Научная статья на тему 'Структура готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности'

Структура готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ГОТОВНОСТИ / READINESS / ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ / FORMATION OF QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВУЗЫ ГПС МЧС РОССИИ / UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA / КУРСАНТЫ / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин А.Э., Аганов С.С., Довженко М.С.

Отмечено, что состояние готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности представляет собой сложную динамическую структуру, состоящую из мотивационных, волевых, физических, профессиональных, ориентационных и оценочных компонентов, которые тесно взаимосвязаны между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин А.Э., Аганов С.С., Довженко М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF GRADUATE SCHOOL GPA READINESS THE RUSSIAN EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The authors note that the state of readiness of graduates of State fire service of EMERCOM of Russia to the professional activity is a complex dynamic structure consisting of motivational, volitional, physical, occupational, orientation and evaluation components, which are closely interrelated.

Текст научной работы на тему «Структура готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности»

СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

ГПС МЧС РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Э. Болотин, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. С.С. Аганов, доктор педагогических наук, профессор; М.С. Довженко.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Отмечено, что состояние готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности представляет собой сложную динамическую структуру, состоящую из мотивационных, волевых, физических, профессиональных, ориентационных и оценочных компонентов, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Ключевые слова: содержание готовности, формирование качеств, профессиональная деятельность, вузы ГПС МЧС России, курсанты

STRUCTURE OF GRADUATE SCHOOL GPA READINESS THE RUSSIAN EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY TO PROFESSIONAL ACTIVITY

A.E. Bolotin. Saint-Petersburg state polytechnical university. S.S. Aganov; M.S. Dovzhenko.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The authors note that the state of readiness of graduates of State fire service of EMERCOM of Russia to the professional activity is a complex dynamic structure consisting of motivational, volitional, physical, occupational, orientation and evaluation components, which are closely interrelated.

Keywords: readiness, formation of qualities, professional activity, university of State fire service of EMERCOM of Russia, cadets

Готовность выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности можно трактовать как особое состояние. В работах по проблемам психологии риска, психологии труда, а также спорта рассматриваются различные аспекты готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к деятельности в напряженных условиях [1-8]. Вместе с тем до сих пор нет единого мнения по оценке содержания готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности. Это требует обоснования структуры и содержания готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

В настоящее время профессиональная подготовка курсантов в вузах ГПС МЧС России направлена на формирование у них готовности к профессиональной деятельности. Сложившаяся к настоящему времени система профессиональной подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России не в полной мере обеспечивает эффективное решение этой задачи. В руководящих документах МЧС России отмечается необходимость повышения уровня профессиональной и физической готовности у выпускников вузов ГПС МЧС России к эффективной профессиональной деятельности. Все вышесказанное требует пересмотра профессиональной подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России. Главной целью подготовки в вузах ГПС МЧС России должно стать формирование всесторонне развитой, профессионально и физически подготовленной личности сотрудника, способной решать сложные задачи в экстремальных условиях деятельности. Это требует психологической и эмоциональной устойчивости, а также высокого уровня развития физических качеств

у выпускников вузов ГПС МЧС России. При этом основным звеном в решении профессиональных задач является формирование высокого уровня готовности у выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Анализ практики показывает, что у некоторых выпускников вузов ГПС МЧС России отмечается отсутствие желания качественно решать профессиональные задачи, недостаточное стремление к профессиональному росту.

Основными причинами наличия этих недостатков являются низкий интеллектуальный уровень, недостаточный уровень готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к решению профессиональных задач. Специфика профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России заключается в целевом характере обучения специалистов для осуществления особой профессиональной деятельности, связанной с риском для жизни и спасением людей. При этом большое значение отводится применению средств физической подготовки в формировании готовности к профессиональной деятельности.

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс вузов ГПС МЧС России создает условия для подготовки специалистов новой формации, владеющих современными способами ликвидации пожаров, спасения людей и умеющих самостоятельно использовать средства физической подготовки для развития физических и профессионально важных качеств, а также для поддержания высокого уровня работоспособности. Выпускникам вузов ГПС МЧС России приходится постоянно обновлять свои знания, пересматривать методы работы, овладевать новыми умениями по локализации и ликвидации пожаров разной категории сложности. Это требует высокого уровня профессиональной и физической готовности.

Вместе с тем в процессе обучения курсантов в вузах ГПС МЧС России возникает ряд психолого-педагогических проблем. Недостаточный уровень физической подготовленности и успеваемости курсантов, нарушения дисциплины, низкий уровень общей культуры, а также самоорганизации, в целом негативно сказываются на формировании у них готовности к профессиональной деятельности. Следует также отметить, что вопросы формирования готовности у курсантов к профессиональной деятельности недостаточно изучены. Именно эти факторы во многом характеризуют качество обучения и в дальнейшем значительно влияют на развитие индивидуальных стратегий профессионального поведения выпускников вузов ГПС МЧС России.

В настоящее время состояние готовности к деятельности оценивается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий.

В частности, Г.В. Курносов [8] выделяет в готовности к деятельности три компонента:

- образ структуры действия во внезапно возникшей ситуации;

- общее психофизиологическое состояние как интегральный компонент, который обеспечивает быстроту актуализации опыта деятельности;

- направленность личности.

Первый компонент может быть оценён по числу ошибочных действий, второй -по быстроте реакции.

Ильин Е.П. [7] отмечает целый ряд признаков оптимального рабочего состояния человека, характеризующих его готовность к действию. К этим признакам он относит максимум функций с наибольшей скоростью реакций, длительное сохранение работоспособности при максимальной выносливости, быстрота врабатываемости, адекватные реакции на внешние воздействия, устойчивость и восстановление оптимальных состояний, средняя выраженность эмоционального возбуждения и др.

В своих исследованиях А.Э. Болотин [1-6] отмечает, что для формирования готовности к сложным видам деятельности необходимы:

- осознание задачи, своих потребностей, требований общества, коллектива;

- осознание целей деятельности;

- осмысление и оценка условий деятельности;

- выявление на основе опыта наиболее вероятных способов решения поставленных задач;

- мобилизация сил в соответствии с условиями деятельности и задачей. Исходя из выше сказанного, состояние готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности включает такие компоненты, как владение индивидуумом способами достижения цели, психологическую и физиологическую готовность. В основе готовности лежит направленность, характер, способности, опыт личности и владение ею способами достижения цели. Выпускник вуза ГПС МЧС России настраивается на определённое поведение, преодоление трудностей профессиональной деятельности, готовится к решению сложных задач, добывает недостающую информацию о протекающих событиях, создаёт условия для достижения цели, оценивает адекватность своих действий, сознательно управляет собой для поддержания готовности к решению внезапно возникающих задач. Готовность может быть обычной, когда выполняется привычная профессиональная работа. Состояние повышенной готовности связано, как правило, с деятельностью в непривычных условиях, а также с особым характером работы при ликвидации пожара, спасении людей и т.д. Пониженная готовность наступает вследствие утомления, снижения интереса к профессиональной деятельности, переоценки своих возможностей и др.

Таким образом, состояние готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности - это сложная динамическая структура, состоящая из мотивационных, волевых, физических, профессиональных, ориентационных и оценочных компонентов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Готовность имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Недостаточная выраженность компонентов готовности свидетельствует о профессиональной неподготовленности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Структура готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности представлена на рисунке.

Основными слагаемыми готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности являются:

- возможности мобилизации опыта, чувств, воли, умения поддерживать внутреннее равновесие в собственном организме;

- развитые и устойчивые профессионально важные качества и свойства личности, способность к такой их актуализации, которая соответствовала бы эффективному решению профессиональных задач.

Наряду с индивидуальной готовностью выпускников вузов ГПС МЧС России существует и коллективная готовность к профессиональной деятельности. В процессе групповой профессиональной деятельности помимо мобилизации индивидуальных качеств зачастую необходимо устранить негативные эмоциональные и другие реакции некоторых сотрудников, привлекая для этой цели различные мнения и традиции коллектива. «Коллективный результат базируется на правильном восприятии и представлении всеми участниками хода решения задачи, взаимопонимании, взаимной уверенности, взаимном доверии, сплочённости, навыках взаимодействия» [8].

Следовательно, содержание и структура коллективной готовности к профессиональной деятельности складывается из групповой профессиональной подготовленности сотрудников, устойчивости, общности устремлений, организационного, интеллектуального, волевого и эмоционального единства, единства в межличностных отношениях и активности.

Важным компонентом индивидуальной готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности является физическая готовность. Физическую готовность принято рассматривать как совокупность трёх видов готовности - телесной, функциональной и двигательной, тесно связанных между собой [3, 4, 6].

Цели профессиональной деятельности

Структура готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности

Физический компонент готовности

Уровень профессиональной

работоспособности, функциональных резервов организма, развития физических качеств и прикладных навыков тушения пожара и преодоления препятствий

Профессиональный компонент готовности

Владение способами

и приёмами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.

Мотивационный компонент готовности

Чувство долга, ответственность за выполнение задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности объектов, граждан и др.

Волевой компонент готовности

Самоконтроль своей деятельности, умение управлять своими чувствами, эмоциями, действиями, из которых складывается выполнение служебных обязанностей и др.

Ориентационный компонент готовности

Знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности при ликвидации пожара, спасении людей и др.

Самооценка своей готовности к профессиональной деятельности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам деятельности и др.

Рис. Структура готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности

Необходимо подчеркнуть, что готовность выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности может быть обеспечена только при достаточной подготовленности их во всех отношениях. Никакой из элементов, даже при максимальной степени его развития, не способен в современных условиях компенсировать низкий уровень других слагаемых готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим нельзя ни в коей мере преуменьшать или недооценивать значение любого из них, в том числе и показателей физической готовности выпускников вузов ГПС МЧС России.

Педагогический аспект исследования эффективности профессиональной деятельности на сегодняшний день представлен отдельными публикациями [9]. Эффективность профессиональной деятельности рассматривается как бы в «чистом виде», без учета исторических, психолого-педагогических и других условий. Нельзя сбрасывать со счетов и специфику содержания самого слова «эффективность» применительно к профессиональной деятельности, так как оценки и числовые показатели состояния пожарной безопасности не могут зафиксировать всю сложность и многомерность данного явления. Психологические и педагогические исследования трудовой деятельности позволяют включить в понятие эффективности профессиональной деятельности ценностные характеристики коллектива.

Ценностные характеристики коллектива рассматриваются в двух основных формах:

- праксиологической, связанный с ориентацией на конкретный результат профессиональной деятельности, способы его достижения;

- духовно-прагматической, ориентированной на внутренние ценностные регуляторы деятельности сотрудника, выходящие за рамки профессиональной этики и сопряженные с нравственными общечеловеческими ценностями.

Их единство и качественный уровень создают нравственно-правовой комплекс, содержанием которого выступают единство должного и сущего, надежность сотрудников. Тем самым, для формирования готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности важно не только чёткое выполнение сотрудниками своих функций. Далеко не безразлично при этом обеспечение законности и моральности деятельности [1].

Следует также учитывать, что критерии состояния пожарной безопасности могут отражать общественно-необходимый уровень деятельности подразделений ГПС МЧС России. Конечно, это обеспечивает стабильное функционирование социально-экономической системы. Но лишь при условии, когда не ставятся задачи высоких достижений и сама система не находится на подъеме своего развития. Все это необходимо иметь в виду при анализе и обосновании критериев эффективности формирования готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Индивидуальная и групповая готовность к профессиональной деятельности тесно связаны между собой и являются слагаемыми эффективной профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России.

Литература

1. Болотин А.Э., Васильева В.С. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 6 (100). С. 29-33.

2. Болотин А.Э., Васильева В.С. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 14-19.

3. Болотин А.Э., Зайцев О.С. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 9 (91). С. 38-42.

4. Болотин А.Э., Чистяков В.А. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3 (97). С. 35-41.

5. Болотин А.Э., Токарева А.В., Паульс А.А. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 23-28.

6. Болотин А.Э., Панченко И.А., Волков А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 35-38.

7. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 85-93.

8. Курносов Г.В. Формирование психологической готовности курсантов в процессе тактико-специальной подготовки: уч.-метод. пособие. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2007. 127 с.

9. Герасимова И.Н., Ермолаева Ж.Е. интеллект-карта как метод формирования понятийно-терминологического аппарата обучающихся в высшей школе // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация («Пожары и ЧС»). 2014. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.