Научная статья на тему 'Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях практико-ориентированного обучения курсантов в ведомственных образовательных организациях'

Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях практико-ориентированного обучения курсантов в ведомственных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях практико-ориентированного обучения курсантов в ведомственных образовательных организациях»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

И.С. Панферкина, старший преподаватель, к.п.н., Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Формирование готовности специалистов ГПС МЧС России к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в период обучения курсантов в ведомственных образовательных учреждениях. Этот процесс протекает в русле формирования личностно-профессиональных качеств специалистов, необходимых для осуществления ими эффективной профессиональной деятельности в любых, в том числе и чрезвычайных ситуациях. Важно учитывать, что деятельность сотрудников ГПС МЧС России относится к тем видам деятельности, которые сопряжены с повышенным риском и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремальности. Количество ситуаций в практической профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС, которые характеризуются как экстремальные, многократно возросло в настоящее время не только в России, но и за ее пределами. В связи с этим возрастают требования к подготовке специалистов для ГПС МЧС России в ведомственных образовательных организациях, к формированию в процессе обучения их готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Исходя из этого, с уверенностью можно утверждать, что особое значение приобретают в современных условиях исследования проблем, связанных с формированием такой готовности у курсантов в период получения ими высшего профессионального образования.

Такие исследования осуществляются (В.И. Лебедев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, A.M. Столяренко и др.). Однако до настоящего времени недостаточно изученными остаются многие проблемы, связанные с формированием готовности курсантов к действиям в чрезвычайных ситуациях с учетом специфики организации образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях, что не позволяет в должной мере разрешить сохраняющиеся противоречия: во-первых, между необходимостью активизации целенаправленного формирования готовности курсантов к действиям в чрезвычайных ситуациях и недостаточной разработкой теоретических положений данного процесса применительно к образовательным организациям ГПС МЧС России; во-вторых, между возможностями повышения эффективности формирования готовности курсантов к действиям в чрезвычайных ситуациях средствами практико-ориентированного обучения и отсутствием эффективных технологий, способствующих активизации этого процесса, а также диагностического инструментария, необходимого для оценки уровня сформированности такой готовности, критериев и показателей, позволяющих диагностировать ее сформированность. В этой связи проблему

формирования готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях практико-ориентированного обучения курсантов мы рассматриваем как актуальную и недостаточно разработанную современной педагогической наукой и практикой.

В отечественной психологии и педагогике понятие «готовность» к различным видам деятельности стало активно изучаться в середине прошлого века. Что касается психологов, то в их работах сформировались следующие подходы к исследованию готовности: В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова и др. изучают готовность как состояние мобилизации всех психологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др. - как целенаправленное выражение личности, которое формируется в ходе всесторонней подготовки и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии, а Ю.А. Самарин и др. - как внутреннюю настроенность на определенное поведение, установку на активное и целесообразное действие.

Ученые-педагоги исследуют готовность специалистов к осуществлению профессиональной деятельности, главным образом, в аспекте ее формирования в образовательном процессе: В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов под готовностью человека к профессиональной деятельности понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности; К.К. Платонов -субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить, Ю.К. Васильев - условие целостного выполнения деятельности, избирательную «прогнозирующую» активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность.

На основе анализа психолого-педагогических исследований мы определяем готовность специалистов МЧС к деятельности в чрезвычайных ситуациях как интегративное личностно-деятельностное образование, которое характеризуется достигнутым ими уровнем сформированности индивидуально-личностных профессионально-значимых качеств (мотивации, знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, черт характера, эмоционально-волевых, рефлексивных качеств), а также способностью к их актуализации и мобилизации для эффективного решения профессиональных задач в экстремальных условиях. Формирование готовности курсантов к деятельности в чрезвычайных ситуациях в образовательном процессе, по нашему мнению, представляет двуединый процесс: во-первых, это совокупность приемов и способов образовательного воздействия на курсантов, определяющих деятельность преподавателей и командиров с целью создания у каждого курсанта интегративного личностно-деятельностного образования, определяющего его способность сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные профессиональные задачи в любых, в том числе - и в экстремальных условиях; во-вторых, - это

целенаправленное развитие курсантами своих потенциальных возможностей, совершенствование своих личностных характеристик, обеспечивающих возможности эффективного и целесообразного решения задач при осуществлении профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Согласно нормативно закрепленному определению, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [1]. Чрезвычайные ситуации, в которых свою профессиональную деятельность осуществляют выпускники образовательных организаций ГПС МЧС России, связаны с тушением пожаров. В таких чрезвычайных ситуациях наиболее характерными опасными и вредными факторами, воздействующими на сотрудников ГПС МЧС России, являются: экстремальный температурный и влажностный режимы, высокая концентрация дыма, ядовитые газы, уменьшение концентрации кислорода в атмосфере помещения, а также высокое нервно-психическое напряжение, связанное с исполнением профессионального долга. Среди факторов нервно-психологического воздействия наибольшее влияние способны оказать: высокая степень нервного напряжения, связанная с опасностью, риском, непредсказуемостью развития ситуации; ответственность за осуществляемые профессиональные действия, когда под угрозой находятся зачастую жизнь и здоровье людей; необходимость осуществления согласованных, четких, грамотных и выверенных действий, от которых зависит результат - максимально эффективное преодоление чрезвычайной ситуации. В связи с этим особое значение приобретает формирование морально-психологической устойчивости курсантов в экстремальных ситуациях, основу которой, по мнению Е.И. Мещеряковой и М.А. Сибирко «составляет морально-психологический фактор, через который, в конечном счете, проявляются и другие факторы» [2].

Очень сложно предвидеть развитие чрезвычайной ситуации, связанной с осуществлением профессиональных действий сотрудниками ГПС МЧС России, а потому важно сформировать готовность к эффективному и результативному поведению в каждой конкретной ситуации. Этому способствует использование технологий практико-ориентированного обучения. Такое обучение порождается потребностями практики, направлено на удовлетворение потребностей практики предстоящей профессиональной деятельности специалиста, а проблемы его организации в последние десятилетия активно исследуются отечественными педагогами (А.М. Аронов, А.В. Баранников, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, П.Г. Щедровицкий и др.). Технологию практико-ориентированного обучения курсантов мы определяем как технологию, обеспечивающую формирование у будущих специалистов личностных профессионально значимых качеств, необходимых компетенций в соответствии с полученной специальностью «Пожарная

безопасность». Технология практико-ориентированного обучения курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России представляет последовательность целенаправленных педагогических процедур, операций и приемов, реализацией которых в процессе обучения достигается формирование профессионально-значимых качеств личности будущих специалистов, обеспечивающих высокий уровень их готовности к осуществлению практической профессиональной деятельности в любых, в том числе и в чрезвычайных ситуациях.

Наибольшую эффективность в формировании готовности курсантов к действиям в чрезвычайных ситуациях обеспечивает проведение в рамках технологий практико-ориентированного обучения комплексных занятий по профессиональной подготовке на основе моделирования деятельности сотрудников ГПС МЧС России в чрезвычайных ситуациях с использованием необходимых средств. Такие комплексные занятия основаны на межпредметной интеграции, приводящей к практическому применению курсантами знаний, умений и навыков, полученных при освоении как базовых теоретических дисциплин (правоведение, медийные технологии в условиях ЧС, основы сервиса безопасности, физико-химические основы развития и тушения пожара, теория горения и взрыва и др.), так и практико-ориентированных дисциплин (организация и ведение аварийно-спасательных работ, организация защиты населения и территорий от ЧС, пожарная тактика, пожарная техника и др.). Основу проведения комплексных занятий по выработке навыков эффективного и целесообразного осуществления профессиональных действий в чрезвычайных ситуациях составляют и те знания, умения и навыки, которые курсанты приобретают на внеаудиторных занятиях по психологическому сопровождению формирования морально-психологической устойчивости в чрезвычайных ситуациях. Моделирование профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России с использованием специальных средств в чрезвычайных ситуациях на таких комплексных занятиях позволяет не только приобрести, но и закрепить знания по правомерности осуществления определенных действий в экстремальных условиях, умения комплексного применения полученных знаний при решении профессиональных задач, навыки эффективного и целесообразного применения специальных средств в чрезвычайных ситуациях.

Список использованной литературы

1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru/10107960/ (дата обращения 10.11.2015).

2. Мещерякова Е.И. Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости / Е.И. Мещерякова, М.А. Сибирко // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 1 (44). 2011. - С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.