УДК 159.9
НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА У БУДУЩИХ СПАСАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ
Д.В. Конорев, В.С. Остапенко
В статье рассматриваются некоторые организационно-педагогические условия формирования профессионального долга у будущих спасателей в ведомственных вузах МЧС, существенно повышающих эффективность данного процесса
Ключевые слова: организационно-педагогические вузы МЧС
Количество аварий и катастроф,
чрезвычайных ситуаций, неуклонно
возрастающих в связи с развитием техногенной цивилизации, предполагает не только материально-техническое обеспечение
спасателей, но и повышенные требования к профессиональной подготовке сотрудников, формированию у них качеств
профессионального долга [1].
При организации процесса
формирования профессионального долга у будущих спасателей в ведомственном вузе МЧС необходимо учитывать организационнопедагогические условия, которые должны быть созданы в целях повышения качества и эффективности работы в данном направлении.
Во-первых, - это необходимость трансформации моносубъектного управления процессом формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузе МЧС в полисубъектное управление.
Активными субъектами управления выступают сами ведомственные вузы МЧС, а также их структурные подразделения - отделы, службы, факультеты, курсы, кафедры и т.п. Успех управления во многом определяется и тем, насколько рационально включены в данный процесс отдельные руководители, сотрудники, преподаватели, командиры, сами обучаемые. И если такого полисубъектного взаимодействия нет, то, как утверждает И.С. Панферкина «традиционная моносубъектная система управления подготовкой специалистов в ведомственных вузах не позволяет максимально эффективно решать стоящие перед образовательными учреждениями задачи» [2, с.258—259].
Конорев Дмитрий Валериевич - ВГИПС МЧС России, ст. преподаватель,е-таД: [email protected] Остапенко Владимир Савельевич - ВГИПС МЧС России, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]
условия, профессиональный долг спасателя, ведомственные
Полисубъектное управление
образовательными системами в последние годы приобретает все больше сторонников. В педагогических исследованиях уже сложились определенные подходы к его определению (В.И. Коваленко, А.В. Белошицкий, Т.Н. Шамова и др.). Наибольший интерес для изучения мировоззренческого потенциала полисубъектного управления в ведомственных вузах силовых структур, по нашему мнению, представляет определение, данное В.И. Коваленко, который утверждает, что полисубъектное управление «представляет собой процесс полилогического
взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов управления, направленный на совместную разработку и реализацию стратегической программы ее развития на основе мобилизации творческого потенциала педагогического коллектива и гармонизации индивидуальных, групповых и общевузовских целей и интересов» [3, с. 8].
В основу организации и управления исполнением должностных обязанностей сотрудниками силовых ведомств в силу объективных причин положен принцип единоначалия. Не исключение -профессиональная деятельность сотрудников МЧС России. Однако, как показывает практика, обеспечить эффективность управления
процессом формирования профессионального долга в ведомственном вузе, опираясь только на принцип единоначалия, исключая принцип коллегиальности, практически невозможно. Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности позволяет преодолеть
субъективность и авторитаризм в управлении процессом формирования феномена в ведомственном вузе МЧС. Разумное сочетание единоначалия и коллегиальности предполагает следующее: коллегиальность должна быть
приоритетной на этапе обсуждения и принятия, главным образом, стратегических и некоторых особо значимых тактических управленческих
вопросов, тогда как единоначалие - в процессе принятия текущих тактических задач и на этапе реализации принятых стратегических решений. Практическая реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности
осуществляется посредством организации деятельности различного рода советов и комиссий (Ученый совет вуза, советы факультетов, учебно-методический совет, совет по НИР, курсантские советы, которые создаются и на уровне факультетов, и на уровне института и др.). Они действуют на общественных началах и формируются либо посредством проведения выборов, либо посредством включения в их состав руководителей, преподавателей, командиров в соответствии с занимаемыми должностями.
В целом, полисубъектная
направленность управления процессом формирования профессионального долга у спасателей в вузе МЧС - это:
1) умение командиров, начальников,
педагогов видеть в каждом обучаемом
личность со своими взглядами, мотивами, потребностями и интересами, которые необходимо уважать, содействовать их развитию;
2) способность руководителя рационально делегировать свои полномочия подчиненным, привлекая их к принятию и реализации управленческих решений в сфере формирования профессионального долга в вузе МВД;
3) готовность руководителя к принятию
компромиссных управленческих решений, основанных на проявлении подчиненными инициативы и самостоятельности,
нетрадиционных подходах, вариативности взглядов, мнений, точек зрения, если это способствует достижению главной цели -формированию профессионального долга у будущих спасателей в вузе МЧС.
Во-вторых, важным организационнопедагогическим условием является
гуманизация и демократизация всех форм работы по формированию профессионального долга в ведомственном вузе, что способствует повышению эффективности данного процесса.
Гуманистическое направление в педагогике и психологии (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) не противопоставлено традиционным направлениям, но развивает их, выстраивая более широкое понимание индивидуальности и механизмов профессионального становления и самовоспитания личности, формирования
качеств профессионального долга в сочетании с внешними условиями и факторами, воздействующими на человека.
Гуманизация процесса формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузе МЧС проявляется в
обращенности к личности обучаемого, в уважении его человеческого достоинства и в доверии к нему. Важно учитывать, что опора на принцип гуманизма не позволяет
ограничиваться только воздействием субъекта на объект управления (личность, учебностроевые подразделения обучаемых), но и требуется сотрудничество, соуправление, самоуправление, т.е. субъект-субъектное взаимодействие в процессе разработки, принятия и реализации управленческих
решений. Но демократизация процесса формирования профессионального долга у обучаемых в вузе МЧС имеет определенные ограничения, порождаемые особенностями ведомственного образования (единоначалие, субординация и др.). Однако и здесь повысить эффективность такой работы можно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений, доступности информации о принимаемых решениях и их результативности, регулярных отчетах руководителей ведомственного
образовательного учреждения о результатах профессионального становления обучаемых в вузе по всем направлениям.
В-третьих, важнейшим условием формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузе МЧС является создание инновационной образовательной среды. «Инновационная образовательная среда,
— пишет Л.В. Ковтуненко, — это созданная на основе новейших достижений в области психологии и педагогики, автоматизированных технологий теоретико-методологическая база для разработки современных эффективных концепций обучения; это разработанные и реализуемые на основе принципов педагогического проектирования эффективные технологии профессионального обучения по конкретным дисциплинам; это преподаватели, владеющие новейшими технологиями обучения с использованием современных технических средств» [4, с.284].
При проектировании работы по формированию профессионального долга у обучаемых в инновационной образовательной среде вуза МЧС необходимо:
- во-первых, сформировать соответствующий комплекс учебно-воспитательных
форм, методов, средств для развития качеств профессионального долга личности
(пространственно-предметный компонент
инновационной образовательной среды). Данный компонент характеризует не только совокупность пространственных и предметных средств, но и способ их функционирования в данной среде;
- во-вторых, организовать целевое воздействие субъектов образовательного процесса по формированию профессионального долга у будущих спасателей (организационнотехнологический компонент инновационной образовательной среды). Отправной точкой здесь служит модель специалиста с ее квалификационными компетенциями и характеристиками, выражающими особенности формирования профессионального долга у обучаемых в вузе МЧС в современных условиях в соответствии с социальным заказом;
- в-третьих, педагогически
целесообразно организовать межличностное социальное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, включение их в соответствующую деятельность по
формированию профессионального долга у обучаемых (социальный компонент
инновационной образовательной среды).
Социальный компонент инновационной образовательной среды — это характер общения субъектов профессионально-
ориентированного образовательного процесса, на фоне которого реализуются групповые потребности и интересы, возникают и разрешаются межличностные конфликты. Наиболее общим и универсальным методом развития качеств профессионального долга в инновационной образовательной среде является совместная деятельность, ее групповые формы, что наиболее характерно для вузов силовых ведомств. Приведем ряд терминов, характеризующих социальный
компонент такой среды: «социально-
психологический климат», «моральный климат», «психологический настрой»,
«психологическая атмосфера» и др.
В развитие третьего условия
необходимо сформулировать и четвертое -
внедрение в образовательный процесс
информационных и коммуникационных технологий (наряду с традиционными, устоявшимися в учебно-воспитательном процессе вуза).
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства,
механизмы, способы, алгоритмы обработки, передачи и использования информации, которая всегда, в том или ином виде несет в себе мировоззренческий потенциал. Важнейшими современными устройствами ИКТ являются персональный компьютер (ПК), снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Исходя из целей исследования и применительно к вузам МЧС ИКТ можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации в целях повышения качества и эффективности процесса формирования профессионального долга у обучаемых. С появлением
компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получить необходимую информацию из любого источника, что порождает такое явление как мобильность формирования профессиональных качеств личности. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д.). С помощью поисковых систем можно искать необходимый учебный материал для подготовки к семинарским и практическим занятия, зачетам, экзаменам, то есть становится возможным широкий доступ каждого обучаемого к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности,
проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Такой широкий диапазон средств, воздействующих на становление качеств профессионального долга у обучаемых, может формировать его различные компоненты, оказывая влияние на оперативность, мобильность процесса становления и развития феномена.
Вышерассмотренные организационнопедагогические условия оказывают
существенное влияние на формирование
профессионального долга у будущих спасателей в вузе МЧС, предполагают как целенаправленные усилия командиров,
начальников, педагогов, воспитателей, психологов, так и активность, инициативу, творчество самих обучаемых.
Литература
1. О некоторых вопросах аттестации аварийноспасательных служб, аварийно-спасательных
формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя: Постановление Правительства
Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 // «Российская газета» - 13 января 2012 г. - Федеральный выпуск № 5678. .
2. Панферкина И. С. О воспитательном
потенциале полисубъектного управлении в ведомственном вузе / И. С. Панферкина // Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество: материалы Международной научно-практической
конференции. Часть 1. Воронеж, 16-17 апреля 2013 г. / под
ред И.Ф. Бережной, С.В. Поповой. - Воронеж: «Научная книга»,2013. - С. 258—262.
3. Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на примере вузов МВД России): автореф. дис. ... д-ра пед.наук / В.И. Коваленко. - Белгород, 2005. - 48 с.
4. Ковтуненко Л.В. Инновационная
образовательная среда ведомственного вуза как условие развития профессионала / Л.В. Ковтуненко // Воспитательная деятельность в вузе: проблемы,
эффективность, качество: материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Воронеж, 1617 апреля 2013 г. / под ред И.Ф. Бережной, С.В. Поповой. - Воронеж: «Научная книга»,2013. - С. 282—287.
Воронежский институт Г осударственной противопожарной службы МЧС России
SOME ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL DUTY OF FUTURE RESCUERS IN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS OF EMERCOM OF RUSSIA
D.V. Konorev, V.S. Ostapenko
The paper deals with some organizational and pedagogical conditions of formation of the professional duty of future rescuers in the department of higher education establishments of EMERCOM of Russia
Key words: organizational and pedagogical conditions, professional duty, rescuers, department of higher education establishments, EMERCOM