Научная статья на тему 'Организация медицинской помощи пострадавшимв дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации'

Организация медицинской помощи пострадавшимв дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2279
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политравма
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ROAD TRAFFIC INJURIES / ДОГОСПИТАЛЬНЫЙ ЭТАП МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL AID / СОЧЕТАННАЯ ТРАВМА / ASSOCIATED INJURY / PREHOSPITAL MEDICAL EVACUATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов Александр Васильевич, Ключевский В. В., Барачевский Юрий Евлампиевич

Цель провести обзор литературы, посвященной организации оказания медицинской помощи в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе. В статье приведены результаты российских и зарубежных исследований. Выводы. Предложены пути оптимизации оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе путем повторяющегося контроля знаний основ оказания первой помощи у водителей. Выявлена необходимость протокольного функционирования территориальных центров медицины катастроф в системе единой диспетчерской службы для сокращения времени реагирования экстренных служб и повышения качества оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. Показаны наиболее распространенные дефекты этой помощи на догоспитальном этапе эвакуации, а также факторы риска неблагоприятных исходов при дорожно-транспортной травме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранов Александр Васильевич, Ключевский В. В., Барачевский Юрий Евлампиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT OF MEDICAL AID FOR VICTIMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS AT PREHOSPITAL STAGE OF MEDICAL EVACUATION

Objective to analyze the literature data concerning medical care organization for road traffic injuries at prehospital stage. The results of Russian and foreign researches are presented in the article. Conclusion. The ways of medical aid optimization at prehospital stage by means of repeating control of knowledge of the basics of emergency aid for drivers are suggested. We revealed the necessity of protocol functioning of the disaster medicine territorial centers in the system of the uniform dispatching service for reduction of the response time of emergency services and improvement of medical aid quality at prehospital stage. The most common defects of medical aid at prehospital stage of evacuation, as well as risk factors for adverse outcomes in road traffic injuries are shown.

Текст научной работы на тему «Организация медицинской помощи пострадавшимв дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации»

Статья поступила в редакцию 04.01.2016 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ

ARRANGEMENT OF MEDICAL AID FOR VICTIMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS AT PREHOSPITAL STAGE OF MEDICAL EVACUATION

Баранов А.В. Baranov A.V.

Ключевский В.В. Klyuchevsky V.V.

Барачевский Ю.Е. Barachevsky Yu.E.

ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский Northern State Medical University,

университет»,

г. Архангельск, Россия, Arkhangelsk, Russia

ГБОУ ВПО «Ярославский государственный медицинский Yaroslavl State Medical University,

университет»,

г. Ярославль, Россия, Yaroslavl, Russia

ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница № 2 скорой Severodvinsk City Hospital of Emergency Aid N 2,

медицинской помощи»,

г. Северодвинск, Россия Severodvinsk, Russia

Цель - провести обзор литературы, посвященной организации оказания медицинской помощи в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе. В статье приведены результаты российских и зарубежных исследований.

Выводы. Предложены пути оптимизации оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе путем повторяющегося контроля знаний основ оказания первой помощи у водителей. Выявлена необходимость протокольного функционирования территориальных центров медицины катастроф в системе единой диспетчерской службы для сокращения времени реагирования экстренных служб и повышения качества оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. Показаны наиболее распространенные дефекты этой помощи на догоспитальном этапе эвакуации, а также факторы риска неблагоприятных исходов при дорожно-транспортной травме.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия; дорожно-транспортный травматизм; догоспитальный этап медицинской эвакуации; медицинская помощь; сочетанная травма.

Objective - to analyze the literature data concerning medical care organization for road traffic injuries at prehospital stage. The results of Russian and foreign researches are presented in the article.

Conclusion. The ways of medical aid optimization at prehospital stage by means of repeating control of knowledge of the basics of emergency aid for drivers are suggested. We revealed the necessity of protocol functioning of the disaster medicine territorial centers in the system of the uniform dispatching service for reduction of the response time of emergency services and improvement of medical aid quality at prehospital stage. The most common defects of medical aid at prehospital stage of evacuation, as well as risk factors for adverse outcomes in road traffic injuries are shown.

Key words: road traffic accidents; road traffic injuries; prehospital medical evacuation; medical aid; associated injury.

Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ), приобретая характер общемировой эпидемии, является актуальной социальной и медицинской проблемой. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2013 г., в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) каждый час погибает 90 человек, ежедневно — почти 2200, ежегодно — до 1,24 млн [16]. ДТП, в сравнении с прочими повреждениями в результате внешних

причин, имеет в 12 раз более высокую общую летальность, в 6 раз — инвалидизацию и в 7 раз — потребность в госпитализации [2]. Эти сведения определяют насущную необходимость совершенствования организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Поскольку выживаемость пострадавших при ДТП находится в прямой зависимости от своевременности и четкой протокольности мероприятий по оказанию медицинской помощи, необходимо усовершенствование ее на догоспиталь-

12

ном этапе. Это крайне актуальная проблема медицины катастроф, так как в 2/3 случаев летальные исходы наступают до прибытия бригады скорой медицинской помощи (БСкМП) и в 2-11 % случаев - в ходе транспортировки в лечебные учреждения [3, 10, 14, 15, 21, 27, 29]. Основными причинами летальных исходов в большинстве случаев являлись тяжелая черепно-мозговая травма, асфиксия, шок, а также тяжелые сочетанные и множественные повреждения груди или органов брюшной полости. Задержка

ПОЛИТРАВМА

начала оказания медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, поздний вызов БСкМП и отсроченное время ее прибытия, неправильная постановка диагноза и отсутствие знаний по оказанию первой помощи свидетелями ДТП, водителями транспортных средств и сотрудниками ГИБДД являются дополнительными причинами летальных исходов [31, 46, 49].

Безусловно, учитывая низкие показатели укомплектованности медицинскими кадрами ЛПУ, станций и отделений скорой медицинской помощи, отсутствие необходимого медицинского оборудования, недостаточное количество врачебных и специализированных бригад, отсутствие нейрохирургических отделений в ЛПУ, расположенных в зонах ответственности большинства территориальных и федеральных дорог, вероятность благоприятного исхода выше в случаях ДТП, произошедших в населенном пункте, нежели на удаленных от него территориях [24]. По статистическим данным, тяжесть последствий на федеральных автомобильных дорогах в 3 раза превышает таковую в городах, поэтому в регионах с малой плотностью населения необходимо функционирование территориальных центров медицины катастроф в системе единой диспетчерской службы для сокращения времени реагирования экстренных служб [20, 37, 38].

В соответствии с Федеральным Законом от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первая помощь до прибытия БСкМП в угрожающих жизни и здоровью состояниях должна быть оказана сотрудниками органов внутренних дел, спасателями различных категорий, специалистами противопожарной службы, личным составом МЧС и МО РФ, а ответственность за проведение обучения этих категорий граждан возложена на территориальные центры медицины катастроф [7].

Особого внимания заслуживает регулярное обучение водителей транспортных средств правилам оказания первой помощи. Результаты исследований показывают высокую готовность водителей уча-

ствовать в этом, однако причиной невыполнения должных мероприятий является низкий уровень знаний и страх навредить. Полагаем, что необходимо внедрение контроля знаний водителей основам оказания первой помощи минимум раз в 10 лет при смене водительских удостоверений. При неудовлетворительной оценке знаний обучение и экзамен должны быть повторены за счет средств водителей. Поэтому разработка и применение новых программ обучения, выработка практических навыков и выполнение простых медицинских манипуляций могут существенно снизить уровень инвалидизации и летальности среди пострадавших в ДТП [12, 13].

Поскольку в структуре ДТТ преобладают сочетанные и множественные травмы, на месте возникновения ДТП очень важно быстро и атравматично выделить комплекс ведущих, угрожающих жизни повреждений и оказать необходимую и достаточную помощь пострадавшим [4, 30, 39, 48]. Важнейшим фактором, определяющим эффективность медицинского обеспечения при ДТП, является полнота и профессиональность проведения комплекса лечебно-диагностических мероприятий на догоспитальном этапе. Оценка тяжести состояния, диагностика ведущего симптомокомплекса, обеспечение проходимости дыхательных путей, временная остановка кровотечения, адекватная иммобилизация и противошоковая терапия — неоспоримый перечень манипуляций оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Именно этим манипуляциям следует уделить особое внимание при обучении на базе учебно-образовательных подразделений территориальных центров медицины катастроф врачей и фельдшеров службы скорой медицинской помощи, особенно при отработке оказания помощи пострадавшим с сочетанной травмой [6, 11, 34, 40].

Наиболее сложной категорией пострадавших всегда являются пострадавшие с политравмой [1, 35]. Объем оказываемой помощи им должен включать в себя обязательную борьбу с шоком, ча-

стью которой является должная транспортная иммобилизация. В некоторых регионах России в стандарт оказания медицинской помощи у больных с политравмой был включен противошоковый костюм «Каштан». Это оптимальное средство в целях предотвращения и купирования гиповолемического и травматического шока, а также атравматичной транспортной иммобилизации. Ярославская школа травматологии предлагает апробированный и запатентованный щит Ключевского-Зайцева. Этот щит используется как для транспортной иммобилизации пострадавших, так и для предупреждения травматического шока [23, 41]. Также стоит обратить особое внимание на правильную организацию ин-фузионной терапии как одного из важнейших направлений снижения тяжелых последствий начального периода догоспитального этапа и борьбы с шоком [8, 22, 36, 42].

Необходима выработка протокола оснащения подразделений, участвующих в ликвидации последствий ДТП, специальными укладками, иммобилизационными и транспортными средствами, а также аварийно-спасательной техникой. Как показывает опыт, своевременное и качественное выполнение перечисленных мероприятий значительно повышает выживаемость травмированных, а также их последующую благоприятную реабилитацию. Неотложная помощь пострадавшим в ДТП должна рассматриваться как непрерывная система оказания медицинской помощи от возникновения угрожающего жизни состояния до этапа реабилитации [26, 43].

Приоритетным является фактор оперативности оказания помощи пострадавшим на месте ДТП, а также в процессе транспортировки в лечебное учреждение. Общеизвестно понятие «золотого часа» — временного периода от момента получения травмы до момента доставки в стационар, введенное R.A. Cowley; однако некоторые авторы рекомендуют оптимальным временным интервалом считать 30 минут, поскольку отсутствие медицинской помощи в течение 1 часа увеличивает количество смертельных исходов при тяжелой транс-

№ 1[март]2016

13

портной травме на 30 %, до 3 часов - на 60 %, до 6 часов - почти вдвое [19].

Для значительного ускорения оказания медицинской помощи, особенно в труднодоступных районах, с успехом применяются вертолетные бригады санавиации. Так, использование вертолетов для доставки медицинских работников к месту происшествия значительно сокращает продолжительность «фазы без помощи» и в несколько раз ускоряет получение достоверной информации об оперативной медицинской обстановке [33]. В настоящее время на базе ВЦМК «Защита» создан и успешно функционирует учебный центр подготовки медицинских специалистов, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в ДТП с использованием вертолетов.

В России в связи с сильным дефицитом кадров и неадекватной оценкой ситуации очевидцами или сотрудниками специальных формирований существует проблема принятия диспетчером станции скорой медицинской помощи верного решения при выборе бригады для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Дополнительными мерами по организации и оптимизации оказания качественной медицинской помощи в ДТП на удаленных участках трасс может служить развитие телемедицинских технологий для оказания дистанционной консультативно-диагностической помощи между учреждениями различного уровня [45].

Как показывают результаты исследований, основополагающим

принципом минимизации инвали-дизации и летальности в результате ДТП должны стать оказание помощи реанимационными БСкМП и госпитализация пострадавших в специализированный травматологический центр [17, 25].

В Российской Федерации трав-моцентры III уровня создаются на базе центральных районных больниц, способных оказывать квалифицированную хирургическую, а в ряде случаев и травматологическую помощь. Травмоцентрами II уровня являются городские многопрофильные больницы и межмуниципальные центры, замыкающие на себя оказание медицинской помощи пострадавшим с множественными и сочетанными травмами из нескольких соседних районов, или больницы скорой медицинской помощи с возможностью оказания помощи пострадавшим с повреждениями, сопровождающимися шоком. Травмоцентры I уровня обычно формируются в структуре республиканских (краевых, областных) больниц, больниц скорой медицинской помощи или другой многопрофильной больницы.

На основе анализа результатов ДТТ определено, что наиболее частыми дефектами оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе являются недостаточное обезболивание, дефекты транспортировки пострадавших, недооценка шокового состояния, и, как следствие, недостаточная инфузионная терапия [5, 40].

Факторами риска неблагополучного исхода, помимо неправильных диагностических и лечебных

мероприятий на госпитальном этапе, может являться поступление пострадавшего в стационар в ночное время, возраст старше 65 лет, наличие сочетанного повреждения внутренних органов и тяжелой сопутствующей патологии. Ошибки в диагностике и лечении могут увеличивать риск неблагоприятного исхода в 2-9 раз [18].

Учитывая, что более чем у каждого четвертого пострадавшего в ДТП смерть обусловлена черепно-мозговыми травмами, очевидна необходимость совершенствования нейротравматологической помощи на догоспитальном этапе медицинской эвакуации [9, 28, 44].

Для оценки эффективности оказания медицинской помощи, наряду с объективными показателями, необходимо учитывать субъективное мнение пострадавших, удовлетворенность результатами лечения, самооценку качества жизни после полученных травм [32].

Таким образом, анализ представленных данных отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике показывает, что изучение дорожно-транспортного травматизма является важнейшим научным направлением. На сегодняшний день эта проблема не имеет полноценного решения, требует дальнейшего изучения и совершенствования. Летальность пострадавших при ДТП на догоспитальном этапе оказания медицинской помощи остается стабильно высокой, что диктует необходимость разработки новых и систематизации уже имеющихся протоколов оказания медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES:

1. Agadzhanyan VV. Organizational problems of delivery of care for patients with polytrauma. Polytrauma. 2012; (1): 5-9. Russian (Агаджанян В.В. Организационные проблемы оказания помощи пострадавшим с политравмами //Политравма. 2012. № 1. С. 5-9.)

2. Avakumova NV. Medical supporting in road traffic accidents. Emergency Doctor 2010; (1): 6-7. Russian (Авакумова Н.В. Медицинское обеспечение при дорожно-транспортных происшествиях //Врач скорой помощи. 2010: (1): 6-7.)

3. Bagnenko SF, Shapot YuB, Alekperov UK, Kartashkin VL, Kurshakova IV, Alekperli AU, et al. Principles of providing emergency assistance for victims of road traffic accidents on the stages of evacuation in the megapolis. Bulletin of Surgery named after I.I. Grekov. 2009; 168(4): 92-96. Russian. (Багненко С.Ф., Шапот Ю.Б., Алекперов

У.К., Карташкин В.Л., Куршакова И.В., Алекперли А.У. и др. Принципы оказания скорой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на этапах эвакуации в условиях мегаполиса //Вестник хирургии им. И.И. Грекова. 2009. Т. 168, № 4. С. 92-96.)

4. Baranov AV, Matveev RP, Barachevsky YuE. The assessment of the circumstances and severity of injuries in victims with pelvic injuries at the phase of specialized medical care. Disaster Medicine. 2012; (1): 23-25. Russian (Баранов А.В., Матвеев Р.П., Барачев-ский Ю.Е. Оценка обстоятельств и тяжести повреждений у пострадавших с травмами таза на этапе специализированной медицинской помощи //Медицина катастроф. 2012. № 1. С. 23-25.)

5. Baranov AV, Matveev RP, Barachevsky YuE, Gudkov AB. The analysis of the emergency medical care for victims with pelvic injuries at the prehospital stage. Emergency Medical Aid. 2012; (2):

ПОЛИТРАВМА

22-25. Russian (Баранов А.В., Матвеев Р.П., Барачевский Ю.Е., Гудков А.Б. Анализ оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим с повреждениями таза на догоспитальном этапе //Скорая медицинская помощь. 2012. № 2. С. 22-25.)

6. Bazanov SV. The use of simulation technology in training courses for employees of emergency medical care on the subject of providing medical assistance for victims of road traffic accidents. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2012; (5): 84. Russian (Базанов С.В. Использование симуляционных технологий в обучении работников скорой медицинской помощи по программе оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 5. С. 84.)

7. Bazanov SV. Initial care training courses for employees of special services involved in mitigation of consequences of road traffic accidents in Ivanovo region. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2012; (7): 108. Russian (Базанов С.В. Обучение сотрудников специальных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в Ивановской области, приемам оказания первой помощи //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 7. С. 108.)

8. Bozhyev AA, Postnikov AA, Terebov SD, Khoroshilov SE. Transfusion treatment at prehospital stage and emergency situations. Moscow, 2009. 112 р. Russian (Божьев А.А., Постников А.А., Теребов С.Д., Хорошилов С.Е. Трансфузионная помощь на догоспитальном этапе и при чрезвычайных ситуациях. М., 2009. 112 с.)

9. Ciuchilan E, Iov T, Pendefunda L. Epidemiology in traffic accidents. Romanian Neurosurgery. 2011; (3): 356-361.

10. Conception of medical assistance for victims of road traffic accidents on the federal highway M-60 «Ussuri» Khabarovsk-Vladivostok in the Khabarovsk region in 2010-2012. Healthcare of the Far East. 2010; (3): 12-21. Russian (Концепция организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автомобильной дороге М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток на территории Хабаровского края на 2010-2012 годы //Здравоохранение Дальнего Востока. 2010. № 3. С. 12-21.)

11. Davletshin AM, Khunafin SN. Characteristics of emergency medical care organization at the prehospital stage in road traffic accidents in the Zatonsky region of Ufa. Bulletin of Bashkir State Medical University. 2012; 1(1): 213-214. Russian (Давлетшин А.М., Хуна-фин С.Н. Особенности организации неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим в ДТП в Затон-ском районе г. Уфы //Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2012. Т. 1, № 1. С. 213-214.)

12. Dezhurny LI. First aid (Organization, training, equipment). Voronezh : Poligraf Publ., 2006. 120 p. Russian (Дежурный Л.И. Первая помощь (Организация, обучение, оснащение). Воронеж: Полиграф, 2006. 120 с.)

13. Dezhurny LI, Boyarintsev VV, Neudahin GV. System of first aid in Russia and its interaction with emergency medical service. Emergency 2013; (2): 44-50. Russian (Дежурный Л.И., Бояринцев В.В., Неудахин Г.В. Система первой помощи в России и ее взаимодействие со службой скорой медицинской помощи //Скорая медицинская помощь. 2013. № 2. С. 44-50.)

14. Elvik R, Vaa T. The handbook of road safety measures. Amsterdam: Elsevier Science, 2004. p. 101.

15. Fedotov SA. Management of health maintenance for victims of road traffic accidents in Moscow. Dr. med. sci. abstracts diss. Moscow, 2012. 42 p. Russian (Федотов С.А. Организация медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в Москве: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2012. 42 с.)

16. Global status report on road safety 2013: supporting a decade of action: World report on road traffic injury prevention. Geneva: World Health Organization, 2013.

17. Gubaydullin MI, Safin RYa, Zarkov SI. The defects in treatment of victims in road traffic accidents at hospital stage of medical care (review of Russian and foreign literature data). Bulletin of South Ural State University. Series: Education, Health Care, Physical Culture. 2010; 195(19): 84-88. Russian (Губайдуллин М.И., Сафин Р.Я., Зарков С.И. Дефекты оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на госпитальном этапе (обзор отечественной и зарубежной литературы) //Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2010. Т. 195, № 19. С. 84-88.)

18. Gubaydullin MI. Some factors affecting the outcomes of road traffic injuries at the hospital stage of medical care. Bulletin of South Ural State University. Series: Education, Health Care, Physical Culture. 2011; (39): 94-97. Russian (Губайдуллин М.И. Некоторые факторы, влияющие на исход дорожно-транспортной травмы на госпитальном этапе //Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 39. С. 94-97.)

19. Guseynov AG. Optimization of treatment of concomitant injuries in road traffic accidents. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2011; (9): 92-93. Russian (Гусейнов А.Г. Оптимизация лечения сочетанной травмы при дорожно-транспортных происшествиях //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 9. С. 92-93.)

20. Isaeva IV. Medical aspects of road traffic safety issue and possible problem solutions. Bulletin of Scientific Centre of Personal and Social Safety for Children. 2009; (1): 43-44. Russian (Исаева И.В. Медицинские аспекты проблемы безопасности дорожного движения и возможные пути их решения //Вестник научного центра безопасности жизнедеятельности детей. 2009. № 1. С. 43-44.)

21. Isaeva IA. Improving the treatment efficiency of patients with concomitant mechanical injuries in road traffic accidents (using the example of the Tatarstan Republic). Cand. med. sci. abstracts diss. Kazan, 2013. 20 p. Russian (Исаева И.А. Повышение результативности лечения пострадавших с сочетанными механическими травмами в дорожно-транспортных происшествиях (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. . канд. мед. наук. Казань, 2013. 20 с.)

22. Klipina TYu, Zaynuldinova VA, Krasnoyarova VF. Optimization of medical care in road traffic trauma on the roads of the Buryatia Republic. Bulletin of the East Siberian Scientific Center SB RAMS. 2010; (3): 317-321. Russian (Клипина Т.Ю., Зайнульдинова В.А., Красноярова В.Ф. Оптимизация оказания медицинской помощи при дорожно-транспортном травматизме на дорогах республики Бурятия //Бюллетень Восточно-сибирского научного центра СО РАМН. 2010. № 3. С. 317-321.)

23. Klyuchevsky VV, Gural' KA, Dambaev GTs, Nedashkovsky YeV, Bobovnik SV. Traumatic shock. Yaroslavl, 2009. 288 p. Russian

15

№ 1[март] 2016

(Ключевский В.В., Гураль К.А., Дамбаев Г.Ц., Недашков-ский Э.В., Бобовник С.В. Травматический шок. Ярославль, 2009. 288 с.)

24. Koldin AV. The study of population health status. The road traffic traumatism in the Nizhny Novgorod, Voronezh and Volgograd regions. Bulletin of Medical Stomatological Institute. 2009; (3-4): 3-6. Russian (Колдин А.В. Исследование состояния здоровья населения. Состояние дорожно-транспортного травматизма в Нижегородской, Воронежской и Волгоградской областях //Вестник медицинского стоматологического института. 2009. № 3-4. С. 3-6.)

25. Koldin AV. Complex assessment of the efficacy of the emergency medical treatment organization to victims of road accidents in the pre-hospital period. Cand. med. sci. abstracts diss. Moscow, 2010. 26 р. Russian (Колдин А.В. Комплексная оценка эффективности организации экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в догоспитальном периоде: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Москва, 2010. 26 с.)

26. Koleganov SV. Research and information materials about fire rescue units response to road traffic accidents in Russia in first half of calendar year 2009. Technology of technospheric security : internet journal. 2009; (6). Available at: http://ipb.mos.ru/ttb (accessed 28.12.2019). Russian. (Колеганов С.В. Информационно-аналитические материалы по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 1 полугодии 2009 года //Технологии тех-носферной безопасности: интернет-журнал. 2009. № 6. Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb.)

27. Kuz'min AG. Road Traffic Traumatism as a National Problem. Human Ecology. 2011; (3): 44-49. Russian (Кузьмин А.Г. Дорожно-транспортный травматизм как национальная проблема // Экология человека. 2011. № 3. С. 44-49.)

28. Ladeyshchikov VM, Latyshev MP. Epidemiology of road traffic injuries in Perm region. Kazan Medical Journal. 2008; 89(3): 364-367. Russian (Ладейщиков В.М., Латышев М.П. Эпидемиология дорожно-транспортного травматизма в Пермском крае // Казанский медицинский журнал. 2008. Т. 89, № 3. С. 364-367.)

29. Leonov SA, Ogryzko EV, Andreeva TM. The dynamics of main indicators of road traffic accidents in the Russian Federation. Bulletin of Traumatology and Orthopedics named by N.N .Priorov. 2009; (3): 86-91. Russian (Леонов С.А., Огрызко Е.В., Андреева Т.М. Динамика основных показателей автодорожного травматизма в Российской Федерации //Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2009. № 3. С. 86-91.)

30. Lysenko KI. Problems of providing first aid to victims in traffic accidents. Health care of the Russian Federation. 2010; (3): 32-35. Russian (Лысенко К.И. Проблемы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии // Здравоохранение Российской Федерации. 2010. № 3. С. 32-35.)

31. Mackay M. National differences in European mass accident data bases. In: Proceedings: contemporary injury severity and outcome issues: RCOBI Annual Conference. Lisbon, 2003. p. 51-55.

32. Marchenkova LO, Serkova EV, Serkov AA. Subjective assessment of the quality of medical care by patients with road traffic trauma. Traumatology and Orthopedics of Russia. 2007; (4): 47-49. Russian (Марченкова Л.О., Серкова Е.В., Серков А.А. Субъективная оценка качества оказания медицинской помощи пациентами, перенесшими автодорожную травму //Травматология и ортопедия России. 2007. № 4. С. 47-49.)

33. Melnikova OA. Provision of medicines in specialized (sanitary-aviation) emergency medical treatment. Emergency 2012; (1): 19-26. Russian (Мельникова О.А. Лекарственное обеспечение при оказании специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи //Скорая медицинская помощь. 2012. № 1. С. 19-26.)

34. The methods of first aid to victims of road traffic accidents : a text edition for employees involved in the emergency management of road traffic accidents. Goncharov SF, editor. Moscow : FSI «Protection» Publ., 2008. 74 р. Russian (Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий / под ред. С. Ф. Гончарова. М.: ФГУВЦМК «Защита», 2008. 74 с.)

35. Agadzhanyan VV, Ustyantseva IM, Pronskikh AA, Kravtsov SA, Novokshonov AV, Agalaryan AKh, et al. Polytrauma. Emergency aid and transportation. Novosibirsk : Nauka Publ., 2008. 320 p. (Агаджанян В.В., Устьянцева И.М., Пронских А.А., Кравцов С.А., Новокшонов А.В., Агаларян А.Х. и др. Политравма. Неотложная помощь и транспортировка. Новосибирск: Наука, 2008. 320 с.)

36. Popov AA, Popova EA, Khritankova AA, Moskovchuk BF, Skripkin SA, Filina NT. The role of infusion therapy in the pre-hospital stage of treatment. Emergency Medical Aid. 2008; (3): 28-31. Russian (Попов А.А., Попова Е.А., Хританкова А.А., Московчук Б.Ф., Скрипкин С.А., Филина Н.Т. Роль инфузионной терапии на догоспитальном этапе //Скорая медицинская помощь. 2008. № 3. С. 28-31.)

37. Popov AA, Novikov OM, Khovalyg DA, Popova EA. Comparative analysis of road traffic accidents in the Republic of Tuva in 2006-2008. Emergency Medical Aid. 2009; (3): 50-52. Russian (Попов А.А., Новиков О.М., Ховалыг Д.А., Попова Е.А. Сравнительный анализ дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Тыва за 2006-2008 гг. //Скорая медицинская помощь. 2009. № 3. С. 50-52.)

38. Popov AA, Chikun VI, Popova EA, Rostovtsev SI, Vyatskin IE, Lyub-chenko AA, et al. The delivery of emergency medical care in road traffic injuries in the Krasnoyarsk region. Medicine and Education in Siberia. 2012; (2): 51. Russian. (Попов А.А.,Чикун В.И., Попова Е.А., Ростовцев С.И., Вятскин И.Е., Любченко А.А. и др. Оказание скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортной травме //Медицина и образование в Сибири. 2012. № 2. С. 51.)

39. Rahim J. Safe community in different settings. International journal of injury and safety promotion. 2005; (12): 105-112.

40. Roy N. The Anatomy of A Road Traffic Crash-A Socio-Economic Peek into the State of prehospital care in India. Prehospital and disaster medicine. 2005; 20(Suppl. S1): 8-8.

41. Savel'ev OV, Nekrasov AA, Golovlev VN. Road traffic polytrauma in Togliatti in 2006-2008. The application of antishock suit «Kashtan» in polytrauma. Emergency Doctor 2010; (1): 18-22. Russian (Савельев О.В., Некрасов А.А., Головлев В.Н. Дорожно-транспортная политравма в г. Тольятти за 2006-2008 гг. Применение противошокового костюма «Каштан» при политравме //Врач скорой помощи. 2010. № 1. С. 18-22.)

42. Skopintsev DA, Kravtsov SA, Shatalin AV. Influence of the fluid therapy on the hematological measures in patients with polytrauma during the interhospital transportation. Polytrauma. 2011; (4): 10-16. Russian (Скопинцев Д.А., Кравцов С.А., Шаталин А.В. Влияние инфузионной терапии на гематологические показатели

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОЛИТРАВМА

у пострадавших с политравмой при межгоспитальной транспортировке //Политравма. 2011. № 4. С. 10-16.)

43. Stukalov AA, Suslov SV, Goncharenko DV. Organization of intensive therapy of critical conditions in associated injuries. Bulletin of Amur Regional Hospital. 2012; (41): 23-25. Russian (Стукалов А.А., Суслов С.В., Гончаренко Д.В. Организация интенсивной терапии критических состояний при сочетанной травме //Вестник Амурской областной больницы. 2012. № 41. С. 23-25.)

44. Tkachenko NV. Improving of medical care for victims with severe traumatic craniocerebral injuries in the prehospital period. Cand. med. sci. abstracts diss. Voronezh, 2010. 26 р. Russian (Ткаченко Н.В. Совершенствование медицинской помощи пострадавшим с тяжелой черепно-мозговой травмой на догоспитальном этапе: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Воронеж, 2010. 26 с.)

45. Voloshina LV. Mortality rate from road accidents and the possible directions of its decrease (review). Problems of social hygiene, health and medical history. 2011, (5): 6-9. Russian (Волошина Л.В. Смертность от дорожно-транспортных происшествий и возможные направления её снижения (обзор литературы) //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. № 5. С. 6-9.)

46. Voloshina LV. Ways of decrease of preventable mortality in road traffic accidents at the municipal level. Problems of health man-

agement. 2011; (2): 68-72. Russian (Волошина Л.В. О путях снижения предотвратимой смертности при дорожно-транспортных происшествиях на муниципальном уровне //Проблемы управления здравоохранением. 2011. № 2. С. 68-72.)

47. Zaritskaya LP, Svirsky AA, Panov BV, Ponomarenko AN. Pre-hos-pital stage of emergency care for road traffic accident victims in terminal state. Actual Problems of Transport Medicine. 2012; (1): 110-116. Russian (Зарицкая Л.П., Свирский А.А., Панов Б.В., Пономаренко А.Н. Догоспитальный этап неотложной помощи при терминальных состояниях пострадавшим на транспорте // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2012. № 1. С. 110-116.)

48. Zarkov SI. Sociomedical and expert assessment of road traffic injuries outcomes at the hospital care stage. Cand. med. sci. abstracts diss. Moscow, 2011. 19 р. Russian (Зарков С.И. Медико-социальная и экспертная оценка исходов дорожно-транспортных травм на госпитальном этапе оказания медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2011. 19 с.)

49. Zuev SG, Kuz'min AG. Concomitant and multiple trauma. Medical tactics. Bulletin of the Russian Academy of Military Medicine. 2011; (1): 360-361. Russian (Зуев С.Г., Кузьмин А.Г. Сочетанная и множественная травма. Лечебная тактика //Вестник Российской военно-медицинской академии. 2011. № 1. С. 360-361.)

Сведения об авторах:

Баранов А.В., к.м.н., врач травматолог-ортопед, научный сотрудник ЦНИЛ, ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск, Россия.

Ключевский В.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военной хирургии, ГБОУ ВПО «Ярославский государственный медицинский университет», г. Ярославль, Россия.

Барачевский Ю.Е., д.м.н., доцент, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск, Россия.

Адрес для переписки:

Баранов А.В., ул. Гагарина 14-73, г. Архангельск, Россия, 163000

E-mail: [email protected]

Information about authors:

Baranov A.V., candidate of medical science, traumatologist-orthopedist, research associate of central scientific laboratory, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia.

Klyuchevsky V.V., MD, PhD, professor, head of traumatology, orthopedics and military surgery department, Yaroslavl State Medical University, Yaroslavl, Russia.

Barachevsky Yu.E., MD, PhD, docent, head of chair of mobilization training of health care and disaster medicine, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia.

Address for correspondence:

Baranov A.V., Gagarina St., 14-73, Arkhangelsk, Russia, 163000 E-mail: [email protected]

Тел: +7 (960) 000-52-27 Tel: +7 (960) 000-52-27

№ 1[март] 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.