ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Панферкина И.С., старший научный сотрудник, к.п.н.
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Экстремальные ситуации и условия в деятельности сотрудников МЧС России возникают под воздействием чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, количество которых многократно возросло в настоящее время не только в нашей стране, но и за ее пределами. Важно отметить, что расширяется география и увеличивается количество ситуаций, порождающих экстремальные условия, требующих грамотных профессиональных действий сотрудников МЧС России. Именно поэтому особое значение приобретают исследования проблем, связанных с формированием морально-психологических качеств, необходимых для обеспечения готовности курсантов - будущих специалистов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях. Ведь формирование готовности специалистов к деятельности в экстремальных ситуациях, а также личностно-профессиональных качеств специалистов, необходимых для осуществления ими эффективной профессиональной деятельности в любых, в том числе и экстремальных ситуациях, осуществляется в период обучения курсантов в ведомственных образовательных учреждениях. В связи с этим возрастают требования к подготовке специалистов для МЧС России в ведомственных вузах, к формированию в процессе обучения их готовности к действиям в экстремальных ситуациях. В то же время особую актуальность приобретают исследования проблем, связанных с формированием такой готовности у курсантов ведомственных вузов в период получения ими высшего профессионального образования в условиях практико-ориентированного обучения будущих специалистов.
В настоящее время в психолого-педагогической науке ведется разработка такого направления, как деятельность человека в экстремальных условиях (В.И. Лебедев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, A.M. Столяренко и др.). Однако в более углубленном исследовании нуждаются такие его аспекты как активизация целенаправленного формирования готовности курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях на базе разработки теоретических положений данного процесса применительно к образовательным учреждениям МЧС России; обоснование возможностей повышения эффективности формирования готовности курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях посредством разработки и внедрения технологий практико-ориентированного обучения, способствующих активизации этого процесса; разработка показателей, позволяющих диагностировать сформированность
морально-психологической готовности курсантов к действиям в экстремальных ситуациях.
В отечественной психологии и педагогике понятие «готовность» к различным видам деятельности стало активно изучаться в середине прошлого века. Что касается психологов, то в их работах сформировались следующие подходы к исследованию готовности: В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова и др. изучают готовность как состояние мобилизации всех психологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др. - как целенаправленное выражение личности, которое формируется в ходе всесторонней подготовки и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии, а Ю. А. Самарин и др. - как внутреннюю настроенность на определенное поведение, установку на активное и целесообразное действие.
Ученые-педагоги исследуют готовность специалистов к осуществлению профессиональной деятельности, главным образом, в аспекте ее формирования в образовательном процессе: В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов под готовностью человека к профессиональной деятельности понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности; К.К. Платонов - субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить, Ю.К. Васильев - условие целостного выполнения деятельности, избирательную «прогнозирующую» активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность.
Что касается готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, то наибольший интерес, по нашему мнению, представляют следующие подходы к ее определению. Например, А.В. Шигаев определяет «готовность к экстремальным ситуациям» как «сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивацию и положительное отношение к подготовке в области обеспечения безопасности в экстремальных условиях, систему знаний, сформированных умений и навыков, совокупность личностных качеств, физиологического и психического состояния, в единстве обеспечивающих эффективность и результативность действий в экстремальных ситуациях» [1]. К.Н. Крикунов под готовностью к эффективным действиям в условиях экстремальных ситуаций понимает интегративное свойство личности, характеризуемое достигнутым уровнем развития комплекса соответствующих индивидуально-личностных качеств, степенью совершенства необходимых навыков и уровнем физического развития [2].
На основе анализа психолого-педагогических исследований мы следующим образом определяем готовность специалистов МЧС к деятельности в экстремальных ситуациях: это интегративное личностно-деятельностное образование, которое характеризуется достигнутым ими
уровнем сформированности индивидуально-личностных профессионально-значимых качеств (мотивации, знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, черт характера, эмоционально-волевых, рефлексивных качеств), а также способностью к их актуализации и мобилизации для эффективного решения профессиональных задач в экстремальных условиях. Формирование готовности курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях в образовательном процессе ведомственного вуза, по нашему мнению, представляет двуединый процесс: во-первых, это совокупность приемов и способов образовательного воздействия на курсантов, определяющих деятельность преподавателей и командиров с целью создания у каждого курсанта интегративного личностно-деятельностного образования, определяющего его способность сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные профессиональные задачи в любых, в том числе - и в экстремальных условиях; во-вторых, - это целенаправленное развитие курсантами своих потенциальных возможностей, совершенствование своих личностных характеристик, обеспечивающих возможности эффективного и целесообразного решения задач при осуществлении профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
Практико-ориентированное обучение позволяет не только повысить эффективность формирования значимых профессионально-личностных качеств курсантов, но и обеспечить становление высококвалифицированных специалистов-профессионалов, способных грамотно действовать в любых, в том числе и в экстремальных ситуациях. Ведь практико-ориентированное обучение порождается потребностями практики и направлено на удовлетворение потребностей практики предстоящей профессиональной деятельности специалиста. Оно позволяет моделировать самые разные экстремальные ситуации и формировать навыки грамотного профессионального поведения, обеспечивающего успешность его результатов. Основу такого обучения составляет технология практико-ориентированного обучения, под которой понимается последовательность целенаправленных педагогических процедур, операций и приемов, реализацией которых в процессе обучения достигается формирование профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста, обеспечивающих высокий уровень его готовности к осуществлению практической профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях.
Список литературы
1. Шигаев А.В. Учебно-методические материалы для преподавателей -организаторов Основ безопасности жизнедеятельности: уч.-метод. пособие. -Саранск, 2006. С.9.
2. Крикунов К. Н. Формирование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. пед. Наук. - Челябинск, 2007. С.47.