УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
С.П. Матвеев, профессор, д.ю.н., доцент, Е.И. Мещерякова, профессор, д.пед.н., профессор, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Анализ исследований, осуществляемых российскими педагогами и психологами (В.П. Беспалько, П.К. Гальперин, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, Ю.К. Итин, В.И. Коваленко, Ю.А. Конаржевский, Л.Н. Ланда, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова, П.И. Сластенин, Н.Ф. Талызина, В.А. Третьяков, Т.И. Шамов и др.), красноречиво свидетельствует о том, что эффективное формирование профессионально-личностных качеств будущих специалистов в период обучения в ведомственных образовательных организациях требует переосмысления существующих и разработки новых концептуальных подходов к организации и управлению образовательным процессом, а также ставит перед их командным и профессорско-преподавательским составом принципиально новые задачи подготовки будущих специалистов. «Сегодня на смену философии «воздействия», - уверены В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др., - идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления» [1]. В связи с этим отметим, что все больше сторонников приобретает в настоящее время концепция полисубъектного управления (В.И. Коваленко, П.И. Третьяков, Е.М. Харламова, Т.И. Шамова и др.), суть которого наиболее полно отражена в работах В.И. Коваленко, по мнению которого полисубъектное управление «представляет собой процесс полилогического взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов управления, направленный на совместную разработку и реализацию стратегической программы ее развития ... на основе мобилизации творческого потенциала педагогического коллектива и гармонизации индивидуальных, групповых и общевузовских целей и интересов» [2, с. 8].
Развивая идеи концепции полисубъектного управления, заметим, что одним из направлений в поиске эффективных методов и средств повышения качества подготовки специалистов в ведомственных образовательных организациях может стать развитие профессионально-педагогической культуры преподавателей, а его условием - их участие в управлении подготовкой специалистов. Профессионально-педагогическая культура преподавателя традиционно связывается исследователями этого феномена с выделением тех норм и правил педагогической деятельности, которые характеризуют личностные качества преподавателя и проявляются в его педагогическом мастерстве и педагогической технике. Профессионально-педагогическая культура развивается под влиянием сложного и противоречивого взаимодействия факторов и условий, требующих комплексного исследования. От уровня профессионально-педагогической культуры преподавателя зависит
его способность целостно, системно воспринимать образовательный процесс от целеполагания до результата, организовывать и осуществлять его в соответствии с научными достижениями, его стремление и умение изучать, анализировать и выбирать для осуществления практической образовательной деятельности перспективные практико-ориентированные педагогические концепции, овладевать современными педагогическими технологиями, а вместе с тем - и его способность проводить педагогическую диагностику результатов своей педагогической деятельности и анализировать результативность созданной в ведомственной образовательной организации системы подготовки специалистов.
Участие преподавателей в управлении ведомственной образовательной организацией становится важным условием развития их профессионально-педагогической культуры, если в нем реализуется модель, основанная на полисубъектности и усилении роли педагогических аспектов управления. Эффективная реализации в управлении такой модели требует внесения изменений в существующую структуру управления, разработки положения о новом органе управления - Консультативном совете по управлению образовательным процессом, действующем при начальнике ведомственной образовательной организации, создаваемом по его решению и утверждаемом его приказом.
Создание консультативных советов приобретает в настоящее время все большее распространение. Такие советы создаются при органах государственной власти - законодательной и исполнительной, следственных органах, прокуратуре, общественных объединениях и др. Консультативные советы - это совещательные органы, деятельность которых способствует повышению эффективности управления, обоснованности принимаемых управленческих решений, обеспечению контроля за их исполнением. Применительно к управлению подготовкой специалистов в ведомственной образовательной организации, создание Консультативного совета позволит не только на практике реализовать указанные преимущества, но и задействовать педагогические начала в управлении, мотивировать преподавателей и сотрудников к поиску и использованию новых возможностей повышения эффективности подготовки специалистов, которые раскрываются вместе с активизацией педагогических начал в управлении образовательной деятельностью.
При этом каждому преподавателю, принимающему для себя решение о необходимости и возможностях его участия в управлении образовательным процессом, необходимо найти ответы на следующие вопросы:
1) обладает ли он необходимыми для разрешения педагогических проблем управления психолого-педагогическими знаниями, способностями к их результативному применению?
2) если не обладает, то сможет ли он получить необходимые знания, сформировать способности, что ему для этого потребуется?
3) будут ли востребованы руководством образовательной организации его
предложения по совершенствованию системы управления подготовкой специалистов? И если да, то, на каком уровне - организации в целом, факультета, курса, преподавания отдельной дисциплины?
4) с какими трудностями он может столкнуться, предлагая свои варианты разрешения проблем управления подготовкой специалистов? Сможет ли он преодолеть эти трудности?
5) если проблему управления подготовкой специалистов с его помощью удастся решить, то какие новые педагогические проблемы могут возникнуть в связи с ее решением?
Поиск ответов на эти и связанные с ними вопросы способствует развитию профессионально-педагогической культуры каждого преподавателя посредством дальнейшего формирования нравственно позитивного и педагогически целесообразного отношения к себе как к личности, руководителю той составляющей образовательного процесса, которая ему доверена (обучение отдельной дисциплине, комплексу дисциплин, руководству практикой и т.п.), а также к своим непосредственным, вышестоящим (возможно - и нижестоящим) руководителям, к коллегам, подчиненным, к обучающимся -курсантам и слушателям.
С участием в управлении подготовкой специалистов приходит и понимание необходимости научно-педагогического подхода к совершенствованию своей профессионально-педагогической деятельности, значимости соотнесение своих педагогических взглядов с психолого-педагогической наукой и практикой, а вместе с тем и важности расширения круга тех (преподавателей, сотрудников), кто способен оказать и реально оказывает позитивное влияние на процесс принятия управленческих решений по повышению эффективности и результативности подготовки специалистов.
Кроме того, участие в управлении помогает преподавателю:
1) глубже понять сложнейший комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и иных факторов, влияющих на организацию и осуществление образовательного процесса в ведомственном вузе;
2) сформулировать для себя те педагогические проблемы, в разрешение которых он сможет внести посильный вклад в процессе осуществления педагогической деятельности в качестве преподавателя;
3) осознать и определить свои возможности воздействия на управление образовательным процессом ведомственного вуза, которое сможет способствовать корректировке и сглаживанию противоречивого воздействия факторов, приводящего к негативным последствиям практико-ориентированной подготовки специалистов;
4) оценить деятельность субъектов, управляющих решением непосредственно педагогических проблем организации практико-ориентированной подготовки специалистов, их реальный вклад и потенциальные возможности решения проблем, их педагогический потенциал;
5) объективно оценивать процесс управления и степень достижения педагогических целей подготовки специалистов, отказываться от сложившихся
стереотипов понимания и способов решения педагогических проблем в соответствии с изменяющимися условиями такой подготовки.
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что развитие профессионально-педагогической культуры преподавателей посредством их участия в управлении ведомственной образовательной организацией будет способствовать усилению практико-ориентированной направленности в подготовке специалистов, повышению результативности образовательной деятельности, которая определяется «главным образом тремя обстоятельствами: во-первых, уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателей, во-вторых, технологиями обучения, которые проектируются и используются для реализации педагогических задач и достижения поставленных целей обучения, в-третьих, организацией управления практико-ориентированным обучением курсантов» [3, с. 24].
Список использованной литературы
1. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов педвузов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075 (дата обращения: 23.08.2015).
2. Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005. - 42с.
3. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. - № 2 (53). - С. 21-24.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ
ВУЗОВ МЧС РОССИИ
С.В. Могильниченко, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В современном обществе происходит постоянное развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Активное использование Интернет-технологий, создание единого информационного образовательного пространства вуза способствует развитию и самореализации обучаемых.
Процесс освоения дисциплины «Иностранный язык» в вузах МЧС России направлен на формирование у курсантов общекультурных и профессиональных компетенций. Формирование способности к систематическому изучению