DOI: 10. 26794/2226-7867-2019-9-3-25-30 УДК 323.21(045)
социальная роль и специфика
военных ветеранских общественных организаций
в политическом пространстве российской федерации
Кулакова Нина Николаевна,
канд. полит. наук, доцент Департамента политологии массовых коммуникаций,
Финансовый университет, Москва, Россия
Аннотация. Исследование проблемы становления российского гражданского общества сопровождается и в практическом, и в теоретическом плане целым комплексном противоречий и сложностей, берущих свои истоки как в неоднозначной истории этого феномена, так и столь же многовариантной его трактовке научным сообществом и широкой общественностью. Автор, признавая как факт общую слабость российских негосударственных отношений, практически в качестве исключения и одновременно в качестве примера успешной гражданской деятельности значительной части населения российского государства, предлагает рассмотреть практику военных ветеранских сообществ. Общественные военные ветеранские организации выступают как социальный институт, созданный гражданами независимо от государства на основе солидарных интересов своих членов. При этом, функционируя как структурный элемент гражданского общества, они, одновременно являются механизмом политической социализации ветеранов. Современные ветеранские организации сформированы и представлены в общественно-политическом пространстве России достаточно широко - это движения, комитеты, союзы, фонды, ассоциации. Они имеют широкую разветвленную систему на местном и региональном уровнях, сотрудничают с аналогичными сообществами в странах СНГ и международными организациями. Ветеранские организации выступают в качестве посредника между человеком и группой, с одной стороны, и между обществом и государством, с другой, способствуют укреплению механизма их взаимодействия, формируют новые системы связей. Тема социальной защиты и адаптации военнослужащих, в частности участников боевых действий, останется актуальной для российского общества и в отдаленной перспективе. Современная политическая практика, в значительной мере делающая ставку в международных отношениях на военную силу, способствует дальнейшему росту количественного состава ветеранов войн и военной службы. Только за последние годы к числу российских ветеранов добавились еще более 50 тысяч солдат и офицеров, прошедших через военную кампанию в Сирии. Качество взаимодействия общественных организаций военных ветеранов и государственных структур оказывает определяющее влияние на характер участия бывших военнослужащих в социально-политических процессах. Автор делает вывод, что на сегодняшний день мощный потенциал этих организаций, способных эффективно воздействовать на политику государства, используется властными структурами лишь в незначительной степени, что во многом объясняется неготовностью российской элиты и российского бизнеса к взаимодействию с гражданским обществом.
Ключевые слова: гражданское общество; общественные организации; ветераны; государство; общество
social role and peculiar features
of military veterans social
organizations in the political space
of the russian federation
Kulakova N.N.,
PhD of Political Sciences,
Senior lecturer of the Department of Political Science and Mass communications
Financial University, Moscow, Russia
Abstract. The study of the problem of the formation of the Russian civil society is accompanied both in practical and theoretical terms by a whole complex of contradictions and complexities that originate in the ambiguous history of this phenomenon and as well in its equally multivariate interpretation by the scientific community and the general public. Admitting as a fact the common weakness of Russian non-governmental relation, the author considered, practically as an exception, the work of military veteran communities as an example of the successful civil activity of the significant part of the population of the Russian state. Social, military veteran organisations act as a social institute created by the citizens apart from the state based on solidary interests of their members. At the same time, functioning as a structural element of the civil society they simultaneously represent the mechanism of political socialisation of veterans. Modern veteran organisations are founded and presented in the social and political space of Russia widely enough. It is movements, committees, unions, funds, associations. They have an extensive ramified network the local and regional levels, co-operate with similar communities in the countries of CIS and international organisations. Veteran organisations act as intermediaries between an individual and a group on the one hand and between society and the state from the other, contribute to the strengthening of the mechanism of their interaction, and form new systems of partnership. The issue of social protection and adaptation of military personnel, in particular, the combatants, will remain urgent for the Russian society in the longer term. Modern political practice, mainly counting on the military force in international affairs, promotes further growth of the number of veterans of wars and military service. Over the last few years, more than 50 thousand soldiers and officers participating in the military campaign in Syria became the members of Russian veterans. The quality of interaction of social organisations of military veterans and state structures has a determinant influence on the participation of the former soldier in socio-political processes. Today, powerful potential of these organisations, capable effectively influence state politics, is used by state structures in an insignificant degree. It can be explained by the unwillingness of the Russian elite and Russian business to interact with civil society.
Keywords: civil society; public organisations; veterans; state; society
Порядок образования общественных организаций ветеранов был прописан в 1995 г. в заключительном положении Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако, как бывает довольно часто, малоподвижная правовая система отстает от потребностей быстротекущей жизни и лишь документирует сложившееся положение дел. Считается, что современное движение участников войн зародилось еще в ноябре 1984 г. в городе Ухта (Коми АССР). Именно там была создана Ухтинская организация ветеранов
войны в Афганистане. В этот период локальные общественные организации «афганцев» стали активно формироваться по всему союзному государству.
После вывода советских войск из Афганистана была создана добровольная общественная организация участников боевых действий в Афганистане и других странах под названием «Союз ветеранов Афганистана», позже переименованный в «Российский Союз ветеранов Афганистана» (РСВА). Деятельность Союза регламентирована Уставом, в который
на IV, V, VI, VII и IX съездах периодически вносились изменения и поправки. Целью общественной организации являются «совместная деятельность по реализации своих прав и интересов», прежде всего включающая помощь в социальной адаптации и медицинской реабилитации участников афганской компании, «улучшение материального состояния ветеранов».
Деятельность Союза ветеранов Афганистана по социальной защите инвалидов и участников военных действий от произвола чиновничества в период перестройки имела немаловажное значение [1]. Люди, приказом государства направленные в Афганистан, возвращались с войны с серьезными физическими и психическими травмами. Государство, переживающее сложный период переформатирования, было не в состоянии удовлетворить элементарные потребности граждан, пострадавших при выполнении воинского долга. Это было трудное время становления организации, которой приходилось одновременно бороться с криминалитетом, недобросовестными чиновниками и равнодушием погруженного в свои проблемы общества. Как бы откупаясь от проблем «афганцев», 30 ноября 1991 г. Б. Ельцин издал Указ Президента РФ от 30.11.1991 г. № 248 «О Российском фонде инвалидов войны в Афганистане», разрешающий предпринимательскую деятельность и предоставляющий льготы во внутренней и во внешнеэкономической деятельности.
С изданием этого Указа связана темная страница становления гражданского общества в современной России. Так, созданная в 1991 г. для адаптации и социализации вои-нов-«афганцев» и представления их интересов в органах власти Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы — «Инвалиды войны» (ОООИВА) — в конкурентной борьбе за налоговые и таможенные льготы, предоставляемые при занятии бизнесом, использовала бандитские способы для выяснения отношений между соратниками, что привело к целой череде заказных убийств. Апофеозом этого конфликта интересов стал взрыв на Котляковском кладбище в 1996 г., унесший жизни 14 человек. Выяснение обстоятельств и виновных в этих трагических событиях, затянувшееся на десяток лет, безусловно, не способствует
формированию положительного имиджа этой общественной организации.
На сегодняшний день в России функционирует широкий сектор военных ветеранских организаций, существенно отличающихся по своей численности, материальным возможностям и политическому влиянию, но сходных по прописанным в уставах организаций целям. Среди этих целей — реализация политических, экономических и социальных интересов ветеранов военной службы, войн и военных конфликтов, членов их семей, а также членов семей погибших военнослужащих. Для достижения поставленной цели, а также для решения широкого круга других задач (в том числе по патриотическому воспитанию молодежи, увековечивания памяти погибших, участию в общественной и политической жизни страны) современные ветеранские организации стремятся активно взаимодействовать со структурами государственной власти различного уровня, министерствами и ведомствами, другими общественными организациями.
Несмотря на взаимопроникновение военной и гражданской сфер жизни, а также на пенсионный статус своих членов, эта социальная группа имеет целый ряд специфических черт, среди которых:
• единый и долговременный род профессиональной деятельности его членов, непосредственно связанный с монопольной ролью государства на его регламентирование;
• высокая массовость и организованность, знание силы приказа;
• активная гражданская позиция, умение ориентироваться в сложных ситуациях и брать ответственность за происходящие события;
• конвергенция мнений отставников и кадровых военнослужащих, которую они не всегда могут выразить публично;
• сохранение связи с частью государственной структуры — Министерством обороны;
• специальные военно-прикладные умения и особый (часто радикально отличающийся от других групп гражданского общества) жизненный опыт, сплачивающий членов организации и определяющий целый ряд их потребностей и интересов;
• невостребованность опыта и знаний ветеранов в реальной социально-политической практике.
Составить среднестатистический портрет члена военной ветеранской организации довольно нетривиальная задача — военная социология активно развивается, но ее исследования практически недоступны, во многом это касается и информации о военных пенсионерах.
Член военной ветеранской организации в подавляющем большинстве случаев — мужчина среднего возраста, окончивший военное учебное заведение, женатый, имеющий взрослых детей; средний размер его пенсии выше, чем у гражданских пенсионеров; он работает (часто в учреждениях и организациях силовых структур); разделяет военно-корпоративные ценности. Около 60% от общего числа военных пенсионеров являлись участниками подразделений особого риска, боевых действий и локальных конфликтов. Среди членов ветеранских организаций эта цифра значительно выше, некоторые из них состоят исключительно из участников боевых действий.
Среди многочисленных организаций можно выделить крупнейшие, такие как:
• Общероссийская общественная организация ветеранов «Российский Союз ветеранов» (http://soyuzveteranov.ru/content/ustav), осуществляющая деятельность на всей территории Российской Федерации и имеющая общероссийский статус.
• Международный Союз общественных объединений «Общественный Комитет ветеранов войн» включает около 40 организаций стран СНГ (www.okww.ru/ustav_okww.doc).
• Общероссийская общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана» (http://rsva.ru/doc-menu/ustav-rsva), непростая история становления которого была рассмотрена ранее.
Названные ветеранские организации имеют широкую сеть региональных и местных отделений. Интернет-сайт «ветеран.шш» предоставляет координаты 28 организаций России, объединяющих ветеранов боевых действий. Помимо вышеперечисленных, созданы и активно работают ветеранские организации, объединяющие в своих рядах представителей тех и иных родов войск или штабов, такие как «Региональная общественная организация ветеранов Генерального штаба», «Союз десантников России», «Региональная общественная организация ветеранов инженерных войск» и многие другие.
Организации прописывают в уставах практически идентичные задачи — защита гражданских, политических, социальных прав и свобод ветеранов, обеспечение достойного положения в обществе, содействие развитию России, укрепление оборонного могущества страны и ее международного авторитета, сплочение общества и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Совпадение заявленных в уставах организаций целей может позволить им совместно лоббировать интересы в правительстве и у президента. Объединяющим фактором членов военных ветеранских организаций выступают не только сходные злободневные потребности, но и армейское прошлое, обеспечившее этих людей специфическими профессиональными навыками, а также понятие боевого братства, святость присяги, знание ценности жизни, высокая дисциплинированность и, конечно же, активная гражданская позиция.
В период своего становления военные ветеранские организации, в частности «афганцы», рассматривались либерально-демократическим движением как потенциальный союзник советской партократии. Но в кризисные для страны периоды августовского путча 1991 г. и противостоянии властей осенью 1993 г. воины-афганцы, за исключением небольшого, но яркого числа, практически не принимали участия в политической жизни.
Преобладающее большинство ветеранских организаций военнослужащих в настоящее время лояльны к властным структурам российского государства и сотрудничают с ними на взаимовыгодной основе [2]. Представители властвующей политической элиты и системной оппозиции в период предвыборной агитации активизируют свое присутствие на юбилейных мероприятиях и торжественных собраниях крупных ветеранских объединений. Выступая с приветственными спичами, они заявляют о поддержке ветеранов и выражают благодарность за службу отечеству. Руководство организаций, в свою очередь, призывает своих членов поддержать эти политические силы.
Несмотря на идентичность заявленных целей, ветеранское движение внутренне не едино. Противоречия, периодически выплескивающиеся на общественное обозрение, подрывают доверие к нему со стороны широкой общественности, разобщают и ослабляют ве-
теранское движение [3]. Военные ветеранские организации объединяют граждан с разной политической ориентацией, часто детерминированной экономическим и социальным положением, в том числе и неблагополучием инвалидов и ветеранов боевых действий. Военные ветеранские организации, созданные с целью социальной защиты и адаптации своих членов и практически заменившие государственные структуры в социальной реабилитации вернувшихся с войны, в периоды обострения общественных проблем смещают вектор своей активности в направлении политики и прежде всего задач безопасности государства.
Численность ветеранской организации выступает значимым, но не всегда решающим фактором в определении ее влияния и эффективности деятельности. Здесь работает Суворовский принцип «не числом, а умением». Для защиты общих интересов и достижения своих целей ветеранские организации пытаются изменить законодательную базу или повлиять на принятие государственными структурами определенных решений, влияющих на достижение поставленных ими задач. Однако же, когда наступает кризис веры, ветеранские организации, не меняя первоначального предназначения, пытаются играть политическую роль.
За современный и довольно непродолжительный период своего существования военные ветеранские организации не единожды выступали с острой критикой деятельности властных органов как местного, так и федеративного значения. Причинами для обращения в высшие органы государственной власти, а также для проведения ветеранами протестных мероприятий, имевших место во многих городах России, стали монетизация льгот 2004 г. [4], реформа Вооруженных Сил под руководством А. Сердюкова ^йр://уоепре^. com/blogs/1/365/18-09-11) и другие резонансные политические события.
Наиболее радикальные воззрения характерны для организаций ветеранов Воздушно-десантных войск, «Союза советских офицеров», «Офицеров России». В то время как многие организации бывших военнослужащих заявляют о своей полной аполитичности, в обращениях и лозунгах этих ветеранов, помимо традиционной социальной защиты, звучат общеполитические требования, призывы к усилению борьбы с коррупцией и безответственностью
чиновников, к смене курса социального и экономического развития России, пересмотру внешнеполитических приоритетов, к отставке руководства государства.
Учитывая широкое распространение, социальную активность и высокую организационную устойчивость военных ветеранских организаций, представляется, что они могли бы оказывать существенное влияние на властные структуры государства. Однако препятствием к достижению объединяющих их высоких целей выступают противоречия, в том числе в политической ориентации, что распыляет усилия и делает невозможным выработку единой стратегии в реализации заявленных интересов.
Было бы преувеличением считать, что государство активно интересуется положением дел в военных ветеранских организациях или формирует политику, сверяясь с их мнением. Как известно, в ситуациях, когда государственные структуры не удовлетворяют насущные потребности, а коллективные интересы требуют доступа к власти, общественно-политические объединения могут быть трансформированы в политические партии. Таким образом достаточно последовательно развивалось основанное в 1997 г. «Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» (ДПА), основанное генерал-лейтенантом Л. Я. Рохлиным.
Экономическая турбулентность, падение уровня жизни, сложная военно-политическая международная обстановка, проведение непопулярных реформ, резкая дифференциация общества, неудовлетворенный запрос на справедливость — это далеко не полный перечень процессов, способных стимулировать политизацию общественных организаций военных ветеранов, реализующуюся посредством участия в избирательных кампаниях с целью оказания влияния на выборы, приобретение статуса самостоятельной политической силы.
Располагая ранее рассмотренными характерными чертами, такими как организационная устойчивость, массовость, чувство единения, дисциплинированность, патриотизм, военные ветеранские организации, выступая в качестве одного из политических факторов, имеют весомые предпосылки для повышения степени своего влияния на протекание соци-
ально-политических процессов в российском государстве. Трудности военных ветеранских организаций предопределены общим уровнем развития российского гражданского общества [5], имеющего давние, не лишенные специфики традиции, и в настоящее время поднимающегося на следующий виток своего развития. Преодоление таких проблем, как высокий уровень социальной дифференциации, миними-
зация связей между социальными группами, сложности экономического характера, политическая апатия и политический нигилизм граждан, становление механизма формирования политического лидерства и некоторые другие, позволит общественным организациям поднять эффективность своей деятельности и будет способствовать росту участия граждан в политической жизни страны.
список источников
1. Щепетин А. Этапы становления общественных организаций военных ветеранов Российской Федерации (ВАК). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-obschestvennyh-organizatsiy-voennyh-veteranov-rossiyskoy-federatsii.
2. Гасанбеков С. Политические технологии в системе формировании электорального поведения офицерского корпуса Вооруженных Сил России. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/politicheskie-tekhnologii-v-sisteme-formirovanii-elektoralnogo-povedeniya-ofitserskogo-korpu#ixzz5WZUFCE 93
3. Чепурной А. Время выбрало нас. URL: http://yariva.rusinfoguard.ru/wpcontent/uploads/ sites/12/2017/05/pobratim_0416.pdf.
4. Алтунин П. Благоразумие должно взять верх. Еще раз о проекте замены льгот денежными компенсациями. Красная звезда. URL: http://old.redstar.ru/2004/05/06_05/1_03.html.
5. Вилков А. Политическое управление и гражданское общество в современной России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-upravlenie-i-grazhdanskoe-obschestvo-v-sovremennoy-rossii.
references
1. Shepetin А. The phases of establishing of social organizations of military veterans of Russian Federation. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-obschestvennyh-organizatsiy-voennyh-veteranov-rossiyskoy-federatsii. (In Russ.).
2. Gasanbekov С. Political Technologies in the system of shaping of electoral behaviour of officer corps of the Armed Forces of Russia. Scientific Library of the Thesis and Author's Thesis. URL: http://www. dissercat.com/content/politicheskie-tekhnologii-v-sisteme-formirovanii-elektoralnogo-povedeniya-ofitserskogo-korpu#ixzz5WZUFCE 93. (In Russ.).
3. Chepurnoy A. Time has chosen us. URL: http://yariva.rusinfoguard.ru/wpcontent/uploads/ sites/12/2017/05/pobratim_0416.pdf. (In Russ.).
4. Altunin P. Prudence should take over. Once again about the project of replacing benefits with cash compensation. URL: http://old.redstar.ru/2004/05/06_05/1_03.html. (In Russ.).
5. Vilkov А. Political control and civil society in modern Russia. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ politicheskoe-upravlenie-i-grazhdanskoe-obschestvo-v-sovremennoy-rossii. (In Russ.).