ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ МЧС НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
С.В. Могильниченко, доцент, к.п.н., И.Ю. Конорева, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Подготовка современного специалиста МЧС в высших учебных заведениях предполагает формирование разнообразных профессиональных умений и навыков с последующим их развитием и совершенствованием. Значимым компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля является формирование языковой компетенции.
В учебных заведениях МЧС России иностранный язык является одной из учебных дисциплин гуманитарного направления [1]. Образовательные и самообразовательные функции иностранного языка, его профессиональная значимость значительно возросли в результате динамических процессов, происходящих в современном обществе. Существенную роль в этом играет постоянная интеграция структур МЧС России в соответствующие международные структуры.
Целью иноязычной подготовки курсантов вузов МЧС является не только формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо), но и обучение их самостоятельной деятельности в реальной деловой ситуации. Общей целью обучения является формирование у курсантов способности к адекватным речевым действиям на иностранном языке в ситуациях, связанных с их профессиональной деятельностью, т.е. формирование языковой компетенции [2]. Очень важно, чтобы они научились определять информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость рассматриваемых в статьях проблем; умели формулировать свои собственные суждения и умозаключения на основе полученной иноязычной информации; могли выявлять закономерности, т.е. творчески перерабатывать фактическую информацию, повышая тем самым профессионально значимые виды интеллектуальной активности.
Решение проблемы улучшения качества иноязычной подготовки, повышения активности курсантов и обеспечения индивидуального подхода возможно на основе целенаправленного применения новых компьютерных технологий в учебном процессе.
Залогом успешного обучения курсантов иностранному языку является учет их индивидуальных различий, т.е. индивидуализация процесса обучения путем создания индивидуальных учебных программ для каждого обучаемого, разработанных при помощи АОС с учетом регулярного мониторинга успеваемости.
Основными направлениями индивидуализации работы обучаемых в специализированных компьютерных классах под руководством преподавателя и самостоятельно является дифференциация учебного материала по объему и уровню сложности, учебных заданий по сложности и времени их выполнения.
Анализ опыта информатизации образовательных структур МЧС России позволяет нам выделить три последовательных этапа этой деятельности:
- компьютеризация (функционирование отдельных компьютеризованных мест, создание определенного минимума научно-методического, технического, программного, финансового, организационного обеспечения);
- создание информационной инфраструктуры вуза (соединение всех элементов в единую информационную систему на базе совместимых технических и программных ресурсов в виде локальной сети образовательного учреждения);
- вхождение в информационное образовательное пространство региона, страны, мира [3].
Для эффективной организации индивидуальной (в том числе самостоятельной) деятельности курсантов важно разработать комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса с учетом внедрения активных методов и новых технологий обучения. В качестве технологии индивидуальной иноязычной подготовки нами предлагается методика, в основе которой лежит управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов с использованием АОС в учебных группах, в которых не предусматривается деление по уровню языковой подготовки. Автоматизированные Обучающие Системы (АОС) представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий [4].
Курсанты с разным уровнем знаний работают в аудитории под руководством преподавателя одновременно с одним и тем же набором текстов, объединенных единым тематическим стержнем. Однако задания, выполняемые ими во время самостоятельной работы (в аудитории и вне ее), носят вариативный характер и отличаются по количеству и содержанию, а так же по трудности предлагаемых упражнений.
Автоматизированная обучающая система «Арктур» создана для поддержания сконструированного учебного процесса самостоятельной деятельности обучаемых при изучении иностранных языков для высших военных учебных заведений. Однако ее универсальность позволяет нам адаптировать ее к использованию в учебных заведениях МЧС России, где она может использоваться для следующих целей:
1. теоретической подготовки слушателей (аспирантов, адъюнктов);
2. наглядной иллюстрации теоретического и практического материала на практических занятиях;
3. проведения начального (входного) контроля по заданным темам, а при необходимости - теоретического обучения с помощью текстовой и графической информации;
4. основного (итогового) контроля - индивидуального или в составе группы - для экзамена по результатам обучения.
Преподаватель, вооруженный таким инструментарием, способен довести уровень индивидуализации обучения практически до каждого курсанта учебной группы, обеспечив, таким образом, решение главной задачи - формирование у курсантов языковой компетенции в соответствии с требованием Федерального
государственного образовательного стандарта. Активное включение современных информационных технологий в образовательный процесс по иностранному языку создает реальные возможности для повышения качества и уровня владения иностранным языком с учетом индивидуальных способностей курсантов.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета). - М.: 2015.
2. Квасова Л.В. Английский язык в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие / Л.В. Квасова, О.Е. Сафонова, А.А. Болдырева. - М., 2011. - 137 с.
3. Могильниченко С.В. Применение адаптивных автоматических обучающих систем (АОС) при организации учебного процесса по иностранному языку в ВИ ГПС МЧС России / С.В. Могильниченко. - Вестник Воронежского института МВД России. № 2/ 2011. - С. 213.
4. Могильниченко С.В. Иноязычная подготовка курсантов вузов МЧС
России на основе автоматизированной обучающей системы. - Автореф. дисс.....
канд. пед. наук. - Елец: 2012. - 23 с.