Научная статья на тему 'Участие ветеранской организации в реализации социально значимых проектов (на примере ветеранской организации ВИПЭ ФСИН России)'

Участие ветеранской организации в реализации социально значимых проектов (на примере ветеранской организации ВИПЭ ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ветеранская организация / сотрудничество / социально-значимые проекты / ВИПЭ ФСИН России / Русская православная церковь / ветераны / veterans' organization / cooperation / socially significant projects / VILE of the FPS of Russia / Russian Orthodox Church / veterans

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлушков Александр Рудольфович

В статье рассматривается механизм привлечения ветеранских организаций к выполнению задач социальной направленности. Раскрываются правовые и экономические основы их деятельности, обосновывается роль соглашений о сотрудничестве, посредством которых создаются условия для реализации социальных проектов. Заинтересованность государства в функционировании ветеранских организаций обусловлена рядом причин. Практическая значимость статьи состоит в освещении опыта ветеранской организации ВИПЭ ФСИН России по реализации двух основных проектов. Первый направлен на создание мер социальной защиты ветеранов путем сочетания коллективного и адресного подходов и включает комплекс различных мероприятий. Второй проект ориентирован на сотрудничество с Русской православной церковью с целью восстановления религиозных святынь, патриотического воспитания курсантов, формирования бережного отношения к национальной культуре. Результаты реализации проектов были доложены на заседании ветеранской организации, отчетном собрании коллектива. Представленный опыт может быть использован при подготовке практических рекомендаций для работы ветеранских организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлушков Александр Рудольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of a veteran organization in the implementation of socially significant projects (using the example of the veteran organization of VILE of the FPS of Russia)

In the article the author examines the mechanism for attracting veteran organizations to carry out socially oriented tasks. The legal and economic foundations of their activities are revealed, the role of cooperation agreements is substantiated, through which conditions are created for the implementation of social projects. The state's interest in the functioning of veterans' organizations is due to a number of reasons. The practical significance of the article lies in highlighting the experience of the veteran organization of VILE of the FPS of Russia in the implementation of two main projects. The first is aimed at creating measures for the social protection of veterans by combining collective and targeted approaches and includes a set of various activities. The second project is focused on cooperation with the Russian Orthodox Church with the aim of restoring religious shrines, patriotic education of cadets, and developing a caring attitude towards national culture. The results of the projects were reported at a meeting of the veteran organization and a reporting meeting of the team. The experience presented can be used in preparing practical recommendations for the work of veterans' organizations and penal system institutions.

Текст научной работы на тему «Участие ветеранской организации в реализации социально значимых проектов (на примере ветеранской организации ВИПЭ ФСИН России)»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

УДК 94.34.37

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-258-11-19-29

АЛЕКСАНДР РУДОЛЬФОВИЧ ПАВЛУШКОВ

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент И apavlushkov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8838-5459

Вологда

Участие ветеранской организации в реализации социально значимых проектов (на примере ветеранской организации ВИПЭ ФСИН России)

Аннотация. В статье рассматривается механизм привлечения ветеранских организаций к выполнению задач социальной направленности. Раскрываются правовые и экономические основы их деятельности, обосновывается роль соглашений о сотрудничестве, посредством которых создаются условия для реализации социальных проектов. Заинтересованность государства в функционировании ветеранских организаций обусловлена рядом причин. Практическая значимость статьи состоит в освещении опыта ветеранской организации ВИПЭ ФСИН России по реализации двух основных проектов. Первый направлен на создание мер социальной защиты ветеранов путем сочетания коллективного и адресного подходов и включает комплекс различных мероприятий. Второй проект ориентирован на сотрудничество с Русской православной церковью с целью восстановления религиозных святынь, патриотического воспитания курсантов, формирования бережного отношения к национальной культуре.

Результаты реализации проектов были доложены на заседании ветеранской организации, отчетном собрании коллектива. Представленный опыт может быть использован при подготовке практических рекомендаций для работы ветеранских организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: ветеранская организация, сотрудничество, социально-значимые проекты, ВИПЭ ФСИН России, Русская православная церковь, ветераны

Для цитирования

Павлушков А. Р. Участие ветеранской организации в реализации социально-значимых проектов (на примере ветеранской организации ВИПЭ ФСИН России) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 11. С. 19-29. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-258-11-19-29.

5.1.1 Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки)

© Павлушков А. Р., 2023

ALEXANDER R. PAVLUSHKOV

Assistant Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor apavlushkov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8838-5459

Vologda

Participation of a veteran organization in the implementation of socially significant projects (using the example of the veteran organization of VILE

of the FPS of Russia)

Abstract. In the article the author examines the mechanism for attracting veteran organizations to carry out socially oriented tasks. The legal and economic foundations of their activities are revealed, the role of cooperation agreements is substantiated, through which conditions are created for the implementation of social projects. The state's interest in the functioning of veterans' organizations is due to a number of reasons. The practical significance of the article lies in highlighting the experience of the veteran organization of VILE of the FPS of Russia in the implementation of two main projects. The first is aimed at creating measures for the social protection of veterans by combining collective and targeted approaches and includes a set of various activities. The second project is focused on cooperation with the Russian Orthodox Church with the aim of restoring religious shrines, patriotic education of cadets, and developing a caring attitude towards national culture.

The results of the projects were reported at a meeting of the veteran organization and a reporting meeting of the team. The experience presented can be used in preparing practical recommendations for the work of veterans' organizations and penal system institutions.

Keywords: veterans' organization, cooperation, socially significant projects, VILE of the FPS of Russia, Russian Orthodox Church, veterans

For citation

Pavlushkov A. R. Participation of a veteran organization in the implementation of socially significant projects

(using the example of the veteran organization of VILE of the FPS of Russia) // Vedomosti of the Penal System.

2023. № 11. P. 19-29. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-258-11-19-29.

5.1.1 Theoretical and historical legal sciences (legal sciences)

Ветеранские организации являются частью гражданского общества. Их деятельность регулируется федеральным законодательством и направлена как на удовлетворение разнообразных запросов самих ветеранов, помощь их семьям, так и на решение важных общественных задач. Потребность в создании ветеранских организаций испы-

тывает и государство, рассматривая их как своеобразную площадку по передаче опыта, укреплению профессиональных связей. Подтверждением государственного интереса к ветеранским организациям служит статья 25 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», обязывающая органы государственной власти и органы местного самоуправле-

ния оказывать им содействие [1]. Кроме того, изменилась демографическая ситуация в России. Даже с учетом поднятия планки трудоспособного возраста, доля численности пожилых представителей населения постоянно растет и составляет 24,1 %, для сравнения: в 2005 году этот показатель составлял 20,5 % [2]. В 2022 году в стране, согласно данным официальной статистики, было чуть более 35 млн человек старше трудоспособного возраста. Общая численность пенсионеров еще выше - 44 682 тыс., что говорит о значительной социальной нагрузке государства. Как следствие, объективно назрел вопрос не только более эффективного распределения мер социальной поддержки, но и возможности ограниченного использования данного потенциала в отдельных направлениях деятельности государства [3]. В последнее время оно предпринимает серьезные усилия для социальной адаптации пенсионеров к изменившимся условиям, в том числе и посредством активизации деятельности общественных объединений [4, 5]. В этой связи изучение возможностей включения ветеранских организаций в социально значимые проекты представляется актуальным и перспективным научным направлением. О востребованности такой работы говорят и публикации в ряде изданий [6, 7, 8, 9].

Ветеранские организации военных и сотрудников правоохранительных органов занимают особое место в государственной политике. В силу особенностей профессиональной службы они отличаются большей сплоченностью, дисциплинированностью, высоким уровнем самоорганизации и активности членов. Они более мобильны, быстрее откликаются на инициативы государства, обладают существенным потенциалом для реализации государственных задач. Неслучайно в законе четыре (из пяти) кате-

горий ветеранов наделены статусом военного значения. В 2002 году постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ № 20-14 от 07.12.2002 был принят модельный закон «О военных ветеранах», устанавливающий правовые, экономические и организационные основы «поддержания высокого статуса военнослужащих» и ставящий задачу «стимулирования создания и деятельности разнообразных общественных ветеранских организаций» [10]. На текущий момент согласно официальным опросам лишь 43 % ветеранов участвуют в работе общественных объединений с постоянным и непостоянным членством [11].

Существенно важным является формальное разграничение взаимоотношений государства и общественных объединений, что обозначено в статье 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». С одной стороны, государство как главный выразитель национальных интересов поддерживает развитие гражданских инициатив. Тем самым оно делегирует часть своей ответственности, создает условия для формирования полноценного гражданского общества, усиливает легитимность органов власти. С другой стороны, общественные организации оказывают непосредственную помощь государству в реализации социальной политики. Соответственно, государство оказывает общественным объединениям поддержку в форме целевого финансирования общественно полезных программ (государственные гранты), заключения договоров на оказание услуг для удовлетворения государственных нужд. Помимо финансовой помощи органы государственной власти имеют право предоставлять ветеранским организациям имущество, средства массовой информации, оказывать организацион-

но-методическую и консультативную помощь, в том числе при проведении культурно-патриотических и научно-просветительских мероприятий [12]. Следовательно, участие ветеранских организаций в мероприятиях социальной направленности должно проходить в русле государственной политики.

Возможность участия общественных объединений в социально значимых проектах вытекает из смысла их существования - достижения общественно значимых целей. Все общественные объединения могут не только защищать свои права, но и вправе выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни [13]. Под социально значимыми проектами понимается система мер (комплекс мероприятий), направленных на решение социальных проблем. Главная задача таких проектов состоит в улучшении качества жизни людей, формировании благоприятной социальной среды. Любой социальный проект предполагает общественную значимость, теоретическое обоснование концептуальной идеи и ее апробацию на практике [14].

Правовой основой для участия Вологодской городской общественной организации ветеранов Вологодского института права и экономики (ВГОО ветеранов ВИПЭ) в социально значимых проектах являются учредительные документы и соглашения о сотрудничестве с рядом общественных организаций и государственных учреждений. Прежде всего, это устав ветеранской организации, где в качестве приоритетных целей заявлено о содействии решению социальных проблем, возникающих в жизни ветеранов, сохранении исторической памяти и уважения к культурному наследию. Пункты 2.2.1-2.2.6 Устава предоставляют право членам организации выступать с инициативами по различ-

ным вопросам общественной жизни, устанавливать контакты и сотрудничать с российскими и международными объединениями, а также ориентирует на деловое взаимодействие по социально значимым вопросам [15]. Вместе с тем, по форме деятельности более правильно говорить о соучастии ветеранской организации. Поскольку социальная политика является самостоятельным направлением политики государства, большое количество государственных служб и специальных учреждений целенаправленно занимаются этой работой в пределах установленных компетенций. Задача ветеранской организации состоит в оказании содействия в уже выстроенной и организованной деятельности, но не ее подмене.

Юридически значимым для осуществления социальных проектов является соглашение о сотрудничестве ВГОО ветеранов ВИПЭ с данной образовательной организацией, отдельным параграфом в котором зафиксировано «участие в мероприятиях по реализации социально значимых проектов по охране здоровья ветеранов и молодежи, формированию здорового образа жизни, социально-медицинской реабилитации инвалидов и укреплению семьи, охране окружающей среды...» [16]. Документ предусматривает проведение совместных мероприятий, направленных на раскрытие гражданского и духовного потенциала, решение социальных задач. Являясь организационно-административной платформой, институт предоставляет материальные и технические ресурсы для обеспечения деятельности общественной организации, а также оказывает информационную поддержку. Образовательное учреждение на безвозмездной основе выделило ветеранской организации помещение для работы председателя и совета, разрешило привлекать курсантов к

проводимым совместным мероприятиям. О результатах проделанной работы сообщается через официальные интернет-каналы учебного заведения. Кроме того, созданы группы в социальных сетях для постоянной коммуникации и информирования о важных событиях жизни организации.

К числу принципиально важных документов, создающих правовую основу для участия ветеранской организации в социально значимых проектах, являются также и соглашения ВГОО ветеранов ВИПЭ с иными общественными объединениями. На текущий момент подписаны соглашения с семью организациями, в которых обозначены конкретные направления сотрудничества. Подписанные соглашения дают возможность обмениваться опытом, оказывать помощь в проведении запланированных мероприятий, взаимодействовать по различным направлениям профессиональной деятельности. Соглашения о сотрудничестве раскрывают содержание совместно проводимых проектов: охрана здоровья ветеранов и молодежи, формирование здорового образа жизни, охрана окружающей среды, социально-медицинская реабилитация инвалидов, проведение культурно-массовых мероприятий [17]. Например, соглашение с Вологодской областной Федерацией профсоюзов обусловлено прежде всего необходимостью изучения передового опыта. Отраслевые профсоюзы активно взаимодействуют с Общественной палатой Вологодской области по обсуждению законопроектов, проведению экспертиз на предоставление грантовой поддержки некоммерческим организациям, осуществляют общественный контроль за реализацией национальных проектов. Областная федерация профсоюзов является координатором 203 программ укрепления здоровья на рабочем месте, из них 47

были представлены на региональный конкурс [18]. Безусловно, интересным является проведение регулярного фестиваля молодежных инициатив «Проф-Идея», участники которого совместно с экспертами дорабатывают и защищают командные социальные проекты с последующей реализацией на уровне первичных организаций.

Еще одно соглашение ВГОО ветеранов ВИПЭ с профессиональным учебным центром «Оптимист» создает условия для создания системы партнерских отношений по реализации долговременной программы по освоению новых компетенций и приобретению дополнительного профессионального образования. В частности, реализуется совместный проект «Академия активного долголетия», в рамках которого члены ВГОО ветеранов ВИПЭ имеют возможность освоить дополнительные образовательные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации по 30 специальностям. Кроме того, ветеранам было предложено апробировать курсы совместной коммуникативной деятельности, общения по интересам, освоения новых информационных технологий, получения новых знаний, направленных на профилактику и сохранение здоровья. Программа проекта начитывает 23 самостоятельных курса, в том числе по поддержанию физической активности как залога долголетия, тренировке памяти, управлению конфликтами в семье, обучению коммуникации посредством социальных сетей. Проект позволяет ветеранам быстрее адаптироваться к новой реальности после выхода на пенсию путем дальнейшего трудоустройства. Подчеркнем, что проблема социальной адаптации ветеранов выходит за рамки локальных проектов. Среднее время поиска работы лицами старше трудоспособного возраста составляет около семи

месяцев, а уровень их занятости - 20 % [19]. В этом отношении учебный центр «Оптимист» предложил для членов ВГОО ветеранов ВИПЭ широкую линейку курсов по переобучению, учитывающих самые разнообразные и актуальные запросы. Это стало возможным и потому, что в «Оптимисте» сконцентрирован профессиональный кадровый состав, все сотрудники имеют большой опыт в организации социальной работы. Кроме того, в коллективе учреждения работают ветераны уголовно-исполнительной системы, что позволяет быстрее выстроить сотрудничество.

Подчеркнем, что взаимодействие ВГОО ветеранов ВИПЭ с иными учреждениями и организациями не ограничивается принятыми соглашениями. Система взаимодействия данной общественной организации рассматривается как основной ресурс обеспечения социальной защиты ветеранов. Налажено социальное партнерство с государственными и муниципальными структурами (профильным комитетом Законодательного Собрания, Департаментом труда и занятости, Департаментом здравоохранения и Департаментом социальной защиты населения Вологодской области) по оказанию мер социальной поддержки ветеранам ВИПЭ ФСИН России. Продолжается сотрудничество с областным центром «Забота», комплексным центром социального обслуживания населения, городским волонтерским центром, Вологодским гериатрическим центром, который реализует областной проект «Старшее поколение» по восстановлению функциональной активности пожилых людей.

Из числа реализуемых социально значимых проектов, в которых непосредственно задействована ВГОО ветеранов ВИПЭ, подробнее остановимся на двух. Каждый из них - это определенный опыт

успешной совместной деятельности, который дает возможность ставить вопрос о его распространении.

Первый проект «Концепция социальной защиты ветеранов ВИПЭ ФСИН России» (далее - Концепция) был разработан по инициативе совета ветеранов под руководством Т. С. Ухановой. Локальный проект является частью национального проекта «Демография» и федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения», принятых в 2019 году и рассчитанных на пять лет. В качестве приоритетных задач ставятся повышение продолжительности жизни до 78 лет и улучшение доступности и качества медицинской помощи пожилым гражданам [20]. Документами предусматривается разработка программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, что и было воплощено на уровне ВГОО ветеранов ВИПЭ.

Подготовке Концепции предшествовал мониторинг выявления социальных проблем ветеранского сообщества. Был составлен среднестатистический портрет ветерана со свойственными ему характеристиками. Вместе с тем коллектив ветеранов ВИПЭ ФСИН России, насчитывающий около 200 человек, достаточно пестрый. В него входят работающие и неработающие пенсионеры по возрасту, действующие сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, отслужившие более двадцати лет. Градация ветеранов дает возможность не только дифференцировать проблемы, но и определить внутренний потенциал деловой активности ветеранской организации. В частности, около 20 % ветеранов продолжают службу на разных должностях в ВИПЭ ФСИН России, что особенно важно для взаимодей-

ствия с трудовым коллективом и формирования профессиональных традиций. Чем старше категория респондентов, тем острее вырисовывается потребность в применении индивидуального подхода. Наиболее социально уязвимой группой являются лица в возрасте старше 70 лет, поэтому работа с ними направлена прежде всего на снижение социальных проблем и активизацию физического потенциала каждого опекаемого с опорой на семью и социально полезное окружение.

Было выявлено множество проблем, которые можно свести к нескольким основным блокам:

- бытовые индивидуальные проблемы, требующие адресной поддержки;

- утрата профессиональных связей, снижение социального статуса и, как следствие, угасание интереса к окружающему миру;

- социальная изоляция и закрытость по причине снижения физической активности;

- появление возрастных болезней, отнимающих много сил и средств для лечения;

- психологическая неустойчивость, требующая внимания со стороны родственников, специальных служб.

Анализ проблем позволил установить список лиц, которые нуждаются в экстренной помощи (сбор средств на лечение, консультирование по обращениям в органы социальной опеки и медицинские учреждения, психологическая поддержка, решение жилищно-бытовых вопросов).

Отдельным разделом Концепции стало научное обоснование используемого понятийного аппарата. Четкость понятий позволила избежать двоемыслия и применить универсальную методологию при выработке конкретных программ по реализации Концепции. В частности, под социальной защитой ветеранов

в контексте деятельности ВГОО ветеранов ВИПЭ понимается система мер социальной поддержки, направленных на компенсацию утраченных социальных и физических функций человека в целях создания условий, обеспечивающих ему достойную жизнь и активную жизнедеятельность. Понятие «активное долголетие» заимствовано из Концепции политики активного долголетия в Российской Федерации (2019 год) и подразумевает состояние социального, физического и психологического благополучия [21]. Оно позволяет гражданам старшего возраста включаться в различные сферы жизни общества, формирует установки на активную жизненную позицию. Под гражданами «старшего поколения» понимается общепринятая возрастная граница 55 лет и старше. С учетом того, что основу ВГОО ветеранов ВИПЭ составляет именно эта категория ветеранов, происходило планирование деятельности комиссии по социальной работе.

Для реализации Концепции были разработаны несколько программ, основанные на двух подходах.

1) Организация адресной поддержки ветеранам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Она может проходить в различных формах. Вопрос об оказании финансовой помощи рассматривается в индивидуальном порядке на Совете ВГОО ветеранов ВИПЭ. Размер предоставляемой суммы определяется на основе средств, которыми располагает сама организация. Практикуется и добровольный сбор финансовых средств через социальные сети, что, как показывает практика, является более действенной мерой. Помимо финансовой помощи используются и иные индивидуальные формы работы: оказание хозяйственной помощи (уборка территории, сопровождение при переезде), транспортировка ветеранов на различные мероприятия,

индивидуальные поздравления на дому. Многие ветераны сталкиваются с проблемой поиска нужной информации. С этой целью организована консультативная поддержка по поиску специальных государственных служб, решению вопросов социального обеспечения.

Индивидуальная работа с ветеранами менее заметна, но занимает значительное место в деятельности ВГОО ветеранов ВИПЭ. Вместе с тем, именно здесь наглядно проявляются результаты от реализации Концепции.

2) Коллективная деятельность ветеранской организации. Она, несомненно, имеет положительный эффект, создает условия повышения активности личности, стимулирует процессы межличностной коммуникации. Речь идет о проведении массовых мероприятий с участием ветеранской организации, опыт деятельности которой освещался на страницах журнала ранее. Форматы этих мероприятий самые разнообразные и соответствуют определенным направлениям деятельности ВГОО ветеранов ВИПЭ. Это чествование общероссийских памятных дат и юбилейных событий истории института. Ветеранов приглашают на торжественный прием, присягу и выпуск курсантов. Регулярно проводятся мероприятия, подготовленные специально для ветеранов: концерты, спектакли, выездные экскурсии, спортивные мероприятия по теннису и стрельбе, совместные поездки на зимнюю рыбалку, праздничные и народные гуляния. Мероприятия организуются как силами института, так и самостоятельно ветеранской организацией. Для выявления талантов и успехов ветеранов на сельскохозяйственном поприще устраиваются конкурсы садоводов. Новшеством стало коллективное празднование масленицы, встречи нового года, семейные спортивные праздники, в которых

было задействовано несколько поколений одновременно.

Новой формой коллективной работы стали выезды в другие города для встреч с профильными ветеранскими организациями по обмену опытом. Они сопровождаются культурно-массовыми программами знакомства с достопримечательностями регионов.

Для организации коллективной работы ветеранов созданы группы на различных интернет-платформах, где анонсируются мероприятия, выкладываются фотоотчеты, публикуются поздравления. Такая форма работы позволяет увидеть реакцию людей, а также дает осознание сопричастности каждого к жизни ветеранской организации.

Апробированной формой работы по объединению ветеранского коллектива стало создание Книги памяти. В ней собраны сведения о ветеранах института, чей вклад в развитие учебного заведения был наиболее значительным. Решение о внесении в Книгу памяти принимается на Совете ветеранов. Аналогичные традиции существуют и в других ветеранских организациях. Отличительной особенностью работы ВГОО ветеранов ВИПЭ в данном направлении является публичная подборка развернутой информации о ветеране, что дает более масштабную картину об истории создания ветеранской организации. В Книгу заносятся данные ветерана, фото, краткая информация о его трудовом пути. Работа над Книгой памяти сопровождается поисковой деятельностью. Члены ветеранской организации принимают участие в формировании экспозиций музея института, подготовке тематических стендов.

Коллективная форма работы занимает существенное место в деятельности ВГОО ветеранов ВИПЭ, она способствует укреплению социальных и деловых

связей ветеранской организации, создает позитивный психологический климат, о чем свидетельствуют положительные отзывы участников мероприятий.

Еще один социальный проект, в котором данная общественная организация принимает активное участие, реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между ВИПЭ ФСИН России и Епархиальным управлением Вологодской епархии. В его реализации задействованы ветераны, продолжающие работать в образовательном учреждении. Проект имеет значительный духовный потенциал и направлен на укрепление взаимных интересов Русской православной церкви и государства с целью сохранения национальной культуры, развития патриотического воспитания, приобщения к традиционным ценностям российского общества. Программа реализации проекта предусматривает широкий спектр мероприятий:

- участие в акциях по восстановлению православных святынь;

- культурный обмен (проведение экскурсий для ветеранов и курсантов по святым местам, организация тематических встреч со священнослужителями с целью объяснения значения религиозных праздников, библейских заповедей);

- хозяйственная помощь по приведению в порядок уличных территорий храмов и монастырей (регулярно курсанты под руководством офицеров-ветеранов участвуют в акциях помощи: уборке

прилегающей к храмам территории от мусора, косьбе, заготовке дров и других);

- проведение совместных акций (участие в крестных ходах, научно-просветительских мероприятиях, например, совместно проводимые в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре «Дмитриевские чтения», где с докладами выступают курсанты и сотрудники ВИПЭ ФСИН России);

- образовательная деятельность (члены ВГОО ветеранов ВИПЭ участвуют в разработке гуманитарных образовательных программ).

Проект получил признание и высокую оценку со стороны Вологодского епархиального управления Русской православной церкви, региональной и муниципальной власти.

Таким образом, в ВИПЭ ФСИН России сложилась комплексная система работы ветеранской организации по реализации социально значимых проектов. Она опирается на тесное сотрудничество с государственными и общественными учреждениями, позволяющее решать различные индивидуальные и коллективные проблемы ветеранов. Работа над реализацией проектов ведет к формированию мобильного коллектива ветеранов, способного решать задачи в разных направлениях. Полагаем, что деятельность ВГОО ветеранов ВИПЭ в этом направлении может служить основой для изучения и распространения в качестве положительного опыта.

1. О ветеранах : федер. закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Доступ из СПС Гарант.

2. Численность населения Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 19.10.2023).

3. Синицын С. А. Публично-правовой и частно-правовой статус некоммерческих организаций: границы правового регулирования (на примере общественных движений) // Гражданское право. 2019. № 6. С. 8-12.

4. Топольник Е. И. Мудрость и опыт, помноженные на энергию молодости // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 12. С. 28-31.

5. Астэр И. В. Перспективы развития социального партнерства церковных, государственных и об-

щественных организаций в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 4. С. 84-88.

6. Тарасенко А. В., Кулмала М. Представительство интересов и социальная политика в России: ветеранские организации как посредники между обществом и государством // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 4. С. 551-564.

7. Соловьев В. С. Правовое и деловое поле ветеранства // Марийский юридический вестник. 2016. № 3 (18). С. 16-26.

8. Кулакова Н. А. Социальная роль и специфика военных ветеранских общественных организаций в политическом пространстве российской федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 3 (39). С. 25-30.

9. Павлушков А. Р., Бондаренко С. Я. Организация патриотического воспитания курсантов и студентов: из опыта работы ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 4. С. 45-54.

10. О военных ветеранах : модельный закон (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 07.12.2002 № 20-14) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 2003. № 30. Ст. 11.

11. Участие лиц старше трудоспособного возраста в деятельности каких-либо организаций и движений в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov. ru/folder/13877 (дата обращения: 19.10.2023).

12. Белянинова Ю. В., Гурина О. А., Захарова Н. А. Комментарий к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» / под ред. Т. С. Гусевой // ГАРАНТ. 2016.

13. Об общественных объединениях : федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.05.1995. № 21. Ст. 1930.

14. Верникова А. О. Социальные проекты и программы: единые принципы, разные методики. М. : ИН-ФРА-М. 2009. 345 с.

15. Устав Вологодской городской общественной организации ветеранов Вологодского института права и экономики // Уставные документы ВГОО ветеранов ВИПЭ : [сайт]. URL: https://vipe.fsin.gov.ru/veteran/ ustavnye_dokumenty.php (дата обращения: 19.10.2023).

16. Соглашение о сотрудничестве Вологодской городской общественной организации ветеранов ВИПЭ и федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский институт права и экономики ФСИН России» от 20.10.2023, пар. 3.19.

17. Соглашение о сотрудничестве ВГОО ветеранов ВИПЭ и Вологодской областной Федерации профсоюзов от 23.03.2023. Пункт. 2.1.9. Документ опубликован не был.

18. Хроника ВОФП // Вологодская областная Федерация профсоюзов : [сайт]. URL: https://xn--b1aydt.xn--p1ai/history/ (дата обращения: 19.10.2023).

19. Показатели, характеризующие занятость населения старше трудоспособного возраста // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 19.10.2023).

20. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» : федер. проект // Минздрав России : [сайт]. URL: https:// minzdrav.gov.ru/poleznyeresursy/natsproektzdravoohranenie/stranitsa-5729 (дата обращения: 19.10.2023).

21. Концепция политики активного долголетия // Научно-методологический доклад НИУ ВШЭ. URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/360906541.pdf (дата обращения: 19.10.2023).

1. About veterans : Federal Law of January 12, 1995 No. 5-FL // Access from LRS Garant.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Population of the Russian Federation // Federal State Statistics Service: [website]. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13877 (access date: 10/19/2023).

3. Sinitsyn S. A. Public legal and private legal status of non-profit organizations: boundaries of legal regulation (on the example of social movements) // Civil Law. 2019. No. 6. P. 8-12.

4. Topolnik E. I. Wisdom and experience, multiplied by the energy of youth // Vedomosti of the penal system. 2014. No. 12. P. 28-31.

5. Aster I. V. Prospects for the development of social partnership of church, state and public organizations in social work // Domestic Journal of Social Work. 2012. No. 4. P. 84-88.

6. Tarasenko A. V., Kulmala M. Representation of interests and social policy in Russia: veteran organizations as intermediaries between society and the state // Journal of Social Policy Research. 2016. T. 14. No. 4. P. 551-564.

7. Solovyov V. S. Legal and business field of veterans // Mari legal bulletin. 2016. No. 3 (18). P. 16-26.

8. Kulakova N. A. Social role and specificity of military veteran public organizations in the political space of the Russian Federation // Humanities. Bulletin of the Financial University. 2019. No. 3 (39). P. 25-30.

9. Pavlushkov A. R., Bondarenko S. Ya. Organization of patriotic education of cadets and students: from the experience of the veteran organization of the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 4. P. 45-54.

10. On military veterans : model law (adopted by resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States dated December 7, 2002 No. 20-14) // Information Bulletin of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States. 2003. No. 30. Art. 11.

11. Participation of persons over working age in the activities of any organizations and movements in the Russian Federation // Federal State Statistics Service : [website]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (access date: 10/19/2023).

12. Belyaninova Yu. V., Gurina O. A., Zakharova N. A. Commentary on the Federal Law of January 12, 1995 No. 5-FL «On Veterans» // ed. T. S. Guseva. Special for LRS GARANT. 2016.

13. On public associations : federation. Law of May 19, 1995 No. 82-FL // Official Gazette of the Russian Federation of May 22, 1995. No. 21. Art. 1930.

14. Vernikova A. O. Social projects and programs: common principles, different methods. M.: INFRA-M. 2009. 345 p.

15. Charter of the Vologda city public organization of veterans of the Vologda Institute of Law and Economics // Statutory documents of the Vologda city public organization of veterans of the Vologda Institute of Law and Economics): [site]. URL: https://vipe.fsin.gov.ru/veteran/ustavnye_dokumenty.php (access date: 10/19/2023).

16. Agreement on cooperation between the Vologda city public organization of veterans of the VILE and the federal government educational institution of higher education «Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia» dated 10/20/2023, par. 3.19 17. Agreement on cooperation between the Vologda city public organization of veterans of the Vologda Institute of Law and Economics and the Vologda Regional Federation of Trade Unions dated 03/23/2023. Paragraph. 2.1.9. The document was not published.

17. Agreement on cooperation between the Vologda city public organization of veterans of the Vologda Institute of Law and Economics and the Vologda Regional Federation of Trade Unions dated March 23, 2023. Paragraph. 2.1.9. The document was not published.

18. Chronicle of the VRFTU// Vologda Regional Federation of Trade Unions: [website]. URL: https://xn--b1aydt. xn--p1ai/history/ (accessed 10/19/2023).

19. Indicators characterizing the employment of the population older than working age // Federal State Statistics Service: [website]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (access date: 10/19/2023).

20. Federal project "Development and implementation of a program for systemic support and improving the quality of life of citizens of the older generation "Older Generation" // Ministry of Health of the Russian Federation : [website]. URL. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/stranitsa-5729 (date of access: 10.19.2023).

21. Concept of active longevity policy // Scientific and methodological report of the National Research University Higher School of Economics : [website]. URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/360906541.pdf (access date: 10/19/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.