Научная статья на тему 'Правовые и педагогические аспекты полисубъектного управления подготовкой специалистов в вузах МЧС России'

Правовые и педагогические аспекты полисубъектного управления подготовкой специалистов в вузах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / DEPARTMENTAL UNIVERSITY / POLYSUBJECT MANAGEMENT / TRAINING / IMPROVING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панферкина Ирина Сергеевна

Определены правовые и педагогические аспекты управления подготовкой специалистов в ведомственных вузах и возможности повышения его эффективности посредством перехода к полисубъектному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панферкина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS POLYSUBJECT MANAGEMENT OF SPECIALISTS'' TRAINING AT THE UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA

O identify the legal and pedagogical aspects of training specialists in the departmental universities and possibilities to increase the efficiency by moving to a poly subjective management.

Текст научной работы на тему «Правовые и педагогические аспекты полисубъектного управления подготовкой специалистов в вузах МЧС России»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.1

ПРАВОВЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ И. С. Панферкина

Определены правовые и педагогические аспекты управления подготовкой специалистов в ведомственных вузах и возможности повышения его эффективности посредством перехода к полисубъектному управлению.

Ключевые слова: ведомственный вуз, полисубъектное управление, подготовка специалистов, повышение эффективности.

Введение. Анализ социальных процессов, происходящих в нашей стране, и их научное осмысление, отражения этих процессов в современных научных исследованиях красноречиво свидетельствуют о том, что в настоящее время на первый план выдвигаются проблемы субъектного становления и развития человека в единстве с проблемами межсубъектного взаимодействия и организации совместной деятельности людей в самых разных сферах. Одной из таких сфер является ведомственное образование.

Обобщение научных исследований в области управления современными образовательными системами позволяет с уверенностью утверждать, что для подготовки специалистов силовых ведомств, в том числе и МЧС России, которые способны к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях демократизации общественных отношений, характерных для современного этапа общественного развития в нашей стране, необходимо изменить характер отношений между

Панферкина Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела,

Воронежский институт ГПС МЧС России;

Россия, г. Воронеж, e-mail: [email protected]

© Панферкина И. С., 2013

субъектами образовательного процесса в ведомственном вузе посредством демократизации прежде всего внутривузовского управления.

Полисубъектное управление образовательным процессом в вузе приобретает в последние годы все больше сторонников. Мы разделяем позицию исследователя управления развитием образовательной системы вуза МВД России В. И. Коваленко, который утверждает, что полисубъектное управление «представляет собой процесс полило-гического взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов управления, направленный на совместную разработку и реализацию стратегической программы ее развития... на основе мобилизации творческого потенциала педагогического коллектива и гармонизации индивидуальных, групповых и общевузовских целей и интересов» [1, с. 8]. Такое управление, по нашему мнению, в вузе МЧС наиболее полно соответствует закономерностям развития современных систем управления педагогическими системами.

1. Система нормативного регулирования управлением ведомственными вузами. Переход от доминирующего в настоящее время моносубъ-ектного к перспективному полисубъектному управлению требует внесения определенных изменений в систему нормативного регулирования управления ведомственными вузами. Заметим, что на законодательном уровне в последние годы наблюдается

нормативное оформление такого перехода. Напомним, что ст. 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 [2] был закреплен принцип единоначалия и самоуправления, а п. 2 ст. 26 действующего в настоящее время Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 вместо него устанавливается принцип единоначалия и коллегиальности в управлении [3]. Действительно, именно коллегиальность, т. е. форма принятия решений, при которой учитывается коллективное мнение и при этом каждый из участников обсуждения и принятия управленческого решения несет персональную ответственность за результаты его реализации, в сочетании с единоначалием позволяет использовать в ведомственном вузе преимущества полисубъектного управления.

Кроме того, введенным в действие с 01.09.2013 г. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 81) предусмотрены и «особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка». Изучая п. 5 ст. 81 указанного Федерального закона, находим следующее: «Управление федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении федеральных государственных органов,... осуществляется в соответствии с федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация» [3]. Этой нормой, закрепленной в законе, ведомствам представляется возможность разработки нормативных актов, которыми регламентируется организация эффективного управления вузами МЧС России с учетом специфики подготовки специалистов для ведомства и особенностей осуществления образовательной деятельности в вузе. Однако такие нормативные документы должны разрабатываться с учетом системного единства и взаимодействия централизованного регулирования (надзора) со стороны министерств (образования, МЧС России) и децентрализованного управления, которое на принципах полисубъектности разрабатывается и осуществляется конкретным вузом МЧС России.

Практическая реализация этого утверждения должна найти продолжение в разработке типового положения об организации управления вузом МЧС России, в котором необходимо закрепить организационную структуру управления вузом, коллегиальные органы управления из числа предлагаемых в п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также обозначить права

вуза в создании «других органов, предусмотренных уставом образовательной организации». В типовом положении могут найти отражение и правовые основы самоуправления в вузе МЧС России, ведь получившие широкое распространение и доказавшие свою эффективность в гражданских вузах органы студенческого самоуправления не действуют в ведомственных.

Мы считаем, что разработка типового положения об организации управления вузом МЧС России, на базе которого каждый вуз будет разрабатывать в соответствии с уставом структуру управления, положения об органах коллегиального управления образовательным процессом и органах самоуправления курсантов (слушателей), позволит обеспечить:

1) расширение автономии вузов МЧС России при одновременном повышении ответственности их руководителей за результаты образовательной деятельности;

2) повышение роли коллегиальных органов управления и органов самоуправления в обеспечении эффективного управления подготовкой специалистов для МЧС России;

3) привлечение к управлению вузами МЧС России практических работников ведомства и усиление практико-ориентированного характера обучения, воспитания, личностного развития будущих специалистов;

4) обеспечение открытости в управлении вузом МЧС России в тех пределах, в которых это не противоречит особенностям организации ведомственного образования, а также повышение роли родителей в результативности учебной и познавательной деятельности курсантов и их воспитании.

2. Организационно-педагогические принципы подготовки. Применительно к управлению в вузах МЧС России и с учетом особенностей профессиональной подготовки будущих специалистов для силового ведомства мы считаем необходимым опору на определенные организационно-педагогические принципы, которые вытекают из закономерностей управления и находят отражение в современных исследованиях (И. Ф. Исаева, В. И. Коваленко, В. А. Сластенина, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Е. Н. Шиянова и др.).

В качестве первого мы определяем принцип обеспечения системности и целостности в управлении вузом МЧС России. Безусловно, подготовка специалистов для силовых ведомств — это сложная и многопрофильная деятельность, в которой в зависимости от установленных критериев можно выделить различные направления. Система управления в вузе МЧС России - это сложное системное образование, многоуровневая и многокомпонентная система взаимодействующих и взаимосвязанных элементов. В вузе МЧС России в качестве направлений подготовки специалистов важно рассматривать не только общие (обучение, воспитание, лич-

ностное развитие курсантов), но и специфические направления, которые определяются спецификой подготовки и предстоящей профессиональной деятельности (служебная подготовка, моральнопсихологическая подготовка, физическая подготовка, подготовка к деятельности в экстремальных ситуациях и др.).

Каждый из элементов системы управления в вузе МЧС России характеризуется свойствами, отличающими его от других элементов. В то же время все элементы системы управления взаимодействуют, и в этом взаимодействии формируется новое свойство системы, которое является интегративным и отличается от свойств отдельных ее элементов. Устойчивость этого сформированного интегративного свойства системы управления вузом МЧС России в конечном итоге определяется целостностью системы, которая во многом обеспечивается рациональностью управленческой деятельности субъектов;

Вторым становится принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении. Общеизвестно, что в основу организации и управления исполнением должностных обязанностей сотрудниками силовых ведомств, в том числе и вузов, осуществляющих подготовку специалистов для них, в силу объективных причин должен быть положен принцип единоначалия. Однако обеспечить эффективность управления профессиональной подготовкой специалистов в вузе МЧС России в условиях современной демократизации общественной жизни, частью которой является и образование, только посредством единоначалия невозможно. Его необходимо рационально дополнить коллегиальностью в управлении.

Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении позволяет преодолеть субъективность и авторитаризм в управлении целостным педагогическим процессом в вузе МЧС России. Единоначалие в такой ситуации способно обеспечить дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий всеми субъектами управленческой деятельности, а также оперативность принятия и исполнения управленческих решений. Коллегиальность позволяет вырабатывать и принимать управленческие решения с опорой на опыт и знания сотрудников вуза МЧС России и привлекаемых к обсуждению практических работников ведомства, организовывать обсуждение решений посредством сопоставления различные точек зрения и поиска оптимальных вариантов принятия управленческих решений.

На практике принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении вузом МЧС России реализуется посредством организации деятельности различного рода советов и комиссий. Это могут быть ученый совет вуза, советы факультетов, учебно-методический совет, совет по НИР и др. Они действуют на общественных началах и форми-

руются либо посредством проведения выборов, либо посредством включения в их состав руководителей, преподавателей, командиров в соответствии с занимаемыми ими должностями. При этом стратегические для вуза МЧС России управленческие решения могут приниматься коллегиально по результатам работы конференций, семинаров, круглых столов, в работе которых принимают участие не только сотрудники вуза, но и специалисты-практики. В ходе таких мероприятий осуществляется коллективный поиск оптимальных вариантов принятия управленческих решений. Одновременно особенно важно предусмотреть персональную ответственность за принятые решения.

В качестве третьего мы рассматриваем принцип полисубъектной направленности управления и творческой самореализации субъектов в процессе принятия управленческих решений. В содержании этого принципа находят отражение и развитие оба выше представленные принципа. Действительно, реализация этого принципа требует обеспечения системности и целостности в управлении практикоориентированной подготовкой специалистов для МЧС России, единства единоначалия и коллегиальности в управлении ведомственным вузом.

Полисубъектная направленность управления образуется тремя составляющими: во-первых, это умение руководителя видеть в каждом подчиненном личность со свойственными ей потребностями и интересами, которые необходимо уважать и содействовать их развитию; во-вторых, это способность руководителя рационально делегировать свои полномочия подчиненным, привлекая их к принятию и реализации управленческих решений по осуществлению подготовки специалистов для МЧС России; в-третьих, это готовность руководителя к принятию компромиссных управленческих решений, которые основываются на проявлении подчиненными инициативы и самостоятельности, на нетрадиционных подходах, вариативности взглядов, мнений, точек зрения. Важно, чтобы такие решения способствовали достижению целей эффективного управления.

Выводы. Являясь организационно-педагогическим принципом организации эффективного управления в вузе МЧС России, полисубъектная направленность управления способствует и одновременно требует творческой самореализации субъектов в процессе принятия управленческих решений.

Творческая самореализация находит проявление в их активном стремлении найти оптимальное научно обоснованное управленческое решение, которым обеспечивается не только повышение эффективности подготовки специалистов для МЧС России, но и достижение собственных целей, реализация своих творческих планов и замыслов посредством активного участия в принятии управленческих решений.

Библиографический список

1. Коваленко, В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Коваленко В. И. — Белгород, 2005. — 8 с.

2. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями // Гарант: инфор.-правовой портал. — (http://base.garant.ru/10164235). — (10.10.2013).

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (ч. 1), ст. 7598. // Гарант: инфор.-правовой портал. — (http://base.garant.ru/70291362). — (10.10.2013).

References

1. Kovalenko, V. I. Polisub'ektnoe upravlenie razvi-tiem obrazovatel'noj sistemy vuza (na materiale vuzov MVD Rossii): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Kovalenko V. I. — Belgorod, 2005. — 8 s.

2. Ob obrazovanii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 s posleduyushhimi izmeneniya-mi i dopolneniyami // Garant: infor.-pravovoj portal. — (http://base.garant.ru/10164235). — (10.10.2013).

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder-al'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ // Sobranie zakono-datel'stva Rossijskoj Federacii. — 2012. — № 53 (ch. 1), st. 7598. // Garant: infor.-pravovoj portal. — (http://base.garant. ru/70291362). — (10.10.2013).

LEGAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS POLYSUBJECT MANAGEMENT OF SPECIALISTS' TRAINING AT THE UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA

Panferkina I. S.

PhD in Pedagogical, Senior research fellow,

Voronezh Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;

Russia, Voronezh, e-mail: [email protected]

To identify the legal and pedagogical aspects of training specialists in the departmental universities and possibilities to increase the efficiency by moving to a nonucy6^eKmnoMy management.

Keywords: departmental university, polysubject management, training, improving efficiency.

20 лет

«.ft«# ®n® Воронежский пн, ^ ШС МЧС РоссииІ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.