Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ВЬЕТНАМА В ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СУБРЕГИОНА БОЛЬШОГО МЕКОНГА'

УЧАСТИЕ ВЬЕТНАМА В ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СУБРЕГИОНА БОЛЬШОГО МЕКОНГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика интеграции / Программа субрегиона Большого Меконга / экономические коридоры / транспортный сектор / трансграничная торговля / прозрачный рынок / Vietnam’s integrational policy / the GMS Economic Cooperation Program / economic corridors / transport sector / cross-border trade / transparent subregional market

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — С.А. Войтов

В статье рассмотрены особенности экономической интеграции СРВ в субрегион Большого Меконга (СБМ) и участия в программе его развития. Будучи частью данной программы, Вьетнам способствует реализации девяти ключевых направлений: транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, энергетика, окружающая среда, развитие человеческих ресурсов, городское развитие, телекоммуникации, туризм, содействию транспорту и торговле. Конечной целью программы является создание прозрачного регионального рынка, на котором будет осуществляться свободный транзит товаров через границы. Базисом всей программы является строительство широкой сети экономических коридоров, которые соединят страны субрегиона друг с другом. Сделано предположение, что реализация подобных проектов может превратить Вьетнам в ключевое звено субрегиональной трансграничной торговли, так как все основные экономические коридоры будут проходить через его территорию. Также сделан вывод, что пока СРВ не хватает экономической мощи для этого, и в рамках Программы субрегиона Большого Меконга. Ханой проявляет достаточно низкую самостоятельность. Интеграцию со странами субрегиона замедляют напряжённые отношения с Китаем, вследствие чего вьетнамо-китайский интеграционный диалог в контексте ПСБМ не настолько эффективен, насколько мог бы быть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAM’S PARTICIPATION IN THE GMS ECONOMIC COOPERATION PROGRAM

The article discusses particularities of Vietnam’s economic integration with countries of the Greater Mekong Subregion and its participation in the development program (GMSECP). Being a part of this program, Vietnam actively promotes holistic development of the subregion in nine crucial directions: transport infrastructure, agriculture, energy, environment, health and HRD, urban development, information and communication technology, tourism, transport and trade facilitation. The final goal of the program is creation of transparent regional market, where free cross-border trade will exist. The basis of the program is the creation of a spatial net of economic corridors, which will literally connect countries with one another. It has been suggested that the implementation of the program could return Vietnam into a key link in subregional cross-border trade because all main economic corridors will run through its territory. Author also concludes that while lacking the economic power as a member of the GMSECP Vietnam shows rather low independence. Itegra-tion with the countries of the subregion is slowed down by the tensions with China. As a result, the Vietnam — China dialog in the context of GMSECP is not as effective as it could be.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ВЬЕТНАМА В ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СУБРЕГИОНА БОЛЬШОГО МЕКОНГА»

С.А. Войтов

УЧАСТИЕ ВЬЕТНАМА В ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СУБРЕГИОНА БОЛЬШОГО МЕКОНГА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности экономической интеграции СРВ в субрегион Большого Меконга (СБМ) и участия в программе его развития. Будучи частью данной программы, Вьетнам способствует реализации девяти ключевых направлений: транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, энергетика, окружающая среда, развитие человеческих ресурсов, городское развитие, телекоммуникации, туризм, содействию транспорту и торговле. Конечной целью программы является создание прозрачного регионального рынка, на котором будет осуществляться свободный транзит товаров через границы. Базисом всей программы является строительство широкой сети экономических коридоров, которые соединят страны субрегиона друг с другом. Сделано предположение, что реализация подобных проектов может превратить Вьетнам в ключевое звено субрегиональной трансграничной торговли, так как все основные экономические коридоры будут проходить через его территорию.

Также сделан вывод, что пока СРВ не хватает экономической мощи для этого, и в рамках Программы субрегиона Большого Меконга. Ханой проявляет достаточно низкую самостоятельность. Интеграцию со странами субрегиона замедляют напряжённые отношения с Китаем, вследствие чего вьетнамо-китайский интеграционный диалог в контексте ПСБМ не настолько эффективен, насколько мог бы быть.

Ключевые слова: политика интеграции, Программа субрегиона Большого Меконга, экономические коридоры, транспортный сектор, трансграничная торговля, прозрачный рынок.

VIETNAM'S PARTICIPATION IN THE GMS ECONOMIC COOPERATION PROGRAM

Abstract. The article discusses particularities of Vietnam's economic integration with countries of the Greater Mekong Subregion and its participation in the development program (GMSECP). Being a part of this program, Vietnam actively promotes holistic development of the subregion in nine crucial directions: transport infrastructure, agriculture, energy, environment, health and HRD, urban development, information and communication technology, tourism, transport and trade facilitation. The final goal of the program is creation of transparent regional market, where free cross-border trade will exist. The basis of the program is the creation of a spatial net of economic corridors, which will literally connect countries with one another. It has been suggested that the implementation of the program could return Vietnam into a key link in subregional cross-border trade because all main economic corridors will run through its territory.

Author also concludes that while lacking the economic power as a member of the GMSECP Vietnam shows rather low independence. Itegra-tion with the countries of the subregion is slowed down by the tensions with China. As a result, the Vietnam — China dialog in the context of GMSECP is not as effective as it could be.

Keywords: Vietnam's integrational policy, the GMS Economic Cooperation Program, economic corridors, transport sector, cross-border trade, transparent subregional market.

Введение

Вьетнам, претендуя на роль ключевого геополитического актора в Юго-Восточной Азии, проводит активный и гибкий внешнеполитический курс. Само географическое расположение предопределило судьбу этой страны — развитие в условиях постоянного культурного и политического прессинга со стороны соседних государств. Как следствие, Вьетнаму постоянно приходится искать особые формы взаимодействия со своими соседями.

Конец ХХ в. стал переломным для СРВ. Активное экономическое развитие Юго-Восточной Азии, критическое положение СССР, изменение мировой геополитической ситуации и глобализация политических процессов послужили причинами для скорейшей переоценки и реорганизации всего политического курса СРВ. В 1960—1970-е годы Вьетнам, будучи частью ЮВА по факту, имел минимум экономических и политических контактов со странами ЮВА. Вследствие этого в 1986 г. на VI съезде КПВ была разработана концепция обновления — политика «дой мой», с принятием которой «Вьетнам наконец-то

всерьёз повернулся лицом к своим азиатским соседям, к собственному региону»1. В Ханое хорошо понимали важность создания комплекса политико-экономических условий, способствующих мирному развитию Юго-Восточной Азии. Поэтому СРВ сделала ставку именно на региональные интеграционные процессы, став в 1995 г. членом АСЕАН. Вьетнам является одним из самых деятельных и ключевых участников ассоциации, активно продвигая идеи регионального развития.

Стратегически важным для себя Вьетнам считает такую часть ЮВА, как субрегион Большого Меконга (СБМ). Целью данной статьи является анализ эффективности вьетнамской политики региональной интеграции через участие в Программе субрегиона Большого Меконга (ПСБМ). Автор стремится определить роль СРВ в реализации данной программы, выявить как позитивные, так и негативные аспекты её участия в ней. Также сделан прогноз, как именно будет осуществляться вьетнамская интеграционная политика в СБМ и как это скажется на самом Вьетнаме в будущем.

В своём исследовании автор опирался на официальные документы, проектные планы и статистические данные, опубликованные на интернет-ресурсах Азиатского банка развития (АБР) и Программы субрегиона Большого Меконга2. Были также использованы разработки отечественных исследователей-вьетнамистов: Буровой Е.С, Кобе-лева Е.В. и др.3 Автор опирался и на новостные публикации зарубежных интернет-газет: Custom News, The Phnom Penh Post4.

Вьетнам как участник Программы развития СБМ

В конце 1980-х годов страны группы ВКЛМ (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма) осознавали необходимость трансформации собственных экономик по рыночной модели с последующей интеграцией в мировую экономику5. Принятая при участии АБР в 1992 г. программа развития субрегиона Большого Меконга была нацелена на создание благоприятных условий для экономического развития внутри субрегиона. Лозунгом программы избраны «три си»6, призванные как клю-

7

чевые ценности стать связывающим звеном столь разных экономик .

В рамках данной программы участники решили добиваться развития субрегиона через сотрудничество в реализации крупных проектов в девяти ключевых секторах: транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, энергетика, окружающая среда, развитие человеческих ресурсов, урбанизация, телекоммуникации, туризм, содействие транспорту и торговле8. С 1992 по 2018 г. был запущен и реализован

ряд проектов на сумму в 21 млн долл. А в период с 2018 по 2022 г. в рамках «Ханойского плана действий 2018—2022» ожидается реализация еще 217 проектов9. В СРВ в 2020 г. 35 проектов находилось в стадии реализации, 3 — планирования, 20 завершены, 2 одобрено10. В конце 2017 г. 30 % бюджета всей ПСБМ тратилось на проекты, в которых СРВ принимала прямое участие. В частности, на реализацию проектов по развитию транспортного сектора шло 87 % выделенных средств, энергетического сектора — 7,9 %, аграрного сектора 3 %, туристического сектора 1,5 %, на социальную сферу — 0,6 %. Исходя из этой структуры, рассмотрим только некоторые аспекты программы, в которых Вьетнам принимает участие.

СРВ — одна из немногих стран субрегиона, обеспечивающих себя энергоресурсами. В частности, удалось почти на 100 % обеспечить электроэнергией сельскую местность11. Однако по мере развития экономики она постепенно повышает свои энергетические аппетиты. Как показали расчёты, сделанные для Седьмого плана развития энергетики на период 2016—2020 гг., в стране ожидался рост спроса на электроэнергию на 10,5 % в год. В период 2021—2030 гг. предвидится рост спроса на 8 % в год. Более того, по прогнозам, к 2030 г. Вьетнам будет потреблять 506,0 ТВтч при собственном производстве 571,8 ТВт-ч12.

В энергетическом секторе ключевым для Вьетнама стал проект «Улучшение энергетических систем СБМ с целью содействия региональной торговле электроэнергией». Его реализация началась в 2014 г., целью является создание условий для упрощения торговли электроэнергией и перехода всех стран ПСБМ к единому энергетическому рынку.

Об эффективности данного проекта говорят следующие данные: в 2014 г. общее энергопотребление в субрегионе составляло 1303,272 ГВтч, а в 2016 г. этот показатель уже достигал 1391,297 ГВт-ч. Вьетнам также увеличил потребление электроэнергии за этот период с 144,655 ГВт-ч до 182,9 ГВт-ч. При этом её импорт вдвое превысил экспорт: в 2016 г. 2,685 и 1,141 ГВт-ч соответственно13. В том числе экспорт в Камбоджу составил 200 МВт. Поставки во Вьетнам, в свою очередь, вели Китай (1005 МВт)14 и Лаос (538 МВт)15. Данные цифры позволяют сделать вывод о том, что с каждым годом потребность Вьетнама в электроэнергии растёт, однако собственных ресурсов для удовлетворения потребностей не хватает. Поэтому развитие энергетического сектора для него стратегически важно.

Будучи одной из самых быстроразвивающихся экономик в регионе, Вьетнам уделяет особое внимание развитию сельскохозяйственного сектора. За прошедшие 25 лет участия в ПСБМ он стал ведущим экспортёром риса, каучука, кофе и прочих культур. Однако подъем аграрного сектора СРВ сегодня замедляет ряд факторов: зависимость от климатических условий, использование устаревших технологий и проблема земельных участков, подверженных естественной и антропогенной эрозии почв, а также их деградация.

Реализация проекта «Развитие в северных горных провинциях сельской инфраструктуры, устойчивой к изменению климата» в период 2012—2017 гг. позволила минимизировать потери в сельскохозяйственном секторе этих районов Вьетнама. Улучшить ситуацию удалось с помощью внедрения передовых биоинженерных технологий, восстановления эрозийных почв и вовлечения этнических меньшинств севера в процесс защиты растительных экосистем. Более того, благодаря проекту удалось отчасти решить проблему безработицы среди малых народов и в разы повысить качество их жизни16.

Однако сегодня существует ряд определенных трудностей, которые препятствуют гармоничному развитию сельскохозяйственной отрасли. Это прямая зависимость аграрного сектора от климатических и погодных условий. На одних территориях собирают по несколько урожаев в год (плодородные почвы дельты р. Меконг), а на других наблюдаются более скромные результаты17. Кроме того, производительность мелких фермерских хозяйств СБМ зачастую низка из-за отсутствия доступа к качественным семенам, удобрениям и проч.18

За 25 лет реализации ПСБМ Вьетнам активно участвовал в развитии туризма как ключевого звена собственного и субрегионального экономического развития. Он не только делился опытом со своими соседями, но и сам заимствовал методики и технологии туристического менеджмента. В том числе и благодаря этому сегодня ему удаётся привлекать до 10 млн иностранных туристов ежегодно19. Достичь подобных результатов удалось благодаря поддержке частного бизнеса, улучшению качества предоставляемых туристических услуг и участию в проектах ПСБМ.

В Проекте устойчивого развития туризма в субрегионе Большого Меконга участвовало девять провинций Лаоса и пять провинций Вьетнама. На реализацию проекта в 2008—2015 гг. было выделено 10 млн долл. Целью данного проекта стало развитие локального туризма и взаимодействие провинций двух стран с целью максимиза-

ции прибыли от туристического потока. В итоге проект оказался успешным. Во вьетнамских провинциях было замечено улучшение состояния туристической инфраструктуры, а ежегодный туристический поток к 2012 г. в этих регионах увеличился с 311 377 до 442 637 человек. Более того, ежедневные расходы иностранных туристов выросли до 70 долл. на человека, а количество местных жителей, непосредственно задействованных в сфере туризма, увеличилось на 37 %20.

Отдельного внимания заслуживает вклад СРВ в улучшение субрегиональной системы здравоохранения и контроля за распространением инфекционных заболеваний как часть задачи развития человеческих ресурсов. В этом направлении все силы были сфокусированы на улучшении регионального медицинского сотрудничества и повышении качества медицинского образования в университетах. Эффективность принятых мер видна сегодня. Благодаря опыту борьбы против вспышки вируса SARS в 2003 г. и иных инфекционных заболеваний СРВ сегодня наиболее эффективно справляется с распространением коронавирусной инфекции COVID-19: на 03.09.2020 г. было зафиксировано 1046 случаев заражения при общей численности населения Вьетнама в 97,3 млн человек21.

Показательным в этом плане является Второй региональный проект по борьбе с инфекционными заболеваниями в СБМ, реализованный на территориях Вьетнама, Камбоджи и Лаоса с 2010 по 2018 г. Цель проекта — сдерживание распространения вспышек вирусных и иных заболеваний, таких как SARS, лихорадка денге, ВИЧ/СПИД и птичий грипп. Достичь поставленных целей участникам проекта удалось за счёт внедрения новейших методов контроля эпидемиологической обстановки на местах, расширения географии профилактических мер среди наиболее уязвимых социальных групп и улучшения координации на межправительственном уровне. В период 2011— 2016 гг. Вьетнаму удалось полностью предотвратить возникновение новых инфекционных вспышек на своих приграничных территориях. Однако эффективность проекта специалистами ПСБМ была оценена всего лишь в 66,3 балла из 100 возможных22.

Участие в вышеперечисленных проектах позволяет нам говорить о Вьетнаме как о важном участнике ПСБМ, заинтересованном в партнёрском региональном развитии. Однако обратим внимание, что в остальных секторах программы вьетнамское присутствие минимально. Объясняется это общей ориентацией ПСБМ на развитие именно транспортной системы как связующего звена всех стран суб-

региона. Притом реализация проектов курируется именно Азиатским банком развития, как следствие — финансирование проектов осуществляется неравномерно.

Роль Вьетнама

в развитии субрегиональной транспортной системы

Развитие субрегиона с помощью создания широкой и развитой транспортной инфраструктуры является базисом всей программы. Заложено множество проектов по развитию экономических коридоров между странами ПСБМ. Предполагается, что они позволят улучшить трансграничную торговлю, сократят время задержки товаров на

2 3

границах и буквально соединят страны субрегиона друг с другом . Главная цель — интеграция стран субрегиона в единый региональный рынок и расширение возможностей кооперации с соседними регионами. Важность данного направления для СБМ крайне высока.

Авангардными проектами стали создание экономических коридоров Север — Юг, Восток — Запад и Юг — Юг (рис. 1).

Предполагается, что экономический коридор Север — Юг, который пролегает через территорию всех стран СБМ, будет соединяться с Южной Азией в мьянманском городе Таму. Другие страны АСЕАН также не останутся в стороне: связь между странами СБМ и остальной частью ЮВА будет осуществляться через создание транспортных сетей, соединяющих треугольник Индонезия — Малайзия — Таиланд с остальными восточными странами ЮВА24. Благодаря этому сегодня более трети вьетнамского импорта состоит из поставок стран СБМ, а КНР, в свою очередь, является главным торговым партнёром для СРВ25. Более того, Вьетнам — одна из немногих стран, через территорию которой планируется проложить сразу три экономических коридора.

В рамках Стратегии развития транспортного сектора-2030 и при финансовой поддержке АБР во Вьетнаме построено 244 км высокоскоростного шоссе Нойбай — Лаокай, соединяющего северные провинции Вьетнама с китайской границей26. Открытие шоссе в 2014 г. для публичного пользования стало акселератором не только для местной, но и для трансграничной торговли между Вьетнамом и Китаем. В отдельных районах был отмечен рост транзитных перевозок на 15 % в месяц и увеличение количества автотранспорта, въезжающего во Вьетнам из Китая на 30 %. Также зафиксирован рост китайского ту-

Рис. 1. Предполагаемое расположение экономических коридоров СБМ

к 2030 году.

Источник: GMS Transport Sector Strategy 2030 toward a seamless, efficient, reliable and sustainable GMS transport system. ADB, 2018. P. 12.

ристического потока в северные провинции СРВ ввиду повышения

27

качества дорожного покрытия и сокращения времени поездок .

Похожий проект Вьетнам планирует реализовать и в сотрудничестве с Камбоджей. Правительствами двух этих стран разрабатывается план прокладки к 2025 г. 53 км скоростного шоссе, которое будет соединять Хошимин и пограничный с Камбоджей пункт Мокбай. Проект, оцениваемый в 461 млн долл., усилит трансграничное сотрудничество между этими странами, а также поспособствует развитию южновьетнамской провинции Тэйнинь28. Помимо вышеперечисленного, во Вьетнаме сегодня также реализуются проекты строительства скоростных шоссе Бенлук — Лонгтхань, Ханой — Лангшон и второго южного прибрежного коридора СБМ29.

Вьетнамское правительство полностью поддерживает идею развития транспортного сектора как авангардного направления ПСБМ, исходя из достигнутых результатов. Стоит также отметить, что модернизация региональной транспортной инфраструктуры стимулирует развитие других, смежных направлений. Вьетнам ощутил на себе стратегические выгоды от экономического сотрудничества и интеграции со странами субрегиона.

Очевидно, что без негативных последствий реализация подобных проектов не обошлась. Это не касается исключительно СРВ: проблемы есть и у других участников ПСБМ. Во-первых, специалисты АБР констатировали, что сооружение транспортной инфраструктуры вынудило представителей ряда национальных меньшинств СБМ покинуть места своего исторического проживания. Во-вторых, строительство новых дорог, увеличение дорожного трафика и выброс вредных веществ в окружающую среду ведут к заметному ухудшению экологической обстановки и качества жизни местного населения. В-третьих, в районах создания новой дорожной инфраструктуры наблюдается постепенное повышение цен на землю, что пагубно отражается на малом бизнесе30. Вместе с этим происходит процесс сокращения земельных угодий и снижения их плодородия. В-четвертых, строительство новых дорог в регионе стало причиной учащения случаев нелегальной торговли людьми. На территории Камбоджи до сих пор работает сеть по продаже людей в Таиланд и Малайзию, и среди них высока доля выходцев из Вьетнама. Параллельно выросла незаконная торговля контрабандным и несанкционированным товаром. Так, фармакологические товары, произведённые в Китае, через Вьетнам попадают в Камбоджу31.

Вьетнам — удобная площадка для переговоров и саммитов ПСБМ

За время участия в ПСБМ Вьетнам стал также площадкой для организации многих саммитов, форумов и бизнес-встреч в рамках данной программы. Так, 8 августа 2014 г. Вьетнам провёл шестой форум по экономическим коридорам СБМ32.

Двумя другими событиями, организатором которых был Вьетнам, стали девятый форум по экономическим коридорам СБМ и 22-я конференция министров СБМ. На этих встречах обсуждалось решение

проблем транспортной связи между странами и развития энергетики

33

с привлечением частного сектора .

Важным этапом в развитии ПСБМ стало подписание Ханойского плана действий на 2018—2020 гг., который является продолжением подписанной ранее концепции стратегического развития субрегиона Большого Меконга на 2012—2022 гг. Ханойский план базируется на достигнутом за период 2012—2017 гг. прогрессе и намечает новые ориентиры на ближайшие пять лет. В плане также определяется, что создание транспортной инфраструктуры, образование регионального рынка и прозрачность государственных границ должны ставиться участниками в приоритет. Ускорить интеграционные процессы предполагается за счёт совершенствования институциональных механизмов и осуществления пространственной стратегии, ориентированной

34

на расширение экономических коридоров .

Заключение

Наше исследование показало, что Вьетнам сегодня осуществляет активную интеграцию со странами субрегиона Большого Меконга в рамках ПСБМ. Однако нельзя утверждать, что он участвует в развитии всех охваченных этой программой девяти секторов. Приоритетным направлением для него является транспортная инфраструктура. Строительство высокоскоростных шоссе, соединяющих Вьетнам с другими странами, создаёт благоприятные условия для трансграничной торговли. Это, в свою очередь, стимулирует рост собственно вьетнамской экономики.

Можно утверждать, что благодаря своему географическому расположению Вьетнам уже является связующим звеном в расширенной системе экономических коридоров субрегиона. Не вызывает сомнений, что в будущем его роль в ПСБМ только усилится, так как все три

главных экономических коридора будут проходить через территорию Вьетнама. При успешной реализации этих амбициозных проектов СРВ станет ещё более важным актором не только субрегиональной, но и межрегиональной торговли.

В ходе исследования было также замечено, что Вьетнам, как и другие участники ПСБМ, стремится к более активному использованию субрегионального рынка. Однако, несмотря на все попытки увеличить долю торговли с субрегионом, основными экономическими партнёрами Вьетнама до сих пор остаются Китай, США и ЕС.

Большая доля реализуемых проектов ПСБМ сегодня финансируется либо АБР, либо Китаем. Вследствие этого возникает вопрос о будущем программы: не будет ли она инструментом продвижения собственных геополитических интересов в субрегионе некоторыми участниками? Однако за всё время выполнения программы Китай не использовал реализацию совместных проектов ПСБМ как инструмент геополитического давления на Вьетнам. Правда, стоит отметить, что полного доверия в сотрудничестве между этими странами в контексте ПСБМ до сих пор не наблюдается. Вьетнам рассматривает Китай как потенциальную угрозу своей политической и экономической безопасности. Процесс сотрудничества также замедляет наличие неразрешенного территориального конфликта в ЮКМ. Более того, вьетнамское правительство опасается экономической зависимости от своего северного соседа. Поэтому можно утверждать, что вьетнамо-китайский диалог в контексте ПСБМ не так эффективен, как мог бы быть.

Отдельным плюсом ПСБМ является её универсальность. Сегодня она также используется и как площадка для нормализации политических отношений между странами через реализацию совместных экономических проектов. Более того, активное участие в организации мероприятий формирует положительный образ СРВ в зарубежных СМИ, увеличивает его инвестиционную привлекательность.

К негативным последствиям подобной интеграции для СРВ можно отнести рост преступности, повышение уровня незаконной торговли людьми через границы, загрязнение окружающей среды и ущемление интересов национальных меньшинств в процессе строительства инфраструктуры.

Подводя итог, признаем, что Вьетнам пока не стал той экономической силой, которая способствует комплексной интеграции всех стран СБМ. В контексте ПСБМ он не способен действовать самостоятельно: ему не удаётся курировать или самостоятельно обеспечи-

вать финансовую реализацию тех или иных проектов, которые ему стратегически нужны. Поэтому на данном этапе СРВ не осмеливается примерить на себя роль субрегионального лидера, способного формировать вектор развития всей ПСБМ. Однако, несмотря на все существующие сложности, будущее Вьетнама в ПСБМ автору видится позитивным: у страны на это есть все задатки. Дальнейшая эффективность участия СРВ в программе напрямую зависит от экономических показателей Вьетнама.

Примечания

1 Кобелев Е.В. Внешняя политика как катализатор процессов обновления «дой мой» // Вьетнамские исследования. 2017. № 1. С. 131.

2

Harmonizing the GMS power systems to facilitate regional power trade. URL: https://www.adb.Org/projects/47129-001/main#project-pds (дата обращения 05.09.2020); Greater Mekong Subregion Projects. URL: https://greatermekong.org/gms-latest-pro jects (дата обращения: 02.09.2020).

3

Бурова Е.С. Приграничная торговля Камбоджи с Вьетнамом и ее влияние на экономическое развитие страны // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2018. № 4. С. 30—42; Кобелев Е.В. Указ. соч. С. 127—141.

4 Vietnam plays active role in GMS trade, investment cooperation // Custom News. URL: https://customsnews.vn/vietnam-plays-active-role-in-gms-trade-investment-coo peration-6573.html (дата обращения: 11.09.2020); HCMC seeks investment for expressway project to Moc Bai. The Phnom Penh Post. URL: https://www.phnompenhpost. com/business/hcmc-seeks-investment-expressway-project-moc-bai (дата обращения: 05.09.2020).

5 Menon J., Melendez A.C. Trade and Investment in the Greater Mekong Subregion: Remaining Challenges and the Unfinished Policy Agenda // ADB Working Paper Series on Regional Economic Integration. 2011. N 78. P. 1.

6 The 3 Cs — Connectivity, Competitiveness, Community.

7

Greater Mekong Subregion Projects. URL: https://greatermekong.org/gms-latest-projects (дата обращения: 02.09.2020).

8

Паршин П.Б. Проекты развития субрегиона Бассейна реки Меконга. Аналитические доклады Института международных исследований МГИМО. 2014. Вып. 4 (43). С. 16.

9 Vietnam plays active role in GMS trade, investment cooperation // Custom News. URL: https://customsnews.vn/vietnam-plays-active-role-in-gms-trade-investment-coo peration-6573.html (дата обращения: 11.09.2020).

10 Greater Mekong Subregion Projects. URL: https://greatermekong.org/gms-latest -projects (дата обращения: 02.09.2020).

11 Viet Nam: Energy Sector Assessment Strategy and Road Map. ADB. 2015. P. 7.

12 Ibid. P. 6.

13

Harmonizing Power Systems in the Greater Mekong Subregion: Regulatory and Pricing Measures to Facilitate Trade. ADB. 2020. P. 7.

14 Ibid. P. 3.

15 Ibid. P. 4.

16 Viet Nam: Promoting Climate Resilient Rural Infrastructure in the Northern Mountain Provinces. URL: https://www.adb.org/projects/41461-042/main#project-pds (дата обращения: 02.09.2020).

17 Бурова Е.С. Интеграционные процессы и развитие аграрного сектора стран субрегиона Большого Меконга // АТР: экономика, политика, право. 2020. № 2. С. 47.

18

Weaver T.R.D., Pavit Ramachandran, Lourdes S.A. Policies for High Quality, Safe, and Sustainable Food Supply in the Greater Mekong Subregion. ADB Core Agriculture Support Program, 2019. P. 27.

19 Greater Mekong Subregion: Twenty-five years of partnership. ADB, 2018. P. 126.

20

Greater Mekong Subregion Sustainable Tourism Development Project. URL: https://www.adb.org/projects/38015-013/main#project-pds (дата обращения: 03.09.2020).

21

Corona virus cases in Vietnam. Worldometers.info. URL: https://www.worldomet ers.info/coronavirus/country/viet-nam/ (дата обращения: 11.09.2020).

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Second Greater Mekong Subregion Regional Communicable Disease Control Project. URL: https://www.adb.org/projects/41508-013/main#project-pds (дата обращения: 03.09.2020).

23

GMS Transport Sector Strategy 2030 toward a seamless, efficient, reliable and sustainable GMS transport system. ADB, 2018. P. 1.

24 Ibid. P. 13.

25

Greater Mekong Subregion: Twenty-five years of partnership. ADB 2018. P. 130.

Viet Nam: GMS Kunming — Haiphong Transport Corridor — Noi Bai — Lao Cai Highway Project. URL: https://www.adb.org/projects/33307-023/main#project-pds (дата обращения: 04.09.2020).

27

Viet Nam's Expressway to Everywhere. URL: https://www.adb.org/results/viet-nams-expressway-to-everywhere (дата обращения: 12.09.2020).

28

HCMC seeks investment for expressway project to Moc Bai. The Phnom Penh Post. URL: https://www.phnompenhpost.com/business/hcmc-seeks-investment-expres sway-project-moc-bai (дата обращения: 05.09.2020).

29 GMS Transport Sector Strategy 2030. Op. cit. P. 41.

30 GMS Transport Sector Strategy 2030. Op. cit. P. 16.

31

Бурова Е.С. Приграничная торговля Камбоджи с Вьетнамом... Указ. соч. С. 38.

32

Sixth GMS economic corridors forum (ECF-6) — Bindu N. Lohani. URL: https://www.adb.org/news/speeches/sixth-gms-economic-corridors-forum-ecf-6-bindu -n-lohani (дата обращения: 06.09.2020).

33

9th GMS Economic Corridors Forum and 22nd GMS Ministerial Conference. URL: https://www.greatermekong.org/ECF9 (дата обращения: 06.09.2020).

34 The Hanoi Action Plan 2018—2022. ADB, 2018. P. 23.

Библиографический список

Бурова Е.С. Интеграционные процессы и развитие аграрного сектора стран субрегиона Большого Меконга // АТР: экономика, политика, право. 2020. № 2. С. 39—51.

Бурова Е.С. Приграничная торговля Камбоджи с Вьетнамом и её влияние на экономическое развитие страны // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2018. № 4. С. 30—42.

Кобелев Е.В. Внешняя политика как катализатор процессов обновления «дой мой» // Вьетнамские исследования. 2017. № 1. С. 127—141.

Паршин П.Б. Проекты развития субрегиона Бассейна реки Меконга // Аналитические доклады Института международных исследований МГИМО. 2014. Вып. 4 (43). С. 1—36.

9th GMS Economic Corridors Forum and 22nd GMS Ministerial Conference. URL: https://www.greatermekong.org/ECF9 (дата обращения: 06.09.2020).

Corona virus cases in Vietnam. Worldometers.info. URL: https://www.worldomete rs.info/coronavirus/country/viet-nam/ (дата обращения: 11.09.2020).

GMS Transport Sector Strategy 2030 toward a seamless, efficient, reliable and sustainable GMS transport system. ADB, 2018. P. 1—43.

Greater Mekong Subregion Projects. URL: https://greatermekong.org/gms-latest-projects (дата обращения: 02.09.2020).

Greater Mekong Subregion: twenty-five years of partnership. ADB, 2018. P. 1—134.

Greater Mekong Subregion Sustainable Tourism Development Project. URL: https:// www.adb.org/projects/38015-013/main#project-pds (дата обращения 03.09.2020).

Harmonizing the GMS power systems to facilitate regional power trade. URL: https://www.adb.org/projects/47129-001/main#project-pds (дата обращения: 05.09.2020).

Harmonizing Power Systems in the Greater Mekong Subregion: Regulatory and Pricing Measures to Facilitate Trade. ADB, 2020. P. 1—110.

HCMC seeks investment for expressway project to Moc Bai // The Phnom Penh Post. URL: https://www.phnompenhpost.com/business/hcmc-seeks-investment-expres sway-project-moc-bai (дата обращения: 05.09.2020).

Menon J., Melendez A.C. Trade and Investment in the Greater Mekong Subregion: Remaining Challenges and the Unfinished Policy Agenda. ADB Working Paper Series on Regional Economic Integration. 2011. № 78. P. 1—57.

Second Greater Mekong Subregion Regional Communicable Disease Control Project. URL: https://www.adb.org/projects/41508-013/main#project-pds (дата обращения: 03.09.2020).

Sixth GMS economic corridors forum (ECF-6) — Bindu N. Lohani. URL: https:// www.adb.org/news/speeches/sixth-gms-economic-corridors-forum-ecf-6-bindu-n-lohani (дата обращения: 06.09.2020).

The Hanoi Action Plan 2018—2022. ADB, 2018. P. 1—47.

Viet Nam: Energy Sector Assessment Strategy and Road Map. ADB, 2015. P. 1—42.

Viet Nam: GMS Kunming — Haiphong Transport Corridor — Noi Bai — Lao Cai Highway Project. URL: https://www.adb.org/projects/33307-023/main#project-pds (дата обращения: 04.09.2020).

Viet Nam: Promoting Climate Resilient Rural Infrastructure in the Northern Mountain Provinces. URL: https://www.adb.org/projects/41461-042/main#project-pds (дата обращения: 02.09.2020).

Viet Nam's Expressway to Everywhere. URL: https://www.adb.org/results/viet-na ms-expressway-to-everywhere (дата обращения: 12.09.2020).

Vietnam plays active role in GMS trade, investment cooperation. Custom News. URL: https://customsnews.vn/vietnam-plays-active-role-in-gms-trade-investment-coo peration-6573.html (дата обращения: 11.09.2020).

Weaver T.R.D., Pavit Ramachandran, Lourdes S.A. Policies for High Quality, Safe, and Sustainable Food Supply in the Greater Mekong Subregion. ADB Core Agriculture Support Program, 2019. P. 1—257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.