медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП в своей зоне ответственности, транспортировка в базовую ЦРБ для проведения неотложных мероприятий и дальнейшая эвакуация в специализированное отделение областной больницы или медицинского центра для стационарного лечения;
8. Руководство организацией медицинской помощи на месте ДТП при большом количестве пострадавших.
Однако, не смотря на столь большое количество вариантов использования АМБ, алгоритм действия является практически одним и тем же и делится на пять этапов.
Первый этап (продолжительность до 10 мин.).
Все участники ликвидации последствий ДТП (сотрудники ДПС ГИБДД, спасатели, бригады скорой медицинской помощи, дежурные диспетчеры единой дежурной диспетчерской службы и отделений ЛПУ, в которых находятся АМБ), должны знать, каким образом, как и кого информировать о ДТП, в каких случаях используется АМБ, кто принимает решение о вылете АМБ, знать телефон и места нахождения органов управления здравоохранением, ЛПУ, в котором находится АМБ и т.д.
После поступления сигнала о ДТП диспетчер ЕДДС уточняет место происшествия, состояние подъездных путей, оценивает силы и средства подразделений ско-
рой медицинской помощи, после чего принимает решение о необходимости привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий АМБ. Параллельно диспетчер извещает дежурного ДПС ГИБДД, спасателей МЧС.
В случаях, когда первыми на место ДТП прибывают сотрудники ДПС ГИБДД, они должны немедленно сообщить в ЕДДС или диспетчерский пункт отделения, в котором находится АМБ, информацию о месте ДТП, количестве пострадавших и тяжести их состояния, а также о количестве погибших.
Дежурный диспетчер ЕДДС или диспетчер отделения, с учетом количества пострадавших, тяжести их состояния, объема предстоящей работы, места ДТП, отдает распоряжение старшему специалисту АМБ на вылет вертолета с бригадой к месту ДТП.
Старший специалист АМБ дает указание командиру летного экипажа вертолета на вылет к месту ДТП.
В случаях, когда на место ДТП первой прибывает бригада скорой медицинской помощи, она проводит оказание медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию своими силами или, если она не может оказать медицинскую помощь и эвакуировать пострадавших самостоятельно, информирует диспетчера отделения ЛПУ, в котором находится АМБ, о необходимости направить к месту ДТП бригаду АМБ.
После получения сигнала о ДТП и необходимости вылета АМБ дежурный диспетчер отделения, в состав которого входит АМБ, немедленно ставит в известность:
сотрудников АМБ о наступлении 10-минутной готовности к убытию на вылет;
командира летного экипажа вертолета о координатах ДТП;
заведующего отделением, в состав которого входит АМБ, о необходимости вылета бригады к месту ДТП;
дежурного водителя санитарного автомобильного транспорта (при необходимости).
Старший специалист АМБ обеспечивает немедленное убытие бригады к вертолету:
в случае расположения вертолетной площадки в шаговой доступности бригада убывает самостоятельно;
в случае удаленного расположения вертолетной площадки бригада убывает на санитарном автомобильном транспорте;
вносит в карту вылета поступившую информацию о месте ДТП и количестве пострадавших.
Средний медицинский работник бригады обеспечивает полную укомплектованность бригады медицинским оборудованием, медикаментами и средствами связи, необходимыми для выполнения вызова.
Командир летного экипажа вертолета действует согласно своей служебной инструкции и совместно с авиадиспетчером принимает окончательное решение о вылете с учетом метеорологических условий, времени суток, возможности посадки вертолета в непосредственной близости от места ДТП.
В случае принятия положительного решения о вылете бригада убывает к месту ДТП.
Второй этап (продолжительность до 30 мин.) — это
время полета от места постоянной дислокации АМБ к месту ДТП.
Третий этап (продолжительность до 30 мин.) — время работы АМБ непосредственно на месте ДТП.
В случаях, когда на место ДТП первой прибывает АМБ, старший специалист бригады проводит медицинскую сортировку, принимает решение о порядке оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим, способе транспортировки пострадавших в ЛПУ и привлечении дополнительных медицинских и немедицинских формирований для ликвидации медико-санитарных последствий ДТП.
В случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств (бригады скорой медицинской помощи, служба спасения и др.) для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП средний медицинский работник бригады ставит в известность дежурного диспетчера ЕДДС.
Варианты решения старшего специалиста АМБ после проведения медицинской сортировки могут быть различными:
срочно эвакуировать пострадавших в ЛПУ вертолетом (в количестве не более двух человек);
оказывать необходимую экстренную медицинскую помощь пострадавшим в соответствии с отраслевыми и региональными стандартами оказания медицинской помощи, ожидая прибытия дополнительных сил и средств;
срочно эвакуировать пострадавших в ЛПУ вертолетом, оставив среднего медицинского работника на месте ДТП для оказания необходимой экстренной медицинской помощи пострадавшим и ожидания прибытия дополнительных сил и средств;
убыть к месту базирования.
Старший специалист бригады ставит в известность командира летного экипажа вертолета и дежурного диспетчера отделения о необходимости вылета для проведения авиамедицинской эвакуации или убытия к месту базирования, ведет учетную запись сведений о количестве тяжести состояния пострадавших, объемах оказанной медицинской помощи.
Средний медицинский работник выполняет распоряжения старшего специалиста бригады по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим.
Четвертый этап (продолжительность до 30 мин.) — время работы АМБ во время проведения авиамедицинской эвакуации.
Порядок действий персонала АМБ при авиамедицинской эвакуации и госпитализации пострадавших в лечебно-профилактические учреждения имеет свои особенности.
При необходимости проведения авиамедицинской эвакуации пострадавших в ЛПУ старший специалист бригады принимает решение о маршруте эвакуации.
Его решение является обязательным для командира летного экипажа вертолета и может быть изменено только по техническим причинам (неблагоприятным метеорологическим условия и др.).
Дежурный диспетчер отделения ставит в известность старшего врача приемного отделения ЛПУ, куда будут доставлены пострадавшие.
Во время авиамедицинской эвакуации сотрудники бригады осуществляют контроль за состоянием пострадавшего, при необходимости одновременно продолжая оказывать ему экстренную медицинскую помощь.
Пострадавшие госпитализируются в закрепленные ЛПУ с учетом распределения зональной ответственности на магистральной автомобильной дороге или, при необходимости, в специализированные клиники и больницы федерального, областного и т.д. подчинения.
Старший специалист бригады передает пострадавшего врачу приемного отделения, при необходимости — врачу профильного отделения, принимает решение о дальнейшем маршруте бригады, заполняет необходимую медицинскую документацию
Варианты решения старшего специалиста бригады: вернуться к месту ДТП для оказания медицинской помощи оставшимся пострадавшим;
вернуться к месту ДТП с целью забрать среднего медицинского работника, оставленного для оказания медицинской помощи пострадавшим; убыть к месту базирования.
Средний медицинский работник следит за возвратом медицинского имущества, ставит в известность командира летного экипажа вертолета и дежурного диспетчера отделения о дальнейшем маршруте бригады.
При полной ликвидации медико-санитарных последствий на месте ДТП и отсутствии новых вызовов от диспетчера отделения бригада возвращается к месту базирования.
Пятый этап (продолжительность до 30 мин.) — это время возвращения АМБ к месту постоянной дислокации.
Естественно, что описать все ситуации, возникающие при организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП с использованием вертолетов, не представляется возможным. Однако предложенные нами варианты являются обоснованными выводами из научных исследований, проведенных специалистами ВЦМК «Защита» за последние несколько лет.
Работа в этом направлении будет продолжена по мере накопления практического опыта оказания авиамедицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Сведения об авторе_
Евгений Павлович Макаров: начальник отдела организации специализированной медицинской помощи Управления организации медицинского обеспечения в ЧС Штаба Всероссийской службы медицины катастроф ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».