Экономические коридоры на евразийском пространстве: инициативы Китая и мировой опыт1
Виктория Очировна Намжилова.
кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН, Улан-Удэ. E-mail: dayavika@yandex.ru
В статье рассматриваются предпосылки создания шести международных экономических коридоров, инициированных Китаем в рамках стратегии «Один пояс, один путь». Автор отмечает, что организация экономических коридоров по периметру КНР не только обеспечивает реализацию курса на всестороннюю открытость и инклюзивное развитие, но и даёт возмож -ности сбалансировать диспропорции в экономическом развитии разных территорий страны. Анализируется опыт строительства экономических коридоров в cубрегионе Большого Меконга, а также в Центральной Азии в рамках программ регионального сотрудничества, реализуемых при поддержке Азиатского банка развития. Рассмотрена апробируемая кон цепция развития региональных коридоров, согласно которой создание экономического коридора возможно только после обеспечения транс портной сообщаемости и выстраивания логистических цепочек. Отме -чено, что экономические коридоры выступают ключевым инструмен том пространственной организации, поскольку нацелены на обеспечение взаимосвязанности территорий, повышение конкурентоспособности на мировом рынке, а также развитие чувства сообщества внутри региона. Обозначены основные выводы, которые можно сделать из мирового опы та и учесть при создании экономического коридора Китай — Монголия — Россия. В трансграничном пространстве этих государств выделены три оси развития, формирующие каркас будущего экономического коридора. Подчёркнута необходимость выработки единого видения целей и при -оритетов сотрудничества Пекина, Москвы и Улан - Батора, а также стра -тегического планирования развития задействованных территорий. Ключевые слова: экономический коридор, «Один пояс, один путь», кон -цепция развития региональных коридоров, пространственная организа ция, экономический коридор Китай — Монголия — Россия.
1 Работа выполнена при поддержке комплексной программы фундаментальных научных исследований СО РАН №0.1.
Economic Corridors in Eurasia: China's Initiatives and World Experience. Viktoriya Namzhilova, Department of regional economic researches, Buryatia Scientific Centre of the Siberian Branch of RAS, Ulan-Ude, Russia. E-mail: dayavika@yandex.ru.
The article considers the conditions of the establishment of six international economic corridors initiated by China's "Belt and Road" strategy. The author comes to the conclusion that the organization of economic corridors along the perimeter of China not only ensures the implementation of the course for comprehensive openness and inclusive development but also provides an opportunity to balance disparities in the economic development of different regions of the country. The article also analyzes the experience of economic corridors construction in the Great Mekong Subregion as well as in Central Asia as part of the programs of regional cooperation supported by Asian Development Bank. According to the conception of the development of regional corridors, the creation of economic corridor is possible only after providing transport connectivity and constructing logic chains. It is noted that economic corridors are a key instrument of spatial organization as they aim at stimulating connectivity, increasing competitiveness and developing a sense of community within the region. The article highlights main lessons from world experience that can be taken into account when creating China-Mongolia-Russia economic corridor. In the transboundary space of these countries, three corridors forming the spatial framework of the economic corridor are defined. The necessity for a common vision of the goals and priorities of cooperation between Beijing, Moscow and Ulaanbaatar as well as strategic planning for the development of the territories of three countries is emphasized. Keywords: economic corridor, "Belt and Road", regional corridors development, spatial organization, China — Mongolia — Russia economic corridor.
С наступлением нового века, в условиях существенного рывка китайской экономики, Пекин взял курс на выстраивание меж -дународных отношений нового типа, основанных на взаимном уважении, равенстве и справедливости, сотрудничестве с общей пользой. Об этом свидетельствует выдвинутая в 2013 г. масштаб -ная концепция создания Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) и Морского Шёлкового пути XXI в. («Один пояс, один путь»), нацеленная на придание импульса сбалансированному раз -витию стран всего евразийского пространства.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОРИДОРЫ ШЁЛКОВОГО ПУТИ
В основных направлениях «Одного пояса, одного пути» предпо -лагается создание нового евразийского сухопутного моста, а также экономических коридоров Китай — Монголия — Россия, Китай — Пакистан, Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма, Китай — Цен -тральная Азия — Западная Азия и Китай — Индокитай (рис. 1).
Рис. 1. Экономические коридоры «Одного пояса, одного пути». Источник: New study shows TIR to facilitate unimpeded trade for China // IRU.ORG: информационный портал. URL: https://www.iru.org/resources/newsroom/new-study- shows -tir-facilitate - unimpeded -trade - china (дата обращения: 30.11.2017)
Соответствующие планы закреплены в опубликованном в мар -те 2015 г. официальном документе «Концепция и план действий по содействию совместному строительству Экономического поя -са Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути XXI в.» [18]. Так -же намерение Китая организовать шесть экономических коридо -ров в рамках стратегии «Один пояс, один путь» было официально озвучено в мае 2015 г. вице - премьером Чжаном Гаоли [20].
Ниже относительно кратко охарактеризованы предлагаемые Пекином шесть экономических коридоров ЭПШП:
1. Новый евразийский континентальный мост («старым» явля -ется Транссиб) предполагает создание привлекательного мар -шрута для грузоперевозок из КНР в Европу и обратно, кото -рый обещает стать прекрасной альтернативой перегруженным и затратным по времени морским перевозкам. Этот сухопут -ный мост представляет собой высокоскоростную железно дорожную магистраль от китайского морского порта Лянь -юньгана до голландского Роттердама, пролегающую через территории центральных и западных регионов КНР, Казах стана, России и далее идущую в европейские страны.
2. Экономический коридор Китай — Пакистан свяжет Кашгар и глубоководный пакистанский порт Гвадар, открывая тем
самым Пекину кратчайший путь на Ближний Восток и непо -средственно — к нефтяным источникам на Аравийском полу -острове, откуда в настоящее время в КНР поступает свыше 60% импортируемой нефти. Использование пакистанского порта позволит стране сократить протяжённость морских перевозок нефти с 12 до 3 тыс. км с последующей перевал -кой на сухопутные транспортные системы и прямой достав кой в Синьцзян [2].
3. Экономический коридор Китай — Монголия — Россия дол -жен соединить экономическую зону вокруг Бохайского залива, охватывающую крупные агломерации Пекин, Далянь и Тяньцзинь, с Восточной Европой. Реконструкция Улан - Ба -торской железной дороги позволит предложить альтернатив ный маршрут для организации грузоперевозок от Тяньцзиня по Транссибу через узловые пункты: Эрлянь, Улан - Батор, Улан -Удэ, — что сократит путь на 1500 км по сравнению с линией через Харбин.
4. Экономический коридор Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма призван установить тесную связь между развивающимися юго западными провинциями КНР, что обеспе чит Пекину доступ к альтернативным источникам импорта нефти через Малаккский пролив. Улучшение транспортной инфраструктуры и открытие рынков — основные задачи мно госторонней кооперации с целью повышения уровня тор гово экономического сотрудничества в регионе. Узловые города коридора расположены по маршруту К2К (Kunming to Kalkutta): Куньмин — Жуйли — Банмо — Лашо — Мандалай — Таму — Импхал — Силхет — Дакка — Калькутта.
5. Экономический коридор Китай — Центральная Азия — Западная Азия призван соединить северо - западные регионы КНР с центральноазиатскими странами и обеспечить выход к средиземноморскому побережью и Аравийскому полуост -рову. Коридор охватывает Казахстан, Кыргызстан, Таджики стан, Узбекистан и Туркменистан, а также Иран и Турцию [1].
6. Экономический коридор Китай — Индокитай соединит дина -мично развивающиеся регионы у залива Бэйбувань (Гуанси -Чжуанский автономный район, провинции Гуандун и Хай -нань) со странами полуострова. Стоит отметить, что КНР уже имеет многолетний опыт активного сотрудничества с государствами АСЕАН. Коридор же акцентирует внимание
на совершенствовании сухопутного сообщения между юго западными территориями Китая и Сингапуром через Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Таиланд и Малайзию [15].
Таким образом, экономические коридоры формируют своеобразный пространственный каркас «Одного пояса, одного пути». Очевидно, что они не только дают возможность связать активные экономики Восточной Азии и развитые страны Европы, но и наце лены на раскрытие экономического потенциала пролегающих меж ду ними обширных территорий соседних с Китаем государств. Экс перты отмечают: Пекину важно поддерживать благоприятную международную обстановку, т.к. открытость не только развитым, но и развивающимся и переходным странам будет способствовать про движению внутренних системных реформ [12]. При этом ключевые приоритеты сотрудничества государств должны опираться на обес печение «пяти взаимосвязей»: политической координации, связан ности инфраструктуры, бесперебойной торговли, свободного пере движения капитала, укрепления близости между народами [11].
Стоит подчеркнуть, что анонсирование экономических кори доров стало возможным благодаря долгосрочной планомерной региональной политике Китая. Осуществляя с 2000 г. Программу освоения западных регионов и направляя туда значительные финансовые потоки на создание инфраструктуры и индустриаль ный подъём, КНР уже готова открывать эти территории внешнему миру. Иными словами, на периферии страны за последние полтора десятилетия сформировались оси развития, экономический потен циал которых достаточен для устанавливания взаимовыгодных связей с соседними государствами. Так, имеющий более 4200 км общей границы с Монголией и Россией автономный район Внут ренняя Монголия (АРВМ) активно продвигает образ «северных ворот» Китая. За последние несколько пятилеток регион сделал огромный экономический рывок, заняв в 2016 г. седьмое место в стране по показателю среднедушевого валового продукта (бо лее 11 тыс. долл. США). При этом внешнеторговая квота АРВМ, где расположены крупные сухопутные пограничные переходы Мань чжурия и Эрлянь, имеет огромный потенциал для роста. «Интер фейс» международных экономических коридоров в рамках стра -тегии «Один пояс, один путь» позволяет Китаю интегрировать сложившиеся внутри и за рубежом оси развития [14].
Большие перспективы открываются у Синьцзян Уйгурского автономного района, задействованного в продвижении сразу трёх
экономических коридоров: Китай — Пакистан, Китай — Централь -ная Азия — Западная Азия и новый евразийский континентальный мост. И если в становлении экономических коридоров Китай — Индокитай и Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма в первую оче -редь заинтересованы провинция Юньнань и Гуанси - Чжуанский автономный район, то экономический коридор Китай — Монго лия — Россия жизненно важен для АРВМ и — в определённой сте -пени — для северо восточных провинций.
Очевидно, что экономические коридоры «Одного пояса,од -ного пути» находятся на разных стадиях продвижения и реали зации. Так, китайско пакистанский коридор считается одним из наиболее активно прорабатываемых направлений развития ЭПШП, несмотря на напряжённость вокруг спорных террито рий Кашмира. О серьёзных намерениях Пекина работать в этом направлении свидетельствуют уже начатые работы по двусто ронним соглашениям, подписанным в ходе визита Си Цзиньпина в Пакистан в апреле 2015 г. Инвестиции (изначально заявлялось о 46 млрд долл., а в 2017 г. эта цифра возросла до 64 млрд долл.) направляются на строительство сети автомобильных и железных дорог через Каракорумский хребет, развитие производства элек троэнергии и электрораспределительных сетей, а также на созда ние промышленных зон [5].
Важно отметить, что успех запуска экономических коридо ров напрямую зависит от согласованности участвующих сторон и общего видения целей и приоритетов. Так, экономический кори -дор Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма имеет определённый задел: начало сотрудничества государств в четырёхстороннем формате было положено ещё в 1999 г. проведением совместного форума, известного как Куньминская инициатива. Однако неоп -ределённость в целом позиции Дели по инициативе Пекина «Один пояс, один путь» выступает сдерживающим фактором в строи тельстве экономического коридора в данном направлении.
Организация экономических коридоров по периметру Китая, с одной стороны, обеспечивает реализацию курса на всесторон -нюю открытость и инклюзивное развитие, а с другой — даёт воз можности роста внутренним приграничным районам, тем самым сглаживая проблему региональной дифференциации. Таким образом, КНР чётко соблюдает принцип координации внутрен ней и внешней политики, обеспечивающий на протяжении почти 40 лет успех политики реформ и открытости.
МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОРИДОРОВ
Планы Китая по проведению масштабных пространственных преобразований и подключению к ним соседних стран впечатляют. В этой связи большой интерес представляет мировой опыт созда -ния экономических коридоров, в первую очередь тех, что пересе -кают границы государств.
Изначально термин «экономический коридор» был исполь -зован Азиатским банком развития (АБР) в 1990- х гг. в ходе раз -работки Программы субрегиона Большого Меконга (СБМ). К его обширной территории принято относить пять стран Юго - Восточ -ной Азии: Камбоджу, Мьянму, Лаос, Таиланд, Вьетнам, — а так -же приграничные территории Юго - Западного Китая (провинцию Юньнань и Гуанси - Чжуанский автономный район). Задача Про -граммы СБМ состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязанность территорий, повысить конкурентоспособность на мировом рынке и генерировать чувство сообщества внутри субрегиона. И в реа -лизации этого замысла основная роль отводится экономическим коридорам как ключевому инструменту пространственной орга низации экономики СБМ.
Специалистами АБР было предложено создать три экономи ческих коридора (Север — Юг, Восток — Запад, южный), форми -рование которых к настоящему времени практически завершено (рис. 2). Каждый из них представляет собой зону для инвести -ций в различные сектора экономики, географически привязанную к автотранспортным магистралям и пересекающую национальные границы. Экономические коридоры не только соединяют различ ные территории внутри СБМ, но и содействуют развитию торговли и туризма [8].
Реализуемые проекты экономических коридоров в первую очередь были направлены на формирование и совершенствова ние инфраструктуры. При этом в качестве важной рассматрива лась не только «твёрдая» (hardware) составляющая последней, т.е. своеобразный «материальный каркас» экономического коридора (дороги, электрические сети, телекоммуникации), но и её «мягкий» (software) компонент: образование, здравоохранение, меры содей -ствия торговле и т.д.
Рис. 2. Экономические коридоры в субрегионе Большого Меконга. Источник: Bihar at the Confluence of International Economic Corridors // BIHARTIMES.IN: информационный портал. URL: http://www.bihartimes.in/articles/ prateek/confluenceofecocorridors.html (дата обращения: 30.11.2017)
Опыт запуска экономических коридоров в СБМ используется в других частях Азии при поддержке АБР: в реализации программ Центральноазиатского регионального экономического сотрудни -чества (ЦАРЭС) и Южноазиатского субрегионального экономи ческого сотрудничества. Подробно остановимся на более бога том опыте эффективного взаимодействия центральноазиатских государств.
Программа ЦАРЭС сформирована в 2001 г. и включает 10 стран -участниц: Афганистан, Азербайджан, Китай (представлен Синьцзян Уйгурским автономным районом и АРВМ), Казахстан, Киргизию, Монголию, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. По состоянию на 2016 г. Программа мобилизовала инвестиции свыше 30 млрд долл. [4]. В отличие от СБМ, развитие экономичес -ких коридоров в условиях Центральной Азии представляется более сложным ввиду таких особенностей региона, как отсутствие выхода к морю, значительные расстояния между ключевыми узлами и ред -конаселённые территории.
В Программе ЦАРЭС экономические коридоры представлены одним из операционных приоритетов наряду с транспортом, энер гетикой, торговой политикой и др. [13]. При этом участники про -цесса не спешат с конкретизацией и постепенно внедряют кон цепцию развития региональных коридоров, предложенную специалистами АБР, в частности Прадипом Шриваставой. В соот -ветствии с данной концепцией, в зависимости от функциональной нагрузки, коридоры подразделяются на транспортные, транзитные и экономические [16]. Иными словами, создание экономических коридоров возможно только после обеспечения транспортного сообщения и выстраивания логистических цепочек.
На сегодня Программой ЦАРЭС определены шесть коридо ров, приоритетных для развития: ЦАРЭС 1 (Европа — Восточная Азия), ЦАРЭС - 2 (Средиземноморье — Восточная Азия), ЦАРЭС - 3 (Россия — Ближний Восток и Южная Азия), ЦАРЭС 4 (Россия — Восточная Азия), ЦАРЭС - 5 (Восточная Азия — Ближний Восток и Южная Азия) и ЦАРЭС - 6 (Европа — Ближний Восток и Южная Азия) (рис. 3). Данные направления были отобраны на основе оценки пяти факторов: существующего объёма перевозок, пер -спективы экономического роста, возможностей для увеличения связанности между населёнными пунктами, потенциала для сокра щения задержек и минимизации других препятствий, экономичес кой и финансовой устойчивости [10].
Рис. 3. Региональные коридоры ЦАРЭС. Источник: [10]
Предполагается, что по мере прохождения различных этапов развития данных коридоров будет меняться характер инвестиций: от вложения в базовую инфраструктуру, логистические решения, градостроительство до диверсификации финансирования по про -изводственным секторам. Соответственно, «апгрейд» коридоров в каждом конкретном случае будет возможен при положитель -ных результатах анализа эффективности уже вложенных средств и обосновании расчётов ожидаемых выгод.
Как было замечено ранее, коридоры ЦАРЭС только ожидают оценки осуществимости концепции развития региональных кори -доров и пока говорить о том, какие из них будут «экономичес -кими», преждевременно. Разумеется, не все транспортные артерии на центральноазиатском пространстве ждёт эффективный тран зит. В свою очередь, лишь отдельные транзитные коридоры могут «вырасти» в экономические при условии уплотнения и расшире ния разнообразия экономической деятельности в их простран стве. Специалисты отмечают важность разработки как макси мум 1—2 пилотных «экономических коридора ЦАРЭС» в качестве демонстрационных проектов, имеющих вероятность привлечения интереса частных инвесторов и поддержки со стороны правитель ства [6]. Более того, для начала предлагается сосредоточить усилия на конкретном сегменте коридора ЦАРЭС -1: Алматы — Бишкек [7].
Концепция развития региональных коридоров продолжает совершенствоваться и обогащаться за счёт практического опы -та. Сложно дать однозначное определение термину «экономичес -кий коридор», но следует отметить, что он определяется геогра -фическим пространством, на котором преобладает поток целевых направлений хозяйственной деятельности. Следовательно, эконо мический коридор не может быть создан на пустом месте и дол жен связывать активные международные рынки.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА КИТАЙ - МОНГОЛИЯ - РОССИЯ: ПОЛЕЗНОЕ ИЗ МИРОВОГО ОПЫТА
Последние годы КНР, Монголия и Россия неизменно подчёрки вают значимость сопряжения национальных стратегий развития. В принятой тремя странами «Программе создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия» перспективой экономичес -кого коридора обозначены «создание и укрепление пространства совместного взаимовыгодного экономического развития, реали зующего потенциал и преимущества каждой из сторон, способст вующего их процветанию и укреплению совместной конкуренто способности на мировом рынке» [9].
Прообразом экономического коридора Китай — Монголия — Россия является Великий чайный путь, проходивший по террито рии этих государств и обладавший огромной значимость для их социально экономического развития. Имея положительный исто рический опыт налаживания торговых связей и учитывая значи тельные геополитические изменения, которые происходят на евра зийском пространстве, стороны приходят к уверенности, что создание этого экономического коридора «будет способствовать углублению региональной экономической интеграции, созданию условий для сопряжения стратегий развития и инфраструктур ной взаимосвязанности, стабильному и поступательному разви тию торговли и инвестиций, а также координации экономической политики и укреплению гуманитарных контактов» [9].
Стремление трёх соседних государств укреплять экономичес кие и гуманитарные связи, развивать потенциал приграничных тер риторий даёт основу для формирования привлекательного меж дународного маршрута с опорными точками в ключевых городах
и площадками для сотрудничества в важных торгово производст венных зонах. При этом Монголия и сопредельные с ней регионы России и Китая получат импульс к совместному развитию.
Очевидно, что пространственная организация трёхсторон-него экономического коридора предполагает развитие и тесную хозяйственную консолидацию прежде всего прилегающих тер риторий, хотя географические рамки экономического коридора пока остаются довольно размытыми. Существующие и проекти руемые линии транспортного сообщения, формирующие каркас экономического коридора Китай — Монголия — Россия, позво ляют в общих чертах выделить три меридиональных коридора (оси развития), где происходит или ожидается уплотнение эконо -мической деятельности:
1. Центральный коридор, охватывающий Республику Буря -тию в России, аймаки Центрального и Гобийского регионов Монголии, центр АРВМ, отчасти провинцию Хэбэй и города центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь в Китае. Дан -ное направление имеет наиболее очевидные предпосылки для становления экономического коридора, если принимать во внимание инфраструктурные возможности, концентрацию промышленных объектов и человеческих ресурсов [3].
2. Восточный коридор, включающий Забайкальский край РФ, восточные аймаки Монголии, регион Мэндун (восточная часть АРВМ) и, в какой то степени, северо восточные про винции КНР. Развитие этой оси основывается на транзитных возможностях железной дороги, проходящей через крупней ший сухопутный пункт пропуска на российско китайской границе — Забайкальск — Маньчжурия, — а также на расту щих экономических связях между крупными центрами.
3. Западный коридор: Республика Тува РФ, западные аймаки Монголии и Синьцзян -Уйгурский автономный район КНР. Данный коридор наименее развит в силу сложных природ но географических условий и низкой плотности населения. Однако при этом перспективы освоения угольных месторо ждений в Туве и открытия дополнительного маршрута евра зийских грузоперевозок делают целесообразным налажи вание железнодорожного сообщения (северный и западный коридоры). Вместе с тем указанное направление при успеш ной реализации транспортных проектов претендует лишь на статус транзитного коридора.
Несомненно, следует провести подробный макроэкономичес кий анализ современной ситуации с обозначенными коридорами и дать оценку экономического потенциала всех задействован -ных территорий, т.к. экономический коридор в состоянии лишь направлять и расширять уже существующий потенциал.
Учитывая общую заинтересованность в становлении трёхсто -роннего экономического коридора, необходимо извлечь следую щие уроки из мирового опыта создания таких структур:
1. Крайне важными представляются скоординированность уси -лий участников экономического коридора, а также их высо кая приверженность политическим обязательствам. Дейст вия одной страны по развитию сообщения не могут иметь эффекта без встречных мер соседей, что будет влиять на при влекательность коридора в целом.
2. Запуск экономических коридоров является долгосрочным проектом и опирается на эффективное функционирование транспортных и транзитно логистических коридоров.
3. Обоснование запуска экономических коридоров в качестве инвестиционных приоритетов подразумевает расчёты эконо мических издержек и выгод в кратко , средне и долгосроч ной перспективе.
4. Пространственное развитие экономических коридоров тре -бует определения ключевых узлов (городские агломерации, пограничные пункты пропуска, транспортно логистические узлы), между которыми будут идти потоки людей, товаров и услуг.
5. Если создание инфраструктуры (как hardware, так и software) находится в сфере ответственности центральных или регио нальных властей, то успешное функционирование экономи ческого коридора зависит от активности предприниматель ской среды [17].
К уже перечисленному стоит добавить исключительное значе -ние качественного менеджмента. Известно, что в развитии регио нальных экономических коридоров существенную роль сыграл АБР как источник финансирования, но ещё большее влияние име ет его координирующая функция.
Таким образом, в создании экономического коридора Китай — Монголия — Россия важны общее понимание целей и задач, сохра нение твёрдых политических обязательств каждым участни ком, выработка чёткой позиции Пекина, Улан Батора и Москвы
в отношении трёхстороннего сотрудничества и оказание под -держки приграничным территориям в адаптации к новым усло виям. Так, КНР активно разрабатывает соответствующие планы для АРВМ как непосредственного участника создания коридора и исследует возможности подключения северо восточных провин ций и других регионов [19]. РФ необходимо преодолевать собст -венный скептический настрой и искать точки приложения усилий по восстановлению и налаживанию связей с Монголией и Китаем.
В итоге отметим, что сопряжение национальных стратегий трёх стран и создание экономического коридора Китай — Монголия — Россия невозможны без выработки единого видения организации экономического пространства и стратегического планирования развития задействованных территорий. В свою очередь, широкое поле для исследователей представляют как изучение особенно стей экономического функционирования местностей, сопредель -ных Монголии и Китаю, так и поиск эффективных форм регио нального сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Алиев Т.М. и др. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о пу тях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономичес кого союза и Экономического пояса «Шёлкового пути». М.: ITI, 2016. 200 с.
2. Антипов К.В. Экономический коридор «Китай — Пакистан» открывает Шёл -ковый путь на Запад // Китай в мировой и региональной политике. История и современность / сост., отв. ред. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2015. Вып. XX. С. 260—272.
S. Батцэнгэл В. и др. Вопросы планирования пространства по созданию эконо мического коридора // Экономический коридор между тремя государства ми — Россией, Монголией и Китаем: сб. материалов междунар. науч. исслед. конф. Улан - Батор, 2015. С. 22S—228.
4. В ближайшие пять лет АБР выделит $5 млрд для поддержки ЦАРЭС — 20S0 // AKCHABAR.KG: финансовый портал. URL: https://www.akchabar.kg/news/v -blizhajshie pyat let abr vydelit 5 mlrd dlya podderzhki cares 20S0/ (дата об ращения: S0.11.2017).
5. Китай нарастил инвестиции в пакистанский экономический коридор // EURASIA.EXPERT: информационно аналитическое издание. URL: http:// eurasia.expert/kitay uvelichil investitsii v pakistanskiy koridor/ (дата обраще ния: S0.11.2017).
6. На пути к экономическим коридорам ЦАРЭС: Концепция. С. 1S // CARECPROGRAM.ORG: официальный сайт Центральноазиатского регио нального экономического сотрудничества. URL: http://www.carecprogram. org/uploads/events/2006/S0M -Apr/CAREC - Eco - Corridors - Concept - Note - ru. pdf (дата обращения: S0.11.2017).
7. Операционализация экономических коридоров в Центральной Азии: Иссле -дование на примере Коридора Алматы — Бишкек. Мандалуйонг, Филиппины: Азиатский банк развития, 2014 // CARECPROGRAM.ORG: официальный сайт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества. URL: http://www.carecprogram.org/uploads/docs/CAREC - Publications/CAREC - ECD -study- ru.pdf (дата обращения: 28.05.2017).
8. Паршин П.Б. Проекты развития субрегиона бассейна реки Меконг // Анали -тические доклады Института международных исследований МГИМО (У) МИД России. Сентябрь 2014. Вып. 4 (43). С. 16.
9. Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Рос -сия // NEWS.MONGOLNOW.COM: новостной портал «Монголия сейчас». URL: http://news.mongolnow.com/assets/rus - ch - mn.pdf (дата обращения: 06.06.2017).
10. Стратегия ЦАРЭС по транспорту и содействию торговле до 2020 года // ADB.ORG: официальный сайт Азиатского банка развития. URL: https://www. adb.org/sites/default/files/institutional - document/34153/files/carec - ttfs-2020- ru.pdf (дата обращения: 30.11.2017).
11. Уянаев С.В. Новые «Шёлковые пути» Китая: принципы и параметры офици -альной «дорожной карты» // Китай в мировой и региональной политике. Ис тория и современность: ежегодное издание / сост., отв. редактор Е.И. Сафро -нова. М.: ИДВ РАН, 2015. Вып. XX. С. 242—259.
12. Фэн Шаолэй. Предпосылки и перспективы развития внешних стратегий Ки -тая в новом веке // Валдайские записки. 2015. № 34 // RU.VALDAICLUB.COM: официальный сайт Международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: http://ru.valdaiclub.com/files/10935/ (дата обращения: 30.06.2017).
13. ЦАРЭС - 2020: Стратегические рамки для Программы Центральноазиат -ского регионального экономического сотрудничества на 2011—2020 гг. // CARECPROGRAM.ORG: информационный портал. URL: http://www.carecprogram. org/uploads/docs/CAREC- Publications/2012/CAREC- 2020- Strategic-Framework- ru.pdf (дата обращения: 30.11.2017).
14. Чубаров И.Г. География сопряжения: региональная политики КНР и простран -ственное развитие стран ЕАЭС // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 5. С. 114—125.
15. Эксперт: экономический коридор Китай — Индокитай имеет обширные перспективы // RUSSIAN.PEOPLE.COM.CN: русскоязычное издание «Жэнь -минь жибао онлайн». URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0528/ c31518 -9064534.html (дата обращения: 30.11.2017).
16. Srivastava P. Regional Corridors Development: a Framework // Journal of Inter -national Commerce. Economics and Policy. April 2013. Vol. 4. No. 2. P. 1—21.
17. Uberoi P. The BCIM Economic Corridor: A Leap into the Unknown? // ICSIN.ORG: официальный сайт Института китайских исследований Дели. URL: http://www. icsin.org/uploads/2015/05/15/89cb0691df2fa541b6972080968fd6ce.pdf (дата обращения: 15.11.2017).
18. = Концепция и план действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути XXI века // SDPC.GOV.CN: официальный сайт Государственного комитета по развитию и реформам КНР. URL: http://www.sdpc.gov.cn/gzdt/201503/t20150330_669162.html (дата об -ращения: 05.09.2016).
19. = Исследование основных проблем строи -тельства экономического коридора Китай — Монголия — Россия / Коллектив -ная работа Центра исследований проблем развития АРВМ, Центра экономи -ческой информации АРВМ. Пекин: АШШШ±, 2016. 421 с.
20. = Китай планирует создание 6 экономичес -ких коридоров «Одного пояса, одного пути» // WORLD.PEOPLE.COM.CN: изда -ние «Жэньминь жибао онлайн». URL: http://world.people.com.en/n/2015/0528/ c1002-27069213.html (дата обращения: 30.11.2017).
REFERENCES
1. Aliev T.M. et al. Ekonomicheskiy poyas Evraziyskoy integratsii: doklad oputyakh realizatsii proekta sopryazheniya integratsii Evraziyskogo economicheskogo soyuza i Ekonomicheskogopoyasa "Shelkovogoputi" [The Economic Belt of Eura -sian Integration: a Report on Ways to Implement the Projects of Integration of the Eurasian Economic Union and the Economic Belt of the "Silk Road"]. Moscow, ITI Publ., 2016, 200 p. (In Russ.)
2. Antipov K.V. Ekonomichekiy koridor Kitay — Pakistan otkryvaet Shelkoviy put' na Zapad [China — Pakistan Economic Corridor Opens Silk Road to the West]. Kitaj v mirovoj i regional'nojpolitike. Istorija i sovremennost' [China in the World and Regional Policy. History and Modernity]. Ed. by E.I. Safronova. Moscow, IFES RAS Publ., 2015, iss. 20, pp. 260—272. (In Russ.)
3. Battsengel V. et al. Voprosy planirovaniya prostranstva po sozdaniyu ekonomiches -kogo koridora [Problems of Spatial Planning in the Construction of the Economic Corridor]. Jekonomicheskijkoridormezhdu tremjagosudarstvami — Rossiej, Mon-goliej iKitaem: sbornikmaterialovmezhdunarodnoj nauch.-issled. konf. [China — Mongolia — Russia Economic Corridor: Proceedings of International Conference]. Ulaanbaatar, 2015, pp. 223—228. (In Russ.)
4. V blizhayshie pyat' let ABR vydelit pyat' milliardov dollarov dlya podderzhki CAREC — 2030 [Over the Next Five Years, ADB will Allocate $ 5 Billion to Support CAREC — 2030]. Available at: https://www.akchabar.kg/news/v - blizhajshie - pyat -let - abr- vydelit - 5- mlrd - dlya- podderzhki - cares -2030/ (accessed 30.11.2017). (In Russ.)
5. Kitai narastil investitcii v pakistanskiy ekonomicheskiy koridor [China has In -creased Investment in the Pakistani Economic Corridor]. Available at: http:// eurasia.expert/kitay uvelichil investitsii v pakistanskiy koridor/ (accessed 30.11.2017). (In Russ.)
6. Na puti k ekonomicheskim koridoram CAREC: Kontseptsiya [Towards CAREC Economic Corridors: the Concept]. Available at: http://www.carecprogram.org/ uploads/events/2006/S0M - Apr/CAREC - Eco - Corridors - Concept - Note- ru.pdf (accessed 30.11.2017). (In Russ.)
7. Operacionalizacija jekonomicheskih koridorov v Central'noj Azii: Issledovanie na primere Koridora Almaty — Bishkek [The Operationalization of Econom -ic Corridors in Central Asia: A Case Study on the Almaty — Bishkek Corridor]. Available at: http://www.carecprogram.org/uploads/docs/CAREC - Publications/ CAREC - ECD - study- ru.pdf (accessed 28.05.2017). (In Russ.)
8. Parshin P.B. Proyekty razvitiya subregiona basseyna reki Mekong [Projects for the Development of the Mekong River Subregion]. Analiticheskie doklady Instituta
mezhdunarodnyh issledovanij MGIMO (U) MID Rossii [Analytical Reports of the Institute of International Studies, MGIMO (U), Ministry of Foreign Affairs of Rus -sia]. September 2014, no. 4 (43), p. 16. (In Russ.)
9. Programma sozdaniya ekonomicheskogo koridora Kitai — Mongoliya — Ros-siya [China — Mongolia — Russia Economic Corridor Establishment Program]. Available at: http://news.mongolnow.com/assets/rus- ch - mn.pdf (accessed 06.06.2017). (In Russ.)
10. Strategiya CAREC po transportu i sodeystviyu torgovle do 2020 goda [CAREC Transport and Trade Facilitation Strategy until 2020]. Available at: https:// www.adb.org/sites/default/files/institutional - document/34153/files/carec-ttfs-2020- ru.pdf (accessed 30.11.2017). (In Russ.)
11. Uyanayev S.V. Novye "Shelkovye puti" Kitaya: printsipy i parametry ofitsialnoy "dorozhnoy karty" [New "Silk Roads" of China: the Principles and Parameters of the Official "Road Map"]. Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovre-mennost' [China in the World and Regional Policy. History and Modernity]. Ed. by E.I. Safronova. Moscow, IFES RAS Publ., 2015, iss. 20, pp. 242—259. (In Russ.)
12. Feng Shaolei. Predposylki i perspektivy razvitiya vneshnikh strategiy Kitaya v no -vom veke [Prerequisites and Prospects for the Development of China's External Strategies in the New Century]. Valdayskiye zapiski, 2015, no. 34. Available at: http://ru.valdaiclub.com/files/10935/ (accessed 30.06.2017). (In Russ.)
13. CAREC-2020: Strategicheskiye ramki dlya Programmy Tsentralnoaziatskogo re-gionalnog ekonomicheskogo sotrudnichestva na 2011—2020 gg. [CAREC 2020: Strategic Framework for the Central Asia Regional Economic Cooperation Pro gram for 2011—2020] Available at: http://www.carecprogram.org/uploads/docs/ CAREC - Publications/2012/CAREC-2020- Strategic - Framework- ru.pdf (accessed 30.11.2017). (In Russ.)
14. Chubarov I.G. Geographiya sopryazheniya: regional'naya politika KNR i pros -transtvennoye razvivtiye stran EAES [Geography of Aligning: Regional Policy of China and Spatial Development of the Countries of the Eurasian Economic Union]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2017, no. 5, pp. 114—125. (In Russ.)
15. Ekspert: economicheskiy koridor Kitai — Indokitai imeet obshirniye persperktivy [Expert: the Economic Corridor China — Indochina has Vast Perspectives]. Avail -able at: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0528/c31518 -9064534.html (ac -cessed 30.11.2017). (In Russ.)
16. Srivastava P. Regional Corridors Development: a Framework. Journal of International Commerce, Economics and Policy, April 2013, vol. 4, no. 2, pp. 1—21. (In Eng.)
17. Uberoi P. The BCIM Economic Corridor: A Leap into the Unknown? Available at: http://www.icsin.org/uploads/2015/05/15/89cb0691df2fa541b6972080968fd6 ce.pdf (accessed 15.11.2017). (In Eng.)
18. [The Concept and Plan of Action to Promote the Joint Construction of the Economic Belt of the Silk Road and the Silk Maritime Road of the XXI Century]. Available at: http:// www.sdpc.gov.cn/gzdt/201503/t20150330_669162.html (accessed 05.09.2016). (In Chin.)
19. [Research on the Main Problems of the Con -struction of China — Mongolia — Russia Economic Corridor]. Beijing,
^ Publ., 2016, 421 p. (In Chin.)
20. [China Plans to Create 6 Economic Corri -dors of "Belt and Road"]. Available at: http://world.people.com.cn/n/2015/0528/ c1002-27069213.html (accessed 30.11.2017). (In Chin.)