Научная статья на тему 'Готовность сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности'

Готовность сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2424
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности»

ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. В. Шишков О. В. Стрельцов ФГБУ ВНИИПО МЧС России, г. Балашиха

Опыт боевого применения частей и подразделений ГПС МЧС России свидетельствует, что выполнение задач по ликвидации пожара в значительной степени определяется работой пожарных расчётов и во многом зависит от личностных качеств, профессиональной и психологической подготовленности, готовности к деятельности в экстремальных ситуациях (А. В. Шленков, В. Л. Зверев, А. Б. Дмитриева и др.).

Установлено, что недостаточная профессиональная готовность сотрудников ГПС МЧС России приводит к срыву выполнения ими служебной задачи, сводит на нет их профессиональные знания, умения и навыки. Успех деятельности сотрудников ГПС МЧС России в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении служебных задач во многом зависит от их готовности к такой деятельности [1].

Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки.

Объективно можно выделить: духовную готовность (идейную и нравственную), специально-трудовую готовность (теоретическую, техническую и технологическую), психическую готовность (умственную, волевую и эмоциональную), физическую готовность (функциональную и двигательную). При этом первые два вида готовности (духовная и специально-трудовая) и их составляющих, обычно несколько уточняются в связи с особенностями тех или иных видов деятельности [2].

Структура личностного уровня готовности к профессиональной деятельности представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный. В структуре готовности к профессиональной деятельности центральное место занимает мотивационно-ценностный компонент [3].

Готовность сотрудника ГПС МЧС России к профессиональной деятельности можно трактовать как кратковременное или особо длительное состояние.

«Готовность к действию» - состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий [4].

В инженерной психологии понятие готовности к деятельности имеет несколько оттенков:

- владение определёнными знаниями, навыками и умениями;

- готовность к экстренной реализации необходимой программы действий в ответ на появляющийся раздражитель;

- согласие на совершение каких-то действий [5].

В частности, Л. А. Кандыбович выделял в готовности к осуществлению деятельности три компонента:

- образ структуры действия во внезапно возникшей ситуации;

- общее психофизиологическое состояние как интегральный компонент, который обеспечивает быстроту актуализации опыта деятельности;

- направленность личности [6].

В исследованиях Г. В. Курносова и А. Н. Зайцева показано, что для возникновения готовности к сложным видам деятельности необходимы:

- осознание задачи, своих потребностей, требований общества, коллектива;

- осознание целей деятельности;

- осмысление и оценка условий деятельности;

- выявление на основе опыта наиболее вероятных способов решения поставленных задач;

- оценка своих возможностей в их решении;

- мобилизация сил в соответствии с условиями деятельности и задачей [7; 8].

Готовность может быть обычной, когда выполняется привычная работа. Состояние повышенной готовности связано, как правило, с деятельностью в непривычных условиях, а также с особым стимулированием, особым характером работы и т. д. Пониженная готовность наступает вследствие утомления, снижения интереса к деятельности, переоценки своих возможностей и др. Таким образом, состояние готовности к деятельности - сложная динамическая структура, состоящая из мотивационных, операциональных, волевых, ориентационных и оценочных компонентов, которые тесно взаимосвязаны между собой [9].

Готовность имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Недостаточная выраженность компонентов готовности свидетельствует о профессиональной неподготовленности [10].

Профессиональная готовность напрямую зависит от функциональной надежности - интегральной характеристики, отражающей функциональную устойчивость систем организма по обеспечению профессиональной работоспособности, эффективности и надежности деятельности в любых, в том числе экстремальных, условиях деятельности [11].

Достигая определённой цели, индивидуум реализует две группы своих возможностей, которые являются слагаемыми его готовности к деятельности:

1) возможности мобилизации опыта, чувств, воли, умения поддерживать внутреннее равновесие:

2) развитые и устойчивые профессионально важные качества и свойства личности, способность к такой их актуализации, которая соответствовала бы характеру решаемых задач.

Таким образом, состояние готовности сотрудника ГПС МЧС России к деятельности включает такие компоненты, как компетентность, т. е. владение индивидуумом способами достижения цели, психологическая и физиологическая готовность. В основе готовности лежит направленность, характер, способности, опыт личности и владение ею способами достижения цели.

Кратко структуру готовности к профессиональной деятельности, можно представить в виде схемы (рисунок 1).

Операционный компонент готовности

владение способами и приёмами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и

Ориентационный компонент готовности

знания и представления об особенностях и условиях деятельности сотрудников ГПС МЧС при ликвидации пожара и спасении людей

Готовность специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности

уровень профессиональной работоспособности, здоровья, развития физических качеств и прикладных

Физический компонент

самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам и др.

У

Оценочный компонент

Рис. 1. Структура готовности сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности по ликвидации пожаров

Список использованной литературы

1. Шленков А. В. Концептуальные подходы профессионального психологического отбора в определении профессиональной пригодности и поведения сотрудников ГПС МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2010. - № 3 (8).

2. Вострецов А. А. Формирование готовности и профессиональной деятельности курсантов ВУЗОВ Государственной противопожарной службы МЧС России, СПб, 2004.

3. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2011. - № 12.

4. Курносов Г. В. Формирование психологической готовности курсантов в процессе тактико-специальной подготовки: уч.-методич. пособие. - СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2007.

5. Михайлова В. В. Формирование психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: дис. ...канд. пед. наук. - СПб: УГПС МЧС России, 2008.

6. Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск, 1985.

7. Курносов Г. В. Формирование психологической готовности курсантов в процессе тактико-специальной подготовки: уч.-методич. пособие. - СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2007.

8. Зайцев А. Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях // III Межведомственная науч.-практ. конф.: Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации (17 апреля 2009 года). - Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009.

9. Слива А. В., Фокина В. Н. Компетентностное обучение и тестирование профессиональных компетентностей при использовании информационно -коммуникационных дистанционных образовательных технологий / Доклады и материалы международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». Московский гуманитарный университет, 13-15 ноября 2008 г. М.: Изд.-во МосГУ, 2008.

10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

11. Агаджанян Н. А., Турзин П. С., Ушаков И. Б. Общественное и профессиональное здоровье и промышленная экология // Мед. труда и промыш. экология. - 1999. - № 1.

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, И ВЫСОКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Т. А. Щерба, к. и. н., доцент Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля,

Украина, г. Черкассы

В процессе деятельности человека, любого объекта, субъекта, предприятия создаются документы, которые отображают эту деятельность и показывают информационные связи. Обеспечение согласованной работы подразделений организации, отдельных исполнителей, групп работников, а также необходимых контактов с внешней средой требует своевременной передачи информации разных видов, определенного качества, необходимой достоверности и тому подобное. [1].

Вся управленческая деятельность тесно связана с работой над документами, поскольку для принятия любого решения необходима информация по вопросу, который рассматривается, носителем которой является документ-объект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.