Научная статья на тему 'Использование медийных технологий на занятиях по иностранному языку для формирования профессиональной компетенции курсантов вузов МЧС России'

Использование медийных технологий на занятиях по иностранному языку для формирования профессиональной компетенции курсантов вузов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могильниченко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование медийных технологий на занятиях по иностранному языку для формирования профессиональной компетенции курсантов вузов МЧС России»

стереотипов понимания и способов решения педагогических проблем в соответствии с изменяющимися условиями такой подготовки.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что развитие профессионально-педагогической культуры преподавателей посредством их участия в управлении ведомственной образовательной организацией будет способствовать усилению практико-ориентированной направленности в подготовке специалистов, повышению результативности образовательной деятельности, которая определяется «главным образом тремя обстоятельствами: во-первых, уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателей, во-вторых, технологиями обучения, которые проектируются и используются для реализации педагогических задач и достижения поставленных целей обучения, в-третьих, организацией управления практико-ориентированным обучением курсантов» [3, с. 24].

Список использованной литературы

1. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов педвузов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075 (дата обращения: 23.08.2015).

2. Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005. - 42с.

3. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. - № 2 (53). - С. 21-24.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ

ВУЗОВ МЧС РОССИИ

С.В. Могильниченко, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В современном обществе происходит постоянное развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Активное использование Интернет-технологий, создание единого информационного образовательного пространства вуза способствует развитию и самореализации обучаемых.

Процесс освоения дисциплины «Иностранный язык» в вузах МЧС России направлен на формирование у курсантов общекультурных и профессиональных компетенций. Формирование способности к систематическому изучению

научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по вопросам обеспечения пожарной безопасности невозможно без умения находить информацию на иностранном языке в различных источниках, в том числе электронных и Интернете.

Мультимедийный потенциал современной компьютерной техники позволяет преподавателю иностранного языка модернизировать существующие и создавать новые технологии и формы обучения.

Одним из наиболее востребованных направлений развития компьютерных программ в учебном процессе является разработка специализированных систем проверки знаний обучаемых.

Целью обучения иностранному языку в вузе МЧС является -сформировать у курсантов коммуникативную компетенцию, достаточную для решения коммуникативных задач в профессиональной и научной деятельности и для их дальнейшего самообразования.

Важно, чтобы они умели определить информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость проблем, которые описываются в текстах и статьях; формулировать свои собственные суждения и умозаключения на основе информации, выявлять закономерности, т.е. творчески перерабатывать фактическую информацию, повышая тем самым профессионально значимые виды интеллектуальной активности.

Анализ опыта информатизации образовательных структур позволяет нам выделить три последовательных этапа этой деятельности:

- компьютеризация (функционирование отдельных компьютеризованных мест, создание определенного минимума научно-методического, технического, программного, финансового, организационного обеспечения);

- создание информационной инфраструктуры (соединение всех элементов в единую информационную систему на базе совместимых технических и программных ресурсов в виде локальной сети образовательного учреждения);

- вхождение в информационное образовательное пространство региона, страны, мира [1].

Исходя из вышесказанного, компьютеризацию высшего профессионального образовательного учреждения мы можем определить как этап формирования элементов будущей информационной системы. Этими элементами являются определенные минимумы научно-методического, технического, программного, организационного, финансового обеспечения и подготовки кадров. В Воронежском институте ГПС МЧС России для организации учебного процесса с использованием новых технологий имеется 2 компьютерных класса на 14 рабочих мест, разработаны компьютерные учебные программы разного уровня сложности, выделяется время для самостоятельной работы курсантов [2].

Для эффективной организации индивидуальной деятельности курсантов учебных заведений МЧС России важно разработать комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса с учетом внедрения активных

методов и новых технологий обучения. Одним из важных этапов учебного процесса является его контроль, задачей которого является выявление пробелов в знаниях курсантов, с целью их оперативного восполнения.

Качество педагогического контроля знаний существенно влияет на результативность обучения, т.к. позволяет педагогу объективно оценивать достигнутый уровень знаний обучаемых и направленно корректировать образовательный процесс. На этом этапе педагогической деятельности компьютерные контролирующие системы могут существенно облегчить труд педагога, повысить объективность оценки и уменьшить временные затраты на обработку результатов контроля.

Автоматизированные Обучающие Системы (АОС) представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

Автоматизированная обучающая система «Арктур» создана для поддержания сконструированного учебного процесса самостоятельной деятельности обучаемых при изучении иностранных языков для высших военно-учебных заведений [2]. Однако ее универсальность позволяет нам адаптировать ее к использованию в ведомственных учебных заведениях, в частности, в институтах МЧС России.

В учебных заведениях МЧС России при изучении иностранного языка АОС «Арктур» может использоваться для следующих целей:

1) теоретической подготовки;

2) наглядной иллюстрации теоретического и практического материала;

3) проведения начального контроля по заданным темам, а при необходимости - теоретического обучения с помощью текстовой и графической информации;

4) основного контроля - индивидуального или в составе группы - для экзамена по результатам обучения.

Список использованной литературы

1. Багрова А.Н. Моделирование учебной деятельности как условие организации управляемой самостоятельной работы учащихся по иностранному языку в рамках АСО на базе ЭВМ // Науч. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза - М., 1989. - Вып. 299. - С. 33-41.

2. Могильниченко С.В. Английский язык при подготовке специалистов МЧС в среднем специальном учебном заведении / С.В. Могильниченко // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Технические и социально-гуманитарные проблемы профессиональной деятельности ГПС МЧС России: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВПТУ МЧС России, 2006. - С. 206-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.